Научная статья на тему 'Свадебный обряд мордовского населения Алтайского края: традиции и современность (по материалам полевых исследований)'

Свадебный обряд мордовского населения Алтайского края: традиции и современность (по материалам полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчарова М. А.

The work is devoted to the characteristic wedding customs at the Mordovian population of Altai territory. The author shows the changes within the ceremony form and contents as well as functions of customs under influence of political, social and economic conditions. It was possible to find out, that the wedding ceremony preserved its general structure in zones of the local Mordovian settlings up to the middle of the 20th century though some traditional features were lost. The Mordovian wedding of the 21st century has combined a lot of new ideas; but separate traditional elements continue to exist in it till present. The wedding ceremony authorizes family and ethnic values in public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING CEREMONY AT THE MORDOVIAN POPULATION OF ALTAI TERRITORY: TRADITIONS AND THE PRESENT (on materials of field researches)

The work is devoted to the characteristic wedding customs at the Mordovian population of Altai territory. The author shows the changes within the ceremony form and contents as well as functions of customs under influence of political, social and economic conditions. It was possible to find out, that the wedding ceremony preserved its general structure in zones of the local Mordovian settlings up to the middle of the 20th century though some traditional features were lost. The Mordovian wedding of the 21st century has combined a lot of new ideas; but separate traditional elements continue to exist in it till present. The wedding ceremony authorizes family and ethnic values in public opinion.

Текст научной работы на тему «Свадебный обряд мордовского населения Алтайского края: традиции и современность (по материалам полевых исследований)»

TRADITIONAL CEREMONIES AND HOLIDAYS OF SPRING-SUMMER CYCLE AT RUSSIANS IN SIBERIA: VEGETATIVE AND ORNITHO-MORTHIOUS SYMBOLISM

IN SOCIO-AGE HIERARCHY

G.V. Lyubimova

On the basis of the archival, published and field materials the study examines the role of ritual symbols of vegetative and ornitho-morth origins of traditional festive culture within the Russian population of Siberia. The focus of the work is typologically similar ceremonies of a spring-and-summer cycle (such as «funeral of a cuckoo», «seeing off a birch», «carrying an ear», etc.) their comparative analysis allowed the author to relate them to transitive ceremonies of the maiden majority and to reveal ritual forms where appeared changes of the socio-age status of participants.

© 2009

М.А. Овчарова

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД МОРДОВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(по материалам полевых исследований)

Время появления первых мордовских переселенцев на землях Алтая определить сложно. До середины XIX в. они осваивали Томский и Мариинский округа, создав несколько районов относительно компактного расселения; хотя в основном мордва была дисперсно распределена в русских деревнях.

Алтайский горный округ на тот момент был закрыт и мордовские переселенцы, избегая приписки к кабинетским заводам, старались остановиться на государственных землях. С открытием Алтайского горного округа для переселенцев в 1865 г. мордва приняла активное участие в его заселении. Из всех новоселов, прибывающих в Томскую губернию (к которой в то время относился Алтай), мордовские переселенцы (в конце XIX в.) насчитывали 0,7 % (14888 чел.)1.

Основной зоной расселения мордвы в этот период стало Бийское Приобье. В Барнаульском округе проживало 47 % всего мордовского населения губернии — 7033 чел. (1,2 % по округу); в Змеиногорском округе мордва составляла 1716 чел. (0,7 % населения) и стояла на третьем месте после русских и казахов; в Бийском — 1396 чел. (0,4 % населения).

Отличительной особенностью расселения мордвы на Алтае периода Столы-пиской аграрной реформы стало образование этнически однородных поселений. В 1906—1911 гг. поменялся социальный состав мордовских переселенцев — это были представители беднейших слоев, которые нуждались во взаимной поддержке. В тот период на Алтае было образовано более 40 поселков с преобладанием мордвы, и в их числе — 25 моноэтнических.

Процесс переселения продолжился в 1920-1930-е гг. Как известно, засуш-

ливое лето 1921 г. погубило посевы в 37 российских губерниях. Число голодающих составляло, по официальным данным, почти 40 млн чел. Среди переселенческого потока из Поволжья, прибывающих в Алтайскую губернию, мордва составляла значительный процент. Согласно переписи 1926 г., в Сибирь прибыло 107794 чел. мордвы. В этот период только в Барнаульском округе мордвой было образовано 19 поселков2.

Основными зонами компактного расселения мордвы в начале ХХ в. стали северные и северо-восточные районы Алтайского края — территория Причу-мышья, где возникли моноэтнические поселения и сложились эрзянская и мокшанская зоны. В Приобье расселение мордвы имело, как правило, дисперсный характер; в старожильческих селениях возникали отдельные «мордовские края» и улицы.

