УДК 342(47):342.733
М. Е. Рубанова, Н. Н. Портенко
Конституционно-правовые основы свободы преподавания в Российской Федерации
В статье проанализирована специфика понятия и содержаний конституционной свободы преподавания, выявлено ее место в системе иных конституционных свобод человека, рассмотрено конституционно-правовое регламентирование свободы преподавания в нашей стране.
This article analyzes the specificity of the concept and content of the constitutional freedom of teaching, found its place in the other constitutional freedoms, considered the constitutional and legal regulation of academic freedom in our county.
Ключевые слова: конституционные права и свободы, основные культурные права и свободы, свобода творчества, свобода преподавания.
Key words: constitutional rights and freedoms, the basic cultural rights and freedoms, freedom of creativity, freedom of teaching.
Конституция Российской Федерации наряду с комплексом основных прав человека и гражданина гарантирует конституционные свободы. В их числе свобода творчества и свобода преподавания.
Принципиальная значимость свободы преподавания обусловлена его фундаментальной ролью в национальной системе науки и образования, которые, в свою очередь, определяют уровень социально-культурного развития государства. Следует согласиться с мнением Л.А. Пасешниковой, что «опыт прошедших десятилетий свидетельствует о том, что справиться с современными задачами, вызовами времени, глобальными проблемами современности - ... - можно лишь путем создания просвещенного, культурного общества»1, одним из главных инструментов при этом выступает конституционная свобода преподавания. Свобода преподавания относится к той правовой традиции, без которой невозможно формирование и развитие творческой личности, идеологического плюрализма гражданского общества. *
* © Рубанова М. Е., Портенко Н. Н., 2015
1 Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 3.
71
В настоящее время свобода преподавания гарантирована международными актами и российским внутригосударственным законодательством. Свобода творчества и свобода преподавания как ее структурный элемент не были закреплены в тексте Всеобщей декларации прав человека (1948). Принцип уважения свободы, безусловно необходимой для преподавания, научных исследований, научной и творческой деятельности, получил закрепление позднее в ч. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966)2.
Впервые конституционное закрепление свободы творчества в советское время было реализовано в Конституциях СССР (1977) и РСФСР (1978), которые в главах о социальном развитии и культуре содержали тождественные положения: «всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества»3 4.
Конституция РФ в ч. 1 ст. 44, декларируя свободу преподавания4, задает ориентир развития отечественного образовательного законодательства, обеспечивает идеологическое многообразие, свободу мысли и слова в образовательной среде, что является неотъемлемой частью правового государства и современной цивилизации.
Однако конституционную формулировку ч. 1 ст. 44 нельзя признать удачной: уточнение видов творчества приводит к тому, что и свобода преподавания воспринимается сквозь их призму. Именно это, на наш взгляд, дает основание полагать, что свобода преподавания есть «вид творческой деятельности...»5. В такой прямолинейной постановке поддержать данное суждение представляется неоправданным. Хотя нельзя отрицать и творческую составляющую в преподавании, в частности в подборе педагогом имеющихся оригинальных методик обучения, в подготовке авторских учебно-методических комплексов, в уникальном изложении материала на лекциях и практических занятиях. Разумеется, свобода творчества ограничена рамками устанавливаемых Российским государством «федеральных
2 Бюллетень Верховного суда РФ. № 12. 1994.
3 Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек. (№ 237); СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445; 2014. №6. Ст. 548; № 31. Ст. 4398.
5 Правовое просвещение населения. Свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни. URL: http://maikop.bezformata.ru/Hstaews/svoboda-tvorchestva-i-prepodavaniya-pravo/7536511/
72
государственных образовательных стандартов», согласно ч. 5 ст. 43 Конституции страны.
Определяя место свободы преподавания в системе конституционных прав и свобод, следует указать на то, что контекстно-статейное рассмотрение конституционной свободы преподавания позволяет содержательно ее связывать с социокультурной группой прав и свобод личности (ч. 2 ст. 44), соотносить ее со свободой мысли и слова (устного или письменного), гарантируемых ч. 1 ст. 29 Конституции России. Таким образом, в конституционной свободе преподавания воплощено комплексное триединство свобод человека: во-первых, свобода преподавания как свобода творчества, относимая к системе культурных прав и свобод человека; во-вторых, свобода преподавания, детерминированная конституционным правом на образование, и включаемая в этом случае в систему социальных прав и свобод человека и гражданина; в-третьих, свобода преподавания, основывающаяся на свободе мысли и слова и причисляемая в данном контексте к комплексу личных или же информационных прав человека и гражданина.
Несмотря на пристальный научный интерес к конституционным правам и свободам, непосредственно свобода преподавания недостаточно исследована в науке конституционного права. Как правило, она анализируется через призму конституционной свободы творчества либо как синоним или структурный элемент более широкой категории «академическая свобода». Убедительные аргументы в пользу понимания свободы преподавания как части академической свободы были сформулированы еще в начале XX в.6 В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «О положении учителей»7 при исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой, которая трактуется как комплекс корпоративных и индивидуальных прав (свобода преподавания, свобода научного исследования, свобода обучения, автономия вуза).
В Модельном образовательном кодексе для государств - участников Содружества Независимых Государств, принятом в Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением № 27-12 на 27 пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, под академической свободой понимается право педагогических работников на свободу
6 Тихомиров П. В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [Лекция студентам Московской духовной академии] // Богословский вестн. 1905. Т. 2. № 5. С. 65-94.
