Научная статья на тему 'СВОБОДА В КОРИНФЕ И КРИЗИС НЕРАВЕНСТВА'

СВОБОДА В КОРИНФЕ И КРИЗИС НЕРАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коринф / ап. Павел / свобода / неравенство / знание / Corinth / St. Paul / freedom / inequality / knowledge

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павел Гудилин

Коринф стал отличной платформой для проповеди Евангелия среди большого и многонационального города, который среди прочего имел огромный потенциал в случае ее успеха. Однако присущие всем большим и процветающим городам проблемы, также нашли отражение в нравах коринфского общества. По мере того, как в число последователей христианства начал входить образованный класс общества, многие светские и философские воззрения приходили вместе с ним. В определенный момент они были спроецированы частью общины на Евангельское учение, что способствовало появлению внутренних разногласий и споров. Таким образом, назревшие проблемы в Коринфской общине имели основание во внешнем восприятии христианского учения. Этому способствовала и историческая ситуация, которая была очень сложной, требовавшей от ап. Павла особых трудов, усердия и терпения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM IN CORINTH AND THE CRISIS OF INEQUALITY

Corinth has become an excellent platform for preaching the Gospel among a large and multinational city, which, among other things, had a huge potential in case of its success. However, the problems inherent in all large and prosperous cities are also reflected in the mores of that society. As the educated class of society began to enter the number of followers of Christianity, many secular and philosophical views passed along with them. At a certain point, they were projected by part of the community to the Gospel teaching, which contributed to the emergence of internal disagreements and disputes. Thus, the urgent problems in the Corinthian community had a basis in the external perception of Christian teaching. This was also facilitated by the historical situation, which was very difficult, requiring the apostle Paul of special labors, diligence and patience.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА В КОРИНФЕ И КРИЗИС НЕРАВЕНСТВА»

УДК 227.2

Иерей Павел Гудилин Аспирант Московской духовной академии СВОБОДА В КОРИНФЕ И КРИЗИС НЕРАВЕНСТВА

Аннотация: Коринф стал отличной платформой для проповеди Евангелия среди большого и многонационального города, который среди прочего имел огромный потенциал в случае ее успеха. Однако присущие всем большим и процветающим городам проблемы, также нашли отражение в нравах коринфского общества. По мере того, как в число последователей христианства начал входить образованный класс общества, многие светские и философские воззрения приходили вместе с ним. В определенный момент они были спроецированы частью общины на Евангельское учение, что способствовало появлению внутренних разногласий и споров. Таким образом, назревшие проблемы в Коринфской общине имели основание во внешнем восприятии христианского учения. Этому способствовала и историческая ситуация, которая была очень сложной, требовавшей от ап. Павла особых трудов, усердия и терпения.

Ключевые слова: Коринф, ап. Павел, свобода, неравенство, знание.

Priest Pavel Gudilin Postgraduate student of The Moscow Theological Academy FREEDOM IN CORINTH AND THE CRISIS OF INEQUALITY

Abstract: Corinth has become an excellent platform for preaching the Gospel among a large and multinational city, which, among other things, had a huge potential in case of its success. However, the problems inherent in all large and prosperous cities are also reflected in the mores of that society. As the educated class of society began to enter the number of followers of Christianity, many secular and philosophical views passed along with them. At a certain point, they were projected by part of the community to the Gospel teaching, which contributed to the emergence of internal disagreements and disputes. Thus, the urgent problems in the Corinthian community had a basis in the external perception of Christian teaching. This was also facilitated by the historical situation, which was very difficult, requiring the apostlePaul of special labors, diligence and patience.

Keywords: Corinth, St. Paul, freedom, inequality, knowledge.

Древняя легенда, воспетая известным греческим поэтом Эвмелием, гласит, что на том месте, где расположен Коринф, однажды поселилась дочь океана Эфира, поэтому раньше эти земли назывались Эфиреей. В дальнейшем, спустя несколько поколений, эта местность перешла по наследству к афинянину Марафону, правнуку бога солнца Гелиоса. Он передает землю во владение своим сыновьям Коринфу и Сикиону. Соответственно, каждый из них управлял отделенной частью полуострова. Первая — Эферия — была переименована в Коринф, вторая — Асопия — в Сикион1. Таким образом, город Коринф своим именем обязан названию местности, где он был основан и, вероятно, он был одним из первых городов, основанных на Пелопоннесском полуострове. В другой версии древнегреческий писатель Павсаний отмечает весьма интересный факт, распространяемый самими коринфянами, что Коринф «был сыном Зевса». Версия, ставшей неожиданностью даже для самого автора: «Я никогда не знал, чтобы кто-нибудь сказал серьезно — кроме большинства Коринфинов»2. Вероятно, в этом противоречии скрывается фракционная борьба на мифо-поэтическом уровне, в которой каждая небольшая корректировка истории наносит удар по интересам одной из конфликтующих сторон3.

