УДК 39
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СЕЛА ХМЕЛЕВОЕ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.Н. Рябуха1), А.В. Горбатовская2)
1'2)Губкинский филиал «Белгородский государственный институт искусств и
культуры» 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
В данной статье излагается краткая историческая справка села Хмелевое Красненского района Белгородской области, заселение, и бытование традиционной народно-песенной культуры; приводится описание свадебного обряда, и расшифровки песенного материала этого села.
Ключевые слова: традиционная, культура, обряд, песни, исполнители.
Село Хмелевое Красненского района Белгородской области было основано как сторожевой пост на шляху Валуйки - Воронеж. Свое название село получило по обильным зарослям хмеля в лесу около села. Исторические факты о первых поселенцах не найдены, но известно, что в конце 17 века служилые люди (однодворцы), несшие охрану степных окраин, основали большинство сел, в том числе и Хмелевое. Краеведы относят образование села задолго до 1721 года, так как в этом году в селе уже была возведена церковь Косьмы и Домиана.
В середине 19 века в селе насчитывалось 102 двора, 948 жителей. Через село проходила большая проселочная дорога на город Бирюч. В 1896 году в Хмелевом была открыта церковно-приходская школа. Первым учителем стал местный священник Алексей Федоровский. С 1900 года сельские жители стали получать начальное образование, трехклассная школа с одним учителем. В 1905 году было построено новое здание церковно-приходской школы, которое сохранилось до сегодняшнего дня.
По статистическим данным, в 80-х годах прошлого века в 126 дворах села проживало 1124 человека. 53 семьи в селе занимались промыслами. Распространенным промыслом являлся извоз. Возили лес, доставляли разные грузы на железнодорожные станции на своих лошадях. Некоторые промышляли торговлей, плотничеством. В 1888 году село Хмелевое окружали 19 ветряных мельниц.
В 19 веке население в селе Хмелевое неуклонно росло, увеличивалось количество дворов. В 20 веке мы наблюдаем процесс обратный - распад села. По документам 1928 года в селе было 1270 жителей, а сейчас население уменьшилось в два с лишним раза.
Хранителями народно-песенной культуры села Хмелевое являлись участницы фольклорного ансамбля:
Андриянова Мария Макаровна 1931 г.р.
Перова Евдокия Ефимовна 1930 г.р.
Перова Анна Егоровна 1938 г.р.
Локтева Анна Митрофановна 1929 г.р.
Колосова Екатерина Ефимовна 1929 г.р.
Старыгина Надежда Константиновна 1930 г.р.
Колосова Лидия Федоровна 1937 г.р.
Локтева Варвара Павловна 1937 г.р.
Колосова Анастасия Андреевна 1929 г.р.
В наше время найти настоящий фольклорный ансамбль, за очень редким исключением, теперь практически не возможно. В народной песне есть возможность выразить себя одаренному певцу, который владеет импровизацией, создавая яркие, выразительные мелодические ходы, но при этом, в народной партитуре есть место и для заурядного исполнителя - петь основной напев, который, как правило, довольно прост, и его не трудно запомнить. Каждый выбирает мелодическую линию по своим возможностям и способностям. Полученный результат принадлежит всем, не зависимо от качества его вклада.
В фольклорном ансамбле села Хмелевое подобрались особо талантливые, яркие исполнители. Они знали множество песен, ярко и выразительно исполняли их, импровизировали. Ансамбль всегда являлся ядром массового пения, например, в хороводе или на свадьбе, или в каком-то другом значимом социальном действии. Репертуар ансамбля составляли в большом количестве протяжные песни, песни связанные с движением, духовные стихи.
Наиболее сохранившимся и эпизодически бытующим в современной народной традиции села является свадебный обряд. Приводим его описание со слов коренной жительницы Колосовой Екатерины Еремеевны 1934 г.р.
Как и в каждом уголке Белгородского края, свадьба представляла собой целостное театрализованное представление. Первым действием был «сговор». Отец жениха или кто-то из старших родственников, договаривались с отцом невесты о сватовстве. Свататься приходили родители жениха, крестный, крестная, если есть старшие братья, сестры с мужьями. В доме невесты, у порога говорили: «Да вот у нас бычок молоденький, а у вас, говорят, телочка есть», или «У нас - голубь, а у вас -голубка». Если отцу жених нравился, то гостей приглашали в хату к столу. На сватовстве назначали день «пропоя».
