Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранников Д.И.

Исследуется сущность бизнес-патриотизма и обосновывается противоречивость данного понятия. Отечественный бизнес-патриотизм связан с хранением основной части прибыли на территории России и вложением на ее территории основной части имеющихся свободных средств в малый бизнес, стартапы. При этом происходит сочетание стремления предпринимателей к максимизации прибыли и реализации национально-государственных интересов. Антироссийские санкции вынуждают максимизировать свою прибыль за счет внутреннего российского рынка, локализации производств, развития сотрудничества с дружественными и нейтральными странами. При этом патриотическое предпринимательство нельзя сводить к размеру бизнеса, сводя его только к малому и среднему предпринимательству, и обязательной ориентированности на внутренний рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PATRIOTISM AS A PHENOMENON OF THE RUSSIAN ECONOMY

The essence of business patriotism is investigated and the inconsistency of this concept is substantiated. Domestic business patriotism is associated with keeping the bulk of profits in Russia and investing in its territory the bulk of available free funds in small businesses and start-ups. At the same time, there is a combination of the desire of entrepreneurs to maximize profits and the realization of national-state interests. Anti-Russian sanctions force us to maximize our profits at the expense of the domestic Russian market, localization of production, development of cooperation with friendly and neutral countries. At the same time, patriotic entrepreneurship cannot be reduced to the size of the business, reducing it only to small and medium-sized businesses, and the obligatory focus on the domestic market.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Д.И. Баранников, аспирант

Воронежский филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Россия, г. Воронеж)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-5-82-85

Аннотация. Исследуется сущность бизнес-патриотизма и обосновывается противоречивость данного понятия. Отечественный бизнес-патриотизм связан с хранением основной части прибыли на территории России и вложением на ее территории основной части имеющихся свободных средств в малый бизнес, стартапы. При этом происходит сочетание стремления предпринимателей к максимизации прибыли и реализации национально-государственных интересов. Антироссийские санкции вынуждают максимизировать свою прибыль за счет внутреннего российского рынка, локализации производств, развития сотрудничества с дружественными и нейтральными странами. При этом патриотическое предпринимательство нельзя сводить к размеру бизнеса, сводя его только к малому и среднему предпринимательству, и обязательной ориентированности на внутренний рынок.

Ключевые слова: бизнес-патриотизм, российская экономика, политический институт, власть, бизнес.

Политика антироссийских санкций западных стран серьезно затруднила доступ на высокотехнологические и высоколиквидные рынки российским предприятиям, что осложнило деятельность многим российским предпринимателям, которые ориентированы на экспорт и чье производство зависит от западных комплектующих. Данное обстоятельство является следствием осложнения политической ситуации в мире в целом. Соответственно на повестку дня встал вопрос о состоянии патриотического предпринимательства в России. В этом заключается актуальность темы настоящего исследования. Итак, целью настоящей статьи является исследование сущности российского бизнес-

патриотизма и обоснование противоречивости данного понятия.

В отечественной политологической литературе представлен ряд подход к определению сущности бизнес-патриотизма.

Исследователи В.В. Измалкова [1] и Е.А. Панамаскина [2; 3] показали, что основой бизнес-патриотизма выступают малые и средние предприятия, ориентированные на внутренний рынок и импорто-замещение. Именно данный аспект интересовал их в первую очередью.

Е.А. Панамаскина обратила внимание на то, что бизнес-патриотизм должен являться основой идеологии и мышления предпринимателей - возврат капиталов в страну, достижение экономически и политически значимых результатов в отдельных отраслях, формирование патриотического мышления у предпринимателей, финансирование стартапов [3]. В.В. Измалкова также обратила внимание на проблемы стартапов и перешла к рассмотрению бизнес-патриотизма как протекционизма [1].

Таким образом, исследователи не смогли дать четкого определения бизнес-патриотизма и глубоко рассмотреть его сущность. Они показали, что данное понятие точно относится к малому и среднему бизнесу, ориентированному на внутренний рынок и стартапы. Связь бизнес-патриотизма и протекционизма, бизнес-патриотизма и способности финансировать стартапы, бизнес-патриотизма патриотического мышления не была ими раскрыта.

Отсюда возникает ряд вопросов, на которые необходимо ответить. Может ли представитель крупного бизнеса принадлежать к бизнес-патриотизму? Может ли предприятие, ориентированное на внеш-

ние рынки, быть патриотическим? Как влияют патриотические убеждения бизнеса на патриотичность его бизнеса? Как взаимодействуют патриотические предприниматели с государственной властью? Как патриотическое предпринимательство связано с государственной политикой? Как одновременно реализовать национально-государственные интересы и экономические интересы бизнеса? Является ли государственное предпринимательство патриотическим?

