Научная статья на тему 'Патриотизм в медиапубликациях: поиск объективных критериев (на примере изданий "Аргументы и факты", "Независимая газета", "Комсомольская правда")'

Патриотизм в медиапубликациях: поиск объективных критериев (на примере изданий "Аргументы и факты", "Независимая газета", "Комсомольская правда") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1100
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ / PUBLIC DISCUSSION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / NATURAL PATRIOTISM / ОРГАНИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ORGANIC PATRIOTISM / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / INTERNATIONALISM / АСПЕКТ ПАТРИОТИЗМА / ASPECT OF PATRIOTISM / УРОВЕНЬ ПАТРИОТИЗМА / PATRIOTISM LEVEL / ЦИКЛЫ ПОДЪЕМА И СПАДА / CYCLES OF RISE AND RECESSION / ВИДЫ ПАТРИОТИЗМ / TYPES PATRIOTISM / ФОРМЫ ПАТРИОТИЗМА / PATRIOTISM FORMS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ СМИ / CONTENT STRATEGY OF MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Князева М.Л., Титова С.В., Зеленина Е.В.

В статье отражается резкое возрастание актуальности проблемы патриотизма в последние годы. Патриотизм стал одной из ведущих тем общественной дискуссии. В ходе анализа публикаций по теме патриотизма выстроена парадигма проявлений этого чувства от его природной составляющей до историко-культурной. Важно акцентировать патриотизм как естественное проявление человеческой психологии, а не как проекцию политических явлений. Задача исследования уйти от узко политизированного понимания патриотизма. Исходя из этого исследования можно формировать контент-стратегии печатных СМИ разного типа и найти место в общей политике того или иного издания. Исследуется концепция патриотизма как многоуровневого явления. Рассматриваются константные составляющие патриотизма и его переменные. Вскрываются взаимосвязи между благосостоянием страны и патриотическим настроем общества, обосновываются циклы подъема и спада патриотического настроя. Предлагается классификация аспектов патриотизма: природно-географический, историко-культурный, государственно-политический, психологически-народный. Предъявляются результаты качественного анализа публикаций трех ведущих изданий «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Комсомольская правда» с точки зрения проявленности в них слагаемых патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Князева М.Л., Титова С.В., Зеленина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN MEDIAPUBLICATIONS: SEARCH OF OBJECTIVE CRITERIA (ON THE EXAMPLE OF EDITIONS "ARGUMENTS AND THE FACTS", "THE INDEPENDENT NEWSPAPER", " THE KOMSOMOL TRUTH ")

The article reflects a sharp increase in the urgency of the problem of patriotism in recent years. Patriotism has become one of the leading topics of public debate. During the analysis of publications on the topic of patriotism, a paradigm of manifestations of this feeling has been built up from its natural component to the historical and cultural one. It is important to emphasize patriotism as a natural manifestation of human psychology, and not as a projection of political phenomena. The task of the research is to get away from the narrowly politicized understanding of patriotism. Based on this research, it is possible to form content strategies of print media of various types and to find a place in the general policy of a particular publication. The concept of patriotism as a multi-level phenomenon is explored. Discusses the components of the constant patriotism and its variables. Reveal the relationship between the welfare of the country and Patriotic spirit of the society, and substantiates the cycles of rise and fall of the Patriotic attitude. Classification of aspects of patriotism: natural-geographical; historical and cultural; government and political; psych-folk. Are the results of the qualitative analysis of publications in the three leading publications "Arguments and facts", "Nezavisimaya Gazeta", "Komsomolskaya Pravda" from the point of view of manifestation of them in terms of patriotism.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в медиапубликациях: поиск объективных критериев (на примере изданий "Аргументы и факты", "Независимая газета", "Комсомольская правда")»

УДК:070

ББК: 76.02

Князева М.Л., Титова С.В., Зеленина Е.В.

ПАТРИОТИЗМ В МЕДИАПУБЛИКАЦИЯХ: ПОИСК ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ», «НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА», «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»)

Knyazeva M.L., Titova S.V., Zelenina E. V. PATRIOTISM IN MEDIAPUBLICATIONS: SEARCH OF OBJECTIVE CRITERIA (ON THE EXAMPLE OF EDITIONS «ARGUMENTS AND THE FACTS», «THE INDEPENDENT NEWSPAPER», « THE KOMSOMOL TRUTH »)

Ключевые слова: общественная дискуссия о патриотизме, патриотизм и национализм, естественный, органический патриотизм, патриотизм и интернационализм, природно-географический, историко-культурный, государственно-политический, психологически-народный аспект патриотизма, уровень патриотизма, циклы подъема и спада, виды и формы патриотизма, патриотическое самосознание, контент -стратегии СМИ.

