100 ЛЕТ
ВЫСШЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА УРАЛЕ
УДК 371. 123 (047)
ББК 4424.1(235.55) ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Е. В. Куйвашев
Екатеринбург
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Уральский государственный педагогический университет; профессия учителя; модернизация образования в Свердловской области.
АННОТАЦИЯ. В основу статьи положена лекция, прочитанная з сентября 2012 г. губернатором Свердловской области перед студентами Уральского государственного педагогического университета.
Е. V. Kujvashev
Ekaterinburg
SVERDLOVSK OBLAST: STRUGGLE FOR LEADERSHIP
KEY WORDS: Ural State Pedagogical University; profession of a teacher; modernization of education in Sverdlovsk Oblast.
ABSTRACT. The basis of the article is the lecture given on September 3, 2012 by the governor of Sverdlovsk Oblast to the students of Ural State Pedagogical University.
Дорогие друзья! Уважаемые студенты, преподаватели Уральского государственного педагогического университета!
Еще раз поздравляю вас с Днем знаний и наступлением нового учебного года!
Для вашего вуза значимость этого события усилена еще и приближающимся 100-летием высшего педагогического образования на Урале.
В 1912 году в Екатеринбурге открылся Учительский институт, который стал пред-
течей Уральского государственного педагогического университета.
В октябре 2012 года (5 октября, как раз в Денъ учителя) мы это событие достойно отметим, потому что в современных условиях именно учительская профессия, именно труд учителя становятся отправной точкой тех преобразований, которые мы должны провести, чтобы вывести Россию в число мировых лидеров, сделать Свердловскую область регионом, максимально благопри-
© Куйвашев Е. В., 2012
ятным для жизни людей, развития человеческого потенциала. Сегодня Уральский государственный педагогический университет заслуженно считается одним из лидеров педагогического образования в России.
За годы работы он подготовил свыше 75 тысяч специалистов высшей квалификации. Многие выпускники университета добились выдающихся успехов в науке, политике, творчестве и других сферах деятельности.
Я думаю, что все вы знаете и о спортивной славе вуза. Особую гордость вуза составляют студенты и выпускники — заслуженные мастера спорта, победители Олимпийских игр, чемпионы мира и Европы, рекордсмены мира Данила Изотов (плавание), Артем Арефьев (легкая атлетика), Анжелика Тиманина (синхронное плавание), Аида Шанаева (фехтование), Надежда Реутова и Сергей Олисов (пауэрлифтинг), Дмитрий Габдуллин (занесен в Книгу рекордов России как рекордсмен в категории набивания мяча 150 раз за 30 секунд).
В 2012 году на Олимпийских играх в Лондоне студенты УрГПУ завоевали три медали. Так что вы сделали правильный выбор, поступив в Уральский государственный педагогический университет!
Сегодня в России и в Свердловской области профессия учителя — одна из самых востребованных.
Причина тому — переход от сырьевой экономики к экономике инновационной, экономике знаний, основанной на осознании необходимости постоянного самообразования, роста интеллектуального потенциала.
В Свердловской области сегодня самый быстрорастущий сектор — это производство сложного электронного оборудования, машин, станков, химическая и фармацевтическая отрасли. Это те направления, где невозможно годами повторять одни и те же отработанные операции. Не только ассортимент продукции, но и сама база производства меняется так стремительно, что и руководители, и работники отраслей вынуждены постоянно учиться чему-то новому, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Задача современного учителя — сформировать у ребенка тягу к знаниям, научить его не бояться нового, развивать любознательность, учить поиску информации.
Именно такие задачи я ставлю перед областным министерством образования, а значит, опосредованно и перед вашим вузом.
У нас сейчас в школах, особенно в сельских, мало, к сожалению, молодых учителей. В целом по области половина педагогов (54,8%) достигла предпенсионого или
пенсионного возраста.
В общеобразовательных учреждениях черту пенсионного возраста перешагнул каждый пятый педагог, в учреждениях начального профессионального образования
— каждый четвертый, в коррекционных и вечерних школах — каждый третий.
В целом по области доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет составляет примерно пятую часть.
