Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 2. - С. 106-110.
УДК 343.12
СВИДЕТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поддубняк А. А.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие процессуальное положение субъекта уголовного судопроизводства - свидетеля. Анализируется историческое развитие фигуры свидетеля в российском уголовном процессе, исследованы вопросы по обеспечению мер безопасности свидетеля, показания которого являются одним из важных источников доказательств. Основная тенденция, связанная с регулированием положения свидетелей, которая прослеживается в России, начиная с судебной реформы 1864 года и принятия Устава уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г., состоит в демократизации соответствующих правовых норм, в первую очередь относящихся к перечню свидетельских иммунитетов. Исторический анализ дореволюционного и советского уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что многие положения, регулирующие правовой статус свидетеля, были прогрессивными для своего времени и нашли свое отражение и в действующем законодательстве. Так, с принятием Конституции РФ и УПК РФ приоритетными признаны человек, его права и интересы. Процессуальный статус свидетеля значительно изменился: в ст. 56 УПК РФ закреплено понятие свидетеля, его основные права, обязанности, установлен свидетельский иммунитет, предусмотрены меры безопасности свидетеля.
Ключевые слова: уголовный процесс, свидетель, правовое положение, меры безопасности, показания свидетеля.
«Свидетель - человек, который лично присутствовал при каком-нибудь событии, очевидец» - толкует нам словарь русского языка С. И. Ожегова [5, с. 610]. На законодательном уровне понятие «свидетель» было закреплено еще в уголовно-процессуальном кодексе 1923 г.: «всякое лицо, обязанное явиться по вызову следователя, органа дознания или суда и сообщить все известное ему по делу». Законодатель исходил из того, что данному субъекту должны были быть известны факты, которые подлежат установлению по уголовному делу. Исходя из этого, нормы уголовно-процессуального закона сводят до минимума ограничения, которые препятствуют допросу лиц в качестве свидетеля. Статья 61 УПК 1923 г. устанавливает следующие случаи невозможности допроса лиц в качестве свидетеля: во-первых, это защитник обвиняемого; во-вторых, это лица с физическими или психическими недостатками. Для определения возможности выступать в роли свидетеля по делу последней категории лиц УПК содержал норму, что предусматривала участие эксперта. В последующем УПК РСФСР претерпевал ряд изменений, дополнений, но они не затрагивали правового положения процессуальной фигуры свидетеля.
Следующим этапом в развитии института свидетельствования стал уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г., который просуществовал до принятия в 2001 г. нового УПК РФ. Ст. 72 УПК РСФСР 1960 г. определяла свидетеля как «любое лицо, которому были известны какие-либо обстоятельства дела и которое было вызвано для дачи показаний» [2]. Как и иной участник уголовного процесса, свидетель был наделен правами, которые в целом были очень ограничены. В этой связи
106
Н. Я. Калашникова отмечала: «Успешное выполнение свидетелем его обязанностей обеспечивается тем, что ему предоставлен ряд прав» [3].
Уже с принятием действующего УПК РФ 2001 г. появляются нормы, определяющие наиболее полно статус свидетеля, который, в свою очередь, закреплен ч. 1 ст. 56: «Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний». Основная цель это получить необходимые показания от данного участника процесса, правовой статус которого содержит в себе взаимосвязанные элементы: права, обязанности и интересы свидетеля, а также ответственность за их невыполнение. Обозначенные категории возможно воспринимать только в их совокупности, так как они позволяют рассматривать свидетеля как полноправного участника уголовного судопроизводства, имеющего взаимные интересы, права и обязанности с органами следствия и суда.
Показания свидетеля об известных ему обстоятельствах, имеющих отношение к расследованию, зависят от его физического и психического состояния, а также правового положения в обществе. Это касается не только допроса, но и участия обозначенного субъекта в иных следственных действиях. Это также предусматривает использование полученных фактических данных в качестве доказательств. Уголовно-процессуальный закон 1960 г. предусматривал норму, которая определяла, что в качестве свидетеля не могло допрашиваться лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания (ст. 72 УПК РСФСР) [2]. Действующий УПК РФ не устанавливает такого ограничения. Нет запрета на допрос в качестве свидетелей также малолетних. Возможность их допроса определяется исходя из конкретных обстоятельств дела, а оценка достоверности показаний дается сторонами и, окончательно, судом.
