Идеи А. Смита в XIX в. были широко распространены в России. Но его либеральные идеи обернулись фактическим продолжением крепостничества.
Ключевые слова: А. Смит, Н. С. Мордвинов, частная собственность, крепостное право
Свободный рынок как продолжение крепостнических идей (к 250-летию выхода книги А.Смита «Теория нравственных чувств»)
Ю. П. ВОРОНОВ,
кандидат экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,
вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты E-mail: [email protected]
В отличие от экономистов представители других общественных наук убеждены в том, что человеческое поведение представляет собой достаточно сложное явление, зачастую внутренне противоречивое и непредсказуемое.И психологи, и социологи убеждены, что поведение человека нельзя сводить к трем абсолютизированным (совершенным) характеристикам: эгоистическому интересу, рациональности и полной информированности.
Разумеется, реальная жизнь сложнее, и даже самые рьяные приверженцы классической теории признают нереалистичность строгой модели «экономического человека». Тем не менее продолжают пользоваться. Существует и так называемая «слабая» версия модели, не абсолютизирующая перечисленные три свойства. Но ив том и в другом случае человеческое поведение сводится к «рациональной оптимизации», процессу, который хорошо описывается формальными средствами.
© ЭКО 2009 г.
Выведение конструкции «экономического человека» из модели нравственно состоятельного общества - по-настоящему красивая идея Адама Смита. Но, как говорится, благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Чтобы продемонстрировать справедливость этой сентенции, рассмотрим применение этических и экономических концепций Смита в современной ему России, опираясь на работы американских исследователей и классика отечественной исторической мысли.
А. Смит и право собственности
«Если бы Адам Смит неожиданно перенесся в наши дни, что произвело на него наибольшее впечатление? - фантазируют Александр и Луи Бенхам. - Кроме прогресса в науке и технике, достижений экономической мысли, самым важным изменением он признал бы изменения, которые произошли в правах собственности»1. Четко определенные права собственности уже принято рассматривать как один из источников глубоких экономических преобразований. Права отдельных людей использовать ресурсы и есть права собственности. Система прав собственности представляет собой «метод наделения отдельных лиц "полномочиями" выбирать для определенных благ способ их использования за исключением некоторого запрещенного класса использований...»
В самом простом варианте различают три категории прав собственности, в самом сложном - семь. Во-первых, существует право использовать имущество - право пользования, определяющее потенциальные варианты использования имущества, включая право его физического изменения и даже разрушения. Следует отметить, что ограничения прав, которые сужают круг допустимых способов его использования, понижают экономическую ценность имущества, в особенности, если не разрешены высокодоходные варианты. Во-вторых, существует право получать доход от этого имущества и договариваться по поводу этого дохода с другими. В-третьих, существует право передачи другой стороне прав собственности на данное имущество - то есть право отчуждать или продавать его.
1 Benham A., Benham L. Property Rights in Transition Economies: A Commentary on What Economists Know. - 1986. - № 4.
Этот общий подход не был бы новым для Адама Смита: его ученики и последователи участвовали в попытках приватизации в России в начале XIX века. И, по мнению американских исследователей, нужно изучать тогдашние события для того, чтобы лучше понять нынешние.
Во времена, когда А. Смит еще раздумывал над планом «Теории нравственных чувств», в России его идеи были распространены и даже получали поддержку на высших уровнях власти. В 1761 г. два студента Московского университета, С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков, были посланы в Университет Глазго, где они учились у Адама Смита и затем вернулись в Москву. В 1768 г. Десницкий был назначен заведующим кафедрой римского права и российской юриспруденции Московского университета, где он последовательно пропагандировал идеи Смита. Третьяков в 1772 г., будучи профессором Московского университета, читал лекцию «Источники богатства», описывая производство иголок как иллюстрацию теории специализации и разделения труда.
О Н. С. Мордвинове
В ряду исторических лиц Н. С. Мордвинов2 в настоящее время не очень известен. Но личность эта примечательна тем, что показывает, как могут быть использованы либеральные идеи, в частности идеи Адама Смита относительно рационально действующего человека, которые применялись в исторически близком к нему времени.
Справка из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона приводится с купюрами.
«Граф Николай Семенович Мордвинов (1754-1845) в 1774 г. послан для усовершенствования в морском искусстве в Англию, где пробыл 3 года, познакомился с ее бытом и воспитал в себе симпатии к ее учреждениям. Воцарение
2 О Н. С. Мордвинове см., например: Святославский В. В. История экономических идей в России. Т. 1. Пг. Товарищество «Начатки знаний». 1923; Абалкин Л. И. Очерки истории российской социально-экономической мысли. - М.: ПОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова». 2008; Абалкин Л. И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой //ЭКО. -2009. - № 11. - С. 152.
