Научная статья на тему 'Светодизайн жилых дворов'

Светодизайн жилых дворов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вечернее освещение / световой дизайн / свет / жилые дворы / artificial lighting / light design / light / residential courtyards

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Грединар Ирина Николаевна

Для систематичного подхода к качественному проектированию вечернего освещения жилых дворов необходимо понимать особенности эксплуатации и восприятия их пространства. В статье приводится возможная типология, которая призвана упростить задачу создания комфортного и идентичного светопространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lighting design of residential courtyards

For a systematic approach to the design of artificial lighting in residential courtyards, it is necessary to understand the perception of their space. The article presents a typology, which is designed to simplify the task of creating a comfortable and identical light space.

Текст научной работы на тему «Светодизайн жилых дворов»

В 1850-е годы производители кресел-качалок из Нью-Лебанона занялись массовым производством стульев и качалок. Позже, под руководством Роберта Вагана, их индустрия была официально организована и рекламировалась под именем компании Я. М. М^ап & С0. Возглавляемая ремесленниками-шейкерами, она принимала оптовые заказы на стулья и кресла-качалки по почте и в универмагах в больших городах. Кульминацией всеобщего признания достоинств кресел-качалок шейке-ров стала награда, которую они получили, выставляясь на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году. Здесь изделия шейкеров Я. М. М^ап & С0 были удостоены медали и диплома за их «силу, жизнерадостность и скромную красоту».

Эксперимент шейкеров фактически закончился. На данный момент численность шейкеров составляет всего несколько человек. И все же в некотором смысле шейкеры продолжают жить. Они вдохновили многих художников, писателей и ремесленников, а также многих вдумчивых теологов, философов и людей, ищущих достойный образ жизни. Элементы, составляющие стиль шейкеров, - стремление к чистоте, простоте, здоровью, пользе; посыл концентрации, заботы, мира и уважения никогда не должны выходить из моды.

Культура шейкеров бросала вызов почти всем принципам западного общества и пропагандировала новое мышление, иное поведение и альтернативные формы общения. Общинная структура шейкеров предлагала новые способы взаимодействия с людьми. Экономическая система изменила связи между производителями, продуктами и потребителями. В искусстве и архитектуре шейкеры также порвали с традициями. А их многочисленные деревни были физическими воплощениями концепции их общественного порядка.

Список цитируемой литературы:

1. Ермолаев, А. П. Философия граничного существования / А. П. Ермолаев, О. К. Халдеева. - Москва : БуксМАрт, 2020.

2. Biennale Architettura 2021. How will we live together? : Catalogue of the 17th International Architecture Exhibition, 22.06.2021 -21.11.2021 / Hashim Sarkis: Венеция, 2021. - URL: https://www. labiennale.org/en/architecture/2021/how-will-we-play-together (date of access: 18.04.2022).

3. Bowman, J. Shaker style / John S. Bowman. - North Dighton : World Publication Group, 2004.

4. Shea, J. Making Authentic Shaker Furniture: With Measured Drawings of Museum Classics / John G. Shea - New-York: Dover Publications, 2012.

И. Н. Грединар 10.24412/cl-35672-2022-1-0072

I. N. Gredinar

Светодизайн жилых дворов Lighting design of residential courtyards

Ключевые слова: вечернее освещение, световой дизайн, свет, жилые дворы. Keywords: artificial lighting, light design, light, residential courtyards.

Аннотация: Для систематичного подхода к качественному проектированию вечернего освещения жилых дворов необходимо понимать особенности эксплуатации и восприятия их пространства. В статье приводится возможная типология, которая призвана упростить задачу создания комфортного и идентичного светопространства. Abstract: For a systematic approach to the design of artificial lighting in residential courtyards, it is necessary to understand the perception of their space. The article presents a typology, which is designed to simplify the task of creating a comfortable and identical light space.

Основной задачей при организации освещения территорий жилых дворов является создание условий для безопасного пребывания в них пешеходов и средств передвижения в темное время суток, а также обеспечение визуального и психологического комфорта для жителей, пользующихся дворами в вечернее время. Однако в нынешнем состоянии искусственного освещения дворов есть ряд недостатков. Основная проблема состоит не только в том, что оно зачастую понимается как утилитарная инженерная задача, вследствие чего редко используются современные разработки в жанре светового дизайна, но и в том, что даже действующие стандарты по освещению не всегда принимаются во внимание. В результате, качество создаваемой искусственной световой среды все еще относительно низкое.

Следствием такого подхода становится неравномерное освещение, плохая просматриваемость пространства, в том числе из окон квартир, низкий уровень чувства безопасности жителей, отсутствие светового зонирования и художественной выразительности световой среды, являющейся, по существу, экстерьерным продолжением жилых квартир.

