Научная статья на тему 'Своеобразие деятельности классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников'

Своеобразие деятельности классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА / CLASS TEACHER / ECONOMIC CULTURE OF A SENIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ECONOMIC AWARENESS OF A SENIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалов М. И.

В статье определяются факторы, влияющие на деятельность классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников, рассматриваются возможности и основные направления деятельности классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников (систематическое развитие экономического сознания старшеклассников в сочетании с организацией их практической экономической деятельности, сотрудничество с родителями, взаимодействие со специалистами из различных областей экономической деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents factors that influence class teacher's activity on the formation of high school student's economic culture. The attention is also given to the main directions of the class teacher's activity in this sphere (systematic development of the student's economic awareness on the basis of their practical economic activity, partnership with parents, interaction with specialist of different spheres of economy on the formation of student's economic culture).

Текст научной работы на тему «Своеобразие деятельности классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников»

28

Актуальные проблемы педагогики

1

М.И. Самохвалов

Своеобразие деятельности

классного руководителя по формированию

экономической культуры старшеклассников

В статье определяются факторы, влияющие на деятельность классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников, рассматриваются возможности и основные направления деятельности классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников (систематическое развитие экономического сознания старшеклассников в сочетании с организацией их практической экономической деятельности, сотрудничество с родителями, взаимодействие со специалистами из различных областей экономической деятельности).

Ключевые слова: классный руководитель, экономическая культура старшеклассника, экономическое сознание старшеклассника.

В условиях социально-экономического развития современного общества актуализируется задача воспитания активной личности, обладающей глубокими познаниями в экономической сфере. Выпускники общеобразовательных учреждений должны уметь ориентироваться в экономических вопросах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики.

В этой связи особую значимость заслуживает работа классных руководителей по формированию экономической культуры школьников. Так, классный руководитель обеспечивает включение старшеклассника в различные виды внеучебной деятельности экономической направленности, которые формируют экономические знания, умения и навыки практической экономической деятельности, осознание общественной значимости труда, развивают экономически значимые качества личности, определяют социально-ценностное отношения к экономическим явлениям, эконо-мически-ценностные поступки, их готовность к эффективному участию в производственно-экономической деятельности.

На деятельность классного руководителя по формированию экономической культуры старшеклассников оказывают влияние следующие факторы.

1. Назначение и традиции общеобразовательной школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. Экономическое воспитание старшеклассников станет приоритетным в общеобразовательном учреждении соответствующего профиля и пр.

2. Специфика воспитательной деятельности и особенности самого классного руководителя, его интересы, склонности, установки. Если классный руководитель стремится к получению высоких результатов в обучении школьников, то и в своей работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность экономической направленности. Для другого классного руководителя важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет разнообразной творческой деятельности экономической направленности.

3. Особенности классного коллектива, возраста, индивидуальности ученика. Классный руководитель должен уделять большое внимание учету возрастных особенностей учащихся и развитию индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Как показывают исследования, социально-психологические особенности старшеклассников дают им возможность освоить обобщенные теоретические и практические знания, необходимые для конструктивного решения хозяйственных задач и принятия экономических решений. В этом возрасте оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний фактов, информации, продолжают формироваться практические экономические навыки и умения. Поэтому особое значение в старшем школьном возрасте приобретает формирование экономической культуры.

В деятельности классного руководителя в формировании экономической культуры старшеклассников центральное место должно занимать работа по систематическому развитию их экономического сознания в сочетании с организацией практической экономической деятельности.

Развитие экономического сознания старшеклассников обеспечивает понимание ими экономической жизни общества, ценностного отношения к труду. Сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха - важная задача, стоящая перед классными руководителями.

Экономическая деятельность создает предметную основу для актуализации и закрепления полученных старшеклассниками экономических

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

знаний и умений, формирует экономическую грамотность, экономически-ценностные поступки, осознание общественной значимости труда, организаторские способности, навыки самоконтроля и другие характеристики личности, определяющие ее экономическую культуру. В силу объективных причин круг видов экономической деятельности школьников в общеобразовательной школе ограничен. Учащиеся включаются в реальную, посильную созидательную деятельность через участие в работе школьных фирм, воспитательных мероприятиях экономической направленности вне стен школы, в семье, на производстве.

Одно из важных направлений в деятельности классных руководителей - их сотрудничество с родителями в формировании экономической культуры старшеклассников. Система работы классных руководителей с родителями школьников включает в себя ряд элементов: изучение родителей старшеклассников, других членов их семей и использование результатов изучения в повседневной практике; просвещение родителей с использованием разнообразных форм совместной деятельности общеобразовательного учреждения и семьи (родительский лекторий, консультации, беседы, родительские собрания, конференции по обмену опытом, диспуты по проблемам правового воспитания детей и др.); совместное изучение педагогами и родителями проявлений старшеклассниками экономической культуры в общеобразовательном учреждении, в семье, в отношениях с людьми и разработка на этой основе программы совместной работы по экономическому воспитанию старшеклассников; привлечение родителей и других членов семей к участию в разнообразных коллективных делах экономической направленности во внеучебной деятельности.

Эффективность формирования экономической культуры старшеклассников обеспечивается через взаимодействие классного руководителя и специалистов из различных областей экономической деятельности (экономистов, бухгалтеров, юристов, бизнесменов, работников торговли, педагогов средних специальных и высших учебных заведений и др.). Совместно со специалистами организуются разнообразные воспитательные мероприятия (встречи, викторины, акции, игры, проекты), например, экскурсии на промышленные предприятия, на объекты сервисного и бытового обслуживания, на коммерческие фирмы, в типографии.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. № 480/30-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.