Научная статья на тему 'СВОБОДНЫЙ ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СВОБОДА ВЫБОРА / СТУДЕНТ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьяненко Виктория Ивановна, Волкова Нина Сергеевна

На сегодняшний день важно поддерживать физическое и психическое здоровье подрастающей молодежи, формировать в них осознанную потребность в занятиях физической культурой. Целью исследования являлось изучить влияние фактора свободного выбора студентом спортивной секции при занятии физической культурой на его общую мотивацию заниматься спортом на примере одного учебного семестра в ДВФУ Для выполнения поставленной цели было изучена природа понятия «мотивация»; проведен мониторинг динамики посещаемости в группах студентов, распределенных по спортивным секциям автоматически и на основе их личных предпочтений; проведен опрос студентов на тему их отношения к возможности выбора спортивной секции самостоятельно и путем случайного распределения; осуществлен эксперимент на примере семестрового полугодия в ДВФУ с внедрением в учебный план механизма свободного выбора спортивной секции студентом на основе его внутренней мотивации и физических способностей. Было доказано, что принятие во внимание со стороны преподавателей мотивации студентов заниматься тем или иным видом спортивной деятельности при организации учебного процесса положительно влияет на посещаемость занятий по физической культуре, улучшает результаты сдачи нормативов и общее отношение к спорту. Результаты исследования могут быть востребованы при организации физкультурной деятельности студентов в высших учебных заведениях для повышения эффективности спортивнооздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьяненко Виктория Ивановна, Волкова Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE CHOICE OF SPORTS SECTION AS A MECHANISM OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Today, it is important to maintain the physical and mental health of the growing youth, to form in them a conscious need for physical education. The aim of the study was to study the influence of the factor of free choice by a student of the sports section when doing physical culture on his general motivation to go in for sports on the example of one academic semester at Far Eastern Federal University. To achieve this goal, the nature of the concept of "motivation" was studied; monitoring of the dynamics of attendance in groups of students, distributed in sports sections automatically and based on their personal preferences; a survey of students was carried out on the topic of their attitude to the possibility of choosing a sports section independently and by random distribution; an experiment was carried out on the example of a semester half-year at Far Eastern Federal University with the introduction into the curriculum of the mechanism of free choice of a sports section by a student on the basis of his internal motivation and physical abilities. It was proved that taking into account on the part of teachers the motivation of students to engage in one or another type of sports activity when organizing the educational process has a positive effect on the attendance of physical culture classes, improves the results of passing standards and the general attitude to sports. The results of the research can be in demand in the organization of physical culture activities of students in higher educational institutions to increase the effectiveness of sports and recreational activities.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНЫЙ ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

7. Сальников В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2003. - 262 с.

8. Серова Л.К. Личностные качества спортсмена / Л.К. Серова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2006. - № 20. - С. 75-80.

9. Сиротин О.А. Методология и теория спортивных способностей / О.А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 2000.- № 4. - С. 60-63.

10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. -Москва : Логос, 1996. - 318 с.

11. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности / В. Д. Шадриков // Психологический журнал.- 2019. - № 2 (40). - С. 15-26.

REFERENCES

1. Gorozhanin, V.S. (1971), "Human speed abilities and some properties of the nervous system", Questions of psychology, No. 3, pp. 57-67.

2. Drizhika, A.G. (2004), "Individualization of sports training of sprinters taking into account the types of neuropsychic reactivity", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 25.

3. Ilyin, E.P. (1974), "Differential psychophysiology, its place and role in the study of the personality of athletes", Sports and developmental psychophysiology: Sat. scientific papers, pp. 5-24, Leningrad.

4. Ilyin, E.P. (2008), Differential psychology ofprofessional activity, Peter, St. Petersburg.

5. Kirnarskaya, D.K. (2004), Psychology of special abilities. Musical abilities, Talents XXI century, Moscow.

6. Rubinstein, S.L. (1989), Fundamentals of General Psychology, In 2 volumes. T. 2, Pedagogy, Mjscow.

7. Salnikov, V.A. (2003), Individual differences in the system of sports activity, Publishing house SibADI, Omsk.

8. Serova, L.L. (2006), "Personal qualities of an athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 20, pp. 75-80.

9. Sirotin, O.A. (2000), "Methodology and theory of sports abilities", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 60-63.

