Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). Право. Вып. 41. С. 26-30.
УДК 340 ББК 67.300
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДА ПРЕПОДАВАНИЯ: ОБЛАСТИ И ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
О. Я. Халилова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Исследованы понятия творчества и преподавания, сфера их взаимодействия; подробно рассмотрены педагогическое и научное виды творчества. Представлены пути реализации педагогическими работниками креативных способностей, области их применения, возможные результаты и потенциальные продукты этой деятельности. Приведены примеры законодательного закрепления права преподавателей на творчество, выявлены гарантии свободы творчества, относимые и к свободе преподавания.
Ключевые слова: свобода преподавания, свобода творчества, педагогическое творчество, научное творчество, гарантии свободы преподавания, гарантии свободы творчества для преподавателей.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ 1993 г. провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Пожалуй, неслучайно свобода творчества и свобода преподавания оказались в одном ряду. Деятельность преподавателя вуза нередко связана с научным или техническим творчеством, а деятельность преподавателя художественной образовательной организации непосредственно проявляется через художественное творчество.
Чтобы установить, какова связь между названными понятиями, обратимся к их лингвистическому толкованию.
Творчество — действие по глаголу «творить», что, в свою очередь, означает «создавать, производить, созидать; делать, совершать что-нибудь, поступать каким-нибудь образом» [2. С. 344].
Преподавание — действие по глаголу «преподавать», под которым подразумевается «обучая кого-нибудь чему-нибудь, передавать какие-нибудь сведения, излагать (предмет); заниматься педагогической деятельностью, быть где-нибудь учителем, профессором» [3. С. 381].
Обе эти сферы деятельности пересекаются в таком явлении, как педагогическое творчество. Под этим термином, согласно словарям, понимается «педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью» [4. С. 124]. Как можно заметить, суть педагогического творчества сво-
дится преимущественно к нахождению творческого подхода в предоставлении знаний обучающимся.
«Для преподавателя необходимо сделать процесс обучения для большинства студентов психологически комфортным и развивать интеллектуальную инициативу, желание самостоятельно отыскивать новую, а главное нужную для него в его будущей профессии, информацию, способность выходить за пределы заданного» [5. С. 43].
В деятельности педагога возможности включения творческих моментов достаточно широкие. Они могут быть проявлены как в отношении к преподаваемой дисциплине или подаче материала, так и в подходе к обучаемому. «Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес» [6. С. 24]. Несмотря на то что автор говорит о школьном образовании, думается, названные сферы применимы также и к деятельности преподавательской.
Но связь исследуемых сфер не ограничивается только данными признаками. Если мы обратимся к ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то увидим, что педагогические работники наделены определенными академическими правами и свободами, которые носят творческий характер. Это относится к таким положениям, как право на творческую инициативу, раз-
работку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п. 3), право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций (п. 6), а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п. 5), что также требует применения креативных и интеллектуальных способностей.
Итак, творчество педагогов может проявляться в различных сферах. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя, преподавателя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание [4. С. 23].
Что касается потенциальных продуктов творчества в сфере образования, то в литературе встречается следующий перечень: план каждого занятия и его реализация, методическое усовершенствование, совершенствование теории [5].
Интересно отметить существование педагогической импровизации как одного из компонентов творческой деятельности. «Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности» [3. С. 14]. Иными словами, при тех или иных обстоятельствах преподаватель может оказаться в ситуации, когда применение какого-либо творческого приема будет необходимым.
Как правило, творческая составляющая в деятельности преподавателя приносит свои результаты: от совершенствования педагогического мастерства до составления и реализации авторских образовательных программ или методических разработок, от развития профессиональных способностей до эффективной организации образовательного процесса.
Теперь, установив наличие связи между свободой творчества и свободой преподавания, можно с уверенностью говорить о том, что гарантии свободы творчества могут распространяться
и на свободу преподавания в той части, в какой данные виды человеческой деятельности взаимодействуют между собой.
Прежде всего это касается такого конституционного положения, как охрана интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), которая имеет непосредственное отношение и к свободе преподавания, и к свободе творчества. Данная норма Основного Закона РФ была развита в ч. 4 Гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3.
