Научная статья на тему 'Сущностные особенности «Экономики знаний» и их проявление в секторе интеллектуальных услуг'

Сущностные особенности «Экономики знаний» и их проявление в секторе интеллектуальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ" / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЗНАНИЕЕМКОСТЬ / KNOWLEDGE ECONOMY / MAN-CENTEREDNESS / INTELLECTUAL SERVICES / KNOWLEDGE CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Тамов Аслан Алиевич, Земцова Анна Викторовна

В статье представлены институциональные особенности и факторы формирования экономики знаний; показано, что знание как характеристика умственного труда обладает рядом специфических характеристик в сравнении с другими особенностями рабочей силы, при этом в рамках «экономики знаний» непосредственной производительной силой и ценностью становятся лишь знания, находящие применение в процессе создания конкретных ценностей, подвергающиеся капитализации и производительно используемые. При этом основой развития современного «общества знаний» на всех его уровнях и во всех сферах является человекоцентризм, а особый интерес представляют секторы, производящие интеллектуальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the “Knowledge Economics” and their realization in the intellectual services sphere

The paper considers the institutional peculiarities and factors of formation of knowledge economy. It shows that knowledge as a characteristic of mental work has a number of specific characteristics compared to other characteristics of the workforce. Only the knowledge used in the process of creating specific values, subjected to capitalization and productively used, became direct productive force and value in the framework of the knowledge economy. The authors reveal that the basis of the development of the modern “knowledge society” at all levels and in all fields is the man-centeredness. They substantiate that intensive services are special interest sectors.

Текст научной работы на тему «Сущностные особенности «Экономики знаний» и их проявление в секторе интеллектуальных услуг»

КОГНИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

COGNITIVE ECONOMY

УДК 330:159.9 ББК 65.010 3 38

Е.Н. Захарова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (928) 275-98-42, e-mail: [email protected]

А.А. Тамов,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: [email protected]

А.В. Земцова,

соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (904) 446-68-82, e-mail: polinka_ [email protected]

СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ» И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СЕКТОРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье представлены институциональные особенности и факторы формирования экономики знаний; показано, что знание как характеристика умственного труда обладает рядом специфических характеристик в сравнении с другими особенностями рабочей силы, при этом в рамках «экономики знаний» непосредственной производительной силой и ценностью становятся лишь знания, находящие применение в процессе создания конкретных ценностей, подвергающиеся капитализации и производительно используемые. При этом основой развития современного «общества знаний» на всех его уровнях и во всех сферах является человекоцентризм, а особый интерес представляют секторы, производящие интеллектуальные услуги.

Ключевые слова: «экономика знаний», человекоцентризм, интеллектуальные услуги, знаниеемкость.

E.N. Zakharova,

Doctor of Economies, Professer, Professer of Economies and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (928) 275-98-42, e-mail: [email protected]

A.A. Tamov,

Doctor of Economies, Professer, Dean of Economies Faculty, Head of Economies and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: [email protected]

A.V. Zemtsova,

Applicant for Candidate's Degree, Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (904) 446-68-82, e-mail: polinka_ [email protected]

THE PECULIARITIES OF THE "KNOWLEDGE ECONOMICS" AND THEIR REALIZATION IN THE INTELLECTUAL SERVICES SPHERE

Abstract. The paper considers the institutional peculiarities and factors of formation of knowledge economy. It shows that knowledge as a characteristic of mental work has a number of specific characteristics compared to other characteristics of the workforce. Only the knowledge used in the process of creating specific values, subjected to capitalization and productively used, became direct productive force and value in the framework of the knowledge economy. The authors reveal that the basis of the development of the modern "knowledge society" at all levels and in all fields is the man-centeredness. They substantiate that intensive services are special interest sectors.

Keywords: knowledge economy, man-centeredness, intellectual services, knowledge capacity.

