УДК 340
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЕГО ВЛАДЕЛЬЦА: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
М. А. Верхолётов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
FREE USE OF THE COMMERCIAL NAME WITHOUT VIOLATING THE RIGHTS OF ITS OWNER: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
М. А Verholjotov
Mari State University, Yoshkar-Ola
Коммерческое обозначение как отдельный правовой институт в гражданском праве имеет очень большое значение для предпринимательской деятельности. Применение данного средства индивидуализации вызывает широкий интерес у предпринимателей в области границ использования своего обозначения, а также возможности защиты своих прав от недобросовестного использования третьими лицами. Поскольку способы свободного использования коммерческих обозначений прямо не прописаны в законе, автор подчеркивает необходимость законодательной регламентации данных отношений, определяя также границы государственного вмешательства в целях сохранения имиджа коммерческого обозначения. Статья подчеркивает актуальность использования коммерческого обозначения в реалиях настоящего времени и необходимость определения теоретических основ этого процесса, а также практику их применения. Исследование проводилось методом анализа существующего законодательства с использованием действующих норм в современных реалиях. В данной работе автор рассматривает проблемы, связанные со случаями свободного использования коммерческого обозначения без согласия его владельца. Определяется круг правовых возможностей, когда допускается свободное использование коммерческого обозначения без согласия его владельца, а также возникающие в связи с этим проблемы. Автором предлагаются пути решения возникающих в процессе свободного использования коммерческого обозначения проблем теоретического и практического характера. В статье подчеркивается исключительная ценность коммерческого обозначения, обозначены пути решения конфликтных вопросов, возникающих между владельцем коммерческого обозначения и лица, его использующего. Автор также предлагает законодательную регламентацию и установление отдельных норм в области коммерческого права, отмечает необходимость законодательного закрепления исключений (ограничения) права использования коммерческого обозначения.
Ключевые слова: коммерческое обозначение, исключительное право на коммерческое обозначение, ограничение исключительного права на коммерческое обозначение, случаи свободного использования коммерческого обозначения, компенсация за свободное использование коммерческого обозначения
Commercial name as a separate legal institution in civil law is very important for business. The use of this means of identification has a wide interest among businessmen within the limits of the use of their designations, as well as opportunities to protect their rights from misuse by third parties. Since the ways of free use of commercial names are not explicitly stated in the law, the author stresses the need for legislative regulation of these relations by defining the boundaries of state intervention in order to preserve the image of the commercial name. The article emphasizes the relevance of the use of commercial names in the realities of the present and the necessity of defining the theoretical foundations of this process, as well as their practical application. The study was conducted by analysing the existing legislation using existing rules to the modern realities. In this paper, the author examines the problems associated with the cases of free use of the commercial name without the consent of its owner. The scope of legal possibilities, when allowed the free use of the commercial name without the owner's consent, as well as arising in connection with this problem, is determined. The author offers solutions to the problems of theoretical and practical problems that arise in the course of the free use of a commercial name. The article emphasizes the exceptional value of the commercial name, the ways of solving conflict issues arising between the owner of the commercial name and the person that uses it. The author also proposes legislative regulation and establishment of certain norms in the field of commercial law, notes the need for legislative consolidation of the exceptions (limitations) the right of using commercial name.
Keywords: commercial name, exclusive right for a commercial name, limitation of exclusive right for a commercial name, cases of free use of the commercial name, compensation for the free use of the commercial name
© Верхолётов М. А., 2016
Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)
Интерес владельца коммерческого обозначения заключается в максимальной известности этого коммерческого обозначения неограниченному кругу третьих лиц, так как это позволит привлечь максимальное количество потенциальных приобретателей тех товаров или услуг, которые владелец предоставляет в предприятии, индивидуализируемым этим обозначением, поэтому исключительное право на коммерческое обозначение позволяет использовать коммерческое обозначение любым не запрещенным законом способом, при том, что такое использование может затрагивать права и законные интересы третьих лиц и даже причинять им определенный вред.
В этой связи также возникает вопрос о возможности ограничения прав владельца на использование коммерческого обозначения, в том числе права на получение вознаграждения, в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, в интересах всего общества или человечества в целом. Если в авторском праве и патентном праве прямо предусмотрены случаи, когда использование объектов в данных областях не является нарушением исключительного права, то в отношении коммерческих обозначений законодательство не содержит определенных правил об этом.
