Нурудинов С.М.
Казанский государственный энергетический университет
(г. Казань, Россия)
Артамонова Е.В.
доцент кафедры Иностранные языки Казанский государственный энергетический университет
(г. Казань, Россия)
СУТЬ «БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА» В РЕАЛИЯХ ТЕКУЩЕЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация: все мы должны осознавать тот факт, что в жизни каждого из нас общество играет огромнейшую роль. Все общественные процессы, в которых мы принимаем участие, берут свое начало о определенной группы людей. Это говорит о том, что мы являемся неким импульсом, который приводит всю общественную машину в движение. Исходя из этого, мы как источник изменений должны быть способными направить жизнь общества в правильное русло, а его векторы в сторону развития. Одним из альтернативных способов реализации этого стремления является деятельность, осуществляемая в рамках бизнес-патриотизма.
Актуальность данной темы состоит в том, что исследование истории бизнеса способствует более глубокому анализу причин и последствий различных экономических событий и процессов. Этот факт очень важен, так как в современных условиях глобализации имеет место процесс унификации мира под единый стандарт «Запада», его культурных ценностей и представлений. Потому, вместо того чтобы проводить преобразования в экономике, полагаясь на культурные и исторические традиции, большинство стран заимствуют западные модели ведения хозяйства, в том числе и бизнеса. Возникает принципиально новое понятие «бизнес-патриотизм», которое характеризует деятельность, направленную на развитие, поддержку и защиту бизнеса в стране, не предусматривающая никакой политической идеологии.
Ключевые слова: бизнес, бизнес-патриотизм, патриотизм, глобализация, унификация.
УДК 33
Чтобы понять сущность бизнес - патриотизма рассмотрим каждое понятие подробно.
Существует следующие определения понятия «бизнес»:
• Бизнес — это возможность решать проблемы общества, извлекая при этом прибыль. Есть проблема, есть предприниматель, который стремиться её решить за деньги.
• Бизнес — это процесс самоусовершенствования, развития.
• Бизнес — это мышление, которое позволяет видеть возможности вокруг себя или людей, которые помогут реализовать их.
• Бизнес — возможность постоянного движения и действий.
• Бизнес — необходимость откликнуться на вызов общества, государства, системы. Возникает проблема — её надо решать. Появляется потребность — её надо закрыть.
• Бизнес — способность вести постоянные эксперименты, которые могут закончиться хорошо или не очень...
• Бизнес как готовность посвятить себя процессу создания чего-то. Это умение не бояться рискнуть и получить за это достаточное вознаграждение. Бизнес — это постоянный риск, ведь есть вероятность, которую, с помощью ресурсов, нужно превратить в реальность.
• Бизнес как возможность видеть целостную картинку для того, чтобы понять, что не только деньги востребованы для успеха.
• Бизнес — это образ жизни личности и набор определённых качеств: ум, креативность, целеустремлённость.
Приведем в пример мнение Алексея Недозрелова из статьи «Патриотизм и бизнес: иностранцы не пройдут?»:
В любом бизнесе целью работы, безусловно, является получение прибыли. Именно от прибыли напрямую зависит развитие и выживание любой компании. Обуславливается данная цель необходимостью покрытия производственных затрат, средств на развитие и расширение предприятия. Без прибыли жизнь бизнеса просто невозможна.
Впрочем, значительного успеха достигают компании, предлагающие на рынке не просто качественные услуги или хорошую продукцию, а проявляющие при этом социальную ответственность.
У компании в обязательном порядке должен быть источник дохода, с помощью которого будет возможность покрывать производственные расходы.
Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого - в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это - самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:
1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
2. Гордость за свершения своего народа.
3. Реальная оценка действий своего государства.
4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради
общих.
Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это -естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.
Патриот - это личность, для которого судьба государства - всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.
Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:
1. Государственный. Когда интересы державы превыше всего.
2. Российский, как феномен. В течение многих веков для славян, а потом - и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
3. Национальный. Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
4. Местный. Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.
Источник: https://ksonline. ru/191626/patriotizm-i-biznes-burzhui-ne-projdut/
Бизнес-патриотизм является основной движущей силой для возникновения новых предприятий, которые в свою очередь способствуют развитию экономики страны в целом. Именно развитие данного направления ставит перед собой молодежное движение «СИЛА - THE POWER».