10. Shadrikov, V.D. (1996), Psychology of activity and human ability, Logos, Moscow.

11. Shadrikov, V.D. (2019), "Towards a new psychological theory of abilities and giftedness", Psychological journal, No. 2 (40), pp. 15-26.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.03.2021

УДК 378.172

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Виктория Ивановна Касьяненко, старший преподаватель, Нина Сергеевна Волкова,

старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

На сегодняшний день важно поддерживать физическое и психическое здоровье подрастающей молодежи, формировать в них осознанную потребность в занятиях физической культурой. Целью исследования являлось изучить влияние фактора свободного выбора студентом спортивной секции при занятии физической культурой на его общую мотивацию заниматься спортом на примере одного учебного семестра в ДВФУ Для выполнения поставленной цели было изучена природа понятия «мотивация»; проведен мониторинг динамики посещаемости в группах студентов, распределенных по спортивным секциям автоматически и на основе их личных предпочтений; проведен опрос студентов на тему их отношения к возможности выбора спортивной секции самостоятельно

и путем случайного распределения; осуществлен эксперимент на примере семестрового полугодия в ДВФУ с внедрением в учебный план механизма свободного выбора спортивной секции студентом на основе его внутренней мотивации и физических способностей. Было доказано, что принятие во внимание со стороны преподавателей мотивации студентов заниматься тем или иным видом спортивной деятельности при организации учебного процесса положительно влияет на посещаемость занятий по физической культуре, улучшает результаты сдачи нормативов и общее отношение к спорту. Результаты исследования могут быть востребованы при организации физкультурной деятельности студентов в высших учебных заведениях для повышения эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: физическая культура, внутренняя мотивация, спортивная секция, учебная дисциплина, свобода выбора, студент высшего учебного заведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p178-185

FREE CHOICE OF SPORTS SECTION AS A MECHANISM OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN

UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL

UNIVERSITY

Victoria Ivanovna Kasyanenko, the senior teacher, Nina Sergeevna Volkova, the senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

Today, it is important to maintain the physical and mental health of the growing youth, to form in them a conscious need for physical education. The aim of the study was to study the influence of the factor of free choice by a student of the sports section when doing physical culture on his general motivation to go in for sports on the example of one academic semester at Far Eastern Federal University. To achieve this goal, the nature of the concept of "motivation" was studied; monitoring of the dynamics of attendance in groups of students, distributed in sports sections automatically and based on their personal preferences; a survey of students was carried out on the topic of their attitude to the possibility of choosing a sports section independently and by random distribution; an experiment was carried out on the example of a semester half-year at Far Eastern Federal University with the introduction into the curriculum of the mechanism of free choice of a sports section by a student on the basis of his internal motivation and physical abilities. It was proved that taking into account on the part of teachers the motivation of students to engage in one or another type of sports activity when organizing the educational process has a positive effect on the attendance of physical culture classes, improves the results of passing standards and the general attitude to sports. The results of the research can be in demand in the organization of physical culture activities of students in higher educational institutions to increase the effectiveness of sports and recreational activities.

Keywords: physical culture, intrinsic motivation, sports section, academic discipline, freedom of choice, student of a higher educational institution.

Актуальной проблемой в современном мире выступает поддержание здорового образа жизни (ЗОЖ), сохранение и укрепление физического состояния молодежи. Студенты сегодня - это кадровый резерв нашей страны, будущие родители и продолжение нашей нации. Однако подавляющая часть студентов ведет малоподвижный образ жизни, и не проявляет должного интереса к спорту. В связи со сменой зоны комфорта студенты сталкиваются с рядом трудностей: высокие интеллектуальные нагрузки по учебе, проблемы в межличностном общении и стресс на этапе адаптации, что может вызвать проблемы со здоровьем в будущем и ухудшение психологического состояния.

В данной ситуации нужно поддерживать среди студентов стабильную потребность в движении, что выступает одной из задач любого учебного заведения. Важно предоставлять студентам возможности для их физического развития, при этом стоит помнить, что

одним из основных мотивов при занятии физкультурой выступает получение удоволь -ствия от занятий. У студентов, которые сами настроены на занятия, педагоги отмечают лучшую успеваемость, куда более высокую работоспособность и всестороннее физическое развитие. Таким образом, встает вопрос: как можно замотивировать студента заниматься физкультурой, чтобы он имел возможность получать удовольствие от занятий, стремился поддерживать свое физическое здоровье на хорошем уровне и улучшал качество своей спортивной подготовки?

