Научная статья на тему 'Свобода информации и развитие демократии в Европе и России в xvi - XIX вв'

Свобода информации и развитие демократии в Европе и России в xvi - XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1729
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА ПЕЧАТИ / СВОБОДА СЛОВА / СТРАНЫ ЕВРОПЫ / РОССИЯ / ЦЕНЗУРА / ИСТОРИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ / СВОБОДУ СЛОВА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СВОБОДА СЛОВА КАК ЛИЧНАЯ СВОБОДА / КРОСС-ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGY / INFORMATION / DEMOCRACY / SIGNS OF DEMOCRACY / RIGHT TO INFORMATION / FREEDOM OF INFORMATION / FREEDOM OF THE PRESS / FREEDOM OF SPEECH / EUROPEAN COUNTRIES / RUSSIA / CENSORSHIP / HISTORY OF THE RIGHT TO INFORMATION AND FREEDOM OF SPEECH / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE POTENTIAL / CHRONOLOGY OF THE FORMATION OF THE RIGHT TO INFORMATION / HISTORY OF THE RIGHT TO FREEDOM OF EXPRESSION / FREEDOM OF SPEECH AS THE FREEDOM OF THE INDIVIDUAL / CROSS-DISCIPLINARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левкина Лилия Ивановна

Одной из базовых основ демократии является право человека на информацию и свободное информационно-коммуникативное взаимодействие. Становление принятого сегодня международного и национальных законодательств в Европе и России длилось несколько столетий и было тесно взаимосвязано с геополитическими, военными, экономическими событиями, трансформациями государственного управления, изменениями социальных структур и общественных настроений, с демократическими преобразованиями или событиями, имевшими признаки демократии. Ретроспектива этого процесса кратко систематизирована в данной статье. Хронология рассмотрения основывается на принятии государствами важнейших по пути к демократическим изменениям законодательных актов, провозглашавших свободу слова, печати, информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FREEDOM OF INFORMATION AND THE DEMOCRACY DEVELOPMENT IN EUROPE AND RUSSIA IN THE 16 TH - 19 TH CENTURIES

One of the basic foundations of democracy is the Human right to information and free informative and communicative interaction. The formation of the international and national legislation adopted today in Europe and Russia lasted for several centuries and was closely linked to the geopolitical, military and economic events, to the transformation of public administration, changes in social structures and social attitudes, to the democratic reforms and developments. The chronology of this process is briefly summarized and systematized in this paper. It is based on the states’ adoption of the most important legislative enactments on the way to democratic changes which declared the freedom of speech, press and information.

Текст научной работы на тему «Свобода информации и развитие демократии в Европе и России в xvi - XIX вв»

I ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ УДК 316.4.066

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В ЕВРОПЕ И РОССИИ В XVI - XIX ВВ.

Л. И. Левкина

THE FREEDOM OF INFORMATION AND THE DEMOCRACY DEVELOPMENT IN EUROPE AND

RUSSIA IN THE 16th - 19th CENTURIES L. I. Levkina

Одной из базовых основ демократии является право человека на информацию и свободное информационно-коммуникативное взаимодействие. Становление принятого сегодня международного и национальных законодательств в Европе и России длилось несколько столетий и было тесно взаимосвязано с геополитическими, военными, экономическими событиями, трансформациями государственного управления, изменениями социальных структур и общественных настроений, с демократическими преобразованиями или событиями, имевшими признаки демократии. Ретроспектива этого процесса кратко систематизирована в данной статье. Хронология рассмотрения основывается на принятии государствами важнейших по пути к демократическим изменениям законодательных актов, провозглашавших свободу слова, печати, информации.

One of the basic foundations of democracy is the Human right to information and free informative and communicative interaction. The formation of the international and national legislation adopted today in Europe and Russia lasted for several centuries and was closely linked to the geopolitical, military and economic events, to the transformation of public administration, changes in social structures and social attitudes, to the democratic reforms and developments. The chronology of this process is briefly summarized and systematized in this paper. It is based on the states' adoption of the most important legislative enactments on the way to democratic changes which declared the freedom of speech, press and information.

Ключевые слова: социология, информация, демократия, признаки демократии, право на информацию, свобода информации, свобода печати, свобода слова, страны Европы, Россия, цензура, история права на информацию, свободу слова, коммуникация, коммуникативный потенциал, свобода слова как личная свобода, кросс-дисциплинарное исследование.

Keywords: sociology, information, democracy, signs of democracy, right to information, freedom of information, freedom of the press, freedom of speech, European countries, Russia, censorship, history of the right to information and freedom of speech, communication, communicative potential, chronology of the formation of the right to information, history of the right to freedom of expression, freedom of speech as the freedom of the individual, communicative potential, cross-disciplinary research.

Демократические государства сегодняшнего дня отличаются бесспорно утвержденным правом человека на информацию. В этот же дискурс неоспоримо входит и необходимость утверждения права на свободу информационно-коммуникативного взаимодействия внутри разнообразных сообществ и между ними, социальных коммуникаций. Дискуссия разворачивается в плоскости необходимости/отсутствия необходимости и/или меры установления границ участия и вмешательства государства в реализацию этих прав непосредственно самим государством, средствами массовой информации, частными лицами. Вместе с тем история поднимаемого вопроса и ее современная трактовка неоднозначны.

О праве. Во-первых, право исторически сопровождало процесс разделения общества на «сильных» и «слабых», регулируя пределы допустимых действий всех сторон. Во-вторых, право стало потребностью для определения объема собственности, форм владения и степени эффективности распоряжения ею. В-третьих, с развитием производительных сил и общественных отношений право выступает серьезным фактором взаимоотношений между власть имущими и населением не только как производственно-экономический фактор, но, что важнее, как психологический, определяющий порядок общественного обустройства, состояния социума в целом и отдельных сообществ.

Естественной природной чертой человека априори является его свобода, проявляющаяся в течение всего исторического периода в разных странах, в разной степени и рамках, с разной степенью возможностей проявления. Важно, что этот феномен присущ человеку от рождения и навсегда. С самого появления на свет человек общается с окружающим миром - это его естественная потребность и среда бытия. Первый опыт общения с другим человеком, с сообществом также характеризуется полной свободой и наращиванием или же сужением коммуникативного потенциала. С дроблением социума на «сильных» и «слабых», на правящих и управляемых доступ к информации, которой обладают правящие, и возможности информационно-коммуникативного взаимодействия начали ограничиваться. Для установления равновесия в общественных отношениях на протяжении всей истории разных стран стали появляться как ограничивающие, так и разрешительные правовые акты.

Природная свобода человека характеризуется природной свободой коммуникаций, информационно-коммуникативная деятельность пронизывает все сферы человеческой деятельности, функционирование социальных структур, сообществ и общества в целом. Здесь уместно привести два определения. Первое: «коммуникативный - относящийся к общению, тран-сактной передаче информации в виде интеллектуаль-

ных сигналов, знаков, символов от человека к человеку». И второе: «коммуникативный потенциал - совокупность всех имеющихся внутренних возможностей личности (в т. ч. средств, источников) в области общения (трансактной передачи информации в виде интеллектуальных сигналов, знаков, символов от человека к человеку), которые могут быть использованы в случае необходимости с целью взаимодействия через общение; степень мощности возможного проявления коммуникационной функции личности потенциально (в будущем) в отношении других людей» [14, с. 53].