Александра открыло более широкое поприще для деятельности Мордвинова, обратившего на себя внимание либерализмом своих взглядов, он привлекался в эту пору к обсуждению важнейших государственных вопросов, поднимавшихся императором Александром и его ближайшими сотрудниками. С учреждением государственного совета Мордвинов был назначен его членом и председателем департамента государственной экономии. В 1823 г. он был избран председателем Вольного экономического общества и сохранял это звание до 1840 г. Одаренный от природы недюжинным умом, получив хорошее образование и обладая литературными дарованиями, он явился одним из наиболее даровитых и энергичных поборников идей политического либерализма в высших сферах. Мнения Мордвинова, подаваемые им по различным делам в государственный совет, в десятках и сотнях копий расходились по рукам в Петербурге и даже в провинции и доставили ему громкую славу среди современников. Примыкая по своим убеждениям, вынесенным из наблюдений над русской жизнью и знакомства с западной политической и политико-экономической литературой, к сложившемуся в русском обществе кружку приверженцев преобразовательной политики, Мордвинов на первый план выдвигал реформы политические, отодвигая решение социальных вопросов в далекое будущее. Поклонник английского быта, он ратовал за политическую свободу, но думал утвердить ее в России путем создания богатой аристократии, при помощи раздачи дворянам казенных имений и путем предоставления этой аристократии политических прав».
Вот что пишет тот же энциклопедический словарь относительно экономических взглядов Мордвинова.
«Ученик Адама Смита в политической экономии и последователь Бентама в политике, он видел возможность серьезного улучшения экономического положения России лишь в том случае, если правительство, отказавшись от чисто фискального отношения к платежным силам народа, придет на помощь промышленности путем устройства дешевого кредита и других подобных мер и вместе с тем обеспечит законность управления и личные права каждого гражданина. Единственно возможным путем уничтожения крепостного права ему представлялся выкуп крестьянами личной свободы, но не земли, по определенным в законе ценам, размер которых в его проекте был страшно высок, доходя до 2000 руб.
за взрослого работника. В этом смысле он подавал записку императору Александру в 1818 г. Такое соединение в одном лице либерала на английский лад и русского крепостника доставило Мордвинову широкую популярность в обществе. Многие из позднейших декабристов были близки с ним и относились к его деятельности с уважением; Рылеев воспел его в своем стихотворении "Гражданское мужество"; даже наиболее последовательный и энергичный сторонник крестьян, Н. И. Тургенев, расходясь с ним во взглядах на данный вопрос, находился в близких личных отношениях с ним и рассчитывал, что если правительство твердо решится уничтожить крепостное право, то Мордвинов не будет мешать этому; в мечтаниях декабристов о составлении временного правительства после переворота наряду с именем Сперанского упоминалось и имя Мордвинова. События, последовавшие за воцарением Николая I и обратившие Мордвинова в одного из судей над декабристами, повлияли на изменение его воззрений, сделав из него сторонника status quo и в политических вопросах».
Н. С. Мордвинов не скрывал своего восторженного отношения к Адаму Смиту и отзывался о нем как «об одном из величайших гениев», одном из тех, кто «осчастливили человечество», и ставил его в одном ряду с Бэконом и Ньютоном3. Так писал один из английских историков русского происхождения еще в 1930-е годы.
Мордвинов предвидел блестящие перспективы России, если в ней будут применяться принципы Смита4. Это уже отмечает один из советологов нашего времени. Россия наделена природными богатствами и обречена на процветание, если дух состязательности начнет приживаться среди людей; когда производительные силы будут соединены вместе, когда частный сектор будет использоваться на благо общества, и когда государственные деятели начнут понимать, что бедность как общества, так и отдельного человека вызывается лишь тем, что на всех путях к богатству стоят преграды, что наложены путы на свободную
3 Alekseev M. P. Adam Smith and his Russian Admirers of the Eighteenth Century. In: Adam Smith as Student and Professor, William Robert Scott, ed. Glasgow, Scotland: Jackson, Son & Company, 1937. P. 427.
4 Alexandrin G. Mordvinov (1754-1845): Father of Economic Freedoms in Russia? //International Journal of Social Economics. - 1993. - V. 20. - P. 176.
деятельность людей и что существуют искусственные разграничения богатства государства и населяющих его людей.
Реформы Мордвинова: плата за свободу
Для достижения этой цели Мордвинов предложил обширный набор реформ. Они включали предоставление права владения землей купцам, мещанам и даже государственным крестьянам; сокращение налогов; строительство дорог между городами; реорганизацию коммерческих банков; приватизацию государственных заводов и фабрик; реформирование финансовой системы и сокращение военных расходов. В ноябре 1801 г. Мордвинов предложил Государственному совету реформировать права собственности таким образом, чтобы все сословия могли приобретать земельные участки. Его «Замечания относительно прав наделения землей», из меморандума царю Александру I, были впоследствии ратифицированы и вошли частично в указ на день рождения царя 12 декабря 1801 г. Мордвинов отмечал: «Закон относительно прав продажи собственности может быть назван законом истинной свободы для народа; основным законом для русского народа, его святым предназначением».
