Научная статья на тему 'Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций)'

Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Свами Вивекананда / Ромен Роллан / веданта / христианство / Всемирный парламент религий / экуменизм / Восток / Запад / кросс-культурные взаимодействия. / Swami Vivekananda / Romain Rolland / Vedanta / Christianity / the world's Parliament of religions / ecumenism / East / West / cross-cultural interactions.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евгений Георгиевич Соколов

Статья посвящена проблеме соотнесения одной культурно-исторической традиции с другой, а также тому, каким образом проводятся «смысловые инъекции», посредством которых появляются неизбежные неаутентичные инвестируемой первичной культурой «рецептивные зоны». С. Вивекананда – одна из ключевых фигур в распространении представлений европейцев об Индии и индийском духовно-религиозном опыте. Р. Роллан – активный популяризатор идей и начинаний С. Вивекананды. Во многом благодаря этим фигурам создалось превратное впечатление о возможности постижения «индийскости» (ее корректная герменевтическая перекодировка) как таковой, на деле же происходила очередная ассимиляция Ино-опыта в привычный европейский контекст, поглощение последним первого. В статье проанализированы важнейшие тексты С. Вивекананды, в которых излагается его собственная трактовка индийской религиозно-философской традиции, и работы Р. Роллана, посвященные жизни и учению индийца. В обоих случаях имеет место не столько адекватная, т.е. корректная по отношению к передаваемому трансляция принципиальных смысловых канонов одной мыслительной практики (индийской, в частности – веданты) к другой (европейскойхристианский), сколько адаптация первой под режимы второй, что, в результате, с неизбежностью ведет к уничтожению первоисточника. Таким образом, ни о каком взаимодействии, тем более взаимовлиянии или понимании, между Востоком и Западом говорить не имеет смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Swami Vivekananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification)

The article is devoted to the problem of correlation of one cultural and historical tradition with another, as well as how "semantic injections" are carried out, through which the inevitable non-authentic invested primary culture "receptive zones" appear. S. Vivekananda is one of the key figures in spreading the ideas of Europeans about India and Indian spiritual and religious experience. R. Rolland is an active popularizer of ideas and initiatives Of S. Vivekananda. In many ways, thanks to these figures, a false impression was created about the possibility of comprehending the "Indian" (its correct hermeneutic recoding) as such, in fact, there was another assimilation of the Foreign experience into the European context, the absorption of the former by the latter. The article analyzes the most important texts of S. Vivekananda, which set out his own interpretation of the Indian religious and philosophical tradition, and R. Rolland's works devoted to the life and teachings of the Indian. In both cases, there is not so much adequate, i.e. correct in relation to the transmitted, translation of the principal semantic canons of one thought practice (Indian, in particular – Vedanta) into another (European-Christian), as adaptation of the first under the regimes of the second, which, as a result, inevitably leads to the destruction of the primary source. Thus, there is no sense in any interaction, let alone mutual influence or understanding, between East and West.

Текст научной работы на тему «Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций)»

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Институт философии Профессор, доктор философских наук

St. Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia Institute of Philosophy Doctor of Science (Philosophy), Professor EGSlov@gmail. com

СВАМИ ВИВЕКАНАНД И РОМЕН РОЛЛАН (ФЕЕРИЯ ИСКАЖЕНИЙ И ФАЛЬСИФИКАЦИЙ)

Статья посвящена проблеме соотнесения одной культурно-исторической традиции с другой, а также тому, каким образом проводятся «смысловые инъекции», посредством которых появляются неизбежные неаутентичные инвестируемой первичной культурой «рецептивные зоны». С. Виве-кананда - одна из ключевых фигур в распространении представлений европейцев об Индии и индийском духовно-религиозном опыте. Р. Роллан -активный популяризатор идей и начинаний С. Ви-векананды. Во многом благодаря этим фигурам создалось превратное впечатление о возможности постижения «индийскости» (ее корректная герменевтическая перекодировка) как таковой, на деле же происходила очередная ассимиляция Ино-опыта в привычный европейский контекст, поглощение последним первого. В статье проанализированы важнейшие тексты С. Вивекананды, в которых излагается его собственная трактовка индийской религиозно-философской традиции, и работы Р. Рол-лана, посвященные жизни и учению индийца. В обоих случаях имеет место не столько адекватная, т. е. корректная по отношению к передаваемому трансляция принципиальных смысловых канонов одной мыслительной практики (индийской, в частности - веданты) к другой (европейской-христианский), сколько адаптация первой под режимы второй, что, в результате, с неизбежностью ведет к уничтожению первоисточника. Таким образом, ни о каком взаимодействии, тем более взаимовлиянии или понимании, между Востоком и Западом говорить не имеет смысла.

Ключевые слова: Свами Вивекананда, Ромен Роллан, веданта, христианство, Всемирный парламент религий, экуменизм, Восток, Запад, кросс-культурные взаимодействия.

SWAMI VIVEKANANDA AND ROMAIN

ROLLAND (EXTRAVAGANZA OF DISTORTION AND FALSIFICATION)

The article is devoted to the problem of correlation of one cultural and historical tradition with another, as well as how "semantic injections" are carried out, through which the inevitable non-authentic invested primary culture "receptive zones" appear. S. Vive-kananda is one of the key figures in spreading the ideas of Europeans about India and Indian spiritual and religious experience. R. Rolland is an active popularizer of ideas and initiatives Of S. Vivekananda. In many ways, thanks to these figures, a false impression was created about the possibility of comprehending the "Indian" (its correct hermeneutic recoding) as such, in fact, there was another assimilation of the Foreign experience into the European context, the absorption of the former by the latter. The article analyzes the most important texts of S. Vivekananda, which set out his own interpretation of the Indian religious and philosophical tradition, and R. Rolland's works devoted to the life and teachings of the Indian. In both cases, there is not so much adequate, i.e. correct in relation to the transmitted, translation of the principal semantic canons of one thought practice (Indian, in particular - Ve-danta) into another (European-Christian), as adaptation

47

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

of the first under the regimes of the second, which, as a result, inevitably leads to the destruction of the primary source. Thus, there is no sense in any interaction, let alone mutual influence or understanding, between East and West.

Key words: Swami Vivekananda, Romain Rolland, Vedanta, Christianity, the world's Parliament of religions, ecumenism, East, West, cross-cultural interactions.

Индийскость» и, шире, «восточ-ность» давно уже вошла в обиход европейски-мыслящего и по-европейски выстраивающего свой жизненный проект человека. Несть числа событиям, вещам-предметам, аксессуарам, различным телесным и ментальным практикам, которые в своем первом (внешнем и декоративном) обозрении недвусмысленно указывают в «те земли» и «те горизонты». В ХХ веке, и уж тем более в наши дни глобальных и фатальных проникновений всего во все, это не просто изящная мода утонченного вкуса (как то было, например, со стилем шинуазри в Европе XVII и XVIII веков, или ориентализм в живописи, архитектуре, театре или музыке, когда художественная мода элит, оставаясь в замкнутом пространстве исключительно артистических деклараций, в принципе не могла притязать на значимое участие в формировании совокупной идентичности той или иной европейской культуры), но устойчивая составляющая повседневности. Тенденция повсеместного и, можно сказать, фатально-тотального, диффузного проникновения идий-скости в смысловые и процессуальные регистры практически всех уровней как общественного, так и индивидуального самосознания европейцев начиная с конца XIX века и до сегодняшнего дня расширяется, трансплантируется в новые горизонты, став необратимым детерминативом общемировых процессов. Однако, осмелюсь заметить, что никакой выработке общечеловеческого культурного эспе-

ранто, где сегменты, произросшие первоначально на полуострове Индостан, на равных с европейскими автохтонными структурами слагают на равных дивный ансамбль универсальной, т. е. равнопригодной для всех, всеобщности, не происходит. А потому, это мало чем отличается от кокетливого шинуазри. Разве что количеством принимающих участие и упорством свято уверовавших, что они «приобщены» и «познали» (либо - приобщаются и познают под руководством увешанных всевозможными дипломами гуру-гастролеров, руко- 48 водствующимися очень часто отнюдь не просветительскими мотивами): никакого понимания «ино-» не происходит, дело даже не доходит до корректных герменетивтических процедур чисто умозрительного толка. Речь идет о вольно-невольном поглощении одного культурного стандарта (из «далекой Индии чудес»), другим, европейским. Не познание Другого, но еще одно утверждение Своего.