Keywords: public discussion about patriotism, patriotism and nationalism, natural, organic patriotism, patriotism and internationalism, natural and geographical; historical and cultural; state and political; psychological and national aspects of patriotism, patriotism level, cycles of rise and recession, types andforms ofpatriotism, patriotic consciousness, content strategy of media.

Аннотация: в статье отражается резкое возрастание актуальности проблемы патриотизма в последние годы. Патриотизм стал одной из ведущих тем общественной дискуссии. В ходе анализа публикаций по теме патриотизма выстроена парадигма проявлений этого чувства от его природной составляющей до историко-культурной. Важно акцентировать патриотизм как естественное проявление человеческой психологии, а не как проекцию политических явлений. Задача исследования - уйти от узко политизированного понимания патриотизма. Исходя из этого исследования можно формировать контент -стратегии печатных СМИ разного типа и найти место в общей политике того или иного издания. Исследуется концепция патриотизма как многоуровневого явления. Рассматриваются константные составляющие патриотизма и его переменные. Вскрываются взаимосвязи между благосостоянием страны и патриотическим настроем общества, обосновываются циклы подъема и спада патриотического настроя. Предлагается классификация аспектов патриотизма: при-родно-географический, историко-культурный, государственно-политический, психологически-народный. Предъявляются результаты качественного анализа публикаций трех ведущих изданий - «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Комсомольская правда» - с точки зрения проявленности в них слагаемых патриотизма.

Abstract: the article reflects a sharp increase in the urgency of the problem of patriotism in recent years. Patriotism has become one of the leading topics of public debate. During the analysis of publications on the topic ofpatriotism, a paradigm of manifestations of this feeling has been built up from its natural component to the historical and cultural one. It is important to emphasize patriotism as a natural manifestation of human psychology, and not as a projection ofpolitical phenomena. The task of the research is to get away from the narrowly politicized understanding of patriotism. Based on this research, it is possible to form content strategies ofprint media of various types and to find a place in the general policy of a particular publication. The concept ofpatriotism as a multi-level phenomenon is explored. Discusses the components of the constant patriotism and its variables. Reveal the relationship between the welfare of the country and Patriotic spirit of the society, and substantiates the cycles of rise and fall of the Patriotic attitude. Classification of aspects ofpatriotism: natural-geographical; historical and cultural; government and political; psych-folk. Are the results of the qualitative analysis ofpublications in the three leading publications - "Arguments andfacts", "Neza-

visimaya Gazeta", "Komsomolskaya Pravda" - from the point of view of manifestation of them in terms of patriotism.

Дискуссии о патриотизме, развернувшиеся в последнее время в публичном пространстве, становятся все напряженнее. Осенью бурно обсуждалось выступление в Бундестаге уренгойского школьника Коли Де-сятниченко, весной «ньюсмейкером» по патриотической повестке стал актер Алексей Серебряков. Так патриотизм стал одной из ведущих тем общественной дискуссии. Мы в ходе анализа публикаций по теме патриотизма выстраивали парадигму проявлений этого чувства от его природной составляющей до историко-культурной. Важно акцентировать патриотизм как естественное проявление человеческой психологии, а не как проекцию политических явлений. Задача наших исследований - уйти от узко политизированного понимания патриотизма.

Патриотический популизм мешает формировать контент-стратегии печатных СМИ разного типа, а нам представляется важным, чтобы патриотизм нашел место в общей политике изданий России.

Мы видим сущностную разницу между социальным сознанием России и других стран. Скажем, для стран Востока вовсе не характерно дискутировать на такие жизнеоб-разующие общество темы, как патриотизм, а страны Запада довольствуются чисто техническим обсуждением того, как именно усилить или закрепить свои имиджевые параметры, для них патриотизм не столько духовное явление, сколько показатель имиджа страны и положения в мире.

