Приглашение к дискуссии
Б. А. Исаев
УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ, ПЕРИОДЫ И ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ
ДЕМОКРАТИИ. Ч. 2
В статье на примерах формирования таких видов демократии, как демократии древнегреческих полисов и Древнего Рима, демократии республик Венеции, Флоренции, Генуи, Новгорода, демократии эпох индустриализма и постиндустриализма, сформулированы условия формирования и функционирования политической системы демократии, причины ее кризисов, ее жизненные периоды, национальные и всемирные циклы.
Ключевые слова: демократия, политическая система и политические режимы демократии, условия и факторы зарождения демократии, виды демократии, периоды и циклы демократии.
Период достижения преобладания демократических государств-наций в мире
Этот период имел место в эпоху индустриализма и был характерен расширением избирательного корпуса, демократизацией партий, боровшихся за массового избирателя, демократизацией политических институтов и всей. Сама политическая сфера из поля деятельности немногих достаточно обеспеченных и образованных профессионалов становится ареной массовых акций многотысячных партий, многомиллионных социальных движений, огромных масс избирателей, представлявших практически все взрослое население страны.
Учитывая тот факт, что политическая система конституционной монархии продолжала оставаться в основном незыблемой, демократизация ведущих стран Великобритании, Франции, США, Нидерландов, а затем Швейцарии, Швеции, Германии, Италии и других в этот период шла за счет принятия более демократичных законов, реформ избирательного права, расширявших электорат и вовлекавших новые социальные слои в политический процесс, за счет роста активности и организованности различных частей гражданского общества, развития образования и самообразования, вообще становления гражданского общества и правового государства, усиления влияния общественного мнения на все сферы общества.
В этот период ведущие страны завершили полосу революцион-
© Б. А. Исаев, 2012
ной демократизации и встали на путь эволюционной демократизации, главными средствами которой служили принимаемые парламентом законы, исполнительность государственных служащих и активность политических партий, общественных организаций и граждан. Социальным ответом на устанавливавшееся конституционное и правовое государство стало нарождавшееся гражданское общество, которое предпринимало собственные усилия по демократизации.
Большим размахом отличались акции профессиональных союзов и социальных движений. В Великобритании, например, большой общественный резонанс получило чартистское движение. Основные его требования, изложенные в Народной хартии, носили демократический характер и заключались в следующем: а) всеобщее избирательное право; б) отмена имущественного ценза для членов парламента; в) ежегодные парламентские выборы; г) тайное голосование; д) уравнение избирательных округов; е) введение денежных выплат членам парламента.
Народная хартия воплотила все основные требования по демократизации политических институтов, которые выдвигались многочисленными непарламентскими организациями. Кроме того, чартистское движение, в отличие от других группировок нижних слоев общества, решило бороться исключительно мирными средствами.
Как бы то ни было, невозможно не отметить мощный подъем в этот период во всех передовых странах самых различных общественных организаций и движений. Политическим институтам, парламентским партиям невозможно было не замечать поднимающегося гражданского общества, невозможно было не отвечать на его вызовы. Например, в Великобритании в этот период были проведены реформы: избирательного права; социальная реформа; реформа местного самоуправления; демократизация политических партий.
Процесс демократизации США в рассматриваемый период прошел следующие этапы: а) демократическая трансформация 1828-1860 гг. (осуществление программы джексонианской демократии, переход к всеобщему избирательному праву, демократизация политических институтов, политических партий и общественных организаций); б) вторая либерально-демократическая революция (после революции и войны за независимость), которая включала Гражданскую войну 1861-1865 гг. и реконструкцию 1865-1877 гг.; в) отступление от демократии в 1870-1920 гг.; г) эра демократического элитизма, длившаяся до окончания индустиальной эпохи (Согрин, 2001, с. 391).