Первые поселения возникли, как показывают археологические раскопки, уже около 6 000 лет до н.э. В первую очередь это свидетельствует в пользу климатических и топографических особенностей местности, на которой располагался город включающих в себя в том числе уникальное расположение, выгодное также как со стратегической, так и с экономической точек зрения, поскольку давало этому месту целый ряд преимуществ по сравнению с другими земельными участками на остальной территории. Одним из наиболее ярких примеров служит история с уничтожением города и его восстановления указом юлия Кесаря в 44 г. до н.э. незадолго до того, как сюда пришел проповедовать ап. Павел, который вошел не в небольшой городок, но в один из самых больших и процветающих городов того времени, архитектура которого целиком подражала Риму4.

Уникальность Коринфа заключалась в совокупности значимых факторов. Во-первых, пересечение морских и торговых путей превращает его в важнейший транспортный узел, через который вынуждены проходить торговцы из разных стран. С одной стороны, это две богатых провинций Древней Греции Ахаия и Пелопоннес, в состав которых входили два конкурируровавших между собой города Афины и Спарта, что приносило свои преимущества не только в их постоянном противостоянии, но и в их политическом влиянии. Поскольку миновать перешеек, не захватив город было невозможно и противоборствующие стороны всячески стремились склонить городскую элиту перейти на их сторону, что зачатую играло решающую роль в войне. С другой стороны, важную роль играл уникальный Истминский перешеек, соединяющий два крупных морских порта Лехайон и Кенхерай. Расстояние между ними в самом узком месте достигало шести километров, что выступает в роли дополнительного источника заработка, в виде переправки судов через сушу в этом месте. Ведь один из основных морских путей проходил именно через Грецию, то Диолкос5 намного облегчал переправу средних и легких судов. Такой способ был дешевле, экономил много времени и был безопаснее, в противоположность путешествию вокруг полуострова через Сицилийский пролив, что славился противными ветрами и был связан с очень большим риском для жизни. Благодаря этому доходы города многократно возросли, что дало толчок к его небывалому подъему. В это время, великая Римская империя контролировала все побережье Средиземного моря, обеспечивая защиту, поэтому велась активная морская торговля между городами Востока и Запада. В совокупности все это способствовало бурному развитию «торговли и благосостояния, развились науки и искусства, и новый Коринф превзошел даже в этом отношении Коринф Древний»6.

В довершение всего Коринф привлекал большое количество людей благодаря популярным Истмин-ским играм, которые не уступали Олимпийским, а по значимости и зрелищности где-то и превосходили. Они проходили несколько раз в год и собирали любителей спорта со всех уголков Греции, поскольку «на них были представлены все известные в древнем мире виды спорта, их украшали музыкальные, деклама-

1 Jerome M-O'C. St. Paul's Corinth: Texts and Archaeology (Good News Studies, Vol. 6) Wilmington, Delaware. — 1983. p. 4

2 Pausanias. Description of Greece. Translated by Jones, W. H. S. and Omerod, H. A. Loeb Classical Library Volumes. Cambridge, MA, Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1918.

3 Richard M. The «myth before the myth began». In J. F. Nagy (ed.) Writing Down the Myths. Cursor mundi, Turnhout, Belgium, 2013, p. 60

4 Атли Б. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II Послания к Коринфянам. Мар-шалл, — Техас, 2008. — С. 25.

5 Диолкос представлял длинную дорогу, выложенную из камней, соединяющую два морских порта через Коринфский перешеек. Ее основание связано с императором Нероном, который в 67 г. начал осуществление, задуманного еще его предками плана, по созданию дороги. Ей не было альтернативы и предпочтение отдавалось именно этой переправе. Ведь безопасность груза, сохранность кораблей и команды обещали только большие доходы с продажи, нежели терпеть дорогостоящие убытки.

6 Лузин М. еп. Коринфская Церковь и послание к коринфянам. — Тула, 1906. — С. 4.

