Научная статья на тему 'Концепция формирования экономики знаний в регионе'

Концепция формирования экономики знаний в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЕГИОН / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / CONCEPT / SYSTEMS APPROACH / THEORY OF REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батов Г.Х.

Предмет. Процесс формирования экономики знаний означает переход общества на новый этап своего развития, в котором основной производительной силой и главным ресурсом будут выступать знания. В обозримом будущем экономика знаний для ведущих стран мира станет локомотивом роста производительности труда и повышения конкурентоспособности товаров. Наша страна не может и не должна игнорировать данную мировую тенденцию. В российских условиях, имея в виду наличие регионов с разной направленностью развития, действия по формированию экономики знаний необходимо перенести на региональный уровень. Цели. Значительная часть вопросов, касающихся формирования экономики знаний на уровне региона, пока мало исследована, в связи с этим целью работы является представление определенной концепции, способствующей решению данной проблемы. Методология. Исследование построено на использовании методологии теории воспроизводства и системном подходе, применены методы научной абстракции, анализа и синтеза, аналогий и научных обобщений. Результаты. Предложена концепция формирования экономики знаний на уровне региона, которая может стать основой при выработке новой региональной экономической политики и разработке стратегии развития региона на основе экономики знаний. Выводы. В современных условиях повышение эффективности экономики и производство конкурентоспособной продукции возможны при использовании знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование концепции экономики знаний на уровне региона. Решение многих проблем регионов возможно на основе развития отраслей, производящих знания, и институтов, обеспечивающих их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батов Г.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of knowledge-based economy in the region

Subject The article deals with the issues of formation of knowledge-based economy at the regional level. Objectives The article aims to develop and present a particular concept that is conducive to resolve the problem of knowledge-based economy formation at the regional level. Methods For the study, I used the theory of reproduction, a systems approach, and scientific methods of abstraction, analysis and synthesis, analogies and scientific generalizations. Results The article proposes a concept of formation of knowledge-based economy in the region. The concept can become a basis for a new regional economic policy and development strategy of the region. Conclusions and Relevance A knowledge-based economy will encourage a buoyant development of the regions of the Russian Federation, especially those ones that have not sufficient resources or the depressive ones, such as the regions of the North Caucasian Federal District. The solution to many problems of the regions is possible through the development of industries that produce knowledge, and knowledge institutions.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования экономики знаний в регионе»

ISSN 2311-8733 (Online) Теории региональной экономики

ISSN 2073-1477 (Print)

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕГИОНЕ Гумар Хасанович БАТОВ

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела регионального менеджмента, Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, Нальчик, Российская Федерация gumarbatov@mail.ru

История статьи:

Принята 01.07.2016 Принята в доработанном виде 08.11.2016 Одобрена 01.12.2016 Доступна онлайн 15.02.2017

УДК 332.01 JEL: В41, D81, D83

Ключевые слова: экономика знаний, регион, концепция, системный подход, теория воспроизводства

Аннотация

Предмет. Процесс формирования экономики знаний означает переход общества на новый этап своего развития, в котором основной производительной силой и главным ресурсом будут выступать знания. В обозримом будущем экономика знаний для ведущих стран мира станет локомотивом роста производительности труда и повышения конкурентоспособности товаров. Наша страна не может и не должна игнорировать данную мировую тенденцию. В российских условиях, имея в виду наличие регионов с разной направленностью развития, действия по формированию экономики знаний необходимо перенести на региональный уровень. Цели. Значительная часть вопросов, касающихся формирования экономики знаний на уровне региона, пока мало исследована, в связи с этим целью работы является представление определенной концепции, способствующей решению данной проблемы. Методология. Исследование построено на использовании методологии теории воспроизводства и системном подходе, применены методы научной абстракции, анализа и синтеза, аналогий и научных обобщений.

Результаты. Предложена концепция формирования экономики знаний на уровне региона, которая может стать основой при выработке новой региональной экономической политики и разработке стратегии развития региона на основе экономики знаний.