Кроме того, у отдельных типов дворовых пространств зачастую есть определенные свойства. Так, например, в историческом центре города сложность благоустройства территорий внутри жилой застройки усугубляется тем, что большинство из них находится вне зоны городских пространств общего пользования, и эта особенность предполагает, что именно двор для жителей этих домов должен выполнять как рекреационную функцию,

Практика

289

так и коммуникативную [3]. Если рассматривать новые микрорайоны и жилые комплексы, следует отметить, что характерная для них значительная высотность и протяженность зданий становятся причиной увеличения площади внутриквартальных пространств по требованиям инсоляции и естественной освещенности жилых помещений. В сочетании с зелеными насаждениями и недостаточным искусственным освещением, эта особенность снижает вечером просматриваемость дворовых территорий из окон. Сейчас искусственное освещение рассчитано в основном на восприятие людей, находящихся непосредственно на улицах ночного города, а интересы жителей, которые наблюдают двор из окон квартир, совсем не учитываются, хотя хорошая просматриваемость двора из окон позволяет усилить чувство безопасности и контроля за поведением детей на дворовых территориях, что особенно важно в случае увеличения высотности жилой застройки.

Так как в настоящее время растет приоритет задачи по благоустройству дворовых территорий, можно видеть различные типологии данного типа пространств, которые различаются в зависимости от поставленной цели. Деление производится как по размеру и по конфигурации, так и по функциональному наполнению. По этой классификации можно выделить два типа жилых дворов, которые по наполнению делятся на монофункциональные и полифункциональные [3].

Среда монофункциональных дворов зачастую не может соответствовать потребностям всех жителей прилегающих домов, так как двор такого типа выполняет лишь одну функцию. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы у жителей в пешеходной доступности находились прогулочные зоны, спортивные площадки, парковочные места, которыми можно беспрепятственно пользоваться. При проектировании освещения важно, чтобы вечерний облик двора был одновременно вписан в городскую среду и обеспечивал хорошую ориентацию в пространстве, зрительный комфорт и доступность при использовании жителями.

Полифункциональные дворы чаще проектируются для удаленной или изолированной от городской инфраструктуры среды и могут отличаться недостаточной доступностью зеленых зон, мест отдыха, вследствие чего двор становится значительно более важен, являясь непосредственным продолжением жилого дома. При этом не менее важно и его вечернее освещение.

Основными элементами такого двора могут являться: игровые площадки с возможностью родительского контроля; комплексное благоустройство, отвечающее эстетическим потребностям жителей; расположение парко-вочных мест за пределами территории двора; большое количество озеленения и уличной мебели. Как правило, в таком дворе облик дневной и вечерний продумыва-ется на стадии проектирования. Это позволяет разнообразить среду методом добавления, например, световых приборов, днем выполняющих роль малых форм, или же дает возможность сделать светоизлучающими некоторые элементы детских площадок, мебели, дорожного покрытия.

Такое общественное пространство, имея привлекательный вид, может выступать своего рода центром притяжения, что поможет жителям дворов наладить социальные связи и соответствующие активности, до-суговые и спортивные, что в конечном счете может привести к повышению уровня безопасности, комфорта и положительной психологической атмосферы.

Также можно выделить классификацию дворов по этажности окружающей их застройки, разделив их на несколько типов: дворы в исторической застройке, мало- или среднеэтажной и в современной многоэтажной застройке. Каждый из видов нуждается в различном подходе к вечернему освещению [1].

Кроме того, в светодизайне существует вторичное, внутривидовое разделение всех городских пешеходных пространств на три типа, что также относится к среде жилых дворов. К первому типу относятся пространства общения, важное значение в среде которых придается восприятию визуальной информации и внешнему виду формирующих ее элементов. На территории жилых дворов они также могут включать в себя спортивные и игровые зоны. Вторым типом являются пространства движения, для которых наиболее важна хорошая видимость, возможность визуальной оценки среды, заблаговременного распознавания помех на дороге и встречных пешеходов, комфортная навигация в пространстве. К третьему типу относятся светопростран-ства отдыха, требующие визуальной изолированности от окружения и психологически комфортной обстановки. Также следует предусматривать визуальную связь соседних светопространств друг с другом, чтобы избавиться от возможного ощущения дискомфорта, вызванного окружающей темнотой [2]. Разделение свето-пространства позволит учесть интересы разных групп жителей, пользующихся жилым двором, в зависимости от их потребностей.

Внутри территории двора, как правило, можно выделить несколько типичных функциональных зон, которые можно взять за основу при создании светопро-странств различного типа: зона входа, зона парковки, зона шумного и тихого отдыха, бытовая зона. Каждая из этих зон имеет различную функцию и ей необходимы различные типы освещения, поэтому при разработке освещения жилого двора необходимо учитывать функционально-планировочную специфику пространства, что обеспечит возможность создания качественной, надежной и комфортной световой среды [1].

