Научная статья на тему 'Роль религиозных организаций в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Российской Федерации'

Роль религиозных организаций в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1755
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / вероисповедание / религиозная группа / религиозная организация / конституционное право человека / свобода совести / свобода вероисповедания

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочикян Н. С.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития конституционного права человека на территории Российской Федерации. Автором сделан вывод о правовом положении религиозных организаций в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals problems of formation and development of constitutional human rights in Russia. The author makes a conclusion concerning legal position of religious organizations in modern Russia..

Текст научной работы на тему «Роль религиозных организаций в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Российской Федерации»

Н. С. Кочикян

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Работа представлена кафедрой конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор X. X. Лойт

В статье рассматриваются вопросы становления и развития конституционного права человека на территории Российской Федерации. Автором сделан вывод о правовом положении религиозных организаций в современной России.

The article reveals problems of formation and development of constitutional human rights in Russia. The author makes a conclusion concerning legal position of religious organizations in modern Russia.

Религиозной группой, в соответствии с законом, признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ в целях совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированное в качестве юридического лица.

Деятельность религиозных объединений, так же как законы и иные норматив-

но-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, должны соответствовать Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Закон устанавливает, что на основании конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства

7 3

последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Оно не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Вместе с тем вопрос о неотъемлемости указанных прав, вернее, его решение в действующем законодательстве представляется нам не всегда безупречным. Так, достаточно сказать, что в соответствии с законом при регистрации религиозного объединения одними из наиболее важных становятся сведения об основах вероучения, причем с подробной расшифровкой. Очевидно, что без представления документа о таких сведениях регистрирующий орган просто не будет (да и не вправе) рассматривать заявление о регистрации. Кроме того, при регистрации данный орган имеет право оценить характер вероисповедания и отказать в регистрации. В соответствии со ст. 12 закона религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации, если, в частности:

• цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции и законодательству РФ - со ссылкой на конкретные статьи законов;

• создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

• устав и другие представленные документы не отвечают требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны.

Проще говоря, как указывают отдельные авторы, недопонимание регистрирующим основ того или иного вероучения способно на практике привести к нежелательным для регистрируемых последствиям1.

Вместе с тем отказ в государственной регистрации должен быть мотивированным. Закон не допускает отказа по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации. Отказ в регистрации, а также уклонение соответствующего реги-стрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суде.

Кроме того, нельзя не признать, что закон устанавливает правила, стесняющие деятельность иностранных религиозных организаций в стране. Так, при регистрации в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами РФ, дополнительно к документам, перечисленным ранее, должен быть представлен устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом страны нахождения этой организации.

Впрочем, иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открыть свое представительство на территории РФ. Подобное представительство не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом 1997 г. Закон позволяет российским религиозным организациям иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Конституция РФ предоставляет право на свободу совести каждому. Однако пользование этими правами иностранцами связано с законностью их пребывания на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в Россию иностранцев целью их нахождения в стране. Постоянно проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести (кроме права на участие в

учреждении религиозной организации, ст. 9 закона) наравне с гражданами РФ. Но они не могут назначаться на определенные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству.

В литературе в этой связи высказывается мнение, что иностранец, находящийся в РФ незаконно, может быть выдворен за ее пределы, а при совершении уголовно наказуемого деяния - подвергнут наказанию, связанному с лишением свободы. В последнем случае пребывание такого лица в России приобретает законную основу и, соответственно, оно пользуется правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с иными лицами, отбывающими наказание2.

Равенство в осуществлении названного прав в первую очередь означает, что, с одной стороны, закон не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии, а с другой - провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Если говорить подробнее, то обеспечение равной защиты и гарантий при осуществлении религиозных прав в первую очередь означает, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии; запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих; наказывается воспрепятствование осуществлению религиозных прав; тайна исповеди охраняется законом и т. п.

Дальнейшее развитие данный вопрос получает в законе, который, в частности, не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции РФ. Поскольку религиозная принадлежность человека не имеет правового значения, не допускается в официальных документах о личности, анкетах при приеме на работу, других документах наличие требования об указании национальной принадлежности человека.

В соответствии с законом никто не обя -зан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечения свободы вероисповеданий закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости.

Вместе с тем, говоря о равенстве граждан в отношении свободы совести и веро-

исповедания, мы считаем необходимым обратить внимание на то, что в отличие от большинства нормативных правовых актов, где преамбулы (т. е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание, так как предусматривает, что Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон.

В развитие конституционной нормы о свободе вероисповеданий закон предусматривает право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Важно отметить, что свобода вероисповеданий включает в себя и свободу созда-ния религиозных объединений. В этой связи закон закрепляет право граждан исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповеда-ния и распространения веры религиозных

объединений. Они создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

Таким образом, помня о том, что разным содержанием наполнялось понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях, и в условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания. В настоящее время можно утверждать, что религиозные организации в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания играют немаловажную роль в Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Залужный А. Г. Конституционное право граждан на свободу совести и его реализация в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 29.

2 Себенцов А. Е. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность // Государственно-церковные отношения в Российской Федерации: Сб. документов. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 1998. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.