Выводы. В современных условиях повышение эффективности экономики и производство конкурентоспособной продукции возможны при использовании знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование концепции экономики знаний на уровне региона. Решение многих проблем регионов возможно на основе развития отраслей, производящих знания, и институтов, обеспечивающих их использование.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Общая интерпретация знаний

В настоящее время человечество находится на пути перехода к новой фазе развития, которая характеризуется становлением другого типа общества. Его отличие от других формаций заключается в том, что основными источниками развития выступают знания. Прогресс экономики и общества никогда не происходил без участия знаний, но в рамках аграрного и индустриального этапов развития знания использовались для получения материального продукта или товара, который можно осязать и лицезреть. В ходе эволюции общества знания стали менять свое содержание, они увеличились как количественно, так и качественно. Реализованные на практике, они приобрели не только материальную или видимую форму, но и стали нематериальными, невидимыми, начали исполнять роль услуг. Но на этом их функции и значимость не исчерпываются.

Понятие «знание» включает в себя множество значений. Дать четкое и однозначное определение данному термину весьма затруднительно. Это связано с тем, что имеет место чрезвычайно обширное представление об этом понятии и, кроме

212

того, существует достаточно много различных видов знаний, которые невозможно одинаково интерпретировать. В зависимости от того, в каком контексте или в какой науке используется этот термин, он может иметь разное содержание.

В общефилософском понимании знание является результатом процесса познания, достоверность которого проверяе тся практиче ской деятельностью, отражением существующей реальности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий [1]. Знание понимается как форма существования и группировки итогов познавательной деятельности человека.

Обобщая формулировки, которые даются в различных источниках [2-4], можно констатировать, что знание представляет собой разноплановое понятие, но оно является результатом познавательной деятельности, проверенным логикой и апробированным на практике, адекватно отражающимся в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания должны быть логически непротиворечивы, проверены практикой,

объективны и независимы от субъективных факторов.

В настоящее время в развитых странах, в том числе и в России, формируется новый тип экономики, который называется экономикой знаний.

Общая характеристика экономики знаний

Концепция экономики знаний или общества, основанного на знаниях, пришла на смену концепции информационного общества, которая в свою очередь сформировалась на основе постиндустриального общества. Экономика знаний как определенный уклад возникает в процессе эволюции предшествующих укладов. При этом не происходит полной смены или полного замещения постиндустриальной и информационной экономики. Наоборот, она основывается на институтах и технологиях, которые созданы этими типами экономики.

Необходимо отметить, что экономика знаний возникает в «недрах» других экономик, тем не менее существенно отличается от них. Особенность экономики знаний заключается в том, что она не исчерпывается только сферой производства и распространения знаний, не замещает сферу реального производства, а представляет собой качественно новую систему развития экономики, которая заключается в том, что это развитие обеспечивается особым ресурсом, не имеющим материальной основы.

Как отмечает В. Макаров, экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая -дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт [5, с. 450].

По поводу того, какое место занимает экономика знаний в современной экономике и обществе, существуют разные точки зрения. Дебатируется вопрос о том, является ли экономика знаний переходным этапом от постиндустриального общества и информационной экономики к новому этапу или же это новая эра общественного развития?

На наш взгляд, экономику знаний следует рассматривать как феномен, который зародился в недрах информационной экономики, основу которой составляют отрасли, обладающие большим удельным весом интеллектуального капитала. В этих отраслях создание, использование и реализация знаний являются внутренним атрибутом или внутренним содержанием. Внешним признаком является производство знаний, которое со временем становится новой производительной силой. В экономике знаний главенствующее значение приобретает интеллектуальный, творческий труд [6, 7].

Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Фрицем Махлупом, однако в научной литературе не сложилось однозначного толкования данного термина. Большинство исследователей интерпретируют экономику знаний как новый тип экономики с новыми законами, как сферу человеческой деятельности, которая зависит от интенсивности получения и использования новых знаний, где доля нематериальных активов больше, чем материальных, где конкурентоспособность зависит от наукоемких рабочих мест. Специфическая особенность экономики знаний заключается в прогрессе использования высокотехнологичных производств, которые создаются за счет новых знаний. Институциональный базис основывается на институтах творческого содержания [8-13].