Позволю себе воспоминания. Я, как и большинство моих современников, мнил себя «продвинутым» и «всерьез интересовался», даже имел, как мне казалось, не самое поверхностное представление о «всем восточном». Мой интерес можно списать на моду, но не в этом дело, ибо мода не может быть устойчивой и неизменной более века. Какого же было мое удивление, когда уже в университете я прослушал лекции В. И. Рудого по древнеиндийской философии и Е. А. Торчинова по древнекитайской философии, в которых речь шла не

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

о сугубо философических узкодисциплинарных установлениях, но об аутентичных регионам культурно-смысловых константах, и осознал, что все мои представления - не более, чем художественная греза или праздное мечтание, никакого отношения не имеющие к подлинности рассматриваемых феноменов. Смягчу выражение: имели к последним очень отдаленное отношение. Это не могло не насторожить и не привить оставшуюся до сего дня отнюдь не добрую скептическую иронию по отношению ко всем формам проявления ин-дийскости (и шире - инаковости) в повседневности. Далеко не всем повезло так как мне: лишь малое количество «с ума сходящих» по Востоку или «разочаровавшихся в своем собственном», а потому с рвением и надеждой туда устремившихся, имеют возможность о таком проведать. Подавляющее большинство «свято уверовали». И тут речь не только и не сколько о трудностях транспонирования одной культурной матрицы, одного культурного кода в другой (с этим еще можно было бы справиться), сколько о целенаправленной ретроактивной процедуре, в результате которой изначальное (Иное) по сути дела уничтожается. Это сродни тому, что происходит с подлинностью любого артефакта, когда он начинает циркулировать в пространстве масскульта: симфония-лайт, Гегель-лайт, Индия-лайт, по всякому случаю, каждый день и в любом костюме. Я не буду касаться фундаментальных проблем эвристически-позитивной возможности применения герменевтических процедур как таковых - они извечны, а потому - прокляты и бессмысленны (коли дело касается умозрительно-теоретических аспектов, практически же - так или иначе, ситуационно, оказио-нально, пусть и не всегда мирно разрешаются).

Остановлюсь на конкретной единичности -Индия и индийскость - и попробую проследить хронику событий.

Коли процесс не спонтанный, не заблуждение слепого случая, то должны быть творцы, радетели-зачинатели. У истоков нынешнего индийского оттенка в европейской культуре и в сознании европейца стоит символическая фигура Свами Вивекананды (Нарен-дататха Датты). Он первый совершил победный марш с Востока на Запад, проторив путь многим своим соотечественникам. Какова величина и каково значение Св. Вивикенанды в многотысячелетней духовно-религиозно-

мистически-философической традиции,

насколько он известен, любим, почитаем и уважаем (и что важнее всего - кем именно, за какие заслуги и в какие периоды истории) на 49 Родине, насколько он адекватно и аутентично — передал общие смысловые и операционные конститутивы (ежели таковые вообще существуют коль речь заходит о такой поликультурной среде, что всегда существовала на Индостане) своей страны - не берусь решать. Что, в общем и целом, для нашего разговора не имеет принципиального значения, ибо для среднестатистического «прогрессивно мыслящего» и «заворожено взирающего на Восток» европейца, он - великий проводник и вестник подлинной мудрости земли Индийской, принесший благую весть народам мира, чему свидетельство - бесчисленное количество изданий его выступлений и бесконечно количество разнообразных интитуализированных форм, многие из которых им были собственно-лично организованы, «пропаганды и агитации» (изучение, постижения и практического применения). Подозреваю, что столь юный человек (а скончался он в возрасте 39 лет, проведя боль-

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

шую часть последних пяти в разъездах по странам и континентам) в принципе не может считаться «серьезным вкладчикам» а сокровищницу национальной мудрости.

Первое и очень эффектное явление Свами Вивекананды европейскому (если уж быть совсем точным - европеизированному) миру произошло 11 сентября 1893 г. в Чикаго на Всемирном парламенте религий. Напомню, что в конце 19 века США - не центр и пуп всего мира, как то стало с середины 20, но - «поля и окраины» европейской вселенной, может быть не самые дикие и отдаленные на тот момент, но в любом случае - не определяющие векторы развития всечеловеческого мира. Не следует забывать также, что североамериканские просторы - «слабое звено» и мира христианского (в его двух вариациях - Католицизм и Православие, равно как и уже ставшими привычными «классическими» протестантскими ответвлениями), беспрерывно порождающее разнообразные еретические паллиативы. Да и само мероприятие - Всемирный парламент религий - «странное» мероприятие. И хотя значение его едва ли можно переоценить в рамках складывающегося на тот момент экуменического движение, однако за пределами сей, далеко не везде и не всегда модной инициативы, - едва ли всерьез принимаемое во внимание. Сама ситуация, время и место проведение (1127 сентября 1893 г., в рамках Всемирной выставки, т. е. одного из кочующего из страны в страну мероприятия, в Европе уже утратившего пафос новизны и превратившегося в развле-кательно-досуговое шоу), равно как и состав участников1, но ставит под сомнение притяза-

1 Римско-католическое официальное духовенство, все православные автокефальные церкви, лютеранская церковь, баптисты и мн. др. христианские

ние организаторов-инициаторов (североамериканской протестантской Лиги либеральных священников, поддерживаемых американскими же унитариями) на всемирность и вселен-скость. Еще большую двусмысленность и тематически-конфессиональную неразбериху всему собранию придали и четыре дня работы, специально отведенные Теософскому конгрессу, на котором с почетом присутствовали уже тогда осененные нимбом «одиозности» (во всех смыслах) дамы - Е. Блаватская и А. Безант. Говорили весьма эмоционально, но - о «странных вещах» и «очень странно». Так г-жа Безант повествовала о кармических закономерностях и реинкарнации в их соотнесении с текущими социальными проблемами, в частности - с «женским вопросом»; а У. К. Джадд (Джадж), ее друг и соратник по созданию Эзо- 50 терической школы - о реинкарнации как об — «утерянном звене христианства». В общем, было много всяких несуразностей, развенчивать которые не имеет смысла2.

конфессии отказались принять участие в парламенте. А глава англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский так и вовсе заявил, что поскольку христианская религия - единственная истинная религия, то он вообще не понимает, как христиане в принципе могут стать участниками парламента, изначально не признавая равенства религий. Представители же двух других всемирных религий -буддизма и ислама - и вовсе никак не отреагировали на присланные приглашения.

2 Показательно и то, что следующее, Второе заседание Всемирного парламента церквей состоялось через 100 лет, также в Чикаго, в память о Первом, и носило откровенно развлекательный характер («этнические» пляски, «фольклорная» музыка, «национальные» кухни, костюмы «стран и народов» мира, ремесла, разноцветный «культовый» инвентарь), лишь слегка прикрытый надлежащей случаю информационно-инструментальной риторикой (речами, воззваниями, обращениями, резолюциями, ре-

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

В таких вот странных обстоятельствах и выступил с пламенной речью Св. Вивекананда и произвел фурор на публику, закладывающей основы, как они полагали, всемирно-исторического общечеловеческого движения. Еще раз обращу внимание: представители ни одной из уже существующих на протяжении долгих веков (а потому выработавших четкие, более или менее ясные и строгие каноны своего бытования) духовно-религиозных традиций-практик-институций в работе Всемирного парламента участия не принимали. Ни со стороны Запада, ни со стороны Востока (Индостана - в том числе). Каковыми бы ни были личные (культурные, исторические, политические и др) заслуги тех, кто стоял за делегатами-парламентами, перед нами - очевидное собрание маргиналов (и в худшем, и в лучшем смыслах), а то и вовсе лишь «интересующихся вопросами...» дилетантов, которые едва ли могли похвалиться крепостью своих устоев, равно как и логической связностью своего мышления. Скорее даже наоборот: ввиду мен-тально-доктринальной «неуравновешенности и сумбурности» (не сказав - хаоса), присутствующие были готовы воспринять с энтузиазмом любое доступное, понятное и не требующее ни каких-либо знаний, ни критической мыслительной работы, речение и почить его настоящим откровением. Безусловно, это была весьма благодатная среда для восприятия поп- и лайт-версий. Едва ли сам Св. Вивекананда (в отличие от своих последователей-соплеменников, проделавших тот же путь с Востока на Запад, и сделавших на «индийско-сти» себе весьма успешную карьеру в запад-

шениями, подписями). Представительство Всемирных Церквей было на Втором заседании столь же «убедительным», как и на первом.

