Научная статья на тему '"СВИДЕТЕЛЬСТВА МИТРОПОЛИТА ЛАВРЕНТИЯ" В ЖИТИИ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО'

"СВИДЕТЕЛЬСТВА МИТРОПОЛИТА ЛАВРЕНТИЯ" В ЖИТИИ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / ЖИТИЕ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО / КАЗАНСКИЙ МИТРОПОЛИТ ЛАВРЕНТИЙ II / ПАТРИАРХ НИКОН / НИКОНИАНСТВО / HAGIOGRAPHY / THE VITA OF ST. GERMAN / ARCHBISHOP OF KAZAN / KAZAN METROPOLITAN LAVRENTY II / PATRIARCH NIKON / NIKONIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белов Никита Васильевич

Статья посвящена рассмотрению источников Жития Германа Казанского. Выделенный автором комплекс «свидетельств митрополита Лаврентия» представляет собой отразившийся в тексте устный источник Жития - рассказы казанского митрополита Лаврентия II. Основной массив «свидетельств» не может быть признан надежным источником по политической истории XVI в. В то же время «свидетельства» представляют значительный интерес как памятник никонианской идеологии середины XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROPOLITAN LAVRENTY’S EVIDENCE IN THE VITA OF ST. GERMAN, ARCHBISHOP OF KAZAN

The article considers to the sources of the Vita of St. German, Archbishop of Kazan. The set of Evidence of Metropolitan Lavrenty highlighted by the author is an oral source of Life reflected in the text - stories of Kazan Metropolitan Lavrenty II. The main body of evidence can’t be recognized as a reliable source on the political history of the 16th century. At the same time, evidence are of considerable interest as a monument to the Nikonian ideology of the middle of the 17th century.

Текст научной работы на тему «"СВИДЕТЕЛЬСТВА МИТРОПОЛИТА ЛАВРЕНТИЯ" В ЖИТИИ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО»

DOI: 10.22455/978-5-9208-0610-9-157-166

Н. В. Белов

«СВИДЕТЕЛЬСТВА МИТРОПОЛИТА ЛАВРЕНТИЯ» В ЖИТИИ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению источников Жития Германа Казанского. Выделенный автором комплекс «свидетельств митрополита Лаврентия» представляет собой отразившийся в тексте устный источник Жития — рассказы казанского митрополита Лаврентия II. Основной массив «свидетельств» не может быть признан надежным источником по политической истории XVI в. В то же время «свидетельства» представляют значительный интерес как памятник никонианской идеологии середины XVII в.

Ключевые слова: агиография, Житие Германа Казанского, казанский митрополит Лаврентий II, патриарх Никон, никонианство.

N. V. Belov

METROPOLITAN LAVRENTY'S EVIDENCE IN THE VITA OF ST. GERMAN, ARCHBISHOP OF KAZAN

Abstract: The article considers to the sources of the Vita of St. German, Archbishop of Kazan. The set of Evidence of Metropolitan Lavrenty highlighted by the author is an oral source of Life reflected in the text — stories of Kazan Metropolitan Lavrenty II. The main body of evidence can't be recognized as a reliable source on the political history of the 16th century. At the same time, evidence are of considerable interest as a monument to the Nikonian ideology of the middle of the 17th century.

Keywords: hagiography, the Vita of St. German, Archbishop of Kazan, Kazan Metropolitan Lavrenty II, Patriarch Nikon, nikonians.