Я уверен, что за время вашей учебы мы сумеем вместе с министерством образования, с главами муниципалитетов разработать такую систему поддержки и преференций для молодых педагогов, что по окончании вуза многие из вас с удовольствием поедут работать на село, в малые города и поселки области: там и зарплата будет выше, чем в Екатеринбурге, и с жильем у молодых специалистов проблем не будет, и школы будут оборудованы по самому высокому уровню.
В этом году в Свердловской области в школы пошло свыше 413 тысяч школьников, впервые сели за парты 44 тысячи первоклассников. Для того чтобы школьникам было комфортно учиться, а вам по окончании вуза — работать в хороших условиях, мы ведем большую работу по ремонту школ и школьных столовых, оснащению классов компьютерной техникой, современными автобусами с системой ГЛОНАСС, пополнению книжных фондов школьных библиотек.
Только в этом году в Свердловской области было отремонтировано более 600 школьных зданий, на эти цели потрачено свыше миллиарда рублей из бюджетов всех уровней.
1 сентября учебный год начался не только для школьников, но и для 60 тысяч учителей и педагогов дошкольного образования. Для них также улучшены условия работы. В частности, средняя заработная плата учителей по итогам 1-го полугодия 2012 года превысила уровень средней заработной платы в экономике Свердловской области на 13%. Сегодня она составляет 26,7 тысячи рублей в месяц (в отделъных территориях заработная плата учителя почти вдвое превышает среднюю зарплату по муниципалитету).
В этом году будет продолжена выплата единовременного пособия педагогам, которые поступят на работу в образовательные учреждения в год окончания вуза или колледжа и заключат трудовой договор на срок не менее 3-х лет (в 2012 году предусмотрено 25 миллинов рублей на выплату этого пособия).
Введены доплаты за классное руководство (3 тысячи рублей), поощрения педаго-
гам, достигшим высоких результатов в профессиональной деятельности.
Лучшие педагоги и преподаватели вузов получают премии губернатора.
В 2011 года победителем конкурса по направлению «Психолого-педагогические науки» в номинации «ПРОФЕССОР ГОДА» стала Наталия Григорьевна Тагильцева, заведующая кафедрой музыкального образования УрГПУ, в номинации «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА» лучшей признана Ирина Андреевна Абрамова, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью УрГПУ.
Ежегодно вручаются стипендии губернатора Свердловской области:
- для аспирантов — 35 стипендий в размере 2 000 рублей в месяц каждая;
- для студентов вузов — 120 стипендий в размере 1 500 рублей в месяц каждая, в том числе для студентов-инвалидов I,
II группы;
- для студентов ссузов — 68 стипендий в размере 900 рублей в месяц каждая, в том числе для студентов-инвалидов I, II группы.
Каждый стипендиат единовременно получает годовую стипендию в размере от 10 800 до 24 000 рублей.
Свердловская область в этом начинании — один из лидеров в России.
А теперь поговорю о модернизации системы образования.
В минувшем году на нужды образования в Свердловской области было направлено 55,5 миллиарда рублей (это более 27 процентов всех расходов бюджета). А бюджетные деньги счет любят. Поэтому я поставил задачу — провести тщательный аудит расходования бюджетных средств, с тем, чтобы большие деньги, которые мы вкладываем в образование, давали бы большие результаты.
Хочу вам сказать, что систему образования в ближайшие годы ждут существенные перемены.
Новые экономические условия заставляют принципиально пересмотреть подход к воспитанию молодежи. Перед педагогом сегодня стоит труднейшая задача — дать своим воспитанникам навыки развития и успешного становления в жесткой конкурентной среде.
Как в этих условиях научить детей правильной модели поведения, как убедить их в том, что не все средства приемлемы для достижения поставленной цели — вот задача, которую в нынешних условиях должен ежедневно решать каждый педагог.
Несмотря на общее улучшение качества жизни россиян, до сих пор наблюдается резкое расслоение общества, в том числе
детей и молодежи, по уровню материальной обеспеченности. В результате дети из различных семей существенно отличаются по уровню образованности и кругу интересов. Большие различия имеют их личные системы ценностей и мотиваций. В этих условиях единый, унифицированный подход педагога ко всем детям не даст нужного результата.