ном мире) отдавал себе отчет о том, где и перед кем он выступает, сознательно используя те или иные образно-риторические фигуры дабы воспламенить аудиторию и подвигнуть на деяния «мысли и духа», но попадание было абсолютным: он стал «звездой» парламента, а его речь - эпохальной и образцовой. И пишу я это без всякой иронии: он действительно прочертил магистральный путь проникновения Востока на Запад и определил его процедурно-процессуальные регламенты, равно как и привилегированные зоны подобных «истечений». Прежде всего, это - адресат: не шибко образованная и информированная, но «живо интересующаяся» и «не зашоренная христианской догматикой», но при этом считающая себя обладателем «широких взглядов», публика, Следующее - материал-субстрат, т.е. сама презен-тируемая доктрина (форма, стилистика, реаль- — ность, практика, опыт): она едва ли может всерьез претендовать на подлинность и аутентичность той системе, в которой черпает алиби и от лица которой говорит. Соответствия, коли они вообще имеют место быть, всегда - декоративны, формальны, условны. Это, в лучшем случае, «облегченные» и «адаптированные» версии. И последнее: дабы найти отклик и вызвать интерес, представляемое должно быть понимаемо и воспринимаемо публикой, т.е. оно должно уже находиться в горизонте ее, публики, сознания, не быть инородным и чуждым, но, напротив, знакомым и привычным. Это касается и слов, и системы аргументаций, и объяснений, и символики, и образно-тематических апелляций, и форм построения-конституирования, и характера самих смысловых зон, равно как и необходимости «встроить» весь конструкт в уже существующую мыслительно-идеологическую и повседневно-

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

институализированную практику. Одним словом: речь идет по сути дела о неизбежном (радикальном и тотальном) переформатировании всей первичной системы при ее трансляции и инкорпорировании в иноконтекст. В результате получается совсем иное, весьма отличное от первоисточника «по сути и по смыслу», формообразование, имеющее с первоисточником лишь формально-декоративные связи, используемые лишь в качестве «убедительных алиби» - пустых риторических ссылок. В нашем случае мы получаем Индию (индийскость, индийскую мудрость, веданту, йогу, восточную духовность), но - выхолощенную, очищенную, обрывочную и фрагментарную, нейтрализованную и приспособленную под нехитрые запросы европейского среднестатистического домохозяина или американской домохозяйки. Как именно это может происходить прекрасно продемонстрировал пример со

Св. Вивеканандой.

Вернусь к его выступлению в Парламенте и приведу несколько фрагментов патетической речи: «Настоящий съезд, который является одной из самых величественных ассамблей, когда-либо бывших, заключает в себе восстановление декларации к миру,.. Я - индус. Я сижу в своем маленьком колодце абсолютно уверенный, что этот мир и есть мой маленький колодезь. Христианин сидит в своем маленьком колодце и думает, что весь мир -это его колодезь. Магометанин сидит в своем маленьком колодце и думает, что это и есть целый мир. Я благодарю тебя, Америка, за великую попытку опрокинуть барьеры между нашими маленькими мирками, и я надеюсь, что в будущем Господь поможет тебе достичь этой цели... Три религии пришли к нам со времен доисторических и продолжают суще-

ствовать на земле - Индуизм, Зороастризм и Иудаизм (напомню, что представители официального иудаизма отсутствовали на Парламенте - Е.С.)... Индусы получили свою религию через Откровение, Веды. Вот я стою здесь, и если, закрыв глаза, я попытаюсь вообразить собственное существование - «я», «я», «я»... Какая идея предстанет передо мной? Идея тела. Что же я тогда, не что иное, как лишь сцепление элементов материи? Веды утверждают: «Нет». Я - дух, живущий в теле. Я - не тело. Тело умрет, но я - никогда. Все ли наклонности тела и ума объясняет наследственность? Есть две параллельных линии существования, одна - духа, другая - материи. Практика - лучшее доказательство теории, и в этом заключается вызов, брошенный миру. Итак, душа человека вечна и бессмертна, со- 52 вершенна и беспредельна, и смерть означает — лишь смену ее временного телесного средоточия... за каждой частицей или силой материального мира стоит Единый, «чьей волей возжигается огонь, задувает ветер, облака проливаются дождем и смерть шествует по земле». Какова же Его природа? Всемогущий и Всемилостивый, Он - вездесущ, чист и не имеет формы. «Ты наш отец, Ты наша мать, Ты наш друг возлюбленный. Ты есть источник всей силы - дай нам силу. Ты тот, кто несет бремя всей вселенной - помоги мне нести малое бремя моей жизни». Веды учат, что душа божественна, но опутана узами материи. цель религии Вед заключается в том, чтобы постоянной борьбой завоевать совершенство, достичь святости, постигнуть Бога, узреть Бога. И это постижение Бога, лицезрение Господа, становление сопричастным в совершенстве самому Отцу Небесному - провозглашает индуизм. Это религия общая для всех сект Индии.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

Буддисты и джайны не полагаются на Бога, но все усилия их религий сконцентрированы около великой идеи, лежащей в основе всех культов, - пробудить и реализовать Бога в человеке. Они не узрели Отца, однако они узрели Сына. Но тот, кто познал Сына, познает и Отца Небесного.. Отношения между индуизмом (под индуизмом я подразумеваю религию Вед (курсив мой - Е. С.) и тем, что мы сегодня называем буддизмом, более близкие, чем отношения между иудаизмом и христианством. Индуизм не может жить без буддизма, как и буддизм без индуизма. Надо понять, что показало нам это разделение. Буддизм не может выстоять без мудрости и философии брахманизма, так же как брамин - без Великого Сердца Будды. Это разделение между буддистами и браминами есть причина упадка Индии... и т.д.» 3. И из заключительного слова: «Парламент религий показал миру, что святость, чистота и милосердие не являются исключительной собственностью какой-либо одной церкви и каждая религия сформировала мужчину и женщину самого возвышенного ха-рактера»4. Уверен, что любой, прослушавший общий курс в любом университете мира по истории религий на подобные «откровения» лукаво и снисходительно улыбнется и посчитает автора либо мечтателем-сказочником (коли доброжелательно к нему расположен), либо -некомпетентным и ангажированным идеологической корыстью (ситуационной и контекстуальной) политиканом. Впрочем, реакция публики была совсем иной: «Доктор Дж. Холм, председатель Общего комитета Парламента религий, писал: «Свами Ви-

векананда имел замечательное влияние на аудиторию». Это подтверждало и то, что после своей первой речи Свами всегда выступал только в конце заседаний, как признанная звезда. Мерви-Мари Снелл писала: «Безусловно, самый важный и типичный представитель индуизма - Свами Вивекананда, который фактически, вне всякого сомнения, наиболее популярный и влиятельный человек в парламенте. Он был принят с большим энтузиазмом, чем любой другой спикер, христианин или язычник. Люди окружали его везде, куда бы он ни пошел, и с рвением внимали каждому его слову. Америка обнаружила Вивекананду и восприняла его как подарок миру из Индии»5.

Произведенный на публику Парламента религий эффект так и остался бы весьма локальным и канул бы в Лету вместе с неоправ- 53 данными амбициями делегатов, едва ли поро- — див сколь-нибудь значительное движение или хотя бы моду, если бы этим дело и ограничилось. Но далее последовали публичные лекции и выступления по городам и весям Америки -ну как ни удержаться и ни сказать - в поддержку проекта: Де-Мойн, Мемфис, Индиана-полис, Миннеаполис, Детройт, Буффало, Хартфорд, Бостон, Кембридж, Нью-Йорк, Балтимор и Вашингтон. Полномасштабное гастрольное турне проходило при неизменных аншлагах. Компания активно поддерживалась прессой (интервью, рассказы очевидцев, мнения «экспертов-специалистов», «журналистские расследования», свидетельства «компетентных источников»), «разогревавшей» заранее аудиторию. В общем - обычная, для нас сегодня вполне знакомая, поп-практика «раскрутки», направленная на рекрутирование как

3 Свами Вивекананда Всемирный Парламент Религий. СПб: О-во Рамакришны и др. 1993. С. 16-18.

4 Там же. С. 20.

5 Свами Вивекананда. Йога идет на Запад. М.: Афина, 2008. С. 123.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

можно большего числа адептов. Темы его выступлений весьма разнообразны. Кроме собственно религиозных вопросов и проблем, Св. Вивекананда говорил об индийских традициях, образе жизни индийцев, еде, повседневных обрядах и обычаях, музыке, литературе, об истории и искусстве Индии, т.е. он по существу закладывает основы и формы восприятия Индии европейцами. Создает центр веданты в Нью-Йорке, где читает лекции немногим желающим по веданте и йоге. Пределами США Св. Вивекананда не ограничился, прекрасно понимая, что для «завоевания мира» нужно утвердить себя в его центре, каковым на тот момент была Великобритания: «Британская империя со всеми ее недостатками - самая мощная машина для распространения идей, которая когда-либо существовала. Я собираюсь поместить свои идеи, - говорит он, -в центр этой машины, и они распространятся по всему миру... Духовные идеалы всегда являлись человечеству от тех народов, которые были попраны ногами (евреи и Греция)»6. И он совершает несколько поездок по этой стране, также имевших грандиозный успех. Оговорюсь: успех у широкой публики, среди обывателей. Ни ученые ведущих британских университетов, ни религиозные деятели англиканской церкви никак не отозвались на его выступления, никаких сколько-нибудь продолжительных и значимых контактов с английской интеллектуальной или художественной элитой того времени не завязалось.

Чуть более четырех лет длились гастроли нашего героя по европейскому миру. В 1897 г. он возвращается в Индию. «По приезде

6 Свами Вивекананда Жизнь и наследие // Свами

Вивекананда Четыре йоги. М.: Прогресс. 1994. С. 18.

