Научная статья на тему 'Светодизайн Ржевского мемориала'

Светодизайн Ржевского мемориала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мемориал / светодизайн / освещение / память / война / скульптура / memorial / light design / lighting / memory / war / sculpture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Завгородская Татьяна Николаевна

Мемориальная архитектура – один из важнейших ресурсов самоидентификации государства и общества. Ее вечерний образ не менее важен, чем дневной. В статье рассмотрено искусственное освещение Ржевского мемориала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lighting design of the Rzhev Memorial

Memorial architecture is one of the most important resources of self–identification of the state and society. Her evening image is no less important than the daytime one. The article considers the artificial lighting of the Rzhev Memorial.

Текст научной работы на тему «Светодизайн Ржевского мемориала»

ства, подчеркнуть особенности среды, создавая световые акценты на фасадах ближайших зданий или представляя собой ландшафтное освещение. Также к ним относится световая информация, как рекламная, так и навигационная [2]. Комбинирование различных видов установок освещения позволит существенно разнообразить внешний облик пространства, обозначить различные зоны и упростить навигацию.

Таким образом, при проектировании вечернего освещения можно пользоваться базовыми критериями комфортности среды, так как в темное время суток их определяет именно световое решение [4]. Искусственное освещение обладает большим потенциалом, так как имеет важную практическую функцию, позволяя безопасно находиться и ориентироваться в пространстве, упрощает навигацию, а также позволяет вносить визуальное разнообразие, менять облик и эмоциональ-

ный характер вечерней среды, что может быть использовано также и в жилых дворах селитебной застройки в вечернее время.

Список цитируемой литературы:

1. Бутыревская, И. Н. Принципы формирования светопро-странств урбанизированных комплексов : коллективная монография / И. Н. Бутыревская, С. В. Норенков, Л. Н. Орлова. -Нижний Новгород : ННГАСУ 2013.

2. Матовников, Г. С. Принципы проектирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы) : специальность 05.23.20 : дис. ... кандидата архитектуры / Матовников Григорий Сергеевич ; Московский архитектурный институт. -Москва, 2017.

3. Фомина, Э. В. Вопросы типологии жилых дворовых пространств современного города / Э. В. Фомина, Н. И. Барсукова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №5 (180). - С. 115-120.

4. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города: Учеб. пособие / Н. И. Щепетков. — Москва : Архитектура-С, 2006.

Т. Н. Завгородская 10.24412/cl-35672-2022-1-0073

T. N. Zavgorodskaia

Светодизайн Ржевского мемориала Lighting design of the Rzhev Memorial

Ключевые слова: мемориал, светодизайн, освещение, память, война, скульптура. Keywords: memorial, light design, lighting, memory, war, sculpture.

Аннотация: Мемориальная архитектура - один из важнейших ресурсов самоидентификации государства и общества. Ее вечерний образ не менее важен, чем дневной. В статье рассмотрено искусственное освещение Ржевского мемориала.

Abstract: Memorial architecture is one of the most important resources of self-identification of the state and society. Her evening image is no less important than the daytime one. The article considers the artificial lighting of the Rzhev Memorial.

Мемориальная архитектура посвящается важнейшим историческим событиям того или иного государства. На ее создание всегда выделялись немалые средства (вспомним строительство Мамаева Кургана в разрушенном Сталинграде). Мемориальные объекты, наполненные глубоким смыслом, занимают особое место в иерархии архитектурно-пространственных форм. Они всегда выразительны, несмотря на масштабы и значение. Однако воспринимать их невозможно без света, как дневного - естественного, так и вечернего - искусственного. К сожалению, этот фактор часто игнорируется. Светодизайн памятных объектов - область малоизученная, несмотря на активное их строительство. В нынешнее время тема памяти прошлого особенно актуальна. Не все мемориальные комплексы освещены, и уж тем более, часто нет художественного подхода к созданию их вечернего образа. Чаще всего свето-планировочные задачи сводятся к утилитарному освещению. А жаль, так как театральная сценография архитектуры, созданная при помощи искусственного освещения, способна передать весь драматизм исто-

рических событий, даже больше, чем в дневное время, благодаря контрасту с тьмой.

