6. Anti-virus protection.
7. Use of cryptographic protection of information (if required for enterprise operation).
Each company submits a claim on information security, based on the specificity of used and
processed information. Competent information security policy should not affect the efficiency of key business processes of the company, but at the same time it should provide maximum protection of the company.
Nowadays, there is a large arsenal of techniques and mechanisms of information security: means of identification and authentication of users, means of encryption of information stored in computers and transmitted over networks, firewalls, means of content filtering, means of anti-virus protection, systems of revealing vulnerability of networks and analyzers of network attacks [2].
Each of these tools can be used both independently and in the integration with others. It makes possible to create the system of information security for networks of any complexity and configuration of platform agnostic. The staff of the company is responsible for protection of Information security; they must monitor real risks and threats of information security and take rational and effective measures to protect it. This is what provides complex (system) approach to the organization of information security of the company. Satisfaction of all above-listed requirements draws the essence of systematic approach to ensure information security of the enterprise.
REFERENCES
1. Kamskova I.D. Requirements to the systems of information security in financial and credit institutions // Actual problems of operation of business: financial and economic aspect. Materials of III Russian scientific and practical conference (March 1-2, 2012). - Nizhny Novgorod: NKI, 2012. - P. 101-106.
2. Gulomov Sh.R., Nuriddinova M.Sh., Nuruddinova A.G. Settings firewalls to implement special filtering mode. "International scientific review". 2016. №5 (15), XIII International scientific and practical conference "International scientific review of the problems and prospects of modern science and education" Chicago. USA, April, 21-22 2016. P. 34-39.
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, КАК СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
Mg. oec. Зайцева Е. И. докторантка Балтийской Международной Академии, Латвия
Abstract. The necessity for the survival of Latvia on the EU economic space dictates the importance of using modern methods of supporting the economic development of the country. In this present case consider the combination of the free economic zones with the development of innovation clusters what will help to improve the economic position of the state.
Keywords: free economic zones, innovation cluster, the economic development, Latvia.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) многие рассматривают как нововведения развивающихся стран последнего десятилетия. Однако первые СЭЗ появились еще три столетия назад - на Гибралтаре в 1704 году, в 1819 году в Сингапуре и в 1848 году в Гонконге. Сегодня в мире функционирует несколько тысяч свободных экономических зон [1].
Интерес иностранных инвесторов к свободным экономическим зонам - это существенные льготы. К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся [2]:
- налоговые и таможенные льготы;
- доступ к национальному и региональным рынкам;
- обеспечение более низких производственных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам.
За счет ведения бизнеса в особых экономических зонах снижение издержек резидентов ОЭЗ в среднем составляет порядка 15-20 % от общего объем их затрат. Мировой опыт показывает, что по промышленно-производственным особым экономическим зонам период возврата денежных средств составляет 7-8 лет [3]. Примеры зарубежныого опыта развития инновационной экономики при помощи создания СЭЗ: тайваньский технопарк Синчжу - лидер тайваньской ИТ-индустрии, включающий 384 компании и более 115 тысяч сотрудников, где годовой оборот составляет 30 миллиардов долларов; создание полюсов конкурентоспособности
34 № 7(11 ), Vol.1, July 2016
WORLD SCIENCE
во Франции; «Силиконовая долина» и «Бостонский маршрут 128» в США; программа «Технополис» в Японии. Все эти проекты можно с уверенностью назвать самыми успешными в мировой практике [2].
Режим особых экономических зон, таможенные и налоговые льготы, возможность льготного и бесплатного пользования административным аппаратом значительно упрощают трудный процесс коммерциализации научных идей. Соседство и взаимодействие с крупными научно-исследовательскими институтами и научными центрами позволяет наладить цепочку взаимодействия между учеными и бизнесом от появления идеи до ее коммерческой реализации [4]. Создание самой современной инфраструктуры, снижение административных барьеров, оптимальные таможенные и налоговые режимы, региональная специфика и преференции -залог стимулирования инновационных разработок, привлечения высокотехнологичных предприятий, ориентированных в отрасли переработки и создающих конкурентную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, создания инновационных технологий, наукоемких производств и новых товаров.
СЭЗ являются площадками инновационного развития, причем не только создания инноваций самих по себе, но и применения инновационных процедур управления, взаимодействия государства и бизнеса.Следует отметить, что в литературе присутствие СЭЗ рассматривается как положительный фактор, оказывающий ощутимое влияние не только на экономику отдельного региона, но и на всю национальную экономику. Это происходит, прежде всего, из-за работы с зарубежными инвесторами, когда руководители отечественных фирм повышают их уровень (технологический и управленческий) до уровня иностранных компаний. В мировой литературе замечено, что свободные зоны наряду с «прямыми эффектами» обеспечивают «каталитический эффект» для регионов [5].
При выработке механизмов, действующих в СЭЗ, определяются реальная перспективная специализация региона, акцент направления ресурсов. Тогда у каждого жителя региона появляются ориентиры для собственного профессионального самоопределения, что способствует качественному исполнению проектов и повышению эффективности использования государственных средств [3].