Важно, что коммуникативный опыт человека включен в процесс осознания и интраверсии свободы человека.

Любым изменениям в области права на информацию, усилению или ослаблению цензуры предшествовали или сопутствовали глобальные политические, социальные, экономические или военные события. В данной статье представлены результаты кросс-дисциплинарного исследования описанного выше вопроса. В него включены императивы таких отраслей научного знания, как: философия, социология, право, страноведение, политология, история, география. Все вышесказанное дает нам основание для выстраивания схемы, позволяющей подтвердить тот факт, что свобода человека является как истоком права на информацию и коммуникацию, так и ее устьем, результатом или причиной демократических изменений в стране в целом, а также основой накопления и реализации информационно-коммуникативного потенциала человека, сообществ, общества.

Период нашего исследования относится к XVI -XIX вв., географические границы представлены некоторыми странами Европы (Великобритания, Германия, Дания, Норвегия, Польша, Франция, Швеция) и Россией; рассматриваемый уровень принятия решений - государственный. Под сообществами мы здесь понимаем властные элиты и население государств. Названия государств в тексте статьи приводятся в соответствии с принятыми сегодня.

Польша

Вопросы свободы и социального равенства в Польше следует рассматривать особо. Уже в XVI в. здесь начала формироваться «шляхетская демократия», что в конечном итоге в XIX в. привело к оформлению гражданского общества.

В Польше в 1532 г. были проговорены постулаты актов о свободе прессы [5, с. 42 - 73]. Этому предшествовали следующие глобальные для государства события: Польско-тевтонская война 1519 - 1521 гг. (завершилась подписанием четырёхлетнего перемирия, после окончания которого из владений Тевтонского ордена создано Герцогство Пруссия (1525 г.), что закреплено в «Краковском мире»; битва при Мохаче (битва с турками чешско-венгерского короля Людовика (Лайоша) Ягеллона, 1526 г.), после которой влияние династии Ягеллонов было утрачено, а территория к югу от Польши разделена между Турцией и Австрией; битва при Обертыне (1531 г.), в которой польские войска под командованием Сигизмунда

Старого победили войско Молдавии под знаменами князя Петра Рареша.

Наиболее исторически важными шагами Польши по развитию демократии в рассматриваемый период были следующие.

В начале XVI в. в Польше осуществился переход к фольварочно-барщинной системе (система ведения феодального хозяйства и земельных отношений, основанная на получении по феодальному праву владельцем крупного землевладения ренты с колонистов - держателей его земли), причиной чего явилось политическое укрепление среднепоместной и мелкой шляхты. В это же время на фоне столкновения шляхты, магнатов, церковных феодалов оформилась сословная монархия. В 1501 г. магнаты добились выхода Мельницкого привилея, в результате чего королевская власть попала в полную зависимость от сената. Высшие должностные лица и высшие духовные иерархи - представители интересов крупных феодалов, являли состав сената. Однако, в 1505 г. шляхта выработала Радомскоую конституцию, лозунгом которой было: «Никаких нововведений» (Nihil novi). Согласно конституции законы могли быть приняты только с согласия двух палат вального (общего) сейма, ставшего высшим законодательным органом, который именно в пользу феодалов мог ограничивать королевскую власть. Верхняя палата - сенат. Посольская изба - нижняя палата, представляла собой собрание шляхты (земских послов), которые избирались на шляхетских сеймиках (собрание шляхты одного воеводства). Посольская изба со временем укрепила свои позиции. Однако от участия в сейме были устранены и города, и крестьянство.

Заметим, что уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Но вскоре гуситскому движению был придан радикальный характер, в результате чего появились приверженцы анабаптистских идей. Стяжательство католического духовенства и методы его феодальной эксплуатации привели к реформации. Со второй половины 20-х гг. XVI в. в анабаптизме держали верховенство представители непротивленчества и мирного сектантства. В конце XV - начале XVI в. Бернат из Люблина, разоблачавший папскую церковь, направил свои учения против феодальной эксплуатации. Немецкая часть населения польских городов придерживалась лютеранства. В конце 30-х гг. XVI в. шляхта и часть влиятельных магнатов поддержала идеи реформации. Светские феодалы стремились к независимости от государственной власти, что привело их к кальвинизму. Радикальные общины кальвинистов взяли на вооружение лозунг о праве сословно-представительных учреждений не повиноваться королевской власти. Одновременно представители шля-хетско-кальвинистской реформации не допускали изменений и новшеств в области феодального строя. Даже наиболее просвещенные умы того времени допускали умеренную феодальную эксплуатацию крестьян. В связи с этим ряд мещан и крестьян, придерживавшихся демократических идей, примкнувших сначала к кальвинизму, отошли от него и образовали новое направление реформации - арианство, или ан-титринитаризм (отрицание троичности божества). Последователи этого течения впоследствии назвали

себя «польскими братьями». Итак, борьба магнатов, шляхты, церковной феодальной верхушки происходившая на фоне поисков демократических начал среди интеллигенции, народа и иных сословий средневековой Польши завершилась во второй половине XVI в. политическим компромиссом. Конституция Польского государства (1569 - 1573 гг.), укрепила политическую роль шляхты, однако могущество духовного и светского феодального верховенства подорваны не были.

Как видим, важнейшее для нашего исследования событие в Польше 1532 г. - Закон о свободе прессы, -было исторически обрамлено поисками и первыми шагами государства по пути к демократии. Борьба магнатов, шляхты, церковной феодальной верхушки происходившая на фоне поисков демократических начал среди интеллигенции, народа и иных сословий средневековой Польши завершилась во второй половине XVI в. политическим компромиссом. Конституция Польского государства (1569 - 1573 гг.), укрепила политическую роль шляхты, однако могущество духовного и светского феодального верховенства подорваны не были.

События, происходившие в Польше в Х'УГ в., повлекли за собой необходимость выработки новых правовых взаимоотношений для обмена информацией как внутри государства так и с внешними респондентами: австрийцами, венграми, молдаванами, турками и др. Демократические признаки сопровождались возросшей ролью коммуникационных процессов.

По итогам 2014 г. Польша признана страной с полной демократией [3].

Швеция

Швеция, одна из немногих стран, в которой в последние годы Средневековья был отмечен высокий уровень национального самосознания. Дворянство и крестьяне являлись основными социальными сословиями монархии. Крестьянам принадлежала половина земли, крестьянские посланцы находились в составе шведского парламента - Риксдага на условиях отдельного сословия. Монархия защищала крестьянство от тяжелого бремени эксплуатации. Заигрывая с крестьянами, высшая власть обеспечивала себе поддержку. В такой обстановке в 1776 г. Швеция принимает первый в мире Закон о свободе прессы. Более демократичным правом являлся доступ граждан к информации, находившейся у государственных органов.

1718 - 1772 гг. в истории Швеции обозначается как «Эра свободы». В этот период с 1765 по 1769 гг. и в 1772 г. власть принадлежала правительству партии «младших колпаков». Партии, основанной в начале 60-х гг. удалось осуществить некоторые социально-экономические нововведения: установлено равенство сословий, при продвижении по службе, введена широкая свобода печати. В нашем прочтении именно эти изменения носили демократические признаки. Следующий период с 1772 по 1809 гг. носит название «Эпоха Густава»: «Впервые в мировой истории в законодательном порядке была отменена цензура, гарантирована свобода выражения мнений и предоставлена свобода доступа к источникам информации, прежде всего, к официальным документам» [15, с. 14].