7 Принята 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей // un.by>f.. ,ILO_UNESCO recommendations on teachers.pdf
73
выбора средств и методов обучения и воспитания, направлений и методов проведения научных и педагогических исследований, публикацию результатов своих профессиональных достижений, участие в общественных и профессиональных объединениях и т. п.; право обучающегося на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и способа участия в образовательном процессе в соответствии со своими способностями и потребностями. Таким образом, основным субъектом академической свободы названы педагогические работники и обучающиеся. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что свобода преподавания как самостоятельная свобода в структуре академической свободы не выделена. Она проявляется в иных свободах педагогических работников.
Собственно свобода преподавания не поддается правовому регламентированию в том смысле, что она раскрывается только в творческом процессе и субъективном индивидуальном опыте. Свобода преподавания как элемент конституционной свободы творчества неалгоритмична, посредством преподавания человек реализует себя, с одной стороны, как субъект образовательного процесса, а с другой стороны, как субъект культурной жизни общества и государства. Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам научного и преподавательского труда, к образованию и культуре в целом.
Свобода преподавания является составным элементом правового статуса учителей, преподавателей. Поскольку свобода преподавания, как и любая иная свобода, не абсолютна, она имеет нормативные правовые ограничения. Не принимая во внимание личные морально-этические установки, можно выделить две группы специальных правовых ограничений данной свободы: во-первых, это ограничения свободы преподавания субъективного порядка, выраженные в требованиях к кандидатам на должность педагога, преподавателя; во-вторых, это ограничения свободы преподавания объективного порядка, установленные в Конституции Российской Федерации, конкретизированные в соответствующем законодательстве и описанные федеральными государственными образовательными стандартами по конкретной преподаваемой дисциплине.
Так, например, транслируя свои мысли в рамках свободы преподавания, педагог не вправе допускать нарушений конституционных норм, в том числе касающихся запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, пропаганды превосходства по названным и языковым основаниям. Свобода преподавания
74
как профессиональная форма самовыражения преподавателя не должна приводить к нарушениям прав и свобод других лиц в контексте конституционной нормы ч. 3 ст. 17. Педагог обязан, действуя в рамках конституционной свободы преподавания, уважать права и свободы участников образовательного процесса, понимать и соблюдать конституционные ценности.
Вместе с тем, анализируя общие ограничения, установленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отметим, что закон обязывает соблюдать нормы профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность8. При этом ссылки на конституционные положения в базовом федеральном законе отсутствуют. В качестве нормативного императива названы этические нормы локальных актов соответствующей образовательной организации. Представляется, что такого рода «компенсации» с формальноюридических позиций недопустимы.
В целом можно сформулировать некоторые выводы. Являясь структурно-содержательным элементом системы конституционных прав и свобод личности, конституционный институт свободы преподавания приобретает юридическое значение при наличии следующих двух ключевых условий: ее законодательного закрепления и конкретизации, обеспечения механизма конституционно-правовых гарантий.
В частности, к конституционным гарантиям свободы преподавания следует отнести закрепленные на конституционном уровне и конкретизированные в актах федерального и регионального законодательства, а также в актах ведомственного и внутривузовского нормотворчества условия, обеспечивающие преподавателям реальную возможность реализовать собственные творческие возможности в научной и образовательной деятельности. К числу основных конституционных гарантий свободы преподавания можно отнести:
— государственную финансовую поддержку науки и образования (ст. 43);
— признание на государственном уровне ценности института личной свободы (ст. 2);
— декларирование конституционного принципа равенства личных свобод на территории Российской Федерации (ст. 6, 19);
8 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; 2015. № 1 (ч. I). Ст. 53.
75
- установление и соблюдение принципа непосредственного действия конституционных положений, в том числе закрепляющих права и свободы человека (ст. 18);
- закрепление права пользования родным языком и свободного выбора языка общения, воспитания, преподавания, обучения и творчества (ст. 26);
- провозглашение свободы совести и вероисповедания (ст. 28);
- гарантирование свободы мысли и слова, а также свободы поиска, получения, передачи информации (ст. 29);
- закрепление свободы выбора рода деятельности и профессии (ст. 37).
Таким образом, гарантированная на конституционном уровне, обеспеченная комплексом конституционных положений и конкретизированная в национальном законодательстве свобода преподавания является достаточно новой в контексте конституционных свобод социокультурного порядка.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газета. - 1993. - 25 дек. (№ 237); СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1, 2; СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445; 2014. - № 6. - Ст. 548; № 31. - Ст. 4398.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Бюл. Верховного суда РФ. - № 12. - 1994.
3. Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» от 05.10.1966 г. Приняты Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей // un.by>f.. .ILO_UNESCO recommendations on teachers.pdf
4. Об образовании в Российской Федерации: от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014): федер. закон // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598; 2015. - № 1 (ч. I). - Ст. 53.
5. Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г. // Ведомости ВС СССР. -1977. - № 41. - Ст. 617.
6. Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2011. - С. 3.
7. Правовое просвещение населения. Свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни. - URL: http://maikop.bezformata.ru/listnews/svoboda-tvorchestva-i-prepodavaniya-pravo/7536511/
8. Тихомиров П. В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [Лекция студ. Моск. духовной акад.] // Богословский вестн. - 1905. - Т. 2. -№ 5. - С. 65-94.
76