Научная статья на тему 'Светопись Русского Севера в выставочном пространстве региональной визуальной культуры Поморья начала XX века'

Светопись Русского Севера в выставочном пространстве региональной визуальной культуры Поморья начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
светопись / фотография / визуальная культура / визуальная семиотика / выставка / Русский Север / Архангельское общество изучения Русского Севера / Архангельский краеведческий музей / photogeny / photography / visual culture / visual semiotics / exhibition / Russian North / Arkhangelsk Society of the Russian North Study / Arkhangelsk Museum of Regional Studies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Валентина Сергеевна

В статье излагаются научные результаты исследования роли и места произведений фотографического (светописного) художества в создании целостного геокультурного образа Русского Севера, представленного экспозицией «историко-археологической» выставки 1910 г., которая была инициирована властями Архангельской губернии. Автор приходит к выводу о том, что во второй половине XIX — начале XX в. фотография (светопись) становится наиболее «очевидной» и значимой формой морфологии и семиотики визуальной культуры Русского Севера. Свидетельством высокого семиотического статуса фотографии в оптическом коде культуры Поморья начала XX в. явилась выставка «Русский Север», анализу основных визуальных, вербальных и вещных «текстов» которой и посвящено содержание представленной статьи, основанной на реализации идей и подходов визуальной семиотики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photogeny of The Russian North in Exhibition Space of Pomorye Regional Visual Culture in Early 20th Century

The article sets forth scientific results of the role and place of photographic (photogenic) artistry in creating total look of the Russian North presented by the historical-archaeological exposition of 1910, which was initiated by the Arkhangelsk Governorate authorities. The author arrives at a conclusion that in the second part of XIX – the beginning of XX centuries photography (photogeny) became the most “obvious” and important form of the Russian North visual culture morphology and semiotics. The “Russian Northexhibition provided confirmation of high semiotic status of photography in the optic code of Pomorye in early XX century. The given article is devoted to the analysis of main visual, verbal and real “texts” of this exhibition and based on the visual semiotics ideas and approaches realization.

Текст научной работы на тему «Светопись Русского Севера в выставочном пространстве региональной визуальной культуры Поморья начала XX века»

УДК 008:77(470)

Валентина Сергеевна Кузнецова

аспирант

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия

E-mail: kuznecoffee@gmail.com

СВЕТОПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА В ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОМОРЬЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье излагаются научные результаты исследования роли и места произведений фотографического (светописного) художества в создании целостного геокультурного образа Русского Севера, представленного экспозицией «историко-археологической» выставки 1910 г., которая была инициирована властями Архангельской губернии. Автор приходит к выводу о том, что во второй половине XIX — начале XX в. фотография (светопись) становится наиболее «очевидной» и значимой формой морфологии и семиотики визуальной культуры Русского Севера. Свидетельством высокого семиотического статуса фотографии в оптическом коде культуры Поморья начала XX в. явилась выставка «Русский Север», анализу основных визуальных, вербальных и вещных «текстов» которой и посвящено содержание представленной статьи, основанной на реализации идей и подходов визуальной семиотики.

Ключевые слова: светопись, фотография, визуальная культура, визуальная семиотика, выставка, Русский Север, Архангельское общество изучения Русского Севера, Архангельский краеведческий музей

Для цитирования: Кузнецова, В. С. Светопись Русского Севера в выставочном пространстве региональной визуальной культуры Поморья начала XX века / В. С. Кузнецова // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 59-67.

Одним из наиболее актуальных теоретических и практических аспектов исследования истории и феноменологии культуры Русского Севера является изучение ее визуального кода или визуальной семиотики как исследовательского поля, «которая предметно формируется научным интересом к визуальным способам коммуникации, осуществленным в различных «оптически» организованных формах культурной деятельности» [1, с. 10]. В визуальной семиотике культуры Русского Севера второй половины XIX — первой четверти XX вв. особо значимое место наряду с традиционной иконописью и живописью начинает занимать светопись или фотографическое художество.

В статье излагаются научные результаты источниковедческого анализа визуальных, вербальных и предметных «вещных» текстов — экспонатов «историко-археологиче-

ской» выставки 1910 г., призванной представить целостный геокультурный образ Русского Севера.