Закон о свободе изданий в 1812 г. был преобразован в Закон о печати. Заметим, что Финляндия с 1150 по 1809 гг. являлась частью Шведского королевства и применяла шведский Закон 1766 г. о свободе прессы [7, с. 141, 1; 6, с. 160]. В следующем веке в Швеции воцарилась либеральная конституционная монархия. В стране началась индустриализация, строительство железных дорог, получило распространение школьное образование.

Демократические перемены отмечены реформой 1866 г., их содержанием явилась отмена представительной системы четырех сословий и введение двухпалатного законодательного органа, состоявшего из элиты и 20% мужского населения страны. В соответствии с реформой 1907 - 1909 гг. избирательными правами стали пользоваться все мужчины, являвшиеся налогоплательщиками. Тогда же был создан институт уполномоченных, контролировавших соблюдение законов и принимавший жалобы на чиновников.

Смена эпох, кардинально изменявшая политический вектор государства и максимально трансформировавшая настроения социума, предопределяла потребность в свободном обмене информацией и принятии Закона о свободе печати, который в течение всего рассматриваемого периода был в поле зрения шведского законодательства. Доступ граждан к документам государства - один из ярких шагов по направлению к демократии на европейской арене.

Сегодня в соответствии с индексом демократии журнала «Economist» в 2014 г. Швеция находится на втором месте в мире.

Дания и Норвегия

Дания является страной с развитыми демократическими принципами. Однако к демократическим элементам путь был крайне сложен. 1702 г. (при Фридрихе IV) ознаменован отменой крепостного права. Но уже в 1731 г., при Христиане VI, закон 1702 г. был истолкован таким образом, что за крестьянами, подлежащими воинской повинности, не сохранялось права перехода, переход рассматривался как дезертирство. В то же время помещикам предоставлялось право сдавать рабочих в солдаты. В 1733 г. действие закона 1702 г. было отменено полностью. Дворянам было дозволено в виде улучшения и расширения хозяйств сносить крестьянские дворы. Воцарился дух нетерпимости. В 1735 г. введены строжайшие предписания, касающиеся всех сфер жизни населения. Для наблюдения за предписаниями учреждена коллегия генеральной церковной инспекции, обладавшая инквизиционными правами, в том числе правом высшей цензуры над книгами. Фридрих V разделил общинные земли, прикрепил крестьян к оседлости. Оказывалось государственное покровительство торговым компаниями и монополиям. Король был недоступен для народа. При Христиане VII в 1770 - 1771 гг. реакция была приостановлена. Первые попытки демократизации общества были сделаны Министром Струензе, который включил в свою программу: провозглашение полной свободы печати, уничтожение цензуры, роспуск частного совета короля, отмену различия между сословиями при определении на должность, большую независимость суда, отмену пыток, упрощение дело-

производства и судопроизводства и т. д. Однако в 1771 г. Струензе был предан суду и казнен. Восстановился прежний порядок [2].

Вместе с тем в Дании проводились реформы (философия просвещения), которые преследовали своей целью модернизацию общества. В 1788 г. была отменена крепостная зависимость.

Лишь в середине XIX в. самая древняя в Европе монархия несколько трансформировалась: не будучи полностью упраздненной, она органично вплелась в политическую жизнь государства. Фредерик VII подписал первую в стране конституцию, а Кристиан IX утвердил парламентаризм. В 30 - 40-е гг. XIX в. отмечены признаки первых политических объединений. В конце столетия появился ряд «старых партий», т. е. установлена многопартийность. С конца XIX в. наблюдается традиция выбирать руководство Фолькетинга согласно составу действовавших партийных. Отметим также, что многопартийность не мешала находить справедливый консенсус, что берет свое начало в 1894 году, когда был основан т. н. компромисс (йг^).

Дания - одна из тех стран, где конституционная монархия уживается с демократическими принципами. Уже в 1770 - 1771 гг. здесь была полностью отменена цензура. Несмотря на фиаско преобразований Струэнзе, заложенные им демократические принципы нашли свое выражение спустя более, чем 100 лет в форме так называемого «компромисса», а сегодня Дания - на пятом месте в мире среди полностью демократических стран. Первое место отведено Норвегии.

С 1397 по 1814 г. существовала уния между Данией и Норвегией.

Дания управляла политикой. Норвежские крестьяне платили налоги королю, находящемуся в Копенгагене. Норвегия, как и Дания, испытала на себе недолгосрочный глоток свободы, выразившийся в реформах датского государственного деятеля И. Ф. Струэнзе.

1814 г. - важный год в норвежской истории. 17 мая этого года Норвегия получила свою собственную конституцию. В начале XIX в. одна из самых больших войн того времени велась между Англией и Францией. Дания - Норвегия выступила на стороне Франции, которая войну проиграла. Король Дании уступил Норвегию Швеции, выступавшей на стороне Англии. Союз со Швецией не помешал Норвегии сохранить свою конституцию, имевшую внутреннее самоуправление. Королем обеих стран был король Швеции. В XIX в. в Швеции происходило развитие городов и индустриализация. В 1905 г. уния со Швецией была прекращена. Вновь образованное государство Норвегия управлялось до 1957 г. датским принцем Хоконом. Уже в 1884 г. был установлен парламентаризм. А еще раньше в 1859 г. действовал законопроект, который разрешал членам правительства участвовать в заседаниях Стортинга с правом совещательного голоса. В этот же период сформировались две партии Венстре и Хёйре, которые имели своих представителей в парламенте. К 1898 г. избирательное право получили все мужчины страны. Женщины получали права поэтапно [4].

Франция

Развитие демократии во Франции, по мнению ученых, носит конфликтный характер. Конфликт создается в результате высокой дифференциации общества на фоне отсутствия развитых демократических практик.

Уже во второй половине XVI в. в период гугенотских войн, в ходе которых два лагеря феодальной знати - гугеноты и католики, ставившие своей целью ограничение королевской власти, появились первые элементы демократии. В соответствии с Сен-Жерменским миром (1570 г.) в итоге первых трех религиозных войн гугенотам достались четыре крепости, они могли занимать государственные должности, вождь гугенотов вошел в состав правительства. Антиабсолютистские настроения привели к формированию в юго-западных территориях Франции Гугенотской конфедерации городов, высшим органом которой стали Генеральные штаты, образованные съездом гугенотов в 1575 г. Итоги борьбы: свобода вероисповедания, организация отделений в судебных палатах провинций. Это вызвало новую волну войн, в результате которых была основана Католическая лига. В 1594 г. на французский трон взошел Генрих IV Бурбон, принявший католицизм. Войны были завершены Нант-ским эдиктом 1598 г. Гугенотские войны в исторической литературе принято называть гражданскими.