Анализ теоретических положений, представленных в современной научной литературе, позволяет сформулировать авторское определение экономики знаний. Экономика знаний - это этап развития экономики и общества, где основными ресурсами выступают знания, имеющие самостоятельную ценность, участвующие в каждом виде деятельности, и не только экономической, расширенное воспроизводство которых способствует развитию эффективных экономических отношений, обеспечивающих экономический рост и повышение благосостояния общества. Процесс становления экономики знаний означает переход общества на новый этап хозяйственного развития, в котором главными производительными факторами выступают знания.

Экономика знаний имеет отличительные черты и признаки, которые ее характеризуют. В частности, И. Ершова и И. Андросова, опираясь на исследования зарубежных авторов и свои

собственные, выделяют четыре основных признака экономики знаний:

- образование и обучение, необходимые для подготовки квалифицированных работников;

- информационная инфраструктура, которая призвана содействовать эффективному обмену, распространению и обработке информации;

- экономическое стимулирование и благоприятный институциональный режим, которые создают условия для обращения к знаниям;

- инновационные системы, которые образованы различными структурами (научно-исследовательскими центрами, университетами, предприятиями и др.), способствующие использованию существующей базы знаний и ее приращению [14].

Ключевым моментом, отличающим экономику знаний от других типов, особенно от традиционного, где ресурсы исчерпываются, является то, что в условиях экономики знаний информация и знания не истощаются, напротив, становясь достоянием многих лиц, способствуют личностному и производственно-экономическому росту. Устанавливая различие между инновационной экономикой и экономикой знаний, В. Логачев и Е. Жернов констатируют, что сходство между инновационной экономикой и экономикой знаний состоит в том, что эти экономики в качестве основного средства достижения своих целей используют интеллектуальную рабочую силу, но различие заключается в том, что деятельность инновационной экономики направлена на увеличение прибыли и накопление интеллектуального ресурса, а экономики знаний -на творческое применение и развитие интеллектуальных способностей человека [15].

Общий вывод, который можно сделать на основе изучения зарубежной литературы и практического опыта становления экономики знаний в развитых странах, заключается в том, что они много внимания уделяют развитию экономики знаний, но этот процесс осуществляется исходя из особенностей каждой страны, менталитета, экономической базы и других факторов. Каждая страна использует свой методологический инструментарий, который позволяет создать экономику знаний. Важным моментом является и то, что международные организации (МВФ, ОСЭР, ВБ и др.) поддерживают необходимые изменения, настаивают на создании новых рабочих мест, соответствующих экономике знаний, оказывают

отдельным странам методологическую и методическую помощь в формировании экономики знаний.

Различные стороны процесса формирования экономики знаний в российских условиях раскрываются в работах, которые упомянуты. К этому списку можно добавить исследования В. Афанасьевой, Б. Мильнера, К. Гоженко, В. Иванова, В. Тихомирова и многих других.

При наличии большого количества литературы по исследуемой тематике общим недостатком является малочисленность исследований по формированию и развитию экономики знаний на региональном уровне.

Эффективное развитие регионов РФ, которые весьма глубоко различаются по многим признакам, возможно только в контексте новых парадигм, адекватных каждому региону. Это связано с тем, что экономика регионов в большей степени подвергается влиянию новых социально-экономических тенденций, порождающих необходимость системного использования новых моделей и методов, позволяющих управлять интеллектуальными ресурсами региона. Между тем разработка подобных моделей актуальна для многих регионов РФ, но особенно они необходимы субъектам Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), которые характеризуются депрессивностью и неоднозначностью своего развития.

В субъектах СКФО доминирующим является третий технологический уклад. К основным признакам этого уклада относятся добыча полезных ископаемых, металлургическое производство и производство металлоизделий, добыча и обработка древесины, производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическая деятельность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельскохозяйственное производство.

При доминировании третьего технологического уклада в СКФО присутствуют также базовые признаки четвертого уклада, имеет место их сочетание. Соотношение между укладами ориентировочно находится в диапазоне 55% на 45% в пользу третьего уклада.

Техническое перевооружение и перевод на индустриальные рельсы производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение технологии и качества производства продукции в различных отраслях позволили СКФО нарастить долю четвертого уклада. Такими

отраслями являются цветная металлургия (Кабардино-Балкарская Республика -

производство вольфрама и молибдена, Республика Северная Осетия - Алания - производство цинка), производство нефтепродуктов (Чеченская Республика и Республика Дагестан), химическое производство (Ставропольский край), производство стройматериалов (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика).