На сегодняшний день наша страна находится в нелегком положении в связи с продолжительным экономическим кризисом. Однако и у трудностей могут быть свои позитивные последствия: они стимулируют на поиск новых путей развития. Это касается отечественных производителей, которые в связи с политикой импортозамещения получили шанс «подняться» на внутреннем рынке. В связи с этим возникает принципиально новое понятие «бизнес-патриотизм», которое характеризует деятельность, направленную на развитие, поддержку и защиту бизнеса в стране, не предусматривающая никакой политической идеологии.
Главной целью бизнес-патриотизма является развитие и поддержание стабильности российской экономики и процветание российских граждан.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как всё больше и больше предпринимателей малого и среднего бизнеса при текущих затруднительных условиях нуждается в поддержке со стороны правительства.
Идеология бизнес-патриотизма - качественно новое понятие для российской действительности, представляющее из себя совокупность взглядов и идей, выражающая интересы граждан, главная цель которых заключается во внесении своего личного вклада в развитие Родины посредством «инвестирования» своих сил, способностей, предприимчивости и других моральных и материальных ресурсов, необходимых для формирования, поддержания и сохранения высокого уровня развития страны.
Россия - это уникальная страна во всех отношениях, которая имеет свое великое и неповторимое историческое прошлое, богатую культуру, особенный национальный менталитет.
За всю свою историю существования Россия проходила испытания «огнем и мечом», была на пиках славы и терпела спады, но, используя все силы своего народа, она с достоинством преодолевала все стоящие на пути трудности и в конце концов заняла статусную позицию, которую занимает и по сей день.
В 1990-1991 гг. понятия «бизнес» и «патриотизм» были почти не сочетаемыми. Бизнес не приветствовался обществом, а предприниматели в свою очередь крайне скептически относились к идее патриотизма. Именно поэтому и одна и другая сторона оставались в проигрыше. В связи с этим пришло понимание, что сильное государство, основанное на патриотической идее, необходимо всем.
Однако идеологически и организационно идея «бизнес-патриотизма» начинает оформляться лишь в последние годы. Инициатор и идейный вдохновитель проекта - Умар Алиевич Джабраилов. Основной смысл проекта -
желание помочь нашей стране стать лучше и сильнее, вернуть капиталы в Россию, способствовать развитию российской экономики.
Основная ставка проекта была сделана на молодежь, так как молодежная политика, несмотря на определенные успехи, еще находится в крайне слабом состоянии. А ведь уже скоро сегодняшние студенты станут руководителями компаний и чиновниками, и от того с какой повесткой они придут на эти места, что им будет важно, зависит будущее России.
Наша страна имеет признанные заслуги перед всем человечеством: спасение жизней миллионов людей от фашизма, открытие космоса, бесценный вклад российских ученых всех времен и народов в развитие науки и прочее.
Без участия России невозможно представить нынешнюю мировую политику и мировую экономику. Все страны мира неустанно наблюдают за всеми событиями и процессами, имеющими отношение к Российской Федерации. Наша страна часто задавала мировые тенденции или в разной степени оказывала на них свое влияние. Даже терпя неудачи и поражения, Россия никогда не уходила на второй план, она всегда заставляла говорить о себе и оставалась в поле зрения других государств и мирового сообщества в целом.
В связи с этим перед всеми российскими гражданами стоит стратегическая цель - сохранение и поддержание всех тех ключевых позиций, которые занимает Российская Федерация в настоящее время. Но это не предел: россияне не должны ограничиваться только лишь одним поддержанием стабильности, они должны ориентироваться на устойчивое, поступательное развитие. И только в этом случае процветание и благоприятная жизнь каждого гражданина будут гарантированы.
Существует набор альтернатив, направленных на достижение национального успеха, который проявляется в высоком уровне жизни, эффективно функционирующей экономике, постоянном культурном развитии.
Среди этих альтернатив весомое место занимает идеология бизнес-патриотизма.
Преимущества идеологии бизнес-патриотизма заключаются в том, что масштабные задачи федерального уровня в области экономики, социальной сферы, науки, культуры, спорта решаются на основе национальной самоидентификации, любви к Родине, бережного и уважительного отношения к культурам народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Приведем в пример аналитический материал с ресурса https://themagastimes.livejournal.com/1362.html:
На протяжении многих лет успешные предприниматели предпочитали зарабатывать в своей стране, а деньги выводить за рубеж. Это было оправдано стабильностью иностранных банков, желанием оптимизировать схему налогообложения (говоря проще, скрыть доходы и не платить взносы в российский бюджет). Однако сейчас ситуация изменилась. Правильно заметил Умар Джабраилов, экс-сенатор, один из самых успешных бизнесменов России: «Им (предпринимателям) в любой момент могут сказать: «Знаете, ваши деньги теперь не ваши, они наши». Последние события показали, что рассчитывать отечественные предприниматели могут только на себя и своих партнёров из России. Так что бизнес-патриотизм - это не просто красивые слова. Сейчас развитие сфер экономики, ориентированных на отечественный рынок и внутренние ресурсы, как финансовые, так и сырьевые, - это не красивые слова, а суровая необходимость.