Источниковую базу исследования составили коллекции фотографий из фонда Архангельского краеведческого музея, а также письменные и изобразительные тексты и материалы, связанные с организацией, проведением и обсуждением выставки «Русский Север».

Говоря о методологических аспектах исследования, следует особо отметить труды С. С. Аванесова (например, такие статьи как «Что можно назвать визуальной семиотикой?», «Визуальность и коммуникация», «Визуальная семиотика города») связанные с разработкой предметно-проблемного поля визуальной семиотики. Историографические сюжеты темы исследования представлены в работах Е. Б. Толмачевой («Особенности

59

формирования научного этнографического фотоархива (на примере фотособрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера)»), Н. Е. Мазаловой («Концепция соединения визуального образа и слова в едином выставочном пространстве»). Изучением истории фотографического дела в Архангельской губернии занимались Е. П. Бронникова («Архангельская фотография 1847-1931»), Т. А. Санакина («Учредители архангельского фотографического общества», «Развитие фотографии в Архангельской губернии в XIX — начала XX вв.»).

Новизна полученных научных результатов определяется как слабой степенью изученности истории фотографического дела в Архангельской губернии, так и введением в научный оборот целого комплекса исторических источников и использования новых подходов и методов их интерпретации, восходящих к инструментарию визуальной семиотики.

Исследование образа Русского Севера как целостного памятника отечественной и мировой культуры является одной из ключевых задач современного регионального культурологического дискурса. Обращение к визуальным источникам способствует получению ценной информации о жизни и традициях жителей северного края, а также особенностях их социально-культурного быта и религиозного уклада. Фотография как ключевой ресурс для формирования представлений о региональной культуре представляет собой один из важнейших источников в этом процессе. Фотография, фиксируя моменты и события во времени, отображает дух эпохи и позволяет лучше понять мир наших предков. Она не только служит источником информации о прошлом, но и является сама по себе значимой формой искусства.

Становление фотографического дела в Архангельской губернии начинается в середине XIX века. Уже в 1847 г., спустя 8 лет с открытия фотографии, в Архангельске появились первые фотографы-дагеротиписты [3, с. 10].

Важную роль в развитии фотографического дела играли мастера-фотографы, которые сопровождали губернаторов края в поездках по губернии. В 1909 г. в Архангельске было создано фотографическое общество [12, с. 244].

11 августа 1910 г. в Архангельске открылась выставка «Русский Север», организованная Архангельским обществом изучения Русского Севера (АОИРС), в которой активное участие приняли фотографы Архангельской губернии. В тот же день в «Санкт-Петербургский вестник» была отправлена телеграмма, в которой говорилось, что выставка такого рода первая, что на выставке собрано 223 изображающих природу и жизнь Севера картин художников А. А. Борисова, А. К. Жаба, С. Г. Писа-хова, Н. В. Пинегина, К. П. Рева и др., 623 вида Новой Земли в рисунках самоеда И. К. Вылки, тысячи фотографий, гравюр, рисунков, карт, — то есть широко представлен Русский Север [10, л. 35].

Отчет АОИРС за 1910-1911 гг. зафиксировал, что «вопрос об открытии выставки "Русский Север" был поставлен г. Председателем на обсуждение Правления в середине лета 1910 года» [9, с. 15]. В архиве Архангельской области находится образец письма за номером 4, в котором Правление АОИРС просит фотографов-любителей и профессиональных фотографов Архангельской губернии «не отказать прислать сделанные ими снимки на выставку «Русский Север» [10, л. 4]. Изначально на выставке предполагалось экспонировать только картины, посвященные Северу, а также фотографии и карты. Фотографии должны были представлять «общий интерес» и способствовать «познанию края во всех его отношениях и деталях» [10, л. 4]. В обращении говорилось о «громадном материале», накопленном архангельскими фотографами [10, л. 4].

Накануне открытия выставки газета «Архангельск» писала: «Устраиваемая Архангельским обществом изучения Русского Севера историко-археологическая выставка жизни Северного края уже почти готова: все стены биржевого зала, а также 10 витрин усеяны множеством экспонатов, состоящих из картин, фотографических снимков, карт Арханг. губ. и проч. На особо устроенных полках размещено много чучел зверей и птиц разных пород, встречающихся на нашем Севере. На днях состоится открытие выставки» [4, с. 135].