«Пропой» - играл роль помолвки и являлся как бы символическим актом, закрепляющим семейное решение о заключении брака. На «пропое» родственники жениха и невесты знакомились, оговаривали условия заключения брака, материальные издержки на свадьбу. А так же договаривались, когда «лавки глядеть» (смотреть размер окон, дверей для пошива приданного), назначали день свадьбы, определяли количество гостей с каждой стороны.
Бывали случаи, когда свататься приводили брата в лице жениха, особенно, если сваты из другого села. Такой случай произошел с Евдокий Егоровной Колосовой 1908 года рождения. Во время венчания оказалось, что женихом был брат любимого, и она была вынуждена убежать из-под венца. В день «пропоя» свекровь приносила снохе гостинцы: серьги, гребешок, зеркальце, платок. «Молодая» должна была приветствовать своего свекра и свекровь следующей фразой: «Мама и папа, побудемте живы», а жених тещу с тестем должен назвать мамой и папой. После чего родители накрывали стаканы молодых деньгами. Если невеста не называла свекра и свекровь, «то разговоров не оберешься» - так говорили жители села Хмелевое. На «пропое» договаривались о количестве «повозников» - родственников, которые приезжали от жениха за невестой. Старшего со стороны жениха перевязывали двумя лентами. «А то у мене приехало больше гостей и лент не хватило, пришлось перевязывать повозничков платками. Тоже обида получилась, не так первязали». «Дары» - подарки необходимо было подарить свекру, свекрови, дядям, тетям, крестным, деверю (брату жениха), золовкам (сестрам невесты). Если дары не
понравились, то на второй день свадьбы их могут принести в дом невесты и развесить по забору.
До свадьбы мать жениха должна была хоть раз прийти в дом будущей невесты и принести угощения: семечек и пряников. В определенный день мать и крестная шли в дом жениха «лавки глядеть», так как именно невеста готовила убранство дома. Особенность обряда состояла в том, что приданное везли к жениху в день свадьбы.
Утром свадебного дня в доме невесты собирались подружки на «девичник». Невеста сидела за столом, накрытая большим белым большим платком. Рядом с каждой девушкой лежал испеченный «каравайчик», куда были воткнуты желтые засушенные цветы, что означало разлуку с домом. В это время, в дом жениха от невесты посылали «хороших» - это молодые ребята, среди которых был «главный» -брат невесты. Он нес «убор» жениху: рубаху и костюм. Затем приезжали «повозники» за невестой, они торговались с девчатами, которые требовали выкуп, после чего жених с невестой садились за стол вместе с «повозничками». В это время звучали величальные песни, а «повозники» должны были одарить поющих деньгами.
Затем девушки брали постель, кому что досталось: подушки, одеяла, приданное, «грузились» - выносили сундук. Крестная невесты важно «восседала» на нем, чтобы за тем потребовать выкуп. А в это время мать с отцом благословляли молодых с хлебом и иконой, после чего «свашка» выводила молодых во двор («свашек», как правило, было двое). «Свашки» - замужние женщины, либо сестры молодых. Весь «поезд со звонами» («поезд» - делегация гостей во главе с женихом) на лошади следовал в дом жениха.
По приезду, молодых встречали родители: свекровь прометала веником дорогу, под ноги молодым расстилали шубу, а сваха обсыпала молодых хмелем, конфетами и деньгами (мелочью). Дети и подростки обычно всю «обсыпку» собирали. В доме жениха невесту «повивали» - расплетали одну косу на две и прятали их в «сороку» (головной убор).
«Дружок» - старший со стороны жениха, должен был тоже одарить деньгами поющих. Он же выкупал постель и сундук, там шла долгая торговля. Затем «свашка» от невесты начинала одаривать родственников жениха, которых «выкликала» по имени и отчеству, после чего вешала «утирки» (полотенца), занавески, а сама приговаривала: «Сколько кончиков, столько корчиков», - выпрашивая себе выкуп у дружка. После этого начиналось гуляние - «свадебный пир».