Во Франции становление республики как политической формы демократии и демократизация французского общества протекали
противоречиво и неравномерно. Самыми большими препятствиями на этом пути были институты, традиции и нормы старого режима. Сторонники монархической политической системы, хотя и были разделены на легитимистов, орлеанистов и бонапартистов, часто объединяли свои усилия, чтобы противостоять набиравшим силу республиканцам. В этом противостоянии победа, в конце концов, осталась за сторонниками республики. Другое противостояние между сторонниками либерализма с его лозунгами личной свободы и правового равенства и консерватизма с его отрицанием результатов Великой революции и торможением общественного прогресса не было разрешено и продолжалось до начала XX в. В это время наметилось и третье противостояние, оказывавшее, как и предыдущие два, существенное влияние на развитие демократии, — противостояние между нарождавшимся социалистическим движением, выражавшим в первую очередь идеалы и интересы четвертого сословия, и объединенным фронтом, примиряющихся перед лицом грозного противника либерального и консервативного движений.
Борьба столь многочисленных и влиятельных в обществе и политических институтах противников и обусловила медленность, неравномерность и противоречивость прихода демократии во Франции. Французская политическая система совершила в течение 83 лет (1792-1875) большой цикл, состоящий из:
а) трех конституционных монархий (Людовика XVI Бурбона (1791-1792) на основе Конституции 1791 г.; Людовика XVIII Бурбона, а с 1824 г. — Карла X (1814-1830) на основе конституционной хартии 1814 г.; Луи-Филиппа Орлеанского (1830-1848) на основе конституционной хартии 1814 г. с поправками 1830 г.);
б) двух империй (Наполеона Бонапарта (1804-1814) на основе Конституции 1799 г.; Луи Бонапарта (1852-1871) на основе Конституции 1852 г.);
в) режима якобинской (радикально-демократической) диктатуры (1792-1794) без конституционных оснований и легитимации выборами;
г) режима Парижской коммуны (радикально-демократической диктатуры) 1871 г. без конституционных оснований и без легитимации выборами;
д) четырех республик (режим Первой республики (1792) на основе Конституции 1792 г.; режим термидорианской республики (1794-1799) на основе Конституции 1795 г.; режим консульской республики Наполеона Бонапарта (1799-1804) на основе Конституции 1799 г.; режим Второй республики (1848-1852) на основе Конституции 1848 г.).
Если Великая революция завершилась трансформацией республиканской политической системы в имперскую в 1804 г., то от-
меченный нами цикл вернул и укоренил республиканскую политическую систему во французском обществе. Но приход политической демократии не означало окончание всего процесса демократизации: только начиналась демократия социальная и только намечалась демократия экономическая (производственная) и демократия международная.
И все же тенденция политической и социальной демократизации в республиканской Франции набирала вес. Об этом говорят следующие вехи: а) отставка под нажимом республиканского большинства президента Мак-Магона, пытавшегося распустить парламент и возродить монархию, — 1878 г.; б) объявление песни революционеров и демократов «Марсельеза» государственным гимном — 1879 г.; в) объявление дня взятия Бастилии национальным праздником — 1879 г.; г) возвращение парламента и правительства в Париж — 1879 г.; д) восстановление выборности мэров — 1882 г.; е) принятие закона об окончательности и необратимости республиканской формы правления — 1884 г.; ж) раскрытие антиреспубликанского заговора Буланже - Рошфора, чистка армии от монархистов — 1889 г.; з) открытие на Монмартре собора Святого Сердца, посвященного памяти погибших в 1871 г. версальцев и коммунаров, — 1897 г.; и) принятие законов об отделении церкви от государства — 1905-1908 гг.; к) принятие законов о социальных пособиях семейным, престарелым, безработным и другим категориям социально незащищенных людей — 1935-1936 гг. (Данилов, 2009, с. 93-94).
В национально-освободительном движении Латинской Америки XIX в. также доминировали демократические силы, которые в случае успеха и провозглашали республиканскую форму правления. Лишь в португальской Бразилии аристократическим силам удалось удержать ситуацию под контролем и провозгласить независимость при монархической форме правления.
Европейская революция 1848 г. стала первой транснациональной, континентальной революцией, охватившей значительную часть Европы и продемонстрировавшей международный характер движения за демократию. Она показала, что, кроме причин национальной политической нестабильности, кроме умения национальных элит управлять обществом, решать острые проблемы национального уровня и удерживать наиболее радикальные элементы от вооруженной борьбы, существуют весомые причины международной нестабильности, которые нарушают мирное течение жизни сразу многих, если не сказать всех стран континента.