Подразумевается, что ограничение исключительного права возможно лишь в случаях прямого конфликта интересов между общественными целями использования коммерческого обозначения и интересами владельца. В остальном же владелец должен обладать любыми возможностями для извлечения максимальной выгоды из факта владения коммерческим обозначением. Поскольку в законодательстве в настоящее время не определены основные условия ограничения исключительного права на коммерческое обозначение, их следует определить исходя из общих принципов интеллектуального с учетом специфики объекта правовой охраны.
При этом, поскольку ограничения исключительного права владельца коммерческого обозначения устанавливаются не в интересах какого-то конкретного субъекта интеллектуально-правовых отношений, а в интересах неограниченного круга третьих лиц в зависимости от цели использования коммерческого обозначения, следует говорить не просто об ограничении исключительного права, а о случаях свободного использования коммерческого обозначения в тех или иных ситуациях. В то же время важно, чтобы случаи свободного использования не представляли такого ограничения исключительного права владельца коммерческого обозначения, которое было бы явно несоразмерно целям свободного использования.
Также большое значение имеет и правовая конструкция возможности свободного использования, т. е. того, как именно можно использовать коммерческое обозначение свободно. В авторском праве под свободным использованием понимается использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, либо с выплатой вознаграждения (в частности используется в п. 1 ст. 1273 ГК РФ, а также в ст. 1274, 1276, 1277, 1278, 1279, 1280 ГК РФ). И хотя некоторые исследователи подвергают данную формулировку критике, ссылаясь на ее «советское» происхождение [1], все же ее следует признать канонической в целом для интеллектуального права. В измененном виде она может использоваться и для других институтов интеллектуального права, даже если в авторском праве считать ее «устаревшей».
В частности, в области правового регулирования коммерческих обозначений указанная выше формулировка должна быть упрощена, поскольку фигура «автора» коммерческого обозначения не имеет такой большой роли, как в области авторского права. Автор коммерческого обозначения как субъект права на него действующим законодательством вообще не предусмотрен, поэтому спрашивать его согласие на использование коммерческого обозначение кем бы то ни было вообще не требуется. В связи с этим единственной заинтересованной фигурой остается владелец коммерческого обозначения, и отсутствие именно его согласия следует считать обязательным условием свободного использования коммерческого обозначения.
Что касается второй части формулировки, касающейся выплаты или невыплаты суммы вознаграждения за свободное использование коммерческого обозначения, то в данной области права вообще не стоит допускать возможности свободного использования за вознаграждения. Владелец коммерческого обозначения - это всегда субъект коммерческой деятельности, поэтому любое использование коммерческого обозначения должно быть ему выгодно. А если кому-то предоставить возможность свободно использовать коммерческое обозначение третьего лица, то это в любом случае будет нарушать экономические интересы владельца. В этой ситуации владелец ставится в заранее невыгодное положение, когда он не согласен с таким использованием, но никак не может повлиять на такое использование.
В авторском праве вознаграждение несет роль некоей компенсации за использование произведения без согласия автора, которую выплачивает
заинтересованное в использовании произведения лицо, но при использовании коммерческого обозначения без согласия владельца ограничение его права устанавливается в отношении неограниченного круга лиц. Коммерческая природа самого объекта, т. е. то, ради чего создается коммерческое обозначение (индивидуализация предприятия -имущественного комплекса, сформированного для извлечения прибыли), исключает даже теоретическую возможность отсутствия интереса других лиц на его коммерческое использование [2].
Таким образом, исключительная ценность коммерческого обозначения заключается в монопольном праве владельца использовать его в коммерческой деятельности, а также разрешать или запрещать его использовать третьим лицам. Если же предусмотреть компенсационные условия использования коммерческого обозначения без согласия его владельца, то коммерческая ценность объекта снизится, поскольку любое лицо сможет вмешиваться в коммерческую деятельность владельца без его согласия, создавая ему нездоровую конкуренцию. В этой ситуации заинтересованность в свободном использовании коммерческого обозначения не должна носить коммерческого характера, установление ограничения исключительного права возможно не в интересах конкурентов, а только в исключительных случаях, когда использование коммерческого обозначения носит характер необходимости для удобства незаинтересованных в бизнес-процессах лиц, поэтому выплата каких бы то ни было компенсаций за такое использование не может быть в принципе, тем самым достигается компромисс между интересами общества и владельца исключительного права.