Развитие придворного общества, эволюция его институтов - значительная черта в истории французской абсолютной монархии. Борьба между королем и пребывавшей в волнениях знати явились основной характеристикой в государственных изменениях. Двор, реагируя на усиление королевской власти, значительно влиял на направление государственного развития Франции. С. Д. Сказкин писал, что «факты о [придворных] заговорах не заслуживают внимания» потому, что «ими полна вся история Франции XVI -XVII вв.» [17]. Однако отметим, что при Людовике XIII и Ришелье придворная борьба явилась главным расшатывающим фактором по пути к абсолютной монархии и сыграла гораздо большую роль, чем непродолжительные крестьянские восстания. Свидетельством тому - практически ежегодные заговоры против короля и кардинала, политическая эмиграция дворян, вооруженные мятежи, инициированные придворными, а также случаи вмешательства в политическую борьбу Франции иностранных держав. Дворянство считало возможным выдвигать политические требования к короне, будучи привилегированным сословием.

Ришелье стремился ограничить власть дворянства, лишив многих привилегий, введя крайне высокие налоги, в результате чего во Франции разразились бунты населения. В 1628 г. Ришелье осадил Ла-Рошель и сломил сопротивление протестантов. Позиции Франции укреплялись. Войны 1635 - 1648 гг. завершились полной победой Франции. Развивалась промышленность, военный и торговый флот страны. Самая абсолютная монархия в Европе была установлена Людовиком XIV - Королем-Солнцем. Он провел целый ряд успешных войн. В 1685 г. отменил Нант-ский эдикт, в результате чего вновь возникли конфликты на религиозной почве. После смерти Людови-

ка в 1715 г. Франция в результате войн практически обанкротилась.

В XVII в. во Франции сложилась система феодальных производственных отношений, характеризующаяся денежной реформой феодальной ренты. Крестьяне были юридически свободны, но фактически зависимы от сеньориальной юрисдикции - поземельно зависимыми держателями, на крестьянина возлагались отдельные повинности. Земля переходила по наследству, но все сделки ограничивались правами сеньора: земля не подлежала выкупу. Сеньору уплачивался ценз. Арендаторы также подвергались сеньориальному принуждению. Все повинности выражались в денежных платежах. Но все же крестьянское хозяйство обходилось без помощи рынка. Натуральное хозяйство оставалось основой его деятельности. Это привело к значительной узости внутреннего рынка, что препятствовало развитию промышленности. Дворяне продолжали эксплуатацию крестьян. На высокие церковные должности назначались представители знатных фамилий, выкачивавшие из своих должностей определенную выгоду. Дворянство и духовенство, таким образом, были тесно связаны. Церковные земли и т. н. десятины являлись их значительными доходами. Молодые представители знати устраивались в армию, получая значительное королевское жалованье. Аристократическая знать покидала свои поместья и оседала в Париже также на условиях больших окладов, превращаясь в придворных короля. Средством для их содержания являлись различные формы феодальной повинности, в частности поборы с крестьянских хозяйств. Крестьяне, таким образом, кормили четыре класса феодалов: придворную аристократию, духовенство, сельских дворян и военных. Этот доход и составлял единую массу прибавочного продукта, неравномерно распределявшегося между четырьмя категориями, что являлось причиной серьезных раздоров между ними. Во второй половине XVII в. во Франции отмечается рост крупных предприятий - королевских мануфактур. Верхние слои городского общества стали называться буржуазией. Подмастерья объединялись в тайные союзы по профессиям. Частыми стали стачки против хозяев. Наблюдается рост классовых противоречий. Рабочий класс во Франции формируется из паупезированного сельского населения. Начался медленный процесс первоначального накопления. В жизни приморских городов все большая роль стала отводиться крупному купечеству. Торговля и промышленность считались занятием неблагородных, ротюрье. Большая часть накоплений буржуа перенаправлялась в сферы, свободные для капитала от налогов и социальных нагрузок. Буржуазия приобретала дворянские домены и целые сеньории; покупала государственные и муниципальные должности; ссужала накопленные средства в долг, который возвращался с огромной прибылью. Возникло крестьянское сопротивление, которое в течение позднего средневековья нарастало. Плебейство было союзником крестьян. В этих условиях только воссоединение буржуазии и народных масс могли превратить стихийную борьбу антифеодальных сил в революцию. Препятствие этому объединению стало главной задачей абсолютизма. Это происходило на

фоне разгрома французской армии в ходе Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) и потери военной мощи страны. Обладая экономическим могуществом, зажиточные буржуа мечтали о политической власти в стране. Привилегированные же сословия - духовенство и дворянство отвергали всякие реформы, утопая в роскоши. Предпринимательством занималась только небольшая часть дворян, и она готова была пойти на уступки для третьего сословия. Развитие рыночных отношений разрушало барьеры между сословиями, расшатывало политическую и социально-экономическую системы абсолютизма. Наблюдалось и дальнейшее развитие торговли. Рассеянная мануфактура заняла верхнюю позицию в промышленности непосредственно перед 1789 г. Отмечено значительное увеличение оборотов рост оборотов внешней и внутренней торговли. Начала развиваться колониальная торговля. Но Франция продолжала оставаться аграрной страной. Более 75 % доходов в казну приносило сельское население. Однако поборы с крестьян еще более усилились в семидесятые-восьмидесятые годы, когда дворяне подверглись разорению. Назревала революция. Её ход был приближен угрозой государственного банкротства, голодом, явившимся последствием ряда неурожайных лет, разразившимся торгово-промышленным кризисом. Монархия была вынуждена созвать нотаблей, а затем и Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 г. Третье сословие взяло верх в период собрания и провозгласило Генеральные штаты Национальным собранием. Собрание было объявлено неприкосновенным. К третьему сословию примкнули дворяне либералы во главе с герцогом Орлеанским. Собрание трансформировалось в Учредительное и провозгласило право на новый политический конституционный строй. Это случилось 9 июля. К Парижу стали стягиваться королевские войска -инициативу взяли на себя парижане. 14 июля крепость Бастилия была взята. Абсолютизм пал. Утверждена конституционная монархия. Парижский муниципалитет возглавила крупная буржуазия, к которой присоединилось либеральное дворянство.

26 августа 1789 г. Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, предусмотревшая правовую свободу и равенство всего населения Франции. Ст. 11 Декларации: «Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому всякий гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом» [10].

Попытка Конвента Франции установить государственное регулирование права на информацию в конце августа 1794 г. была кратковременной. После заседания 29 термидора Тальен произнес: «Не приняв и не осуществив полностью лозунг «Свобода печати или смерть», мы остаемся подлыми рабами капризов и тиранических замашек первого попавшегося из облеченных властью. Никакая свобода не может существовать в стране, в которой можно закрыть все уста, сломать все перья, заключить в оковы мысль... Если вас лишат этой свободы, все наши учреждения извратятся, тираны восторжествуют.» [21]. Ферон, в свою очередь, провозгласил, что «только при наличии сво-

боды печати сможет осуществиться во Франции подлинная демократия». «Свобода печати - продолжал Ферон, - существует на деле только тогда, когда она безгранична, всякое ограничение свободы равносильно ее уничтожению». Когда в конце августа конвент принял, по настоянию вождей термидорианцев -Тальена и Ферона - постановление о свободе печати, Якобинский клуб решительно высказался против этой меры, которая «загубит террористическое правительство» [8].

