Научная статья на тему 'Ответственность или свобода? Призвание христианина согласно 1Кор . 7:17-24'

Ответственность или свобода? Призвание христианина согласно 1Кор . 7:17-24 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
апостол Павел / Церковь / 1 послание к Коринфянам / свобода / призвание христианина / ответственность / St. Paul the Apostle / the Church / 1 Corinthians / freedom / Christian vocation / responsibility

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михаил Ковшов, Павел Гудилин

Рассматриваемый в статье отрывок седьмой главы содержит в себе наставления ап. Павла, касающиеся положения верующего в обществе, христианской свободы, ее роли в жизни человека, правильного распоряжения ею и той ответственности, которую несет христианин за свое поведение. Верующие Коринфа находились под сильным влиянием своего прошлого образа жизни, главенствующую роль в котором играла внешняя свобода. Последнее негативно сказывалось на внутренней жизни общины. Св. Павел отчетливо видел и понимал серьезность сложившегося положения и тяжесть возможных трагических последствий. В анализируемом фрагменте апостол язычников стремится окончательно развеять некоторые мифы в отношении христианской свободы, указывая на ошибки и заблуждения в ее понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility or freedom? The calling of a Christian according to 1 Corinthians 7:17-24

The passage of the seventh chapter considered in the article contains the instructions of St. Paul the apostle, concerning the position of the believer in society, Christian freedom, its role in human life, the correct disposal of it and the responsibility that a Christian bears for his behavior. The believers of Corinth were strongly influenced by their past way of life, in which external freedom played a dominant role. The latter had a negative impact on the inner life of the community. St. Paul clearly saw and understood the seriousness of the situation and the severity of the possible tragic consequences. In the analyzed fragment, the apostle of the gentiles seeks to finally dispel some myths about Christian freedom, pointing out mistakes and misconceptions in its misunderstanding.

Текст научной работы на тему «Ответственность или свобода? Призвание христианина согласно 1Кор . 7:17-24»

УДК 227.2

Михаил Ковшов, священник Павел Гудилин ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА? ПРИЗВАНИЕ ХРИСТИАНИНА СОГЛАСНО 1КОР. 7:17-24.

Аннотация: Рассматриваемый в статье отрывок седьмой главы содержит в себе наставления ап. Павла, касающиеся положения верующего в обществе, христианской свободы, ее роли в жизни человека, правильного распоряжения ею и той ответственности, которую несет христианин за свое поведение. Верующие Коринфа находились под сильным влиянием своего прошлого образа жизни, главенствующую роль в котором играла внешняя свобода. Последнее негативно сказывалось на внутренней жизни общины. Св. Павел отчетливо видел и понимал серьезность сложившегося положения и тяжесть возможных трагических последствий. В анализируемом фрагменте апостол язычников стремится окончательно развеять некоторые мифы в отношении христианской свободы, указывая на ошибки и заблуждения в ее понимании.

Ключевые слова: апостол Павел, Церковь, 1 послание к Коринфянам, свобода, призвание христианина, ответственность.

Mikhail Kovshov, Priest Pavel Gudilin RESPONSIBILITY OR FREEDOM? THE CALLING OF A CHRISTIAN ACCORDING TO 1 CORINTHIANS 7:17-24.

Abstract: The passage of the seventh chapter considered in the article contains the instructions of St. Paul the apostle, concerning the position of the believer in society, Christian freedom, its role in human life, the correct disposal of it and the responsibility that a Christian bears for his behavior. The believers of Corinth were strongly influenced by their past way of life, in which external freedom played a dominant role. The latter had a negative impact on the inner life of the community. St. Paul clearly saw and understood the seriousness of the situation and the severity of the possible tragic consequences. In the analyzed fragment, the apostle of the gentiles seeks to finally dispel some myths about Christian freedom, pointing out mistakes and misconceptions in its misunderstanding.

Keywords: St. Paul the Apostle, the Church, 1 Corinthians, freedom, Christian vocation, responsibility.

Рассматриваемый отрывок начинается с выражения, переведенного в Синодальном тексте как «... я повелеваю (греч. бютаоооцш) по всем церквам» (1Кор. 7:17). В других переводах этого места можно найти следующее: «.я повторяю во всех общинах последователей Господа»1, «... я предписываю во всех церквах»2 или «.я повторяю во всех церквах»3. В этом месте читатель сталкивается с интересной особенностью, не присущей обычной манере выражения св. Павла. Употребленный апостолом язычников глагол «повелеваю» выделяет анализируемый фрагмент среди прочих своей стратегией. В этой связи представляется важным правильно истолковать смысл этого отрывка, в котором апостол повелевает либо повторяет свое наставление, возможно, распространяя его в каждой отдельной церкви4.