в Индию Вивекананда развертывает весьма активную деятельность. Наиболее важное из этих начинаний - Миссия Рамакришны, в уставе которой записаны следующие цели: 1) «приготовлять людей к преподаванию знаний и наук, могущих служить к увеличению материального и духовного благосостояния масс»; 2) «поощрять искусства и ремесла и оказывать им поддержку». И наконец, 3) «внедрять и распространять» в массах ве-дантистские и иные религиозные идеи в том виде, как они были разъяснены в жизни Ра-макришны. Миссия открывает ряд школ и больниц, а в 1898 - 1899 гг. играет активную роль в борьбе с эпидемиями холеры и чумы»7. По всем параметрам - типичная благотворительная деятельность, распространившаяся в западном мире с середины XIX века, со всем 54 набором лукавства и слащавого умиротворе- — ния, направленная не на решение социальных проблем, но на мгновенную блокировку локальных зон «острой боли». Умер Свами Ви-векананда в 1902 году.

Таковы основные этапы жизни и поступки-действия. Но были еще и идеи. Обратимся непосредственно к ним, содержательным и доктринальным аспектам его многочисленных выступлений. Свами Вивекананда оставил довольно обширное текстовое наследие. Его труды за прошедшее столетие многократно издавались большими тиражами на многих языках. Более того, некоторые его работы обрели нешуточную популярность, стали чуть ли не бестселлерами. Во многом именно благодаря им сформировались общие (расхожие и наиболее распространенные) представления об индийской философии, мудрости и духовности. Сразу оговорюсь: сам Свами Ви-

Там же. С. 24.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

векананда ничего не писал. Изданное под его именем - расшифровка стенограмм, которые делались во время его публичных лекций. Отдельные книги-циклы составлялись из различных выступлений, в разных аудиториях и по разному поводу. Так что полагать, что в какой-либо из изданных работ изложена цельная и систематическая доктрина, и на этом основании пытаться реконструировать некий «связный концепт», было бы некорректно. Перед нами всегда - формально собранные под одной обложкой (и одним титулом) отдельные мысли, разрозненные высказывания, речения разные по стилю и форме изложения, которые с самого начала претендовали на логическую строгость и внятную систематичность. Целью - и она всегда достигалась - было «вдохновить и подвигнуть» аудиторию. Хорошо известно, насколько малоубедительно выглядят вдохновенные воззвания гениальных ораторов, ввергающие «в шок и трепет» слушателей, на бумаге. Кроме того, сам Св. Вивекананда, по-видимому, не придавал большого значения печатному слову. Как значится в редакторском введении в первом издании «Бхакти-йоги»: «Стенографические же записи. по расшифровке их, всегда полны пропусков, ошибок и прибавок. Так как сам Свами никогда не обращал большого внимания на эти записи и, посылая их в печать, только бегло проглядывал их и исправлял лишь бросающиеся в глаза погрешности, а иногда не делал и этого, то задача издателя оказалась крайне ответственною и трудною»8. Таким образом можно, не особенно греша против истины, сказать, что изданные под именем Вивекананды работы - результат интерпретаторской работы, сами по себе яв-

8 Свами Вивекананда Бхакти-йога. М.: АСТ, Фолю,

2004. С. 46.

ляются транскрипциями, текстами, ориентированными не столько на фиксацию и выражение первичного интеллектуального импульса, сколько на презентацию «в доступной и понятной (для читателя и зрителя) форме», т. е. популярной адаптацией.

Центральное место занимают его 4 йоги: Бхакти-йога, Жнана (Джнана)-йога, Карма-йога и Раджа-йога. В целом их можно рассматривать как своеобразный путеводитель по некоторым (представляемым в качестве основных) идеологемам-образам «совокупного восточного (индийского) знания», посредством которого, как то пытается внушить читателю автор, очерчивается горизонт бытия и сознания населения Индостана (вне зависимости от отдельных конфессиональных представлений-выражений). Это - базовые категории, посред- 55 ством которых мир мыслится, выражается и — существует. «Бхакти-йога»: Бог есть любовь. «Бхакти-йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви. Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу. «Бхакти, - говорит Нарада в своем объяснении ее афоризмов, -это напряженная любовь к Богу». - «Когда человек проникается ею, он любит все, всегда чувствует себя довольным и ни к чему не питает ненависти». - «Эта любовь не может сопровождаться мыслью о каких-либо земных выгодах», потому что, пока продолжаются земные желания, такого рода любви не бывает. «Бхакти выше кармы, выше йоги; последние имеют в виду цель, Бхакти же сама и средство и цель». различие между Знанием (Жнана) и Любовью (Бхакти) вовсе не так велико, как люди иногда воображают. Огромное преимущество Бхакти заключается в том, что она

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

представляет собою самый легкий путь к достижению высочайшей божественной цели -освобождения.»9. Бог - един: «Кто такой Ишвара? Ишвара Тот, от Кого исходит рождение, существование и конец Вселенной. Вечный, Чистый, Всегда Свободный, Всемогущий, Всеведущий, Всемилостивый, Учитель всех учителей; и прежде всего Он, Господь, по самой Своей природе - невыразимая Любовь. Это, конечно, определение личного Бога. Тогда, значит, есть два Бога, один - Существование-Знание-Блаженство философа и другой -Бог Любви бхакты? Нет, оба одно и то же; Существование-Знание-Блаженство также Бог Любви, безличный и личный в одном10. Целью бхакти-йоги является духовное восприятие. Хотя «каждой душе предопределено быть совершенною, и каждое существо в конце концов достигнет совершенства»11, однако на жизненном пути каждого человека подстерегают опасности и искушения (в частности «поклонения заместителям и изображениям» - идолам?), которые могут ему помешать достичь желаемого и предначертанного или - удлинить его путь. Дабы этого избежать, необходим учитель, который укажет верную дорогу. Этому посвящены разделы «Необходимость в Учителе» и «Качество желающего учиться и Учителя». Актом символической сопричастности является обращение к Мантре Ом, которая есть Слово и Мудрость. «Эти слова - символы, извлеченные из глубочайших духовных восприятий мудрецов, символизируют и выражают наиболее близко защищаемые или личные

взгляды на Бога и Вселенную»12. Для достижения избранного идеала (совершенства) имеются верные методы и средства: «Относительно метода и средств бхакти-йоги мы читаем в комментарии Бхагавана Рамануджи к Веданта-сутрам: «Достижение Того (Брахмана) является чрез распознавание, управление страстями, упражнение, жертвенный труд, чистоту, силу и подавление чрезмерной радости»13. Если исключить некоторые, не шибко многочисленные, используемые Вивеканандой термины, посредством которых фиксируется та или иная позиция-установка-мысль, то все сказанное вполне может считаться поп-изложением «совокупного» (вне конфессионального различения) христианства, т. е. непривязанного к какой-либо христианской традиции-школе-направлению-церкви.

56

Жнана (Джняна-йога: учение о майи. — «Почти все вы слышали слово майя. Обыкновенно его употребляют для обозначения обмана чувств, иллюзии, очарования. Я нахожу такое его употребление неправильным. майя веданты в последней форме ее развития - не идеализм и не реализм, и даже не теория. Она просто обозначение того, что представляем собой мы и нас окружа-ющее»14. Иначе говоря, майя - это система наших представлений о мире и о себе самом. Причем, основополагающие установки майи ничем принципиально не отличается от тех, что формируются на основе современных научных знаний, а во многих случаях их даже и опережают. В Жнана-йоге довольно много места занимают сравнения науки, научного

9 Свами Вивекананда Бхакти-йога. М. : АСТ, Фолю, 2004. С. 59.

10 Там же. С. 65.

11 Там же. С. 71.

12 Там же. С. 94.

13 Там же. С. 110.

14 Свами Вивекананда Джняна-йога. М.: АСТ, Фолю, 2004. С. 54.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

знания, научного мировоззрения с религиозным, в частности, с «ведантистским», между которыми нет непроходимой пропасти, ни даже - сколь-нибудь существенного противоречия, а все имеющиеся различия связаны с неизбежными окулярными изменениями, которые происходят при фокусировке внимания на отдельных предметных полях и горизонтах. «В философии Вед есть также теории возникновения жизни на земле, очень похожие на предлагаемые некоторыми новейшими учены-ми»15. «Разум ограничен, а за его пределы перейти невозможно. Человеческий разум не может отрешиться от понятий времени, пространства и закона причинности. Как ни один человек не может выйти из своей кожи, так никто не может выйти за пределы, определенные для него и всех нас законами времени и пространства. Всякая попытка разрешить вопрос о причинности, времени и пространства бесполезна, потому что сам вопрос уже заключает в себе признание существования этих трех, а это совсем не доказано. Что же говорит о существовании мира веданта? Она говорит, что этот мир не имеет существования безусловного, но существует относительно, существует по отношению к моему уму, вашему уму и умам всех остальных существ. Мы воспринимаем этот мир посредством наших пяти чувств, а если б у нас было еще шестое чувство, мир представлялся бы нам чем-то совсем другим; если бы было еще новое чувство, он казался бы нам опять другим и т. д. Поэтому мир не имеет существования, т. е. существования неизменного, вечного, независимого от способов его восприятия. Нельзя, однако, сказать, что он вовсе не существует, так как мы