Так, педагог при реализации свободы на разработку авторских учебных программ, методических пособий, при надлежащем их оформлении и регистрации, а также при фиксировании авторства имеет соответствующие гарантии и права на защиту.
Кроме того, Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», которым регулируются правоотношения преимущественно в области культуры и творчества, также распространяет свое действие на педагогическую деятельность.
В соответствии со ст. 30 органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств. Исходя из этой нормы, преподаватели каких-либо направлений искусств наделены гарантией свободы преподавания в сфере их специализации.
Согласно ст. 57 к числу приоритетных направлений международных культурных обменов РФ относится, в числе прочего, обмен образовательными программами, методическими материалами и учебно-научной литературой. Отсюда следует, что педагогические работники обладают свободой преподавания также и в случае международного взаимодействия. И если ст. 30 относится к деятельности преподавателей определенной специализации, то ст. 57 не ограничивает круг субъектов.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе соотношения свободы преподавания и свободы научного творчества. «Преподаватель высшей школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной
28
О. Я. Халилова
деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогических. Однако... схема творческого процесса деятельности педагога в общем виде соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой» [3. С. 43].
Также стоит отметить, что преподаватели высшей школы в большинстве своем являются представителями ученого сообщества и выполняют научные функции. И, как следствие, они передают студентам научные знания. В силу этого факта к ним применимы права научных работников, закрепленные в п. 6 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Указанный в законе круг прав, по сути, раскрывает академическое право педагогов на научную, творческую и иную соответствующую деятельность, предоставляемую п. 6 ч. 3 ст. 47 Закона «Об образовании».
Более того, в Законе «О науке» закреплены принципы, исходя из которых осуществляется государственная научно-техническая политика. Среди них особого внимания заслуживает принцип, закрепленный в абз. 5 п. 2 ст. 11: «Интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций».
Указанный принцип государственной политики наиболее полно формулирует значимость взаимодействия науки и образования, закрепляет за научно-педагогическими работниками гарантии в сфере научного творчества, тем самым отражает роль науки и образования в процессе осуществления свободы преподавания.
Выше уже оговаривалось, что в Конституции РФ творчество и преподавание указаны совместно. Примечательно, что законодатель ставит в один ряд преподавательскую и творческую деятельность во многих случаях, когда говорит об исключениях из запретов к должностным лицам на занятие какой-либо оплачиваемой деятельностью. В частности ст. 97 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, за-
ниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Другим примером может служить ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [5], где сказано: «Члены Правительства Российской Федерации не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Аналогичные нормы содержатся и в прочих законах, регулирующих правовое положение государственных и муниципальных служащих.
Из содержания данных положений следует, что преподавание рассматривается как вид творческой деятельности, а значит, законодатель сопоставляет их как тесно взаимосвязанные сферы деятельности. Более того, подобные нормы служат дополнительной гарантией преподавателю в его возможности осуществления свободы преподавания, например, в случае изменения его социального или трудового статуса.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Творчество и преподавание имеют множество точек пересечения, а наиболее ярким примером такого пересечения является педагогическое творчество.
2. Творчество и преподавание рассматриваются законодателем как близко взаимодействующие виды деятельности, что вытекает из их совместного расположения во многих правовых нормах, в том числе в конституционной статье.
3. Обе сферы не отнесены к коммерческой деятельности, что предоставляет определенные возможности должностным лицам, имеющим ограничения в связи с их служебной деятельностью.
4. Законодательство в сфере образования конкретизирует способы применения элементов творчества.
5. Права и гарантии, предусмотренные законодательством в области культуры и в области науки, в определенных случаях также распространяются и на педагогических работников.
Таким образом, признание за человеком свободы творчества и преподавания выступает значимым условием сохранения, укрепления и приумножения культурного и научного потенциала страны. Творчество, являясь составной частью духовной жизни общества, выступает индикатором развития государства. Преподавание же позволяет передавать накопленные знания по-
следующим поколениям. Этот фактор указывает на связь преподавания и образования в одном ракурсе. А в другом ракурсе элементы творчества в деятельности педагога позволяют повысить эффективность образовательного процесса. «Лишь в поисках и нахождении нового в преподаваемом предмете можно полноценно проявить себя преподавателю, а студенту усвоить и практически применить получаемые знания» [6. С. 44].