Процесс становления четвертого уклада в округе связан с дальнейшей индустриализацией и интенсификацией производства. В отличие от предыдущих эпох, когда техническое и технологическое состояние производства было на низком уровне, в современных условиях имеются различные варианты ускорения процессов индустриализации и интенсификации. Для регионов СКФО наиболее приемлемым является использование основ экономики знаний.

Выбор такого подхода обусловливается тем, что современное состояние экономики СКФО характеризуется развитием по ресурсно-сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий деиндустриализации и неоднородности социально-экономического пространства. Такая модель развития отягощает производство, расширяет ресурсные ограничения, не дает возможности модернизации и технического перевооружения производства. В то же время в нынешних условиях обновление всей производственно-хозяйственной структуры и поиск новых технологий, формирование и эффективное использование современных факторов управления, основанных на интеллектуальных и инновационных ресурсах и разработках, выступают основной задачей устойчивого развития экономики округа. Слабое их освоение, а также низкий уровень интеграции науки и образования с производством и реальным с е кто р о м э ко н о ми ки пр ив о д я т к диспропорциональности социально-экономического развития субъектов округа, к их невысокой инвестиционной и инновационной активности.

Особо необходимо отметить, что экономика СКФО находится на стадии, когда имеет место исчерпание потенциала, который был драйвером предыдущих лет и основным источником развития. Замедление темпов роста экономики также можно объяснить недостаточным вниманием к использованию знаний в полном смысле этого слова, слабым внедрением в производство инновационных разработок. Но это только малая доля того, что не делается для

повышения темпов развития экономики. Устранение несоответствия между существующей моделью развития и необходимостью перехода на новую парадигму развития является основной задачей субъектов СКФО. На наш взгляд, данную проблему возможно решить только в рамках технологического развития на основе экономики знаний.

Региональное развитие требует иных подходов и организационных механизмов реализации, которые отличались бы от существующих и были бы основаны на составляющих экономики знаний. Новый подход позволит более эффективно и с большей отдачей использовать тот потенциал, которым они располагают [16]. Именно на региональном уровне легче отследить процесс становления экономики знаний, оценить предпосылки и установить те действия, которые необходимы для эффективного функционирования экономики знаний. Для решения проблем, связанных с переходом региона на модель экономики знаний, необходимо разработать концептуальные основы такого перехода.

Концептуальные основы становления экономики знаний в регионе

Возникновение современной концепции экономики знаний связывают с именами разных исследователей [17-19]. Во многих источниках, основное внимание уделяется формированию экономики знаний на уровне страны, концептуальным же основам создания экономики знаний на уровне региона уделяется мало внимания или же они вообще не рассматриваются. В то же время становление экономики знаний должно начинаться с регионов, для них данный процесс особенно необходим в связи с тем, что они различны по уровню своего развития и развиваются разнопланово. При функционировании регионов по основам концепции экономики знаний у них появляется возможность реализовать весь потенциал, которым они располагают, что также позволит им масштабне е инте нсифицировать и совершенствовать технологическую базу, углубить разделение труда на новых принципах.

Но не только производство и экономика нуждаются в новых знаниях и новых концепциях развития. Глобальные демографические процессы, обеспечение жизнедеятельности возрастающей численности населения на разных континентах, социальные и конфессиональные конфликты требуют разработки основ перехода к новым общественным отношениям и укладам. Решение

этих проблем возможно только на базе новых знаний.

По результатам проведенных исследований нами предлагается концепция перехода региона к экономике знаний, которая основана на использовании систе много подхода к формированию поэлементной и функциональной структуры, выявлении внутренних связей и построении модели воспроизводственной структуры. В данном случае к концепции мы подходим как основному замыслу, суть которого заключается в предложении набора инструментов, использование которых позволит сформировать экономику знаний в регионе. Задача состоит в том, чтобы определить перечень конкретных инструментов или элементов, которые составят основу экономики знаний региона. Эти элементы должны быть взаимосвязаны между собой и в совокупности функционировать как воспроизводственная система. Методологическая база формирования и функционирования экономики знаний будет основана на теории воспроизводства.

