ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Абдикеримов А.Ш.
СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ИТОГАХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИ «РОССИЯ-КЫРГЫЗСТАН-ГЕРМАНИЯ» В 2014-2016-ГОДАХ В ПЕЩЕРАХ «ОБИШИР» И «СЕЛЬ-УНКУР»
БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Баткенский государственый университет
Ключевые слова: археология, археологическая экспедиция, археологические экспедиции, археологические памятники, палеолит доору, каменные инвентари, каменные памятники, пещеры, археологические иследования, кладбища, африкацентризм, азияцентризм, плейцетон, полеоэкология, пещеры: «Сель-Ункур», «Обишир», "Катта", Yй - Таш -Сай (Капчыгай II), Капчыгай; памятники: Учкун, Охна, Кожо - гайыр , Айрыбаз I-V, Охна IV-VTI, Пальман, "Кожо- бакырган -сай", Yч - коргон.
Аннотация: В статье рассматривается итоги археологической раскопки международной экспедиции «Россия-Кыргызстан-Германия» 2014-2016-годах в пешерах «Сель-уцкур» и «Обишир» Баткенской области, Кыргызской Республики.
Key words: archeological expedition, archeological expeditions, archeological monuments, poleoecology, lithoidal inventories, lithoidal monuments, caves, archeological investigations, cemeteries, caves: «Sel-unkur», «Obishir», «Katta», «Ui-tash-sai» («KapchygailI»), Kapchygai; Monuments: Uchkun, Ohna, Kojo-gaiyr, Airybaz I-V, Ohna IV-VII, Palman, Kojo-bakyrgan-sai, Uch-korgon.
Abstract: This article discusses the results of the archaeological excavations of the international expedition "Russia-Kyrgyzstan-Germany" in 2012-2016 years in the caves of Obishir and Sеl-Unkur of Batken region, Kyrgyz SSR.
Первые исследования археологических памятников Баткенского края начались в начале XIX века. В 1871 году русский путешественник А.П. Фетченка написал ранние информации об археологических памятниках Баткенского края. В 1880 году А.И. Вильнике исследовал в Исфаре памятник «Канигуд». В 1885 году Н.И. Василевский, в 1896 году М.С.Андреев опубликовали информацию под названием «Местности Туркестана, интересны в археологическом отношении», а
А. Малицкий - «Рудник гибели (пещера Кани-Гуд)». В 1913 году А.Д. Петров сделал доклад в кружке «Любителей Туркестанской археологии» о Сохском крае. На этом же месте Л.А. Зимин предложил информацию под названием «Краткая историческая справка о древнем Сохе». В этом же году на свет вышла книга В.Н. Вебера «Полезные ископаемые Туркестана».
Обширные археологические исследования в Ферганском краю проводились после Октябрьской революции. В 30-е годы XX века под руководством В. Латынина образовалась «Ферганская экспедиция» и проводилось большое количество археологических мероприятий. В 1934-36 гг. Т.Г. Оболдуева исследовала кладбища Катакомба и Жарму. В 1941-1950-гг исследования в этом крае руководил А.Н. Бернштам. В 1954-1960-гг исследования проводил Ю.А. Заднепроский и в 1960 году опубликовал свой труд «Археологические памятники южных районов Ошской области». Также большой значимостью обладают и исследования Г.А. Брыкиной и Ю.Д. Баруздина в эти годы. Г.А. Брыкина и Ю.Д. Баруздин опубликовали труд «Археологические памятники Баткена и Ляйляка» в 1962 году, который считается фундаментальным трудом об археологических памятниках Баткенского края. Но там были включена только информация о Баткене и Лейлеке, а о памятниках Кадамжая и каменного века никакой информации не было. В 1972 году на свет вышла книга Г.А. Брыкиной «Кара-Булак».
В 1960 году Узбекская Академия наук под руководством У.И. Исламова исследовала памятники Сел-Ункур и Обишир. Результаты исследования он опубликовал в своих монографиях. После объявления о независимости Кыргызстана, то есть в 90-годы XX века, вплоть до 2010 года, работы по исследованию археологических памятников Баткенского края были остановлены. В 2012 году были начаты совместные исследования памятников Юташ-Сая Кыргызской Академии наук и Новосибирского государственного университета. Итоги исследований были отражены в статьях А.П. Деревяненко, А.Н. Зенина, Э. Султанова и в монографиях Т. Чаргынова.