Список литературы
1. Горбачев, А. И. Творчество в преподавании / А. И. Горбачев // Феномен творчества в образовательном процессе : материалы VIII науч.-метод. конф. фак. филос. и соц. наук БГУ, г. Минск, 16 марта 2011 г. / редкол.: И. Л. Зеленкова, А. А. Легчилин. Минск, 2011. 160 с.
2. Данко, С. П. Элементы творчества в преподавании дисциплины «Основы современных концепций естествознания» [Электронный ресурс] / С. П. Данко, Т. Н. Савускан. URL: http://www.rusnauka. com/29_NIOXXI_2012/Philologia/1_117992.doc.htm
3. Словарь русского языка : в 4 т. Т. 3 / под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984. 752 с.
4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Электронный ресурс] / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0311/3_0311-124.shtml#book_ page_top
5. Шабанова, О. В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (на материале классического университета) : дис. ... канд. пед. наук / О. В. Шабанова. Воронеж, 2002. 210 с.
6. Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога / Т. Н. Щербакова // Педагогическое мастерство : материалы IV междунар. науч. конф., г. Москва, февр. 2014 г. М., 2014. 110 с.
Сведения об авторе
Халилова Офелия Ягуб-кызы — аспирант кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359).
Law. Issue 41. P. 26-30.
CREATIVE FREEDOM AND TEACHING FREEDOM: AREAS AND POINTS OF INTERSECTION
O. Ya. Khalilova
Graduate student, Department of constitutional law and municipal law of the Chelyabinsk state University,
Chelyabinsk, Russia. [email protected]
In this article is researched the terms "creature" and "teaching", spheres of their reciprocity, in details explored pedagogical and scientific kinds of oeuvre. There is also adduced realisation ways by pedagogues their creative abilities, fields of applying them, probable results and potential produces of this activity. Moreover, author gives the examples of the fixed in law teachers' rights for creativity and detects guarantees of creative freedom, which can be practice to teaching freedom.
Keywords: freedom of teaching, freedom of creation, science creation, pedagogical creation, guarantees of teaching freedom, guarantees of creation freedom for teachers.
References
1. Gorbachev A.I. Tvorchestvo v prepodavanii [Creativity in teaching]. Fenomentvorchestvav obrazovatel'nom processe [Phenomenon of creativity in the educational process ]. Minsk, 2011. 160 p. (In Russ.).
30
O. H. XanunoBa
2. Danko S.P., Savuskan T.N. Elementy tvorchestva vprepodavanii discipliny «Osnovy sovremennyh koncep-ciy estestvoznaniya» [Creativity elements in teaching discipline of "A basis of modern concepts of natural sciences"]. Available at: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Philologia/1_117992.doc.htm (In Russ.).
3. Evgenieva A.P. (ed.) Slovar'russkogo yazyka v 41. T. 3 [Dictionary of the Russian language in 4 vol. Vol. 3]. Moscow, 1984. 752 p. (In Russ.).
4. Oleshkov M.Yu., Uvarov V.M. (auth.-comps.) Sovremenniy obrazovatel'niy process: osnovnye po-nyatiya i terminy [Modern educational process: basic concepts and terms]. Available at: http://www.pedlib.ru/ Books/3/0311/3_0311-124.shtml#book_page_top (In Russ.).
5. Shabanova O.V. Social'no-pedagogicheskie usloviya stanovleniya nauchno-pedagogicheskoy deyatel'nosti prepodavatelya vysshey shkoly (na materiale klassicheskogo universiteta): dis. ... kand. ped. nauk [Social and pedagogical conditions of formation of scientific and pedagogical activity of the teacher of the higher school (on material of classical university). Thesis]. Voronezh, 2002. 210 p. (In Russ.).
6. Scherbakova T.N. Improvizaciya kak komponent tvorchestva sovremennogo pedagoga [Improvisation as component of works of the modern teacher]. Pedagogicheskoe masterstvo [Pedagogical skill]. Moskow, 2014. 110 p. (In Russ.).