Согласно опросу компаний, проведенному Emst&Young о привлекательности инвестирования, иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес услуг очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры (очень важно для 61,5% опрошенных компаний) и уровню квалификации рабочей силы (очень важно для 53% из них). Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права. В большинстве стран СЭЗ используются как полигоны для отработки механизмов и инструментов экономической политики, которые потом распространяются на остальную территорию страны. В результате, стимулируется экспортная ориентация экономики страны, происходит активный трансфер технологий и опыта деятельности компаний на международном рынке, повышается конкурентоспособность экономики и условия жизни населения [6].
В 1996-1997 гг. в Латвии были приняты четыре законодательных акта: о специальных экономических зонах (в Лиепае и Резекне) и о свободных поpтах (в Вентспилсе и Риге) [7]. В ТОП-50 европейских свободных зон в 2013 году вошли три латвийских СЭЗ: Вентспилсский свободный порт (7 место), Рижский свободный порт (49) и Резекненская специальная экономическая зона (50) [8].
После многочисленных дискуссий в конце 90-х гг. о неправомерности существования территорий с льготным режимом для инвесторов, был принят Закон «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах», вступивший в силу с 1 января 2002 года. Согласно этому акту для всех свободных зон стали применяться единые налоговые скидки, которые могут иметь лицензированные предприятия, заключившие договор о предпринимательской деятельности на территории свободной зоны и выполнившие все необходимые требования [8].
Основные льготы, предоставляемые компаниям, созданным и работающим в СЭЗ, следующие:
• скидка 80 % на налог на недвижимость;
• скидка 80% на подоходный налог с предприятий (на доход, полученный в СЭЗ);
• скидка 80% на подоходный налог с дивидендов, зарплаты административного персонала и платежей за использование интеллектуальной собственности;
• 0% НДС для большинства товаров и услуг, производимых в СЭЗ;
• освобождение от НДС, акцизного налога и таможенной пошлины на импорт в СЭЗ из
зарубежных стран и на экспорт в зарубежные страны;
• экспатрианты, оплачивающие социальное страхование в своих странах, могут оплачивать социальное страхование в фиксированном объёме.
С 1 января 2003 года скидки не могут превышать 50 % от всей суммы инвестиций [9].
Для крупных компаний размер скидки составит до 35% от инвестиций, для средних - до 45%, для малых - до 55%. Принцип определения размера прописан в регламенте Еврокомиссии N1. 651/2014. Так, малым считается предприятие с оборотом или балансом не более € 10 млн. и с числом работников не более 50 человек. Чем крупнее инвестиционный проект - тем меньше размер скидки (для вложений до € 50 млн. размер скидки составит до 35%, до € 100 млн. -17,5%, свыше € 100 млн. евро - 0%) [10].
В 2012 году в четырех свободных зонах Латвии действовало 97 обществ капитала, в которые было инвестировано 107 млн. евро. В 2014 году Службой госдоходов предприятиям Латвии было выдано 64 лицензии на ведение деятельности в режиме в СЭЗ. На территории Рижского свободного порта статус СЭЗ получили 19 предприятий, в Вентспилсском свободном порту - 25, В Резекненской СЭЗ - 1 и в Лиепайской СЭЗ - 19 предприятий [11].
В Плане развития района Латгалии, недавно одобренном на заседании правительства Латвии, есть два ключевых пункта - восстановление заброшенных индустриальных территорий на востоке страны и расширение СЭЗ в Резекне. На приведение в порядок подобных территорий на востоке страны направят 52 млн. евро из фондов ЕС, чтобы самоуправления могли подвести к подобным объектам дороги, линии электропередачи, водопровод и др. [12].
Латвия подписала двусторонние договоры о взаимном содействии и защите инвестиций с 43 странами. Эти соглашения гарантируют безопасность и защиту инвестиций вложенных в недвижимость, интеллектуальную собственность, акции или любые другие формы инвестиций, запрещают прямую или косвенную экспроприацию или национализацию средств, а также запрещают применение необоснованных, дискриминационных или своевольных мер странами, заключивших договор [9].
С помощью этих инвестиционных соглашений Латвии гарантирует режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям, их увеличению, управлению, использованию, владению, продаже или иному изъятию.
Свободные экономические зоны доказали свою эффективность для развития регионов Латвии, прежде всего в деле привлечения инвестиций в капитал предприятий и создания новых рабочих мест. До сих пор все специальные экономические зоны и свободные порты создавались на территориях, связанных с крупными транспортными узлами - морскими и железнодорожными. Однако этим возможности СЭЗ далеко не ограничены [8].
В Латвии необходимо развить ещё две СЭЗ:
1. Туристическую (туристско-рекреационную), зона должна располагаться в красивых районах Латвии, особенно в Латгалии, где есть благоприятные условия для организации туристического и других видов бизнеса. Желательно включение „умных технологий", которые вызовут дополнительный интерес иностранных туристов.