Глагол «бютаоош» употребляется исключительно ап. Павлом и не встречается в других апостольских посланиях, в том числе его собственных. Подобная незначительная, но важная деталь дает возможность исследователям лучше понять риторику автора. Часто такие нюансы скрывают разные оттенки смысла одного выражения или, как в данном случае, целого фрагмента. Тем самым они помогают лучше понять настроение апостола, а следовательно, верно интерпретировать текст и заложенные в нем общие смыслы. Глагол «бютаоош» имеет несколько значений, среди которых можно выделить следующие: наставлять, устанавливать, повелевать, приказывать и т.д. Вероятнее всего, здесь сделан особый акцент на его исключительно военном употреблении5, которое св. Павел использует с явным намерением быть не просто услышанным христианами, но окончательно решить исход любых споров по поднятому им вопросу призвания христиан. В последнем нетрудно убедиться, внимательно изучив начало рассматриваемого отрывка, где трижды (17, 20 и 24 ст.) на протяжении восьми стихов повторяется один и тот же посыл, а именно: оставаться в том звании, в котором коринфяне были призваны Господом.

В качестве примера совсем иного по характеру апостольского обращения можно привести 12 главу послания к Римлянам, где читаем следующее: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Две противоположные формы поведения, два разных подхода и, соответственно, вытекающего из них принципа. С одной стороны, твердое и непоколебимое «повелеваю», с другой — мягкое, спокойное «говорю» (Хгуы). В первом случае мы сталкиваемся с непререкаемым авторитетом лица, имеющего статус «столпа Церкви» и учителя, чье слово обладает не только огромным авторитетом, но и признанной силой, способной повлиять на всех верующих. Во втором же примере мы видим скромного и смиренного духовного учителя, который обращается к своим слушателем, опираясь не на апостольский авторитет, но данную Богом благодать, во всем направляющую его речь, дела и поступки в правильном направлении.

Таким образом, можно сказать, что в рассматриваемом эпизоде 1Кор. 1:7 св. Павел создает прецедент6 в Церкви для ситуаций, требующих особого внимания и эффективного решения, во избежание повторения общих заблуждений среди верующих. Данный пример олицетворяет характерную для апостола язычников черту свободного использования своей апостольской власти. Когда речь заходит о благополучии всей христианской паствы, он может со всей властью обратиться к верующим с руководством, не опасаясь быть неверно понятым.

Признание серьезности возникшего конфликта ап. Павлом говорит о том, насколько важно было незамедлительно и безвозвратно избавиться от подобного рода проблем. Бездействие в решении сложившейся сложной ситуации могло привести к возникновению противостояния с государственной системой. Последнее не было чем-то новым для Коринфа, однако апостол стремился избежать этого, чтобы не быть похожим на некоторых представителей местных общин7. Вероятность развития этого сценария в отдельных Церквах была высокой из-за распространенного убеждения, что верующие свободны от всех земных обязанностей8 ввиду своих религиозных воззрений. Новообращенные члены Церкви нередко совершают одну и ту же ошибку, стараясь не только разорвать все связи с прошлым, но и задумываясь об общественной революции во благо высших христианских принципов9.

1 Восточный смысловой перевод.

2 Перевод под ред. еп. Кассиана.

3 Новый библейский перевод.

4 Vine W. E. The Divine Plan of Missions. London: Pickering & Inglis, 1935. P. 63.

5 Роджерc К. Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 578.

6 Baker W., Martin R.P., Toney C. N. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series. Vol. 15. Carol Stream (111): Tyndale House Publishers, 2009. P. 196.

7 Боор В. Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Корнталь: Свет на Востоке, 1989. С. 134.

8 Wendland H-D. Die Briefe an die Korinther. 11 ed. NTD 7. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1980. S. 59.

9 Макдональд У Библейские комментарии для христиан: Новый Завет. Bielefeld: CLV. 2000. С. 836.