Специфическими были условия расселения мордвы в западных районах Алтайского края — в Кулундинской степи, не пригодной для традиционной системы хозяйства мордвы, ориентированной на животноводство и промыслы. В входе внутренней вторичной миграции, поздние переселенцы часто покидали эту зону, перебираясь в северные и восточные районы Алтая.

Проживание мордвы в иной природной среде в иноэтническом, преимущественно русском, окружении стимулировало процессы хозяйственной адаптации и аккультурации. Однако долгое время мордовские переселенцы сохраняли языковое и культурное своеобразие. Исследования показали, что в мордовских селах быстро исчезли традиционные технологии, более устойчивыми были обрядовые традиции.

Традиционная обрядовая культура мордвы имела сложную многоуровневую структуру. Основанием многих обрядов и обычаев (семейных, календарных и др.) являлись дохристианские верования. С принятием христианства многие из них приобретали синкретичный характер. Архаичные воззрения на природу, на процессы жизни и смерти отличались большой устойчивостью. Среди мордовского населения Алтайского края до сих пор сохраняются представления о Ве-ряве и Ведяве (матери леса и воды) и о домовых, представления, связанные со свадебными церемониями, погребальными и заупокойными практиками.

Решающее значение в сохранении мордовских традиций имеют семей-но-брачные связи. Ориентация на моноэтнические браки до середины XX в. способствовала сохранению культурно-языкового пространства мордвы Алтайского края. Однако развитие межэтнических контактов в различных областях существования мордовского этноса предопределило размывание его границ и традиционной культуры. Постепенно формировался особый комплекс обрядовой культуры, в котором соединились аутентичные компоненты и заимствования.

Общепризнанным является мнение, что система обычаев и обрядов, символическим образом знаменующих значительные события в жизни людей — одна из существенных характеристик этноса. В этнографической литературе понятие «обычай» трактуется как некое социальное правило, норма поведения, а «обряд» — как воплощение той или иной нормы в определенном действии. Как отмечал С.А. Токарев, «всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд»3.

В жизни каждого этноса система обычаев и обрядов выполняла первоначально функции управления, интеграции, трансляции культуры и социального контроля. Постепенно значение обычаев и обрядов менялось — они все больше

ориентировались на эстетическую, воспитательную функции, оказывая влия-

4

ние на социальное поведение и превращаясь в символы этнической культуры .

Обычаи и обряды, по оценкам информаторов — представителей мордвы Алтайского края, и сейчас выступают как значимый признак, связывающий их со своим этносом. Так, по материалам полевых исследований 2002—2008 гг. в За-лесовском, Солтонском, Шелаболихинском, Бийском районах Алтайского края к числу признаков, сближающих мордву, были отнесены: национальный язык — на первом месте, а на втором — национальные обычаи и обряды.

По мнению исследователей, обряд выступает как один из механизмов социальной памяти, как способ соотнесения и взаимосвязи личности с данной этнической общностью. Этнофор, осознавая свою принадлежность к этнической общности, может выразить это в стремлении соблюдать предписанные традицией обряды и обычаи.

Под влиянием политических, социально-экономических и иных условий жизни мордвы Алтайского края менялись не только функции обычаев и обрядов, но также их форма и содержание. Эти изменения происходили относительно медленно и неравномерно. Обычно быстрее изменялось содержание обряда, нежели его форма. Иногда первоначальный смысл обряда забывался, а традиционная форма наполнялась новым содержанием.

В ходе полевых исследований удалось убедиться, что к наиболее устойчивым элементам соционормативной культуры мордвы Алтайского края относятся обряды семейного цикла, прежде всего свадьба5.

Свадьба занимает центральное место среди семейных обрядов мордвы. Она отличается большой сложностью и локальным разнообразием. М.Е. Евсевьев отмечал, что в каждой населенной мордвой местности свадьба имеет свои осо-бенности;6 они определяются не только традициями, но и характером заимствований в ходе контактов с иноэтничным окружением. В данном исследовании сделана попытка выявить степень сохранности и бытования свадебного обряда мордвы на Алтае в местах ее локального расселения.

В мордовской свадьбе есть много обрядов, сходных со свадебными обрядами русских, например: обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы; прощание ее с девичеством; хождение подруг невесты за веником и мылом накануне «девичьей бани»; осыпание молодых хмелем и зерном и др. В свадебной обрядности мордвы также есть сходство с обрядами чуваш, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Общим для всех народов Поволжья было активное участие в свадьбе родственников жениха и невесты, обычай возвращения молодой к родителям через определенное время после свадьбы.