Житие второго казанского архиепископа Германа (f 1567), составленное в первой половине 1660-х гг. по указанию казанского митрополита Лаврентия II, в течение длительного времени оставалось фактически незамеченным как историками русской средневековой агиографии, так и исследователями социально-политической истории Московского государства XVI столетия. По всей видимости, подобная участь постигла Житие, а также сопутствующие ему службу и

Слово надгробное, вследствие нелестной характеристики, данной ему В.О. Ключевским. «Житие и слово, — писал Ключевский, — изложены очень витиевато, "широкими словесами", по выражению автора, но скудны известиями» [11, с. 342]. Категоричное суждение классика отечественной агиографии обесценило Житие и связанные с ним тексты в глазах последующих исследователей. Вплоть до наших дней не появилось ни одной работы, посвященной Житию Германа, а его сообщения привлекались лишь немногими историками XIX — начала XXI вв. [6, с. 80; 10, с. 4; 25, с. 72; 13, с. 89; 9, с. 242; 12, с. 132].

В ходе изучения Жития Германа Казанского нами был выявлен основной круг его списков, подразделенных на три редакции (две — Пространная и Краткая — авторские, одна — Саровская — поздняя, XVIII в.), уточнены время его создания, личность автора, источники и политико-идеологическая направленность. Настоящая работа призвана продолжить изучение Жития и хотя бы отчасти разрешить вопрос о его ценности как источника по русской истории XVI-XVII вв.

Биографическая часть Жития Германа на удивление скудна. Автор Жития Иоанн неоднократно указывал на объявший память Германа «облак неписания», связанный с отсутствием каких-либо записей о втором казанском архиепископе и острой нехваткой рассказов знающих «самовидцев» [20, л. 78, 85 об. — 86 об.]. Именно по этой причине главным источником Жития Германа стало Житие Гурия и Варсонофия Казанских, созданное на исходе XVI в. казанским митрополитом Гермогеном. Из Жития Гурия и Варсонофия агиограф Иоанн позаимствовал сведения об архимандритстве Германа в Старицком Успенском монастыре, о времени и обстоятельствах его кончины, наконец, о переносе его мощей из Москвы в Свияжский Богородицкий монастырь [23, с. 40-41] (текст Гермогена был перенесен Иоанном в Житие Германа практически дословно [20, л. 96 об. — 98]; сам Иоанн также счел необходимым упомянуть о своем обращении к Житию Гурия и Варсонофия [20, л. 98]). Другим источником Жития Германа, легшим в основу рассказа о драматическом противостоянии казанского архиепископа с царем Иваном Грозным, явилось Житие митрополита Филиппа. И, хотя Иоанн прямо говорит о Житии Филиппа как об источнике своей работы [20, л. 94], по нашему мнению, вопреки А.А. Зимину и Р.П. Дмитриевой [9, с. 242; 5, с. 152], этот памятник был известен агиографу исключительно в устном пересказе главного

заказчика Жития Германа — митрополита Лаврентия, до неузнаваемости исказившего сообщения Жития Филиппа и придавшего им новую идеологическую окраску в полном соответствии с политической доктриной своего патрона — патриарха Никона1.

Третьим источником Жития Германа стали сведения, полученные Иоанном непосредственно от казанского митрополита Лаврентия II. Иоанн неоднократно упоминает митрополита Лаврентия в качестве идейного вдохновителя Жития и своего главного информатора. Весь процесс написания Жития Германа производился Иоанном, по его собственному признанию, «с видениа и предложениа» действующего казанского владыки [20, л. 78]. Лаврентий II впервые попал в Казань лишь после своего назначения на Казанскую кафедру в 1657 г. Вся деятельность Лаврентия на посту казанского митрополита была подчинена никонианской идее: в своей епархии Лаврентий последовательно развивал поддерживаемые Никоном культы Грузинской иконы Божией Матери [24, с. 607] и митрополита Филиппа [2, л. 48 об.; 19, л. 63 об.], в 1665 г. в подражание Никону основал в Казани Воскресенский Новоиерусалимский монастырь [14, с. 294-295]. Созданное по повелению Лаврентия Житие Германа было призвано поддержать патриаршую концепцию о превосходстве церковной власти над светской. Обличительный тон Жития, направленный против тирании Ивана Грозного в частности и царской власти в целом, существенно превосходил аналогичный назидательный посыл Жития Филиппа и патриаршего Летописного свода 1652 г. Задумку митрополита Лаврентия омрачало лишь одно обстоятельство, столь ярко выраженное агиографом Иоанном: письменных известий о жизни Германа сохранилось совсем немного, а устные воспоминания о нем отличались, по-видимому, исключительной скудостью.