Имея в виду данное обстоятельство, св. Павел прямо говорит, что каждому верующему следует оставаться в том статусе, положении или обстоятельствах10 (жизненной ситуации11), которые «Бог ему определил» (ср. греч. текст 1Кор. 7:17, где использован глагол (цер^ш), и вести привычный образ жизни (леротатеш12), поскольку в этом нет случайности13, как может показаться на первый взгляд. Иначе говоря, «пусть внешние условия жизни остаются внешними»14, поскольку «это не служит препятствием благочестию»15 (ср. «кесарово кесарю» в Мф. 22:21). Другими словами, «речь идет об особых дарах или обстоятельствах жизни христианина»16. Божественный призыв быть в Господе Иисусе Христе выходит за рамки обычных условий социальной среды, тем самым последние становятся несущественными17. Апостол язычников «подчеркивает это, когда говорит о задачах служителей (1Кор. 3,5) и о соответствующем распределении даров Духа»18 (1Кор. 12:7-11,14-18).

Оставаться в своем социальном статусе вполне нормально19 и нисколько не противоречит евангельскому духу. Обстоятельства жизни не должны излишне влиять на «внутреннего человека» (ср. 2Кор. 4:16), а его «самобытность имеет место, но только в рамках определенных универсальных характеристик христианина и Церкви»20. Иными словами, влияние христианства на общество не может и не должно разрушать основные общественные институты21.

Интересен в этом контексте пример с обрезанными и необрезанными из 1Кор. 7:18-19. Первые, возможно, в целях свободы действий или в поисках социальных привилегий скрывают от других факт своего обрезания не только устно, но и практически, прибегая даже к хирургическим методам22. Об этом говорит единожды использованный именно в этом месте глагол «етолаобш», в качестве terminus technicus обозначающий довольно распространенную операцию по восстановлению крайней плоти23 во избежание давления или насмешки со стороны язычников. Вторые, вероятно, под давлением бывших иудеев, принимают обрезание, думая тем самым воплотить в себе образ «полноценного» христианина, соблюдшего все возможные предписания. Вопреки этому св. Павел «не принижает это Божественное постановление для еврейского народа и не противоречит Ветхому Завету»24, но подчеркивает, что для верующего христианина они уже не имеют спасительной ценности и поэтому необязательны. Настоящее преображение человека начинается не с изменения внешних обстоятельств, но с внутренней перемены, когда происходит «обрезание сердца» (ср. Рим. 2:29). Аналогичное правило действует и в отношении прошлого христианина, даже если бы он хотел скрыть его от общины посредством утаивания, обмана или других ухищрений25. Происхождение верующего не должно вызывать стыд и тому подобные чувства ему надлежит быть выше таких обстоятельств26.

«Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1Кор. 7:22). Таким образом, внешняя свобода не является необходимым условием для становления христианином27. Желание обрести свободу и независимость — естественная потребность души. Тем не менее, апостол должен был разъяснить новообращенным христианам, что подлинная свобода — это совершенно иная реальность, не связанная с внешними условиями существования. Новообращенные коринфские верующие уже обрели ее в Иисусе Христе, однако не до конца осознавали этот факт. Основной посыл фрагмента состоит в напоминании каждому верующему об одном простом принципе или заповеди28: быть с Господом можно при любых

10 Десницкий А. Павловы послания: комментированное издание. М.: Институт перевода Библии, 2017. С. 196.

11 Атли Б. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II Послания к Коринфянам. Колумбус: Маршалл, 2008. С. 179.

12 Роджере К. Л. Указ. соч.С. 578.

13 Боор В. Указ. соч. С. 134.

14 Lightfoot J. B. Notes on Epistles of St. Paul: From Unpublished Commentaries. London: Macmillan, 1895. P. 228.

15 Иоанн Златоуст, евт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Том VIII. Беседы на Первое послание к коринфянам. М.: «Ковчег», 2006. С. 208.

16 Тисельтон Э. 1 Коринфянам. / Пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». Черкассы: Коллоквиум, 2017. С. 233.

17 Fee G. D. The First Epistle to the Corinthians. The New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 1987. P. 307.

18 Тисельтон Э. Указ. соч. С. 233.

19 Baker W. Martin R.P., Toney C. N. Op. cit. P. 197.

20 Тисельтон Э. Указ. соч. С. 234.

21 Baker W. Martin R.P., Toney C. N. Op. cit. P. 197.

22 Тисельтон Э. Указ. соч. С. 234.

23 Baker W., Martin R.P., Toney C. N. Op. cit. P. 196.

24 Conzelmann H. 1 Corinthians: A Commentary on the First Epistle to the Corinthians. Hermeneia. Philadelphia: Fortress, 1975. P. 126.

25 Макдональд У. Указ. соч. С. 856.

26 Kelly W. Notes on the First Epistle to the Corinthians. Beamsville: Believers Bookshelf, 1960. Р. 123.

27 Тисельтон Э. Указ. соч. С. 235.