После взятия Бастилии во Франции широко развернулось движение «друзей конституции» или, другими словами, якобинского клуба. Затем появился Клуб кордельеров - «Общества друзей прав человека и гражданина». Париж наводнился «народными обществами» с участием представителей самых бедных слоев населения. Высокую популярность приобрела газета «Друг народа».

Революция во Франции закончилась в 1795 г. установлением режима Директории после государственного переворота восемнадцатого брюмера.

Франция была разделена на 83 департамента, которым были предоставлены возможности самоуправления. Руководство возлагалось на выборные исполнительные коллегии. При этом действовал принцип имущественного ценза. Новые законы способствовали развитию торговли и промышленности.

События, произошедшие во Франции, продемонстрировали революционную силу свободы печати, информации, свободного слова и ее прямую угрозу террористическому диктаторскому способу управления государством и обществом.

Великая французская революция в полной мере не воплотила в жизнь провозглашенные ценности демократического государства. Однако демократические принципы в течение всего XIX в. реализовыва-лись в процессе революций. Но революционные преобразования сводились к политическим вопросам.

Сегодня Франция, являясь полупрезидентской республикой с двухпалатным парламентом, признана страной с несовершенной демократией и находится на 29 месте по индексу демократии.

Германия

Борьба за демократические начала прослеживается в Германии с раннего периода. В XIV в. в ряде городов состоялись "цеховые революции" - борьба ремесленников с патрициями. В некоторых городах, где победили ремесленники, произошли перемены в общественной жизни: ремесленники добились участия в советах.

Демократические элементы в политической истории Германии заключены и в «Каролине» (1532 г.) -Уголовном уложении Карла V. Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Введены избирательные права, избирательные мандаты, прообразы сегодняшних наказов избирателей. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в. [20, с. 240 - 243]. Одним из элементов демократического умонастроения в рамках интере-

сующей нас темы был факт уничтожения в 1815 г. предварительной цензуры. Беспрецедентному решению предшествовали исторические события. Антинаполеоновское движение в Германии характеризовалось созданием тайных союзов, распространением политической литературы, партизанским движением. Целью организации Тугендбунд («Союз благоденствия») стало возрождение родины. Ее члены считали, что возрождение следует начинать с возрождения армии и военной мощи Пруссии и Германии. Реформа образования стала второй задачей и преследовала цель единения нации. Солидарность, самостоятельность, инициативность - вот лозунг реформы образования. Реформа 1808 - 1810 гг. была основана на гуманистических идеалах. В 1813 г. была создана коалиция, состоявшая из России, Пруссии, Англии, Швеции, Позже Австрии. Её целью был разгром наполеоновских войск. К России и Пруссии присоединились Англия и Швеция, в августе 1813 г. Австрия. 16 -19 октября 1813 г. под Лейпцигом «Битва народов» закончилась победой коалиции. Власть Наполеона над Германией была окончательно потеряна. После победы союзники собрались в Вене на конгресс, чтобы определить послевоенное устройство Европы. 8 июня 1815 г. был подписан акт о создании Германского Союза. В Союзном акте, дополненном заключительным актом Конгресса, в определенной мере были учтены права на свободу информации и печати. Однако союзное постановление 1819 г., принятое на основании решения Карлсбадской конференции, восстановило цензуру во всех государствах Германского союза. Революция 1848 г. вновь уничтожила цензуру. После австро-прусской войны 1866 г., в которой Пруссия одержала победу и присоединила ряд немецких княжеств, Германский союз распался. Был создан Северогерманский союз - федеративное государство с формой правления в виде дуалистической монархии. Конституцией 1868 г. провозглашен Северогерманский Союз, учрежден Федеральный Совет (Бундесрат), формировавшийся главами земель, и Рейхстаг, избиравшийся народом, на основе всеобщего избирательного права, а также должность Государственного Президента, которым являлся Король Пруссии. Началось введение всеобщего избирательного права при выборах в ландтаги.

В 1870 г. провозглашена Германская империя. Конституция подчинила печать общеимперскому своду законов. Победоносная война с Францией (1870 -1871 гг.) принесла Германии южногерманские государства, прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. Германия объединена "Железом и кровью". Возникли политические партии: Социалистическая рабочая партия Германии, либеральные Немецкая прогрессивная партия и Национально-либеральная партия, консервативные Немецкая партия центра и Немецкая консервативная партия.

В 1874 г. подписан имперский закон о печати, отменивший местные постановления, принятые ранее во всей германской империи (кроме Эльзас-Лотарингии), и указание о предварительном разрешении. «Законом о социалистах» 1878 г., действовавшем до 1890 г., были постулированы дополнительные ограничения свободы печати, преследовались социал-демократи-

ческая печать и собрания. Это вызвало подъем стачечного движения и троекратный рост голосов за социалистов на выборах в Рейхстаг. Полицейским учреждениям было вменено запрещение произведений печати, направленных на ниспровержение государственного и общественного строя и угрожающих социальной стабильности. За годы действия закона было распущено 350 рабочих организаций, арестовано -1500, выслано - 900 человек, что заставило правительство отменить закон [19]. В 1890 г. началась «тридцатилетняя война» между социал-демократами и консервативными партиями, что служило очагом нестабильности в Рейхстаге. Был отменен бисмарковский Вельф-ский фонд, созданный для подкупа прессы.

1888 - 1918 гг. - правление Вильгельма II, сторонника военной экспансии Германии. Его царствование было ознаменовано усилением роли Германии как мировой промышленной, военной и колониальной державы, и действиями, направленными на объединение Германии.

Он обладал дипломатическими способностями, благодаря которым: наметилось сближение власти с умеренными социал-демократами; кратковременно разряжена напряжённость по колониальным вопросам; подготовлена почва для мирных отношений с Францией в области научных, социальных и художественных интересов; упрочены экономические связи (в 1891 г. заключены торговые договоры между Германией, Италией и Австро-Венгрией с привлечением Швейцарии и Бельгии). В Берлине состоялась международная конференция (участвовали: Германия, Англия, Франция, Италия, Швейцария), ознаменовавшая «начало новой социальной эры» (Жюль Симон), начавшейся с рассмотрения Рейхстагом закона об охране рабочих, реорганизации податной системы, уничтожения привилегии крупных землевладельцев, коренного преобразования школьного дела. Именно в это время германская промышленность получила наибольшее развитие.

В 1914 г. Германия вступила в Первую мировую войну.

Объединение государства, приращение новых земель, экономический и промышленный рост, укрепление международных отношений и дипломатических связей, усиление военной мощи Германии были бы невозможными на фоне нарастания и без того чрезмерной социальной напряженности внутри государства. Поэтому отношение к праву на информацию было неоднозначным: правительство то усиливало цензуру, то шло на уступки разных социальных структур в целях подавления становившегося открытым общественного бунта и сглаживания угрозы социальной нестабильности. Несмотря на сложнейшую политическую ситуацию в Германии XVI - XIX вв. в ее истории прослеживаются некоторые шаги по направлению к демократии, в том числе и по отношению к праву на информацию.

Федеративная парламентская республика, парламентская демократия, двухпалатный парламент - такова характеристика Германии, страны с полноценной демократией в современный период.