Без ответа на данные вопросы невозможно понимание сущности патриотического предпринимательства. Ниже мы попытается вывести рабочее определение бизнес-патриотизма, учитывая необходимость учета влияния государственной политики, государственных интересов и политических институтов на патриотическое предпринимательство. Однако полноценное обоснование данного определения не является предметом настоящей работы, однако автор полностью понимает необходимость такого обоснования.

Итак, исходя из замечаний В.В. Измалковой [1] и Е.А. Панамаскиной [2; 3] о финансировании стартапов и необходимости возвращения капиталов в страну, можно сделать вывод, что крупные предприниматели тоже могут относиться к патриотическому бизнесу. Наибольшие активы за рубежом принадлежат как раз крупным предприятиям и предпринимателям. Судить об объемах арестованных активов можно, например, исходя из подборки новостей [4]. В этой связи также необходимо обратить внимание на слова Презента В.В. Путина о зарубежных активах российских предприятий: «Я предупреждал, я им в свое время говорил: «Вы там набегаетесь, защищая свои интересы». У них там что-то арестовали, счета, лодки и так далее. Предупреждал об этом» [5].

Как представляется, в данном случае можно говорить о том, что предприниматели, чтобы являться патриотическими, должны ориентироваться на российский рынок не в смысле необходимости ведения бизнеса исключительно на территории России, а держать значительную часть

прибыли внутри страны, вкладывая ее в развитие отечественной экономики.

Соответственно, критерием бизнес-патриотизма должна быть не работа на внутренний/внешний рынок или размер бизнеса, а место хранения основной части денежных активов предприятия и предпринимателя на территории, на которой финансируется большая часть стартапов.

Такой подход к определению бизнес-патриотизма позволяет исследовать проблематику институционализации взаимоотношений власти и патриотического бизнеса. Также в этой связи упрощается задача и изучения сочетания государственных и частных интересов. Ответ на данный вопрос напрямую зависит от решения противоречия между национально-государственными интересами и максимальным приумножением прибыли предпринимательским сообществом. Разрешить данное противоречие можно ответив на вопросы о возможности максимизации предпринимательской прибыли в условиях реализации национально-государственных интересов и о переходе к такому институциональному формату работы предприятий, в рамках которого добиться максимизации предпринимательской прибыли возможно только и исключительно в условиях реализации национально-государственных интересов.

В условиях антироссийских санкций единственным законным способом для российских предприятий, зависимых от западных комплектующих, продолжить свою деятельность, является импортоза-мещение. Отечественные предприятия могут как локализовать производство в РФ, так и закупить необходимые комплектующие в дружественных и нейтральных странах. В данном случае максимизации предпринимательской прибыли совпадает с национально-государственными интересами.

Проблема импортозамещения приобрела максимальную актуальность в 2014 г. в связи с началом введения антироссийских санкций западными странами [6]. Однако сама проблематика импортозамещения, если следовать базе научных статей «е-НЬгагу», интересовала белорусских ученых

еще в 1997 году [7], отечественных - с 2001 г. [8], однако до 2014 гг. данная проблематика не была столь популярна [9]. Соответственно, можно констатировать, что до 2014 г. не было особого общественного интереса к импортозамещанию и такой экономической необходимости у государства и предпринимателей.

В этой связи проблема импортозамеще-ния не представляется сущностной для определения бизнес-патриотизма, однако в настоящей политической ситуации именно это является национально-политическим интересом и актуальной жизненноважной необходимостью для предприятий. Таким образом, актуальной возможностью изучения сочетания максимизации предпринимательской прибыли и национально-государственных интересов является именно импортозамещение.

В настоящее время в рамках импорто-замещения развертываются программы государственно-частного партнерства и государственного инвестирования [10; 11]. Бизнес на импортозамещение реагирует появлением малых и средних компаний, которые занимают ниши ушедших западных компаний, тем самым обеспечивая Россию необходимой продукцией [12]. Также подчеркивается необходимость кооперации малого и крупного бизнеса в вопросах импортозамещения, т.к. крупный бизнес может заниматься финансированием идей (старпапов) малого [13; 14; 15]. Данное обстоятельство должно вести к

уменьшению вывода капитала крупных предприятий за границу и способствовать максимизации прибыли одновременно с реализацией национально-

государственных интересов.