Понятие «экономика знаний» получило широкое распространение в самом конце XX века, однако сам термин был введен в научный оборот еще в 1960-е годы. Его автором является американский исследователь Ф. Махлуп, который в своем труде «Производство и распространение знаний в США», увидевшем свет в 1962 году, впервые обратился к проблематике исследований знаний как ключевого элемента современного экономического развития. В указанной работе он использовал сам термин «экономика знаний» и заложил основу современных представлений об ее ключевых характеристиках. По мнению Ф. Махлупа, в экономике знаний сферу создания новых знаний образуют такие элементы, как фундаментальная и прикладная наука, высшее образование, инновационная система, патентная система, исследования и разработки.

В развитие идей Ф. Махлупа сформировались различные концепции «экономики знаний» и подходы к ее методологическому осмыслению. В частности, в 1966 году Р. Нельсон и Э. Фелпс представили одну из первых моделей

экономического роста, основанного на распространении знаний [1].

В конце 1980-х годов Г. Элиассон характеризовал экономику, основанную на знаниях, как систему, которой имманентно присуще состояние постоянного экспериментирования по координированию (управлению) экономической деятельностью, созданию технологических и организационных инноваций, их отбору и распространению путем обучения. В ее рамках процессы, связанные с созданием, обработкой, распространением и усвоением информации, пронизывают всю экономическую систему общества [2]. Содержательное описание основных институтов экономики, основанной на знаниях, одним из первых дал Л. Туроу во второй половине 1990-х годов [3].

По мнению Т.А. Стюарта, отправной точкой формирования «экономики знаний» можно считать 1991 год, когда объем инвестиций в информационные технологии впервые превысил величину инвестиций в производственные технологии [4].

Отметим, что можно выделить два ключевых подхода к анализу сущности «экономики знаний» в контексте ее взаимосвязи с

экономикой индустриального типа. Согласно первому из них, «экономика знаний» принципиально отлична от индустриальной экономики, что определяется переходом ключевой роли в обеспечении экономического благосостояния от материальных активов к знаниям, находящим свое проявление в активах нематериальных (Л. Лукичева, В. Макаров, Б. Салихов, Г. Клейнер).

Сторонники второго подхода определяют «экономику знаний» в качестве одной из стадий развития индустриальной эпохи, в которой решающую роль продолжают играть материальные факторы производства, а интеллектуальные активы всего лишь способствуют росту конкурентоспособности экономических субъектов (Ф. Махлуп Л. Миндели, Т. Семенов). Однако неоспоримым для сторонников обеих позиций является тот факт, что человеческое общество приблизилось к той стадии развития, фундаментальной основой которой является повышенное внимание к знаниям, которые приобретают форму интеллектуального капитала и становятся непосредственной производительной силой и важнейшим экономическим ресурсом.

К основным институциональным особенностям и факторам формирования «экономики знаний» можно отнести следующие:

1. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (такими как квалификация персонала, знания и идеи, стратегическое сочетание важнейших процессов, связанных с обработкой информации), нежели традиционными материальными (здания, оборудование, финансовые ресурсы и т.д.).

2. Взаимодействие субъектов рынков товаров и услуг в реальном масштабе времени кардинально меняет динамику происходящих вокруг них процессов. Фирмы быстро обеспечивают сбор и оценку необходимой информации, адаптируются

к изменяющейся среде. Компании-лидеры постепенно приспосабливаются к новой культуре постоянных перемен, стремятся к реконструкции своих процессов и модернизации продуктов. При этом факторы пространства и времени постепенно утрачивают свое определяющее значение, и бизнес-процессы компаний-драйверов экономического развития распространяются на весь мир.

3. Люди, способные генерировать яркие идеи, находящие свое воплощение в новых технологиях и бизнес-процессах, становятся наиболее ценным капиталом, а методы и приемы организации их деятельности серьезно трансформируются: на место детерминированному иерархическому командному подходу приходит кооперативно-партнерский менеджмент в рамках менее формальной, но в то же время более мобильной и дискретной сетевой проектной системы управления. Наиболее востребованными являются специалисты и менеджеры, способные накапливать и эффективно использовать знания и умения умственного труда.