В этой связи свободным использованием коммерческого обозначения следует признать использование без согласия владельца коммерческого обозначения и без выплаты ему вознаграждения принадлежащего ему коммерческого обозначения в целях, обусловленных необходимостью предоставления общего доступа неограниченного круга третьих лиц к объектам интеллектуальной собственности в обычной жизни каждого человека.
Руководствуясь общей необходимостью для неограниченного круга третьих лиц, следует четко определить в законодательстве случаи свободного использования коммерческого обозначения в целях обеспечения интересов общества и государства в данной области общественных отношений. Можно выделить следующие основные направления:
1) использование в личных целях - данное использование предполагает использование ком-
мерческого обозначения физическим или юридическим лицом без целей извлечения выгоды в обыденных целях (например, запись и передача словесного обозначения друзьям, информации о предприятии партнерам по бизнесу, написание рецензии о предприятии и т. п.). Важной особенностью является именно личный некоммерческий характер такого использования, если эти условия не соблюдаются, то и речи о свободном использовании коммерческого обозначения быть не может.
При этом необходимо помнить, что понятие личных целей нигде в законодательстве не устанавливается (в том числе и в отношении иных объектов интеллектуальной собственности -ст. ст. 1245, 1273, 1335. 1, 1359,1422, 1456 ГК РФ). В то же время в п. 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под личными целями понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).
В отличие от объектов авторского права, коммерческие обозначения в условно «личных» целях могут быть использованы не только физическими лицами, но и юридическими. Для юридических лиц условно «личными» целями следует признать получение/передачу открытой информации о предприятия (в том числе о коммерческом обозначении) в своей деятельности, если такие действия не влекут извлечение непосредственной материальной выгоды из самой услуги по получению/передаче информации. Например, размещение в торговом центре стенда с информацией о местоположении конкретного предприятия (магазина), обозначенного с помощью конкретного коммерческого обозначения, на территории данного торгового центра;
2) использование в информационных, научных, учебных или культурных целях означает возможность указывать коммерческие обозначения в информационных сообщениях газет, журналов, по радио, телевидению, в сетевых изданиях в Интернете, а также в научных работах (научных статьях, диссертациях и т. д.), в работах студентов и школьников, при проведении культурных мероприятий (спектаклях, миниатюрах и т. п.), а также в просветительских целях.
При этом важно, чтобы использование в информационных целях не преследовало рекламных
Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)
целей или целей создания негативного впечатления о коммерческом обозначении (например, в результате деятельности таких телевизионных передач, как «Ревизорро», «Магаззино»). Часто так называемая «скрытая» реклама присутствует в художественных фильмах и телепередачах, снимаемых на деньги спонсоров, а некоторые телепередачи прямо эксплуатируют чужие коммерческие обозначения для своих собственных целей. В самом использовании коммерческих обозначений таким образом нет ничего плохого, но каждый такой случай должен сопровождаться получением согласия владельца коммерческого обозначения на такое использование.
С одной стороны, это разрешит конфликт интересов между владельцем коммерческого обозначения и лица, его использующего. С другой стороны, это не позволит произвольно вмешиваться в коммерческую деятельность владельца коммерческого обозначения без его согласия, поскольку создатели передач сознательно разрушают важный компонент исключительного права на коммерческое обозначение - его коммерческую ценность. Если же владелец коммерческого обозначения действительно нарушает требования законодательства в области санитарных или иных норм, то такими расследованиями должны заниматься компетентные государственные органы. Привлечение к такому расследованию журналистов в этом случае также возможно, но исключит элемент скандальности (хотя именно это и составляет суть отдельных телепередач);
3) использование для целей правоприменения, т. е. при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства. В данном случае государство, реализующее свои властные полномочия по осуществлению государственных функций, не должно зависеть от согласия на это владельца коммерческого обозначения, так как иное привело бы к невозможности осуществления против него каких-либо действий и свело бы на нет любые усилия государства по применению к нему мер государственного принуждения или ответственности. Но, пока в законодательстве отсутствует регламентация подобных действий, теоретически у владельца коммерческого обозначения есть все основания запретить правоприменительным органам использовать принадлежащий ему объект в целях использования в официальных документах, в том числе в целях привлечения его к ответственности.