На сегодняшний день отсутствуют источники, давшие общую информацию об археологических памятниках Баткенской области. Нижеперечисленные труды дают информацию о разных археологических памятниках, принадлежащих разным эпохам. Ю.Д. Брыкина, Г.А. Баруздин «Археологические памятники Баткен и Ляйляка (юго-западная Киргизия)», Фрунзе., 1962; «История Узбекистана»: курс лекции Э.К. Арифжанов, Ш.К. Алимов, А.В. Нарбеков, К.Б. Кадыров.- Ташкент, 1964; «Академия МВД
Республики Узбекистан». Ташкент. 2012; «История материальной культуры Узбекистана» вып. 5; Окладников А.П., Касымов М.Р., Канапля П.Т. «Капчыгайская палеолитическая мастерская»., Ташкент., 1964; Исламов У. «Обширская культура», Ташкент., 1980; Деревянко А.П., Зенин А.Н., Табалдыев К.Ш., Рыбин Е.П., Славинский В.С., Цыбанков А.А. «Новые результаты исследования палеолитического местонахождения Тосор (Кыргыстан)». Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VII. Материалы годовой сессии Института археологии этнографии СОРОН, декабрь 2001 г. Новосибирск., 2000; Зенин А.Н, Рыбин Е.П, Чаргынов Т. Скрепки в среднеполеолитических комплексах стоянки Юташ-Сай (Кыргызстан). Археология полеоэкология Евразии: сборник статей. Новосибирск: Изд-во Института археологии этнографии СОРАН, 2004; Султанов Э, «Палеолитическое местонахождение Капчыгай 2» (результаты исследований 2002-год). - МИАК, Бишкек., 2005.
В Баткенской области есть много памятников, относящихся к каменному веку. К тому же, не мало ученых, считающих Среднюю Азию родословной человечества. Несмотря на это, являющаяся противником такого взгляда теория В. Ранова «африкоцентризм», считается более обоснованной. А теория о том, что Средняя Азия адаптировалась в эпоху Плейцетона, является более перспективной. Основанием такого мнения являются результаты комплексных исследований памятников Оби-Рахмат в Чаткалских горах, Тосор в Иссык-Кульской области, Юташ-Сай на юге Кыргызстана. В Баткенской области расположены много памятников, относящихся к каменному веку, главным из которых является памятник Сель-Ункур, в котором были найдены следы первого человека.
Носящий название Информационного века - XXI век - время, когда идет поток новых открытий во всех сферах человеческой деятельности. Особенно актуальной в наше время является задачи исследования памятников в нашей стране, памятников каменного века, и новые информации об исследованиях следов первобытного человека в соседних странах (Таджикистан, Узбекистан). Так как Баткенский регион граничит с вышеназванными странами, поэтому археологические исследования здесь играют большую роль в определении начала человеческой истории. При подсчете памятников каменного века, в 1970 году, М.Б. Юнусалиева назвала в общем 19 памятников каменного века на территории Кыргызстана и 9 из них, расположенные на территории Баткенской области, за 40 лет ни разу
не были полностью исследованы. Это показатель того, насколько необходимым является исследование памятников в этом регионе.
Чаргынов Т.Т. представил информацию о пещерах каменного века на территории Кадамжайского района Баткенской области в своей книге «Памятник Юташ-Сай ^йташ-Сай) в палеолите Кыргызстана», Бишкек., 2010.
Памятники эпохи палеолита относятся к раннему каменному веку и считаются временем развития ранних типов человечества после Ледникового периода. Слово «палеолит» в переводе с греческого означает «палео» - древний, «литос» - камень. Палеолит считается самым долгим в истории развития человечества. Именно в эту эпоху палеолита человек сформировался разносторонне. Палеолит положил начало общественным понятиям о религиозных верованиях, культуре, традициях. Кроме того, в эпоху палеолита образовалась и природа на земном шаре. Исчезновение многих крупных животных, формирование нынешних флоры и фауны относится именно к этой эпохе. Во многих случаях такие памятники встречаются в местах с большим запасом водоемов и удобных для природной защиты. А также их можно встретить только в местах, близких к местам, в которых было возможно изготовление каменных орудий или к местам, откуда выходило сырье. Хорошо сохранились памятники в пещерах, которые, в свою очередь, очень хорошо сохранили остатки эпохи палеолита. Пещеры для жителей эпохи палеолита считаются домом, данные природой. Одна из особенностей эпохи палеолита - во многих случаях орудия сделаны из камня. Потому что, как отмечалось выше, эта эпоха занимает довольно большой промежуток времени. За это время исчезают органические остатки, даже гниют кости. Поэтому, для исследователей эпохи палеолита информационными источниками во многих случаях служат каменные орудия. После того, как найдены каменные орудия, важней задачей является и их изучение. Исходя из этого, эпоха палеолита считается очень интересным и трудным периодом археологии.
