Научная статья на тему 'Личная свобода и ответственность (1кор. 9)'

Личная свобода и ответственность (1кор. 9) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ап. Павел / свобода / ответственность. / St. Pavel / freedom / responsibility.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павел Владимирович Гудилин

Девятая глава дает ценные наставления в понимании христианской свободы на примере жизни ап. Павла. Верующие коринфяне понимали ее с точки зрения возможности ее внешней реализации, но не благодаря тем знаниям, которые были привнесены Евангельским учением, а находясь под непосредственным влиянием царивших в то время философских систем, ставящих знание превыше всего, в своем стремлении стяжать привилегии перед остальными. Однако, подобное поведение, хотя и оправданное «сильными» верующими в своих рассуждениях, не соответствовало духу христианского учения и, как следствие, несло за собою опасные заблуждения. В рассматриваемом фрагменте послания раскрыт не только личный опыт апостола в использовании свободы, но и своего рода наставления о поведении любого христианина через призму Евангельской свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal freedom and responsibility

The ninth chapter gives valuable instructions in understanding Christian freedom on the example of the life of St. Paul. Believing Corinthians understood it from the point of view of the full possibility of its realization, thanks to the knowledge that was introduced by the Gospel teaching. In an effort to free themselves from the fetters of the pagan worldview that had previously bound them, they deliberately acted in such a way as to show this freedom to everyone who was still in slavery of the world that they allegedly left forever. However, such behavior, although justified by “strong” believers in their reasoning, did not correspond to the spirit of Christian teaching and, as a result, carried many misconceptions and dangers. In the fragment of the epistle under consideration, not only the personal experience of the apostle in the use of freedom is revealed, but also a kind of instruction on the behavior of any Christian through the prism of Gospel freedom.

Текст научной работы на тему «Личная свобода и ответственность (1кор. 9)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №4. С. 91-97

УДК 227.2 Иерей Павел Гудилин (Павел Владимирович Гудилин) Московская духовная академия

Личная свобода и ответственность (1кор. 9)

Аннотация: Девятая глава дает ценные наставления в понимании христианской свободы на примере жизни ап. Павла. Верующие коринфяне понимали ее с точки зрения возможности ее внешней реализации, но не благодаря тем знаниям, которые были привнесены Евангельским учением, а находясь под непосредственным влиянием царивших в то время философских систем, ставящих знание превыше всего, в своем стремлении стяжать привилегии перед остальными. Однако, подобное поведение, хотя и оправданное «сильными» верующими в своих рассуждениях, не соответствовало духу христианского учения и, как следствие, несло за собою опасные заблуждения. В рассматриваемом фрагменте послания раскрыт не только личный опыт апостола в использовании свободы, но и своего рода наставления о поведении любого христианина через призму Евангельской свободы.

Ключевые слова: ап. Павел, свобода, ответственность.

Традиционно выбранный эпизод имеет два варианта прочтения: первый, рассматривает слова автора исключительно в практическом аспекте, где ап. Павел защищает свое положение от обвинений некоторых личностей, явно стремящихся скомпрометировать его в глазах общины. Второй вариант предполагает учет контекста и рассматривает открывающуюся картину с точки зрения объективного анализа апостолом своих прав и свобод, чтобы на личном примере доходчиво объяснить своей аудитории, как правильно распоряжаться полученной свободой. Именно этот способ взят за основу анализа, поскольку он позволяет в полной мере раскрыть специфику исследования.

Первое, с чем сталкивается читатель в начале девятой главы, это яркий эмоциональный всплеск первого стиха, создающий впечатление внутреннего напряжения1, возможно раздражения или даже гнева со стороны апостола. Другими словами, вступление имеет явно негативную реакцию со стороны апостола, отраженную на письме в форме четырех последовательных риторических вопросов, в технике эллинистической обличительной речи2, задача которых состоит не в отстаивании упомянутых позиций, но в напоминании очевидных фактов. Следует сразу отметить, что подобный подход

1 Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». - Черкассы: Коллоквиум, 2017.

2 Collins R. F. Sacra Pagina: First Corinthians. A Michael Glazier Book published by The Liturgical Press. Collegeville, Minnesota. 2006. P. 328

- С. 293

характерен для первой половины главы, изобилующей риторическими вопросами. По-видимому, выбранная стратегия автора целенаправленно стремится вызвать живые эмоции своей аудитории, пробуждая с их помощью внутренний интуитивный отклик слушателей. Следовательно, апостол не сомневался в получении положительного конечного результата, полагаясь не только на свой большой авторитет, но и на крепкую связь, сформированную между ним и общиной за годы его руководства.