Основные конструктивные элементы, которые основывают и поддерживают экономику знаний региона, представлены на схеме (рис. 1). Они могут присутствовать в экономике в настоящее время или же их надо будет создавать. Без этих элементов (блоков) вся конструкция экономики знаний не будет устойчивой и жизнеспособной.

Кратко охарактеризуем значение каждого блока (элемента) и его роль в экономике знаний региона:

- человеческий капитал региона; в экономике знаний роль и значение человека кардинально меняются, происходит существенное повышение миссии индивидуума в создании общественного богатства, и эта миссия становится значительно более высокой по сравнению с ролью других факторов производства. Человек становится субъектом преимущественно творческого труда, обладающим не только высокоразвитыми способностями, высоким профессионализмом и интеллектом, но и широким кругом разнообразных потребностей [20]. Развитие человека, человеческого капитала становится синонимом развития экономики знаний. О б ъ е д и н е н и е же ч е л о в е ч е с ко го и интеллектуального капитала, которым располагает регион, способно обеспечить достижение синергетического эффекта в результате суммирования знаний, что существенно повысит как потенциал региона в сфере экономики знаний, так и уровень его

использования, обеспечивая существенный рост валового регионального продукта;

- экономику знаний можно построить только в том случае, если в регионе будет высокоразвитое и высокоэффективное образование, где основным лозунгом является получение новых знаний каждый день, начиная от детских садов, заканчивая высшими учебными заведениями, где подготовка кадров направлена на развитие экономики знаний, где важным критерием возможности роста человеческого капитала является распространенность послешкольного и послевузовского образования;

- важным компонентом экономики знаний являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в регионе. Результатом научной деятельности служит получение новых знаний, которые могут со ставить основу фундаме нтальных и прикладных исследований, а также иметь практическое назначение. В производственном процессе знания реализуются в виде инноваций, как результат создания и распространения интеллектуальных продуктов, информации, полученных в ходе исследовательской работы. В экономике знаний наука перестает быть автономно функционирующей отраслью, она становится частью комплексной региональной системы, где осуществляется не только производство знаний, но и преобразование их в новые технологии, продукты и услуги;

- институты экономики знаний региона. Экономика знаний предполагает наличие специальных правовых правил: правил защиты авторских прав; правил раскрытия информации; правил действия «институтов развития». Роль институтов развития региона заключается в субсидировании инновационной деятельности, создании инфр аструктуры, прямом финансировании инновационных разработок, создании благоприятной институциональной среды;

- развитие информационно-коммуникационной сферы в регионе. Технологические инновации в информатике и телекоммуникациях появляются непрерывно на протяжении уже почти четверти века, постоянно расширяя доступ к информации, возможностям производства, хранения, передачи и применения знаний. Прогресс в технологиях уже сейчас снизил издержки и практически нейтрализовал физическое расстояние как барьер для общения, приблизил к цели получения новых технологий, что будет способствовать достижению еще более значимых результатов;

- развитие «сетевой экономики» в регионе. «Сетевая экономика» отражает феномен появления института нового типа в сфере производства и использования знаний в виде неформальных сетей. Наряду с отношениями иерархической соподчиненности в компаниях и в экономике региона в целом должны выстраиваться горизонтальные интерактивные неформальные связи, устойчивый характер которых позволит повысить уровень доверия во взаимоотношениях и снизить транзакционные издержки;

- создание региональной инновационной системы (РИС). Основным предназначением РИС является исполнение роли связующего звена между всеми участниками инновационного процесса. Она должна функционировать в рамках социально-экономической системы региона, быть звеном этой системы, тем более что все ресурсы, которые используются региональной инновационной системой, поступают оттуда. Главная задача РИС заключается в обеспечении эффективной жизнедеятельности инновационной системы, которая будет способствовать активному экономическому росту, а значит, изменению качественных характеристик экономического положения населения. Она может входить в национальную инновационную систему страны, которая формирует вектор дальнейшего развития инновационных систем регионов, входящих в состав государства.

В ходе дальнейшего исследования будет разработан перечень показателей по оценке состояния каждого блока. В результате анализа показателей будут определены сильные и слабые позиции каждого субъекта округа, предложены точки приложения ресурсов развития. Для оценки состояния каждого элемента - блока концепции -может быть предложен комплекс показателей, с помощью которых можно проанализировать состояние предлагаемых элементов.