Эпоха палеолита между собой делится на несколько периодов. Некоторые из них носят название мест, где расположены памятники той эпохи. На основе технологии изготовления каменных орудий и на их форменных особенностях французский археолог Габриель де Мортелье делит эпоху палеолита на следующие периоды: шелль, ашель, мустье, солютре, мадлен. Позже, в XX веке, к классификации Анри Брейл Мортилье добавил эпоху аббевиль. Но, со временем, эпоха палеолита, делясь на два периода, начала рассматриваться как верхний и нижний палеолит.
А если обратиться к эпохе палеолита Баткенской области, расположенной близко к горам и связанной с горными системами Алай и Туркстан, то, в связи с большим запасом воды и каменных ресурсов, а также подходящими климатическими условиями, считается местом адаптации древних людей. Поэтому часто встречаются памятники, относящиеся к палеолиту (Таблица 1).
Таблица 1 - Памятники эпохи палеолита Баткенской области
Эпоха палеолит Французское разделение Современное разделение Время тысяча лет назад
Нижний ранний древний Шелль Аббевиль Ашель Олдувай -2500-2600 -800 -1500 -80-100
Ашель ранний средний поздний
Средний Мустье Мустье -35 -40
Верхний Поздний Нижний Орньяк Салкутре Мадден Поздний палеолит -10 -12
В середине 1980-х годов орудия, относящиеся к времени, начиная от археологических слоев южных регионов СССР и заканчивая времени ашель, отмечались пока ненайденными. Не прошло так много времени, как в Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане нашлись памятники, начиная с 1 млн. лет до 200 тысячи летней давности, относящиеся к эпохе мезолита. Принадлежащие к началу эпохи ашель, а также находящиеся в списке древнейщих археологических находок -памятники ^льдара (800 тыс.), Лахути (500-130 тыс.), Оби-Мазар (410-390 тыс.) в Таджикистане на основе природно-научных анализов стали известны как древнейшие памятники в этой зоне. По исследованиям и доказательствам следующих лет в Казахстане, определено, что уже 800 тысяч лет назад жили представители самых древних людей. Нашлись доказательства того, что некоторые находки распространялись в период олдувая и ашель, когда камни обрабатывались по способу «микроиндустрии». Учитывая все эти данные, есть надежда, что в будущем еще откроется секрет следов древних людей, живших на территории Кыргызстана после эпохи олдувай, во времена ашель. По результатам археологических раскопок последних лет, все больше находятся памятники эпохи ашель,
дополняются остатками скелетов и новыми информациями, также увеличивается количество памятников, абсолютный возраст которых определяется через использование новых методов естественных наук.
В связи с историей древних людей, один из значимых памятников Центральной Азии расположен на нашей родине. Этот памятник называется Сель-Ункур, который находится в Кадамжайском районе и относится к эпохе палеолита. Под понятием «древнейший памятник» мы подразумиваем памятники, относящиеся к эпохе нижнего палеолита. Судя по всему, ожидается, что найдутся остатки скелетов ранних людей «хомо эректус» (Homo erektus), живщих до «хомо сапиенс».
На юго-востоке села Уч-Коргон Кадамжайского района, на правом берегу реки Исфайрам П.Т. Канопля нашел чоппинг с двухсторонним лезвием в форме грубоватого трехугольника. Были предположения, что этот инвентарь относится к эпохе ашель, но не был описан и объявлен. Было найдено немалое количество каменных обломков. Известно, что один из них - техники сулеваллуа. А памятник Катта -Ункур, принадлежащий к нижней части палеолита, рассположен в 8 км. дальше от Кадамжая, в 1500 м. к северу ущелья. Эта пещера рассположена на высоте 300 м. над уровнем моря. Входная сторона смотрит на восток. При входе находится тапчан и площадь. 200-300 м. дальше от пещеры есть лечебный родник. Внутри пещеры есть два зала, на стенах изображены наскальные рисунки. В оба зала воздух проходит свободно.