Традиционная мордовская свадьба состояла из нескольких этапов, для каждого из которых были характерны свои обряды. Свадьбе предшествовали: сватовство (само по себе состоявшее из четырех этапов); хождение в гости к жениху с целью осмотра хозяйства; взаимные досвадебные одаривания; выкуп воды для пирогов; девичья баня для невесты (веник для нее готовил жених); обряд приглашения на свадьбу гостей; свадебный поезд.

Свадебный стол устраивали в доме жениха. Обряды второго и последующих дней свадьбы включали: демонстрацию добрачной невинности невесты; посещение родителей невесты; «хождение по воду»; «ломание горшков»; хождение молодой через неделю к своей матери за прялкой и т.д.'. Подробное описание (на основе полевых материалов) свадебного обряда мордвы, который соответствовал всем традиционным канонам, удалось составить в эрзянских селах Борисов, Никольское, Пещерка по воспоминаниям на начало ХХ в.8.

Изменения свадебной обрядности мордовского населения в XX в. в эрзянских и мокшанских (мордовских) селах Алтайского края были предопределены все большим проникновением в деревню товарно-денежных отношений, распадом больших семей, уходом молодежи на отхожие промыслы, знакомством с культурой соседних народов. В дальнейшем трансформация свадебных обрядов ускорялась под влиянием социо-культурных и экономических преобразований, которые происходили в Алтайском регионе.

Тем не менее, в моноэтнических мордовских селах свадебная обрядность до середины XX в. сохраняла многие традиционные черты, что объяснялось консервативностью крестьянского уклада и стойкостью семейных ценностей.

Среди обрядов, которые по-прежнему бытовали у мордовского населения в первой половине XX в., можно выделить: хождение родственников жениха за водой, необходимой для приготовления свадебного пирога «лукша»; хождение подруг невесты за веником и мылом для «девичьей бани»; мытье невесты в бане; обычай встречи родственников жениха в доме невесты, традиции одаривания подарками ее родителей; приготовление блинов, украшение комнат новыми занавесками, скатертями и т.п.

Перед свадьбой проводили обряд сватовства. Многие его элементы были связаны со сферой экономических взаимоотношений между семействами жениха и невесты. В крестьянской среде на брак смотрели как на хозяйственную сделку и при его заключении руководствовались, прежде всего, практическими соображениями. Следствием такого подхода были обычаи — не давать с первого раза согласия на брак, устраивать инспекцию хозяйству жениха и др.

Обряд сватовства назывался «пропоем невесты». У мордвы он имел свои особенности. В старину, по воспоминаниям информаторов, сваты должны были принести: «ведро вина, хлеба каравай, соли и целковый денег», при этом родители и родственники невесты, принимавшие их, сидели как приглашенные,

9

их угощали сваты .

Во время «пропоя» невеста сидела в чулане, куда отправлялся отец жениха для ее осмотра. В дверях чулана его встречали две замужние женщины — обычно жена брата невесты и старшая замужняя сестра; они требовали платы за пропуск, после того как будущий свекор платил, его пропускали.

При первом визите сваты отдавали «озористые» пироги невестиной родне; изломав, их клали в корыто и несли в дом. «По мордовскому обычаю, если пироги были приняты, то девка уже не может выйти замуж за другого. С этого момента отец и мать невесты не называли дочь своей, а «ихой», жениховой родне принадлежащей»110. В настоящее время обряд сватовства мордвы Алтайского края продолжает сохраняться, но в редуцированной форме; он включает, как правило, визит сватов, их угощения и подарки родным невесты.

В мордовских селах на Алтае долгое время сохранялся обычай проведения своеобразного девичника. Раньше у мордвы он назывался «день каши» и символизировал прощание с девичеством. За день до свадьбы (в субботу) в дом невесты приходили подруги и родственницы невесты. Каждая должна была принести с собой чугунок каши. «Обычно варили пшенную кашу. У кого было молоко, тот сварит и на молоке, а можно и на воде. Когда все садились за стол, ставили чугунки с кашей, а по середине чашку с маслом. Хозяйка из своего чугунка накладывает кашу всем гостям11.

Мать невесты в этот день готовила «курник». Этот пирог, делали слоеным из

творога и теста. На следующий день вместе со свадебным поездом его отправ-

12

ляли в дом жениха12. Эта традиция сохранилась среди мордвы Алтая и по сей день.

