Научная статья на тему 'Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014. 352 p.'

Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014. 352 p. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женские религиозные лидеры / ислам / религиозная политика / Узбекистан / female religious leaders / Islam / a religious policy / Uzbekistan

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анна Теслевская

Рецензия посвящена книге Светланы Пешковой «Женщины, Ислам и идентичность. Публичная жизнь в личном пространстве в Узбекистане». Книга поднимает важные вопросы, связанные с ролью, статусом и функциями мусульманских религиозных женщин-лидеров «биби отын», «отын-ой», «отынча» и др. Эти женщины играют роль духовных лидеров, прежде всего среди женской части традиционно оседлого населения Центральной Азии (в основном в Узбекистане и Таджикистане). Пешкова анализирует сферу влияния женских религиозных персонажей в контексте религии и повседневной жизни. Собранный материал показывает истории жизни трех женщин на фоне социальных, политических и экономических процессов, происходящих в современном Узбекистане. Книга основана на полевых исследованиях, проведенных автором в 2001, 2002–2003 и 2011 гг. в узбекской части Ферганской долины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Анна Теслевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014, 352 pp.

This review discusses Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan by Svetlana Peshkova, who analyses the status and role of female informal religious practitioners called bibi otun / otyncha / bibi oy, in Uzbekistan. These spiritual female leaders deal with a variety of issues related to spiritual life, teaching children, and women religion, as well as performing rituals and prayers for the female part of the community in some parts of Central Asia. Peshkova analyses the sphere of influence of female religious leaders in the context of religion and everyday life. The material reflects the political, social, and economic issues of Uzbekistan by exploring the personal narratives of three female personages. The book is based on a field research conducted by the author in 2001, 2002–2003, and 2011 in the Uzbek part of the Ferghana Valley.

Текст научной работы на тему «Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014. 352 p.»

Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014. 352 p.

Рецензия посвящена книге Светланы Пешковой «Женщины, Ислам и идентичность. Публичная жизнь в личном пространстве в Узбекистане». Книга поднимает важные вопросы, связанные с ролью, статусом и функциями мусульманских религиозных женщин-лидеров «биби отын», «отын-ой», «отынча» и др. Эти женщины играют роль духовных лидеров, прежде всего среди женской части традиционно оседлого населения Центральной Азии (в основном в Узбекистане и Таджикистане). Пешкова анализирует сферу влияния женских религиозных персонажей в контексте религии и повседневной жизни. Собранный материал показывает истории жизни трех женщин на фоне социальных, политических и экономических процессов, происходящих в современном Узбекистане. Книга основана на полевых исследованиях, проведенных автором в 2001, 2002-2003 и 2011 гг. в узбекской части Ферганской долины.

Ключевые слова: женские религиозные лидеры, ислам, религиозная политика, Узбекистан.

Анна Теслевская (Anna Cieslewska)

Ягеллонский университет, Краков, Польша acieslewska@gmail.com

Роль женщин и их позиция в исламском обществе, возможно, является одной из немногих тем в современных исследованиях ислама, ставших предметом столь острого обсуждения. Одним из вопросов, рассматриваемых в рамках этой темы, является функция женских религиозных деятелей в различных частях мусульманского мира, в том числе и в Центральной Азии. В центрально-азиатской традиции женщин, на профессиональном уровне занимающихся религиозно-просветительской и обрядовой деятельностью, называют «биби отын», «отын-ой», «отынча» и др. Следует упомянуть таких авторов, как Хабиба Фатхи, Разя Султанова, Депиз Кандёти и Надира Азимова, Рахмат Рахимов и Ольга Горшунова, которые в своих работах подняли этой вопрос. Недавно опубликовано еще одно выдающееся исследование на эту тему. Книга называется «Женщины, ислам и идентичность. Публичная жизнь в личном пространстве в Узбекистане», автор — Светлана Пешкова. Эта научная работа основана на полевых исследованиях, проведенных автором в 2001, 2002—2003 и 2011 гг. в узбекской части Ферганской долины.

Л В своей книге автор рассматривает вопросы, связанные с ролью, статусом и функциями женщин — мусульманских лиде-

= ров в узбекском обществе. Работа является результатом много-

£ летних исследований. Представленные материалы в основном

Ц касаются сферы влияния женщин — религиозных лидеров

а в контексте религии, а также их общественной жизни.