Критерием успешности и высокой эффективности любого спортивно-оздоровительного мероприятия выступает учет одного важного компонента - мотивации личности. В основе проблемы организации занятий по физической культуре в ВУЗах зачастую лежит не учёт этого социально-психологического аспекта [1].

Многие российские ученые подчеркивают, что за последние 20 лет так и не решилась проблема приобщения студентов к ЗОЖ путем осознания его значения в жизни, стремлению молодежи к активной физической деятельности и формирования в структуре личности студента спортивных ценностей и ориентаций [4]. Действительно, многие учащиеся сложили еще со школы мнение о том, что физкультура является необязательным предметом, поэтому потеряна связь между занятием по физической культуре и перспективой улучшения состояния физического здоровья [5].

Все это по тому, что в природу понятия «мотивация» зашита связь следующих видов побуждений: мотив, потребность, стремление, цель, интерес, влечение, установка, идеал и прочее [2]. Ряд ученых, посвятивших много исследований понятию «мотивация» (Ж. Нюттен, К. Левин, З. Фрейд, С. Рубинштейн), пришел к тому, что мотивацию нужно рассматривать как сложную систему переплетений в работе этих видов побуждений [6]. Само понятие мотивация означает побуждение к действию. Мотивация - это психосоциальный процесс, характеризующийся поведением, которое человек считает жизненно важным для своего личного развития. А мотивация к физической деятельности в свою очередь - это особенное состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [8].

На основе анализа литературы можно отметить, что российские ученые устанавливают ряд мотивов, побуждающих студентов систематически заниматься спортом и качественно выполнять упражнения. К физиологическим относят те, что направлены на улучшение качеств тела: оздоровительные, эстетические и познавательно-развивающие.

К психологическим мотивам относя те, что связаны напрямую с интересами и желаниями человека как личности: соревновательно-конкурентные, административные, коммуникативные, психолого-значимые, репутационные, воспитательные и творческие [3, 7, 8].

Зарубежные ученые также советуют обращать внимание на теорию самоопределения (8БТ) при попытке ответить на вопрос: как психосоциальные факторы влияют на поведение человека? Мотивация и поведение студентов периодически меняется, что неизбежно влияет на их производительность. Поэтому важно при организации учебного процесса брать во внимание внутреннюю мотивацию студента. Игнорирование данного факта может привести к деструктивному поведению и общему несогласию с физической деятельностью. Появится амотивация, а человек начнет действовать пассивно. Это может привести к отказу от практики аналогичной деятельности в других контекстах (во внеклассной среде).

Таким образом, изучив российскую и зарубежную литературу, можно сказать, что мотив определяет не только поведение студента, но и формирует конечный результат [7].

В ходе проведения исследования мы поставили перед собой вопрос: как мотивировать студента к занятиям физической культурой в рамках учебной программы вуза, чтобы положительно повлиять на качество этих занятий и помочь его физическому, личностному развитию?

Одним из вариантов решения служит практика предоставления студентам самостоятельного выбора спортивного направления, по которому они будут заниматься на протяжении всего учебного семестра. В этом случае студент получает возможность выбрать секцию, учитывая особенности своего организма, таланты и пожелания, что выгодно отличает подобную практику от системы принудительного распределения, не разделяющей студентов между собой ни по одному из признаков. Такая методика организации занятий по физической культуре активно используется в ДВФУ, поэтому на базе этого университета проводится исследование.

Таким образом, в работе предложено изучить влияние свободного выбора студентом спортивной секции при занятии физической культурой на мотивацию посещения занятий и качество выполнения студентом нормативов. Для выполнения этой цели необходимо выполнение ряда задач: проанализировать природу термина «мотивация»; провести мониторинг изменения динамики посещаемости занятий в течение семестра двух тестовых групп студентов: автоматическое (общая физическая подготовка, ОФП) и специализированное (выбор спортивной секции студентом) распределение по секциям; изучить влияние внедрения механизма свободного выбора секции в рамках учебной программы по физкультуре на результаты функциональных проб у 3 групп студентов (ОФП, баскетбол и бадминтон) на примере одного семестрового полугодия в ДВФУ