УПК РСФСР 1960 г. содержал норму, а именно ч. 3 ст. 79, что определяла необходимость обязательного проведения экспертизы для определения психического или физического состояния свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Действующий УПК РФ от 2001 г. в ст. 196. «Обязательное назначение судебной экспертизы» не содержит положения об обязательном назначении судебной экспертизы при объективных сомнениях в психическом и физическом состоянии свидетеля, что, на наш взгляд, требует корректировки данного положения путем внесения соответствующих дополнений. Соответственно, обязанность свидетеля пройти экспертизу в установленных законом случаях необходимо изложить и в ст. 56 УПК РФ для более полного отражения его обязанностей и содержания его правового статуса.
Одним из важных видов доказательств в уголовном судопроизводстве Российской Федерации являются свидетельские показания, без них практически невозможно расследование уголовных дел и, соответственно, рассмотрение их в суде по существу. Показания, что дают свидетели, могут как обвинять лицо в совершении преступления, так и защищать его. В совокупности свидетельские показания оказывают помощь в установлении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела.
В уголовном судопроизводстве фигуре свидетеля, помимо УПК РФ, посвящен ряд законодательных актов, которые регулируют права и обязанности данного участника, гарантируют безопасность и защиту. Охрана прав свидетеля включает в себя комплекс различных направлений, мер и способов, позволяющих эффективно соблюдать правовые нормы, посвященные механизму охранительных правоотношений в уголовном судопроизводстве, в том числе в отношении прав свидетеля.
107
Без эффективного разрешения вопросов, связанных с обеспечением безопасности участников уголовного процесса, невозможно создание эффективной системы защиты граждан от преступности. Существуют ситуации, которые предусматривают применение мер безопасности к участникам уголовного процесса, среди которых есть и свидетель, показания которого являются одним из важных источников доказательств. Свидетель своими действиями оказывает содействие правоохранительным органам при расследовании уголовного дела, в связи с чем может нуждаться в особой защите со стороны государства. Подобный подход к разрешению проблемы обеспечения безопасности соответствует концепции тех нормативных актов, которые в настоящее время реализуются в практической деятельности правоохранительных органов [1].
Так, в Указе Президента РФ В. Путина от 05 мая 2014 г. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» говорится о создании в органах внутренних дел специальных подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, к которым относятся и свидетели. Специализированный акт - Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г №119, а также Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» устанавливают систему мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, в том числе и свидетелей, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
В юридической литературе авторы приводят классификацию мер, непосредственно направленных на обеспечение безопасности свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Подразделяются меры следующим образом: процессуальные и иные меры. Например, С. Л. Марченко к процессуальным мерам относит: а) невнесение анкетно-биографических данных, места проживания или нахождения, места работы участников уголовного процесса в материалы дела; б) внесение в государственный орган, общественную организацию и (или) должностному лицу представления с указанием на необходимость запрета выдачи информации о месте жительства, семейном положении лица, являющегося потерпевшим, свидетелем или иным участником уголовного процесса; в) специфику и целесообразность проведения отдельных следственных действий (опознание, очная ставка, освидетельствование, производство экспертизы, выемка, обыск и др.); г) закрытое судебное заседание; д) допрос защищаемых лиц вне визуального наблюдения другими участвующими в судебном разбирательстве лицами; е) допрос защищаемого лица специально назначенным судьей с последующим выступлением перед судом [4, с. 13-14]. Бытует мнение о том, что защита свидетелей и других лиц, которые содействуют уголовному судопроизводству, должна включать в себя комплекс мер, таких как: а) меры организационного характера (личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, переселение на другое место жительства и др.); б) усиление уголовно-правовой защиты; в) меры уголовно-процессуального характера, предполагающие неразглашение сведений о личности участников процесса в ходе дознания, предварительного следствия и судебного рассмотрения уголовного дела [6, с. 94]. Авторами высказаны различные мнения, однако имеющие некое сходство, что выражается в следующем: разработка вышеуказанных и дополнительных мер уголовно-процессуального характера, направленных на обеспечение безопасности лиц, и их внедрение в уголовно-процессуальное законодательство являются одним из главных направлений в сфере обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному
108