В архивном деле рядом с письмом за номером 4 находится вырезка из журнала «Си-

60

бирские вопросы». В 1909 г. в этом журнале также появилось сообщение о готовящейся выставке «Фотография в Сибири», которую инициировало Томское общество изучения Сибири (ТОИС) [10, л. 14]. Во многом тексты обращений совпадали, но за некоторыми исключениями. Например, ТОИС не обещало вернуть фотографии после окончания выставки, они оставались в распоряжении Общества. Правление же АОИРС при том, что приветствовало передачу фотографий в распоряжение Общества, не только обещало вернуть фотографии по желанию их авторов, но и оплатить их пересылку. Е. А. Андреева, кандидат исторических наук, сотрудник Томского краеведческого музея, пишет, что «подобная выставка в Сибири устраивалась впервые и ее создатели столкнулись с трудностями, тем более вероятными при большом масштабе задуманного предприятия и недостатке финансовых средств» [2]. На приглашение участвовать в выставке откликнулись лишь немногие фотографы и присланные работы не могли «отразить Сибирь как можно полнее и ярче» [2]. В дальнейшем к организации выставки присоединился местный кружок фотолюбителей и Томское общество любителей художеств (ТОЛХ), и уже под эгидой ТОЛХ «на пасхальной неделе 1911 года» выставка все же была открыта [2].

АОИРС с самого начала, в отличие от ТОИС, организовывало выставку совместно с Архангельским фотографическим обществом и Архангельским обществом любителей изящных искусств. Можно предположить, что значительную часть коллекции фотографий на выставке составляли работы известных Архангельских фотографов: Я. И. Лейцингера, И. Ю. Соберга, А. А. Поплавского, Д. Д. Руднева и других. Участие фотографического общества, несомненно, упрощало работу организаторов выставки и с фотографами-любителями, которые проживали в различных уголках Архангельской губернии.

Огромная роль в организации выставки (и, в дальнейшем, музея общества) принадлежала председателю Правления АОИРС, вице-губернатору Архангельской губернии Александру Федоровичу Шидловскому. Северный художник и писатель-сказочник Степан Писа-

хов в этот период был хорошо знаком Шид-ловскому и состоял с ним в переписке. «Ведь без Вас ровно ничего бы не было» [10, л. 114— 115], — писал он в одном из писем к Шидлов-скому, в нем же художник восхищается в том числе «неутомимостью» Архангельского вице-губернатора [10, л. 114-115]. По переписке вице-губернатора с фотографами (и с художниками) можно отметить искреннюю заинтересованность Шидловского в наиболее полном представлении Русского Севера на выставке. Некоторые фотографы присылали свои работы уже после открытия выставки. Так, учитель Конецгорской второклассной школы Валентин Алексеевич Глазычев, воодушевленный разговором с Шидловским на открытии выставки (в разговоре Шидловский посетовал, что мало фотографий из Шенкурского уезда), посылает несколько своих работ [10, л. 89].

После открытия на выставку стали поступать также различные минералы, предметы быта, орудия ловли поморов и многие другие артефакты, вследствие чего и возникла идея создания городского публичного музея. Выставка пополнялась и экспонатами, собранными самим вице-губернатором в поездках по северному краю. Например, уже после открытия выставки Шидловский отправляется в Кемский уезд. 22 августа 1910 г. в газете «Архангельск» появляется следующая заметка: «Вчера. 21-го августа. На пароходе Соловецкого монастыря прибыл в Архангельск вице-губернатор А. Ф. Шидловский. Отбывший с неделю тому назад в Кемский уезд. А. Ф. Шидловский привез с собою много исторических костюмов Поморско-Кемского района, а также массу фотографических и живописных рисунков, относящихся к жизни этого края» [6, с. 179].

«А при этом Ваши поездки по губернии! Это, знаете, как отливом сильным выносится на берег много всяких диковин. Положительно, музей должен называться Вашим именем», — писал Степан Писахов [10, л. 114-115].