В качестве основных качественных методов использованы описание, измерение и сравнение (эмпирические методы), наблюдение позволило изучить и получить развернутую информацию о влиянии свободного выбора спортивной секции на мотивацию студентов (к показателям относятся посещаемость, результаты функциональных проб). Также имелось место и для количественных методов, касающихся формализованного сбора данных. В этом случае применялся статистический (описательный) способ работы с данными (результаты функциональных проб). Отдельно внимание уделялось опросу (на тему отношения студентов к автоматическому и специализированному распределению) и разбору кейса (посчитаны результаты функциональных проб после внедрения практики свободного выбора спортивной секции). Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта, научные публикации российских и зарубежных авторов, электронные ресурсы, анкетирование студентов и статистические данные, собранные в ходе проведения эксперимента в ДВФУ

В анкетировании приняли участие студенты 1 курса ДВФУ в лице молодых мужчин 17-19 лет (обучающиеся на разных направления подготовки (специальностях) университета). В рамках учебной модели «Бакалавриат 2.0» в ДВФУ они на протяжении года в качестве эксперимента обучались стандартизированной физической культуре с автоматическим распределением по спортивным секциям. По результатам опроса и наблюдения оказалось, что при принудительном распределении на ОФП посещаемость в начале семестрах была очень высокая - от 91 до 97%, к середине семестра она упала до 82%, а к концу семестра и вовсе сократилась до 56-59%.

Далее студентам была дана возможность самостоятельно выбрать себе спортивную секцию исходя из личных предпочтений и физиологических способностей. В этом случае наблюдение и опрос показал, что посещаемость специализированных секций падает гораздо меньше, чем на ОФП. Если в начале семестра посещаемость была рекордных 98%, то к концу она осталась на уровне 89%. После внедрения такой системы многие студенты при опросе жаловались на то, что их определяют на занятия в секцию по ОФП, только 30% из числа опрошенных изначально хотели попасть в эту группу ОФП. Таким образом, оказалось, что если студента автоматически определять в спортивную секцию, которая ему не интересна, то мотивации к посещению у него будет гораздо меньше, чем у тех, кто хотел попасть туда, и как следствие студент будет пропускать занятия. После выявления наличия потребности среди студентов в свободном выборе спортивной секции мы реши-

ли замерить количественными способами эффект от новой практики организации учебного процесса. Эксперимент заключался в следующем: на протяжении учебного семестра производился замер функциональных проб и динамики посещаемости у 3 групп студентов, занимающихся физической культурой. Первая группа занималась баскетболом, вторая - бадминтоном, а третья получила стандартную общую физическую подготовку. Каждая группа испытуемых состояла из 20 человек.

В число функциональных проб вошли: прыжки в длину с места, бег на 100 метров, проба Генчи и проба Штанге. Пробы производились несколько раз за семестр - в начале учебного периода и в конце, в таблицах отражены посчитанные результаты всех попыток (результат «после» минус результат «до»), чтобы проследить изменения в динамике. Теперь перейдем непосредственно к описанию полученных результатов.

Первый показатель - прыжки в длину с места. Это один из ключевых показателей в баскетболе, поэтому в данном виде спорта наблюдалось наибольшее увеличение пробы - в среднем на 0.091 метра. Цифры роста у бадминтонистов меньше - в среднем лучше на 0.025 метра, а у студентов из группы по ОФП результат упал в среднем на 0.0015 метра.

По итогам спринта мы можем видеть похожие результаты. Бег на короткие дистанции - ключевой показатель в бадминтоне, поэтому мы наблюдаем у них значительный прогресс - увеличение в среднем на 0.19 сек. У баскетболистов рост незначительный, но присутствует - увеличение в среднем на 0.11 сек. У группы ОФП средний результат упал на 0.0055 сек.

По результатам проб Штанге и Генчи можно сделать вывод, что преимущественно у студентов, занимающихся профильной физкультурой, возможность задерживать дыхание значительно выросла, у студентов, занимающихся ОФП, пробы остались на том же уровне.

Таблица 1 - Результаты функциональных проб

Упражнение № Баскетбол Бадминтон ОФП

Разница (результат после - результат до)