Россия

Обратимся к периоду коренной модернизации государства - правлению Петра I. Предпосылками этому являлись: закрепленное крепостное право (1649 г.), бунты стрельцов (1682, 1696 гг.), проигранная Битва при Нарве и др. Преобразования включали в себя: реорганизацию системы государственного управления и общественных отношений, реформирование армии, создание современного флота, развитие производств и торговли, основание образовательных и научных учреждений. Высшим совещательным органом при царе становятся Сенат и Коллегии. Северная война открывает России восточное побережье Балтийского моря. Российская империя объявлена в 1721 г.

После 1725 г. (смерть Петра I) наступил период дворцовых переворотов и бироновщины; в реалии властвовал олигархический Верховный Тайный Совет.

Восхождение на престол Елизаветы принесло России временную политическую и социальную стабильность (особо отметим установление моратория на смертную казнь).

Вольность дворянству, веротерпимость, значительное приращение земель, успешные завоевательные войны, обоснование на Американском континенте принесла власть немки Екатерины II (1762 г.). Под началом Екатерины действовали такие великие государственные деятели, как Державин, Ломоносов, Суворов, Ушаков и др. Тем не менее в период ее правления состоялось Пугачёвское восстание.

Основными событиями XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и Восстание декабристов. Россия инициировала возникновение Священного Союза (1815 г.). В ее состав вошли центральные польские территории, а также Варшава. Власть императора Александра распространилась на Финляндию (1809 г.), Бессарабию (1812 г.), Азербайджан (1813 г.). Создаются министерства, открываются лицеи. В 1803 - 1806 гг. совершено Первое русское кругосветное путешествие. 1820 г. - открытие Ф. Беллинсгаузеном Антарктиды.

Восстание декабристов 1825 г. прошло под лозунгом «Свобода, равенство и братство». После провала восстания император Николай I занял более консервативную позицию. В 1830 г. состоялось Польское восстание, после которого его стали величать «душителем свобод». Опорой трона становятся разночинцы. С переменным успехом ведутся военные действия с Турцией.

В это же время в России возводится первая Николаевская железная дорога. Во второй половине XIX в. в правление «умеренного реформатора» Александра II отменено крепостное право (1861 г.), введена всеобщая воинская повинность (1874 г.), расширено местное самоуправление, в состав России вошли Чечня и Дагестан (1864 г.), Узбекистан, Туркмения, происходит «замирение» Кавказа. В результате успешных войн против Турции на Балканах Сербия и Болгария становятся независимыми (1878 г.). Этот же период характеризуется революционным террором («Земля и воля», «Народная воля»).

Крупных военных действий в период правления Александра III - миротворца Россия не вела.

Впервые в 1897 г. законодательно введено нормирование рабочего дня.

В разрезе рассматриваемой нами темы подробнее мы остановимся на следующем. В 1804 г. Александр I утвердил первый в Российской империи устав о цензуре. Из этого документа, кроме рестрикций относительно изданий, мы узнаем, что цензура существует «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною», а спорные части необходимо осмысливать «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать» [18]. Отсюда становится понятно, что Александр I, во многом мыслящий в традициях екатерининского Просвещения, в определенной мере допускал право человека на информацию.

«Устав 1826 г., прозванный «чугунным» (изданный при Николае I - Л. Л.), в 1828 г. был заменён новым, сравнительно более мягким, построенным на том принципе, что цензура не должна давать «какое-либо направление словесности и общему мнению; она долженствует только запрещать издание или продажу тех произведений словесности, наук и искусств, кои вредны в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан» [12].

Между 1855 - 1861 гг. Александр II снял определенные ограничения на свободу печати. «Цензорам вменялось в обязанность трактовать в пользу сочинителя те места в тексте, которые будут сочтены ими «двойными по смыслу». Согласно уставу запрещению подлежали все сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю». «Если же в цензуру прислана будет рукопись, - отмечалось в одном из параграфов Устава, - исполненная мыслей и выражений, явно отвергающих бытие Божие, вооружающая против веры и законов Отечества, оскорбляющая верховную власть или совершенно противная духу общественного устройства и тишины, то комитет немедленно объявляет о такой рукописи правительству для отыскания сочинителя и поступления с ним по закону». При цензурных конфликтах арбитром выступал Совет университета. Обжаловать решение университетской цензуры можно было в Главном правлении училищ, ставшем высшей инстанцией по делам цензуры» [9, с. 16].

Подробно останавливаясь на демократических страницах российской истории, считаем необходимым упомянуть о демонстрации исконного свободолюбия и способности русских самоуправляться, которую продемонстрировала вечевая демократия Новгорода и Пскова, а также многолюдные стихийные собрания в Белгороде Южном (997 г.), Москве (1382 г.), внегородской военный совет новгородцев (1228 г.), которые состоялись в противовес политике легитимных городских сходов, это также узкосословные собрания городского плебса в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 гг., в Нижегородском княжестве в 1305 г. К ним же относятся анархические «рыночные» собрания на Торгу в Киеве и западнославянских землях. В противовес общепризнанному мнению, что родиной европейской демократии является Англия, позволим себе иное предположение. Поскольку Россия захватывает часть Европы, часть Азии и Северный полюс, причислим себя к евроазиатскому

сообществу. В этой связи весьма важным является мнение академика В. Л. Янина о том, что «форму управления в виде „вечевого строя" или „боярской республики", ограничивавшие власть князя, можно датировать «моментом заключения прецедентного (принимаемого за образец) договора с князем Рюриком» (согласно летописи, 862 годом)» [22, с. 41]. В этой связи позволим себе претендовать на статус страны, качающей колыбель демократии.

Однако считается, что демократические традиции в России весьма слабы. Мы всегда жили в стране не с правовым строем, а со строем, в основе которого были, пожалуй, и есть отношениях господства и подчинения.

Периоды российской истории, характеризующиеся возможной политической борьбой, влиявшие на принятие важнейших исторических решений являют собой российскую демократическую традицию. После феодальной раздробленности и до революции 1917 г. это следующие эпизоды:

1) Смутное время;

2) земские соборы, и отдельно Собор 1648 -1649 гг.;

3) либеральные реформы Александра II;

4) революция 1905 - 1907 гг. и возникновение русского парламентаризма;

5) революция 1917 г. до разгона Учредительного собрания.

В этот перечень условно можно отнести также «затею верховников» 1730 г., проекты М. М. Сперанского, восстание декабристов. Однако поскольку эти эпизоды не вызвали массовых движений и не были их проявлениями, мы отнесем их к условно демократическим эпизодам российской истории.

Поистине судьбоносные события, происходившие в России в XVI - XIX вв., позволяют нам говорить о возникшей необходимости широкого информационно-коммуникационного поля и активной социальной коммуникации для их осуществления. Захватнические и оборонительные войны, череда дворцовых переворотов, приход к власти представителей не только других государств, но и другой веры, раскол внутри правящей элиты, бунты среди военных и гражданского населения, в т. ч. интеллигенции, и при этом периоды высоких темпов экономического и промышленного роста, расширение границ империи, границ торговли, географические открытия, повышение значимости образования и науки, освоение иноязычных земель, заметно нарастающий государственный потенциал -все это требовало навыков ведения международного и внутрироссийского диалога, диалога между правящими элитами, военными и представителями разных сословий как по вертикали, так и по горизонтали. Для этого требовался доступ к информации, повышение коммуникативной активности и навыков, умения одновременно работать с информацией, приходящей на различных языках, и адекватно на нее реагировать с учетом достижений культуры, традиций, социального статуса, особенностей устройства управления и уровня развития всех акторов информационно-коммуникативного взаимодействия. При этом интересующая нас тема права на информацию и вопросы цензуры в разные исторические периоды претерпевали из-

менения как в сторону усиления, так и в сторону ослабления.