Кроме того, государственные органы не должны выходить за рамки цели правоприменения,
т. е. использовать коммерческие обозначения только для осуществления возложенных на них государственных функций. Если же коммерческое обозначение используется представителями государственных органов в иных целях, например, хозяйственных - для заключения гражданско-правовых сделок, то о свободном использовании уже речи идти не может. Так же не подпадает под случай свободного использования упоминание в сообщениях официальных лиц информации о коммерческом обозначении предприятия на сайте государственного органа или в электронном документообороте в аналогичных целях, отличных от правоприменения;
4) использование поисковыми системами, что подразумевает указание коммерческих обозначений при выведении результатов поиска информации через поисковые системы (такие, как google.com, yandex.ru и др.). Собственно сами владельцы коммерческих обозначений заинтересованы в том, чтобы поисковые системы как можно чаще выдавали в результатах поиска именно их обозначение. Более того, услуги по увеличению рейтинга в таких поисковых системах являются очень популярными и высоко оплачиваемыми, поскольку это позволяет привлечь новых потребителей. Если бы использование коммерческих обозначений таким образом было бы возможно только с согласия их владельцев, то поисковые системы столкнулись бы с многочисленными требованиям владельцев об оплате стоимости каждого упоминания обозначения, что фактически привело бы к разорению владельцев поисковых систем.
В то же время если владелец коммерческого обозначения по каким-то причинам не хочет, чтобы его коммерческое обозначение использовалось подобным образом, он должен иметь правовую возможность запретить такое использование. Например, по какой-то причине коммерческое обозначение было опорочено и владелец отказался от его использования, но в поисковых системах имя владельца и коммерческое обозначение по-прежнему ассоциируются друг с другом, что причиняет владельцу предприятия вред. Аналогично с так называемым «правом на забвение» физического лица у владельца коммерческого обозначения должна быть возможность запретить использование коммерческого обозначения в связи с устареванием информации о нем;
5) использование коммерческого обозначения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, заключается в воспроизведении и распространении изготовленных экземпляров, сообщении в эфир или по кабелю, доведении
до всеобщего сведения коммерческого обозначения, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если оно является основным объектом использования или используется в целях извлечения прибыли. Например, допускается фото- и видеосъемка домов (в том числе и в профессиональных целях), на которых расположено коммерческое обозначение (вывеска), использование названий коммерческих предприятий в литературных произведениях, если такое использование не является основной целью такого использования (т. е. если коммерческое обозначение занимает центральное место в повествовании, например, известный художественный фильм «Трактир на Пятницкой»).
Особенностью правового регулирования коммерческих обозначений является то, что способы свободного использования коммерческих обозна-
чений прямо не прописаны в законе. Законодатель в этом случае пошел по пути наименьшей регламентации, а на практике обстоятельства могут сложиться неоднозначным образом. В связи с этим необходимо закрепить законодательно вышеуказанные исключения (ограничения) права использования коммерческого обозначения, поскольку можно столкнуться с недобросовестными, но вполне законными действиями владельцев коммерческих обозначений. Если не выделить случаи свободного использования коммерческого обозначения, их владельцы вправе требовать как от любого физического или юридического лица, так и от государства вознаграждение за использование коммерческих обозначений как объектов гражданско-правовых отношений и запрета их дальнейшего использования без согласия владельца на основании ст. 15 ГК РФ и/или ст. 1252 ГК РФ.
Литература
1. Гаврилов Э. П. Ограничения исключительного авторского права // Патенты и лицензии. 2015. № 5. С. 10.
2. О новых возможностях правового регулирования коммерческих обозначений // Марийский юридический вестник. 2016. № 2 (17). С. 60.
References
1. Gavrilov Je. P. Ogranichenija iskljuchitel'nogo avtorskogo prava [Limitation of the exclusive copyright]. Patenty i licenzii = Patents and Licenses. 2015, no. 5, p. 10.
2. O novyh vozmozhnostjah pravovogo regulirovanija kommercheskih oboznachenij [About the new features of legal regulation of commercial names]. Marijskij juridicheskij vestnik. 2016, no. 2 (17), p. 60.
Статья поступила в редакцию 1.10.2016 г.
Submitted 1.10.2016.
Для цитирования: Верхолётов М. А. Свободное использование коммерческого обозначения без нарушения прав его владельца: теоретико-практические аспекты // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 62-66.
Citation for an article: Verholjotov M. A. Free use of the commercial name without violating the rights of its owner: theoretical and practical aspects. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 62-66.
Верхолётов Максим Анатольевич, Verholjotov Maksim Anatol'evich,
кандидат юридических наук, доцент, PhD, Associate Professor, Mari State Univer-
Марийский государственный университет, sity, Yoshkar-Ola, [email protected]
г. Йошкар-Ола, [email protected]