Всеми известные среди христиан сведения, повторенные в первом стихе, учитывая положение вопрошающего в контексте всего фрагмента (8-10), должны были вызывать у участников этого диалога по меньшей мере чувства стыда и раскаяния. Ап. Павел откровенно опечален поведением своих подопечных и используя череду вопросов как бы спрашивает их, почему в возникшем конфликте идоложертвенной пищи они не последовали примеру своего наставника, через которого получили возможность познать и уверовать в истину, «вам разве я вам не учитель? Намекая тем самым, что «их духовность

- 3

происходила и зависела от его апостольских полномочий» , но на практике они с охотой терпят глупцов (афроуюу), считая себя людьми разумными (2Кор. 11:19), что наглядно доказали на первом же препятствии т.к. не смогли правильно рассудить в Евангельском духе, осмелившись сделать свободу исключительной привилегией «знающих». На что апостол совершенно справедливо, решительно возражает: разве я не свободен, потому что ограничиваю свою свободу ради любви? Или ее нет у меня?4

Далее, начиная с 4-го стиха и вплоть до 18-го следует череда коротких примеров, где апостол недвусмысленно намекает на свои привилегии, которыми он имел полное право воспользоваться, обладая апостольскою властью. Тем не менее, его реальность открывает всему христианскому миру совершенно иной образ жизни, отличный от других апостолов и авторитетов в Церкви, таких, как например ап. Петр или братья Господни, имевшими достаточный авторитет, «хотя и не равнялись с апостолами»5. Окружающая действительность ап. Павла имела иную форму, несвойственную обычной практике апостольского образа величия и достоинства6, где они находились на

п

полном Церковном содержании «или один я и Варнава должны зарабатывать себе на пропитание?».

Из этого следует, что за приведёнными примерами стоит желание показать не столько свое право на содержание от общины (да и теперь я пишу всё это не для того, чтобы вы оказывали мне такую поддержку 9:15), сколько

3 Уинтерс Г. Комментарии к первому посланию к Коринфянам. Учебно-методическое пособие: пер. с англ. -Киров: 1997. - С. 131

4 Barrett C. K. The First Epistle to the Corinthians, Black's New Testament Commentary. London: Continuum, A & C Black, 1968. P. 41

5 Иоанн Златоуст. Свт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Том VIII. М.: «Ковчег», 2006. - С. 245.

6 Боор Вернер. Первое послание ап. Павла к Коринфянам Издательство: Свет на Востоке. Корнталь, 1989. С. 156

7 Уинтерс Г. Комментарии к первому посланию к Коринфянам. Учебно-методическое пособие: пер. с англ. -Киров: 1997. - С. 133

о о

показать ту свободу и знание , стоящие в основе его прав, от которых он добровольно отказывается. Благодаря этому ап. Павел приобретает себе столь желанную им награду или похвалу (каи%П^&), за которой стоит свободный отказ от своих прав10 в пользу ближнего.

Слово «похвала» происходит от каи%а ^ (хвалиться) может быть интерпретировано двояким образом. С одной точки зрения это значит быть в центре общественного внимания, иметь почет и уважение, свойственная черта для знаменитых людей. В таком большом и богатом городе, как Коринф такое поведение только поощрялось, ведь это было залогом успешного человека, добившегося многого в своей жизни. С другой стороны, ап. Павел является воплощением противоположных ценностей, направленных не на получение земного признания, материального благополучия или достижения величия, но на смиренном стяжании благодати и Царства Небесного. Он добровольно принимает положение раба со всеми сопутствующими ограничениями, свободно и осознанно выбрав этот путь11, чтобы спасти как можно больше окружающих его людей. Для него похвала заключается в добровольном отказе от всех привилегий, в безвозмездной проповеди Евангелия, в страданиях ради других, в мученической кончине за Господа.

Подтверждением тому мы находим в его собственных словах: «мы не пытаемся расхваливать себя перед вами, но вы можете смело хвалиться нами, чтобы у вас было что ответить тем «служителям», которые хвалятся чем-то показным, а не тем, что в сердце»11 (2Кор. 5:12).