Быстро изменяющаяся рыночная среда определяет направленность на постоянную генерацию новых идей и создание новых технологий. Во главе общества постепенно становится «культурный класс», производящий информацию для ее последующего распространения с помощью постоянно прогрессирующих каналов коммуникаций, а не «управленческий класс», сосредоточивающий свои усилия на управлении комплексом производственных активов. При этом ценность капитала становится очевидной лишь в приложении к креативу, который обслуживают управленческие системы.

4. «Экономика знаний» не имеет ограничений для роста в связи с тем, что потребление интеллектуального продукта практически безгранично. В то время как в

условиях «общества потребления» ограничителями производственной деятельности выступали лимиты материальных ресурсов и физических способностей населения к потреблению предлагаемого количества товаров и услуг, в «экономике знаний» средством дистрибуции интеллектуального продукта является сетевая инфраструктура, значительно ускоряющая процесс развития вследствие своей способности к адаптации к изменяющимся внешним условиям.

5. «Экономика знаний», для которой характерно постоянное технологическое и организационное обновление, являет собой форму экономики непрерывного развития, движущей силой которого выступают процессы совершенствования методов производства, управленческих технологий, важнейших характеристик производимой продукции и подходов к обслуживанию потребителей.

Одна из ключевых особенностей «экономики знаний» состоит в использовании знаний как специфического экономического ресурса, существенно отличающегося от традиционных экономических ресурсов.

Рассматривая данный вопрос, необходимо указать на то, что знание как характеристика умственного труда обладает рядом специфических характеристик в сравнении с другими особенностями рабочей силы [5]:

- во-первых, оно не истощается в процессе труда, поэтому не подвергается физическому износу, обладая свойством естественного удвоения (знание, с одной стороны, материализуется в производимом продукте, а с другой - остается у работника);

- во-вторых, особенность знаний заключается в том, что их ценность возрастает в условиях производительного применения, так как они расширяются и наращиваются в процессе использования;

- в-третьих, для сохранения своих качественных характеристик индивидуальное знание каждого работника требует постоянного обновления и пополнения.

Для знаний характерно наличие нематериальных потоков и запасов, в то время как традиционные ресурсы находят свое воплощение в материальных потоках и запасах. Кроме того, знания в процессе их использования количественно возрастают, а средства производства, изнашиваясь, уменьшают свою стоимость.

Традиционные ресурсы выступают в качестве частного блага, в то время как знания являются благом, потребляемым обществом в целом, следовательно, знания представляют собой неограниченный ресурс. При этом, как отмечает Т. Стюарт, «знания имеют большую ценность и обладают большей мощью, чем природные ресурсы, гигантские предприятия либо солидные счета в банке» [6]. Для знаний характерна сетевая природа, обеспечивающая наличие положительного внешнего эффекта от их использования и порождающая явление возрастающей предельной полезности.

Знание по своей природе может быть явно выраженным (эксплицитным) либо неявным (имплицитным). Отметим, что имплицитное знание перенимается через наблюдение, тренинг и т.п., а эксплицитное знание может быть представлено набором правил и порядков действий, усвоение и исполнение которых обозначает воспроизведение данного знания.

Снижение стоимости доступа к знаниям, сетевой характер их получения или, по Э. Тоффлеру, «глобализация пространства», а также увеличение скорости распространения знаний выступают в качестве факторов, обусловливающих изменение характера распределения знаний в современном обществе [7].

Необходимо отметить, что отнюдь не любое знание может

использоваться в целях получения конкурентных преимуществ либо создания определенных жизненных благ. Поэтому в рамках «экономики знаний» непосредственной производительной силой и ценностью, приносящей доход, становятся лишь знания, находящие применение в процессе создания конкретных ценностей, подвергающиеся капитализации и производительно используемые, то есть приобретающие форму капитала.