Память о страшной войне - Великой Отечественной - жива как никогда, поэтому последние годы ведется строительство новых мемориальных объектов. Один из самых знаковых - Ржевский мемориал.

В Великую Отечественную войну под Ржевом проходили кровопролитные бои и человеческие потери были масштабны. По подсчетам историков, за год сражения погибло около 430 тыс. советских солдат. Исследователи считают, что победа под Ржевом стала переломным моментом для всех фронтов Красной Армии. Идея создания мемориального комплекса возникла у ветеранов Великой Отечественной войны, а инициатива была поддержана Российским военно-историческим обществом и принята Министерством культуры РФ, Союзным государством Беларусь, Правительством Тверской области и Музеем Победы. Летом 2017 года решение о строительстве мемориала было принято на правительственном уровне и объявлен творческий конкурс, в котором участвовали 32 проекта. В мае 2018 года объяви-

Практика

291

ли проект-победитель. Его авторами стали скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. Работы велись под руководством Андрея Кончаловского. Этот творческий коллектив уже имеет не одну успешную совместную работу.

Мемориал построен на открытой болотистой местности, рядом с трассой М-9 «Москва-Рига», в 8 км от центра Ржева. На месте возведения будущего объекта саперами произведено разминирование оставшихся после войны снарядов, а их было немало. Параллельно велся поиск останков солдат для дальнейшего перезахоронения. На болотистом месте строительства с целью укрепления грунта было смонтировано более 1000 свай, залит ростверк и насыпан 8-гранный курган высотой 10 метров. А уже в октябре 2019 года установлен 30-тонный металлический каркас, изготовленный в цехах Белэнергомаша и предназначенный для монтажа памятника.

Доминантой комплекса стала бронзовая 25-метровая скульптура Советского солдата, расположенная наверху кургана. Размер памятника определялся непосредственно на месте его возведения, где архитектор проекта поднимал макет на разную высоту, чтобы посмотреть, как он будет смотреться со всех сторон. И, безусловно, в этом был смысл, так как скульптура имеет круговой обзор. Отливали ее по частям из специальной бронзы в литейной мастерской известного скульптора Александра Рукавишникова.

Рис. 2.

В музейно-мемориальном комплексе было спроектировано и реализовано архитектурно-художественное освещение. В нем приняли участие компании «Свето-проект» и L1 Group. Первоначальный вариант освещения долго дорабатывали. Световой генплан мемориального комплекса решал как светопланировочную, так и светопространственную задачи (рис. 1). Светом акцентированы кульминационные зоны с главной доминантой мемориала, а также освещены соподчиненные ей зоны - входные, транзитные, административные и хозяйственные. В целом, проведена большая и качественная работа по освещению всей территории комплекса.

Так как главной достопримечательностью Ржевского музейно-мемориального комплекса является скульптура солдата (рис. 2), ее освещению уделено особое внимание. Авторам проекта удалось создать впечатление выразительности памятника, усиливающееся по мере приближения к нему. Идея передать драматизм скульптурно-пространственной композиции искусственным освещением отчетливо показывает, как при помощи света можно вызвать эмоциональную реакцию зрителя, предварительно рассчитав ее по задуманному сценарию. Внимание посетителей направлено на главные объекты, оно не рассеивается, а при помощи «правильного» света только усиливается.

Освещение доминантной скульптуры солдата осуществлено при помощи мощных узколучевых светодиодных прожекторов GRIVEN POWERSHINE MK2 в исполнении DYNAMIC WHITE мощностью 576 Вт, скомпонованных в прожекторные батареи и размещенные в четырех точках на антивандальных конструкциях за обходной аллеей кургана. У подножия кургана, на котором расположена скульптура, размещена красно-гранитная памятная плита с венком (рис. 3). Освещение в виде красной линии проходит вдоль памятной плиты и «завершает» линию излома мемориальных стен. Если стать спиной к мемориальной плите, то прожекторы с обходной аллеи слепят глаза. Вероятно, нужно было предусмотреть возможность защитных экранов на уровне глаз человека или возможность закрыть их растениями. Это не помешало бы освещению скульптуры, так как свет прожекторов направлен вверх, но исключило бы слепящий эффект.