Задавшись целью наиболее полно представить на выставке Русский Север, Правление общества просило прислать фотографии «независимо от их качества, так как здесь на первый план выдвигается не художественная сторона исполнения» [10, л. 4]. Это вдохновило

61

многих фотографов из самых отдаленных мест Архангельской губернии. «Прошу простить мою смелость и принять мои, хотя и не важные снимки», — пишет Александру Федоровичу Шидловскому учитель В. Глазычев и получает в ответ благодарственное письмо с просьбой и в будущем присылать снимки с видами Шенкурского уезда [10, л. 89-91]. Учитель Степан Мильков был огорчен, когда получил приглашение на участие в выставке слишком поздно. Однако несмотря на это он посылает снимки, изображающие «кое-что из нашего отдаленного Печорского края, думаю — авось, что-либо и пригодно будет» [10, л. 26]. «Посылаю <...> 11 снимков, извиняюсь за плохое исполнение их», — пишет К. Миронов из с. Кузомень [10, л. 8].

По переписке талантливого фотографа-любителя, священника Василия Мелетие-ва из Кеми с вице-губернатором можно судить о том, как развивалось фотографическое дело в глубинке Архангельской губернии, а также о том, насколько высока была заинтересованность Шидловского в работах фотографов. В ответном письме на приглашение Мелети-ев пишет, что успел изготовить с негативов 63 отпечатка для выставки, сделал бы и больше, но не осталось ни листочка бумаги, а в Кеми бумагу не достать, из Санкт-Петербурга не получить. [10, л. 49]. Буквально через несколько дней священник получает телеграмму: «Возьмите воинского делопроизводителя Соснина необходимое количество бумаги печатания фотографий, высланной мною через исправника» [10, л. 42]. Но большая часть этой бумаги, судя по дальнейшей переписке, оказалась бракованной. И тогда священнику Мелетиеву посылается ящик с фотографическими принадлежностями [10. л. 69]. Священник пишет Шидловскому, что получил с пароходом тщательно упакованный ящичек с фотографическими принадлежностями. Показателен ответ Мелетиева Шидловскому: «Вы уж очень много прислали: и бумага, и пластинки, и химические продукты. Я <...> согласен воспользоваться присланным Вами, чтобы время от времени присылать организуемому Вами музею материалы. Мысль о музее, по-моему, вполне счастливая. Вам, вероятно, известно,

что финны в Сортавале уже устроили Карельский музей. Нужно собирать материалы для Вашего музея, ибо Карелия часть Русского Севера. Я приложу посильные старания во время путешествий приобретать то, что характеризует быт населения в Кемском и Александровском уездах» [10, л. 79-79 об.].

Александр Федорович Шидловский не скупился на похвалу тем фотографам, чьи работы заслуживали особого внимания. Так, старшему лесному ревизору Давиду Антоновичу Сосницкому из с. Ковда Кемского уезда он пишет: «Позвольте принести Вам глубокую благодарность за присланные для выставки "Русский Север" фотографии. Они превосходны и пользуются большим вниманием посетителей» [10, л. 64]. В конце каждого письма с благодарностью фотографам Шидловский выражал надежду на то, что автор не откажется фотографии отдать в музей Общества.

Ориентируясь на отчет АОИРС, можно отметить, что на выставке было представлено более 1529 фотографий [9, с. 15]. После окончания выставки, действительно, некоторые работы остались в Обществе, но значительная часть была возвращена фотографам по их просьбе [10, л. 23-24, л. 176]. Если коллекция фотографий Томского общества изучения Сибири, собранная по результатам выставки 1911 г., полностью вошла в фонд Томского краеведческого музея [2], то Архангельский краеведческий музей имеет только часть фотографий с выставки. Все фотографии, оставшиеся в распоряжении Общества, посылались также на выставку «Морские экскурсии» в Санкт-Петербург [9, с. 16], которая состоялась вскоре после выставки «Русский Север», а также в 1911 г. на Царскосельскую выставку [9, с. 16].

