Научная статья на тему 'Светит филологии звезда. Патриарх кафедры литературы: Константин Фокич Антошин (02. 10. 1924-29. 04. 1990)'

Светит филологии звезда. Патриарх кафедры литературы: Константин Фокич Антошин (02. 10. 1924-29. 04. 1990) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЁНЫЙ-ФИЛОЛОГ / ФРОНТОВИК / SOLDIER / ЛИТЕРАТУРОВЕД / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК / LITERARY CRITIC / ПАТРИАРХ КАФЕДРЫ / THE PATRIARCH OF THE CHAIR / КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ / PHILOLOGIST RESEARCHER / LITERATURE STUDY EXPERT / CHAIR OF LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прищепа Валерий Павлович

Воспоминания посвящены учёному-филологу, литературоведу К. Ф. Антошину, которому в 2014 году исполнилось бы 90 лет. В статье прослеживается путь обычного человека из обычной семьи, прошедшего через горнило войны, но не утерявшего истинные человеческие качества доброты, сострадания к другим, уважения к окружающим…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There Shines the Star of Philology. Patriarch of the Chair of Literature: Konstantin Fokich Antoshin (02.10.1924-29.04.1990)

Memoirs are devoted to the philologist researcher, literature study expert, K. F. Antoshin, who would have been 90 years old in 2014. The article traces the way of an ordinary person from an ordinary family, who went through the crucible of war, but did not lose the true human qualities kindness, compassion for others, respect for those around him.

Текст научной работы на тему «Светит филологии звезда. Патриарх кафедры литературы: Константин Фокич Антошин (02. 10. 1924-29. 04. 1990)»

УДК 378(571.513)

СВЕТИТ ФИЛОЛОГИИ ЗВЕЗДА. ПАТРИАРХ КАФЕДРЫ ЛИТЕРАТУРЫ: КОНСТАНТИН ФОКИЧ АНТОШИН (02.10.1924-29.04.1990)

В. П. Прищепа

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Цель человечества — человечность, просто порядочность, просто

сердечность.

Е. Евтушенко

Воспоминания посвящены учёному-филологу, литературоведу К. Ф. Антошину, которому в 2014 году исполнилось бы 90 лет. В статье прослеживается путь обычного человека из обычной семьи, прошедшего через горнило войны, но не утерявшего истинные человеческие качества — доброты, сострадания к другим, уважения к окружающим...

Ключевые слова: учёный-филолог, фронтовик, литературовед, патриарх кафедры, литературный критик, кафедра литературы.

В 2014 году известному учёному-филологу, литературоведу К. Ф. Антошину исполнилось бы 90 лет. Константин Фокич Антошин был видным исследователем сибирского национального романа, литературным критиком, педагогом, одним из первых докторов наук Хакасии, посвятившим свою жизнь изучению литературы сибирского региона.

Он был выходцем из крестьян, чем всегда гордился, подчёркивая свою принадлежность к земле, давшей России великого русского поэта С. А. Есенина.

Родился 2 октября 1924 года в деревне Подкидышево Милославского района Рязанской области.

Отец (Фока Иванович) и мать (Евдокия Васильевна) Антошины были выходцами из крестьян-хлебопашцев. До революции отец батрачил в деревне Подкидышево, потом трудился на заводах и фабриках Москвы в качестве рабочего. Затем был секретарём сельсовета, перейдя в разряд служащих. В семье, помимо будущего учёного, росли ещё два брата и сестра.

За день до начала Великой Отечественной войны Константин окончил Покрово-Шишкинскую школу. Некоторое время по призыву ВЛКСМ работал на строительстве оборонительных сооружений под городом Смоленском, затем поступил на первый курс Московского областного педагогического института (МОПИ). Однако обучаться в институте ему пришлось недолго. В октябре 1941 года он снова участвует в строительстве оборонительных сооружений под Москвой в районе Кунцево. Был в эвакуации на севере Рязанской области. Возвратился из эвакуации на родину в феврале 1942 года и некоторое время работал слесарем Покрово-Шишкинского завода в с. Милославское.