1 +0.08 +0.06 -0.02

2 +0.20 +0.03 +0.01

3 +0.22 +0.03 0

4 +0.13 -0.07 -0.03

5 +0.13 +0.04 +0.01

6 +0.02 +0.02 -0.04

7 +0.03 +0.01 +0.02

8 +0.02 +0.03 -0.03

9 +0.12 +0.05 -0.04

Прыжки в длину с 10 -0.02 +0.02 +0.01

места(метров) 11 +0.04 0 0

12 -0.04 +0.01 +0.02

13 +0.20 +0.02 +0.04

14 +0.11 +0.11 -0.03

15 +0.14 +0.04 -0.01

16 +0.07 +0.04 +0.04

17 +0.19 -0.06 0

18 +0.05 +0.02 +0.04

19 0 +0.05 -0.02

20 +0.13 +0.05 0

1 -0.10 -0.19 +0.7

2 -0.14 -0.16 -0.02

3 -0.07 -0.20 -0.07

Бег на 100 метров, секунд) 4 -0.21 -0.22 -0.06

5 -0.02 -0.28 -0.12

6 -0.03 -0.14 +0.07

7 +0.04 -0.24 -0.03

8 -0.08 -0.17 +0.14

9 -0.20 -0.16 +0.09

Упражнение № Баскетбол Бадминтон ОФП

Разница (результат после - результат до)

10 +0.13 -0.27 -0.03

11 -0.14 -0.19 -0.01

12 -0.11 -0.26 -0.08

13 -0.12 -0.13 +0.07

14 -0.28 -0.17 -0.12

15 -0.10 -0.14 -0.05

16 -0.02 -0.16 +0.17

17 -0.03 -0.25 +0.08

18 -0.27 -0.12 -0.3

19 -0.12 -0.26 +0.13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 -0.06 -0.18 -0.09

1 10 4 0

2 13 9 3

3 10 1 0

4 3 3 3

5 7 3 -4

6 -1 6 -2

7 -1 -1 4

8 6 3 0

9 1 5 1

Проба Генчи 10 9 8 -1

11 3 4 2

12 4 2 0

13 0 2 0

14 6 -2 3

15 5 7 2

16 3 0 2

17 8 7 2

18 4 5 1

19 -2 -2 -2

20 5 5 1

1 5 7 1

2 5 3 2

3 -3 8 6

4 9 8 1

5 -3 6 0

6 10 7 3

7 8 1 -3

8 14 5 2

9 3 0 0

Проба Штанге 10 5 4 4

11 9 9 2

12 -1 9 2

13 11 7 5

14 1 0 0

15 5 0 -2

16 8 3 -3

17 4 5 -1

18 4 6 3

19 8 5 5

20 0 -2 0

Источник: составлено автором

В ходе эксперимента вышло, что группы студентов, самостоятельно выбравших профильный уклон, отличаются более высоким результатом, чем группа со стандартной общей физической подготовкой. Это проявляется тем, что функциональный пробы в группе ОФП были сданы в разы хуже, чем в баскетболе и бадминтоне. Показатель посещаемости в группе ОФП почти в два раза ниже, а уважительная причина была констати-

рована и подтверждена лишь у 10% студентов. Такая низкая посещаемость подтверждает гипотезу о том, что студенты, автоматически направленные в общую группу, имеют куда меньшую заинтересованность в посещении пар, чем студенты, которые по собственному желанию отправились в ту или иную спортивную секцию. Стоит отметить также, что из общего числа студентов, попавших на ОФП, наилучшие показатели сдачи нормативов и посещаемости у тех, кто по своему желанию решил записаться на данные занятия.

Таким образом, при организации учебного процесса и формировании структуры активности занятий по физической культуре в вузе важно учитывать такой социально-психологический компонент как внутреннюю мотивацию индивида, что будет способствовать выполнению желаний и интересов студентов относительно их спортивных предпочтений. Это в свою очередь будет гарантировать наличие во главе угла физкультурно-оздоровительной деятельности любого образовательного учреждения принцип формирования у молодежи потребности в занятии спортом и осознанном улучшении состояния своего здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехожина, А. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов / А.А. Алехожина, К.К. Перепадин, С. Д. Сафронов // Modern science. - 2020. - № 62. - С. 41-45.

2. Бабушкин, Г. Д. Учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г. Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. - Омск : СибГУФК, 2007. - 270 с.

3. Ермакова, Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 12-1 (39). -С. 100-102.

4. Ефремова, Н.Г. Тенденции развития студенческого спорта в РЭУ им. Г.В. Плеханова // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 32 (1). - С. 32-36.

5. Касьяненко, В.И. Анализ перспектив внедрения в высшие учебные заведения методики свободного выбора специализации по физической культуре на основе внутренней мотивации студента с учетом стилевых характеристик командных и индивидуальных видов спорта / В.И. Касьяненко, Н.С. Волкова // Материалы МНПК, посвященной 20-летию физкультурно-спортивного образования в ДВФУ - Владивосток, 2019. - С. 35-41.