его видим, ощущаем, живем в нем и действуем на него и посредством его. Поэтому вселенная, как мы ее воспринимаем, и существует и не существует»16. Определение майи происходит посредством перечисления «симптомов» ее присутствия в мир: смерть («Затем есть еще ужасная вещь - смерть. Весь мир идет к смерти. Все умирает. Все наши успехи, все, чем мы гордимся, - наши реформы, наша роскошь, наше богатство, наши науки; - все имеет один конец - смерть. Что все кончается смертью, в этом никто не сомневается. Города возникают и исчезают, государства создаются, процветают и распадаются, планеты разрываются и рассыпаются в пыль, уносимую атмосферами других планет. Это продолжается с безначальных времен. А где же конец? - Конец всего -смерть. Смерть - конец жизни, красоты, богат- 57 ства, могущества и добродетели. Умирают — святые, умирают и грешники; умирают короли, умирают и нищие. Все идут к смерти, и все-таки продолжается эта ужасная привязанность к жизни; мы не можем отделаться от нее. Это майя»17), противоречия сознания и познания («Опять майя, - страшное противоречие в нашем уме, нашем знании, нашей жизни и во всем нас окружающем. - Везде это ужасное противоречие; удовольствие, следующее за страданием, и страдание - за удовольстви-ем»18), зло и несчастья («Малейшая частица счастья, которым мы наслаждаемся, причиняет где-нибудь в другом месте равное количество несчастья. Такое положение оказывается постоянно везде и во всем, и найти разрешение вопроса, «зачем это так?» - невозможно. Нам каждый день говорят, что зато со временем все

15 Свами Вивекананда Джняна-йога. М.: АСТ, Фолю, 2004. С. 80.

16 Там же. С. 96.

17 Там же. С. 145.

18 Там же. С. 168.

| 4 (33) 2018 |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

будет хорошо. Хотя это более чем сомнительно, но, допустив даже, что это так, почему же это будущее достигается таким дьявольским способом? Почему добро получается таким скверным путем, а не путем добра? Почему в моих настоящих страданиях меня должно утешать то, что мои потомки в каком-то будущем веке будут счастливы? Это - тоже майя, и объяснения ей нет»19). И как некоторое итоговое разъяснение термина: «Мы видим, таким образом, что слово майя не предлагается как теория для объяснения мира. Оно только утверждение факта, что в самом основании нашего существования есть противоречие; что куда бы мы ни пошли, мы должны пройти через это ужасное противоречие. Таким образом, философия веданта не оптимизм и не пессимизм. Она берет вещи как они есть, признавая факт, что этот мир есть смешение добра и зла, счастья и несчастья. Увеличьте одно, и вместе с этим увеличится другое»20. Или: «майя ведантиста это природа, вселенная»21. Таким образом интерпретируемая категория майя оказывается практически синонимичной хорошо известной христианской - тварности. И дальше - уже знакомая и привычная любому европейцу оппозиция Божественного (Бхакти, мира горнего, духовного, совершенного) и тварного (майя, мир дольний, реальный, несовершенный). В этой же смысловой и концептуальной перспективе рассматривается человек (Человек действительный и кажущийся) и его свобода (Майя и Свобода), соотнесение человека (его-тварного) с его-абсолютностью (божественностью). Отдельный раздел посвящен рассмотре-

19 Свами Вивекананда Джняна-йога. М.: АСТ, Фолю, 2004. С. 170.

20 Там же. С. 185.

21 Там же. С. 196.

нию того, каким образом Бог становится Миром, а Бесконечное сопрягается с конечным, т.е. каким образом творится и воспроизводится Вселенная, или ведантистская версия теодицеи: «Абсолют стал Вселенною. Под вселенною здесь разумеется не только материальный мир, но также мир умственный, духовный, небо, земля и все существующее. Ум есть название ряда изменений, тело - название другого ряда изменений и т. д., и все эти изменения вместе составляют вселенную. Главная идея адвайты та, что Абсолют, рассматриваемый через время, пространство и причинность, представляется вселенною»22. В последующих разделах рассматриваются вопросы космогонические (Космос. Макрокосм), мирского устроения (Единство в разнообразии), способы выстраивания человеческой жизни (Реализа- 58

ция), и вновь антропологические, как итоговое -

соединение божественного и тварного (Бессмертие; Свобода души - «Душа и свобода -одно; Душа и существование - одно; Душа и знание - одно»23). И как общий итог: «Всем этим индийским системам, всем системам в мире, равно как и моим личным воззрениям, обща одна подразумеваемая идея, которую я назвал бы идеей о Божественности человека. Нет ни одной философской системы в мире, ни одной религии, которая бы так или иначе не учила, - в форме мифологии, аллегории или изящным языком философии, - что человеческая душа, какой бы она ни казалась и каково бы ни было ее отношение к Богу, - по существу чиста и совершенна, что по своей природе она сильна и свята, а не слаба и несчастна, и что ее представление о страдании и слабости требует объяснения. Грубые системы призы-

22 Там же. С. 199.

23 Там же. С. 214.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

вают к ответу за это падение личное зло, Сатану или Аримана. Другие, без всяких объяснений, стараются представить Бога и дьявола, как одно лицо, предназначающее одних страдать, а других наслаждаться. Наконец, третий

- более рассудительный - тип, признает тео-

24

рию майи»24.

Раджа-йога - так же, как и три другие йоги, идеологична, однако носит отчетливый дидактическо-методологический характер. По существу дела, это - одна из первых и очень удачных попыток легитимации нетрадиционной для европейца системы самодрессуры, телесно-ментально-психической настройки, идеология психо-соматического тренинга как такового. Очевиден прикладной характер лекций. Это - не собственного «система упражнений», но без таких вот, предварительных и фундирующих саму допустимость подобных практик «заботы о себе», разъяснений, едва ли «нетрадиционные физкультуры» стали бы топовыми и имели бы шанс распространиться по всему миру (европо-центрированному). «Не существует ничего сверхъестественного, говорит йог, но в природе есть явления грубые и явления тонкие. Тонкие суть причины, грубые

- следствия. Грубые легко могут быть обнаружены чувствами, тонкие - нет. Упражнения в раджа-йоге приводят к приобретению способности более тонких восприятий. Все ортодоксальные системы индийской философии преследуют одну цель, - освобождение души путем совершенствования. Методом для этого служит йога»25. «Все религии мира основаны на единственном всемирном и вечном основа-

24 Свами Вивекананда Джняна-йога. М.: АСТ, Фолю, 2004. С. 219.

25 Свами Вивекананды Раджа-йога. М.: АСТ, Фолю, 2004. С. 25.

нии всех наших знаний, - на прямом опыте. Но в большинстве религий, особенно позднейшего времени, мы находим странное утверждение, что такой опыт был возможен только для немногих людей, бывших первыми основателями религий, получивших от них и свои названия; настоящему же времени такой опыт якобы не доступен, и потому теперь мы должны принимать религию на веру. Я решительно отрицаю это»26. «Наука раджа-йога прежде всего имеет в виду дать человечеству средства для наблюдения внутренних состояний; орудие для этого - сам разум. Сила внимания разума, будучи правильно руководима и направлена на внутренний мир, исследует сознание и освещает для нас факты. Силы разума подобны рассеянным лучам света: будучи сосредоточены, они освещают все. Но, как 5д каждая наука требует известной подготовки, — как каждая наука имеет свой собственный метод, без следования которому мы никогда не поймем науки, так и в радже-йоге. . Чтобы достичь господства, приобрести власть над телом и сознанием, мы должны сначала прибегнуть к некоторым физическим средствам, а когда тело будет достаточно подчинено, можем попытаться обработать и сознание. Посредством обработки сознания мы приобретем способность управлять им, заставляя его работать в желаемом направлении и принудить его сосредоточивать силы, как мы хотим»27. И далее следует описание принципов телесно-ментальной дрессуры, состоящей из 8 ступеней постижения-приобщения, каждая из которых включает определенный настрой (предварительную подготовку) и особые упражнения («Упражнение абсолютно необходимо. Вы

26 Там же. С. 37.

27 Там же. С. 44.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

можете сидеть и слушать меня часами каждый день, но, не упражняясь, не сделаете ни шага вперед: здесь все зависит от упражнения»28). Положение тела, рук, ног, позы, ментальный настрой, сопровождение, сосредоточение и пр. - все это нам теперь хорошо знакомо и стало повседневностью любого европейца, который если и не сам практикует всевозможные пра-ны-осаны, то уж во всяком случае о них хорошо наслышан. Еще раз подчеркну: в Радже-йоге нет примеров и упражнений, это - не учебник и не самоучитель, но - обоснованное (как представляется автору), включающее многочисленные апелляции к «многовековому опыту мудрецов», указание на то, что нужно делать, на что обращать внимание, какие регистры сознания и тела вводить в игру, на чем концентрироваться и как управлять всем процессом (Психическая прана; Управление психической праной; Пратьяхара и дхарана; Дхья-на и самадхи; Раджа-йога вкратце, Конспект раджа-йоги, свободно переведенный из «Кар-ма-пураны»).

