Научная статья на тему 'Свобода человека в контексте этического и правового регулирования человеческого общежития'

Свобода человека в контексте этического и правового регулирования человеческого общежития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
386
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / МОРАЛЬ / ПРАВО / СВОБОДА / ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIETY / PERSON / MORALITY / LAW / FREEDOM / VALUABLES / SELF-REALIZATION / HARMONIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курило Светлана Николаевна

В статье рассматриваются вопросы гармоничного развития человека в современном обществе, а также определяются его место и роль. Немаловажное значение отводится морали и праву как основным регуляторам отношений людей в обществе. Общежитие необходимо человеку, потому что оно дает ему элементарную обеспеченность и духовную полноту жизни и как форма существования людей в коллективе выступает как путь, ведущий к достойной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CORRELATION OF ETHICAL AND LEGAL REGULATION OF THE HUMAN COMMUNAL LIFE

The article deals with the questions of harmonic development of a person in the modern society, his role and place in it. The important signibicance is devoted to morality and law as the main regulator of people`s relationship in the society. The human communal life is necessary for a person because it gives him the elementary social security and spiritual completeness of life. As a form of people`s existence in the community it is the leading to a well-deserved life.

Текст научной работы на тему «Свобода человека в контексте этического и правового регулирования человеческого общежития»

С.Н. Курило,

Уфимский юридический институт МВД России

СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ОБЩЕЖИТИЯ

ABOUT THE CORRELATION OF ETHICAL AND LEGAL REGULATION OF THE HUMAN COMMUNAL LIFE

В статье рассматриваются вопросы гармоничного развития человека в современном обществе, а также определяются его место и роль. Немаловажное значение отводится морали и праву как основным регуляторам отношений людей в обществе. Общежитие необходимо человеку, потому что оно дает ему элементарную обеспеченность и духовную полноту жизни и как форма существования людей в коллективе выступает как путь, ведущий к достойной жизни.

The article deals with the questions of harmonic development of a person in the modern society, his role and place in it. The important signibicance is devoted to morality and law as the main regulator of people's relationship in the society. The human communal life is necessary for a person because it gives him the elementary social security and spiritual completeness of life. As a form ofpeople's existence in the community it is the leading to a well-deserved life.

С древних времен уже было известно, что человеку не свойственно одному проходить свой жизненный путь, и это отмечали философы и мыслители различных эпох. Аристотель быт прав, когда изрек следующую истину: «Человек вне общества — или бог, или зверь». Определен -ный образ жизни человека, его постоянное стремление достичь поставленных целей, в том числе создать вокруг себя благоприятную обста -новку и разрешить бытовые проблемы, побуждают его устанавливать стабильные отношения с другими людьми. Без помощи других людей человеку немыслимо пережить природные катак -лизмы и стихийные бедствия. И уже разрешение проблем подобного рода заставляет нас объеди -няться. Таким образом создаются семьи, малень -кие модели общества, группы, коллективы, сообщества и т. д., что в конечном счете перерастает в общество, без которого человек не может существовать. «Общество полностью поглотило человека. Он овладевает им с самого рождения, чтобы покинуть его только в могиле», — писал Ж. Понталис [5].

Пройти свой жизненный путь достойно дает -ся человеку нелегко, и в этом есть свой положи -тельный момент. Не преодолевая трудности и препятствия, которые ему уготованы самой судьбой, человек бы не имел возможности себя совершенствовать. Прикладышая усилия в борьбе за существование, человек обретает жизненный

Создание братства людей есть задача духовная, не разрешимая социальной организацией.

Оно предполагает индивидуальности народов, а не объединение в абстрактно-будущем.

Н. Бердяев

опыт, необходимый для обретения уверенности в своих силах и возможностях, без чего нельзя двигаться вперед. Необходимость бороться, что -бы жить, — вот главный двигатель человеческой цивилизации [4].

Борьба за существование должна быть человеку посильна. Но человек — это существо, на -деленное в первую очередь разумом, он не относится к категории вещей и растений, а потому для него характерно деятельностное существова -ние. Помимо разума в человеке присутствует душа, которая помимо физических удовлетворений дает еще возможность чувствовать и полу -чать духовное удовлетворение. И задачей человека является не искоренение в себе жажды удо -вольствия, а стремление почувствовать, что он достиг счастья, именно поделившись им с окружающими. Сравнение себя с другими убеждает его, что нельзя быть полностью счастливым, если кому-то рядом очень плохо. Но умение де -литься своими радостями и оказышать помощь другим в трудные минуты тоже представляется для человека своего рода трудностью и испыта -нием. С одной стороны, человек понимает, что в одиночестве не прожить, а с другой — из -за за -ложенного природой чувства эгоизма ему хочет -ся быть счастливым в единственном числе. Таким образом, человек всегда находится в пограничном состоянии: без единения с другими людьми ему не преодолеть жизненных трудно -

стей, а преодолев их, он стремится убедить себя, что достиг этого самостоятельно, а потому не обязан ни с кем делиться своим благополучием.