Сам составитель Жития Иоанн, по всей видимости, не был тесно связан со Свияжским Богородицким монастырем (Житие никак не подчеркивает роль Германа в деле основания Свияжской обители, а сам Богородицкий монастырь обозначен автором как находящийся «тамо», во граде Свияжске [20, л. 81 об.]). Таким образом, принимая во внимание заявление Иоанна о создании Жития под надзором и во

1 Свою аргументацию автор представил на заседании Древнерусского семинара, проходившего в СПбИИ РАН 19 апреля 2018 г. Текст доклада не опубликован, кратко о нем см.: [4, с. 256-257].

многом со слов Лаврентия II, безо всякого обращения к сторонним писаниям и рассказам о жизни Германа, мы с большой долей вероятности можем отнести все сообщения Жития Германа Казанского, не находящие аналогий в Житии Гурия и Варсонофия, а также в Житии Филиппа к группе, условно названной «свидетельствами митрополита Лаврентия».

В состав выделенного нами комплекса «свидетельств» входят известия как поддающиеся проверке по другим известным источникам, так и носящие уникальный характер. Фактологическая бедность Жития позволяет составить более-менее полный перечень проверяемых известий: факт пострига Германа «во едином от манастирей», его настоятельство в Старицком Успенском монастыре, обстоятельства создания Казанской епархии в 1555 г. и отправки Германа в Казанский край, основание Германом Свияж-ского Богородицкого монастыря, избрание и поставление Германа на Казанскую архиерейскую кафедру после кончины архиепископа Гурия, точное место погребения Германа — «во храме Пресвятыа Богородицы во кадильном олтаре одесную страну, идеже и доныне лежит». Эти немногочисленные сведения о жизни Германа Лаврентий вполне мог почерпнуть как из устных рассказов о втором казанском архиепископе, так и из документации митрополичьего архива. Текст Жития прямо указывает на знакомство митрополита Лаврентия с грамотами Ивана IV, посланными в Казань при учреждении в 1555 г. Казанской епархии. Так, фраза Жития «свя-тый испросив у самодерьжца елико на потребу монастиря, царь же дав ему потребная» [20, л. 81] основывается, по всей видимости, на содержащемся в одной из царских грамот перечне государева жалованья архимандриту Герману («В Свияжской архимариту Герману государева жалованья») [1, с. 261; 15, л. 297-297 об.]. Ряд жалованных грамот царя Ивана первым казанским архипастырям, в том числе Герману, во второй половине XVII столетия хранился не только в митрополичьем архиве [16, л. 165-210], но и в Свияж-ском монастыре [15, л. 297-298], и в Казанской воеводской избе [17, л. 276 об. — 281 об.; 3, с. 53-57], а потому был совершенно доступен главе епархии митрополиту Лаврентию.

Особый интерес представляют уникальные сообщения Жития, связанные прежде всего с начальным периодом жизни Германа:

1. Крещение Григория-Германа во имя св. Григория Декаполита [20, л. 65 об.]. Память Григория Декаполита отмечалась лишь единожды в год — 20 ноября [18, л. 76 об.]. Мирское имя Германа, а также его соименство могли быть указаны в одной из не дошедших до наших дней казанских кормовых книг.