торские празднества и даже конкурсы живописцев»7. Все действия проходили в храме Посейдона, 45 что указывает на особое к нему отношение жителей города, вероятно на это очень сильно повлияла специфика города, как портового. Первые игры прошли в 581 г. и прервались только после разрушения города, но как только он вновь был восстановлен, то возобновились и Истминские игры, объединявшие вокруг себя греков разного сословия и положения.

Коринф во времена ап. Павла был городом Ахайской провинции, он пользовался большой известностью и популярностью среди населения настолько, что «богатство и всевозможные сокровища приливают к нему со всех сторон суши и со всех сторон моря, так что, кажется, будто он плавает среди сокровищ и заливается сокровищами, наподобие корабля, нагруженного товарами»8. Конечно, это сильно отражалось и на нравственном уровне его жителей. Богатство и обеспеченность стали благоприятной почвой для распространения здесь различных религиозных течений. В особенности философских взглядов Эпикура «образованный класс населения придерживался учения Эпикура и высшей целью жизни ставил роскошь и чувственные удовольствия»9.

Проповедь ап. Павла в Коринфе проходила вместе с Силуаном и Тимофеем (2Кор. 1:19). Во время своего пребывания в городе, длившееся год и шесть месяцев, он продолжал работать и зарабатывать на жизнь с помощью шитья палаток. Каждую субботу он проповедовал среди евреев и эллинов в одной из местных синагог. Но после разногласий с общиной он уходит проповедовать к язычникам. (Деяния 18:3-11). Таким образом многие обращенные апостолом происходили из последних, что частично подтверждается словами «помните, что, когда вы были язычниками» (1Кор. 12:2), впрочем, прямого свидетельства этому нет. Во всяком случае приведенного факта достаточно для представления происхождения большинства коринфских верующих, которые, по-видимому, происходили из представителей бедных слоев населения «взгляните, братья, на то, какими вы были, когда вас призвал Всевышний. Много ли среди вас было мудрых, если судить по-человечески, много ли среди вас было могущественных, много ли знатных?»10 (1Кор. 1:26). Разумеется, были и те, кто принадлежали к образованным и состоятельным сословиям.

Сложившаяся картина наглядно показывает значительный перевес на стороне первых и сложность в такой ситуации поддерживать равновесие сил, нарушить которое могли появившиеся проблемы. Классовое различие и социальный статус стали теми камнями преткновения, послужившими причинами споров в еще молодой общине. В этой связи особенно остро стоял вопрос свободы.

Богатства, которыми изобиловал город Коринф стали благоприятной почвой для формирования и последующего развития духа соперничества за определенные преимущества или привилегии по сравнению с другими гражданами. Это проявлялось буквально повсюду, начиная с знаменитых Истминских игр, и заканчивая межличностными отношениями11. Не удивительно, что ап. Павел иногда в резкой форме указывает на эти пороки коринфян, поскольку они все еще руководствуются правилами, что так активно использовали до принятия христианства: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор. 3:3). В результате возникла ситуация, требовавшая принятия необходимых мер по пресечению подобного поведения среди верующих. В самом послании нередко встречаются призывы апостола не держаться за мудрость этого мира, поскольку она уже стала причиной противоречий внутри самой общины: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым... [Господь] уловляет мудрых в лукавстве их» (1Кор. 3:18, 19); «мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1); «посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Обличительная речь автора преследует своей целью не только пресечь совершившиеся случаи недостойного поведения христианина, но и указать на корень этих проблем. Несмотря на, казалось бы, разные ситуации, взять, к примеру, кровосмешника и посещающих капища, в их основании лежит один камень, мешающий правильному пониманию Евангельского благовествования. В результате, многое указывает на то, что в культуре Коринфа отношение к слабым людям было, мягко сказать, негативное, а где-то презрительное, что подтверждаю также следующие слова: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и... упразднить значащее» (1Кор. 1:27-28).

Коринфяне, не оставили своей привычки к философским рассуждениям и, находясь под их непосредственным влиянием, пересмотрели в собственном ключе такие понятия, как: мудрость, знание, право,

7 Бернгард Л. Коринф и Арголида. Искусство и культура древнего мира, под ред. К. Михаловского. Аркады Врашава, 1986. — С. 8-9.

8 Голубев М. Обозрение посланий святого апостола Павла к Коринфянам. Т. I. СПб., 1861. — С. 7.

9 Корсун Г. Свящ. Труды ап. Павла в Коринфе и первое послание его к тамошним христианам. / Вера и разум. — 1910., №17. — С. 579

10 Восточный перевод смысловой.