Демонстрируя компетентность в сфере свободы апостол на личном примере показал, как не закопать свой талант в землю и приобрести намного больше, чем простое знание свободы. Принцип, благодаря которому становится возможным такого рода результат кратко сформулирован в 19-ом стихе: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести». Само выражение «свободен от всех» (ёХейберо^... ёк лштшу) может быть

13

прочитано также в варианте «свободен от всего» . Последняя формула усиливает общее представление, привносит новые оттенки т.е. гармонично восполняет недостающие элементы, поскольку не ограничивается только людьми, но в результате комбинирования значений расширяет область применения буквально на все сферы деятельности человека, что соответствует общему контексту и логично продолжает взятую ранее автором линию. В то же время стоит отметить, что большинство отцов14 придерживаются привычного

8 Боор Вернер. Первое послание ап. Павла к Коринфянам Издательство: Свет на Востоке. Корнталь, 1989. С. 158

9 Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». - Черкассы: Коллоквиум, 2017.

- С. 303

10 William Baker Ralph P Martin, Carl N Toney. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series, Volume 15, Tyndale House Publishers, Carol Stream, Illinois, 2009. P. 237

11 Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». - Черкассы: Коллоквиум, 2017.

- С. 313

12 Восточный смысловой перевод

13 Фрагменты. Ориген. TLG 2042.034, 43.2-5.

14 Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Феофилакт Болгарский...

значения - «свободен от всех», поработив себя вселенной15. Тем не менее оба варианта не только не противоречат, но и дополняют друг друга, как две половины единого целого, что значительно расширяет понимание многогранности свободы.

Будучи свободным, Господь Иисус Христос во всем следовал воли Бога Отца и ученикам заповедовал молиться подобным образом «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Ап. Павел во всем подражал Спасителю и своей жизнью во Христе Иисусе доказал, что истинная свобода человека лежит не в сфере удовлетворения собственных интересов, но через исполнения воли Божией. Однако он «желает быть только соучастником (аоукоышуод) других в уготованных венцах»16, что говорит о его глубоком христианском смирении. Этот поступок должен свидетельствовать о правдивости предшествующих утверждений и о том, что он во всем старался следовать примеру Спасителя, который «о ают^р легуюагу архо^, Згуюагу и5юр, уекроц ауаахаац, уоаошгу 1атро^, а^артюХоц аяоАшрюац»17. Примечательно, что термин оиукомшудд (соучастник) употребляется всего несколько раз и только апостолом Павлом в своих сочинениях. По-видимому, здесь заложена мысль, развитая в послании к Римлянам 11:17, где язычники, принявшие христианство, выступают в образе привившейся маслины и становятся соучастниками общего корня. Из этого может следовать, что дальнейший пример со спортсменами был преимущественно для последних.

Тематика спортивных соревнований, проецируемых на духовную жизнь христианина, прослеживается у апостола Павла в нескольких посланиях (1Кор. 9:25-27; 1 Тим. 4:7-8; Еф. 6:12; 2 Тим. 2:5). Образ соревнований в случае с

коринфянами намного показателен и понятен для них т.к. Истминские игры по

18

значимости не уступали Олимпийским играм , и многие жители Коринфа достаточно ямное представление о них. Кроме того, жизнь спортсмена во многом напоминает жизнь христианина, т.е. этим двум сферам присуще такие человеческие качества, как: преодоления себя (подчиняю своей воли тело (9:27)), внутренняя борьба, стремление к совершенству (бегу... бьюсь на кулаках (9:26-27)), разные ограничения в достижении цели (воздержание во всем (9:25)) и т.д. благодаря этим и другим очень схожим мотивам можно провести соответствующие параллели, чем в полной мере и воспользовался апостол, пытаясь объяснить духовный образ жизни христианина.

Следует подчеркнуть важную деталь, что в общем контексте мудрой свободы, о которой уже довольно много было сказано апостолом, этот

15 Иоанн Златоуст. Свт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Том VIII. Беседы на Первое послание к коринфянам. — М.: «Ковчег», 2006. - С. 245.

16 Феофилакт Болгарский. Толкование на Послания святого апостола Павла. Книга 2, часть 1. - М.: Сибирская Благозвоница, 2009. - С. 132.

17 Кирилл Иерусалимский. Гомилия на притчу о расслабленном 10. TLG 2110.006, 9.12-14. (соделался алчущим хлебом, жаждущим водою, мертвым воскресением, больным врач, грешным спасением)

18 "Кроме мелких игр, было четыре крупных:1) Пифийские игры в Дельфах, проводившиеся каждый четвертый год; 2) Истмийские в Коринфе, проводившиеся раз в два года; 3) Немейские в Арголиде, каждые три или пять лет; и самые знаменитые из всех, 4) Олимпийские игры, проводившиеся каждый четвертый год в Олимпии, Элиде». Уинтерс Г. Комментарии к первому посланию к Коринфянам. Учебно-методическое пособие: пер. с англ. - Киров: 1997. - С. 145