Записанный в ходе экспедиционных работ в Залесовском районе Алтайского края свадебный обряд мордвы сохранил основные традиционные элементы, претерпев значительные сокращения и трансформацию. Так, например, полностью исчезли временные промежутки (по 2- 3 недели) между сватовством и самой свадьбой; практически полностью исчезли свадебные чины: «уредев» (старший со стороны жениха, охранявший молодых от порчи), «покш куда»

13

(старший в свадебном поезде, ответственный за выкуп)13.

В прошлом у мордвы Алтая свадьба сопровождалась причитаниями и песнями свахи. В наши дни старинные причитания помнят лишь немногие представители старшего поколения. Но главным лицом в свадебном поезде была и остается сваха — «кудава». Обычно ее роль выполняет крестная мать жениха.

Раньше свадебный поезд формировали из нескольких (до десятка) троек, запряженных лучшими лошадьми. В настоящее время предпочтение отдается машинам, но в исключительных случаях, для молодоженов, по обычаю, запрягают лошадей.

По воспоминаниям информаторов, свадьба в доме жениха начиналась с веселья — пекли пироги для свадебного поезда. Самым главным пирогом был «лукш», он имел круглую форму и состоял из 7 слоев: из пшенной каши, из яиц и из творога. Каждый слой пекли отдельно, а потом складывали их друг на друга, смазывая пшенной кашей. «Самый верхний слой был с яйцом, а сверху ещемас-ло положат. Сверху пироги разукрашивали, делали из теста елочки, зубчики, а на самый главный пирог сверху птичку «гульку» посадят. Вот по-русски, эта «гулька» ни чего не значит, просто птичка, а по-мордовски это нехорошее слово, это как «мужской пол». А когда за невестой поедут, то «лукш» возьмут с собой. Когда пирог поставят на стол, в доме невесты, то сваха попытается эту гульку украсть. Она должна привести ее в дом жениха обратно, чтобы невесте этот пол не достался. В первый вечер перед сном, сваха покажет гульку невесте — понравиться

14

или нет» .

В настоящее время среди мордвы также сохраняется правило печь «лукш» для свадебного поезда; его по-прежнему воспринимают как символ мужского достоинства. До сих пор в мордовской свадьбе большое значение придается хлебу, который символизирует счастье и благополучие будущей семьи. Свадебным караваем — хлебом — обмениваются сваты с родителями; а родители жениха и сейчас обходят с караваем свадебный поезд, «отгоняя злых духов».

Многие другие обычаи, некогда определявшие содержание свадебного цикла, такие как: хождение молодой через неделю к матери за прялкой, или знакомство мужа с родственниками жены и т.д. — исчезли за ненадобностью.

Второй день мордовской свадьбы было принято отмечать бурным весельем и блинами: «теперь-то блинуют в первый день, а у нас блиновали на второй день, на 1-й день не блиновали». Обряд, знаменовавший собой образование новой семьи, начинался с ритуального погрома, который следовало преодолеть: «сами в избу тащили сор, бревна и дрова при сватье и невесте. Возьмут трубы закроют, чтобы дым в избу валил, дверь закроют, чтобы дым на улицу не валил, сильно раньше интересно было, теперь нет такого»15.

Обряд с петухом, который также проводили на второй день, имел сходное значение «преобразования» мира и традиционно превращался в бурное веселье: «Когда петуха поймают, отрубят ему голову, всех гостей кровью перемажут. Потом все с песнями, с гармошкой идут на реку, сваху с петухом посадят в ванну. На речке все начинают, купаются, а сваху прямо вместе с корытом бросают в реку. Этого петуха привозят домой, и варят суп, который подают гостям, но мясо ест только женихова родня»16.

При всей экзотичности обряд закалывания петуха долгое время сохранялся в структуре мордовской свадьбы. Утратив свое символическое значение, связанное с представлениями о «смерти-перерождении», которые определяли многие аспекты традиционной свадьбы, он продолжал бытовать как игровая форма, органичная в стихии семейного праздника. Подобные этому обряду многие другие элементы свадебной церемонии потеряли свое первоначальное магическое (охранительное) значение и приобрели развлекательный характер. К концу XX в. свадьбы в моноэтнических мордовских селах включали лишь отдельные элементы традиционного репертуара. Они стали менее продолжительными по времени, изменились форма и содержание составляющих их обрядов.

Трансформация свадебного торжества во второй половине ХХ в. проходила в контексте тех преобразований, которые были характерны для Алтайского края в целом: развитие промышленности вызывало отток населения в города; происходило размывание моноэтнических поселений и этническая дисперсиа-ризация; менялись формы семьи и взаимоотношения ее членов; одновременно с изменением социо-культурных характеристик населения шло забвение родного языка, происходила унификация культуры и утрата этнического своеобразия в бытовой и соционормативной сферах.

