УДК - 342 ББК - 67
государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия e-mail: dasha.teplova@mail.ru
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
ТЕПЛОВА Дарья Олеговна,
кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой
СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КОНСТИТУЦИОННАЯ ФИКЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Аннотация. В данной статье проанализированы некоторые теоретические аспекты принципа светскости, утверждение данного конституционно-правового начала в российском государстве; дана характеристика принципа светскости с позиции научного понимания этого феномена.
Ключевые слова: светское государство, клерикальное государство, мировоззрение, стереотип патернализма, основы конституционного строя.
TEPLOVA Darya Olegovna,
Candidate of Law Sciences, assistant manager department of state and legal disciplines of the East Siberian branch of the Russian state university of justice
e-mail: dasha.teplova@mail.ru
GOOD BREEDING OF THE STATE: CONSTITUTIONAL FICTION OR EVOLUTIONARY NEED?
Summary. In this article some theoretical aspects of the principle of good breeding, the statement of the given constitutional and legal rise in the Russian state are analyzed; the characteristic of the principle of good breeding from a line item of scientific understanding of this phenomenon is this.
Keywords: secular state, clerical state, outlook, stereotype of paternalism, basis of the constitutional system.
В российском законодательстве понятие «светское государство» появилось после принятия новой Конституции [5]. Однако в государственно-правовой практике отдельные аспекты принципа светскости как в России, так и в Европе были известны и ранее. Например, в ст. 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) закреплено: «Никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку».
В конституционном законодательстве понятие «светское государство» впервые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
появилось в ст. 2 Конституции Франции: «Франция является... светской... Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от религии. Она уважает все верования». В Конституции США первая поправка (1791 г.) гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание. » В статье 2 Конституции Турции в 1982 г. также закреплен принцип светскости: «Республика Турция — демократическое, светское и социальное государство», что является «приятным» исключением для исламских государств. В
статье 3 Конституции Италии устанавливается, что граждане равноправны без различия религий, что все религиозные исповедания в равной мере равны перед законом. Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения регулируются Латеранскими договорами (ст. 7). Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного строя. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии и религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным и т.д.
Хотя надо заметить, что, несмотря на декларативность светских начал, не во всех государствах, даже европейских, в силу клерикальной традиции, данный принцип является основой конституционного строя. Например, в Конституции Греции в явном противоречии с принципом светскости устанавливается, что «господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой». Или, согласно п. 4 ч. I Конституции Дании, евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства. Указанное вероисповедание признается государственной религией и в Норвегии (§ 2 раздела «А» Конституции Норвежского Королевства). Это касается и ряда других европейских государств [4].
В Конституции России в 1993 г. впервые был закреплен принцип светскости как основа не только государственного строя, но и как важнейшее требование духовной сферы общественных отношений: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). Таким образом, традиционно принцип светского государства во взаимоотношениях между государством и церковью постепенно (эволюцион-но) находит свое выражение в конституци-
ях многих стран как гарантия невмешательства церкви и государства в деятельность друг друга.
В юридической науке под светским государством одни понимают отделение государства от церкви, разграничение сфер деятельности, когда за церковью остается лишь функция нравственного, духовного, религиозного воспитания граждан [7, с. 183]; другие - государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов [6, с. 744].
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать какую-либо религию, но не должны предоставлять привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на государственную политику и принимаемые решения. Третьи считают, что отождествление светского характера государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, с его атеистической или антирелигиозной направленностью, неверно как с точки зрения конституционно-правовой науки, так и с точки зрения анализа реального смыслового содержания слова «светский» (И.В. Понкин).
В основном эту категорию понимают в узком смысле - как отделение государства от церкви двух различных по своей природе социальных институтов (институциональный элемент). При этом следует иметь в виду независимость и суверенность государства и его интересов от религиозных в соответствующих сферах их компетенции, принципиальное различие сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения). По сути, речь идет об отделении государственной власти (у государства своя структура органов реализации власти и управления) от органов церковного управления (Синод, епархии, приходы и т.д.).
В то же время рассматривается и функциональный аспект светского государства, т.е. самостоятельность и независимость государства от церкви в тех или
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2016
иных сферах деятельности. Следовательно, категория «светское государство» в основном используется для обозначения такой формы организации государственной власти, при которой государство политически независимо от церкви и функционально, и институционально. Но еще реже говорят о третьем элементе данной политико-правовой конструкции — мировоззренческом (идеологическом). Этот элемент подразумевает то важное обстоятельство, что государство в своей политике основывается и руководствуется объективно-научным миропониманием, а церковь - религиозным. И еще реже говорится о трехэлементном содержании данной теоретической конструкции: институциональном, функциональном и мировоззренческом. В последнее время все более злободневным становится именно мировоззренческий аспект светскости государства, что проявляется в духовно-нравственной, а по сути мировоззренческой отрешенности общества, определяющей государственно-правовую жизнь.