Споры о патриотизме - явление преимущественно российское, и отчасти, на наш взгляд, входит в общий состав русской идентичности, построенной на целой серии весьма дискуссионных позиций. И для Востока, и для Запада патриотизм воспринимается куда более аксиоматично и нейтрально, обсуждение патриотизма - задача скорее операционная, практическая, тогда как для России она фундаментальная, мировоззренческая. Тема патриотизма включает в себя идеи планетарности, идею «человека мира», вполне способного уживаться с образом человека патриотического.

Русскость в большой степени значит -

дискуссионность. Для русского сознания споры о патриотизме имеют особую ценностную значимость и являются проблемой знаковой, русский мир воспринимает состояние своих дел через призму такого ускользающего, зыбкого и трудноопределимого показателя, как состояние уровня патриотизма в стране. В России этот уровень подвержен весьма ощутимым колебаниям. Закономерности усиления или ослабления общественного патриотизма в России пока что не прояснены в должной степени. Ясно лишь, что патриотизм - динамическое, подвижное явление и его высокое или низкое положение связано с состоянием дел в стране не прямым логическим, а опосредованным и подчас парадоксальным образом. Патриотизм -явление не линейное, и оценивать его с простых логических позиций невозможно.

По самому общему определению, патриотизм - любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Одним из важных факторов, влияющих на возникновение чувства патриотизма, является общее положение страны и чувство благополучия каждого гражданина. Можно сказать, что уровень патриотизма в стране соотносится с уровнем благосостояния общества, но эти связи далеко не всегда прямые.

Отечественная история знает множество эпизодов не прямой, а зачастую перевернутой логики отношения людей к своей стране - так, в «минуты роковые», когда положение дел оказывалось на низкой и нижайшей позиции, русское общество вставало волной патриотического подъема, равного общественному воодушевлению периодов национального успеха и убедительной самореализации потенциала общества; но возникали эпизоды, когда на фоне стабильного и успешного движения страны ее охватывала общественная депрессия и разочарование, и волна самокритики поглощала интенцию общественного удовлетворения. Наблюдая и анализируя эти периоды подъема и спада патриотического настроя в стране, ее позитивной и негативной самооценки, видишь, что связи между состоянием дел и уровнем патриотической самооценки сложные, опо-

средованные, многоуровневые и многофакторные, подчас непредсказуемые. То, как идут дела в стране, не означает однозначно вектор и знак их общественного восприятия, и нередко высочайшая точка подъема патриотических чувств выпадает не на точки позитивного максимума, а на ямы негативного минимума: периоды войн, лишений, внешнего и внутреннего ущемления. Тогда народная душа будто распрямляется в движении противостояния и противодействия. А в эпохи стабильности и тихого поступательного накопления русский дух будто выпускает свою бунтарскую волю, свою страсть к потрясениям, и общественное настроение колеблют бури духовного протеста и самобичевания.

Важно проводить обобщающие исследования, посвященные уяснению закономерностей колебания уровня патриотизма, динамики его формирования, оценке исторической логики ( а точнее - логик) и антилогики его появлений. Ясно, что в обсуждении проблемы патриотизма значимое место принадлежит разного рода общественным площадкам, в том числе институтам гражданского общества, общественным объединениям и движениям, художественному пространству, научному дискурсу. Параллельно с академической рефлексией в почти равной доле проявляется личностно-субъективная позиция людей и целых групп и слоев общества. Свое весомое место в этой общественной дискуссии занимают СМИ.

«Журналистика как творческое явление, вбирающее в себя публицистическую деятельность - это составная часть духовно-интеллектуального потенциала общества, -отмечает один из ведущих исследователей теории массмедиа М.В. Шкондин. - Ее роль в познании актуальной изменчивости действительности огромна, она не осуществляет теоретическое, художественное освоение мира, ее предмет - жизненная повседневная практика, текущая изменчивость, наблюдаемая в актуальных явлениях действительности, которая занимает в них важное место. Если предмет науки - всеобщее в актуальных явлениях, а искусство - особенное, типическое, образное освоение мира, то журналистика позволяет познать знаниевые, аксиологические, проективно-поведенческие

ресурсы текущей действительности, которые обогащают и обновляют значительную сферу мировоззрения»1.

Патриотизм не просто отдельное проявление, это параметр самоосознания и самооценки общества, сущностный показатель вектора общественного самоопределения и саморегуляции, совокупный показатель пси-хо-эмоционального, социо-культурного самочувствия страны, включающее в себя множество как взаимосвязанных, так и непересекающихся факторов.