Светодиодная матрица прожекторов сформирована из белых диодов теплого и холодного оттенков свечения, что позволяет варьировать цветовую температуру результирующего потока в диапазоне от 2700 до 6500K с возможностью диммирования. Прожекторы GRIVEN POWERSHINE MK2 DW обеспечивают яркость на поверхностях монумента до 30 кд/м2 и позволяют создать предусмотренную динамику нарастания света по высоте снизу вверх. За счет возможности регулировки цветовой температуры белого света дополнительно проработаны ключевые элементы скульптуры солдата -в районе груди и лица воина добавлен теплый свет, при общем доминирующем более холодном оттенке света для остальной фигуры.

У основания скульптуры, там, где находится зона журавлей, установлены светодиодные грунтовые про-

жекторы встраиваемого типа, для усиления эффекта воздушности и невесомости основания. Этот прием хорошо реализован авторами проекта. Прожекторы оснащены встроенным ИК приемником, позволяющим настроить интенсивность свечения теплых и холодных белых диодов, тем самым обеспечив требуемую цветовую температуру потока в случае отсутствия БЫХ сигнала или линии управления в целом.

По пути следования к кургану с двух сторон установлены мемориальные стены, выполненные из корте-новской стали. На листы панелей размером 6x2,5 метра методом лазерной резки нанесены фотографии и имена погибших в тех местах. Панели были изготовлены на металлообрабатывающем заводе «Синергия» в Санкт-Петербурге. Освещены они теплым светом от основания и подчеркнуты изломами красных линий, повторяющих контуры стен. В мощение встроены геометрические светодиодные светильники. Площадь перед курганом превращена в световой ковер грунтовых светильников. Эти разметочные осветительные приборы не слепят глаза, как это обычно бывает, и не мешают движению. Без них сложно было бы вечером перемещаться по площади, и понятно, что под снегом они будут еле видны. Видимо, освещение рассчитано с учетом хорошей эксплуатации объекта, что, к чести руководства региона и комплекса, осуществляется на постоянной основе.

Рис. 3.

Автором статьи исследована искусственная световая среда площади перед мемориалом на уровне 1,5 м над землей, в результате чего построена диаграмма све-тораспределения, где характеристики световой среды (распределение света в архитектурном пространстве мемориала) анализировались на основе результатов яр-костных измерений, что позволило объективно оценить световой дизайн музейно-мемориального комплекса. Светотень по-другому, чем днем, презентует лица скульптуры, но оправданно максимум света сосредоточено на лице человека, средняя его яркость в 2-3 раза выше, чем яркость фигуры. Тыльная сторона скульптуры освещена в меньшей степени.

В комплексе спроектировано и реализовано несколько режимов архитектурного и ландшафтного освещения: праздничное, ежевечернее и ночное, что дает возможность менять образ всего мемориального комплекса в темное время суток. Повседневное освещение - основной режим, ночное - приглушенный свет с акцентом на красном, а вот праздничное освещение - яркое и торжественное.

Ржевский мемориал - положительный современный пример реализации светового дизайна. Главная задача решена - создан выразительный световой образ мемориального комплекса в ночное время.

Список цитируемой литературы:

1. БЛ ГРУПП выполнила проект освещения Ржевского мемориала, который открыли Владимир Путин и Александр Лукашенко // БЛ Групп: [сайт]. - Опубликовано 07 июля 2020 г. - URL: https://www.bl-g.ru/about/press_center/5084/ (дата обращения: 03.05.2022)

2. Ржевский мемориал: сайт мемориального комплекса. - URL: https://rzhev.histrf.ru/ (дата обращения: 03.05.2022).

3. Савельева, М. Мы за Родину пали, но она спасла / М. Савельева // История: [сайт]. - Опубликовано 18 октября 2018 г. - URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/my-za-rodinu-pali-no-ona-spasiena-rzhievskaia-bitva-fakty-protiv-domyslov (дата обращения: 03.05.2022).

4. Свод правил СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение. - Москва, 2016 // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/456054197 (дата обращения: 19.04.2022).

5. Щепетков, Н. И. Свет памяти в мемориальных ансамблях / Н. И. Щепетков, Т. Н. Завгородская // Светотехника. - 2019. -№3. - С. 4-10.

6. Щепетков, Н. Светодизайн города и интерьера / Н. Щепетков. - Москва : Редакция журнала «Светотехника», 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.