В фундаментальном плане в основе принципа светскости лежит иделогема «правового государства» с естественными и неотчуждаемыми правами личности, которая является своеобразным антропоцентризмом с элементами индивидуального правового прагматизма (либерализма). Причем расцвет данной теории связан с возникновением христианства как религиозной идеологии богочеловека, с его центральным положением в мироустройстве. Естественно-правовая идеология отчасти способствовала трансформации мироощущения человека и, вследствие этого, закреплению креационистских (антиэволюционных) и идеалистических взглядов на социально-правовую жизнь, а в итоге - революционных общественно-политических скачков и преобразований.
Однако по мере развития общества, науки, техники и промышленности, увеличения знаний и опыта представления человечества о мире значительно расширились. Пантеистическое отождествление богочеловека (Христа) с Вседержителем как высшим организующим началом бытия обернулось мировоззренческим шоком, особен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
но для европейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной и безграничной Вселенной, подчиненной объективному Вселенскому Космическому Разуму и Высшим Законам [3]. И потому несовершенство и несоответствие христианской, то есть либеральной естественно-правовой теории, и шок, созданный новыми научными фактами, открытиями и знаниями, способствовали появлению идеи высшей ценности человека с его неотчуждаемыми правами и свободами, а также идей революции и резких преобразований как прыжка из царства принуждения (детерминизма) и неразумия в царство разума и свободы (волюнтаризма). Такое откровение для сегодняшнего непросвещенного религиозного человека становится непреодолимым препятствием в совершенствовании его представлений о мире, обществе и государстве.
По сути, оказалось, что сегодняшние право и государство до сих пор еще не «очистились» от религиозности, что обусловлено прошлыми - инертностью и догматичностью общественного и юридического сознания. В результате это обстоятельство подспудно способствует явной, а где-то скрытой сакрализации господствующего правопонимания и государственно-правового устройства. Потому-то все чаще в российском обществе проявляются акты десекуляризации правовой жизни: на государственном и гражданском телевидении читаются проповеди, идут различные религиозные передачи. Законодательство становится все более религиозным, закрепляя религиозные праздники (трудовое право) и индульгенции (уголовное право), освобождаются от воинской повинности священники (конституционное право). В армии и пенитенциарных учреждениях появились священники со своими приходами и церквушками, на различных официальных мероприятиях освящаются здания, машины и корабли с подводными лодками, из государственного бюджета тратятся огромные средства на церковные прихоти, а высшая религиозная рать охраняется Федеральной службой охраны. Осталось еще окропить святой водой самолеты, летающие через государства и
участвующие в международных авиасалонах, и космические аппараты, стартующие с космодрома Байконур, для освоения космических просторов Вселенной.
К сожалению, поползновения на светскость общества проявились в недавних событиях в Европе - ряде западных стран -Франции, Швейцарии, Германии, Италии и Испании, где католическая церковь попыталась активизировать в общественном сознании свою социальную, историческую и политическую значимость. В частности, в процессе разработки и принятия объединенной европейской конституции Папа Римский (Пий XVI) предложил закрепить в Преамбуле данного правового акта положение не только об исторической роли в объединении европейских государств именно католической церкви, но и даже дать определение бога с позиции религиозного миропонимания. Светская общественность Европы раскололась на два полюса - противников и сторонников этого решения.
Между тем эволюция общества и государства продолжается. Современное научное, правовое и общественное сознание в настоящий момент стоит на пороге нового фундаментального миропонимания. Прорыв в генетике, физике, медицине, биологии, психологии, истории, археологии, космических исследованиях и электронике -яркое тому подтверждение. На фоне этих открытий не случайна будет выработка новой парадигмы бытия, которая должна суммировать и обобщить эти достижения в целостную мировоззренческую картину.
Эволюция государственно-правового сознания, нормативного регулирования и самого мировоззрения беспредельна. Смена мировоззрения, типов и форм общественной жизни привела к появлению новых форм социального регулирования и уходу с арены старых, нежизнеспособных. Можно сказать, что все старое, в силу своего несовершенства и ущербности, неизбежно и закономерно проигрывает новому, что сопровождается окончательной сменой господствующей общественной идеологии и мировоззрения. Это развитие форм общественного сознания, собственно как и эволюция общества, происходило и происходит от простого к сложному [2, 3].
