Библиографический список
1. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
2. Шмаков, С.А. Учимся играя. - М., 2003.
3. Бутанаев, В.Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / В.Я. Бутанаев, Ч.В. Монгуш. - Абакан, 2005.
4. Бутанаев, В.Я. Народные праздники Хакасии: учеб. пособие / В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. - Абакан, 1999.
5. Буров, В.Ф. Хакасия: живая старина в научно-популярных статьях, интервью и очерках. - Абакан, 2006.
6. Швалева, Т.А. Национальные игры и состязания в традиционном физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан, 2012.
7. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. - Минусинск,1900.
Bibliography
1. Shmakov, S.A. Igrih uchathikhsya - fenomen kuljturih. - M., 1994.
2. Shmakov, S.A. Uchimsya igraya. - M., 2003.
3. Butanaev, V.Ya. Arkhaicheskie obihchai i obryadih sayanskikh tyurkov / V.Ya. Butanaev, Ch.V. Mongush. - Abakan, 2005.
4. Butanaev, V.Ya. Narodnihe prazdniki Khakasii: ucheb. posobie / V.Ya. Butanaev, A.A. Vernik, A.A. Ulturgashev. - Abakan, 1999.
5. Burov, V.F. Khakasiya: zhivaya starina v nauchno-populyarnihkh statjyakh, intervjyu i ocherkakh. - Abakan, 2006.
6. Shvaleva, T.A. Nacionaljnihe igrih i sostyazaniya v tradicionnom fizicheskom vospitanii khakasskogo naroda: monografiya. - Abakan, 2012.
7. Yakovlev, E.K. Ehtnograficheskiyj obzor inorodcheskogo naseleniya dolinih Yuzhnogo Eniseya i Objhyasniteljnihyj katalog Ehtnograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk,1900.
Статья поступила в редакцию 03.03.14
УДК 378
ShumakovaA.V. BASICS OF DESIGNING OF INTEGRATIVE EDUCATIONAL SPACE OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY. The article deals with contradictions and problems existing in the traditional model of education. The article substantiates the need for the transition from traditional subject-functional system of higher education to «spatial» metasystem model for providing integration of many social and pedagogical system's potentials. The author gives the interpretation of intentions «educational environment of a pedagogical institute», «integrative educational environment of a pedagogical institute». The author pays attention to the essence and specificity of integrative educational environment of a pedagogical institute as a resource of providing qualitatively new level of teacher training.
Key words: educational environment, integrative educational environment of a pedagogical institute, quality of training of a future teacher.
А.В. Шумакова, д-р пед наук, проф., проректор по учебной работе ГБОУ ВПО «Ставропольский гос.
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются противоречия и проблемы, существующие в традиционной модели педагогического образования. Обосновывается необходимость перехода от традиционной предметно-функциональной системы высшего образования к «пространственной» метасистемной модели, обеспечивающей интеграцию потенциалов многих социально-педагогических систем. Автор дает трактовку понятий «образовательное пространство педагогического вуза», «интегративное образовательное пространство педагогического института». В статье так же уделяется внимание сущности и специфики интегративного образовательного пространства педагогического института как ресурса обеспечения качественно нового уровня подготовки учителя.
Ключевые слова: образовательное пространство, интегративное образовательное пространство педагогического вуза, качество подготовки будущего учителя.
В современных условиях система образования претерпевает глубокие перемены, характеризующиеся новым пониманием целей и ценностей профессионального образования, его ин-тегративностью, открытостью, гибкостью, вариативностью, экономической целесообразностью. Ответом на вызовы времени становится потребность в новых подходах к формированию человеческого капитала, к созданию инновационной системы обучения и воспитания подрастающего поколения, что обусловливает соответствующее изменение содержания и технологий профессиональной подготовки будущего учителя, способного создавать инновационное образовательное пространство и успешно функционировать в нём, демонстрируя высокую культуру, мобильность, готовность накапливать и применять передовой опыт в различных профессиональных обстоятельствах, нетрадиционно подходить к решению педагогических задач, к организации новых видов педагогической деятельности, проявлять адаптационные способности и стремление к саморазвитию в условиях динамично меняющегося социума. Выпускник педагогического
вуза должен «не просто войти, но и быстро освоиться в педагогической реальности, стать лидером обновления и качества образования» [1, с. 47]. Важно подчеркнуть, что сегодня требуется «...специалист, который выступает субъектом, инициатором новых социальных и технологических идей» [2, с. 15]. Именно с новым осознанием роли педагога в формировании Человека Новой эпохи возможно обеспечить положительную динамику развития социума. В этой связи в подготовке будущих педагогов актуально использовать современные технологии, успешно зарекомендовавшие себя в образовательной практике - например, гуманитарные [3].