Экономические, культурные, социально-политические процессы, сама среда обитания этой эпохи, для которой характерным стал не природный ландшафт, а промышленный «пейзаж», все более
индустриализировались, следовательно, стандартизировались и унифицировались, теряя национальное своеобразие и выходя за национальные границы.
Революция 1848 г. прокатилась по всей Европе, но наиболее активно на ее идеи демократизации откликнулись во Франции, Германии, Австрии, Италии, Испании. Сразу же после событий во Франции демократы большинства стран Европы собирались на массовые собрания, на которых создавались демократические общества, принимавшие петиции с требованиями отмены оставшихся феодальных повинностей, равномерного распределения налогов, введения суда присяжных, свободы печати, всеобщего избирательного права, назначения ответственного перед парламентом министерства, создания гражданской гвардии с выборностью командиров и др.
Сам перечень требований говорил о становлении гражданских обществ в европейских странах, о понимании ими демократического генерального направления изменений, о горячем желании демократов их осуществить. От собраний демократические общества перешли к организации демонстраций, некоторые из которых заканчивались беспорядками и столкновениями с полицией. Вскоре демократические общества создали в своих странах широкие демократические движения, которые не только организовывали митинги и демонстрации и выдвигали демократические требования в своих петициях, но и развернули широкую издательско-пропагандистскую деятельность по распространению демократических идей и вовлечению в движение за демократию новых сторонников. В странах, где противоречия между демократами и правящей элитой были особенно обострены, а демократические движения радикализированы, последние выдвигали требования широкого представительства, политического воспитания народа и даже вооружения народа. Умеренно-демократические движения, поддерживая требования народного представительства и политического воспитания народа, выступали против вооружения народа.
В ходе революции 1848 г. произошло размежевание умеренных демократов (или либерал-демократов) и радикальных демократов (или социал-демократов). Кроме того, немецкие и итальянские демократы считали важнейшей задачей революции объединение своих стран и создание национальных демократических государств.
Революция в Австрии решала проблему демократизации страны и национального освобождения венгерского и славянских народов. Главными требованиями венского восстания в марте 1848 г. были отставка канцлера Меттерниха и всех консервативно-монархически настроенных министров, формирование правитель-
ства из либералов и демократов, созыв Учредительного собрания и принятие либерально-демократической конституции, которая предусматривала бы всеобщее избирательное право.
Во время революции создались благоприятные условия для развития национальных движений всех национальных меньшинств. В этих движениях принимали самое активное, часто ведущее участие представители либеральных и демократических сил. В ходе революции не все задачи демократизации, национального освобождения, национальной автономии были решены, но послереволюционная Европа, в которой прогремели революционные бои и прозвучали революционные речи, получила мощный импульс демократизации. В дальнейшем сразу после Первой мировой войны именно либерально-демократические идеи служили путеводной звездой, а либерально-демократические движения были главными движущими силами строительства национальных государств на обломках Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.
Европейская революция 1848 г. и последующие за ней национальные революции в Китае (1911), России (1917), Германии (1919) и других странах показали, что, несмотря на переход таких ведущих стран, как Великобритания и США, на эволюционный путь к демократии, революционный путь радикальных демократических преобразований в других странах еще не был пройден до конца.
Период всемирной демократии
После кризиса 1917-1991 гг., связанного с приходом сразу во многих, в том числе в ведущих, странах мира недемократических режимов, демократия доказала свою функциональность, устойчивость и привлекательность для широкого круга избирателей.
Периоду всемирной демократии соответствует постиндустриальная демократия, которая предстает:
- меритократическим социумом, т. е. обществом, социальный статус человека в котором определяется пользой, приносимой индивидом обществу, его вкладом в развитие знания и практик, включая практики по демократизации социальных отношений и государственных институтов;
- демократией знания;
- демократией труда как процесса взаимодействия между людьми, делающими общее дело, а не противодействия капиталистов и наемных работников, не превращение последних в придатки машин, как в индустриальном обществе;
- информационной демократией, точнее, обществом демократического производства, распределения и использования информации в интересах большинства;
- сетевой демократией, в которой главную роль будет играть не иерархия статусов, а равные возможности участников процесса, не команды сверху, а инициатива снизу;
- коммуникационной демократией, в которой многочисленные и разветвленные коммуникации будут служить дальнейшей демократизации государственных институтов и социальных отношений;
- демократией постматериальных ценностей, в которой основные материальные потребности большинства людей будут удовлетворены и речь пойдет об удовлетворении потребностей более высокого уровня: в образовании, общении, творчестве, самовыражении;
- инновационной демократией, в которой существенную роль будут играть развитие науки, внедрение изобретений и приспособление человека и общества к ускоряющемуся инновационному процессу (Белл,1999; Гидденс, 2004; Инглхарт, Вельцель, 2011).