Также представляет интерес компаративный анализ бизнес-патриотизма в РФ, КНР, ЕС и США и дальнейшая экспликация сущности данного явления в контексте политической институционализации взаимодействия бизнеса и патриотического предпринимательства. В данном контексте представляется интересным рассмотреть и проблемы патриотического мировоззрения предпринимателей.

Таким образом, отечественный бизнес-патриотизм связан с хранением основной части прибыли на территории России и вложением на ее территории основной части имеющихся свободных средств в малый бизнес, стартапы. При этом происходит сочетание стремления предпринимателей к максимизации прибыли и реализации национально-государственных интересов. Антироссийские санкции вынуждают максимизировать свою прибыль за счет внутреннего российского рынка, локализации производств, развития сотрудничества с дружественными и нейтральными странами. При этом патриотическое предпринимательство нельзя сводить к размеру бизнеса, сводя его только к малому и среднему предпринимательству, и обязательной ориентированности на внутренний рынок.

Библиографический список

1. Измалкова В.В. Бизнес-патриотизм: влияние моды или огромный шаг в развитии отечественного предпринимательства // Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам VIII международно-практической конференции. - Томск, 2017.

2. Понимаскина Е.А. Бизнес-патриотизм. Сущность и основные проблемы // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. - Казань, 2017.

3. Понимаскина Е.А. Сущность бизнес-патриотизма как современного направления предпринимательства // Вестник науки и творчества. - 2016. - №12 (12). - С. 170-174.

4. Все материалы с тегом «арест активов» // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

кйр8://,^^^гЬс.ги/1а§8/?1а§=%В0%В0%В1%80%В0%В5%В1%81%В1%82%20%В0%В0% Б0%ВА%Б 1%82%Б0%В8%Б0%В2%Б0%ВЕ%Б0%В2 (дата обращения 15.10.2022).

5. Путин объяснил предупреждение бизнесам «не держать лодки за бугром» // РБК. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/07/09/2022/63185fd29a79471be206cdb4 (дата обращения 15.10.2022).

6. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах // РИА Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20151125/1328470681.html (дата обращения 15.10.2022).

7. Разработка импортозамещающих технологий и материалов в химико-лесном комплексе. Сборник трудов конференции. БГТУ, Минск, 1997.

8. Фофанов П.И. Государственное регулирование внешней торговли: каковы же цели? // Ученые записки Санкт-Петербургского университета им. В.В. Бобкова филиала Российской таможенной академи. - 2001. - №2 (15). - С. 87-89.

9. Список публикаций с ключевым словом «импортозамещение». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/keyword_items.asp (дата обращения 15.10.2022).

10. Трифонова П. Как государстве в связке с бизнесом помогает российской экономике развиваться в кризис // Ведомости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2022/06/15/926318-kak-gosudarstvo-pomogaet-ekonomike-razvivatsya (дата обращения 15.10.2022).

11. Чемоданова К. Чем привлекательно партнерство бизнеса и государства // Ведомости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2022/06/15/926314-chem-privlekatelno-partnerstvo (дата обращения 15.10.2022).

12. Горбунова И. Движущей силой импортозамещения станет малый и средний бизнес // RG.RU. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/07/04/reg-urfo/nauchimsia-delat-sami.html (дата обращения 15.10.2022).

13. Макаров А.Н. О взаимодействии малого и крупного бизнеса в промышленном и инновационном импортозамещении // Экономика и управление. - 2012. - №18 (249). - С. 3337.

14. Макарова Ю.Н. Теоретические аспекты промышленной кооперации малых и крупных предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобочевского. Экономические науки. - 2011. - №5 (2). - С. 124-128.

15. Скопина И.В., Скопин А.О. Проблемы и перспективы развития производственной кооперации в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. -№7 (64). - С. 2-11.

BUSINESS PATRIOTISM AS A PHENOMENON OF THE RUSSIAN ECONOMY D.I. Barannikov, Postgraduate Student

Voronezh branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration

(Russia, Voronezh)

Abstract. The essence of business patriotism is investigated and the inconsistency of this concept is substantiated. Domestic business patriotism is associated with keeping the bulk of profits in Russia and investing in its territory the bulk of available free funds in small businesses and start-ups. At the same time, there is a combination of the desire of entrepreneurs to maximize profits and the realization of national-state interests. Anti-Russian sanctions force us to maximize our profits at the expense of the domestic Russian market, localization of production, development of cooperation with friendly and neutral countries. At the same time, patriotic entrepre-neurship cannot be reduced to the size of the business, reducing it only to small and medium-sized businesses, and the obligatory focus on the domestic market.

Keywords: business patriotism, Russian economy, political institution, power, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.