Примечательно, что это сейчас осознают не только предприниматели, но и государственные деятели. Кризисный 2014 год показал даже самым радужным мечтателям, что России придётся существовать в условиях агрессивного отношения со стороны международного сообщества. Рост рейтинга нашей страны не выгоден слишком многим, и санкции, какими бы абсурдными причинами они ни были вызваны, вряд ли будут отменены в течение ближайшего времени.
Между тем работать на новых условиях могут сейчас далеко не все даже опытные предприниматели - слишком долго мы верили в стабильность и честность иностранных банков и открытую конкуренцию на
международных рынках. Нам предстоит научиться играть по иным правилам. На этом фоне проект ЛуапИ может объединить молодых и опытных предпринимателей, стремящихся думать работать и развиваться по-новому.
Проект этот, созданный одним из интереснейших российских предпринимателей Умаром Джабраиловым, объединяет представителей среднего и малого бизнеса, успешно работающих в нелёгких современных условиях. Он должен стать площадкой не только для обмена опытом, но и для взаимопомощи, поиска партнёров.
Ассоциация ЛуапИ стала, пожалуй, первой бизнес-площадкой, создатели которой говорят не только о прибыли, но и об идеологической составляющей ведения дел в России. И в этом её главное отличие от аналогов. Как отметил руководитель ЛуапИ Умар Джабраилов, «без присутствия какой-то идеологической составляющей предпринимательство становится банальным способом наживы».
Изменения в бизнес - среде совпали и с установкой президента, озвученной им в последних обращениях к Федеральному собранию. Как отмечает В.В. Путин, патриотизм может стать той составляющей, которая сможет консолидировать российское общество.
Что же даёт такая идеология бизнесу и стране? Прежде всего, ту самую социальную ответственность, которая может проявляться не только в честной выплате налогов, но и в целом ряде инициатив, исходящих от бизнес-сообщества. Несмотря на то, что проект «Аванти» достаточно молодой, его представители уже начали выдвигать интересные предложения. Так, например, предприниматели предложили выкупать советские памятники у Украины, чтобы спасти их от разрушения. Также они выступили с инициативой назвать центральный проспект Симферополя в честь В.В. Путина. Но самое главное то, что молодые бизнес-патриоты обеспечивают качественной продукцией российский рынок, замещая импортные товары и повышая таким образом продовольственную независимость страны.
По наблюдениям президента НП ТПП Вячеслава Маркелова, на новосибирском рынке стало гораздо больше предложений местных предприятий, что особенно заметно в сегменте молочной продукции.
Как говорил небезызвестный Джек Траут, «бизнес — это война». Сейчас, на фоне внешней политики и экономического эмбарго, эта фраза стала как никогда актуальной. Как влияют растущие патриотические настроения на потребительский выбор населения и выгоден ли патриотизм местному бизнесу, обсудил «КС» вместе с экспертами.
Еще не так давно патриотизм казался чем-то совсем немодным и почти забытым, но события последних лет и изменение геополитической ситуации действительно заставили многих российских граждан гордиться страной и всколыхнули гамму патриотических чувств. К примеру, один из новосибирских бизнесменов на волне известных событий предпочел больше не ходить в кофейни Travelers Coffee, сделав выбор в пользу «Чашки кофе», мотивировав свой выбор тем, что первой кофейней владеет американец Кристофер Тара-Браун, а второй — новосибирец Денис Иванов. Впрочем, дело не только в потребительском поведении. Неудивительно, что в условиях почти нескрываемой экономической войны тезис «импортозамещения» стал новым фетишем внутренней политики. Но насколько патриотизм на практике выгоден для российского бизнеса и удастся ли вытеснить иностранных производителей на российском рынке?
Казалось бы, все просто: патриотические настроения могут быть только на руку отечественным предпринимателям, и, руководствуясь здравой логикой, спорить с этим трудно. Но в жизни, как всегда, не обходится без некоторых нюансов.
Первый из них сформулировал президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов: «Это вынужденный выбор. Ввиду снижения покупательской способности рубля и доходов население поставлено перед необходимостью сокращения своих потребностей, и там, где это возможно, перехода на более дешевые отечественные аналоги. Особенно это
касается потребительских товаров и продуктов питания. Гораздо менее чувствителен к этой тенденции рынок импортной оргтехники и сложной бытовой техники. Отечественных заменителей для него почти нет».