В период всемирной демократии, который начался сразу после кризиса 1917-1991 гг., количество демократических стран в мире становится преобладающим, контакты между ними, благодаря ускоренной информатизации и компьютеризации, множатся, появляются международные демократические институты, которые ускоряют демократизацию мира, формируется мировое общественное мнение, всемирное гражданское общество, в повестку дня ставится вопрос создания всемирного государства. Сегодня мы находимся в начале периода всемирной демократии, который характеризуется: расширением контактов между государствами на двухсторонней, многосторонней, континентальной и всемирной основе; созданием новых организаций лидеров ведущих стран ^-8, G-20) для решения важнейших политических проблем; регулярным созданием на временной основе оперативно действующих команд лидеров, министров иностранных дел, авторитетных дипломатов для урегулирования наиболее угрожающих делу мира конфликтов; интенсификацией личных контактов между лидерами, ведущими политиками, парламентариями ведущих государств мира; развитием негосударственных контактов социально-политического характера между общественными организациями, политическими партиями, профессиональными союзами и частными лицами; увеличением количества и активизацией деятельности международных и региональных государственных и негосударственных организаций; созданием каждым значимым СМИ собственной всемирной сети корреспондентов, развитием контактов между национальными системами СМИ, становлением интернациональных СМИ, использованием для социально-политической информации глобальной сети Интернет; созданием всемирных организаций по здравоохранению,
продовольствию, расширением контактов между национальными организациями социального обеспечения, общего и специального образования; формированием целой сети международных гуманитарных организаций как под эгидой ООН, так и вне ее; формированием всемирных социально-политических движений, в том числе движения экологистов, движения за демократический мир и ядерное разоружение. Все эти процессы и организации способствуют объединению мира, которое уже началось и в котором лидерство принадлежит именно демократическим странам и организациям.
В период всемирной демократии, как уже отмечалось, активно формируется всемирное гражданское общество, как глобальное, многоуровневое социально-сетевое пространство, в котором взаимодействуют граждане и общественные организации многих государств. Так же, как национальные гражданские общества через систему политических партий и неполитических организаций оказывают влияние на демократизацию национальных государств, так и формирующееся всемирное гражданское общество призвано служить демократизации международных отношений и всей мировой политической системы.
Уже сегодня идет активное формирование отдельных структурных элементов всемирного гражданского общества. Речь идет в первую очередь о: а) международных неправительственных организациях (МНПО), которые часто формируются из структур национальных гражданских обществ — неправительственных организаций (НПО) МНПО уже сегодня весьма активны и влиятельны на мировой арене, сотрудничая как с национальными правительствами и организациями национальных гражданских обществ, так и с другими структурами формирующегося всемирного гражданского общества и ООН; б) международных социальных движений; в) транснациональных корпораций (ТНК); г) международных общественных сетей.
Формирующееся всемирное гражданское общество уже сегодня выполняет важные международные функции: стабилизирует мировой политический процесс, создавая внутри национальных гражданских обществ интернациональные структуры; формирует мировое общественное мнение; осуществляет функцию международного контроля, выступает мерилом действий национальных правительств на международной арене, оценивает деятельность международных организаций, включая ООН; осуществляет международные коммуникации, обмены информацией, обмены делегациями между национальными гражданскими обществами и национальными государствами; способствует росту числа демократических государств в мире и развитию всемирного процесса демократизации.