В ходе интервьюирования и массового анкетирования представителей нескольких поколения мордовского населения Алтайского края в 2000-2006-м гг. был выявлен уровень знания ими традиционной свадебной обрядности, степень ее бытования на современном этапе. Удалось выяснить, что в зонах локального расселения мордвы на территории Алтайского края свадебный обряд до середины XX в. сохранял свою общую структуру, хотя утратил отдельные традиционные черты.

Наибольшая доля лиц, знающих традиционные элементы свадебного обряда была представлена людьми старшего поколения (1918—1930 г.р.). Для представителей среднего поколения (1940 — 1960 г.р.) характерно снижение доли информаторов, хорошо знающих свадебный обряд. Представителям этого поколе-

ния известны наиболее значимые компоненты мордовской свадьбы; упоминаются: свадебный поезд, пирог «лукш», фигура сваха — но их значение уже не известно. У многих информаторов послевоенных поколений свадьба еще проходила с включением традиционных элементов; но, в основном, люди описывали ее, ориентируясь на гражданские обычаи.

Молодое поколение предпочитает проведение свадеб по современному гражданскому образцу. Мордовская свадьба начала XXI в. вобрала в себя много новых, общероссийских практик; но, при наличии тесных семейных связей в среде мордовского населения Алтая, отдельные традиционные элементы в ней продолжают бытовать и сегодня. И хотя свадебный обряд утратил свое значение в межпоколенной передаче жизненного опыта, тем не менее, он по-прежнему имеет большое воспитательное значение, т.к. санкционирует в глазах общественного мнения семейные и этнические ценности. Семейная обрядность в среде мордвы частично сохраняет функцию этнической интеграции и по сей день, являясь символом самобытности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Под ред. Н.А. Троицкого. Т. ЕХХ1Х. Томская губерния. СПб., 1905. Подсчет автора.

2. Шнейдер А.Р. Округа и районы Сибирского края. М., 1930.

3. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религии народов мира: в 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 164.

4. Федянович Т.П. Обычаи и обряды: их место и роль в жизни этноса (по материалам народов Урало-Поволжья) // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. М., 2003. Вып. 29. С. 81.

5. Гаушева Т.И. Мордва: этнографический очерк. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http://www.torama.ru. (март 2003).

6. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба //Избранные труды. Саранск, 1966. Т. 5. С. 9.

7. Беляева Н.Ф. Народные традиции мордвы в семейном и общественном быту // Расы и народы... С. 94—104; Корнишина Г.А. Этнические традиции в современной свадебной обрядности мордовского сельского населения Куйбышевской области // Бытовая культура мордвы. Саранск, 1990. Вып. 100. С. 20—35; Федянович. Ук. соч. С. 81—94. и др. работы этих и др. авторов.

8. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 1998 г. Залесовский район. Алтайский край. Меморат № 36. Зорькина К.Г. 1918 г.р.; Меморат № 3. Швецова А.Е., 1907 г.р.

9. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 1998 г. Залесовский район. Алтайский край. Меморат № 3. Швецова А.Е., 1907 г.р.

10. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 2003 г. Залесовский район. Меморат № 9. Кротова М.Е., 1940 г.р.

11. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 2003 г. Залесовский район. Меморат № 1. Четвергова М.Ф. 1922 г.р.

12. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 2003 г. Залесовский район. Меморат № 9. Кротова М.Е., 1940 г.р.

13. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959. С. 20—21

14. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 1998 г. Залесовский район. Меморат № 35. Рябова А.И. 1927 г.р.; Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 1998 г. Залесовский район. Меморат № 34. Зорькина К.Г. 1918 г.р

15. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 1998 г. Залесовский район. Меморат № 34. Зорькина К.Г. 1918 г.р.

16. Архив ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ - 2003 г. Залесовский район. Меморат № 9. Кротова М.Е., 1940 г.р.

WEDDING CEREMONY AT THE MORDOVIAN POPULATION OF ALTAI TERRITORY: TRADITIONS AND THE PRESENT (on materials of field researches)

M.A. Ovcharova

The work is devoted to the characteristic wedding customs at the Mordovian population of Altai territory. The author shows the changes within the ceremony form and contents as well as functions of customs under influence of political, social and economic conditions. It was possible to find out, that the wedding ceremony preserved its general structure in zones of the local Mordovian settlings up to the middle of the 20th century though some traditional features were lost. The Mordovian wedding of the 21st century has combined a lot of new ideas; but separate traditional elements continue to exist in it till present. The wedding ceremony authorizes family and ethnic values in public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.