Современному человеку свойственно про -являть свои способности в каком-то узко огра -ниченном деле, потому что если бы он умел быть совершенным в любой области человече -ского труда, то отсутствовала бы та нить, ко -торая стимулировала бы его к объединению с другими людьми. Это большое искусство — отдавать с радостью другим плоды своего тру -да и брать с благодарностью то, чего не дано достичь самому. А для того, чтобы постоянно происходил такой взаимообмен, нужно найти для себя такое интересное дело, которое не только было бы необходимым для отдельной личности, но и приносило бы пользу окружающим. Современный человек находится, таким образом, в теснейшей хозяйственной зависимости от других людей, а также от хозяйственной организации, которая сложилась в результате всей жизни человечества.

Развитие человеческого общежития на протяжении многовековой истории выработало определенные закономерности, которые изменяют характер поведения как самой личности, так и общества в целом. Корень этой проблемы нахо -дится у истоков развития человечества [6].

Для дальнейшего самосохранения человек не только сотрудничает с другими людьми, но и вынужден вступать с ними в борьбу, так как появляется конкуренция за получение больших благ при наименьшей затрате сил. А одиноко -му человеку, избегая общения с другими людьми, очень трудно обеспечить свою жизнь так, как ее можно обеспечить в коллективе.

Стремление человека жить не в одиночку, а совместно с другими членами общества спо -собствует не только решению хозяйственных задач, но и духовному обогащению. Для даль -нейшего стимулирования человека к самосо-вершенствованию ему необходимо сравнивать себя с другими людьми. Уровень развития членов общества — и духовный, и материальный — неодинаков. Конечно, если человек ви -дит вокруг себя успешных людей, обладающих более зрелым умом, или более твердою волею, или более глубоким чувством, он осознает свою ущербность и зачастую от этого страдает. И только со временем он приходит к мысли, что благодаря именно общению с такими людьми он может стать «своим» в их среде, т. е. на ступень выше подняться в своем развитии. Душевное равновесие достигается, когда человек находит для себя подходящий круг людей, общение с которыми приносит ему удовлетворение. Как правило, это люди с об -щими интересами и целями. Такое общение формируется на началах взаимопомощи. Об -щество людей сильно и прочно только через чувство коллективного, когда один за всех и все за одного. Чувство коллективного является

высшей задачей, идеалом совместной жизни лю де й.

Касаясь вопроса нравственности, морали и правосознания, нельзя не обратиться к учению величайшего древнегреческого философа Ари -стотеля. С его именем связышаются три сочи -нения по этике: «Никомахова этика», « Евдемо -ва этика» и « Большая этика», — посвященные нравственным проблемам личности и общества, где утверждается главный принцип этики Аристотеля — разумное поведение и умерен -нос ть .

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно -нравственных сил, на совершенствование его жизни, т. е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни, назначения. В сфере «деятельности», связан-ной со свободой воли, человек « выбирает» себя, «творит» самого себя в качестве нравст-венного и разумного существа, т. е. личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

Любое исторически сложившееся общество не может существовать без меры регулирова-ния общественных отношений. У людей могут быть как общие личные интересы, так и столк -новение несовпадающих точек зрения и мне -ний. Борьба за отстаивание своей точки зрения достигает подчас большой остроты, потому что очень важно, чтобы слушали именно «те -бя», это дает человеку оставаться самим собой. Но общество тогда не может существовать как общество, если каждый в нем будет сам по се -бе, не прислушиваясь к мнению других, а пре -следуя только удовлетворение своих интере-сов. По меткому слову английского философа Г оббса, такая жизнь превратилась бы в «войну против всех». Именно для регулирования об -щественной жизни необходимы общие для всех правила поведения, которые бы помогли в споре находить «золотую» середину, не ущемляя интересы спорящих сторон. В далеком ис -торическом прошлом люди в разрешении спо -ра обращались к третьему лицу. На двух нача -лах покоится сама возможность норм общест -венного поведения: с одной стороны, это дове -рие людей к авторитету выбранного ими третьего лица, с другой — справедливость то -го, что он постановил. Не следует думать, что таким авторитетом может быть только голос другого человека или что всякое чужое требо -вание справедливо. Но правилу поведения все -гда присуще значение необходимого закона, и признать это значение может только тот, кто вообще умеет уважать что-либо высшее и кто ищет верного, т. е. справедливого, решения человеческих конфликтов [4].