Центральное же место в системе Свами Вивекананды занимает Карма-йога, в которой содержится обоснование возможности применения на практике идей веданты. Насколько важен для него именно этот аспект - практическое применение - показывает и то, что к нему он возвращался множество раз по разному поводу, и даже ему посвятил отдельную книгу -«Практическая веданта», которая, впрочем, ничего принципиально нового по сравнению с Карма-йогой не содержит. «Слово карма производится от санскритского слова кри - делать; всякое действие есть карма. Технически это слово также значит - результаты действий. В

связи с метафизическими соображениями оно означает иногда результаты, причинами которых были наши прежние действия. Но в карма-йоге мы имеем дело со словом карма в смысле работы. Цель человечества есть знание, т. е. это единственный идеал. Человек представляет, так сказать, центр, привлекающий к себе все силы вселенной; в этом центре он сплавляет их всех и посылает дальше одним большим потоком. Такой центр и есть истинный человек, всемогущий, всеведущий, и он влечет к себе всю Вселенную; добро и зло, горе и радость - все стремится и льнет к нему; из них он образует мощный поток наклонностей, именуемый характером, и выбрасывает его из себя; имея силу втягивать в себя все, он имеет силу и выбрасывать»29. При этом важнейшей составляющей человека является свободный труд: «Никто ничего не может получить, если того не заслужил. Человек работает, руководствуясь различными мотивами; без мотива не может быть и работы. нужно работать ради работы. Мы должны всегда работать. Мы не можем и минуты прожить без труда. не следует презирать низшие виды работы. Бездеятельности следует всеми мерами избе-гать»30. Человеку не следует бежать от мира и мирской суеты, но даже и наоборот: «Окунитесь в жизнь мира, и только по истечении некоторого времени, когда вы выстрадаете и насладитесь всем тем, что он в себе содержит, придет отречение, а с отречением и покой. Утолите вашу жажду власти и всего остального, и после того как вы ее удовлетворите, настанет время, когда вы увидите, что все это очень маловажно; но пока вы не удовлетвори-

60

28 Свами Вивекананды Раджа-йога. М.: АСТ,

Фолю, 2004. С. 87.

29 Свами Вивекананда Карма-йога. Практическая веданта. М.: Амрита Русь, 2011. С. 46.

30 Там же. С. 57.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

ли этого желания, пока вы не испытали эту деятельность, вам невозможно достичь состояния покоя, ясности и самоотречения»31. При этом каждый человек велик на своем месте. Секрет же труда состоит в том, чтобы помогать другим людям: «Помогать другим физически, удовлетворяя физические нужды, - дело действительно великое, но помощь тем ценнее, чем больше нужда и чем, следовательно, больше значения имеет помощь. Если потребности человека могут быть удовлетворены на один час, то этим ему действительно оказывается помощь; если - на целый год, то оказанная помощь еще значительнее, но если его потребности могут быть удовлетворены на всю жизнь, это, конечно, будет самая большая помощь, какая только может быть ему дана. Духовное знание есть единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда»32. И в этом заключается долг человека: «Необходимо, изучая карма-йогу, определить, что такое долг. Если мне предстоит что-нибудь сделать, я прежде всего должен знать, что это мой долг, и тогда я могу делать это. Точно определить термин долг, подобно всякому другому отвлеченному понятию, невозможно. Мы можем составить себе идею долга, только зная его практическое действие и результаты. Долг редко бывает сладок. Что же такое, в конце концов, долг? В действительности это импульсы, идущие от тела и нашего пристрастия. Когда пристрастие кристаллизируется, мы называем его долгом»33. Но - обращаю на это внимание -помогая миру, мы, по сути дела, помогаем себе, и таким образом, главный долг - перед са-

31 Свами Вивекананда Карма-йога. Практическая

веданта. М.: Амрита Русь, 2011. С. 69.

мим собой: «Наша обязанность к ближним заключается в том, чтобы делать добро миру. Зачем же нам делать добро? По-видимому, для того чтобы помогать миру, но в действительности для того чтобы помогать самим себе. Мы всегда должны стараться помогать миру; таково должно быть наше высшее побуждение; но при тщательном рассмотрении мы видим, что мир вовсе не нуждается в нашей помощи. Наш мир не был создан для того, чтобы мы с вами ему помогали»34. При этом сама по себе жизнь - это вечная борьба: «Жизнь есть состояние беспрестанной борьбы между нами и всем, что вне нас. с прекращением этой борьбы прекратится и жизнь. Под идеальным счастьем подразумевается окончание этой борьбы. Но тогда и жизнь кончится, так как борьба может прекратиться только с прекращением жизни. Мы уже видели, что, помогая — миру, мы помогаем самим себе. Главная польза работы для других состоит в очищении самих себя»35. Заканчивается же книга разделом Идеал карма-йоги: «Величайшая идея в религии веданты состоит в том, что мы можем достичь цели различными путями. Пути эти можно разделить на четыре категории - путь труда, путь любви, путь изучения себя и путь изучения мира. Но не следует вместе с тем забывать, что эти подразделения резко не разграничены и не исключают друг друга, нередко сливаясь между собой. В конце концов все пути сходятся, соединяясь воедино. Все религии и все методы служения и работы приводят нас к одной и той же цели. Я уже пытался очертить эту цель. Это - свобода. Следовательно, карма-йога представляет систему этики и религии, имеющую целью достижение

32 Там же. С. 72.

33 Там же. С. 73.

34 Там же. С. 88.

35 Там же. С. 101.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

свободы посредством бескорыстия и добрых дел. Карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в Бога, может не вопрошать, что такое душа, и не думать ни о каких метафизических умозаключе-ниях»36.

Все вышеприведенное не нуждается в комментариях. Перед нами - очень схожий, если не сказать идентичный, вариант всем европейцам (и североамериканцем в том числе) прекрасно знакомый идеологический комплекс, свод постулатов, на которых зиждется и государственные, и индивидуальные принципы социального мироустройства со времен Великой Французской Буржуазной Революции. Задушевные и милые сердцу (сознанию) вот уже более двух веков максимы. Разумеется, приправленные «экзотическим антуражем» в виде пафосных апелляций к «вековечной мудрости Востока» и завораживающей терминологией. Это, вроде бы, другой, иной устой, но, в тоже время, очень пластично и органично вплетающийся в уже устоявшуюся социально-антропологическую легитимно-доминирующую структуру, ничего в ней не нарушая и нисколько не деформируя. А ключевые понятия-термины-принципы (долг, труд, Бог, любовь и пр.), так и вовсе - из протестантского «фразеологически-смыслового ядра», при этом избавленного он всякой пролетарщины и либераль-щины, а потому и не раздражающие всевозможными политическими коннотациями. Насколько представленное на суд европейцам Св. Вивеканандой является корректным изложением веданты (или какой-либо другой религиозно-философской системы Индостана) или находилось в «приемлемом» (т. е. не деформи-

рующей ее полностью) русле и стало продолжением-развитием - не берусь в полной мере решать. Так же как и то, насколько вообще здесь можно вести речь о существенном концептуальном вкладе мыслителя и развитии доктрины (будь то ведантической, или какой иной - индуистской? Буддистской? брахма-нистской?)37. Полагаю, что это и не входило в задачи Св. Вивекананды. И абсолютно уверен, что менее всего присутствующая на его выступлениях публика, ожидала спокойного, серьезного, грамотного и адекватного индийским и древнеиндийским источникам изложения, корректной реконструкции и ретрансляции основных положений той или иной школы, что вызвало бы у нее, публики, лишь скуку и раздражение. Каждая из сторон, по-видимому, получила именно то, что хотела: Запад - от- 62 кровение с Востока, ну а Восток - возмож- — ность рекламировать себя на Западе.

Однако, если бы дело ограничилось лишь этими гастролями, то, сколько бы громким ни был резонанс, скорее всего известность за пределы непосредственно внимавшим гуру с Востока, не вышла бы и в вслед за поколением благополучно канула бы в Лету. Выступления Св. Вивекананды, все же, проходили перед определенный публикой, весьма немногочисленной (при сопоставлении с общим населением, например, США, Великобритании или Европы) по количеству и не обладающей безусловно благонадежной репутаций ни у современников, ни у потомков. Да и время было тоже не простое: Первая мировая война и европейские революции многие вопросы-

36 Свами Вивекананда Карма-йога. Практическая веданта. М.: Амрита Русь, 2011. С. 134.

37 См.: Костюченко В.С. Вивекананда. М.: Мысль, 1977. 190 с.; и Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983. 272 с.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

проблемы-темы декадентской эпохи отодвинула на задний план, основательно перетряхнув и систему ценностей, и систему взглядов, любовно культивируемых в XIX в. англосаксонским миром. Но. Уже совсем в другое время, в другой стране, в иных культурных, бытовых, смысловых и артистических обстоятельствах случился впечатляющий рецидив, сделавший Свами Вивекананду вновь актуальным для европейца ХХ века. Ромен Роллан написал о нем две книги.