фрагмент с соревнующимися показателен тем, что описывает разумное использование свободы последними. Аналогия со спортивными играми удачно передает некоторые этапы духовного становления христианина. Во-первых, спортсмен перед тем ка выйти на арену должен пройти долгие и суровые тренировки, которые помогут ему подготовить себя к состязанию (самодисциплина). Следовательно, для достижения поставленной цели они ограничивают свои действия, отказываясь от части возможностей (прав), поскольку невозможно достигнуть хорошего результата, не прилагая огромного усилия воли, не проявив сознательного самоотречения (выдержка). Во-вторых, тренировки сами по себе не приносят победы, победа достигается путем упорной борьбы с соперниками, не уступающими, а возможно и где-то превосходящими по силе (непоколебимость). В Истмийских играх победитель всегда получал в награду венок, что было символом почета со стороны всех19. Следовательно, спортсменами двигала не жажда денег, изменения своего материального благосостояния или что-то в этом духе, они стремились совершить настоящий подвиг и войти в историю спорта, как лучшие из лучших.

В противоположность спортсменам, верующий, кто до самого конца пронесет свой крест, получит соответствующую награду (похвалу) от Господа. И если первые прилагают столько усилий ради венка тленного, удостоится которого могут единицы, то христианин получит венец нетленный и даже если кто-то совершит подвиги намного ценнее, он не лишится своей награды. С другой стороны, поведение некоторых коринфских христиан характеризуется апостолом выражениями «бить воздух» или «бег без цели». Они хвалились своим знанием, как будто уже получили награду от Господа, ослепленные собственным высокомерием, тем самым заставляя остальных стараться изо всех сил подражать этому образу жизни, несмотря на охватывающие душу сомнения. Они проповедовали «свободу», которая направлена на

индивидуальность человека и способствовала укоренению гордости, в

20

противоположность любви, направленной на заботу о других , на полное самопожертвование ради ближнего.

В девятой главе ап. Павел дает развернутое изложение правильного использования христианской свободы на примере собственной жизни. Фактически, коринфяне получили развёрнутый ответ, как должны были повести себя в возникшей сложной ситуации внутри общины. Дар свободы, может приносить плоды даже сильно ограничивая себя, как бы парадоксально это не звучало. Она не имеет четких границ и не фиксирована строгими правилами, что придает ей особые свойства трансформироваться в зависимости от ситуации действуя максимально эффективно.

19 Уинтерс Г. Комментарии к первому посланию к Коринфянам. Учебно-методическое пособие: пер. с англ. -Киров: 1997. - С. 145

20 Fee, Gordon D. The First Epistle to the Corinthians. (The New international commentary on the New Testament) Wm. B. Eerdmans Publishing Company. Michigan. 1987. - P. 388.

Один из главных итогов этого отрывка это «призыв ап. Павла к самодисциплине, примером которой он является»21 поскольку она помогает достигнуть определенной цели, изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от оков страстей и стать по настоящему свободным. Тем не менее, внешние и внутренние ограничения необходимы ввиду падшей человеческой природы, являясь неотъемлемой частью жизни каждого христианина. В результате они выступают в качестве важного условия в стяжании добродетелей, что в дальнейшем приведет к обретению истиной свободы.

Литература

1. Septuaginta / Prof. D. Dr. Alfred Rahlfs. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.

2. Новый Завет - в переводе с греческого языка под ред. епископа Кассиана (Безобразова). Российское Библейское общество, 2014.

3. Novum Testamentum Graece. Nestle-Aland. Deutsche Bibelgesellschaft. 2001. - 836p.

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2013.

5. Новый Завет на греческом и русском языках. РБО. М., 2002. - 798 с.

6. Священное Писание, Восточный перевод. CARS - The "Central Asian Russian Scriptures"-http://www.slovocars.org/en/index.php

7. Иоанн Златоуст. Свт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Том VIII. Беседы на Первое послание к коринфянам. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на послание к галатам. — М.: «Ковчег», 2006. — 912с.

8. Боор Вернер. Первое послание ап. Павла к Коринфянам Издательство: Свет на Востоке. Корнталь, 1989. - 347с.

9. Тисельтон Э. 1 Коринфянам / пер. с англ. С. Калюжного. Серия «Толкование». -Черкассы: Коллоквиум, 2017. - 680 с.

10. Уинтерс Г. Комментарии к первому посланию к Коринфянам. Учебно-методическое пособие: пер. с англ. - Киров: 1997. - 288с.