Категория справедливости неизменна и яв -ляется одинаковой для всех. Решение, приня-

тое исходя из чувства справедливости, посте -пенно превращается в общее для всех правило, которое приводит в споре к единому знамена -телю. Такие правила делают возможным мир -ное общежитие. Если бы люди изначально бы -ли добры и совершенны, то правила поведения не являлись бы необходимым условием регу -лирования отношений.

И. А. Ильин, один из значительнейших мыслителей русского зарубежья, подчеркивает: «Со -циальные (т. е. общественные) нормы необходи -мы для поддержания мирного сожительства и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они даю т возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений силь -ного и приучить людей к обдуманному, выздер-жанному поведению; повинуясь этим правилам, люди постепенно привыжают не попирать чужих интересов, считаться с правами и благом ближ -них и согласовать свое поведение как с основ -ными задачами человеческого общежития, так и с высшей целью человеческой жизни вообще. Эти правила приучают человека обуздышать свои страсти и влечения и воспитывают в нем умение жить с людьми согласною, творческою жизнью. Именно поэтому люди давно уже признали в них могучее средство усовершенствования личного характера и общественного строя; сознательная и устойчивая привыгака подчиняться этим правилам считается не без оснований признаком ду -ховной зрелости» [4].

Отношение между правом и моралью су -ществует тогда, когда они согласованы между собой и дополняют друг друга. Право исходит из морали, которая служит для него высшим мерилом и руководителем и придает правовым велениям то значение, которое присуще нор -мам морали.

Право, с одной стороны, предписышает лю -дям такое внешнее поведение, которое может быть одобрено совестью; когда оно, с другой стороны, воспрещает людям те внешние поступ -ки, которых и совесть не одобряет; и когда, на -конец, право, не разрешая людям никаких нрав -ственно предосудительных деяний, устанавлива -ет в лю дских отношениях справедливый порядок. Дело в том, что на свете ни одно событие не повторяется целиком, как оно есть, хотя внимательное научное наблюдение выделяет без труда черты сходства в явлениях мира. Однако каждый раз, как мы присмотримся к событию повнимательней, так окажется, что оно представляет из себя нечто совершенно новое. Во первых, все подлежит непрерывному развитию и изменению : и вода, и земля, и растения, и животные; и сами люди постоянно изменяются, развиваясь и внут -ренне, и внешне; достаточно подумать, напри -мер, что тело каждого из нас совершенно, хотя и незаметно, обновляется на протяжении десяти лет [4].

В основе мирного сосуществования людей лежит процесс становления гармоничных отно -шений в обществе. Это процесс сложный, так как сама гармония неразрышно связана с поня-тием с вободы.

Свобода понимается «в смысле развитой способности преодолевать препятствия, казалось бы, непреодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в спо -собности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, но каждый раз индивидуально варьировать всеобщие вопросы действия применительно к индиви -дуально-неповторимым ситуациям...» [1]..

Для каждого человека вся его деятельность и жизнь выступают как определенное утверждение смысла этой жизни, ее ценности. Что бы человек ни делал, какие бы цели ни преследовал — строя ли себе жилище, изобретая новые технологии, сочиняя романы, воспитывая детей, и т.п., — всегда и везде он ищет и утверждает для себя свой собственный смысл, свою самоценность. Хорошо об этом писал Гегель: «Бесконечное право субъекта заключается в том, что сам он находит удовлетворение в своей деятельности, в своем труде. Если люди должны интересоваться чем-либо, они должны сами участвовать в этом, находить в этом удовлетворение для чувства собственного достоинства... Затем люди, если они должны действовать для дела, хотят также и того, чтобы оно вообще нравилось им, чтобы они могли принимать в нем участие, руководствуясь своим мнением об его достоинствах, о его правоте, выгодах, полезности» [2].

