предстает новая - «прямая» - смысловая перспектива аналитического виденья фрагмента мироздания в трех семантических планах, расположенных по принципу логической детализации («сужения» объема понятий): первый план, самый абстрактный, обозначен термином; второй план, менее абстрактный - отвлеченный, выражен «первыми идеями» (т.е. понятиями) и третий план, наиболее отдаленный - конкретный, изображен посредством «вторичных идей», т.е. образов (или представлений).
Таким способом М. Ломоносов организует когнитивное пространство научной мысли в соответствии с универсальными представлениями о мире, отвлекаясь тем самым от ментальных коннотаций языковых знаков (в отличие от Г. Сковороды).
Список литературы
1. Гаврилов В.В., Мещеряков Д.А. О состоянии развития современной экономической науки // Территория науки. 2007. № 1. С. 5-9.
2. Ломоносов М.В.. Избранная проза. - М.: Советская Россия, 1986. - 544 с.
3. Курилович В.С. О методологии экономической науки // Территория науки. 2012. № 1. С. 71-75.
Меньшиков А.И.
СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: вероисповедание, религия, религиозная жизнь, свобода вероисповедания.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы свободы вероисповедания в светском государстве, проведен анализ религиозных организаций.
Keywords: creed, religion, religious life, the freedom of religion.
Abstract: The article deals with questions of freedom of religion in a secular state, the analysis of religious organizations.
Общественно-политические и правовые реформы, последовавшие за распадом Советского Союза, затронули практически все сферы жизни российского общества и государства.
Самое серьезное влияние они оказали и на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим изменениям было положено еще Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-! «О свободе вероисповеданий». В настоящее время соответствующие отношения регулирует Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В первую очередь изменения в рассматриваемой сфере отразились на количестве религиозных объединений, функционирующих в стране. По данным Свободной энциклопедии «Википедии» на начало 2010 г. в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще от 3 до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения 60-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские и протестантские объединения (Церкви Лютеранская, Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы).
Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести.
Однако это не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и религиозных объединениях. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики и общественные деятели,
руководители религиозных центров, сообщается в теле-и радиопередачах.
В Российской Федерации нет федеральных государственных органов, как и общественных правозащитных организаций, которые бы в масштабе всей страны осуществляли мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживали весьма противоречивые процессы, происходящие в этой области. Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, относительно и религиозной ситуации в целом, и состояния прав граждан на свободу совести. Если в официальных оценках преобладает позитивный аспект, то гражданское общество настроено более сдержанно, все более отчетливо звучат нотки недовольства и сомнения в отношении общего курса светского государства в сфере свободы совести.
Одной из немногих попыток представить обобщенную картину с религиозными правами является инициатива Московской Хельсинкской группы, издавшей в 2000-2001 гг. сборники докладов о положении с правами человека, как в целом в России, так и в ее регионах. В материалах общероссийской части сборников указываются недостатки закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», к которым отнесено: введение 15-летнего срока предварительной деятельности религиозной группы для регистрации в качестве религиозной организации; декларирование в преамбуле различного отношения к религиям, в зависимости от их «традиционности», что становится основой предвзятого отношения к иным религиям; демонстрация, особенно на региональном уровне, особых отношений между государством и Русской православной церковью, что выливается в предоставление ей особых прав и привилегий.
Многие региональные доклады о положении с правами человека содержат специальный раздел «Свобода убеждений, совести и религии» с информацией о нарушениях прав человека на свободу совести или о случаях неправомерного ограничения деятельности религиозных объединений. В числе наиболее распространенных нарушений упомянуты следующие факты:
- диффамация отдельных религиозных объединений в СМИ;
- использование бюджетных средств для строительства культовых зданий т.н. традиционных религий;
- отказы (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о возвращении зданий или о
строительстве новых культовых зданий;
- отказ в праве на альтернативную гражданскую службу;
- отказ (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о регистрации или перерегистрации;
- неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности отдельным религиозным объединениям.
При этом следует признать, что единственной возможностью обеспечить права граждан и создаваемых ими религиозных объединений и тем защитить религиозную свободу, межрелигиозный и межнациональный мир в России является строгое соблюдение всеми заинтересованными сторонами (государством, обществом, общественными организациями и самими гражданами) действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система. На федеральном уровне - это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. На региональном уровне - конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. Местный уровень включает в себя нормативные акты органов местного самоуправления, принятые ими в рамках собственной компетенции или делегированных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это открывает возможности применения норм международного права органами власти РФ в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и применительно к проблемам свободы веры, религий и убеждений. В некоторых регионах страны стали уже действительностью судебные решения по защите конституционных прав граждан, опирающиеся на международные нормы.
Невозможно в одной статье проанализировать все правые акты, непосредственно регулирующие различные аспекты свободы совести и деятельности религиозных объединений, или
включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере. Их сегодня насчитывается более 100. Однако, можно остановится на главном - конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести.
В первых двух главах Конституции РФ «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести. В их числе следующие.
Государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - своей обязанностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).
Государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений (в том числе религиозных) и их свободу деятельности (ст. 30). Все общественные объединения равны перед законом (п. 4 ст. 13). Одновременно запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст.13).
Государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признает мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать в качестве обязательных для граждан те или другие мировоззренческие убеждения (ст. 13).
В России государство, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и как светское. В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).
Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения
религиозных свобод, поэтому его развернутое определение содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон (ст.4, п. 2) устанавливает, что государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
В свою очередь закон (п. 5 ст.4) определяет и сферу автономности религиозных объединений, указывая, что религиозные объединения:
- создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
- не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции РФ. Основополагающей здесь является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Эта конституционная норма отражает все общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-
правовых документах (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу (ст.ст. 19, 17, 23, 29 59).
Таким образом, в целом в России сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного
осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций.
Однако здесь остается еще немало проблем, решение которых следует признать одним из важнейших направлений общественного и государственного развития России в XXI веке.
Список литературы
1. Гатило В.Л., Сухоруков В.В. Религиозный фактор трансформации образовательного процесса в РФ // XVIII Туполевские чтения материалы конференции. 2010. С. 608-610.
Попов А.И.
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: российское общество, развитие общества.
Аннотация: в статье автором рассмотрены основные проблемы развития российского общества и разработаны рекомендации по совершенствованию развития в перспективе.
Keywords: Russian society, the development of society.
Abstract: in the article the author considers the main problems of