судопроизводству. Проанализировав ряд норм действующего УПК РФ, затрагивающих права и обязанности свидетеля в вопросе обеспечения безопасности его участия в уголовном процессе, прежде всего хочется отметить, что законодатель выделяет отдельный пункт 7 ст. 56, а именно право свидетеля ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве». Данная норма статьи содержит в себе ссылку на такие статьи, как ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ, содержащие меры безопасности в отношении лиц, которым угрожают противоправным воздействием [1]. Среди этих мер законодатель обозначил такие, как не приводить данные в протоколе следственного действия о личности защищаемого лица; при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении свидетеля и иных указанных лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц; проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым и т. д. Данные нормы являются существенными, представляющими комплекс процессуальных гарантий обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству, в частности свидетелям. Однако, рассматривая ряд иных прав, что предоставлены законом свидетелю, складывается мнение, что законодатель не рассмотрел проблему обеспечения безопасности лиц в таком спектре, как многообразие жизненных ситуаций, урегулировать которые имеющимся в законодательстве комплексом мер безопасности достаточно проблематично. Так, например, в п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК РФ предусмотрено право свидетеля заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда. Реализуя это право в полной мере, свидетель определенным образом может самостоятельно влиять на степень безопасности своего участия в уголовном деле. Существуют ситуации, когда свидетель может и не знать о тех обстоятельствах, которые могут создать угрозу его безопасности. Например, ст. 110 УПК РФ, регламентирующая отмену или изменение меры пресечения, не содержит предписания, которое обязывало бы следователя (судью) при отмене или изменении меры пресечения сообщать об этом лицу, в отношении которого применены меры безопасности, в частности свидетелю. Что в свою очередь предусматривает, что право свидетеля, указанное в п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК РФ, не может быть реализовано в силу отсутствия у него информации по уголовному делу и, возможно, данное обстоятельство создаст препятствия в обеспечении безопасности свидетеля. Представляется дополнить соответствующую норму УПК РФ касательно вопроса об уведомлении свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, в отношении которых применены меры по обеспечению безопасности, что, в свою очередь, будет способствовать эффективности всех принимаемых в отношении свидетеля мер безопасности со стороны следователя, судьи. Таким образом, отдельные нормы, заложенные в УПК РФ и регламентирующие права и обязанности свидетеля, могут быть пересмотрены и доработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми для наиболее эффективного обеспечения безопасности свидетеля в уголовном процессе.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) - утратил силу.
3. Калашникова, Н. Я. Гарантии прав свидетеля, эксперта, переводчика и понятого в советском уголовном процессе / Н. Я. Калашникова. — М: Изд-во Моск.ун-та, 1966. - 40 с.
109
4. Марченко С. Л. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994-16 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. . — М.: Рус. яз., 2006. — 736 с.
6. Петуховский А. А. Уголовно-процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и других граждан, содействующих уголовному судопроизводству // Актуальные проблемы расследования преступлений. Труды Академии МВД России / Академия МВД России. - М., 1995. -98 с.
Poddubniak A. Witness as participant of criminal trial of the Russian Federation // Scientific messages of Crimean federal university the name of V. I. Vernadsky. Juridical sciences. - 2015. - Т. 1 (67). №2. -Р. 108-112.
In article the questions mentioning the procedural provision of subject of criminal legal proceedings -the witness are considered. Historical development of a figure of the witness in the Russian criminal trial is analyzed, questions on providing security measures of the witness which indications are one of the important sources of proofs are investigated. The main tendency connected with regulation position of witnesses which is traced in Russia, since judicial reform of 1864 and adoption of the Charter of criminal legal proceedings on November 20, 1864, consists in democratization of the relevant precepts of law first of all relating to the list of witness immunities. The historical analysis of the pre-revolutionary and Soviet criminal procedure legislation allows to draw a conclusion that many provisions regulating legal status of the witness were progressive for the time and found the reflection and in the current legislation. So, with adoption of the Constitution of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation his rights and interests are declare the priority the person. The procedural status of the witness considerably changed: the concept of the witness, his basic rights, duties is enshrined in Par. 56 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, witness immunity is established, security measures of the witness are provided.
Keywords: criminal trial, witness, legal status, security measures, witness testimony.
Spisok literatury
1. Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. idop., vstup. v silu s 15.09.2015).
2. Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR" (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 29.12.2001, s izm. ot 26.11.2002) (s izm. idop.,vstupayushchimi v silu s 01.07.2002) - utratilsilu.
3. Kalashnikova, N. YA. Garantii prav svidetelya, ehksperta, perevodchika I ponyatogo v sovetskom ugolovnom processe / N. YA. Kalashnikova. — M: Izd-vo Mosk.un-ta, 1966. - 40 c.
4. Marchenko S. L. Obespechenie bezopasnosti uchastnikov ugolovnogo processa: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1994-16 c.
5. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka / S. I. Ozhegov / Pod red. N. YU. SHvedovoj. . — M.: Rus. yaz., 2006. — 736 c.
6. Petuhovskij A. A. Ugolovno-processual'nye aspekty obespecheniya bezopasnosti svidetelej, po-terpevshih I drugih grazhdan, sodejstvuyushchih ugolovnomusu doproizvodstvu // Aktual'nye problemy rassledovaniy aprestuplenij. Trudy Akademii MVD Rossii / Akademiya MVD Rossii. - M., 1995. - 98c.
110