С августа 1942 года его призывают в армию, где он становится связистом, участвует в Великой Отечественной войне. Воевал в составе 2-го Белорусского фронта. Во фронтовой газете Северной группы войск опубликовал первые стихи. В сентябре 1943 года под Харьковом был тяжело ранен. После выздоровления в ноябре 1943 года служил в качестве помощника командира взвода в 33-й стрелковой дивизии 127-го ЗСП. В марте 1945 года вновь отправлен на фронт. Был комсоргом роты. Служил в штабе 132-го стрелкового корпуса завделопроизводством отдела кадров. После войны ещё некоторое время служил в Германии и Польше. Демобилизовался в марте 1947 года.

После демобилизации он вновь поступает на первый курс МОПИ на факультет русского языка и литературы, где учится с 1947 по 1951 годы. Здесь он возглавляет редакцию институтской газеты «Призыв», трудится на посту сменного редактора газеты «Литфако-вец», избирается членом участковой избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет РСФСР.

По окончании МОПИ в 1951 году был рекомендован учёным советом факультета в аспирантуру. В ноябре 1951 года его зачисляют в заочную аспирантуру на кафедру советской литературы и в декабре этого же года молодой специалист приступил к работе в Лопасненском сельхозтехникуме под Москвой в качестве преподавателя литературы и истории. В 1953 году переведён в очную аспирантуру, которую окончил в следующем году. Ещё через год защитил кандидатскую диссертацию на тему «Драматургия А. Н. Толстого». Научным руководителем его исследования был известный советский литературовед, член-корреспондент Академии наук СССР В. Р. Щербина.

В этом же 1955 году К. Ф. Антошин переезжает в Сибирь, с которой связана вся его последующая трудовая (педагогическая), научная и творческая деятельность. По распределению Министерства просвещения РСФСР он попадает в г. Абакан, где с 1 марта 1955 года до конца жизни работает на кафедре литературы Абаканского педагогического института (АГПИ).

В 1959 году К. Ф. Антошин получает учёное звание доцента по кафедре русской и зарубежной литературы, которую впоследствии возглавлял около десяти лет (с 1964 по 1974 гг.).

Многие десятилетия при филологическом факультете АГПИ функционировало литературное объединение им. Г. Суворова, на заседаниях которого с первыми своими творениями выступали и те его члены, кто впоследствии стал профессиональным литератором, известным не только в Хакасии, но и за её пределами мастером пера. Более 20 лет руководил этим творческим объединением К. Ф. Антошин. На протяжении трёх десятилетий учёный-литературовед принимал активнейшее участие в литературной жизни южносибирского региона, помогая становиться на ноги молодым литераторам. Среди его учеников - известные писатели Хакасии: В. Г. Май-нашев, А. П. Кыштымов, В. К. Таторова, И. П. Топоев, С. Е. Карачаков, Л. П. Катаева и др. В течение нескольких десятилетий был наставником молодых в те годы преподавателей, ставших впоследствии кандидатами и докторами наук: Э. А. Абельтина, А. Л. Кошелевой, Э. Н. Максимова, В. А. Карамашевой, В. П. Прищепы и многих др.

Обладая даром доброжелательства, К. Ф. Антошин создавал на кафедре и факультете благоприятную атмосферу, способствующую проявлению лучших профессиональных и человеческих качеств как преподавателей и сотрудников, так и студентов. Он всегда был душой любого общества: литературного, коллектива грибников-ягодников-рыболовов, детской компании. Когда у него возникли проблемы с вступлением в Союз писателей РСФСР, он, ёрничая, шутил так: «Не пускают, не пускают в писательский союз. Ну, ничего: в грибсоюз пойду». Константин Фокич любил бывать в грибных и ягодных местах вблизи станции Кызыкуль, что в 75 км от г. Абакана, в сосновом бору Минусинского района Красноярского края, где его часто видели с корзиной, полной драгоценных даров леса. Встречая детей, отдыхавших с родителями на озере Кызыкуль, Константин Фокич всегда щедро одаривал их лесной клубникой.