2. Инновационную (технико-внедренческую), расположенную в научно-образовательных центрах. Инвестирование в проекты откроет возможности для развития инновационного бизнеса и наукоемкого производства, что будет способствовать развитию инновационных кластеров.
Благодаря перечисленным СЭЗ, возможна более благоприятная среда для усиления позиций новых инновационных кластеров, которые с помощью ряда нижеследующих эффектов [13] (рис. 1) способны поднять латвийскую экономику на более высокий уровень развития.
Возможности СЭЗ необходимы в современной неординарной экономической ситуации Латвии для развития кластеризации, так как предлагаемые льготы и привилегии содействуют расцвету инноваций и привлечению инвестиций, что является одним из краеугольных камней инновационного кластера. Естественно, что это возможно только в рамках государственной экономической политики.
Тридцатилетний опыт развития особых зон Китая показывает, что при наличии политической воли и трудоспособного населения создание высокотехнологичной базы реально даже в условиях низких стартовых возможностей. Однако долгосрочное привлечение иностранных инвестиций и успешное развитие особых зон требует продуманной стратегии развития с четкими правилами игры, которая должна учитывать как национальную специфику, так и внешнюю обстановку [14]. Это напоминает непростую экономическую ситуацию в Латвии и может частично служить примером для развития экономики.
Отметим, что правильное использование режима свободных экономических зон - от идеи создания до полной реализации, приводит к позитивным результатам сначала для отдельного региона, где учреждена и работает СЭЗ, а позже для всего государства [15].
36
№ 7(11), Vol.1, July 2016
WORLD SCIENCE
Поэтому сочетание СЭЗ с развитием инновационных кластеров (кластеризация как современное условие существования государства), является благоприятным фоном для развития экономики Латвии, которая в условиях повышенного уровня госкоррупции, недостаточно продуманной госполитики и оттока интеллектуального потенциала требует особого подхода.
Внешние эффекты
'усиление инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов;
•увеличение социалъно-экономических показателейрегиона;
• повышение поступлений в бюджеты различных уровней;
•увеличение количества участвующих в кластерном формировании предприятий и организаций;
• повышение объема привлекаемых инвестиций;
• улучшение экологическо й с итуации
Внутренние эффекты
• высокийуровень адаптации к переменам внешней среды;
•рост масштабов производства и расширение области деятельности; •улучшение основных показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; •рост доли интеллектуального продуктов продукции образованного кластерного формирования; •уменьшение затрат на приобретение и распространение знаний и технологий;
• наращивание стабильности и устойчивости позиций на рынке;
• повышение эффективности производства;
• разграничение затрат и рисков
Рис.1. Внешние и внутренние эффекты кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационный портал. URL: http://world-economic.com/ru/articles_wej-114.html
2. Кирьянова И., Уварова Г. Свободные экономические зоны как форма организации инновационной экономики. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/svobodnye-ekonomicheskie-zony-kak-forma-organizatsii-innovatsionnoy-ekonomiki#ixzz4BcNAJagd
3. Наумова Н. В., Коробова О. В. Улучшение инвестиционного климата путем создания и функционирования свободных экономических зон // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. -2010. - № 12. - С. 415.
4. Козлова А.С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России // Международный экономический форум. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3116.htm
5. Aggarwal A. (2007), EPZs and Productive Diversification: A Case Study of India. Report submitted to the World Bank, Washington DC.
6. «Состояние и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Узбекистане» Аналитический доклад Ташкент - 2015. URL: http://www.un.uz/files/UNDP %20GGU%20PDF.pdf
7. Павук О. Свободные экономические зоны в мире и Балтии. БРИ. Рига. 2002. 100 с.
8. Ольга Павук, Baltic-course.com, Латвия, 20.05.2015. СЭЗ в Латвии набирают обороты. URL: http://www.baltic-course.com/rus/kruglij _stol/?doc=106391
9. Latvijas investïciju un attïstïbas agentura. URL: http://www.liaa.gov.lv/ru/investitsii-v-latvii/biznes-putevoditel-latvii/stimuly-dlya-investorov
10. Информационный портал. URL: http://www.компаниявлатвии.рф/index.php?id=65 &page=left&alias=svobodnye-jekonomicheskie-zony-v-Latvii
11. Rezeknes speciâlâs ekonomiskas zonas pârvaldes publiskais 2013.gada pârskats. URL: http://www.rsez.lv/images/dokumenti/Publiskais_parskats_2013.pdf
12. Информационный портал. URL: http://www.smartlatvia.lv/specialnaja-ekonomicheskaja-zona-nakroet-vesj-vostok-latvii/
13. Семина Л. А., Санду И. С. Инновационный кластер - основа развития инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. Выпуск № 6 (104) / 2013. С. 137-140.
14. Информационный портал. URL: http://expert.ru/ural/2013/21/zonyi-osobogo-rosta/
15. Информационный портал. URL: http://world-economic.com/ru/articles_wej-114.html