Палеолитическое место Капчыгай рассположено в ущелье Данги Кадамжайского района Баткенской области, примерно в 40 км. от города Фергана Узбекистана. В 1958-1959 годах институтом истории и археологии при Академии наук Узбекской ССР в целях изучения места Капчыгай, была организована специальная экспедиция под руководством А.П. Окладникова. Ранее, до этого, в 1956 году эта стоянка была найдена П.Т. Коноплем, а в 1957 году была изучена В.А. Рановым. Затем этот памятник изучали в 1964 году М.Р. Касымов, в 2001 году А.П. Деревянко и В.Т. Петрин, а в 2002 году А.Н. Зенин и Е.П. Рыбин. По мнению М.Р. Касымова, материалы, найденные в Капчыгае, относятся к двум эпохам: мустье и верхний палеолит. Материалы, принадлежащие к эпохе мустье, маленькие и имеют форму сердечек, сделаны из рубина и кремния. Многие артефакты сделаны по технике Леваллуа и составляют дисковые нуклеусы. Также встречаются и трехугольные, и черепохавидные нуклеусы. Среди инвентарей Капчыгая замечены и сходства с инвентарями памятников Айрыбыз и Обирахмат. Пещера рассположена в меридианском
направлении от Кадамжая, в 9 км. к востоку. Вход пещеры смотрит на запад. В расстоянии 160-200 м. от пещеры есть грунтовые воды. Высота пещеры - 2-3 м. Общая площадь пола - 50 м2. Внутри пещеры чисто и достаточно воздуха.
Из памятников края Охна, есть пещера, которая находится на 1 км. к северу на высоте 300 м.; вход смотрит на восток. В результате выкопанных шуфтов при входе, было доказано наличие следов древних людей. На юге села Учкун (на востоке Охны), на месте слияния водоемов Охна и Шахимардан, находится пещера, вход которой смотрит в сторону юго-запада. В этой пещере в выкопанном П.Т. Коноплей шуфте были найдены пластины серого цвета, сделанные из кремнистого известняка. П.Т. Конопля предполагал, что эти каменные орудия относятся к верхнему палеолиту. На этом же месте есть конусообразная гора. На севере этой горы есть немало отщепов, сделанных из кремния, и найденных А.П. Окладниковым в 1955 году. На юге-западе также найдена одна стоянка. Под обломками большого известняка среди пепла и костей были найдены несколько отщепов, сделанных из кремния. Рядом с находками есть рисунки, выбитые на камне. Ученые отметили, что эти рисунки по технике выполнения и по стилю не похожи на рисунки в Ферганской долине. При проведенных разведках в этом же краю были открыты памятники Охна IV, Охна V, Охна VI. Собранные каменные орудия в Охне IV и Охне V схожи, из кремния насыщенно зеленого цвета. А неподалеку от них расположена Охна VI. Собранные там орудия отличаются от прежних и сделаны из насыщенно коричневого известняка.
Памятник Хожо-Гаир. За 5 км. от айыльного аймака Айрыбыз Кадамжайского района, за несколько метров от сая на ущелье Хожо-Гаир находится небольшая пещера. В этой пещере есть следы ранних людей. В пещере были найдены два отщепа, которые относятся к эпохе верхнего палеолита. Памятник Пальман относится к нижнему палеолиту и расположен между селами Уч-Коргон и Пальман, рядом течет река Исфайрам. В 1953 году П.Т. Коноплей были найдены чоппер с широким лезвием и чоппинг, сделанный из кремнистого известняка. Инвентари были переданы краеведческому музею Ферганы. Кожо-Бакырган-Сай расположен в Баткенской области Кыргызстана, близ села Кайрагач, близко к границе с Таджикистаном. Поэтому памятник называется Кайрыгач и расположен на левом берегу Кожо-Бакырган-Сая. Памятник Кожо-Бакырган-Сай тоже был найден П.Т. Коноплей в 1954 году. Собранные информации не отправлялись на публикацию. Памятник Юташ-Сай (Капчыгай 2) был найден в 2002 году Российско-Кыргызской археолого-
палеолитической экспедицией. Памятник считается местом кремнистой породы Юташ-сай, который находится в селе Марказ Кадамжайского района Баткенской области и определен как палеолтическая мастерская. В результате исследований Юташ-Сай смог показать эволюцию плавного перехода к верхнему палеолиту от индустрии эпохи Мустье. В общем в Баткенской области было выявлено 13 памятников, 6 пещер эпохи палеолита, также пять мест, где были найдены каменные орудия и 2 крупных мастерских - это: Чон мастерскойлор (Большие мастерские): Катта Ункур, Сел Ункур, Учкун, Охна, Кожо-Гаир, Айрыбыз 1-У, Охна 1У-У11, Пальман, Кожо-Бакырган-Сай, Уч-Коргон, Капчыгай, Yй-Таш-сай (Капчыгай II).