Второй день праздновали в доме невесты. Утром ряженые родственники невесты шли по улице, созывая гостей. У ворот их встречали с чаркой и песнями. На третий день родственники жениха отправлялись в дом невесты. После недолгого застолья к ним присоединялись родные со стороны невесты, вся процессия отправлялась в дом жениха, где для них было приготовлено угощение. Старший из гостей незаметно под столом, привязывали к ноге «дружка» кувшин с бумагой и поджигал, через некоторое время, крича - «горим, горим!». Дружок хватал этот кувшин и разбивал. Свадьба была «потушена». С песнями гости расходились по домам.
Вышеописанный обряд весьма характерен для Белгородской области и для Юга России вообще.
Авторам этой публикации удалось воочию стать свидетелями творческого расцвета фольклорного коллектива села Хмелевое. Было зафиксировано и записано на магнитофонную ленту огромное количество традиционных образцов.
Песни, представленные в этой публикации в виде расшифровок, позволят соприкоснуться с песенной традицией села.
В нас по саду, по зеленому саду
с. Хмелевое Красненский район Белгородская обл
т - —К-к—РН— К , К К N=1
—■ с ь и - зо - гле - нис - тай го - луб - чик, си - зо - гля - нис-тай го - луб-чик.
Ц
зо - гле - нис - тай го - луб - чик, си - зо - гля - нис - тай го - луб - чик.
V" ч— •: 4 \ л \ л и — —
3. Ь 0 - ны кли - ча, в л -кы - л 1 и - ка - я, о - ны кли - ча, вык - ли - ка - я.
т н ЖН
3.0 - ны кли - ча, вы - кли - ка - я, о - ны кли - ча, вы-кы-ли - ка
СИ - 30 - гл ни я - нис - т у п ьЬЫ :> - луб - ку, СИ - 30 - гл я - нис-т Е— / го - луб - К} к--к- "Л- и 1,
Ци- ] ПЬ ТТГГГ1 н ь м
ля - нис - ту го - луб - ку, СИ - 30 - гля - нис ■ ту го - лу - бы - ку.
1 .В нас по саду, по саду,
В нас по саду, по саду.
По зеленому саду,
По зеленому саду.
2.Там летая, порхая,
Там летая, порхая,
Сизогленистай голубчик,
Сизогленистай голубчик.
З.Он клича-выкликая,
Он клича-выкликая,
Сизоглянисту голубку,
Сизоглянисту голубку.
* Ох, сизая голубка,
Да ты выляти сюды.
Ох, я тебе люблю!
Ще по правому крылу.
По правому крылу,
И по рябому пяру.
В нас по двору, по двору,
По широкому двору.
Там ходя и гуляя,
Да Иванушка-господин,
Да Иванович-дворянин.
Он клича, выкликая
Дай Марьюшку-госпожу.
Дай Макарьевну-хорошу.
Ой, выйди ка сюды,
Вот Марьюшка - госпожа,
Да Макарьевна - хороша.
Ох, я тебе люблю ,
Ще по белому лицу.
По белому лицу, и гто алым по шакам,
И по черным по бровям.
По черным по бровям,
И по русой по косе.
Ох, русая коса-ще девичья красота.
Девичья красота,
А ребячья сухота.
* Со слов исполнителя.
в не - и г
ву - н(ы) - ка
по - ви - та - я в ней
нам
м(ы)
м(ы
По погребу бочёночек катается
^=168
5
то - то лю - ли, то - то лю-ли, е - що лю - буш - ки мо - ей,
Список литературы
1. Разиньков А. Прошлое родной стороны. - Красненскя типография. С. 104-105.
2. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. - М.: Советский композитор,1987. С. 60-61.
WEDDING CEREMONIES VILLAGE HOR KRASNENSKY
BELGOROD REGION
L.N. Ryabukha1), A.V. Gorbatovskaya2)
1,2) Gubkinsky branch of «Belgorod state Institute of arts and culture» 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
This article presents a brief historical background of the village hop Krasnensky Belgorod region, settlement, and existence of a traditional folk song culture; A description of the wedding ceremony and decryption song material of this village.
Keywords: traditional, culture, ceremonies, songs, performers.