£ Книга является важным вкладом в изучение роли женщин — £ религиозных мусульманских лидеров ввиду уникального хаи рактера исследования, а также оригинального подхода к теме. = Автор объединяет опыт полевой работы со знанием соответствующей научной литературы, теологических и религиозных = вопросов. Прежде всего обращает на себя внимание, что авто-5 ру удалось избежать часто совершаемой в отношении к исла-™ му ошибки — представления данной религии как изолиро-3 ванной, обособленной системы, функционирующей в отрыве = от предмета исследования, которым является мусульманское Ц общество.

| Ислам в этой книге представлен в контексте практик повсе-

■¡я дневной жизни, неотделимых от деятельности человека, его

« судьбы, отношений к другим членам общества, а также к само-

| му себе. Такой подход к изучаемому вопросу позволяет увидеть представленных в книге персонажей и действия в конкретной

15 социальной реальности. Таким образом они становятся ближе к читателю.

а.

£ Собранный материал представлен на примере трех женских

| персонажей, живущих в одной и той же социальной среде, в го-

5 роде, расположенном в Ферганской долине.

I История этих людей одновременно отражает динамические

процессы перемен в постсоветской Центральной Азии и Узбекистане. Каждая из представленных женщин по-разному проходила свой духовный путь, стремясь передать знания, религиозную практику и моральные ценности своей семье и общине. Заслуживает внимания и структура книги, частично основанной на реальных событиях из личной жизни. Благодаря такой структуре работа представляет очень интересную и увлекательную историю, не теряя при этом своего научного характера.

Книга состоит из шести глав, введения, заключения, списка использованной литературы, словаря терминов и библиографического указателя. Каждая глава разделена на две части, которые имеют свободную структуру и пересекаются друг с другом. Первая часть главы ориентирована в основном на анализ материала исследования. Появляющийся иногда мотив личной жизни автора дополняет этнографию. Вторая часть, напи-

санная курсивом, является своего рода личным дневником, касающимся поездки в Узбекистан, с описанием происходящих там событий, а также жизни автора, эмоций, личных переживаний и наблюдений.

Таким образом, автор становится частью описываемой им реальности. Подобный стиль письма приводит к тому, что исследователь-антрополог меньше дистанцируется от объекта исследования и, в отличие от «классических» научных публикаций, находится в центре процесса.

Несмотря на свой «неформальный» характер, вторая часть имеет большое практическое значение. В ней описаны условия исследования ислама в Узбекистане и отношение органов власти к зарубежным ученым и их деятельности. Таким образом, «неформальная» часть является описанием обстоятельств, в которых ученая провела свою полевую работу.

Во введении автор кратко рассматривает методологию и тему исследования, а также дает общую информацию о структуре книги. Первая глава знакомит читателя с сюжетом работы с помощью рассказа о жизни и деятельности одной из главных фигур книги — Турсун-ой, учительницы ислама и в то же время морального и религиозного авторитета среди женщин. Автор описывает свои личные отношения с Турсун-ой, являющейся одновременно ее приятельницей и учительницей, которая знакомила ученую с нюансами местного ислама.

Вторая глава представляет собой ретроспективу времени исследования в отношении к разным политическим и социальным потрясениям этого периода, которые повлияли на жизнь людей, представленных в книге. Эта часть работы наглядно показывает, как политические события определяют судьбы людей, их поступки, поведение или возможности.

В следующей главе автор рассказывает истории Наинахон и Жахон, двух женщин, которые вместе с Турсун-ой являются ключевыми персонажами книги. Рассказ о них — это история пути религиозного развития, который каждая из женщин выбрала сама, чтобы остаться духовным авторитетом в своих общинах. В то же время рассказанные истории служат фоном для обсуждения вопросов прав женщин в Центральной Азии, их эволюции от дореволюционного периода через советское время и до сегодняшнего дня в контексте узбекской культуры и традиций.

На мой взгляд, особого внимания заслуживает четвертая глава, касающаяся этнографических материалов современных женских религиозных практик и традиций в Узбекистане. Данная

Л глава посвящена религиозным рассказам (масала) во время ри-

туалов и женских мероприятий.