2. Приглашение Германа братией Старицкого Успенского монастыря занять вакантный пост настоятеля и последовавшая за тем поездка Германа на хиротонию к тверскому епископу Акакию [20, л. 72 об. — 76]. Факт настоятельства Германа в Старицком монастыре в 1551-1553 гг. отмечен в волоколамском летописчике Игнатия Зайцева [8, с. 20]. Монастырь был восстановлен в 1510-1520-х гг. стараниями удельного князя Андрея Старицкого [7, с. 155-159], однако каких-либо данных о его настоятелях за период до 1551 г. не сохранилось [22, стб. 460]. Представляется, что «старицкая» тема Жития была целиком и полностью сочинена митрополитом Лаврентием, в 1654-1657 гг. возглавлявшим Тверскую архиепископскую кафедру [22, стб. 443]. Лаврентий знал о настоятельстве Германа в Старицком монастыре из Жития Гурия и Варсонофия [23, с. 40]. Пространный же рассказ о челобитии старицких иноков и хиротонии Германа, полученной от рук почитаемого в Тверской земле св. епископа Акакия, был внесен Лаврентием в текст Жития с явным намерением связать судьбы двух подвластных ему епархий — Тверской и Казанской. Заметим, что из всех современников Германа Казанского Житие, крайне скупое на исторические свидетельства, поименно называет лишь восьмерых человек (Ивана IV, митрополитов Макария и Филиппа, казанских владык Гурия, Иеремию и Гермогена, свияжского архимандрита Иродиона, тверского епископа Акакия), а «старицкие» события описаны в Житии не менее пространно, чем «свияжские» и «казанские».

Прочие сведения Жития Германа — о его книжном учении, решении уйти в монастырь, тройном отказе сначала от старицкого настоятельства, затем — от казанского архиепископства, благочестивой жизни в Волоколамском монастыре, Старице, Свияжске и Казани — были описаны Иоанном со слов митрополита Лаврентия посредством использования распространенных агиографических топосов и характерного для XVII в. «словесного плетения», а потому не содержат каких-либо сведений биографического характера.

Как можно видеть, источниковая база «свидетельств митрополита Лаврентия» ограничивается лишь двумя житийными текстами (Гурия и Варсонофия Казанских, митрополита Филиппа), актовым материалом середины XVI в. и, возможно, некоторыми устными рассказами о Германе, бытовавшими в Казани и Свияжске в 1660-х гг. В ходе написания Жития митрополит Лаврентий и агиограф Иоанн едва ли обращались к хранившимся в Казани памятникам русского летописания (включая Историю о Казанском царстве) и иным источникам, способным дополнить биографию архиепископа Германа. Составителю Жития остались неизвестными дата и место рождения Григория-Германа [20, л. 65-65 об.], а также имена его родителей [20, л. 69 об.], несмотря на то что в синодике Свияжского монастыря записан «род преосвященнаго архиепископа Германа» [21, с. 103, 465]. Не знал Иоанн место пострига Германа (Волоколамский монастырь) [20, л. 70] и его время, хотя бы и приблизительное («при державе <...> князя Ва-силиа <...> или сына его <...> Иоанна» [20, л. 70]). В Житии Германа оказались безымянными некоторые церковные и политические деятели XVI в.: казанский хан Едигер-Мухаммед назван «злодеем сим, иже тогда господьствующим царем» [20, л. 79-79 об.], а Всероссийский митрополит Афанасий — «святейшим архиереем» [20, л. 87 об.]. Иоанн даже не имел представления о том, сколько лет Герман управлял Свияжским Богородицким монастырем, восклицая: «И колико убо время пребыти ему во киновии своей на архимандритии в толи-цех подвизех? Да не убо кто понудит нас о сем глаголати, елма убо слышасте, яко забвениа предградие пресече» [20, л. 85 об.]. Скорее всего, Иоанн не был знаком с известными митрополиту Лаврентию грамотами об основании Казанской епархии, ведь в противном случае он бы мог рассчитать время настоятельства Германа, так как ниже в Житии агиограф указал дату архиепископской хиротонии Германа — «тысяща пятьсот шездесят четвертое лето» [20, л. 89-89 об.].