Он доказывает, что свободная продажа земли увеличит объемы посевов, поднимет лесное хозяйство и снизит цены5. В течение нескольких десятилетий, по мнению исследователей-советологов, Мордвинов пытался провести рыночные реформы. Этому восторженному описанию реформ, связываемых американскими исследователями с именем Н. С. Мордвинова, нужно дать должную оценку ради сохранения исторической справедливости. Из трех проектов реформ, предлагавшихся в России перед восстанием декабристов (Мордвинова, Аракчеева и Канкрина), именно проект Мордвинова предполагал, что за собственную свободу крестьянин должен был платить.
«Адмирал Мордвинов находил справедливым и возможным выкуп личной свободы, об освобождении с земельным наделом не было и речи, земля должна была вся остаться во владении помещиков; но крестьяне получали право выкупить личную
5 А1вхапёг1п G. - Р. 174.
свободу, для этого автор проекта составил таксу - сумма выкупа соответствует возрасту выкупающегося, т. е. его рабочей способности. Например, дети от 9-10 лет платят по 100 руб.; чем старше возраст, тем выше плата; работник 30-40 лет - 2 тыс. (на тогдашнем рынке это равняется нашим 6-7 тыс. руб.); работник 40-50 лет платит меньше и т.п., по мере рабочей силы. Понятно, какие крестьяне по этому проекту вышли бы на волю, - это сельские кулаки, которые получили бы возможность накопить необходимый для выкупа капитал. Словом, трудно было придумать проект, менее практический и более несправедливый, чем тот, какой развивается в записке Мордвинова»6.
Одно из объяснений таково: «Будучи либералом, он хотел освобождения крестьян, но он надеялся, что с образованием достаточного количества хуторян или фермеров с наемными работниками, такого типа хозяйства вытеснят хозяйства помещичьи с землепашцами крепостными, и таким образом безболезненно совершится крестьянская эмансипация»7.
Мы сейчас не можем относиться к идее выкупа собственной свободы положительно. Но в те времена были еще памятны события Смутного времени, когда в один из стрелецких бунтов стрельцы объявили свободными тех дворовых крестьян в Москве, кто «заложился» в кабалу в течение двух последних лет. Сами «холопы» всячески противились такому насильному освобождению. Ведь порвать «кабальную запись» означало лишиться сытного куска, снять шикарный кафтан и идти в батраки, сменив саблю и ездового коня на лопату и вилы8. И только в 1842 г. удалось отказаться от такого понимания идей Адама Смита и категории частной собственности, причем через принятие закона, в котором крепостной трактовался как подданный государства, а не как собственность частного лица. Гражданское право было заменено административным (государственным).
6 Ключевский В. О. Собр. соч. Т. 5. - М.: Мысль, 1989. - С. 213.
7 Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. Александр I. URL: www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/papers/history/tzars/alex1_a.htm
8 Гумилев Л. Н. От Руси к России. Гл. 5. Церковь и власть.
Увлечение идеями Адама Смита в России выходило далеко за рамки профессоров и экономических советников. Первая глава романа в стихах «Евгений Онегин» была опубликована в 1825 г., главный герой характеризовался так: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом; То есть умел судить о том, Как государство богатеет...
Кто в России не знает этих строк? Но трудно себе представить, что касаются они не будущих свобод, а будущих тягот для русского народа. Реализация либеральных мыслей Адама Смита обернулась бы для российских крестьян фактическим продолжением рабства, лишением их права бесплатно обрабатывать собственный надел земли. Государство принципиальным образом противопоставляло себя своему народу.
«Современный список предлагаемых реформ - в России или в любой иной стране с переходной экономикой - немногим отличается от списка Мордвинова. Приватизация была главным пунктом преобразований, она остается таковой и в настоящее время», - это весьма смелое высказывание принадлежит Александру и Луи Бенхамам9. Смелость здесь в том, что в основу современных преобразований положены идеи последовательного крепостника после его знакомства с западными либеральными идеями. Впрочем, это помогает объяснить, почему партийные деятели советского времени так быстро перековались в демократов. Настолько быстро, что когда диссиденты попытались было занять места лидеров в этой гонке к свободе, они обнаружили, что вакантных мест нет.
И в этом нет ничего удивительного. Идея свободного рынка в России со времен Мордвинова оказывается тесно привязанной к идеям крепостного права. Из освобождения крестьян без земли вытекает идея личной свободы, постоянно выкупаемой через налоги и арендные платежи. Тут уж кому повезет, кто сумеет выкупиться, а кто нет. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть результаты.
9 ВвпНаш А., ВвпНаш L.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
6 ЭКО №2, 2010