К. Ф. Антошин никогда не подчёркивал, что он верующий, но тысячи раз наклоняясь, чтобы сорвать млеющую на солнце клубнику или срезать крепкий рыжик, он, наверняка, кланялся земле Хакасии, созданной Богом. И поэтому он всегда удивлялся, для чего люди заводят дачи, ведь в лесу, в тайге «всё есть». Именно поэтому дачи у него никогда не было. И на кафедру всегда приносил речные дары - рыбу, передавая её в качестве презента то одному, то другому коллеге по работе...

В разные годы работы на филологическом факультете Константин Фокич читал студентам курсы лекций по истории русской литературы ХХ века, советской литературе, новейшей советской литературе, спецкурс по творчеству В. В. Маяковского. Именно в Хакасии К. Ф. Антошин находит основную тему своих многолетних научных поисков - проблемы развития младописьменных литератур Сибири.

В конце 1970-х годов К. Ф. Антошин значительно расширяет географию литературоведческих разысканий. В сферу его творческих интересов, помимо хакасской художественной словесности, попадают также новописьменные литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, что дало ему возможность обратиться к написанию обобщающего труда «Становление романа. О формировании социалистического реализма в младописьменных и новописьменных литературах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока». По мнению авторитетного учёного, члена-корреспондента АН СССР Г. И. Ломидзе, «исследование носит новаторский характер. В нём, пожалуй, впервые в советском литературоведении представлены молодые литературы советской Северной Азии, трёх её регионов (южносибирского, северного, дальневосточного) в их цельности, как составная часть единого идейно-эстетического образования - многонациональной советской литературы».

Работа К. Ф. Антошина привлекает обстоятельностью и точностью анализа наиболее значительных произведений прозы национальных литератур Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Достоинством её явилось также авторское стремление «вписать» молодые и «новые» литературы советской северной Азии в мировой художественный процесс.

К. Ф. Антошин принимает участие в создании учебников истории многонациональной советской литературы для вузов страны, в создании «Истории всемирной литературы»; его перу принадлежат статьи о хакасской литературе, драматургии и театре в Краткой литературной и Театральной энциклопедиях, изданных в разные годы в Москве. В 1980-1982 гг. им были отредактированы и подготовлены к печати коллективный труд «Очерки истории хакасской литературы», в котором три главы принадлежат ему. Он привлекается в качестве автора разделов о литературах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока для учебного пособия по литературе народов СССР, подготавливаемого Министерством просвещения СССР.

Не вызывает сомнения и факт позитивного стимулирующего воздействия К. Ф. Антошина на общесибирский литературный процесс.

.Константин Фокич был уникальной личностью и, наверное, единственным в своём роде рыбаком-любителем. Дело в том, что автор этих строк однажды летом поехал отдохнуть с друзьями на протоку реки Абакан. Здесь мы случайно увидели зрелище, которое ни до, ни после видеть не приходилось никому из нас: на берегу реки сидит К. Ф. Антошин, который выдёргивает удочкой рыбу, а затем снимает её с крючка и бросает обратно, подальше - в протоку. Это нас рассмешило. Мы остановили машину и подошли к корифею литературоведения поздороваться. Константин Фокич неспешно встал, протянул руку и на мой вопрос о причине такой чудной рыбалки, ответил: «Хорошо нервы успокаивает». В этом ответе был весь Антошин. Это был последний месяц перед защитой докторской диссертации в Москве.

В 1988 году Константин Фокич защитил докторскую диссертацию «Становление романа в литературах народов Сибири и Дальнего Востока». Защита состоялась в диссертационном совете Института мировой литературы им. А. М. Горького (АН СССР). Научный консультантом работы был член-корреспондент АН СССР Г. И. Ломидзе.

Фронтовик, профессионал самого высокого уровня, добросердечный человек, Константин Фокич Антошин по праву пользовался всеобщим уважением, был настоящим патриархом кафедры литературы. Состоял в рядах КПСС с 1967 года. Возглавлял Абаканское городское общество «Знание» и Хакасское отделение Всероссийского фонда культуры. Многократно избирался в партбюро АГПИ и возглавлял партбюро филологического факультета. Награждён фронтовыми медалями, орденом Трудового Красного Знамени (1972), Орденом Отечественной войны II степени (1986), знаком «Отличник народного просвещения», памятными медалями в связи с двадцатилетием со дня победы над Германией и пятидесятилетием Советской Армии, медалью «За доблестный труд».