К сожалению, в документах не сохранилось описание всех присланных на выставку «Русский Север» фотографий. Исключением является письмо С. Милькова с названием своих работ и подробным описанием некоторых. Например, встречаем такое описание: «Снимок № 1 изображает набор домашней утвари и приборов промысла остяков — крещеных Березовского округа, Тобольской губ. Деревянная фигура <...> — божества остяков, куклы в малице, изображ<ения> Николая Чудотворца,

62

Богоматери и др<угих> святых. Внизу снимка люлька и изделие из оленьих рогов — табакерка». На других снимках изображены лодки зырян, идущие для торговли по реке, виды на р. Печора с караванами судов, виды Большезе-мельской тундры, — всего 12 фотографий [10, л. 27-27 об.]. Судя по письму Милькова, на выставку «Русский Север» присылались также работы фотографов, живущих за пределами Архангельской губернии.

По черновику списка фотографий, посланного В. Ф. Држевецкому, который представлял на выставке «Морские экскурсии» АОИРС, можно судить об их содержании, но авторы фотографий указаны лишь некоторые: «Сушка тресковых сетей в стойбище Гаврило-во», «Виды на Л(П)одь реку», «Лошади тащат подводу через <...> реку», «У борта "Ломоносов". Мурман», «Ура-губа», «Становище Гав-рилово», «Маяк на Мурманском берегу», «Низкая вода в становище Гаврилово», «Баренцево море. Вайгач» (Руднев), «Ловля трески с борта парохода», «Рыбаки в Архангельске (Рыбная пристань), «Отъезд экспедиции Русанова от Новой Земли» и другие, всего в списке 34 фотографии [10, л. 117]. Нет точных сведений, является ли данный список окончательным. Возможно, это лишь часть фотографий, посылаемых в Санкт-Петербург.

На одно из писем с просьбой прислать копии с картин и фотографий выставки, Ши-дловский отвечает, что экспонатов огромное количество и предлагает альбомы и открытки, которые поступают в продажу [10, л. 58-59]. Некоторая часть открыток имеется в коллекции Архангельского краеведческого музея.

Выставка «Русский Север» имела успех, причем успех ее значительно превзошел первоначальные ожидания Правления [9, л. 15], и было понятным желание и Шидловского, и фотографов заявить о выставке на страницах центральных журналов. Поэтому Александр Федорович Шидловский откликался на предложения издателей о публикации видов выставки в журналах. Представляет интерес его переписка со С. Г. Писаховым по поводу публикаций фотографий. 15 августа 1910 года к Шидловскому обращается известный издатель из Санкт-Петербурга Николай Николаевич

Ольшанский с просьбой выслать иллюстрации выставки, предлагая содействие в их публикации в санкт-петербургских и московских журналах. В это время Шидловский находится в поездке по Кемскому уезду. Возвратившись, 21 августа 1910 года вице-губернатор немедленно шлет телеграмму с обещанием выслать снимки в скором времени. В дальнейшем он пишет письмо Ольшанскому, в котором сообщает, что «пользуясь случаем поездки в Санкт-Петербург художника С. Г. Писахова, передаст с ним весь необходимый материал» [10, л. 55]. Из писем Писахова Шидловскому можно узнать, что художник не мог долго найти Ольшанского, так как того не было в городе. Наконец, встреча состоялась, и издатель запросил «побольше снимков и общий вид и части выставки и несколько фотографий, рисующих быт и типы Архангельской губернии и виды Новой земли», а еще «г-ну Ольшанскому очень хочется получить Ваш портрет как возродите-ля выставки и Общества изучения Русского Севера» [10, л. 82]. Ольшанский попросил 30-40 снимков, обещая передать их в журналы «Нива». «Родина», «Огонек», «Новое время» и др. и обещал гонорар по 1 рублю со снимка. Но так как журналов предполагалось 7 или 10, Писахов делает вывод, что условия довольно выгодны [10, л. 83]. Степан Григорьевич побывал в редакциях некоторых журналах, назвав эти хождения «мытарствами», и в следующем письме сообщил, что «особенно кисло встретили в «Новом времени» и предложили по 2 руб., но «при условии, что фотографии будут интересны и могут взять две-три, но не де-сять-двадцать». Так что Степан Григорьевич советовал согласиться с предложениями Ольшанского. Шидловский доверил Степану Григорьевичу «по его выбору и вкусу» отобрать из присланных им фотографий с видами выставки и снимками с картин Ильи Вылки лучшие для журналов [10, л. 86]. Писахову были высланы фотографии (с указанием цены): «Виды Севера», «Виды выставки» Соберга, «Репродукции картин Вылки», «Виды выставки», «Виды Севера» Поплавского, «Виды Новой Земли» (в открытках) Быкова, «Мезенские промыслы» Лейцингера, «Снимок с посевом ржи» Соснов-ского и другие [10, л. 87]. Условия печатания