Важно проследить, как менялось общественное звучание идеи патриотизма на протяжении советского периода. Это понятие практически полностью утрачивает свой вес в общественных дискуссиях 1917-1930-х годов. После Октябрьской революции главенствовали интернациональные идеи. Понятие патриотизма восстанавливается в 1940-е годы: во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. При этом в конце 1940-х - начале 1950-х годов патриотизм идентифицируется исключительно с политической составляющей: с приверженностью КПСС. Патриотизм в то время - это верность не стране как таковой, а ее идеологии, персонифицированной партийным руководством.

В этом качестве термин патриотизм доживает до 1990-х годов, когда в ходе ценностной трансформации получает негативное толкование вместе со всем кругом понятий, символически отождествляемых с СССР.

В 1990-е годы на волне процессов саморазрушения страны антисоветизм реализует свой негативный потенциал, осуществляется в антипатриотизме. Понятие «патриот» обрастает сомнительной, зачастую негативной коннотацией, становясь синонимом «коммуниста». В пылу идеологических дискуссий слово «патриот» приобретает несвойственные ему смыслы: недалекий, ограниченный, несовременный, устаревший, реакционный, коммунистический, красно-коричневый, "совковый", антидемократический. В этом контексте ведущими СМИ реа-

1 Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 178.

лизуются соответствующие контент-стратегии, например, появляется рубрика в газете «Московский комсомолец» под названием «Игры патриотов».

Комментируя актуальную идейную-политическую ситуацию в стране, исследователи выделяют два лагеря - «либералы» и «патриоты», словно отказывая первым в связях с родиной, а другим - в наличии современного содержания. Это ложная антиномия удобна для того сведения счетов, какой оказывается огромная масса публикаций и ток-шоу в период 1990-х и 2000-х годов. Слово «патриот» выступает в качестве симулякра, замешдя такие понятия, как «консерватор» или «коммунист». Происходит еще более разительная поляризация. Либеральное движение, которое по сути является парафразом «западничества» вступает в противодействие с направлением «почвенничества». И хотя при этом обе стороны заняты решением проблем своего Отечества, понятие «патриот» вытесняется на один из полюсов этой оппозиции.

Такая искаженная, деструктивная ситуация сохраняется до начала 2010-х годов, когда общественное сознание начинает явственно ощущать недостаточность, убогость кочующей в общественном дискурсе терминологии. Ему явно не хватает некоего обобщающего понятия, на основании которого можно структурировать жизненно-важные преобразования общества. Необходима позитивная, созидательная категория, способная объединять, а не противопоставлять.

Обществу необходима новая позитивная детерминация - ни один из узко-политизированных терминов или призывов не способен собрать под свои знамена расколотое общество. Осознавая эту проблему, руководством страны делаются попытки найти нейтральные, синтезные вербальные формы, призванные смягчить общественное противостояние. Разрядить напряженную ситуацию и гармонизировать самовосприятие народа было призвано словоформой «Наш дом - Россия», выдвинутой движением В.С. Черномырдина. Затем был создан идеологический слоган, тоже превращенный в общественную формулу - «Единая Россия». Косвенным образом оба этих словообразования нащупывали почву нейтрального

обобщения. Это было время поиска сильнодействующих понятий, призванных уравновесить вектор разнонаправленных социальных интенций. Но потребовались события 2014 года, ставшие переломными в новейшей русской истории, чтобы тяжкий груз прежних оценок и коннотаций сбросить с понятия «патриотизм», которое было эквивалентом этих политических формул.

Таким образом патриотизм вышел из обоймы политических клише и вернулся в ряд естественных первичных общечеловеческих переживаний, стал эмоциональной нормой и социальным регулятором. Закон «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» призван окончательно определить понятие патриотизма как фундаментальное и обществообразующее, имеющее социальное, нравственное и культурное измерение.

Поиск взвешенных объединительных категорий - сложная общественнотворческая задача и работа. На современном этапе у нынешней власти первая устойчивая консерви-руюшая идея в ранге национальной была заимствована у Ломоносова - Шувалова -Солженицына - это была высказанная ещё в 18 веке задача сбережение народа, и лишь несколько позднее, возродилось в новом качестве понятие патриотизм. В неявной форме она была сформулирована еще в 2013 году на заседании Валдайского клуба. В феврале 2016 года президент ясно заявил, что национальная идея России — это патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо», правда, добавив при этом, что она еще «не оформлена» и непонятно, как ее «запустить». Это свидетельствует о том, что была лишь заявка на национальную идею, но цельной всеобъемлющей концепции, дающей ответы на важнейшие вопросы российской современности, еще не разработано.