11. Феофилакт Болгарский. Толкование на Послания святого апостола Павла. Книга 2, часть 1. - М.: Сибирская Благозвоница, 2009. - 511с.

12. Barrett C. K. The First Epistle to the Corinthians, Black's New Testament Commentary. London: Continuum, A & C Black, 1968, - 410 p.

13. Collins R. F. Sacra Pagina: First Corinthians. A Michael Glazier Book published by The Liturgical Press. Collegeville, Minnesota. 2006, - 736p.

14. Fee, Gordon D. The First Epistle to the Corinthians. (The New international commentary on the New Testament) Wm. B. Eerdmans Publishing Company. Michigan. 1987, - 880p.

15. William Baker Ralph P Martin, Carl N Toney. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series, Volume 15, Tyndale House Publishers, Carol Stream, Illinois, 2009, - 397p.

21 Fee, Gordon D. The First Epistle to the Corinthians. (The New international commentary on the New Testament) Wm. B. Eerdmans Publishing Company. Michigan. 1987. - P. 393.

96

Priest Pavel Gudilin (Pavel Vladimirovich Gudilin) Moscow Theological Academy

Personal freedom and responsibility

Abstract: The ninth chapter gives valuable instructions in understanding Christian freedom on the example of the life of St. Paul. Believing Corinthians understood it from the point of view of the full possibility of its realization, thanks to the knowledge that was introduced by the Gospel teaching. In an effort to free themselves from the fetters of the pagan worldview that had previously bound them, they deliberately acted in such a way as to show this freedom to everyone who was still in slavery of the world that they allegedly left forever. However, such behavior, although justified by "strong" believers in their reasoning, did not correspond to the spirit of Christian teaching and, as a result, carried many misconceptions and dangers. In the fragment of the epistle under consideration, not only the personal experience of the apostle in the use of freedom is revealed, but also a kind of instruction on the behavior of any Christian through the prism of Gospel freedom.

Keywords: St. Pavel, freedom, responsibility.

References

• Septuaginta / Prof. D. Dr. Alfred Rahlfs. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.

• Novyj Zavet - v perevode s grecheskogo yazyka pod red. episkopa Kassiana (Bezobrazova). Rossijskoe Biblejskoe obshchestvo, 2014.

• Novum Testamentum Graece. Nestle-Aland. Deutsche Bibelgesellschaft. 2001. - 836p.

• Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. M., 2013.

• Novyj Zavet na grecheskom i russkom yazykah. RBO. M., 2002. - 798 p.

• Svyashchennoe Pisanie, Vostochnyj perevod. CARS - The "Central Asian Russian Scriptures"-http://www.slovocars.org/en/index.php

• Ioann Zlatoust. Svt. Svyashchennoe Pisanie v tolkovaniyah svyatitelya Ioanna Zlatousta. Tom VIII. Besedy na Pervoe poslanie k korinfyanam. Tolkovanie na Vtoroe poslanie k korinfyanam. Tolkovanie na poslanie k galatam. — M.: «Kovcheg», 2006. — 912 p.

• Boor Verner. Pervoe poslanie ap. Pavla k Korinfyanam Izdatel'stvo: Svet na Vostoke. Korntal', 1989. - 347 p.

• Tisel'ton E. 1 Korinfyanam / per. s angl. S. Kalyuzhnogo. Seriya «Tolkovanie». - Cherkassy: Kollokvium, 2017. - 680 p.

• Uinters G. Kommentarii k pervomu poslaniyu k Korinfyanam. Uchebno-metodicheskoe posobie: per. s angl. - Kirov: 1997. - 288 p.

• Feofilakt Bolgarskij. Tolkovanie na Poslaniya svyatogo apostola Pavla. Kniga 2, chast' 1. - M.: Sibirskaya Blagozvonica, 2009. - 511 p.

• Barrett C. K. The First Epistle to the Corinthians, Black's New Testament Commentary. London: Continuum, A & C Black, 1968, - 410 p.

• Collins R. F. Sacra Pagina: First Corinthians. A Michael Glazier Book published by The Liturgical Press. Collegeville, Minnesota. 2006, - 736 p.

• Fee, Gordon D. The First Epistle to the Corinthians. (The New international commentary on the New Testament) Wm. B. Eerdmans Publishing Company. Michigan. 1987, - 880 p.

• William Baker Ralph P Martin, Carl N Toney. 1 and 2 Corinthians. Cornerstone Biblical Commentary Series, Volume 15, Tyndale House Publishers, Carol Stream, Illinois, 2009, - 397 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.