Еще один вызов, который стоит перед системой образования в условиях рыночной экономики, касается системы профессионального образования. Сегодня работодатель готов достойно оплачивать только те услуги, в которых он действительно нуждается.
В минувшем году была организована работа по закреплению за каждым общеобразовательным учреждением предприятия — шефа. Задача нынешнего года — заставить эту систему работать.
Наша цель — сделать так, чтобы выбор будущей профессии ребенком происходил задолго до момента окончания образовательного учреждения, чтобы новые знания в процессе учебы приобретались школьниками не «про запас», а целенаправленно и осознанно. Такой подход позволит существенно повысить мотивацию учащихся и улучшит результативность их учебы. Важнейшей частью этой работы станет изменение принципов финансирования образовательных учреждений, переход на нормативное финансирование, перевод школ в статус автономных учреждений.
Сегодня перевод образовательных учреждений в статус автономных многими рассматривается как переход от бесплатного к платному образованию.
Это принципиально неверно!
Возможности образовательных учреждений можно и нужно расширять за счет внебюджетных источников. Перевод образовательных учреждений в статус автономных окажет в этом существенную помощь. Но при этом возможность получения гражданами качественного и бесплатного образования в обязательном порядке будет сохранена.
Перевод учреждений в статус автономных необходим прежде всего для повышения их самостоятельности и эффективности. В распоряжении руководителя автономного учреждения оказывается ряд инструментов, которых нет у директора ни казенного, ни бюджетного учреждения. Это возможность самостоятельно формировать штатное расписание и план хозяйственной деятельности. Все средства, полученные от дополнительной деятельности, переходят в распоряжение автономного учреждения, что позволит увеличивать заработную плату
педагогов, привлекать высококвалифицированных специалистов, развивать новые образовательные услуги.
Перевод учреждений в статус автономных — один из механизмов модернизации системы образования за счет предоставления большей свободы действий руководителям образовательных учреждений.
Когда вы закончите вуз, система автономных учреждений в сфере образования будет распространена очень широко. Вы должны быть готовы к этому и понимать все ее преимущества.
Сегодня в силу возраста, привычек и стереотипов многие ваши старшие коллеги относятся к ней настороженно. Но это напрасно. Школа должна меняться, и школа будет меняться.
Дорогие друзья!
В условиях становления постиндустриальной «экономики знаний» меняется не только технологический уклад, не только коммуникационная среда, но в первую очередь сам человек.
Новые технологии, конкуренция предъявляют и новые требования к набору навыков и знаний, которыми должен овладеть каждый из нас, чтобы найти свое место в жизни.
Человек XXI века — это в полном смысле слова человек знаний и профессиональных умений. Умение работать с разнообразными информационными потоками, умение ставить реальные задачи и добиваться их выполнения, качественно делать конечный продукт — все это становится ключевым условием для достижения жизненного успеха.
Тем более что для молодых, образованных, талантливых людей, готовых работать и не боящихся трудностей, открыты буквально все пути. Сферы самореализации могут быть самые разные: это и работа в крупных международных компаниях, на отечественных предприятиях — лидерах промышленного развития, на государственной службе, в бизнес-среде — перечень можно продолжать.
Главным является только одно — профессионализм, компетентность, качественное образование и нацеленность на результат.
К примеру, мы поставили себе цель — превратить Екатеринбург в современный, красивый, чистый, удобный для жизни и работы город. В результате сегодня Екатеринбург участвует в 13 областных программах, тогда как в прошлые годы местные власти не принимали участие ни в одной.
Мы приняли специальную областную программу «Столица», задача которой — обеспечить прорывное развитие столицы
Среднего Урала.
Кроме традиционных направлений — строительство жилья (в прошлом году в Екатеринбурге было введено в строй свыше миллиона квадратных метров жилъя), торгово-развлекательных центров, школ, больниц, дорог, станций метро — мы взялись за такой проект, как развитие выставочной деятельности.