Индикаторами становления экономики знаний станут те изменения, которые будут происходить в структуре экономики региона, основной акцент в преобразованиях должны задавать знаниеемкие и наукоемкие отрасли, в общественном разделении труда приоритетными должны быть отрасли, оказывающие услуги и удовлетворяющие потребительские запросы на основе информационных технологий. Экономика знаний не исключает углубления кооперации и специализации в области образовательной, научной, научно-технической и прочей интеллектуальной деятельности. Понимание нового качества экономического роста должно привести к существенному изменению экономического сознания и созданию креативного класса работников в регионе.

Неоспоримым является тот факт, что человеческое общество приблизилось к такой стадии своего развития, когда основной характеристикой и фундаментальной основой становится

повышенное внимание к знаниям, которые приобретают форму интеллектуального капитала и материализуются в инновациях, являясь важнейшими ресурсами и непосредственной производительной силой развития.

В настоящее время переход к новому укладу развития на базе экономики знаний для России и ее регионов - не дань какой-то моде, а жизненная необходимость. Базовая предпосылка формирования экономики знаний в России и ее регионах определяется ситуацией, которая складывается в мировой экономике, где зарождающийся новый технологический уклад востребует развития отраслей, характеризующихся наукоемкостью и знаниеемкостью. Кроме того кризисы, которые периодически сопровождают мировую экономику и экономику России в том числе, возможно преодолеть только на основе новых знаний.

Рисунок 1

Схема концепции экономики знаний региона Figure 1

The region's knowledge-based economy concept scheme

Институты

Примечание. ИКТ - информационные и коммуникационные технологии, РИС - региональная инновационная система. Источник: авторская разработка

Source: Authoring Список литературы

1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 3-19.

2. Клейнер Г.Б. Экономика. Моделирование. Математика. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.

3. ГапоненкоА. Контуры наукоемкой экономики // Экономист. 2005. № 10. С. 56-66.

4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 463 с.

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 5. С. 450-456.

6. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 608 с.

7. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2006. 367 с.

8. Foray D. The Economics of Knowledge. Cambridge, MA, The MIT Press, 2004, 287 p.

9. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. М.: Дашков и Ко, 2008. 156 с.

10. Адаманова З.О. Концепция экономики знаний: современная интерпретация и области практического применения // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 9. С. 227-234.

11. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2007. № 4. С. 4-63.

12. Brinkley I. Defining the Knowledge Economy. London, The Work Foundation, 2006, 35 p.

13. Фролов Д.П., Шелестова Д.А. Экономика знаний: траектория институциональной эволюции // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т. 4. № 1. С.86-95.

14. Ершова И.Г., Андросова И.В. Исследование зарубежного опыта измерения интеллектуального капитала в условиях экономики знаний // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4. С. 108-111.

15. Логачев В.А., Жернов Е.Е. «Интеллектуальный капитал» с позиций трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. № 9. С. 36-42.

16. Жернов Е.Е. О формировании концепции развития экономики знаний старопромышленных регионов // Социально-экономические проблемы развития старопромышленных регионов. Кемерово: КузГТУ, 2015. С. 83-85.

17. Drucker P.F. The New Productivity Challenge. Harvard Business Review, 1991, vol. 69, iss. 6, pp. 69-79.

18. Лаврова Н.А. Экономика знаний и факторы, ее определяющие // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1. С. 33-37.

19. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. C. 3-24.

20. Авдеев Е.В. Определение индекса развития человеческого потенциала при оценке уровня человеческого капитала регионального АПК // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 4. C. 287-294.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Theory of Regional Economy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2073-1477 (Print)

THE CONCEPT OF KNOWLEDGE-BASED ECONOMY IN THE REGION Gumar Kh. BATOV

Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of RAS,

Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation

gumarbatov@mail.ru

Article history: Abstract

Received 1 July 2016 Subject The article deals with the issues of formation of knowledge-based economy at the regional

Received in revised form level.

8 November 2016 Objectives The article aims to develop and present a particular concept that is conducive to resolve

Accepted 1 December 2016 the problem of knowledge-based economy formation at the regional level.