Таким образом, отразившиеся в Житии Германа «свидетельства митрополита Лаврентия», в свою очередь базирующиеся на поверхностном изучении Лаврентием II актового материала и двух житийных памятников, практически не имеют самостоятельной значимости, а потому едва ли могут быть привлечены в качестве дополнительного источника по истории церковно-государственных отношений XVI в. В то же время детальное изучение «свидетельств» позволяет суще-

ственно расширить наше представление о церковно-политических воззрениях митрополита Лаврентия в целом и о его роли в создании Жития Германа Казанского в частности. В этом-то, на наш взгляд, и состоят их роль и значение в германовском агиографическом цикле и — шире — казанской литературе 1660-х гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической комиссией. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии , 1836. Т. 1. 548 с.

2 БАН. 32.6.10. Описание Казани, 1753 г.

3 Белов Н.В. Неизвестная грамота Ивана Грозного казанскому воеводе П.И. Шуйскому (к вопросу о перспективности изучения поздних дворянских «летописцев») // Проблемы истории и культуры средневекового общества. СПб.: Скифия-принт, 2018. С. 53-57.

4 Вовина-Лебедева В.Г. Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г. // Петербургский исторический журнал. 2018. № 3. С. 254-258.

5 Дмитриева Р.П. Герман Полев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 169-172.

6 Елисеев Г.З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, казанских и свияжских чудотворцев. Казань: Унив. тип., 1847. 94 с.

7 Ершов П.Г. К проблеме датировки Успенского собора Старицкого Успенского монастыря // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2014. № 4. С. 155-161.

8 Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. Т. 5. С. 3-39.

9 Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль, 1964. 535 с.

10 [Знаменский П.В.] Житие святителя Германа, второго архиепископа Казанского, всея России чудотворца. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1894. 40 с.

11 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и комп., 1871. 479 с.

12 Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: опричнина Ивана Грозного. СПб.: Алетейя , 2004. 640 с.

13 Никанор (Каменский), архиеп. Казанский сборник статей. Казань: Церков. ист.-археол. о-во, 1909. 841 с.

14 Подьяка Федора Трофимова две записки о винах патриарха Никона и некоторых близких ему лиц // Материалы для истории Раскола за первое время его существования. [М., 1878]. Т. 4. С. 285-299.

15 РГАДА. Ф. 187. Собр. ЦГАЛИ. Оп. 1. Д. 22. Сборник агиографический, посвященный Герману Казанскому с прибавлениями, втор. пол. XVIII в.

16 РГАДА. Ф. 237. Монастырский приказ. Оп. 1. Д. 6561. Переписная книга Казанского архиерейского дома 1701 г.

17 РГБ. Ф. 228. Собр. Пискарева. № 185. Сборник литературно-исторический, 1720-е гг.

18 РГБ. Ф. 304.I. Троицкое собр. № 364. Святцы, сер. XVI в.

19 РНБ. Собр. Погодина. № 1490. Сборник исторический, втор. четв. XVIII в.

20 РНБ. СПбДА. A.II.12. Сборник агиографический, посвященный Герману Казанскому, 1660-е гг.

21 Синодики Свияжского Успенского Богородицкого монастыря / сост., авт. предисл. Э.И. Амерханова; науч. ред. И.П. Ермолаев. Казань: Трехречье, 2016. 800 с.

22 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. X с., 1064, 68 стб.

23 Творения святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1912. 110 с.

24 Устинова И.А. Лаврентий // Православная энциклопедия. М.: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2015. Т. 39. 751 с.

25 Яблоков П.А. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1906. 182 с.