6. Кутергин Н. Б. Формирование у студентов высших учебных заведений мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Н.Б. Кутергин, А.П. Коруковец // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 59-4. - С. 17-19.

7. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И.А. Мартын, А.В. Гонтюрев // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 6 (19) - С. 316-319.

8. Слепченко А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слеп-ченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 388-390.

REFERENCES

1. Alekhozhina, A.A., Perepadin, K.K. and Safronov, S.D. (2020), "Formation of motivation for physical culture and sports activities among students", Modern science, Vol. 6, No.2, pp. 41-45.

2. Babushkin, G.D. (2007), Textbook for higher physical education institutions, Sibgufk, Omsk.

3. Ermakova, E.G. (2019), "Formation of motivation for physical culture and sports among students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, Vol. 12-1, No.39, pp. 100-102.

4. Efremova, N.G. (2018), "Trends in the development of student sports in the Plekhanov Russian University of Economics", Physical culture, sport and health, Vol. 32, No.1, pp. 32-36.

5. Kasyanenko, V.I. and Volkova, N.S. (2019), "Analysis of the prospects for introducing the methodology of free choice of specialization in physical culture into higher educational institutions based on the student's internal motivation, taking into account the style characteristics of team and individual sports", Materials of the MNPK dedicated to the 20th anniversary ofphysical culture and sports education at Far Eastern Federal University, Vladivoatok, pp. 35-41.

6. Kutergin, N.B. and Korukovets, A.P. (2020), "Formation of motivation among students of higher educational institutions to engage in physical culture and sports", Trends in the development of sci-

ence and education, Vol. 59, No.4, pp. 17-19.

7. Martyn, I.A. and Gonyyurev, A.V. (2017), "Formation of motivation for physical culture and sports among students", Science and Practice Bulletin, Vol. 6, No. 19, pp. 316-319.

8. Slepchenko, A.L., Krasnov, R.K. and Volsky, V.V. (2019), "Motivation as a component of physical culture lessons", Young Scientist, Vol. 19, No. 257, pp. 388-390.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.04.2021

УДК 796.011.2

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ ОСНОВ ЗНАНИЙ О ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иван Александрович Киласьев, аспирант, Сургутский государственный педагогический

университет

Аннотация

В статье утверждается, что в настоящее время, большинство учащихся общеобразовательных учреждений, имеют низкие результаты при выполнении норм комплекса ГТО. Одной из основных причин может являться незнание школьниками содержания комплекса, а также, его тестовых методик и нормативных требований, что приводит к незаинтересованности в подготовке и сдаче норм комплекса ГТО детьми, тем самым препятствуя их разностороннему развитию физических качеств. С целью предотвращения данной проблемы, в статье предлагается педагогическое условие, которое заключается в экспериментальном обосновании информированности для формирования общих основ знаний о комплексе ГТО у учащихся младшего школьного возраста. В эксперимент привлечены ученики третьих классов Сургутского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, входящие во вторую возрастную ступень комплекса ГТО в составе 60 человек, разделённые на контрольную (17 мальчиков; 14 девочек) и экспериментальную (17 мальчиков; 12 девочек) группы. На протяжение учебного года, к младшим школьникам экспериментальной группы, применялись различные формы информирования. Для исследования уровня общих основ знаний о комплексе ГТО у учащихся младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной группы было осуществлено сравнение результатов анкетирования детей в начале и в конце эксперимента по общим вопросам, связанных с комплексом ГТО, что подтвердило эффективность педагогического условия.

Ключевые слова: комплекс ГТО, педагогическое условие, информированность, общие основы знаний, учащиеся младшего школьного возраста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p185-190

INFORMATION AWARENESS AS PEDAGOGICAL CONDITION TO FORM GENERAL FOUNDATIONS OF KNOWLEDGE ABOUT ALL-RUSSIAN ATHLETIC CIVIL DEFENSE SQUADS COMPLEX AMONG PRIMARY SCHOOL AGE PUPILS Ivan Alexandrovich Kilasyev, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University,

Surgut

Abstract

The article states at present the majority of schoolchildren have low results when they perform standards of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex. One of the main reasons may be poor knowledge of schoolchildren about the Complex content as well as its testing methods and standards which leads to lack of interest in training and fulfillment of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex standards, thereby getting in the way of versatile development of their physical qualities. In order to prevent this issue, the article proposes a pedagogical condition which consists in experimental con-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.