11 Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». — черкассы: Коллоквиум, 2017 — С. 9.

свобода, подгоняя их под царившие в городе взгляды12. Сложившаяся ситуация нашла свое отражение в следующих словах ап. Павла: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им»? (Гал. 4:9).

В исследованиях первой половины двадцатого века, касающихся поиска главной проблемы коринфской общины, повлекшей за собою ряд спорных вопросов, стояла теория «разделения на группы», когда верующие: ««я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»» (1Кор. 1:12). Но во второй половине послания основной и рабочей гипотезой относительно главенствующей проблемы стала некоторая форма гностицизма13. Благодаря которому у «знающих» появилось презрительное отношение к тем, кто не мог «постигнуть» Евангельское учение «верном» направлении. Указанный подход, как нельзя лучше отражает внутреннюю политику не только Церкви, но и города Коринфа, а также согласуется со святоотеческим мнением, акцентировавшем особое внимание на гордости коринфян. Таким образом, знание послужило поводом к свободе в поступках, которые у «сильных» христиан не считались чем-то особенным. Вероятнее всего это связанно со стоической философией, где знание играет важную роль и имеет огромную практическую ценность, поскольку через него человек обретает свободу. По-видимому «образованные язычники, соблазняясь простотой откровенного учения, хотели видеть в христианстве своего рода философскую систему. Отцы и учители церкви брали на себя благородную и возвышенную задачу— простым христианским истинам дать научно-философское обоснование и научно-систематическую форму»14.

Прогресс свободы всегда «сопровождался его естественными врагами, невежеством и суеверием, жаждой завоеваний и любовью к легкости, тягой сильного человека к власти и тягой бедняка к пище»15 . В Коринфе апостолу приходиться столкнуться с некоторыми из вышеупомянутых моментов, а именно невежеством (не знанием воли Бога) в вопросах свободы, суеверием или веры в несуществующих богов, стремлением сильных показать свою исключительность (власть) и стремление бедняков к пище. Целый ряд сложных и требующих внимания проблем требовал четких и продуманных ответов, чтобы продвинуть верующих на принципиально новый уровень рассмотрения актуальных проблем. Как следствие, показать им истинный дух христианского учения, основанного на любви к Богу и ближнему.

12 Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». — Черкассы: Коллоквиум, 2017 — С. 11.

13 Collins R. F. Sacra Pagina: First Corinthians. A Michael Glazier Book published by The Liturgical Press. 2006 — С. 17.

14 Невзоров И. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань: тип. Имп. ун-та, 1892. — VIII, XII, С. IV

15 Acton J. E. E. D. The History of Freedom and Other Essays, ed. John Neville Figgis and Reginald Vere Laurence. London, Macmillan, 1907. p. 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2013.

2. Новый Завет на греческом и русском языках. РБО. М., 2002. — 798 с.

3. Священное Писание, Восточный перевод. CARS — The "Central Asian Russian Scriptures"- http:// www.slovocars.org/en/index.php

4. Атли Б. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II Послания к Коринфянам. Маршалл, — Техас, 2008

5. Бернгард Л. Коринф и Арголида. Искусство и культура древнего мира, под ред. К. Михаловского. Аркады Врашава, 1986

6. Голубев М. Обозрение посланий святого апостола Павла к Коринфянам. Т. I. СПб., 1861

7. Корсун Г. Свящ. Труды ап. Павла в Коринфе и первое послание его к тамошним христианам. / Вера и разум. — 1910., №17

8. Лузин М. еп. Коринфская Церковь и послание к коринфянам. — Тула, 1906.

9. Невзоров И. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань: тип. Имп. ун-та, 1892

10. Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». — Черкассы: Коллоквиум, 2017

11. Acton J. E. E. D. The History of Freedom and Other Essays, ed. John Neville Figgis and Reginald Vere Laurence. London, Macmillan, 1907

12. Collins R. F. Sacra Pagina: First Corinthians. A Michael Glazier Book published by The Liturgical Press. 2006

13. Richard M. The «myth before the myth began». In J. F. Nagy (ed.) Writing Down the Myths. Cursor mundi, Turnhout, Belgium, 2013

14. Jerome M-O'C. St. Paul's Corinth: Texts and Archaeology (Good News Studies, Vol. 6) Wilmington, Delaware. — 1983

15. Pausanias. Description of Greece. Translated by Jones, W. H. S. and Omerod, H. A. Loeb Classical Library Volumes. Cambridge, MA, Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1918

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.