REFERENCES

1 Akty sobrannye v bibliotekakh i arkhivakh Rossiiskoi imperii Arkheograficheskoi komissiei [Acts collected in libraries and archives of the Russian Empire by the archaeological Commission]. St. Petersburg, Tip. II Otdeleniia Sobstvennoi E.I.V. Kantseliarii Publ., 1836. Vol. 1. 548 p. (In Russian)

2 Library of the Russian Academy of Sciences. 32.6.10. Opisanie Kazani, 1753 g. [Description of Kazan, 1753]. (In Russian, unpublished)

3 Belov N.V. Neizvestnaia gramota Ivana Groznogo kazanskomu voevode P.I. Shuis-komu: k voprosu o perspektivnosti izucheniia pozdnikh dvorianskikh letopistsev [Unknown letter of Ivan the terrible the Kazan Governor P. I. Shuisky]. Problemy istorii i kultury srednevekovogo obshchestva [Problems of history and culture of Medieval society]. St. Petersburg, Skifiia-print Publ., 2018, pp. 53-57. (In Russian)

4 Vovina-Lebedeva V.G. Drevnerusskii seminar v kontse 2017 i vesnoi 2018 g. [Old Rus seminar in late 2017 and spring 2018]. Peterburgskii istoricheskii zhurnal, 2018, no 3, pp. 254-258. (In Russian)

5 Dmitrieva R.P. German Polev [German Polev]. Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [The dictionary of scribes and booklore of Old Rus]. Leningrad, 1988, issue 2, part 1, pp. 169-172. (In Russian)

6 Eliseev G.Z. Zhizneopisaniia sviatitelei Guriia, Germana i Varsonofiia kazanskikh i sviiazhskikh chudotvortsev [The lives of saints Gury, Varsonofy and German of Kazan and Sviazhsk]. Kazan, Univ. tip. Publ., 1847. 94 p. (In Russian)

7 Ershov P.G. K probleme datirovki Uspenskogo sobora Staritskogo Uspenskogo monastyria [The problem of the Dating of the assumption Cathedral of the Staritsa assumption monastery]. Aktualnye problemy teorii i istorii iskusstva. 2014, no 4, pp. 155-161. (In Russian)

8 Zimin A.A. Kratkie letopistsy XV-XVI vv. [Brief Chronicles of15th-16th centuries]. Istoricheskii arkhiv [Historical archive]. Moscow, Leningrad, 1950, vol. 5, pp. 3-39. (In Russian)

9 Zimin A.A. Oprichnina Ivana Groznogo [The Oprichnina Of Ivan The Terrible]. Moscow, Mysl' Publ., 1964. 535 p. (In Russian)

10 [Znamenskii P.V.] Zhitie sviatitelia Germana, vtorogo arkhiepiskopa Kazanskogo vseia Rossii chudotvortsa [The Vita of St. German, second Archbishop of Kazan]. Kazan, Tipo-litografiia Imperatorskogo universiteta Publ., 1894. 40 p. (In Russian)

11 Kliuchevskii V.O. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Old Rus vitaes as a historical source]. Moscow, Tip. Gracheva i komp. Publ., 1871. 479 p. (In Russian)

12 Kolobkov V.A. Mitropolit Filipp i stanovlenie moskovskogo samoderzhaviia: oprichnina Ivana Groznogo [Metropolitan Philip and the formation of the Moscow autocracy: the oprichnina of Ivan the Terrible]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2004. 640 p. (In Russian).

13 Nikanor (Kamenskii), arkhiep. Kazanskii sbornik statei [Kazan collection of articles]. Kazan, Tserkov. ist.-arkheol. o-vo Publ., 1909. 841 p. (In Russian)

14 Podiaka Fedora Trofimova dve zapiski o vinakh patriarkha Nikona i nekotorykh blizkikh emu lits [Two notes on Patriarch Nikon's guilts]. Materialy dlia istorii Raskola za pervoe vremia ego sushchestvovaniia [Materials for the history of the Split for the first time of its existence]. [Moscow, 1878], vol. 4, pp. 285-299. (In Russian)