В дальнейшем с разрастанием всемирного гражданского общест-
ва и усилением его влияния оно сможет выполнять такие важные функции, как то: обеспечение международной законности и правопорядка, защита частных интересов граждан на международной арене; развитие механизмов общественного самоуправления в глобальном масштабе; осуществление горизонтальных связей между различными самоуправляющимися общинами планеты, между национальными и континентальными органами управления; организация избирательных кампаний во всемирные и континентальные органы управления; организация всемирных гражданских акций: опросов, референдумов, протестов по актуальным проблемам глобального развития; поддержание идентичности различных этнических, конфессиональных, языковых, культурных сообществ; способствование осознанию землянами единства человеческого рода, формированию единой земной цивилизации.
В период всемирной демократии появляется возможность объединить усилия многих стран для решения глобальных проблем человечества. Очевидно, для этого демократическим государствам, действуя через систему ООН или помимо нее, необходимо создать всемирное демократическое государство с демократически действующим всемирным парламентом, всемирным правительством и другими необходимыми атрибутами. Всемирное государство сможет решить демократическим путем следующие вопросы:
- эффективное обеспечение глобальной безопасности и полное устранение военной угрозы из жизни человеческой цивилизации;
- формирование глобальной полиции и эффективное управление ею для установления и поддержания международного правового порядка по примеру того, который сегодня обеспечен в национальных правовых государствах;
- формирование системы всемирного права и всемирного правового государства;
- содействие формированию всемирного гражданского общества;
- сокращение национальных армий и военных бюджетов до нулевого уровня и распределение освободившихся средств и ресурсов для решения самых злободневных глобальных проблем;
- перераспределение средств и ресурсов для обеспечения ускоренного развития отстающих стран и этносов;
- содействие постепенному выравниванию уровней экономического развития всех регионов мира;
- поддержание и обеспечение стабильного функционирования глобальных товарного, финансового, фондового рынков;
- развитие коммерческих потоков рабочей силы, отдыха, туризма;
- развитие некоммерческого научного, культурного, спортивного и других видов обменов между нациями и этносами;
- содействие интеграционным процессам, объединяющим разные государства и этносы в единое человечество, способное решить экологические, социальные, политические, экономические и другие проблемы, выжить и процветать вместе с планетой Земля.
Формирование всемирного демократического правительства не будет означать расформирование национальных правительств. Демократические национальные правительства в формирующемся всемирном государстве станут играть роль региональных правительств, а региональные правительства индустриальной эпохи станут субрегиональными правительствами постиндустриальной всемирной демократии.
Темпы развития демократии
По критерию темпов развития демократических политических институтов и политических систем история демократии может быть дифференцирована на периоды: а) бурного развития, например в эпоху становления древнегреческой демократии, формирования Римской республики; б) застоя и стагнации демократии, например в Византийской империи, в средневековой Европе; в) кризиса и отступления демократии (первый кризис — от падения Римской республики до принятия американской конституции; второй кризис — от большевистской революции в России, установления фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии до разгрома фашизма и ухода КПСС от власти).
Цикличность развития демократии
Исследовав политическую историю демократии, можно также сделать вывод и о цикличности развития демократии. Действительно, в генезисе демократии просматриваются два типа циклов. Это национальные и всемирные циклы.
Национальные циклы демократии. Выше отмечалось, что развитие и угасание демократии в каждой стране имеют свои особенности, которые формируются под воздействием объективных и субъективных условий, а также природно-географического, социально-психологического, правового, экономического, политического факторов. Все эти воздействия не только придают определенное своеобразие национальным демократиям, но также ускоряют или замедляют их жизненный цикл. Например, жизненный цикл древнегреческой демократии составил 360 лет, Римской республики продолжался около 480 лет, жизненные циклы средневековых коммун составили: в Венеции — более 1050 лет, в Генуе — более 870 лет, во Флоренции — более 400 лет, в Новгороде — более 340 лет. Так называемые «исторические», т. е. канувшие в историю, демократии
когда-то зародились, какое-то время успешно развивались, затем произошел надлом и, наконец, завершились. Это означает, что каждая национальная демократия имеет, как и всё в социальной природе, не только начало и конец, но и определенную траекторию движения, включающую фазы зарождения, развития, надлома и завершения. Так в общем виде выглядит любой национальный цикл демократии.