Константин Фокич был заботливым отцом, воспитавший вместе с женой Раисой Сергеевной, кандидатом физико-математических наук, доцентом АГПИ, достойных детей: дочь Татьяну, ставшую художницей и живущей в Москве, и сына Максима, ставшего кандидатом филологических наук и также переехавшего в столицу. Замечательный дед, безмерно любивший прежде всего внука Прохора, который был приставлен к нему, как мы шутили, «следить за дедом». Это было по-своему уникальное дружеское сообщество деда-внука, которое всегда вызывало у окружающих радость общения с ними.

Великая Отечественная война, победа над фашистской Германией изменили судьбы сотен миллионов людей, сформировав особое обаяние и русского солдата-связиста Константина Фокича Антошина. Думается, что именно эти годы службы в Советской Армии и участие в Великой Отечественной войне сформировали особо уважительное отношение Константина Фокича к военным. И когда на учёном совете филологического факультета порою возникал больной вопрос, надо ли учить на заочном отделении всех (военных, стюардесс, домохозяек и т. д.), Константин Фокич всегда выражал свою позицию чётко: «Я как ставил военным «хорошо», так и буду ставить». Подразумевалось: они - наши защитники, и отношение к ним у него особое, тоже защитительное.

В защите и поддержке со стороны К. Ф. Антошина нуждались многие - не только студенты-заочники, но и уважаемые преподаватели института. Достаточно привести лишь один конкретный пример, чтобы понять суть этой Высокой Личности. Накануне защиты докторской диссертации М. А. Унгвицкой сотрудники ХакНИИЯЛИ написали кляузу во всемогущий в те годы областной комитет КПСС, пытаясь доказать «научную несостоятельность», «авантюризм», «очковтирательство» и «опошление науки» её автором. На кону стояла судьба и будущего первого доктора наук Хакасии, и кафедры литературы, и честь всего коллектива АГПИ. И Константин Фокич Антошин, возглавлявший в то время кафедру литературы, занимает по-фронтовому твёрдую позицию: во что бы то ни стало защитить сотрудника своей кафедры, не дать клеветникам сорвать защиту докторской диссертации. Именно им и было подготовлено аргументированное письмо-отповедь в Институт народов Азии АН СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, ВАК и Хакасский обком КПСС. Это письмо было подписано руководством института, а также ведущими преподавателями АГПИ. М. А. Унгвицкую удалось отстоять и, во многом благодаря поддержке К. Ф. Антошина, она стала первым доктором наук Хакасии. Уже только в одном этом поступке без труда прочитывается мужское благородство Константина Фокича, стремление не добивать падающего товарища, а подставить надёжное плечо воина-победителя и помочь ему выстоять. Добавим, что Константин Фокич явно осознавал, что помогает не только филологу-преподавателю, но и женщине, которая после ранней смерти своего мужа одна воспитывала двух малолетних сыновей.

Наши великолепные предтечи, помимо высокого профессионализма, завещали нам, их последователям, нечто большее - сердечность, которая сегодня, может быть, и по нашей вине, заменена жёсткостью во взаимоотношениях.

Вместе с этим следует подчеркнуть, что доброта К. Ф. Антошина не была слепой, всепрощающей и благодушествующей. Когда это было необходимо, он, как старший по возрасту человек, мог любому сказать правду в глаза, порою при всём институтском коллективе. Понятно, что это злило начальство, но не вызывало ответной подлости, потому что сказать эти справедливые слова К. Ф. Антошин имел полное право.

Именно поэтому и сегодня, уже в другом, XXI веке, свет личности Константина Фокича Антошина для знавших его кафедралов, преподавателей и сотрудников филологического факультета и института, многих поколений выпускников АГПИ, а также многих других людей Хакасии н е у г а с и м. © Прищепа В. П., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.