Обе - и «Жизнь Вивекананды», и «Вселенское Евангелие Вивекананды» - вышли в свет в 1930 году. Ромен Роллан к тому времени находился в зените славы и популярности: Нобелевский лауреат по литературе 1915 года («За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы»), автор многочисленных произведений различных жанров (циклы пьес, роман «Жан Кристоф», биографии -«Героические Жизни» - Бетховена, Микелан-жело, Толстого, три сборника антивоенных статей; несколько работ, посвященных музыкантам как прошлого, так и настоящего; «Декларация независимости духа» и пр.), издающихся огромными тиражами и переведенные почти что на все европейские языки, лично знавший или состоявший с переписке со знаковыми фигурами эпохи - Л. Толстым, Максимом Горьким, В. И. Лениным, И. В. Сталиным, З. Фрейдом, А. Эйнштейном, А. Швейцером и др., имевший длительные (с начала 1920-х до самой смерти в 1944 г.) и далеко непростые (от активной и восторженной поддержки до осуждения и негодования по поводу репрессий) отношения с СССР и его элитой, активный антифашист и участник пацифист-

ских движений, наконец, профессор Эколь Нормаль и Сорбоны, самых престижных высших учебных заведений Парижа. Словом -весьма уважаемый и властью, и художественно-артистической элитой, и широкой читающей публикой человек, обладающий безусловным авторитетом как во Франции, так и далеко за ее пределами. Восток - в частности Индия -это последнее из его пристрастий: «Махатма Ганди», 1924; «Ответ Азии Толстому», 1928; «Жизнь Рамакришны», 1929; «Жизнь Ви-векананды», 1930; «Вселенское Евангелие Ви-векананды», 1930. После издания этих книг он лишь завершал уже начатое (роман «Очарованный странник», огромная книга посвященная Бетховену «Бетховен. Великие творческие эпохи»), или вспоминал прожитое, продуманное и прочувствованное («Спутники», «Внут-

63

реннее путешествие», «Кругосветное плава- — нье», «Пеги», центральным персонажем которой стал его близкий друг, поэт, полемист, издатель, редактор литературных журналов и обозрений). Все три книги, посвященные мыслителям Индии (Ганди, Рамакришна и Ви-векананда), по жанру - беллетризированные биографии, в популярной, понятной и доступной форме рассказывающие о жизни выдающихся людей. Сам жанр (среди родоначальников - Л. Стрейчи, А. Моруа, С. Цвейг) - сравнительно молодой, возникший в 1910-1920-х годах прошлого века, с самого начала и до сего дня - невероятно популярен. По сути, это -род художественной литературы: некий роман о выдающихся людях, где факты жизни того или иного человека переплетены с вымыслом, а историческая реальность так или иначе всегда подчинена логике и принципам конструирования художественной реальности. Наивно полагать - и уж тем более основывать свое

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

мнение о том или ином и историческом герое (об эпохе, о времени, о стране), - что перед нами «свидетельства»: автор всегда сочиняет за своего героя поступки, мысли, желания, помыслы, побудительные импульсы. Перед читателем - не исторически-научное сочинение, преследующее цель адекватно реконструировать прошедшее время в его значимых персонажах, но - авторская фантазия художника даже и тогда, когда все приведенные факты и обстоятельства вроде как соответствуют зафиксированным и удостоверенным различными источниками, не искажены и не придуманы. Р. Роллан, как в последующем писали исследователи, был очень корректным и внимательным жизне-писцем: все приведенные в его биографиях факты жизни Ганди, Рамакришны и Вивекананды не противоречат тем сведениям, которыми мог бы обладать и ученый европеец на тот момент. Но и все равно: едва ли герои его, Р. Роллана, книг походили на свои исторические прототипы. Следует указать и еще на один, широко распространенный в европейской литературной традиции на протяжении очень долгого времени, с распространением христианства, и прекрасно знакомый даже необразованному обывателю жанр - жанр Житий святых, обладающий собственным каноном и стилистическим этикетом в не меньшей степени, чем необходимым набором тем, сюжетов, примеров и назидательных наставлений. И по смыслу, и по букве биографии индийцев в изложении Р. Роллана - это Жития святых. Нехристианских святых. Поэтому-то, уверен, опубликованные книги были с восторгом приняты публикой: это вроде как Жития, но - занимательные и лишенные христианского привкуса, который в Европе ХХ века далеко не всем был по душе.

Вторая книга Р. Роллана, специально посвященная изложению взглядов Свами Ви-векананды «Вселенское Евангелие Вивеканан-ды» вышла в свет в том же в том же 1930 году.38 Несколько предварительных и, казалось бы, сугубо формальных замечаний, которые уже с самого начала если не целиком и полностью определяют содержательные моменты изложения, то, в любом случае, достаточно четко очерчивают фарватер, по которому скользит мысль автора. Название: «Вселенское» - греч. кабоХгко^ - лат. СмкоМазтт; «евангелие» - греч. етуувХюу «благая весть». Можно было бы и так перевести: «Католическое благовестие от Вивекананды», что в полной мере отражают мировоззренческие установки писателя. Сам текст книги представляет собой совмещение авторских рассуждений, 64 подтверждаемых многочисленными цитатами — (их удельный вес составляет чуть ли ни половину текста) из разных работ (стенограмм лекций и выступлений) Вивекананды. Причем сами первоисточники не излагаются последовательно в их логическом и тематическом разворачивании, когда та или иная фраза или мысль находится в окружении других, но - набор разрозненных утверждений, цитаты вырваны из контекста и «говорят не от себя» (от Ви-векананды), но лишь в качестве иллюстрации-подтверждения и созданию иллюзии «объективного алиби» мыслям Р. Роллана. Прием построения текста хорошо известный со времен поздней христианской экзегетики. Имена-авторитеты, к которым, помимо Р. Вивекананды, апеллирует писатель: Плотин

38 И, что можно считать весьма показательным, переведена на русский язык и издана в СССР в 1936 году, почти что в кульминационный момент «сталинского мракобесия/террора».

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

Александрийский, Иисус Христос, Дионисий Ареопагит, Б. Паскаль, У. Уитмен, граф Кей-зерлинг, И. В. Гете, Мейстер Экхарт, Франциск Сальский (французский святой), Я. Ван Рейсбрук (южнонидерландский (фламандский) мистик, святой католической церкви), Д. Ч. Боз (английский физик и биолог), Гераклит Эфесский, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Ч. Дарвин, Р. Эмерсон, К. Г. Юнг, Л. Н. Толстой, У. Джемс, Вергилий, С. Ориген, св. Бонавентурой, св. Фома, Я. Беме, Ангелус Силезиус, Б. Спиноза. Круг соотечественников Вивекананды гораздо более узок и исчерпывается именами Шанкары, М. Ганди 4 А. Гхоша, Р. Тагора и Рамакришны. Пространно комментировать этот список нет нужды: перед нами «джентельменский набор» из активного культурного и мировоззренческого архива французского респектабельного интеллектуала периода между двух мировых войн. Уже из этих формальных характеристик вполне можно предположить, о чем книга, что и как скажет автор, Р. Роллан.

Основные мысли писателя достаточно просты и привычны для европейца ХХ века. Если убрать свойственные автору, возвышенную патетичность, пафос, эмоциональность, напыщенность слога, а также призванные верифицировать собственные «откровения» отсылки к текстам и именам «союзников», то получим следующее. Современная наука ничуть не противоречит религии, даже и более того, учение Вед (Ведантизм) вполне с ней согласуется: «Я же думаю остаться верным истинной мысли великого Ведантинзма наших дней в том виде, как он воплотился в Вивекананде, и, наоборот, показать, что его представление о природе, не слишком отличается от представ-

лений современной науки»39. Цель обоих -Свобода: «Для обеих, для науки и для религии, первоначальный импульс один и тот же. Едина и их вожделенная цель: Свобода. Ибо ученый, верящий в законы природы и стремящийся их открыть, не для того ли хочет этого, чтоб стать их господином и подчинить их духу, освободившемуся через их познание? А религии всех времен - чего они искали? Та же высшая свобода. Здесь не идет уже речь о науке или религии, о неразумном или разумном, о добре или зле, о любви или ненависти: «все существа без исключения слышат голос, призывающий их к свободе». Дело идет, значит, не о том, чтобы открыть к ней неизведанный путь, а о том, чтоб объяснить потерявшим голову людям, что тысячью путей, более или менее верных, более или менее прямых, они идут к

65

ней все»40. Но за свободу надо сражаться: — «Лучше умереть на поле битвы, чем жить, потерпев поражение!» Этот мощный голос древней Индии, звучащий вновь из уст Ви-векананды, и есть, по его мнению, девиз, лозунг, начертанный на знамени всех религий»41. Один из путей достижения - практика йоги («иоги. Это - союз с Богом и способы его достигнуть»42. Для западного человека, для которого истина всегда сопряжена с действенным исканием свободы, предлагаемые индийцами рецепты преобразования мира - слишком созерцательны. Но это не соответствует действительности: лишь недалекие обыватели, в основном американцы и англичане («Среди этих дураков американские англо-саксы стоят на

39 Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды // Роллан Р. Собр. соч., т. 20. М.: Кооперативное издательство «Время». 1936.