Трудности такой работы рождаются из её сверхсложной задачи. Патриотизм в качестве национальной идеи должен не только сформировать отношение к главным сферам человеческого бытия, но и сделать их привлекательными и конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других наро-

дов.

Наконец, как важный завершающий этап долгого латентного вызревания кумулятивной национальной идеологии, способной соединять и воодушевлять общество в целом, состоялось предложение о принятии нового закона, направленного на организованное патриотическое строительство. Законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» был внесен группой депутатов «Единой России» в Госдуму 15 ноября 2017 года. В нём сделана попытка внести качественные уравновешенные критерии и механизмы создания и поддержания ровного патриотического позитивного мировоззрения.

Законопроект о патриотическом воспитании содержит определение терминов «Отечество» и «патриотизм». В частности: «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества». Патриотизм, по версии авторов проекта, - это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». «Отечество» же, как говорится в документе, - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание, согласно документу, подразделяется на несколько направлений. Это духовно-нравственное (направленное в итоге на достойное служение России), гражданско-патриотическое (которое, в том числе, направлено на появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их тради-

циям») и военно-патриотическое, оно включает в себя увековечение памяти воинов и гордость за вооруженные силы РФ.

Кроме того, в законопроекте описываются цели и качества, которыми должен обладать патриот. Гражданин, в частности, должен положительно относиться к труду «как к важнейшей ценности жизни», иметь потребность трудиться на благо общества, государства. Комплекс воспитательных мер также должен сформировать у граждан потребности в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе».

Работа по патриотическому воспитанию, говорится в документе, предусматривает «настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». В качестве в законопроекте указаны: поддержка памятников воинской славы, формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, а также повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

Сами авторы законопроекта говорят, что главной их целью было создать единый подход к патриотическому воспитанию. Для этого, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, определяются полномочия органов госвласти и вводится единый терминологический аппарат. Документ также предусматривает способы поощрения для разного рода организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, от грантов и прямой имущественной либо финансовой помощи до налоговых льгот.

Рождение законопроекта - ощутимая веха в той огромной и бурной дискуссии о патриотизме, которая велась и идёт в медийном пространстве все эти годы.

Мы поставили задачу - преодолеть дискуссионный пыл и субъективные ответвления темы и рассмотреть проблему патриотизма строго в объективном ключе: как данная проблематика резонирует, отражается и

выражается на страницах российских СМИ на протяжении одного из самых острых периодов отечественной истории - 2014-2017 гг. За этот период в развитии страны произошел ряд кардинальных поворотов, сопровождающихся обсуждениями. Проблема патриотизма стала одной из острейших дискуссионных площадок. Эта тема обросла огромным количеством спекуляций и идеологических вариаций. Множество выступлений исходит из понимания патриотизма как вторичного идейного чувства, которое тем или иным способом формируется и воспитывается обществом, властью, педагогикой, культурой.

На наш взгляд, феномен патриотизма имеет константные составляющие и переменные. Мы исходим из концепции патриотизма как многоуровневого явления, исходящего из первичного базового жизненного переживания человека, как фактора его биоэкологической и социогенетической связанности с тем регионом, климато-географической и культурно-исторической средой, в которой начался его личный жизненный маршрут, где он рожден и сформирован. Человек натуральным образом привязан к области своего рождения, а затем связан с историей, культурой, психологией, с его исторической судьбой и общественным устройством.

Следует выделить патриотизм безусловный, естественный, органический - это всеобщая первичная форма самосознания, связанного с зоной вхождения в жизнь. Тут привязанность травяная, патриотизм «пена-тический» (от имени богов жилища - пенат). Эта безусловная кровно-географическая составляющая есть ядро в том разноуровневом и многомерном построении, которое представляет собой патриотизм как сложнейший нравственно-духовный, эмоционально-

концептуальный комплекс. Затем добавляется патриотизм как идея идеала. Патриотизм идеалистический: родное - значит лучшее.