Соответственно в настоящий период мы являемся свидетелями интересных эволюционных тенденций государственно-правового развития. По опыту истории языческие общества, основанные на традициях и обычаях, включая магическое влияние на реальность, закономерно приходят к упадку и проигрывают теократическим (религиозным) обществам, а затем светские (рационалистические) общества выигрывают у них соревнование на жизнеспособность. Именно светские государства показывают свое превосходство как в интеллектуально-научном и духовно-нравственном (культурном) развитии, так и в качестве и уровне жизни, объеме свободы и возможностях самореализации личности. Практически по всем направлениям, во всем лидерами эволюции становятся общества, которые являются или хотя бы стремятся быть светскими. Вспомните судьбы языческих и религиозных обществ прошлого, да и сегодняшнего времени. Что от одних осталось, а с нынешними происходит?
Не случайно многие государства, преодолев теократический (тоталитарный по своей сущности) период государственности, закрепляют в своих конституциях принцип светскости, что является надежным механизмом от появления у власти апологетов религиозного или псевдонаучного мировоззрения (атеизм представляет собой начальную ступеньку объективного научного миропонимания). Но не все так просто.
Чем же характеризуется светскость как принцип современного конституционализма?
Прежде всего тем, что оно использует глубокие и подтверждаемые реальностью научные знания для понимания окружающего мира, природы и эволюции общества. Объективное (научное) мировоззрение представляет собой не просто обобщенный взгляд на мир, место в нем человека и общества, отношение человека к миру, его ценностные ориентации, убеждения и идеалы, а четкие конкретные знания закономерностей бытия, общества и общественного сознания. Это та необходимая духовная основа формирования социальной ре-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
альности, с помощью которой можно обустроить все сферы жизнедеятельности общества. Именно через мировоззрение те или иные философские идеи превращаются в определенный тип деятельности общества и государства, становясь направляющей силой и характером жизни общества. Потому мировоззренческий фактор, с его влиянием на современные правовые и социальные процессы, является главным фактором жизнеспособности общества, так как стремление к истине как адекватному пониманию реальности обусловлено единственной и фундаментальной первопричиной - потребностью выживания и приспособления к условиям окружающей среды. Этому мировоззрению свойственны: логичность, доказательность, объективность, системность. Но самое главное - это подтверждаемость (верифицируемость) самой жизнью, т.е. реальностью.
Религиозное же миропонимание основано на ортодоксальных схоластических догмах, не отражающих реальность во всей ее сложности и взаимосвязях. Оно оторвано от реальной активной созидательной общественной жизни, глубоко чуждо современной просвещенной личности, стремящейся познавать окружающий мир, совершенствуя себя и общество. Более того, оно способствует невежеству, активизируя прошлые мировоззренческие стереотипы и заблуждения. Религиозное миропонимание консервирует чувственно-эмоциональное состояние человека, лишая его связи с изменяющейся объективной действительностью, вызывает в общественном сознании мистицизм, привязывая к тому или иному религиозному учению с надуманной ритуальностью и обрядностью. Тем самым происходит манипулирование затуманенным сознанием и действиями людей, извлекая из этого соответствующую коммерческую, социальную или политическую выгоду.
В светском государстве церковь законодательно отстраняется от участия в управлении государством, не влияя на принятие политических решений, и ее представители не имеют права принимать участие в политической и общественной жизни. В то же время государство обеспечивает свобо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
ду совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право вести антирелигиозную пропаганду, распространяя объективное научное мировоззрение. Религиозная власть и миропонимание простирается только на тех граждан, которые разделяют эти взгляды, да и то только на собственной территории, т.е. внутри, в пределах их культовых помещений. Вне этих помещений вся их власть и влияние должны заканчиваться и контролироваться органами правопорядка и юстиции.
В то же время светское государство основано на четком объективно-научном мировоззрении и соответствующей светской идеологии (светская конституция), к власти допускается просвещенный, культурный и образованный нравственный светский лидер национального большинства или, еще лучше, светская элита - носители национального общественного разума, светской духовности, проповедующие элементы светской нравственности и научного миропонимания. В противном случае на практике это ведет к образованию полусветских, полуцерковных или клерикальных государств, в которых, как правило, отсутствует какая-либо внятная государственная идеология, существует половинчатое, нечеткое, двусмысленное законодательство, основанное на философском невежестве и лукавстве правящей власти. Потому мы сегодня видим не только грубейшее нарушение светского начала в большинстве современных государств, провозглашающих себя светскими, но и то, что, по сути, они остаются клерикальными, так до конца не «очистившись» от теократических догм в отношении объективного мира и политико-правовой жизни об-щества1.