28 Феофан Затворник, свт. Толкование первого послания ап. Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. С. 340.

обстоятельствах и в любой самой сложной ситуации. «Перед свободой. во Христе вся временная человеческая «свобода» или «рабство». действительно теряет всякое значение»29. В рабстве также можно обрести подлинную свободу30, поэтому апостол показывает, что и оно может принести пользу. Вера стоит выше всех земных условностей31 и в том числе человеческих статусов.

В прочтении 1Кор. 7:2132 существует два варианта его толкования: «Если можешь, то освободись» и «если можешь, то используй свое положение раба». Свт. Иоанн Златоуст придерживается второго варианта и объясняет это место как призвание: используй свое рабское положение для проповеди Евангелия среди своего окружения. Христианин становится благословенным орудием в распространении истины среди окружающих его людей. Если до принятия христианства рабское положение человека могло казаться ему проклятием, то после — благословением на подвиг несения Слова Божьего другим. «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1). Лучше оставаться рабом, но иметь истинную свободу в сердце, чем быть внешне свободным, но порабощенным греху. «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17:3). Рабство также является тем горнилом, которое очищает сердце христианина. Христианство — духовная сфера, а не физическая33, поэтому для апостола важно было напомнить верующим об истинной свободе во Христе, которую можно выразить формулой: «Если я раб Христа, я свободен»34.

Подводя итог вышеприведенному анализу, можно выделить следующие важные аспекты фрагмента 1Кор. 7:17-24. Во-первых, пример с обрезанными и необрезанными служит иллюстрацией общего принципа, согласно которому внешние обстоятельства не имеют принципиального значения для христиани-на35. Во-вторых, лучше оставаться в том положении, в котором каждый был призван. Резкий отказ от всего в данном случае не самая правильная стратегия. И, наконец, в-третьих, материальное благосостояние вкупе с социальной свободой не освобождает верующего от его обязанностей, равно как и бедность нисколько не лишает благословений христианства36. Вместе с тем, призыв к вере в Господа не отменяет человеческого многообразия, но дает проявиться индивидуальности, ставя каждого с его особыми дарами на то место, где он сможет наилучшим способом реализовать себя37 в духовной сфере.

Понятие свободы многогранно и включает в себя определенные этапы ее развития. В проанализированном отрывке рассматривается лишь первый, но при этом самый важный шаг к ее стяжанию. Никто не может лишить человека его духовной свободы, тогда как свобода внешняя в любой момент может быть утеряна. Последняя является продолжением первой, поэтому следует бояться «более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). В мире всегда будут существовать люди, стремящиеся лишить, отнять, отобрать у другого сокровенную свободу, но даже им неподвластен духовный мир человека, связанного с Господом.

29 Боор В. Указ. соч. С. 135/

30 Макдональд У. Указ. соч. С. 857.

31 Иоанн Златоуст. cвт. Указ. соч. С. 208.

32 См. Десницкий А. Указ. соч. С. 196.

33 Stam C. R. The First Epistle of Paul to the Corinthians. Chicago (Ill): Berean Bible Society, 1988. P. 230.

34 Kelly W. Op. cit. P. 123.

35 Will D. Paul on Marriage and Celibacy: The Hellenistic Background of 1 Corinthians 7. SNTS MS 83. Cambridge: University Press, 2004. P. 154.

36 Генри М. Толкование на все книги Нового Завета. Т. 5. Woerden: Dutch Reformed Tract Society, 1999. С. 315.

37 Lang F. Die Briefe an die Korinther. Göttingen und Zürich: Vandenhoeck & Ruprecht (V&R), 1994. S. 97

СПИСОК использованной литературы

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с. Литература

1. Атли Б. Письма апостола Павла в неспокойную и страдающую церковь: I и II послания к Коринфянам. Колумбус: Маршалл, 2008. 400 с.

2. Боор В. Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Корнталь: Свет на Востоке, 1989. 347 с.

3. Генри М. Толкование на все книги Нового Завета. Т. 5. Woerden: Dutch Reformed Tract Society, 1999. 406 с.

4. Десницкий А. Павловы послания: комментированное издание. М: Институт перевода Библии, 2017. 784 с.

5. Иоанн Златоуст, свт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Том VIII. Беседы на Первое послание к коринфянам. М.: «Ковчег», 2006. 912 с.

6. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан: Новый Завет. Bielefeld: CLV, 2000. 1465с.

7. Роджерс К. Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету. СПб.: Библия для всех, 2001. 1008 с.