В городской среде, как и на территории некоторых жилых дворов можно выделить несколько видов установок источников света: установки утилитарного освещения территории, установки наружного архитектурного освещения, световая информация, светильники-скульптуры, светящие элементы архитектуры и ландшафта. Стационарные установки утилитарного освещения территории, как правило, служат для освещения пространств движения и в большей степени отвечают за чувство безопасности и общую возможность ориентироваться в пространстве. Установки, относящиеся ко второму типу, позволяют создать световые простран-

ства, подчеркнуть особенности среды, создавая световые акценты на фасадах ближайших зданий или представляя собой ландшафтное освещение. Также к ним относится световая информация, как рекламная, так и навигационная [2]. Комбинирование различных видов установок освещения позволит существенно разнообразить внешний облик пространства, обозначить различные зоны и упростить навигацию.

Таким образом, при проектировании вечернего освещения можно пользоваться базовыми критериями комфортности среды, так как в темное время суток их определяет именно световое решение [4]. Искусственное освещение обладает большим потенциалом, так как имеет важную практическую функцию, позволяя безопасно находиться и ориентироваться в пространстве, упрощает навигацию, а также позволяет вносить визуальное разнообразие, менять облик и эмоциональ-

ный характер вечерней среды, что может быть использовано также и в жилых дворах селитебной застройки в вечернее время.

Список цитируемой литературы:

1. Бутыревская, И. Н. Принципы формирования светопро-странств урбанизированных комплексов : коллективная монография / И. Н. Бутыревская, С. В. Норенков, Л. Н. Орлова. -Нижний Новгород : ННГАСУ 2013.

2. Матовников, Г. С. Принципы проектирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы) : специальность 05.23.20 : дис. ... кандидата архитектуры / Матовников Григорий Сергеевич ; Московский архитектурный институт. -Москва, 2017.

3. Фомина, Э. В. Вопросы типологии жилых дворовых пространств современного города / Э. В. Фомина, Н. И. Барсукова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №5 (180). - С. 115-120.

4. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города: Учеб. пособие / Н. И. Щепетков. — Москва : Архитектура-С, 2006.

Т. Н. Завгородская 10.24412/cl-35672-2022-1-0073

T. N. Zavgorodskaia

Светодизайн Ржевского мемориала Lighting design of the Rzhev Memorial

Ключевые слова: мемориал, светодизайн, освещение, память, война, скульптура. Keywords: memorial, light design, lighting, memory, war, sculpture.

Аннотация: Мемориальная архитектура - один из важнейших ресурсов самоидентификации государства и общества. Ее вечерний образ не менее важен, чем дневной. В статье рассмотрено искусственное освещение Ржевского мемориала.

Abstract: Memorial architecture is one of the most important resources of self-identification of the state and society. Her evening image is no less important than the daytime one. The article considers the artificial lighting of the Rzhev Memorial.

Мемориальная архитектура посвящается важнейшим историческим событиям того или иного государства. На ее создание всегда выделялись немалые средства (вспомним строительство Мамаева Кургана в разрушенном Сталинграде). Мемориальные объекты, наполненные глубоким смыслом, занимают особое место в иерархии архитектурно-пространственных форм. Они всегда выразительны, несмотря на масштабы и значение. Однако воспринимать их невозможно без света, как дневного - естественного, так и вечернего - искусственного. К сожалению, этот фактор часто игнорируется. Светодизайн памятных объектов - область малоизученная, несмотря на активное их строительство. В нынешнее время тема памяти прошлого особенно актуальна. Не все мемориальные комплексы освещены, и уж тем более, часто нет художественного подхода к созданию их вечернего образа. Чаще всего свето-планировочные задачи сводятся к утилитарному освещению. А жаль, так как театральная сценография архитектуры, созданная при помощи искусственного освещения, способна передать весь драматизм исто-

рических событий, даже больше, чем в дневное время, благодаря контрасту с тьмой.

Память о страшной войне - Великой Отечественной - жива как никогда, поэтому последние годы ведется строительство новых мемориальных объектов. Один из самых знаковых - Ржевский мемориал.

В Великую Отечественную войну под Ржевом проходили кровопролитные бои и человеческие потери были масштабны. По подсчетам историков, за год сражения погибло около 430 тыс. советских солдат. Исследователи считают, что победа под Ржевом стала переломным моментом для всех фронтов Красной Армии. Идея создания мемориального комплекса возникла у ветеранов Великой Отечественной войны, а инициатива была поддержана Российским военно-историческим обществом и принята Министерством культуры РФ, Союзным государством Беларусь, Правительством Тверской области и Музеем Победы. Летом 2017 года решение о строительстве мемориала было принято на правительственном уровне и объявлен творческий конкурс, в котором участвовали 32 проекта. В мае 2018 года объяви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.