Вслед за безусловным обожествлением места своего явления в мир развиваются более высокие интеллигибельные, идеатиче-ские виды и формы патриотизма. Так развивается вторая, культурно-психологическая фаза патриотизма, его второй, культурно-психологический, историко-культурный

уровень. И наряду с патриотизмом как любви к отечественной культуре и истории всю человеческую жизнь развивается другой мощный комплекс личной идентификации -генная программа «отождествительного слияния», соединение себя с общим народным целым, с его характерологией и внутренним миром как целостное психическое «мы».

Фундаментальное качество народного сознания - это патриотизм зрелой души, зрелое, ответственное сознания, включающее не только любовь и обожествление своей Родины, но и трезвое, явленное видение и понимание ее недостатков, здравое критическое отношение. Этот полноценный, полнозвучный патриотизм есть творческое, активно-созидательное отношение к миру и жизни. Такой творческий патриотизм проявляется как созидание и сострадание, как состроение.

Для анализа проявления патриотизма в медиапространстве России мы выбрали принцип многосоставности, многофакторности патриотического переживания, выделили основные слагаемые, аспекты патриотизма. Это аспекты: природно-географический; историко-культурный; государственно-политический; психологически-народный (личностное восприятие событий и поступков).

Переломным моментом в развитии патриотического настроя стала Олимпиада 2014 г. в Сочи. Многие отметили новую тенденцию. В частности, «Российская газета» провела тематический круглый стол. Приглашенные газетой эксперты высказались вполне определенно: «Все началось неожиданно - с Олимпийских игр в Сочи: 81 процент россиян, по данным «Левада-центра», отметили у себя подъем патриотических чувств. Присоединение Крыма к России вызвало чувство гордости за страну у 88 процентов респондентов, взлетевший рейтинг президента - еще одно тому подтвержде-

ние».1

Важной точкой роста патриотического самосознания, согласно мнению социологов и публицистов, стали события в Крыму, оформленные в выражение «Крым наш».

1 Порошина М. Эксперты обсудили «три волны» российского патриотизма // Источник: http ://www.rg.m/2014/06/10/reg-urfo/patriotizmhtml

Россия долгое время пребывала в состоянии самобичевания и самоуничтожения, тяжело переживая фазу отрицания своей самостоятельности и самоценности своей истории, отразившуюся в медиа 1990 и 2000 годов. Такие деструктивные настроения давно надоели населению, и Россия взяла новый курс развития, успешно преодолевая общественный спад патриотического настроения.

О феномене скачкообразного роста патриотизма свидетельствует ряд социологических исследований. Левада-центр подготовил открытый опрос «Гордость, патриотизм и ответственность» и показал динамику не только за 2015 год, но и за 1996, 2003, 2012 и 2014 годы.1 Количество патриотически настроенных респондентов составило более 80%.

Свое исследование «Есть ли в стране единение?» провел ВЦИОМ. Более 50% опрошенных положительно ответили на главный вопрос исследования.2 Один из серьёзных вопросов, стоящих перед исследователями такой сложной темы, был: как конкретно исследовать патриотизм, в каких единицах его измерять. Опросы ВЦИОМ и «Левада-центра» носят социометрический характер, это данные статистики, а не качественного анализа.

Для проведения своего исследования была разработана система параметров в кодификаторе, рассматривающая основные слагаемые патриотического переживания. Среди всех составляющих патриотического переживания нами были выделены основные: природно-географический, историко-культурный, государственно-политический, психологически-народный. Каждый параметр в контексте анализа медиатекста получал оценку, положительную или негативную. Сравнивался вес того или иного параметра и его значение, измерялось соотношение позитива и негатива, таким образом была впер-

вые сделана попытка предпринять объективный анализ и исследовать патриотическое переживаниея в медиапространстве.

В нашем исследовании на первом этапе был проведен анализ статей трех ведущих изданий - «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Комсомольская правда» - с точки зрения проявленности в них слагаемых патриотизма . Для исследования мы разработали критерии, позволяющие произвести всестороннее рассмотрение этого явления. Каждая публикация рассматривалась на наличие в ней патриотических и антипатриотических элементов, фиксировался информационный повод и один из четырех аспектов - природно-географический, историко-культурный, государственно-политический, психологически-народный.