Отметим, что названные выше «демократические» этапы российской истории относятся либо к начальному этапу развития абсолютной монархии (переход от вотчины к государству), либо к финальному этапу, охватывающему около 50 лет перед революцией. Между этими эпизодами имеет место расцвет самодержавия.

Сегодня Россия являет собой федеративную по-лупрезидентсткую республику с двухпалатным парламентом и авторитарным режимом, находясь на 117 месте по индексу демократии [13].

Великобритания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Великобритании и сегодня отсутствует системное изложение прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, поскольку они регулируются разнообразными статутами, судебными прецедентами, правовыми обычаями, законами. Особое внимание при этом уделяется обеспечению эффективной судебной защиты прав и свобод. Вопрос правового статуса человека относит нас к Средневековью, когда родилось желание определить правила действий для монарха. Уже Великая хартия вольностей 1215 г. содержала статьи, которые ограничивали произвол королевских чиновников, требовали не назначать судей, шерифов и констеблей, не знающих законов и их не придерживающихся. Человек не мог подвергаться наказаниям без решения суда. Подати с феодалов взимались по решению общего совета Королевства. Введен институт гарантов хартии, состоявший из 25 выбранных баронов. Разногласия между королем и обществом привели к необходимости переговоров с властью об уплате налогов. Главное значение Великой хартии вольностей содержится в Магна Карте: «Нет никого (из живых существ, пусть даже и монархов-царей), кто был бы выше закона» [11].

Первой попыткой создать политическую организацию парламентского типа было собрание баронов и прелатов, которые потребовали учреждения в 1258 г. Совета пятнадцати. Совету приписывалось соблюдение контроля за деятельностью высших должностных лиц, Совет был выборным органом. Конституция 1258 г. не состоялась. Перед своей смертью в 1265 г. лидер оппозиции баронов Симон де Монфор от имени короля создал парламент, в котором участвовали выборные представители от общин. Следующие четыреста лет - это период борьбы парламентариев и королевской власти. Для нашего исследования важно, что с 1455 г. появляются требования обеспечения свободы слова в Палате общин. Однако окончательно свобода слова была провозглашена «Биллем о правах» (после революции 1688 г.).

Буржуазное государство и право отправляет нас к двум английским революциям XVII в. - "Великий мятеж" и "Славная революция", в ходе которых определились главные закономерности течения буржуазных революций Нового времени. Это позволило назвать их прообразом Великой французской буржуазной революции. Буржуазия боролась с феодальной монархией, феодальным дворянством, господствующей церковью в союзе с "новым дворянством". Пере-

ход большей части «обуржуазившегося» английского дворянства на сторону оппозиционеров привел недостаточно окрепшую английскую буржуазию к победе над абсолютизмом.

XVII век - начало капиталистической эры, время открытия новых стран и новых рынков. Появляется мануфактурное производство, развитие текстильной промышленности, огромны объемы экспорта, создание торгового флота, образование монополий для международной торговли.

Успешная война с Испанией завершается проникновением в испанские колонии.

В 1641 г. появился реестр требований Долгого парламента (Великая ремонстрация), в котором содержался список злоупотреблений королевской власти в период правления Карла I (1629 - 1640 гг.).

В соответствии с Бредской декларацией (1660 г.) Карл II предоставлял сохранение права собственности на имущество, политическую амнистию, свободу религии. Он подтвердил важные конституционные акты: «Великую хартию вольностей», «Петицию о праве» 1628 г., иначе называемую «второй хартией». В Петиции заключен главный политический вопрос, касающийся прав короля по отношению к жизни и имуществу подданных, и один их основных социальных вопросов - о неприкосновенности частной собственности. Следующим шагом обеспечения прав человека выступил Habeas Corpus Act (1679 г.), благодаря которому была принята "надлежащая процедура при аресте", установлены гарантия неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие положения, направленные на защиту личности.

1688 - 1689 гг. - "Славная революция". Королем провозглашен Вильгельм III Оранский. Ограничения власти короля сформулированы в "Декларации прав" и "Билле о правах" - король не мог впредь приостанавливать действие закона. Была установлена свобода парламентских прений, подача петиций в парламент, должный созываться регулярно. Вводился принцип ответственности министров перед парламентом - устанавливалось практическое верховенство парламента в важнейших вопросах государственной политики. Право назначать и смещать судей также перешло к парламенту.

Представим всё сказанное в графическом виде.

«Билль о правах» 1689 г. стал документом, установившим конституционную монархию - компромисс между укрепляющейся буржуазией и верхушкой землевладельцев. Билль стал неоценимым документом в отношении вопросов развития прав человека, провозгласив свободу слова и дискуссий в парламенте, свободу парламентских выборов, право обращения граждан с петицией к королю. Таким образом, в стране стал действовать принцип: подданные имеют право делать все, что не противоречит правовым установлениям [11].

После революций XVII в. господствующие классы еще более усиливают грабеж колоний и насильственно захватывают все новые и новые территории, извлекая из них «добавочные капиталы».

ГОД

1855

1820

1808

1810

1800

1790

1780

1770

1760

1750

1740

1730

1720

1710

1700

1690

1680

1670

1660

1650

1640

1630

1620

1610

1600

1590

1580

1570

1560

1550

1540

1530

1520

1510

1501

1265

1215

862

П

86

12

ных б

12

ствляю

ном. В

Первые законодательные акты, декларирующие свободу печати, слова, информации исторические демократические события европейских стран и России до XX в.

к графику.

едентный (принимаемый за образец) договор с князем Рюриком. Россия. Новгородское вече. икая хартия вольностей. Англия. Введен институт гарантов хартии, состоявший из 25 выбран-

остоявшаяся Конституция Англии, в соответствии с которой должен создаваться Совет, осуще-троль за деятельностью высших должностных лиц. Совет предполагался быть выборным орга-:оздан парламент, в котором участвовали выборные представители от общин. Англия.

1501 - 1505 гг. «Мельницкий привилей», Радомская Конституция и постулаты 1532 г. актов о свободе прессы. Польша.

1766 г. Акт о свободе печати. Отмена цензуры и введенные партией «младших колпаков» социально-экономические преобразования (1765 - 1769гг.). Швеция.

1700 - 1702 гг. Реформы Струензе. Первые попытки демократизации общества. Дания - Норвегия.

1789 г. Декларация прав человека и гражданина и Великая Французская революция 1789 - 1792 гг.

1815 г. уничтожение предварительной цензуры и антинаполеоновское движение 1808 - 1813 гг. Германия.

1865 г. отмена предварительной цензуры для изданий более 10 печатных листов, освобождение от цензуры научных и правительственных изданий и реформы Александра II. Россия.