В основе развития современного «общества знаний» на всех его уровнях лежит человекоцентризм. Производство нового знания - это чисто человеческая функция, а смыслом, целью, содержанием процесса развития является именно человек. Вне и без человекоцен-тризма нет и самого развития как человеконаправленного, человеко-реализующего и человекоразви-вающего процесса. Таким образом, человекоцентризм - это внутренне присущее свойство развития «общества знаний», поэтому основные механизмы его развития - участие и сотрудничество - представляют собой человекоориентированные механизмы, позволяющие преодолеть отчуждение, отстранение людей от процесса развития и его результатов. И, наоборот, эти механизмы позволяют активизировать, стимулировать, мотивировать включение человека в процесс развития, во все его составляющие и сферы, в том числе в присвоение результатов интеллектуальной деятельности с целью развития как самого человека, так и всеобщего цивилизационного развития.

Сотрудничество, понимаемое как механизм реализации общего дела, всеобщего и совместного развития, предполагает мотивированный производительный труд всех вместе и каждого в отдельности с целью достижения общих, вполне определенных результатов развития, т.е. воспроизводства потенциала развития в процессе

функционирования экономики, основанной на знаниях. Сходное предназначение имеется и у механизма участия в развитии, который предполагает коллективные и индивидуальные формы соучастия, реализуемые посредством различных форм интеллектуального труда, предел развития которых ограничен лишь массовым творчеством людей при наличии адекватной институциональной среды, ограничиваемой не идеологическими пристрастиями, а прагматическими потребностями развития.

Таким образом, знание, вовлеченное в процесс производства, обладает большей ценностью, чем знание, принадлежащее отдельным индивидам в форме информации. Другими словами, систематизированное, используемое для достижения конкретных результатов знание приобретает дополнительную ценность.

Важнейшим ресурсом и фактором становления экономики знаний выступают процессы производства, накопления и применения новых знаний. Они имеют место абсолютно во всех секторах экономики, однако в рамках некоторых из них формируют сущностный базис функционирования принадлежащих к этим секторам хозяйствующих субъектов. Именно эти секторы занимаются производством т.н. «интеллектуальных услуг», которые можно охарактеризовать в качестве определенных профессиональных действий специалистов, основным ресурсом для осуществления которых является комплекс общих и специальных знаний, а результатом их реализации является накопление и развитие человеческого потенциала. Отметим, что процесс создания интеллектуальных услуг связан с использованием интеллектуального и творческого труда, основанного на потреблении новых знаний и умений.

Данные услуги обладают комплексом специфических

особенностей, обусловливающих их сущностное содержание [8]:

- интеллектуальные услуги представляют собой разновидность деятельности в рамках непроизводственной сферы;

- процесс оказания интеллектуальных услуг обусловлен использованием в качестве производственного ресурса знаний и интеллекта;

- структурные особенности и неоднородность подобных услуг проистекают из специфических особенностей производства и функционального содержания интеллектуальных услуг, квалификации их продуцентов и ряда других признаков;

- к специфическим свойствам интеллектуальных услуг относятся знаниеемкость, выступающая в качестве их основной характеристики, а также высокая степень пер-сонифицированности и сложность оценки качества подобных услуг.

Отметим, что для процесса производства и реализации интеллектуальных услуг свойственны определенные особенности, состоящие в следующем:

1. Высокий уровень знаниеем-кости процесса предоставления интеллектуальных услуг. Поскольку работник, предоставляющий интеллектуальные услуги, выступает носителем специальных знаний, составляющих ресурсную основу производства подобных услуг, его трудовая деятельность характеризуется высоким уровнем зна-ниеемкости. Именно специалист, обладающий определенными знаниями, опытом, профессиональными навыками, осуществляет обслуживание потребителя интеллектуальных услуг, обеспечивает его определенными выгодами, которые выступают результатом процесса обслуживания. В связи с этим организация и мотивация интеллектуального труда являются важнейшими факторами обеспечения эффективности интеллектуальных услуг.

2. Комплексный характер. Комплексность как отличительный признак процесса предоставления интеллектуальных услуг находит свое отражение в подразделении последних на базовые и сопутствующие. Предоставляя базовую интеллектуальную услугу, специалист, как правило, должен реализовывать и ряд дополнительных услуг, что, с одной стороны, является сущностной характеристикой процесса реализации интеллектуальных услуг, а с другой стороны - обусловливает необходимость организации и оценки труда специалиста как продуцента комплекса интеллектуальных услуг.