1 Клерикальный (от лат. с1епсаН8 - церковный) - форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и важнейшие сферы жизни общества. Институты государственной религии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Греции, России до 1917 г.
Все это является извращениями светского характера светских государств и должно находить правильную правовую и этическую оценку у интеллектуальной части общества, у законодателей страны и категорически запрещаться юридическим регулированием. В любом случае полусветские государства наиболее уязвимы для межконфессиональных и, следовательно, для межнациональных конфликтов, для процветания диаспорности, невежества и лицемерия в виде двойных стандартов, подвержены коррупции и криминалу, воровству и мошенничеству.
Не случайно и то, что принцип светскости синхронно закрепляется в конституциях этих государств вместе с правовым началом такого государства (принципом формального правового равенства), становясь основой государственного строя. Существует фундаментальная взаимосвязь между принципом правового государства и принципом светскости. Только светское государство может быть правовым, и наоборот, только подлинно правовое государство может быть светским.
Свобода предполагает возможность не только выбирать мировоззрение, соответствующее взглядам и устремлениям, но и критиковать ошибочность иных взглядов, что необходимо для совершенствования общества и государства. Именно в светском государстве возможно просвещение общества в отношении объективного устройства мира и общества, не опасаясь за собственную жизнь, благодаря праву на свободу совести и выбора любого мировоззрения. В теократическом обществе это делать невозможно. Однако правовая защита светских представлений о мире - сложный процесс. Государство должно выступать гарантом духовных прав личности и гражданского общества. Участие в светской духовной жизни общества - одно из основных естественных прав личности и потому гарантируется в правовом государстве. При этом государство должно закреплять и гарантировать духовные права и свободы, которые не противоречат объективно-научной картине мира, т.е. светскости.
Конституция по своей природе утверждает не только государственное и обще-
ственное устройство, правовой статус личности, с его неотчуждаемыми естественными правами, но и определенные мировоззренческие, идеологические ориентиры для общества, личности и государства. Потому-то такое государство, где право закрепляет мировоззренческие и идеологические цели бытия человека на основе объективной научной картины мира, становится и называется светским. Право в таком государстве формирует исключительно светские представления о мире, обществе и человеке. Светскость как идеология - явление, представляющее собой такой взгляд, который отражает научные представления о бытии и обществе. По сути, светскость - это синоним научности, оно сродни просвещенному, очищенному от пелены иллюзий и догматичности взгляду на социально-правовую жизнь общества.
В эволюционной перспективе с помощью права, основанного на объективном миропонимании, можно будет преодолеть и изжить старые и неадекватные реальности мировоззренческие установки в общественном сознании. В то же время в светском государстве приветствуется дальнейшая постепенная секуляризация посредством все более широкого распространения через государственную систему просвещения официальной светской идеологии, как и манер, норм и правил светского поведения в обществе, не имеющих специфических обрядов и ритуалов и построенных на объективно-научном миропонимании, принципах разумности, объективной логике и здравом смысле. Тем самым обеспечивается переход общества на новую ступеньку эволюции, свободы и развития.
В связи с этим, как нам представляется, закономерный и, к сожалению, ошибочный вывод сделал авторитетный американский правовед Г.Дж. Берман: «право» будет «работать» тогда, когда в него люди станут сакрально, свято верить так, как это происходит в религии, основанной на вере в Бога (право еще до конца «не очистилось» от религиозных стереотипов сакрализации всех установок, исходящих от государства, что, как показала история, является опасным) [1].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
Спрашивается, а разве «государство» и «право» нуждаются в сакральной вере? Разве современное право требует поклонения, безропотного соблюдения и клятвенных жертв?
Право как раз и отличается от религии тем, что должно опираться на объективные закономерности реальности. Чем лучше познаны эти тенденции, тем более жизнеспособным является право и тем лучше оно регулирует общественные процессы. Похоже, правовед несколько увлекся историей и ошибся в выводах на три или четыре века или совершил злостную ошибку, обманывая все человечество. По сути, оказалось, что религиозные стереотипы сакрализации права и поклонения государству до сих пор активны в умах не только простых граждан, но даже ученых, которые должны, наоборот, искать логические и объективные основания и доказательства необходимости права и государства. Стереотип «патернализма», или так называемой ведомости, еще жив. И такой вывод вовсе не случаен, а даже закономерен, если присмотреться внимательнее к сегодняшней действительности. Этому отчасти способствовала концепция правового государства с ее доктриной естественных и неотчуждаемых прав человека.
Возникает вопрос: случайны ли все эти процессы и как они связаны с активизацией проблем светскости во многих странах? Почему государства все больше начинают принимать законодательство о светскости, формируя новую отрасль права - «духовное право» [9]?
Юридической науке еще предстоит дать ответ на данные вопросы. Однако, как нам представляется, основной смысл такого положения как раз и заключается в том, что принцип светскости вступает в скрытое логическое противоречие с идей правового государства, понимаемого традиционно, без коррекции соответствующих представлений. Необходимость принципа светскости (светского государства), отражающего объективную целесообразность научных представлений, обусловлена потребностью разрушения традиционных, как правило, религиозных взглядов и стереотипов, устоявшихся в господствующем
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016
правовом сознании. Особенно это важно учитывать в практике государственно-правового строительства [10, с. 17].
Не случайно XXI в. именно безопасность общества побуждает государство контролировать духовно-нравственную жизнь общества. Поэтому духовная сфера жизнедеятельности общества закономерно подпадает под правовое регулирование, что требует изменения привычных, устоявшихся представлений о духовных ценностях и светских началах общества. Некоторые авторы даже предлагают принять законы «О светскости», «О духовности» и «О духовных основах общества» [8].
Таким образом, утверждение принципа светского государства в общественно-правовой и политической жизни представляется остро необходимым, что обусловливает понимать его как универсальную идеологию современного просвещенного гражданского общества, основанную на объективно-научном миропонимании, характеризующемся доказательностью, четкостью, объективной логичностью, разумностью и истинностью, т.е. реальностью.
Список литературы:
[1] Берман Дж.Г. Вера и закон: примирение религии и права. М., 1999.
[2] Вестник В. В чем польза болезни? М., 2011.
[3] Вестник В. Правда обманутому человечеству. М., 2012.
[4] Конституции зарубежных стран: Сборник / Сост. В.Н. Дубровин. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2008.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
[6] Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М., 2010.
[7] Светское государство. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М.
[8] Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.
[9] Федорченко А.А. Духовное право: приближение к тенденциям объективной реальности // Четвертые Всероссийские Державин-ские чтения (Москва, 3-4 декабря 2008 г): Сб. ст.: в 7 кн. Кн.1 Проблемы теории и истории государства и права / Отв. ред. М.М. Рассолов. ГОУ ВПО РПА Минюста России. М.: РПА Минюста России, 2009.
[10] Федорченко А.А., Савченко В.В. 20-летие Конституции Российской Федерации: догматичность или же оправданный прагматизм? // Ученые труды РААН. 2013. № 4.
Spisok literatury:
[1] Berman Dzh.G. Vera i zakon: primirenie religii i prava. M., 1999.
[2] Vestnik V. V chem pol'za bolezni? M., 2011.
[3] Vestnik V. Pravda obmanutomu chelo-vechestvu. M., 2012.
[4] Konstitucii zarubezhny'x stran: Sbornik / Sost. V.N. Dubrovin. M.: Izdatel'stvo «Yurlit-inform», 2008.
[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993; s uchetom popravok, vnesenny'x
Zakonami o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).
[6] Protasov V.N., Protasova N.V. Lekcii po obshhej teorii prava i teorii gosudarstva. M., 2010.
[7] Svetskoe gosudarstvo. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. prof. M.M. Rassolova. M.
[8] Ter-Akopov A.A. Bezopasnost' cheloveka (teoreticheskie osnovy' social'no-pravovoj koncepcii). M., 1998.
[9] Fedorchenko A.A. Duxovnoe pravo: priblizhenie k tendenciyam ob»ektivnoj real'nosti / / Chetverty'e Vserossijskie Derzhavinskie chteniya (Moskva, 3-4 dekabrya 2008 g): Sb. st.: v 7 kn. Kn.1 Problemy' teorii i istorii gosudarstva i prava / Otv. red. M.M. Rassolov. GOU VPO RPA Minyusta Rossii. M.: RPA Minyusta Rossii, 2009.
[10] Fedorchenko A.A., Savchenko V.V. 20-letie Konstitucii Rossijskoj Federacii: dogmatichnost' ili zhe opravdanny'j pragmatizm? // Ucheny'e trudy' RAAN. 2013. № 4.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;
^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;
^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016