63

фотографий в журналах были обговорены Шидловским с Собергом и Поплавским лично [10, л. 86 об.]. Писахов передал снимки Ольшанскому только в октябре, поэтому издатель сказал, что «новизна выставки уже прошла, а по сему цена падает» и предложил гонорар по 50 коп. за фотографию, «но с каждого издания особо» [10, л. 113]. «Теперь, после прогулки по редакциям я довольно спокойно отнесся к цифре 50 коп., но раньше, наверное, возмутился бы, — пишет художник и признается Шид-ловскому. — Лучше сидеть где-либо у Белого моря или Ледовитого океана вдали от редакций <.. .> и от шумной публики — спокойно писать этюды. Я подумываю вместо Парижа поехать, в декабре или январе, к Белому морю на этюды» [10, л. 113-114]. Вице-губернатор явно благоволил к художнику и ценил его талант. Об этом говорит и то, что на выставке 1910 года «Русский Север» работы художника представлены очень широко (180 полотен и 19 акварелей), больше всех остальных художников [10, л. 157-161].

Из архивных документов следует, что Правление АОИРС посылало непосредственно фотографии в различные журналы [10, л. 80]. Поэтому в настоящее время не установлено, участвовал ли издатель Ольшанский в их публикации. Редакцию журнала «Искры» заинтересовали только снимки Новой Земли [9, с. 4] и репродукции с картин Ильи Вылки [11, с. 3]. К сожалению, информацию о прошедшей выставке журнал не дал, авторы фотографий не указаны. В «Новом времени», в котором, по словам Писахова, его «кисло» [10, л. 86] приняли, опубликованы фотографии А. По-плавского (причем без указания автора) «Отход «Дмитрия Солунского» на Новую Землю», групповая фотография на палубе «Дмитрия Со-лунского» [13, с. 7].

В настоящее время фотографии, оставшиеся после выставки и перешедшие в коллекцию Архангельского краеведческого музея, разрознены и требуют атрибуции. Нужно отметить, что эти снимки, присланные из самых дальних уголков Архангельской губернии на выставку «Русский Север» в 1910 г., представляют огромный интерес, так как к фотографии XIX — начала XX в. мы относимся как к доку-

менту, а в некоторых случаях как к произведениям искусства, и даже та часть тех фотографий, что сохранилась, будет «рисовать» нам во всей своей уникальности «жизнь, природу и прошлое» [10, л. 62] Русского Севера.

В заметке об открытии выставки журналисты «Архангельска» сообщают, что «здесь выставлены тысячи фотографий, знакомящих с видами: городов, посадов, сел, деревень и друг. местечек, а также с природой и жителями Архангельской губернии» [5, с. 143].

Обращает на себя внимание тот факт, что, судя по названиям фотографий, на снимках была широко представлена не парадная, а будничная жизнь края. На фотографиях запечатлены люди, занимающихся каждодневными работами в суровых условиях Севера: охотники, рыбаки, жители тундры. Акцент на суровость северного края в живописных полотнах, представленных на выставке, отмечали журналисты Архангельска: «На полотнах художники изобразили, между прочим, виды: «Дикая и угрюмая природа Новой Земли», «Холодное, с вечными льдами, Карское (в заметке — Красное) море» [5, с. 143]. Судя по названиям фотографий, а также по тем снимкам, которые сохранились в музее, можно сказать, что суровость края, и что очень важно, тяжелый труд людей в суровых условиях отобразили в своих работах и многие фотографы, участвующие в выставке.