Система протекционизма, государственного долга, экспроприация лордами и джентльменами земель английского и ирландского крестьянства, растаскивание землевладельцами государственного имущества, захватническая, колониальная политика в Америке, Азии, Африке - наиболее весомые события, характерные для экономического развития первой половины XVIII в. - незадолго до начала промышленного переворота. Вторая половина XVIII в. ознаменована великим промышленным переворотом в ряде европейских стран и в первую очередь в Великобритании. Смена трех-пяти поколений ознаменовала переход от аграрного общества к индустриальному, что сопровождалось резкой урбанизацией, ростом промышленного производства, внедрением новых машин, поднятием уровня жизни. К этому времени созданная в начале VIII в. система переговоров в обществе устанавливает достаточно серьезный уровень доверия населения к правительству, что, в свою очередь, влияет и на финансовое состояние страны. Информационная свобода, установившаяся в стране коммуникационная практика, промышленная революция и финансовая предприимчивость руководства превращает Великобританию в одну из самых крупных мировых держав, занимающих 16 место по индексу демократии стран мира.

Выводы

Право личности на информацию, свобода печати и слова, свобода информационно-коммуникативного взаимодействия - важнейшие составляющие природного права человека на свободу - в течение всего рассматриваемого исторического периода реализовыва-лись в разных странах по-разному и в различной степени. При этом выявлена закономерность: законодательные акты, провозглашающие свободу слова, печати, информации создавались не просто в период политических и социально-экономических возмущений, но происходили параллельно с демократическими изменениями или их признаками в обществе. Рассмотрев этапы развития законодательных аспектов данного вопроса в ряде европейских стран и в России в период до 1900 г., мы можем сказать также, что борьба личности и стремящегося к устойчивому демократическому развитию социума за свободу и право на информацию имеет давние корни. Для более стабильного развития государств требовалось повышение эффективности государственного управления, достижение максимального общегосударственного социального согласия. Развитые к настоящему времени государства начали приближаться к демократическим нормам уже к XVI в., а продолжаемое нами исследование уводит историю вопроса вглубь тысячелетий.

Изменение отношения государственных лидеров, каждого человека, сообществ и общества в целом к праву на информацию и к цензуре сопровождалось глобальными страновыми трансформациями (в их индивидуальной совокупности и степени проявления): распадом или объединением государств; приращением или утратой территорий; географическими открытиями; захватническими или оборонительными войнами; усилением или ослаблением военной мощи; резкой сменой этапов общественно-экономического развития; экономическим и промышленным спадом или ростом; расширением или сужением границ торговли; прогрессом или свертыванием экономики и промышленности.

Основными факторами социальных изменений являлись: революционные действия, изменения структуры и способов государственного управления, реформы и реакции, расколы внутри правящих элит, приводившие к переворотам, приходы к власти представителей других государств и другой веры, периоды чрезвычайной социальной напряженности и усталости, бунты среди военных и гражданского населения, в т. ч. интеллигенции, рост или падение уровня жизни, повышение значимости науки, образования, культуры и искусства.

Право на информацию, свобода слова и печати проявили себя настолько важными составляющими общественной жизни рассмотренных нами стран в XVI - XIX вв., что они незамедлительно требовали легитимности. Зачастую принимаемые законы демонстрировали неизбежность компромисса сначала между феодалами и крестьянством, затем между укрепляющейся буржуазией (или иными социально-классовыми категориями) и правящей верхушкой. Малейшие мотивы, заключенные в печати или высказываниях граждан, направленные на ниспровержение государственного и общественного строя, критику «капризов и тиранических замашек первого попавшегося из облеченных властью» [21] приводили к установлению или ожесточению цензуры.

Все вышеперечисленное повлекло необходимость установления стабильных международных отношений и дипломатических связей, наращивания навыка работы с мультиязычной информацией: ее адекватного восприятия и рефлексии с учетом культуры, традиций, социального статуса, особенностей управления и уровня развития всех акторов информационно-коммуникативного взаимодействия; необходимость ведения внутригосударственного диалога и между правящими элитами, военными и представителями разных сословий и внутри них. При этом отношение к праву на информацию было неоднозначным: государ-

ственники то ужесточали цензуру, то ослабляли или вовсе запрещали ее.

Это и предопределяло острую потребность в разработке и в итоге принятии законодательных актов, утверждающих право на информацию, свободу слова и прессы для ухода от диктаторского террористиче-

ского способа управления государством и обществом, достижения социальной стабильности посредством создания условий для эффективных социальных коммуникаций, наращивания и полномасштабного использования информационно-коммуникативного потенциала.

Литература

1. 'The Freedom of the Press Act' ActSFS 1949:105.

2. Laursen J. Chr. David Hume and the Danish Debate about Freedom of the Press in the 1770s // Journal of the History of Ideas (University of Pennsylvania Press), 1998. Vol. 59. No. 1. P. 167 - 172.

3. Poland - Democracy index, 2014. Source: Economist intelligence Unit. Available at: http://country.eiu.com/poland

4. Sweden - Democracy index, 2014. Source: Economist intelligence Unit. Available at: http://country.eiu.com/-sweden

5. Zamoyski A. The Polish Way, a Thousand-Year History of the Poles and Their Culture. New York, 1987.

6. Афанасьева О. В. Доступ к информации. Мировой тренд в реформировании государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 159 - 172.

7. Банисар Д. Свобода информации и доступ к правительственным документам. Обзор законодательства по доступу к информации в мире / пер. с англ.; под ред. С. Шевердяева. М., 2004.

8. Бердичевский Я. М., Осмоловский С. А. Всемирная история. Запорожье: Премьер, 2001. С. 111 - 128.

9. Великая хартия вольностей. Петрушевский Д. И. Памятники истории Англии XI - XIII веков. М., 1936. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XIII/1200-1220/Magna_charta1215/text2.phtml?id=4789

10. Декларация прав человека и гражданина. Режим доступа: http://www.fogrin.narod.ru/text/norma/dpg1789.htm

11. Дмитревский Н. П. Законодательство Английской революции 1640 - 1660 гг. М.-Л., 1946. С. 127 - 134.

12. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX - XX вв. М.: Аспект-Пресс, 2001. 367 с.

13. Индекс демократии. Страны постсоветского пространства. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/-ruwiki/1506078

14. Левкина Л. И. Коммуникативный потенциал - исследование понятийно-терминологического аппарата // Коммуникология. 2013. № 2. Т. 2. С. 51 - 64.

15. Михайлов С. А. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003. З66 с.

16. Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры: (1700 - 1863 гг.). СПб., 1892.

17. Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.: Наука, 1981. 295 с.

18. Устав о Цензуре 1804 г. // Русская журналистика в документах: история надзора / сост. О. Д. Минаева; под ред. Б. И. Есина и Я. Н. Засурского. М., 2003. Режим доступа: http://site.mediascope.ru/?q=node/61

19. Цензура в Германии. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%-B7%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0 %B8

20. Чельцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб.: Равена, Альфа, 1995. 839 с.

21. Щеголев П. П. После термидора. Очерки по истории термидорианской реакции. Л., 1930. Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/28023/post-thermidor_p-p-shchegolev_1930.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Янин В. Л. Истоки новгородской государственности // Наука и жизнь. М., 2005. № 1. C. 40 - 43.

Информация об авторе:

Левкина Лилия Ивановна - кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС), [email protected].

Liliya I. Levkina - Candidate of Pedagogics, Doctoral Candidate, Associate Professor at the Department of Public Relations and Media Policy, Institute of State Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Статья поступила в редколлегию 31.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.