Не обязательно, чтобы каждая национальная демократия за один цикл проходила все эти фазы. Например, довольно часто, фаза завершения оказывается не оконченной, ибо влияние уничтоженных демократических институтов остается в памяти и подсознании людей, в исторических работах и других источниках информации. Длительность каждой из фаз и всего национального цикла демократии не имеет определенной временной протяженности и зависит от условий и факторов, действующих в данной стране. Можно констатировать только, что исторические национальные циклы демократии длились от 340 до 1050 лет.
Чтобы описать конкретные национальные циклы политологическими категориями, вернемся к нашим рассуждениям по поводу соотношения политической системы и политических режимов. Напомним, что мы исходим из того, что политическая система является совокупностью политических институтов данного государства и всех взаимоотношений между ними. Политический режим — это способ функционирования политической системы. Например, после установления демократической политической системы в Афинах она функционировала в режимах: а) аристократической демократии, когда на главные должности избирались представители исключительно родовой аристократии; б) тираническом, когда к власти пришел Писистрат и затем его сыновья, но они не уничтожили систему демократии, а использовали государственные органы для целей своего правления; в) тимократической демократии, когда в эпоху греко-персидских войн резко повысилась роль военного сословия и военной коллегии десяти, фактически ставшей правительством Афин; г) умеренной демократии (при Перикле); д) радикальной, или охлократической демократии, когда государственные структуры более учитывали интересы низов общества — охлократии, чем среднего класса; е) олигархической демократии, когда правили наиболее состоятельные члены общества.
При аристократическом режиме демократия в Афинах находилась в фазе зарождения, при тимократическом и режиме умеренной демократии она прошла фазу развития и достигла высшей точки, при режиме радикальной демократии испытала надлом и при олигархическом режиме перешла в фазу завершения.
Республиканская политическая система Древнего Рима функционировала в режимах:
- аристократическом, когда, хотя уже и существовало республиканское законодательство, правило сенатское сословие, а плебеи фактически были отделены от власти;
- демократическом, когда не только соблюдались все республиканские законы и регулярно проводились выборы всех магистратур, но и были уравнены в гражданских и политических правах патриции и плебеи;
- охлократическом, когда братья Гракхи раздачами земли добивались не только гражданского и политического, но и имущественного равенства;
- тимократическом, когда большую роль в политике стали играть военные, в частности армии, избравшие своих военачальников (Суллу, Помпея, Цезаря и др.) императорами.
Демократия в Древнем Риме находилась при аристократическом режиме в фазе зарождения, при демократическом — в фазе развития, при охлократическом испытала надлом и при тимократи-ческом перешла в фазу завершения, после чего сменилась империей.
Политическая система Флоренции прошла цикл, состоящий из следующих политических режимов: а) аристократическая коммуна (аристократия, с чертами умеренной демократии); б) пополанская коммуна (народная республика, или радикальная демократия); в) коммуна аристократов и «жирных» пополанов; г) синьория Кози-мо Медичи (1434-1464); д) синьория, или «просвещенная тирания» Лоренцо Великолепного (1469-1492); е) теократия — правление монаха Савонаролы (1494); ж) умеренная коммуна, или Вторая республика (1494-1512); з) синьория Джулиано Медичи (15121527); и) закат Флорентийской коммуны, или республики (1527-1532); к) герцогство Тосканское (с 1532 г).
В целом цикл демократии может быть представлен следующим образом. Демократия во Флоренции прошла: фазы зарождения при режимах аристократической и пополанской коммун; фазу развития при режиме республики; при режиме теократии — фазу надлома, а при режимах синьории — фазу завершения. Режим теократии следует отнести именно к фазе надлома демократии, ибо Савонарола правил от имени «тощих» пополанов и выдвинул программу, включавшую такие положения, как критика папской курии за коррупцию и призыв к церковной реформе, изгнание ростовщиков и введение дешевого кредита в ломбардах Флоренции для бедняков, повышение налогов на недвижимое имущество (налог на богатых) и др., что отвечало требованиям радикальной демократии.
Фаза надлома демократии часто наступает именно с приходом режима радикальной демократии, т. е. правления наиболее обездоленных, наименее образованных слоев, которые в условиях политической нестабильности бросают работать (некоторые из них никогда и не начинали трудиться), требуют «хлеба и зрелищ», спешат все пропить и проесть и представляют собой из-за огромной численности неподъемную нагрузку для демократии.