С тем, что патриотические настроения влияют на выбор населения, согласна и заместитель директора по связям с общественностью ГК «Обувь России» Наталья Паули. Единственный момент — иногда сложно понять, какой фактор оказывает большее влияние на спрос — или действительно патриотизм, или рост цен на импортные товары. «Хотя в целом можно говорить о том, что покупатели переориентируются на отечественные бренды, особенно это заметно в тех секторах экономики, которые менее зависят от импорта», — заключает собеседница «КС».
Такое же мнение разделяет генеральный директор инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин: «На потребительский выбор влияет не рост патриотических настроений, а экономические реальности и товарные санкции: людям не хватает доходов, чтобы ездить за рубеж, импортные товары дорожают вслед за падающим рублем. При этом категория людей с высокими доходами пока не изменила своим привычкам, а статистика по продажам автомобилей премиум-класса, которые даже в 2015 году показывают двузначные темпы роста, — тому подтверждение».
Еще один нюанс — кратковременный эффект, на который указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова: «В теории ставка на патриотизм действительно эффективно работает. Однако на практике этот эффект краткосрочный, если не сказать мгновенный, и чем дольше делается упор на патриотизм, тем меньше потребитель обращает на это внимания».
Таким образом, бизнес и предпринимательство понятия очень близкие, причем все виды предпринимательства связаны между собой весьма тесным образом, так что, занимаясь одним видом, поневоле или по интересу приходится в какой-то степени касаться и других. Чаще всего активный предприниматель тяготеет к тому, чтобы внести своеобразие в известные виды бизнеса, сочетая их между собой оригинальным способом. Поступая таким образом,
предприниматель способен комбинировать производство, торговлю, финансовые дела, посредничество, страхование, благодаря чему возникают новые интегрированные, комплексные виды бизнеса.
Несмотря на попытки изоляции, интерес иностранных инвесторов к сотрудничеству с Россией растет. Объем вложений в экономику в первом полугодии увеличился более чем в два раза к аналогичным показателям прошлого.
В XIX веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз.
Бизнес-патриотизм является основной движущей силой для возникновения новых предприятий, которые в свою очередь способствуют развитию экономики страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Сметанин. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2018. - 192 с;
2. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон Российской Федеративной Социалистической республики № 445-1 от 25.12.1990 г.// Экономика и жизнь, № 4, 2021;
3. Кризисы, разрушившие НЭП - Голанд Ю. М. - М.: Международный НИИ проблем управления, 2021. — 98 с;
4. Интервью П.С. Дорохина // http://kprf.ru;
5. Интервью Рахмана Янсукова про бизнес-патриотизм, роль лидеров, молодежь в бизнесе и проект «AVANTI Молодежь!» // http://gr-news.ru;
6. Матвейчев О. Суверенитет духа // https://books.google.ru;
7. Финансовая система СССР в годы Великой Отечественной Войны -http://w.flfact.ru/2010-08-28-11-41-18/63-flnansovaya-sistema-sssr-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny.html;
8. Предмет и объекты экономической теории - статья -http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0a65635a3ac78b4d43a89521316d26_1.html.
9. Российская газета - https://rg.ru/2017/10/16/medvedev-rossijskaia-ekonomika-voshla-v-fazu-rosta.html
Nurudinov S.M.
Kazan State Energy University (Kazan, Russia)
Artamonova E.V.
Kazan State Energy University (Kazan, Russia)
ESSENCE OF "BUSINESS PATRIOTISM" IN REALITIES OF CURRENT GEOPOLITICAL SITUATION
Abstract: all of us should be aware of the fact that society plays a huge role in the life of each of us. All the social processes in which we take part originate from a certain group of people. This means that we are the impulse that sets the whole social machine in motion. Therefore, as a source of change, we must be able to direct the life of society in the right direction and its vectors towards development. One of the alternative ways to realize this aspiration is the activity carried out within the framework of business patriotism.
The relevance of this topic is that the study of business history contributes to a deeper analysis of the causes and consequences of various economic events and processes. This fact is very important, because in modern conditions of globalization there is a process of unification of the world under a single standard of the "West", its cultural values and ideas. Therefore, instead of carrying out transformations in the economy, relying on cultural and historical traditions, most countries borrow Western models of economic management, including business. A fundamentally new concept of "business patriotism" emerges, which characterizes the activities aimed at the development, support and protection of business in the country, without any political ideology.
Keywords: business, business patriotism, patriotism, globalization, unification.