= Каждая история является уникальным материалом, на основа-

| нии которого можно увидеть, каким образом религиозный дея-

тель формирует свой авторитет посредством передачи знаний. | Рассказы, имеющие моральное и воспитательное значение,

^ влияют на мировоззрение студентов. Собранный материал

£ очень интересен и призван показать, как процесс изучения ре-

и лигиозных вопросов, а также религиозная и духовая практика

= могут повлиять на эволюцию религиозного сознания человека

и как это отражается на его отношениях в личной и социаль-5 ной жизни.

■о

¡5 Главы пятая и шестая являются продолжением историй жиз-

| ни главных персонажей книги в контексте меняющейся по-

литической реальности и отношений между религией и госу-| дарством в Узбекистане. Пешкова называет такие инструмен-

* ты, как уроки религии, различные ритуалы, женские собрания Л и мероприятия, которые составляют сферу влияния женских

религиозных лидеров. Одновременно они отражают идеоло-¡2 гию, практику и требования государства к исламу и религиоз-

% ным лидерам. Религиозная политика узбекского государства

» применяет новые меры по отношению к отынча, которые

* в настоящие время находятся под его контролем. Следует з подчеркнуть, что отынча всегда действовали неформально, ^ и включение в рамки официального государственного ислама § может отрицательно повлиять на их деятельность. Это озна-£ чает практически полный контроль религиозных институтов £ в Узбекистане, с очень небольшим полем для автономии или Л самостоятельной деятельности. Похожие попытки государства по отношению к отынча можно наблюдать и в Таджикистане.

В заключении подводятся итоги исследования, внезапно прерванного узбекскими властями, подозрительно относящимися к деятельности зарубежных ученых. В этом контексте заключение является не просто иллюстрацией хода одного исследования. Этот раздел монографии заставляет задуматься о будущем изучении ислама не только в Узбекистане, но и во всем цент-ральноазиатском регионе.

Можно упрекнуть автора в идеализации описанных в книге персонажей и культурной реальности. Однако, учитывая эмоциональную вовлеченность исследовательницы, такой эмоциональный и субъективный подход можно понять. Процесс антропологического исследования — это всегда своеобразный путь, он меняет исследователя, формирует его

мировоззрение и индивидуальный подход к различным проблемам. Вступая в отношения с людьми, трудно оставаться нейтральным, но одновременно это не должно влиять на интерпретацию наблюдаемых явлений. Автор рецензируемой книги очень индивидуально анализирует исследуемую реальность и сосредоточен на конкретных проблемах. По этой причине читатель может ощущать неудовлетворенность обсуждением некоторых вопросов, таких как трансформация ислама в Узбекистане. Возможно, эта проблема должна быть представлена в более широким контексте в связи с доктринальными вопросами, влияющими на современные изменения в традиции ханафитского масхаба в Центральной Азии.

В целом, однако, книга является в своем роде уникальной, и ее появление внесло большой вклад в исследования, касающиеся религиозности женщин, а также женщин — религиозных лидеров в Центральной Азии. Относительно большой промежуток времени (2002—2011) позволил показать изменения в жизни конкретных людей, выступающих в книге в контексте перемен в Узбекистане и во всем мире. Работа Светланы Пешковой является важным голосом в современной дискуссии о религиозных женских деятелях в Центральной Азии.

Анна Теслевская

Review of Svetlana Peshkova. Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2014, 352 pp.

Anna Cieslewska

Jagiellonian University Gol^bia str. 24, Krakow, Poland acieslewska@gmail.com

This review discusses Women, Islam, and Identity, Public Life in Private Spaces in Uzbekistan by Svetlana Peshkova, who analyses the status and role of female informal religious practitioners called bibi otun / otyncha / bibi oy, in Uzbekistan. These spiritual female leaders deal with a variety of issues related to spiritual life, teaching children, and women religion, as well as performing rituals and prayers for the female part of the community in some parts of Central Asia. Peshkova analyses the sphere of influence of female religious leaders in the context of religion and everyday life. The material reflects the political, social, and economic issues of Uzbekistan by

exploring the personal narratives of three female personages. The book is based on a field research conducted by the author in 2001, 2002-2003, and 2011 in the Uzbek part of the Ferghana Valley.

Keywords: female religious leaders, Islam, a religious policy, Uzbekistan.

4? С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.