Памятники верхнего палеолита в большинстве случаев относятся к эпохе Мустье и Ашель. Нужно отметить, что в эпоху Верхнего палеолита на этой территории была освоена техника Леваллуа. Среди памятников нижнего палеолита были изучены только два памятника. Остальные же необходимо изучить в будущем. Можно заметить широкое использование на этой территории кремния, кремневого камня и известняка в эпоху нижнего палеолита.
Научное исследование невсегда приносит столь значимых научных результатов. Сомнительные мнения требуют новых доказательств. Даже версии, считающиеся когда-то новым открытием, могут быть стиснены новыми находками. Нет сомнений в том, что споры в исследованиях ведут к четкости ответов. Именно так можно оценить историю исследований Суль-Ункур, который длится с 1980-года. Во время археологических раскопок нашлись каменные орудия, сделанные людьми древних времен, каменные сенокосы во время изготовления древними людьми орудий, некоторые обломки костей древнего человека, скилеты разных животных. Итоги исследований отражены в научных публикациях. Но несмотря на это, неточных данных достаточно, пещера нуждается в исследованиях по нынешним требованиям. Пещера считается многослойной пещерой, близко рассположенной к подножью горы. Археологами были найдены 13 культурных слоев толщиной 20-40 сантиметров, один у входа и шесть внутри пещеры, площадью 100 м2. Так как памятник направлен на решение ответственных вопросов, труды исследовавшего ученого находятся под контролем других специалистов-археологов. Ранние исследования У. Исламова и К.А. Крахмаль определили,что пещера Сель-Ункур относится ко времени 700-40 тысячилетней давности. Начались бурные дискуссии, когда в 1990-1995 - гг. в научном журнале они опубликовали теорию о том, что пещера имеет 1,5 - 1,0 миллионолетнюю давность [4].
Научные центры, исследовавшие памятники эпохи палеолита в Евразии, лижь поддержали заключения исследователей под руководством У. Исламова, но своих заключений не предложили. Многие исследователи, изучающие эпоху палеолита, при устных обсуждениях выдвинули версию, что возможно, дата памятника примыкается ко времени 500-300 тысяч лет назад, к эпохе ашель. Было отмечено, что исследование Сель-Ункур нуждается в анализе, определяющем возраст памятника через органические остатки с участием научных представителей. Другие моменты в изучении памятника рождает еще больший интерес. Байпаков К.М и Таймаганбетов Ж.К показали Сель-Ункур одним из самых выдающихся памятников Центральной Азии.
В 2016 году, с 22 августа по 23 сентября мы побывали в составе объединенной международной археологической экспедиции «Россия-Кыргызстан- Германия» в пещерах Сель-Ункур и Обишир, которые находятся рядом с городом Айдеркен [7].
От России в составе экспедиции были:
1. Кривошапкин А.И. - к.и.н. профессор, из Новосибирского государственного университета. Руководитель экспедиции.
2. Колобова К.А. - д.и.н., старший научный сотрудник Новосибирского отдела Российской академии наук.
3. Шнайдер С.В. - к.и.н. научный сотрудник Новосибирского отдела Российской академии наук.
От Германии:
1. Виолла Бенца Тома - д.и.н. профессор, из университета Торонто.
2. Штефи Штелзер - магистрант университета Лейпциг им. М. Планко.
3. Саманта Кейтлин Еси - магистрант университета Торонто.
4. Орка Александра Каусин Кютенброуер - магистрант университета Торонто.
5. Малия Олувакеми Омали - магистрант университета Торонто.
6. Сая Чандра Бетти - магистрант университета Торонто.
7. Камий Лесаж - научный сотрудник, Франция.
От Польши:
1. Мачей Крайцерж - научный сотрудник государственной академии наук Польши.
2. Магда Крайцерж - сотрудник государственной академии наук Польши.
От Кыргыстана:
1. Чаргынов Т.Т. - к.и.н доцент, КНУ. Куратор экспедиции.
2. Абдыканова Аида - к.и.н. доцент, АУКЦА, Бишкек.
3. Абдикеримов А.Ш. - к.и.н. доцент, БатГУ СПИ.
4. Алишер к. Салтанат - магистрант отдела археологии Новосибирского государственного университета.
5. Асланов Шохрук - студент БатГУ СПИ группы СЭБ-15.
6. Арапбай к. Айжаркын - студент БатГУ СПИ группы СЭБ-14.
7. Сраждинова Гулгакы - студент БатГУ СПИ группы СЭБ-14.
8. Досназаров Акжол - студент Исторического факультета ОшГУ.
Во время археологической экспедиции 2016 года были раскопаны
первые каменные орудия, использованные людьми эпохи палеолита, нарисованные ими фрагменты рисунков на стенах, остатки скелетов животных и были отправлены в Германию для изучения в лаборатории. В этой археологической экспедиции был спонсирован научный проект Российским гуманитарным научным фондом при правительстве России через Новосибирский университет, кафедры археологии и этнографии. Было разрешено провести археологические работы сроком на 10 лет на основе ежегодных 5 результатов лабораторных исследований. В течение трех лет студенты специальности по истории БатГУ побывали однодневной экскурсией в Сель-Ункуре и в Обишире, где проводятся археологические работы, получили от членов экспедиции много интересной информации, и эта информация порадила большой интерес среди студентов, была интересна информация, данная студентами группы СЭБ-14 Арапбай к. Айжаркын, Сражидиновой Гулгакы. Показателем их большого инетерса к раскопкам было то, что увидев своими глазами места, где проводятся археологические работы, студенты заадавали много вопросов. Такая же экскурсия проводилась в БатГУ в прошлом году и для студентов специальности "История"
Было оговорено, что, привлекая в эту экспедицию все больше наших студентов по специальности истории, для института нужно взять часть информации, полученную ими, проводить встречи студентов с членами экспедиции и дополнять музейные экспонаты.
У данной археологической экспедиции намечатеся много работы, которую нужно выполнить в будущем: составление карты юго-западной части Кыргызстана, уточнение информации о пещерах, в которых жили древние люди, и так далее. Потому что климат этого региона позволяет сохранить следы древних людей. Поэтому мы уверены, что в будущем еще много будут организовываться подобных археологических экспедиций и будут проводиться археологические исследования.
Список литературы
1. Бакаютова Л.Н. Модернизация деятельности технических музеев: отечественный и зарубежный опыт (на примере музеев связи) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии.- Санкт-Петербург, 2008. - 222 с.
2. Бараш Л.А. Художественное пространство и время в произведении искусства // European Researcher. 2011. № 2 (4). С. 186189.
3. Девель Л.А. Лексикографическая поддержка международного сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия (реставрация) // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 2. С. 161-165.
4. Гончарова О.В.История пушного промысла, пушной торговли // Управление мегаполисом. 2014. № 6 (42). С. 126-131.
5. Дружинин В.И. Возможность расширения источниковой базы истории религиозной философии // Историческая наука: проблемы и основные тенденции развития материалы Международной научной конференции. Тульский государственный университет. 2010. С. 133140.
6. Петров П.П., Борисов А.А., Ширина Д.А., Захаров В.П., Федоров В.И., Винокурова Л.Е., Павлов А.А., Грязнухина М.Э., Антонов Е.П., Игнатьева В.Б., Маклашова Е.Г., Васильева Н.Д., Крылова В.К., Ларионова А.С., Чарина О.И., Мухоплева С.Д., Слепцов П.А., Аргунова Т.В., Васильева Р.И., Иванова Н.И. и др. Россия и Якутия: сквозь призму истории.- Якутск, 2007. - 424 с.
7. Станиславова И.Л. Проблема гносеологического идеала науки // Проблема человека: философские, исторические, медицинские, правовые, социологические, этические и культурологические аспекты Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2010. С. 19-20.
Петров И.Ф.
РАЗЪЯСНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
Ключевые слова: культура, региональная культура, регион, система, субкультура.
Аннотация: Статья посвящена региональной культуре, отличающейся ярко выраженной местной спецификой мировоззренческих и поведенческих стереотипов. Показывается, что региональная культура формирует, прежде всего, региональную