Между работами живописцев и фотографов можно провести и некоторые визуальные параллели, в частности, в отношении изображаемого на полотнах и снимках. Например, на фотографии Лейцингера мы видим сюжет с юртой, который почти в той же композиции повторяется на полотне художника Борисова. Можно провести параллели и между преобладающими элементами на фотографиях и живописных полотнах, фотографы и художники соответственно отображают и изображают море, корабли, небо, белые снега, деревянные храмы и т. д. В какой-то степени выставка отобразила визуальное восприятие Русского Севера, выявила особенности северной фотографии.

Выставка «Русский Север» в 1910 г., безусловно, являлась событием в жизни Архангельской губернии. Несмотря на то, что цен-

64

тральная пресса не отметила в полной мере успехи проведенной выставки, жители Архангельска и губернии оценили ее по достоинству. «Благодаря увеличивающейся среди местного общества популярности, выставка за последнее время начинает привлекать к себе довольно значительное число посетителей, которых за время с открытия <.> насчитывается уже свыше 1200 человек, из которых 400 приходится на детей, учащихся и нижних чинов армии и флота. Успеху выставки благоприятствует, между прочим, то обстоятельство, что почти ежедневно она обновляется и обогащается мас-

сой всевозможного материала, поступающего или в качестве пожертвований, или на время ее открытия», — пишет газета «Архангельск» в конце августа [7].

Проведенное исследование и полученные научные результаты позволили определить роль и место произведения фотографического (светописного) художества в создании целостного геокультурного образа («познание края во всех его отношениях и деталях» [10, л. 4]) Русского Севера, запечатленного в выставочном изобразительном пространстве визуальной культуры Северного Края начала XX в.

Список литературы

1. Аванесов, С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? / С. С. Аванесов // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. — 2014. — Вып. 1 (1). — С. 10-22.

2. Андреева, Е. А. Фотографическая коллекция Томского Общества изучения Сибири в собрании Томского областного краеведческого музея / Е. А. Андреева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 45-1. — URL: https:// cyberleninka.ru^article/n^fotograficheskaya-kollektsiya-tomskogo-obschestva-izucheniya-sibiri-v-sobranii-tomskogo-oblastnogo-kraevedcheskogo-muzeya (дата обращения: 25.02.2024).

3. Бронникова, Е. П. Архангельская фотография (1847-1931) / Е. П. Бронникова. — Архангельск : Правда Севера, 2014. — 447 с.

4. К выставке // Архангельск. — 1910. — № 144 (1 июля) — № 219 (30 сент.) // Электронная краеведческая библиотека «Русский Север». — URL: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/ kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (дата обращения: 25.02.2024).

5. К открытию выставки // Архангельск. — 1910. — № 144 (1 июля) — № 219 (30 сент.). — URL: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (дата обращения: 25.02.2024).

6. Местная хроника. Приезд // Архангельск. — 1910. — № 144 (1 июля) — № 219 (30 сент.). — URL: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (дата обращения: 25.02.2024).

7 На выставке Архангельского общества изучения Русского Севера // Архангельск. — 1910. — № 144 (1 июля) — № 219 (30 сент.). — URL: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/ kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (дата обращения: 25.02.2024).

8. Новая Земля // Искры. — 1910. — № 37. — Сент. — 7 с.

9. Отчет Архангельского Общества Изучения Русского Севера за 1910-1911 года // Электронная краеведческая библиотека «Русский Север». — URL: https://webirbis.aonb.ru/ irbisdoc/kr/2013/aoirs/1912/08pz018_otchet.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

10. Отчет постоянной комиссии по изданию открыток «Русский Север» 1916-1917 // ГААО. — Ф. 83. — Оп. 1. — Д. 17.

11. Самоед Тыко Вылка у себя на родине // Искры. — 1910. — № 44. — Нояб. — 7 с.

12. Санакина, Т. А. Учредители Архангельского фотографического общества / Т. А. Сана-кина // Северные родословия. — Вып. 2. — Архангельск, 2008. — С. 244-254.

13. Экспедиция на Новую Землю перед отъездом из Архангельска // Новое время. — 1910. — 2-го (15-го) октября. — № 12413. — 16 с.