В этой сфере каждый вложенный рубль дает не менее 10 рублей отдачи.
Настоящей визитной карточкой Свердловской области стали такие известные форумы, как Иннопром, выставка вооружений, выставка «Оборона и защита» и ряд других. Более того, сегодня Екатеринбург претендует на проведение в 2020 году всемирной выставки Экспо-2020.
Мы стремимся позиционировать Екатеринбург и Свердловскую область как территорию роста, территорию больших возможностей.
Тема нашего проекта — «Глобальный разум. Будущее глобализации и ее влияние на наш мир».
Сегодня мы видим, что интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. Информационные прорывы, основанные на соединении компьютера и телекоммуникационных сетей, коренным образом меняют наши представления о мире, сжимают пространство и время, открывают границы, позволяют устанавливать контакты в любой точке земного шара.
В нашем видении, глобальная задача Экспо-2020 — объединить интеллектуальные возможности людей для широкой дискуссии о будущем человечества.
Мы планируем обеспечить техническую возможность прямого диалога каждого, кто окажется на территории выставки, с любым жителем Земли, заинтересованным в обсуждении конкретной темы. Люди разных возрастов, с различным жизненным и профессиональным опытом, включая самых ярких мыслителей планеты, смогут стать участниками глобального диалога и обсудить важнейшие вопросы развития цивилизации. Модератором этого процесса станет Россия.
Мы уже немало сделали для продвижения заявки. Летом в Париже успешно прошла очередная, вторая по счету, презентация Екатеринбурга на Генеральной ассамблее Международного бюро выставок. По отзывам, заявка Екатеринбурга воспринимается как одна из самых сильных и проработанных.
Завершается работа над формированием заявочной книги Екатеринбурга. Архитекторами проекта и градостроителями уже
разработан мастер-план размещения «Экспо-парка» на берегу Верх-Исетского озера. Это должна быть современная, универсальная, экологически чистая площадка, которая будет служить городу, а в случае проведения мероприятия значительно повысит качество жизни екатеринбуржцев.
В рамках подготовки к выставке в ближайшее время пройдет очень интересная акция — Вторая уральская биеннале современного искусства.
Я уверен, что современное искусство востребовано в условиях индустриального Урала.
Произведения современного искусства, размещенные в цехах уральских заводов-гигантов или в архитектуре эпохи конструктивизма, выглядят логично и взаимосвязано, наилучшим образом раскрывая идею диалога цивилизаций и культур.
Таким образом, уже сегодня идеи Экспо-2020 формируют новую интеллектуальную среду.
Подготовка к выставке коренным образом изменит облик города, улучшит его инфраструктуру, повысит деловую активность огромного региона.
Дорогие друзья!
Для меня сегодня состоялся некий дебют в качестве лектора, выступающего перед студенческой аудиторией. Я волновался, но хочу сказать, что вы замечательные и благодарные слушатели. Многим нашим
областным министрам, крупным чиновникам, главам муниципалитетов стоило бы у вас поучиться.
А умение слушать и понимать собеседника — одно из важнейших профессиональных качеств не только политика, руководителя, но и хорошего педагога.
Этот зачет все вы сегодня сдали, и я прошу ваших преподавателей зафиксировать это. Можно и в экзаменационной ведомости!
А если серьезно, то профессия учителя — это не только уровень квалификации, сколько призвание, состояние души, готовность отдавать все свои знания и навыки ученикам. Это требует духовной самоотдачи, приложения всех сил. Поэтому крайне важно, чтобы учителя чувствовали государственную поддержку, общественное признание своей деятельности.
Именно поэтому я с удовольствием принял приглашение ректора Уральского государственного педагогического университета Бориса Михайловича Игошева и сегодня, в первый день занятий, пришел именно к вам — будущим педагогам.
Думаю, что мы еще не раз увидимся с вами и на учительских конференциях, и на чествованиях лучших учителей Свердловской области, и на Иннопроме, и на Экспо-2020... Впереди у нас так много интересного! Успехов вам в учебе, работе, жизни. Я в вас верю!
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев