Научная статья на тему 'Сватовство у марийцев середины XIX начало XX В. '

Сватовство у марийцев середины XIX начало XX В. Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

405
35
Поделиться
Ключевые слова
МАРИЙЦЫ / ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / СВАТОВСТВО

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Белевцова Виктория Олеговна

Рассматривается сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий всего предсвадебного цикла в традиционной марийской брачной обрядности. Во многом формирование различных обрядов при сватовстве обусловлено межкультурными контактами.

The period before marriage in the wedding ritualism of Mari has many variations. That article is concerned with question of matchmaking as one of climactic ritual actions in the before marriage cycle of Maris tradition wedding ritualism also it reveals the basic building block, structure and role of central figure by Maris marriage. Likewise it article will gives consideration on the dialectal differences of Maris marriage brokerage. The matchmaking was the key insight in the period before marriage of Mari. The svat had the main role in the matchmaking ceremony of Meadow Mari, at the Mountain Mari the same role mainly were played women. The Eastern Maris matchmaking took course with the help of married couple. The direct result of Russians influence to wedding rituals of the Mountain and the Meadow Mari, who were neighborhood with Russian people, was change Maris term of affiancer and matchmaking per loan-translation into Russian language in the beginning of 20 century. When Mari people had the matchmaking, they talked over the question of marriage portion and dowry, which had have some local differences in money quantity and a name of wedding roles. The end of XIX beginning of XX century according to pagan tradition into the matchmaking ceremony it was the ritual of consecration agreement of marriage. By the way the Mountain Mari in the same time the ritual of consecration agreement of marriage was transformed and become conducted in pursuance of Christian tradition. The offering prayers were in front of icons, after that was wedding rings exchange three times. One of imported elements in the wedding ritual complex of the Mountain Mari becomes like native it was the ritual of parents blessing. In such a manner, regarding matchmaking in the wedding ritualism of Mari, we can speak as in one hand about general elements, as in the other hand hard differences in the areal. In many respects the organization differences into matchmaking caused by cross-cultural communications. When the communications Mari and Russian were hand-to-mouth, for example, in situation with the Eastern Mari, whose wedding ritualism kept many archaic patterns. By contrast, part of the Meadow and Mountain Mari had importation in wedding ritual complex. Mari borrowed in part at Russian their wedding terminology (designation of svaha), the tradition structure electoral ranks, also were changed and their functions were partially transformed. Into contact area with Russian people it registered weakening of paganism and as consequence was simplication of the pagan ritual consecration agreement of marriage in some region it was complete commutation or rethinking certain magic rituals according Christian traditions.

Текст научной работы на тему «Сватовство у марийцев середины XIX начало XX В. »

2011 История №3(15)

VI. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

УДК 392.48

В.О. Белевцова

СВАТОВСТВО У МАРИЙЦЕВ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В.

Рассматривается сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий всего предсвадебного цикла в традиционной марийской брачной обрядности. Во многом формирование различных обрядов при сватовстве обусловлено меж-культурными контактами.

Ключевые слова: марийцы, традиционная свадебная обрядность, сватовство.

В середине XIX в. у всех этнографических групп марийцев сформировался единый свадебный ритуал, который в настоящие время получил название традиционного. Он состоял из пяти этапов: 1) выбор невесты; 2) сватовство; 3) сговор; 4) свадьба; 5) послесвадебные обряды. В статье предпринята попытка рассмотреть сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий в предсвадебном цикле традиционной брачной обрядности марийцев и выявить его основные структурные единицы, состав и функции главных действующих лиц, а также диалектные различия. Заключения брака посредствам сватовства в конце XIX - начале XX в. считалось наиболее правомерным актом оформления брака, при котором сохранялся весь цикл обрядов. Сватовство удыр йуктымашт (букв. пропой девушки) (луговые ма-рийцы)/сорасььшаш (восточные марийцы)/ыдыр йуаш (горные) было ключевым элементом в предсвадебном цикле.

В обряде сватовства у луговых марийцев большую роль играл тулар мари - сват; он был главным действующим лицом. Человека, по чьей рекомендации осуществлялось сватовство, называли ончыч коштшо, кокла коштшо, путлышо, тулар мари, куда мари (сватун), тамлуше, темче (сват), у горных марийцев - туклар мара (сват). С течением времени, видимо, под влиянием русского населения в марийской свадьбе определенную роль начинают играть женщины-свахи, хотя в традиционной марийской свадьбе этот персонаж отсутствовал. У восточных марийцев сватовство проходило при помощи супружеской пары - тулар тыши. У горных марийцев эту роль в основном выполняла женщина. Появляются специальные термины, обозначающие конкретных действующих лиц: ончыч коштшо вате (жена сватуна из деревни невесты), тулар вате (жена свата), сваха - вате, темлыше вате (сваха, сватунья).

Прямым результатом русского влияния на свадебный ритуал горных и луговых марийцев, соседствующих с русским населением, явилась смена в начале XX в. марийских терминов, обозначающих сватов и сватовство, русскими заимствованиями -сватояшъ, сват, сватун вате и сыватайаш, сваха — вате. Специальный костюм свахи марий ту-выр - марийское национальное платье, головной убор - остроконечный шымакш, каркасный сорока или мягкий полотенчатый шарпан-нашмак - указывал на цель визита гостей. Отличия в одежде сватов - характерная деталь не только для марийской свадьбы, но и других народов Поволжья, в частности чувашей [1], русских [2]. Обязательным участником являлся также отец жениха/крестный отец жениха. У марийцев Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии, помимо жениха, на сватовстве традиционно присутствовали сваты из деревни невесты - ончыч коштшо/кокла коштшо, крестный и родной отец [3].

При исполнении обряда значительную роль играло совместное пиршество, которое устраивалось в основном из принесенных со стороны жениха гостинцев. Обязательным было вареное мясо (гуся или утки), эгерче (пресные овсяные лепешки), каравай хлеба (тичмаш сукыр) [4. С. 158]. Горные марийцы брали в основном селмагинды (овсяные лепешки) [5. С. 231]. У моркинских марийцев девушка на обряде не присутствовала; если она была согласна на брак, то пряталась в таком месте, чтобы её могли найти, и это расценивалось как согласие; в противном случае сватовство считалось не состоявшимся [6. С. 56]. У марийцев Царевококшайского уезда в случае несогласия отца невеста сама выходила к сватуну и выпивала вино [7. С. 136]. При сватовстве обговаривался вопрос приданого и брачного выкупа, локальные различия которых проявлялись как в денежном размере, так и в названиях. В Козьмодемьянско-

Ветлужском районе калым получил название ално, а приданое - кузук; в Уржумско-Вятском и Кок-шайско-Приволжском районах - олно и кузык; ал-не и кузэк в Санчурско-Яранском районе [8].

Одаривание как характерная черта марийской свадебной обрядности было свойственно уже в предсвадебный период. В некоторых районах подарок невесты являлся символическим согласием на брак. Кроме того, вышитое полотенце, подаренное невестой жениху, служило неким знаком получения ею нового социального статуса. Одариваться также могли сваха, родственники жениха, в частности отец. У горных марийцев подарки - ми-неръ - подвязывали через плечо [9. С. 134]. Сам процесс одаривания сватов марийцы называли кнымыланн солыкым пуымаш (букв. дарение платков за согласие). У марийцев Моркинской волости Царевококшайского уезда этот обряд получил название удыр солык йумо (букв. дарение невестой платков) [10. С. 138].

В конце ХІХ - начале ХХ в. во время сватовства проводился обряд закрепления брачного договора молодых. Он получил название - шергаш вашталыш (букв. обмен кольцами). К примеру, А.А. Фукс описывала это следующим образом. Отец невесты, ожидая жениха, кладет на стол каравай хлеба и ставит блюдо коровьего топленого масла. Невеста дожидается в избе, стоя у печки. Встретив жениха, тотчас нарезают ломтиками хлеб и намазывают маслом. Жених первым берет ломтик и подает невесте, которая, откусив, передает его отцу. От него ломтик таким же порядком переходит к невесте и, наконец, возвращается к жениху, который должен съесть оставшийся кусочек [11. С. 225]. В некоторых местах Козьмодемьянского уезда при завершении этого обряда в качестве жертвы по маленькому кусочку хлеба бросали в огонь [9. С. 134]. Аналогичным образом поступали марийцы Уржумского и Яранского уездов, которые в огонь бросали хлеб, оставшийся после молитв [12. С. 59]. В Ветлужском уезде этот обряд проходил с поочередным распитием водки женихом и невестой и последующим троекратным обменом кольцами [7. С. 136]. Подобный обряд, но без свечи и молитв, исполняли восточные марийцы. Частично у горных марийцев в указанный хронологический период обряд освящения брачного договора видоизменился и проходил согласно христианской традиции [5. С. 231]. Моление проходило перед образами, после чего следовал троекратный обмен кольцами. Один из заимствованных элементов, прочно вошедший в свадебный комплекс горных марийцев на правах традицион-

ного, - это обычай благословения родителей [9. С. 133].

После получения согласия на брак и домашнего обручения следовал обряд удыр арака йуаш (букв. пропивать девичье вино), соответствующий по своей функциональной значимости русскому «запою» и означающий совместное пиршество вступающих в родство семей. Аналогичный обряд ыдыр йуаш во время сватовства проводился и у горных марийцев Козьмодемьянского уезда Казанской губернии [5. С. 231]. Мать невесты обходила соседей и приглашала принять участие в пиршестве. Во время сватовства у луговых и восточных мари девушка в знак согласия выйти замуж дарила жениху поясное полотенце, у горных - полотенце [4. С. 75]. У уржумских марийцев жениху и сватам подносили стакан с вином, покрытый полотенцем. После сватовства семьи активно готовились к предстоящей свадьбе, и в этот период могло проходить еще несколько ритуальных посещений дома невесты.

Таким образом, рассматривая сватовство в традиционной брачной обрядности марийцев, можно говорить как об общих элементах, так и о серьезных диалектных различиях. Во многом формирование различий при проведении сватовства обусловлено межкультурными контактами. Там, где культурные контакты марийцев с русскими были минимальными, например у восточных марийцев, свадебная обрядность сохранила много архаических черт. Напротив, у части луговых (Царевококшайский уезд) и горных мари прослеживаются заимствования в сфере семейнобрачной обрядности.

У русского населения марийцы частично заимствовали свадебную терминологию, изменения коснулись традиционного состава выборных чинов с частичной трансформацией их функций. Под влиянием христианизации изменяются и традиционные языческие верования марийцев, в большинстве случаев представляя синкретизм язычества и православия. Так, в контактной зоне отмечается ослабление язычества и, как следствие, упрощение языческого обряда освящения брачного договора, а в некоторых районах его полная замена, упрощение или переосмысление некоторых магических обрядов согласно христианской традиции. Заимствованные обряды, проводимые при сватовстве, переплетались с исконно марийской традицией и приобретали национальный колорит. Интересен тот факт, что зачастую они воспринимались представителями этноса как национальные.

Сватовство у марийцев середины XIX - начала XX в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура экстерриториальных групп (XVII - начала XX вв.). Чебоксары, 2007.

2. ЗоринН.В. Русский свадебный ритуал. М.: Наука 2001.

3. Полевые материалы автора - 2008 г. Республика Марий Эл, Кировская область.

4. Молотова Т.Л., Токсубаева Л.С. Функциональные особенности свадебной одежды марийцев // Современная обрядность народов среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казан. унта, 1990.

5. Кушелев П.С. Черемисская свадьба (Из быта черемис

Козьмодемьянского уезда Казанской губернии) // Марийский археологический вестник. Йошкар-Ола, 1998. № 8.

6. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887.

7. СмирновН.Н. Черемисы. Казань,1889.

8. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

9. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.

10. Евсеев Т.Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев // Марий Эл, 1927. № 10.

11. Фукс А. Записи о чувашах и черемисах. Казань, 1840.

12. Смирнов И.Н. Свадебный обряд марийцев // История и культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1994.