Получено 28.04.2024

65

Valentina S. Kuznetsova

Post-graduate student

Lomonosov North (Arctic) Federal

University, Arkhangelsk, Russia

E-mail: kuznecoffee@gmail.com

Photogeny of The Russian North in Exhibition Space of Pomorye Regional Visual Culture in Early 20th Century

The article sets forth scientific results of the role and place of photographic (photogenic) artistry in creating total look of the Russian North presented by the historical-archaeological exposition of 1910, which was initiated by the Arkhangelsk Governorate authorities. The author arrives at a conclusion that in the second part of XIX - the beginning of XX centuries photography (photogeny) became the most "obvious" and important form of the Russian North visual culture morphology and semiotics. The "Russian North" exhibition provided confirmation of high semiotic status of photography in the optic code of Pomorye in early XX century. The given article is devoted to the analysis of main visual, verbal and real "texts" of this exhibition and based on the visual semiotics ideas and approaches realization.

Keywords: photogeny, photography, visual culture, visual semiotics, exhibition, Russian North, Arkhangelsk Society of the Russian North Study, Arkhangelsk Museum of Regional Studies

For citing: Kuznetsova V. S. 2024. Photogeny of The Russian North in Exhibition Space of Pomorye Regional Visual Culture in Early 20th Century. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 59-67. (In Russ.).

References

1. Avanesov S. S. 2014. What can be called visual semiotics? PRAKSEMA. Problemy vizual'noi semiotiki [PRAXEMA. Problems of visual semiotics]. Vol. (11): 10-22. (In Russ.).

2. Andreeva E. A. 2018. Photographic collection of the Tomsk Society for the Study of Siberia in the collection of the Tomsk Regional Museum of Local Lore. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. No 45-1. Available from: https://cyberleninka.ru/article/nZfotograficheskaya-kollektsiya-tomsko-go-obschestva-izucheniya-sibiri-v-sobranii-tomskogo-oblastnogo-kraevedcheskogo-muzeya (accessed: 25.02.2024). (In Russ.).

3. Bronnikova E. P. 2014. Arkhangelsk photography (1847-1931). Arkhangelsk: Pravda Severa. 447 p. (In Russ.).

4. For the exhibition. 1910. Arkhangel'sk. No 144 (July 1) - No 219 (Sept. 30). Electronic local history library Russian North Available from: https:/^webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/10pg058.3/203/#-zoom=z (accessed: 25.02.2024). (In Russ.).

5. To the opening of the exhibition. 1910. Arkhangelsk. No 144 (July 1) - No. 219 (Sept. 30). Available from: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (accessed: 25.02.2024). (In Russ.).

6. Local news. Arrival. 1910. Arkhangelsk. No 144 (July 1) - No 219 (Sept. 30). Available from: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/10pg058.3/203/#zoom=z (accessed: 02/25/2024). (In Russ.).

7. At the exhibition of the Arkhangelsk Society for the Study of the Russian North. 1910. Arkhangelsk. No 144 (July 1) - No 219 (Sept. 30). Available from: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/ kr/2016/10pg058.3/203 /#zoom=z (accessed: 25.02.2024) (In Russ.).

8. Novaya Zemlya. 1910. Iskry [Sparks]. No. 37: 7 p. (In Russ.).

66

9. Report of the Arkhangelsk Society for the Study of the Russian North for 1910-1911. Elektronnaya kraevedcheskaya biblioteka "Russkii Sever" [Electronic local history library "Russian North"]. Available from: https://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2013/aoirs/1912/08pz018_otchet.pdf (accessed: 25.02.2024). (In Russ.).

10. Report of the standing commission on the publication of postcards Russian North 1916-1917. GAAO [SAAO]. F. 83, inv. 1, case 17. (In Russ.).

11. Samoyed Tyko Vylka in his homeland. 1910. Iskry [Sparks]. No 44: 7 p. (In Russ.).

12. Sanakina T. A. 2008. Founders of the Arkhangelsk Photographic Society. Severnye rodosloviya [Northern Genealogies]. Iss. 2. Arkhangel'sk. Pp. 244-254.

13. Expedition to Novaya Zemlya before leaving Arkhangelsk. 1910. Novoe vremya [New time]. No 12413: 16 p. (In Russ.).

Received 28.04.2024

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.