15 RGADA. F. 187. Sobr. TsGALI. Op. 1. D. 22. Sbornik agiograficheskii, posviashchennyi Germanu Kazanskomu s pribavleniiami, vtor. pol. XVIII v. [Russian state archive of ancient acts. F. 187. Collection of Central state archive of literature and art. Op. 1. D. 22. Hagiographic collection dedicated to Herman of Kazan with additions, the second half of the 18th century]. (In Russian, unpublished)

16 Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov. F. 237. Monastyrskii prikaz. Op. 1. D. 6561. Perepisnaia kniga Kazanskogo arkhiereiskogo doma 1701 g. Perepisnaia kniga Kazanskogo arkhiereiskogo doma 1701 g. [Russian state archive of ancient acts. F. 237. Monastyrskii prikaz. Op. 1. D. 656. Census book of the Kazan house of bishops 1701]. (In Russian, unpublished)

17 Rossiiskaia gosudarstvennaia biblioteka. F. 228. Sobr. Piskareva. № 185. Sbornik literaturno-istoricheskii, 1720-e gg. Sbornik literaturno-istoricheskii, 1720-e gg. [Russian state library. F. 228. Piskarev collection. № 185. Collection of literary and historical, 1720s]. (In Russian, unpublished)

18 Rossiiskaia gosudarstvennaia biblioteka. F. 304.I. Troitskoe sobr. № 364. Sviattsy, ser. XVI v. Sviattsy, ser. XVI v. [Russian state library. F. 304. I. Collection of the Trinity-Sergius monastery. № 364.The calendar, the middle of the 16th century]. (In Russian, unpublished)

19 Rossiiskaia natsional'naia biblioteka. Sobr. Pogodina. № 1490. Sbornik istoricheskii, vtor. chetv. XVIII v. Sbornik istoricheskii, vtor. chetv. XVIII v. [Russian national library. Pogodin collection. № 1490. Collection of historical, the second quarter of the 18th century]. (In Russian, unpublished)

20 Rossiiskaia natsional'naia biblioteka. SPbDA. A.II.12. Sbornik agiograficheskii, posviashchennyi Germanu Kazanskomu, 1660-e gg. [Russian national library. Collection of Saint-Petersburg theological Academy. A.II.12. Hagiographic collection dedicated to Herman of Kazan, 1660s]. (In Russian, unpublished)

21 Sinodiki Sviiazhskogo Uspenskogo Bogoroditskogo monastyria [Synodikon of Sviazhsk Mother of God monastery], comp. by E.I. Amerkhanova, ed. by I.P. Ermolaev. Kazan, Trekhrech'e Publ., 2016. 800 p. (In Russian)

22 Stroev P. Spiski ierarkhov i nastoiatelei monastyrei Rossiiskoi tserkvi [Lists of hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church]. St. Petersburg, 1877. X p., 1064, 68 columns. (In Russian)

23 Tvoreniia sviateishego Germogena, patriarkha Moskovskogo i vseia Rossii [The works of Hermogenes of Moscow]. Moscow, Pech. A.I. Snegirevoi Publ., 1912. 110 p. (In Russian)

24 Ustinova I.A. Lavrentii [Lavrenty]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia]. Moscow, Tserkovno-nauch. tsentr "Pravoslavnaia entsikl." Publ., 2015. Vol. 39. 751 p. (In Russian)

25 Iablokov P.A. Pervoklassnyi muzhskoi Uspensko-Bogoroditskii monastyr v gorode Sviiazhske Kazanskoi gubernii [Assumption monastery in Sviyazhsk, Kazan province]. Kazan, Tipo-litografiia Imperatorskogo Universiteta Publ., 1906. 182 p. (In Russian)

Об авторе / about author Никита Васильевич Белов — студент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7-9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: belovnikita1997@yandex.ru

Nikita V. Belov — Student, Institute of History, St. Petersburg State University, University Emb. 7-9, 199034 St. Petersburg, Russia. E-mail: belovnikita1997@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.