8. Тисельтон Э. 1 Коринфянам / Пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». Черкассы: Коллоквиум, 2017. 680 с.

9. Феофан Затворник, свт. Толкование первого послания ап. Павла к Коринфянам. — М.: Правило веры, 2006. 808 с.

10. Baker W., Martin R.P., Toney C. N. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series. Vol. 15. Carol Stream (Ill): Tyndale House Publishers, 2009. 400 p.

11. Fee G. D. The First Epistle to the Corinthians. The New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 1987. 904 p.

12. Kelly W Notes on the First Epistle to the Corinthians. Beamsville: Believers Bookshelf, 1960. 298 р.

13. Lang F. Die Briefe an die Korinther. Göttingen und Zürich: Vandenhoeck & Ruprecht (V&R), 1994. 382 s.

14. Lightfoot J. B. Notes on Epistles of St. Paul: From Unpublished Commentaries. London: Macmillan, 1895. 336 p.

15. Stam C. R. The First Epistle of Paul to the Corinthians. Chicago (Ill): Berean Bible Society, 1988. 213 p.

16. Vine W. E. The Divine Plan of Missions. London: Pickering & Inglis, 1935. 128 p.

17. Wendland H-D. Die Briefe an die Korinther. 11 ed. NTD 7. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht (V&R), 1980. 176 s.

18. Will D. Paul on Marriage and Celibacy: The Hellenistic Background of 1 Corinthians 7. SNTS MS 83. Cambridge: University Press, 2004. 296 р.

REFERENCES

1. Bibliya. Svyashchennoe Pisanie Vethogo i Novogo Zaveta. Sinodal'nyj perevod.M.: Izd-vo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2011. 1369 s.

2. Atli B. Pis'ma apostola Pavla v nespokojnuyu i stradayushchuyu cerkov': I i II Poslaniya k Korinfyanam. Marshall, TX, 2008. 400 s.

3. Boor V Pervoe poslanie ap. Pavla k Korinfyanam. Korntal': Svet na Vostoke, 1989. 347s.

4. Genri M. Tolkovanie na vse knigi Novogo Zaveta. T. 5. Woerden: Dutch Reformed Tract Society, 1999. 406 s.

5. Desnickij A. Pavlovy poslaniya: kommentirovannoe izdanie. M: Institut perevoda Biblii, 2017. 784 s.

6. loann Zlatoust, svt. Svyashchennoe Pisanie v tolkovaniyah svyatitelya Ioanna Zlatousta. Tom VIII. Besedy na Pervoe poslanie k korinfyanam. M.: «Kovcheg», 2006. 912 s.

7. Makdonal'd U. Biblejskie kommentarii dlya hristian: Novyj Zavet. Bielefeld: CLV, 2000. 1465s.

8. Rodzherc K. L. Novyj lingvisticheskij i ekzegeticheskij klyuch k grecheskomu Novomu Zavetu. SPb.: Bibliya dlya vsekh, 2001. 1008 s.

9. Tisel'ton E. 1 Korinfyanam. / Per. s angl. S. Kalyuzhnogo. Seriya «Tolkovanie». Cherkassy: Kollokvium, 2017. 680 s.

10. Feofan Zatvornik, svt. Tolkovanie pervogo poslaniya ap. Pavla k Korinfyanam. — M.: Pravilo very, 2006. 808s.

11. Baker W., Martin R.P., Toney C. N. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series. Vol. 15. Carol Stream (1ll): Tyndale House Publishers, 2009. 400 p.

12. Fee G. D. The First Epistle to the Corinthians. The New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 1987. 904 p.

13. Kelly W. Notes on the First Epistle to the Corinthians. Beamsville: Believers Bookshelf, 1960. 298 p.

14. Lightfoot J. B. Notes on Epistles of St. Paul: From Unpublished Commentaries. London: Macmillan, 1895. 336 p.

19. Lang F. Die Briefe an die Korinther. Göttingen und Zürich: Vandenhoeck & Ruprecht (V&R), 1994. 382 s.

15. Stam C. R. The First Epistle of Paul to the Corinthians. Chicago (Ill): Berean Bible Society, 1988. 213 p.

16. Vine W. E. The Divine Plan of Missions. London: Pickering & Inglis, 1935. 128 p.

17. Wendland H-D. Die Briefe an die Korinther. 11 ed. NTD 7. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht (V&R), 1980. 176 s.

18. Will D. Paul on Marriage and Celibacy: The Hellenistic Background of 1 Corinthians 7. SNTS MS 83. Cambridge: University Press, 2004. 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.