Available online Methods For the study, I used the theory of reproduction, a systems approach, and scientific

15 February 2017 methods of abstraction, analysis and synthesis, analogies and scientific generalizations.

Results The article proposes a concept of formation of knowledge-based economy in the region. The JEL classification: B41, D81, concept can become a basis for a new regional economic policy and development strategy of the D83 region.

Conclusions and Relevance A knowledge-based economy will encourage a buoyant development of the regions of the Russian Federation, especially those ones that have not sufficient resources or the Keywords: knowledge-based depressive ones, such as the regions of the North Caucasian Federal District. The solution to many economy, concept, systems problems of the regions is possible through the development of industries that produce knowledge,

approach, theory of reproduction and knowledge institutions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Agazzi E. [The concept of knowledge-based society]. Voprosy Filosofii, 2012, no. 10, pp. 3-19. (In Russ.)

2. Kleiner G.B. Ekonomika. Modelirovanie. Matematika [Economics. Modeling. Mathematics]. Moscow, CEMI RAN Publ., 2016, 856 p.

3. Gaponenko A. [The knowledge-based economy contours]. Ekonomist = Economist, 2005, no. 10, pp. 56-66. (In Russ.)

4. Machlup F. Proizvodstvo i rasprostranenie znanii v SShA [The Production and Distribution of Knowledge in the United States]. Moscow, Progress Publ., 1966, 463 p.

5. Makarov V.L. [Knowledge-based economy: lessons for Russia]. Vestnik RAS, 2003, vol. 73, no. 5, pp. 450-456. (In Russ.)

6. Galbraith J.K. Novoe industrial'noe obshchestvo [The New Industrial State]. Moscow, Progress Publ., 1969, 608 p.

7. Stewart T.A. Intellektual'nyi kapital: novyi istochnik bogatstva organizatsii [Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations]. Moscow, Pokolenie Publ., 2006, 367 p.

8. Foray D. The Economics of Knowledge. Cambridge, MA, The MIT Press, 2004, 287 p.

9. Salikhov B.V. Intellektual'nyi kapital organizatsii. Sushchnost', struktura i osnovy upravleniya [Intellectual capital of the organization. The essence, structure, and management]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2008, 156 p.

10. Adamanova Z.O. [The concept of knowledge-based economy: a modern interpretation and practical application]. Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik, 2015, no. 9, pp. 227-234. (In Russ.)

11. Gorts A. [Knowledge, value, and capital. To criticism of knowledge economy]. Logos, 2007, no. 4, pp. 4-63. (In Russ.)

12. Brinkley I. Defining the Knowledge Economy. London, The Work Foundation, 2006, 35 p.

13. Frolov D.P., Shelestova D.A. [Knowledge economy: the trajectory of institutional evolution]. Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki), 2013, vol. 4, no. 1, pp. 86-95. (In Russ.)

ГХ. Батов / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 2, стр. 212-221

220 http://fin-izdat.ru/journal/region/

14. Ershova I.G., Androsova I.V. [A study into the foreign experience in measurement of intellectual capital in the context of a knowledge-based economy]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Science Vector of Togliatti State University, 2014, no. 4, pp. 108-111. (In Russ.)

15. Logachev V.A., Zhernov E.E. [Intellectual capital from the standpoint of labor theory of value]. Ekonomist = Economist, 2006, no. 9, pp. 36-42. (In Russ.)

16. Zhernov E.E. O formirovanii kontseptsii razvitiya ekonomiki znanii staropromyshlennykh regionov. V kn.: Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiya staropromyshlennykh regionov [On formation of the concept of knowledge-based economy development of old industrial regions. In: Socio-economic problems of development of old industrial regions]. Kemerovo, KuzSTU Publ., 2015, pp. 83-85.

17. Drucker P.F. The New Productivity Challenge. Harvard Business Review, 1991, vol. 69, iss. 6, pp. 69-79.

18. Lavrova N.A. [Knowledge economy and the factors that determine it]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2012, no. 1, pp. 33-37. (In Russ.)

19. Mindeli L.E., Pipiya L.K. [Conceptual aspects of formation of a knowledge-based economy]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2007, no. 3, pp. 3-24. (In Russ.)

20. Avdeev E.V. [Determining the human development index in assessing the level of human capital of a regional agro-industrial complex]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Voronezh State Agrarian University, 2015, no. 4, pp. 287-294. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.