В Англии после казни короля в 1649 г. была установлена республиканская политическая система, которая функционировала: сначала — в демократическом режиме, когда соблюдались все его процедуры и ведущим политическим институтом был парламент, затем — в режиме протектората (1653-1658), после того как Кромвель разогнал так называемое «охвостье» старого парламента и был провозглашен им же собранным новым парламентом лордом-протектором; после смерти Кромвеля (1658) — в режиме реставрации, который в результате вернул политическую систему монархии. Нетрудно убедиться, что в демократическом режиме английская демократия данного цикла находилась в фазах зарождения и развития, в режиме протектората — в фазе надлома, в режиме реставрации — в фазе завершения. В эпоху индустриализации начался новый национальный цикл британской демократии, который длится до сих пор.
Во Франции в период Великой революции существовали следующие политические режимы: а) режим первой (конституционной) монархии Людовика XVI Бурбона (1791-1792) на основе конституции 1791 г.; б) режим Первой республики (1792) на основе конституции 1792 г.; в) режим якобинской (радикально-демократической) диктатуры (1792-1794) без конституционных оснований и без легитимации выборами; г) режим термидорианской (умеренно-демократической) республики (1794-1799) на основе Конституции 1795 г.; д) режим консульской (довольно авторитарной) республики Наполеона Бонапарта (1799-1804) на основе Конституции 1799 г. Эти режимы составили национальный цикл демократии во Франции времен Великой французской революции, которая завершилась трансформацией республиканской политической системы в имперскую в 1804 г. установлением единоличной власти Наполеона. Политическая система первой империи на основе Конституции 1799 г. существовала в течение 1804-1814 гг., пока империя Наполеона не была разгромлена союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Цикл новой политической системы, точнее, довольно старой политической системы — монархии Бурбонов, но построенной на более демократических основаниях конституционной хартии 1814 г., которая функционировала: а) в режиме второй (конституционной)
монархии Людовика XVIII Бурбона, затем с 1824 г. — Карла X (1814-1830) на основе конституционной хартии 1814 г.; б) в режиме третьей (конституционной) монархии Луи-Филиппа Орлеанского (1830-1848) на основе конституционной хартии 1814 г. с поправками 1830 г.
Таким же образом при помощи понятий «политическая система» и «политический режим» можно охарактеризовать национальные циклы демократии в других странах. Мы показали, что все национальные демократии существуют циклично. При этом они могут проходить в своей истории один или несколько национальных циклов демократии.
Всемирные циклы демократии. В политической истории демократии можно выделить три всемирных цикла.
1. Древнегреческая и древнеримская демократии, которые можно объединить под понятием «античная демократия». Она зародилась в Древней Греции и Риме и завершилась (по крайней мере, на государственном уровне) в результате изменившихся условий и действия негативных для нее факторов, которые здесь нет необходимости подробно рассматривать. Эти условия и факторы и вызвали кризис и закат античной демократии.
2. Демократия Нового времени, которая развивалась весьма успешно в национальных рамках таких стран, как Нидерланды, Англия, Франция, США и др. Эта демократия испытала кризис в результате прихода к власти большевистских, фашистских, национал-социалистических и милитаристских правительств и разрушения демократических политических систем.
3. Современная демократия, зародившаяся в результате разгрома фашизма и успешно развивающаяся до сегодняшних дней, охватывает все больше стран и приобретает всемирный характер.
Литература
Белл Д. Грядущее постиндустральное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. (Bell D. The coming postindustralnoe society. Experience in social forecasting. M., 1999.)
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. (Giddens E. Missing Peace: How Globalization is changing our lives. M., 2004.)
Данилов С. Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М., 2009. (Danilov S. Yu. Democratic state: essays about History. M., 2009.)
Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М., 2011. (Inglehart R., Veltsel K. Modernization, Cultural Change and Democracy: the sequence of human development. M., 2011.)
Согрин В. В. Политическая история США. XVI-XX вв. М., 2001. (Sogrin V. V. U.S. political history. XVI-XX centuries. M., 2001.)