Потребности в слиянии, единении с други-ми, в идентификации, стремление к стабильно -сти в контактах с другими суть основные из базовых потребностей человека. Для того чтобы могло состояться общежитие как способ чело -веческого существования, необходимо принять его в качестве изначальной и безусловной ценности, что является значимой составляющей содержания морали. Пространство морали — отношения между людьми. Мораль характери -зует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Но мало ска -зать, что мораль ответственна за человеческое общежитие: она придает ему изначально самоценный смысл. Отношения людей всегда очень конкретны. Они строятся каждый раз по определенному поводу, для определенных целей. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков практически-деятельных позиций чело -века. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Мораль можно назвать общественной формой, делаю -щей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она как бы связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие

как человеческое. Мораль и есть та самая чело -вечность, без которой отношения людей нико -гда бы не приобрели общественного характера в качестве ценностного базиса. «Единство свобо -ды воли и всеобщности, объективности, обще -значимости, необходимости составляет харак-терную особенность морали» [3].

Определяя человеческую личность как нравственно ответственное существо, нужно выде-лить, что это, в первую очередь, существо, имеющее самоценное значение и достойное уважения. Ничем не обусловленное уважительное от -ношение к человеку, т.е. такое отношение, в ходе которого данная конкретная личность утвержда -ется до и независимо от каких бы то ни было ее конкретных качеств и действий, есть исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого сущест -вования. Человеческое существование начинает -ся тогда, когда достигает определенного предела развития деятельности, не обусловленной врожденными механизмами: приспособление к природе утрачивает принудительный характер и способы действий уже не определяются наслед -ственностью, инстинктами.

Позитивная свобода как реализация личности подразумевает безоговорочное признание ее уникальности. Органическое развитие возможно лишь при условии наивысшего уважения к особенностям личности, — как чужой, так и своей собственной. «Если человек преодолевает сомнение относительно себя и своего места в мире, если актом спонтанной реализации своей жизни он сливается с миром, то он приобретает силу как индивид, обретает уверенность. Это уверенность, какую может дать только свобода» [3].

Сегодня для современного человека очень важны владение информационной культурой, гибкостью мышления, его характер, высокая работоспособность, творческий подход к деятель -ности, готовность к риску в условиях нестабиль -ности и непредсказуемости, готовность к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я». Умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход очень важно и актуально в современной жизни и профес сиональной деятельно с ти.

Процесс развития — не порочный круг: человек может быть свободен, но не одинок, кри -тичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством. Эту свободу человек может приобрести, реализуя свою лич-ность, будучи самим собой.

Позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека. «При всякой ... деятельности индивид сливается с миром. Но его личность не только сохраняется, она становится сильнее. Ибо личность сильна постольку, поскольку она деятельна» [7]. Лич -ность проявляется только в деятельности через реализацию своих возможностей, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает

ее активность. Потребность человека внести свой неповторимый вклад во благо общества, а также потребность в самореализации — естественное его желание. Все это предоставляет личности возможность прожить яркую, активную, полно -ценную жизнь.

В свете всего сказанного мы приходим к следующим выводам.

Общежитие необходимо человеку потому, что оно дает ему элементарную обеспечен -ность и духовную полноту жизни. Человече-ское сожительство построено на двух началах: борьбе за существование и взаимопомощи. Борьба за существование оказывается уже не только борьбой человека с природой ради ов-ладения ее законами и подчинения ее своим целям, но помимо этого еще и борьбой челове -ка с человеком из-за житейского удовлетворе -ния и благополучия. Таким образом, люди поддерживают друг друга не только в борьбе с природой, но и в борьбе друг с другом, и можно сказать, что жизнь каждого отдельного человека будет тем более обеспечена его уча -стием в обществе, чем больше взаимная по -мощь заменит социальную борьбу за сущест -вование.

Люди могут мирно сосуществовать лишь в том случае, если каждый развивает свои интересы до определенных пределов и учится ценить общежитие не только как средство, необходимое для самосохранения, но и как путь, ведущий к прекрасной и достойной жизни. Человеку свойственно выбирать лучшее, так как это есть одно из основных условий его собственного духовно -го развития.

Процесс самореализации личности связан с таким понятием, как «свобода». Иными словами, человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы[7].

Г армонично развивающееся общество — это такое общество, в котором учтены интересы всех его членов и предоставлен максимум возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. — М.: АСТ, 2006. — 320 с.

2. Г егель Г. Сочинения: в 14 т. Т. 8: Философия истории. — М.: Издательство социально -

экономической литературы, 1935. — 478 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Г ардарики, 2000. — 472 с.

4. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве . — М.: АСТ, 2006. — 510 с.

5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-П. Словарь по психоанализу / пер. с фр. и науч. ред. Н. С. Авто -номовой. — СПб.: Центр гуманитарных инициа -тив, 2010. — 751 с.

6. Тевосян М. На пути к истине. — М.: Спорт и культура, 2000. —568 с.

7. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: АСТ, 2004. — 571 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.