Первый этап исследования показал, что длительный период спада патриотического настроя в стране закрепил в медиа целый ряд деструктивных представлений и образов, которые преодолеваются с огромным трудом. Отринутый вместе с прежней идеологией советский патриотизм внушал чувство гордости за свою страну - авангард передового человечества - и базировался при этом на идее исключительности и могущества сильного государства. Такая конструкция патриотизма оказалась непрочной и не выдержала обрушившихся на страну испытаний. Слово «патриот» в годы активного отрицания всего советского приобрело в политическом дискурсе негативную коннотацию и трактовалось как «государственник-империалист, душитель свободы».

Сегодня патриотизм в России питают другие родники, и пришло ясное понимание, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотиз-

4

ма» , поэтому патриотизм должен стать главной контент-стратегией ведущих национальных СМИ.

1 Левада-центр. Гордость, патриотизм и ответственность. Пресс-выпуск // Источник: http://www. levada.ru/2015/12/07/ gordost-patrюtizm-i-otvetstvennost.

2 ВЦИОМ. В трудные времена россияне объединяются. По материалам исследования «Есть ли в стране единение?» // Источник: http://infographics. wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/state-symbols/article/v-trudnye-vremena-rossijane-obedinjajutsja.html.

Князева М.Л., Титова С.В., Зеленина Е.В. Аспекты патриотизма и их воплощение в отечественных СМИ (на примере публикаций в изданиях «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Комсомольская правда») // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016, том 1, № 4 (22), с. 17-20.

4 Латухина К. Советы лидерам // Источник: http://www. rg.ru/2016/02/03/vlad imir-putin-n azval-p atriotizm-ed instvennoj -nacionalnoj -ideej .ht ml.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Башкатова, А. Здравоохранению помогут сокращением финансирования // Независимая газета. Выпуск от 8.09.2015 г. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-09-08/4_health. html.

2. ВЦИОМ. В трудные времена россияне объединяются. По материалам исследования «Есть ли в стране единение?». - URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/pohtics/internal-pohcy/state-symbols/article/v-trudnye-vremena-rossijane-

obedinj aj utsj a. html.

3. Жириновский, В. Патриотическая среда // Комсомольская правда. №41 от 15 апреля 2015 года. - URL: http//advert.kp.ru/Files/20150901122821.pdf.

4. Зайцев, С. Патриотизм и модернизация образования. 16 октября 2015 года. - URL: http://www.aif.ru/society/education/patriotizm_i_modernizaciya_obrazovaniya.

5. Князева, М.Л. Стратегии культуры, перспективы общества, судьбы народа // Spero. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - 2009. - № 11. - С. 109.

6. Костиков, В. Вспоминайте о бабушке // Аргументы и факты. Выпуск от 16.11.2015 г. - URL: http://www.aif.ru/society/opinion/vspominayte_o_babushke.

7. Костиков, В. Заплутавшие в белых березах... // Аргументы и факты. Выпуск от 9.12.2015 г- URL: ,http://www.aifru/society/ opinion/zaplutavshie_v_belyh_beryozah_ ho-tyat_li_rossiyane_znat_pravdu_o_svoey_strane.

8. Костиков В. Возвращение телогрейки. Как русская глубинка «переваривает» кризис // Аргументы и факты. Выпуск от 07.10.2015 г. - URL: http://www.aif.ru/society/opinion/ voz-vrashchenie_telogreyki_kak_russkaya_glubinka_perevarivaet_krizis.

9. Латухина, К. Советы лидерам. - URL: http://www.rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html.

10. Левада-центр. Гордость, патриотизм и ответственность. Пресс-выпуск. - URL: http://www.levada.ru/2015/12/07/gordost-patriotizm-i-otvetstvennost.

11. Порошина, М. Эксперты обсудили «три волны» российского патриотизма. - URL: http://www.rg.ru/2014/06/10/reg-urfo/patriotizm.html.

12. Путин поблагодарил пенсионеров за поддержку и патриотизм // Аргументы и факты. Выпуск от 17.12.2015 г. - URL: http://www.aif.ru/society/putin_poblagodaril_ pensione-rov_za_podderzhku_i_patriotizm.

13. Трифонова, Е. Патриотическое воспитание обойдется почти в 2 миллиарда // Независимая газета. Выпуск от 21.09.2015 г. - URL: http://www.ng.ru/politics/2015-09-21/1_patriotism.html.

14. Терехова, А., Башкатова, А. Кризис превратил эмигрантов в патриотов // Независимая газета. Выпуск от 22.06.2015 г. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-06-22/1_crisis.html.

15. Шкондин, М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.