Научная статья на тему 'Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников'

Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы»

CC BY
399
94
Поделиться
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кириченко Олег Валентинович

В статье анализируется деятельность классного руководителя по воспитанию правовой культуры старшеклассников на основе использования как инновационных, так и традиционных с нестандарными формами технологий воспитания, применяемых в современной школе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Кириченко Олег Валентинович,

Modern educational tendencies in the activity of a class teacher in the sphere of law education of high school students

The article analyses the activity of a class teacher on the formation of the law culture of high school students on the basis of the use of innovative and traditional and non-traditional form and technologies of education that are implemented in modern school.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников»

Актуальные проблемы педагогики

О.В. Кириченко

современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников

в статье анализируется деятельность классного руководителя по воспитанию правовой культуры старшеклассников на основе использования как инновационных, так и традиционных с нестандарными формами технологий воспитания, применяемых в современной школе.

Ключевые слова: классный руководитель, старшеклассник, правовое воспитание, технологии воспитания.

В реалиях нынешнего развития общества создание единого морального воздействия на подрастающее поколение надо рассматривать как одну из главных педагогических задач. Ее решение в значительной степени обеспечивается в условиях школы через организацию деятельности всего педагогического коллектива. В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие перспективами развития российского государства и общества.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Именно классный руководитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. При этом решаются важные задачи освоения современных концепций и педагогических технологий; изучение, обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы.

Деятельность классного руководителя обладает широкими возможностями в правовом воспитании старшеклассников. Так, классный руководитель обеспечивает включение старшеклассника в различные виды внеучебной деятельности правовой направленности, которые обогащают личный опыт ученика, расширяют его знания об обществе и государстве, гражданских правах и обязанностях, общественных нормах; развивают у школьников желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом социально-значимой деятельности и др.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность. Цели правового воспитания должны отражать формирование специфических качеств личности. Они определены в исследованиях А.Д. Бойко, Е.А. Лукашевой, В.Н. Кудрявцева В.И. Павилонис и др. и сформулированы как цели правового воспитания: общее повышение уровня знаний о праве; усвоение

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

правовых требований; формирование правовых убеждений; выработка твердых навыков правомерного поведения. Процесс формирования правовой культуры старшеклассников есть педагогически целесообразно организованное присвоение ими посильных для их возрастных возможностей элементов правовой культуры как объективного явления, существующего в обществе. В процессе нашего исследования были использованы работы Г.П. Давыдова, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова о правовой культуре учащихся [2].

Практика показывает, что в школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются с требованиями нравственного поведения выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость усиления работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России, которое выявлено нами в ходе диагностики учащихся одной из столичных школ. Знания о существовании и кратком содержании законодательных документов о правах человека выявлены у 55 старших школьников из 100 опрошенных, а знание прав ребенка на образование - у 41, на жизнь - у 36, на свободу мнений, выбора - у 29, на воспитание в семье - у 15, на медицинское обслуживание - у 10 из того же контингента старшеклассников.

Данные показатели указывают на острую необходимость скоординированности всех воспитательных влияний на школьников в целях развития личности со сформированной правовой культурой посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношения. А появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по-новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.

Наше исследование показало, что в своей работе классные руководители используют ряд инновационных технологий: мониторинг воспитательного процесса; тестирование как один из методов изучения личности обучающихся и прогнозирования развития каждого ученика; тренинги; практикумы; личностно ориентированные технологии; технология проектной деятельности; технология учебной деловой игры; технология учебных дискуссий; технология развития критического мышления;

г

информационно-коммуникационная технология; технология педагогической поддержки и др.

Кроме этого, осуществление функций классного руководителя по формированию правовой культуры в современных условиях развития образовательной деятельности предполагает проведение нетрадиционных форм классных часов: разъяснение понятий административной и уголовной ответственности несовершеннолетних; формы профилактики подростковой преступности и наркомании; анализ конкретных ситуаций из юридической практики; изучение основ семейного права; правовые основы выбора будущей профессии; советы будущим абитуриентам. Особо следует обратить внимание на приглашение на такие мероприятия специалистов в области права, которые профессионально проведут правовой анализ современной молодежной субкультуры, деятельности тоталитарных сект религиозной направленности, существующих правовых взаимоотношений в семье, прав и ответственности несовершеннолетних и их родителей.

Таким образом, работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, а правовое воспитание старшеклассников является особым видом его деятельности и требует модернизационных изменений.

Библиографический список

1. Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. М., 2006.

2. Методика правого воспитания учащихся / Под ред. Мицкевича А.В., Обухова В.М. М., 1982.

Педагогика и психология