3. Индивидуализация и персонификация интеллектуального труда. Интеллектуальная услуга предоставляется конкретным работником, а результат ее предоставления непосредственно зависит от уровня его компетенций. При этом интеллектуальная услуга неотделима от работника, который ее предоставляет.

Трудовой процесс в сфере предоставления интеллектуальных услуг включает в себя в качестве важнейшей составляющей осуществление работником эффективных контактов с потребителем услуг на всех стадиях его обслуживания. По этой причине в сервисной сфере критериями оценки качества интеллектуальных услуг выступают не только профессиональные качества работника, но и его личностные характеристики, в том числе его способность к продуктивным отношениям с клиентами.

4. Активное участие потребителя в процессе оказания интеллектуальных услуг. Потребитель интеллектуальной услуги участвует в процессе ее оказания как в пассивной форме, когда создает условия для эффективной деятельности работника, предоставляющего услугу, так и в активной форме, что происходит в случае, когда он предоставляет ресурсы, информацию,

обсуждает процесс оказания услуги и др. Более того, результат процесса предоставления интеллектуальных услуг во многом определяется способностью потребителя к усвоению и правильному использованию полученных знаний и информации.

5. Использование внутрифирменной системы обучения как главного источника знаний специалистов, оказывающих интеллектуальные услуги. Для организаций сферы интеллектуальных услуг главным источником трудовых ресурсов, имеющих необходимый уровень профессионализма, выступает внутрифирменный рынок труда, который представляет собой движение работников в рамках фирмы и регулируется приказами-командами и внутренними стимулами в сочетании с инструментами контроля. При этом чем выше специфичность компетенций необходимого фирме работника, тем сложнее удовлетворить

потребности в нем с помощью внешнего рынка труда. Работодатель, используя внутрифирменный рынок труда, имеет возможность использовать компетенции тех работников, которые уже сформировали специфические для данной фирмы знания и навыки, снизить риски найма неквалифицированных работников или нарушения трудовой дисциплины.

Подводя итог проведенного анализа, отметим, что важнейшей особенностью современной «экономики знаний» является использование знаний в качестве важнейшего экономического ресурса, имеющего существенные отличия от ресурсов традиционных. В наибольшей степени эти особенности находят свое проявление в процессе функционирования сектора интеллектуальных услуг, во многом выступающего в качестве драйвера развития как современной экономики, так и всего общества в целом.

Примечания:

1. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // American Economic Review. 1966. № 2. P. 69-75.

2. Eliasson G. The Knowledge Based Information Economy. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1990.

3. Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies and Nations in a Knowledge-Based Economy. N. Y.: Haprer Collins Publishers Inc., 1999.

4. Стюарт T.A. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. С. 50.

5. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. № 9. С. 36.

6. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. С. 74.

7. Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: ACT: Профиздат, 2008.

8. Норкина Е.И. О результатах исследования антикризисного консалтинга как нового сегмента интеллектуальных услуг // Качество жизни: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы вступления России в ВТО: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2012. С. 93.

References:

1. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Hmans, Technological Diffusion, and Economic Growth // American Economic Review. 1966. No. 2. Pp. 69-75.

2. Eliasson G. The Knowledge Based Information Economy. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1990.

3. Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies and Nations in Knowledge-Based Economy. New York: Haprer Collins Publishers Inc., 1999.

4. Stuart T.A. Intellectual Capital. A new source of wealth organizations. Moscow: Generation, 2007. P. 50.

5. Logachev V., Zhernov Ye. "Intellectual capital" from the position of the labor theory of value // Economist. 2006, No. 9. P. 36.

6. Stuart T. Intellectual Capital. A new source of wealth organizations. M.: The Generation, 2007. P. 74.

7. Toffler E. Revolutionary wealth: M .: AST; Profizdat, 2008.

8. Norkina E.I. On the results of research on anti-recessionary consulting as a new segment of intellectual services // Quality of life: yesterday, today, tomorrow. Actual problems of Russia's accession to the WTO: materials of a scientific practical conference with international participation. Ekaterinburg, 2012. P. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.