40 Там же. С. 21.

41 Там же. С. 34.

42 Там же. С. 45.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

первом месте»43) не понимают потенциал восточных философий: «для восточного философа мышление не ограничивается одним только разумом, и, во-вторых, мысль есть действие, и лишь действие придает ценность мысли. Раз эта истинная наука должна быть действенной, чтобы не оказаться простой игрой ума, она должна быть способна влиять на всех людей. А так как люди в основном сводятся к трем главным типам: Активному, Эмоциональному и Рассудочному, истинная наука приняла три формы: Труда, Любви и Знания (Карма, Бхак-ти и Джнана»44). И именно об этих путях поведал Западному миру Вивекананда в своих четырех Евангелиях (йогах). Евангелие Труда - Карма-йога. Евангелие любви - Бхакти-йога, которому Вивекананда придавал наибольшее значение. Любовь к Богу - средоточие и основа любой другой любви. Она включает, по мысли Свами, пять этапов Божественной любви: «1. Человек боится и нуждается в помощи. 2. Он видит в Боге - отца. 3. Он видит в Боге -мать. (И лишь с этой ступени начинается истинная любовь, ибо только здесь она становится интимной и чуждой страха.) 4. Он любит ради любви к любви - вне всяких качеств - за пределами добра и зла. 5. Он осуществляет любовь в божественном союзе - Единство»45. И третий путь - путь самого Вивекананды -путь Познания, Джнана-йога, «который мог бы быть назван его именем, ибо он представляет путь «Различия» (Вивека); это - тот путь, на котором могут и, по его мнению, должны соединиться Восток и Запад: Джнана-иога - путь

43 Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды // Роллан Р. Собр. соч., т. 20. М.: Кооперативное издательство «Время». 1936. С. 51.

44 Там же. С. 69.

45 Там же. С. 76.

"осуществления"»46. Немало важно и то, что «Особенность индийской Раджа-иоги в том, что она создала детально разработанную и применяемую в течение веков науку о способах достигнуть сосредоточения и властвовать над духом. Под словом «дух» индусский иогин разумеет в равной мере и орудие и объект по-знания»47. И, наконец, четвертое Евангелие -Раджа-йога, которая по своей сути «есть наука овладения внутренними состояниями, именно в этой науке философ должен искать способов управлять орудием своей мысли»48.

Таким образом, главной идеей Ви-векананды было единство и общность всего человечества, его, человечества, универсальная цельность. В этом - суть и смысл любой подлинной религии: «"Религия" для Ви-векананды - синоним "универсализма" духа. И

66

только когда "религиозные" понятия достигнут — этого универсализма, религия достигнет своего завершения»49. Но и именно это провозглашает наука как таковая и учение ведантизма. Однако, далеко не все религиозные системы, равно как и современные политики, такое универсальное единство всего человечества приветствуют и признают» «В сущности, камнем преткновения на пути взаимного понимания, главнейшим препятствием для встречи людей является как раз то слово, назначение которого - объединять их, слово «Бог», которое прикрывает все различные значения мысли: узы всяческих притеснений, как и ясное око Свободы. Вивекананда отчетливо сознавал это. Идеи универсализма и духовного братства носятся сейчас в воздухе. Но правительства и

46 Там же. С. 80.

47 Там же. С. 86.

48 Там же. С. 102.

49 Там же. С. 112.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дальновидные люди стараются обратить их в свою пользу. Вивекананде не нужно было жить в эпоху памятной "Войны Права и Свободы", чтобы увидеть эксплуатацию идеализма, колоссальное Лицемерие, достигающее апогея в наши дни в Женеве, Париже, Лондоне, Вашингтоне и у их приспешников, будь, они союзниками или врагами. "Патриотизм, -говорит он, - находился в стадии квазирелигиозного символа веры". Однако слишком часто он является лишь маской для эгоизма. "Любовь, Мир, Братство и т. п. стали для нас словами... Каждый кричит: Всеобщее братство. Все мы равны... " И сейчас же вслед за этим восклицает: "Образуем секту»50. Реальной же целью - отнюдь не фантазией и не тщетной мечтой - является создание Града Человека: «Равновесие и синтез - эти два слова характеризуют конструктивный гений Ви-векананды. Все пути духа: четыре объединенные иоги, отречение и служение, искусство, наука, религия и действие, от самого духовного до самого практического. Каждый из путей, которым он учит, имеет свои пределы. Но сам он их перешел. Он охватывает их все. На своей квадриге он держит вожжи четырех путей истины: любви, разума, труда, силы. По всем четырем он одновременно приближается к Единству. Это - полная гармония энергии человека»51. И это свет Града Человека, по мысли Р. Роллана, исходит из Индии. Именно он оплодотворит и преобразит западный мир: «Мир находится перед лицом воскресшей Индии, великое тело которой, простертое на гигантском полуострове, расправляет члены и

50 Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды // Роллан Р. Собр. соч., т. 20. М.: Кооперативное издательство «Время». 1936. С. 144.

51 Там же. С. 150.

вновь собирает свои разбросанные силы»52. И как итог всему сказанному: «В чем же состоит сущность идей, называемых Ведантизмом?.. они сводятся к двум основным положениям: 1) о Божественности человека; 2) о преобладании духовности в жизни. Основные следствия, вытекающие отсюда, суть: 1) что каждое общество, каждое государство, каждая религия должны быть основаны на признании глубокого и скрытого Всемогущества человека; 2) что все интересы человечества плодотворны лишь тогда, когда они руководятся и направляются высшей идеей духовности жизни. Что же касается Божественности человека, то возможно, что подобное представление не является плодом христианства или греко-римской культуры. Идя своими собственными путями, человек Запада, руководящий своим разумом, сво-

67

ей наукой и своей гигантской волей, встретил- — ся на перекрестке с ведантической мыслью, происшедшей от общих с ним великих предков, арийских полубогов, которые в расцвете

53

героической юности»53.

Нет нужды опровергать, спорить, тем более уличать Р. Роллана в сознательных или несознательных теоретических огрехах, близорукости или абсолютном непонимании тех процессов, что определяли облик мира между двух мировыми войнами. Он - гениальный художник. А значит - опытный идеолог, творец «легенд и мифов», тех образных отражений, в которых эпоха желает себя мыслить и представлять. Безусловно, нынешний глобализм имел множество исторических предшественников, среди которых универсализм, импер-скость, экуменизм, вселенское Всеединство (на той или иной основе, в том числе - и на науч-

52 Там же. С. 160.

53 Там же. С. 177.

| 4 (33) 2018 |

Евгений Георгиевич СОКОЛОВ / Evgeniy SOKOLOV

| Свами Вивекананд и Ромен Роллан (феерия искажений и фальсификаций) / Swami Vive -kananda and Romain Rolland (Extravaganza of Distortion and Falsification) |

но-позитивной) - среди наиболее востребованных и часто воспроизводимых идеологем. Едва ли Свами Вивекананда был проводником этой, и по сути, и по букве, исключительно европейской и христианской культурной предустановки. Как-никак он был все ж-таки индийцем, хоть и прошедшим дрессуру западноевропейского университетства. Однако, он предоставил тот «вербально-концептуальный» субстрат, который мог быть в принципе адаптирован и интегрирован в общую структуру европейской культурной традиции, ибо являл собой некое довольно сумбурное, хаотичное, разрозненное, никак не структурированное, «неукорененное в ядре», весьма простое для восприятия обывателя, «собрание максим», которое невозможно редуцировать ни к одному из философско-религиозных течений Индостана. Иначе говоря, нуждающийся во вторичном конституировании (по той или иной концептуально-идеологической матрице), упорядочивании и перекомпоновке. Поскольку же сам субстрат изначально не предопределял «из себя» комбинации и варианты соединения-сочленения отдельных элементов-структур, то

мог быть адаптирован к любой предуставке: религиозной, атеистической, познавательной, культурной. Иначе говоря: материал, идеально подходящий для использования в масскульте. И, разумеется, в идеологических программах. Вариант и схематику идеологического перекодирования, адаптации Востока к Западу, мы и найдем в работах Р. Роллана, которая есть еще одна, вполне современная, основанная на стилистически пристойных для эпохи вербально-риторических фигурах, поп-версия христианской католической (но без труда конвертируемой и в другие христианские под-религии) доктрины. Ну, а как это происходит в «стихии жизни», в нашей повседневности, мы видим каждый день во всяких «суши-барах», «боевых искусствах», «тантрически-йогических» практиках и упражнениях, кришнаитах, нетрадици-

68

онных медицинах, медитациях и прочих «глу- — постях», которые хоть и мало что нам скажут о Востоке, и уж точно к нему не приблизят, но лишь повторят наше же собственное представление, и, безусловно, разукрасят и разнообразят, в общем-то, унылую жизнь европейского обывателя «экзотическими прихотями».

| 4 (33) 2018 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.