В академическом пространстве традиционного педагогического вуза с его монофункциональной направленностью образовательного процесса практически невозможно погружение будущего специалиста во все многообразие профессиональнообразующих сред, характерных для действующих в социуме образовательных учреждений и интегрированных в единую ме-тасистемную структуру, что не позволяет обеспечить необходи-
мое качество педагогической подготовки выпускников. Существующая предметно-функциональная система подготовки учителя не способствует формированию целостности представлений студентов о будущей профессиональной деятельности. Педагогические знания, способы обучения и воспитания приобретаются будущим учителем дискретно, характеризуются фрагментарностью, разрозненностью.
Поставленные перед школьным учителем образовательные и воспитательные задачи обусловливают необходимость иного построения образовательного пространства вуза, интегрирующего ресурсные потенциалы различных социально-педагогических систем, благодаря чему может быть актуализирован широкий спектр возможностей профессиональной социализации будущего учителя, обеспечена динамика его профессионального развития. Особую значимость в условиях модернизации российского общества приобретает исследование эффективных способов и алгоритмов перехода от предметоцентрированного вузовского педагогического образования к созданию в нем интегративного образовательного пространства как условия обеспечения качества подготовки учителей.
Интегративное образовательное пространство педагогического вуза представляет собой упорядоченную, целостную, открытую и динамичную систему образовательных элементов, связанных единой оптимально качественной, пространственновременной, социально-обусловленной и научно-обоснованной структурой, едиными детерминантами, обеспечивающими интеграционные процессы и качество профессиональной подготовки учителя. Данное понятие вносит существенный вклад и в педагогическое регионоведение, раскрывая качественно новые способы профессиональной подготовки учительских кадров в среде своего региона на основе осознания собственной сопричастности региональной ментальности, культуре, традициям, образу жизни.
Интегративное образовательное пространство педагогического вуза - это многомерный социально-педагогический объект, который выступает ресурсом обеспечения качества профессиональной подготовки учителя. Данный объект характеризуется ценностнообъединяющим единством взаимообусловленных и взаимодействующих кластеров-подпространств. Они функционируют на основе изменения ресурсных потенциалов, входящих в их состав социально-педагогических систем, которые способствуют преемственности подготовки учительских кадров, расширению сферы социальных коммуникаций студентов, включению их в новые виды социально-педагогических практик, моделированию ситуаций развития педагогических компетенций и др. Структура интегративного образовательного пространства педагогического вуза включает: базы педагогических практик; учреждения, осуществляющие опытно-экспериментальную работу; филиалы педагогического вуза; учреждения, обеспечивающие коррекционную помощь и социальную реабилитацию; учреждения художественно-эстетического профиля; магистратуру и аспирантуру; повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров. В системно-целостном аспекте обозначенные субъекты-учреждения интегративного образовательного пространства педагогического вуза реализуют скоординированные образовательные программы различных уровней и направлений в контексте общих интегративных и специфически-функциональных образовательных требований.
Таким образом, интегративное образовательное пространство педагогического вуза как духовно-культурная оболочка социума существует как живая и развивающаяся по своим законам структура, наполненная смыслами эмпирико-рациональная реальность, которая образуется разными типами учреждений, общественностью, обеспечивающая современное качество подготовки учителя завтрашнего дня, владеющего интегративными знаниями и опытом, способного в условиях конкуренции расширять и обновлять сферу профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Сергеев, Н.К. Университетское педагогическое образование в современных условиях // Педагогика. - 2011. - № 10.
2. Сериков, В.В. Формирование субъекта социальных инноваций как стратегия профессионального образования // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 6.
3. Хадикова, Е.Н. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Е.Н. Хадикова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).
Bibliography
1. Sergeev, N.K. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennihkh usloviyakh // Pedagogika. - 2011. - № 10.
2. Serikov, V.V. Formirovanie subjhekta socialjnihkh innovaciyj kak strategiya professionaljnogo obrazovaniya // Izvestiya yuzhnogo federaljnogo
universiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2009. - № 6.
3. Khadikova, E.N. Rolj gumanitarnihkh tekhnologiyj v podgotovke magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» / E.N. Khadikova,
Yu.V. Sorokopud // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).
Статья поступила в редакцию 03.03.14
УДК 78:372.8
Polozov S.P COMPUTER INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING EFFICIENCY IN TEACHING MUSIC. The present article demonstrates the efficiency of teaching music by means of information technologies which contribute to the activation of perception, involuntary mastering of the material, and constant control, thus resulting in high quality of mastering new knowledge.
Key words: computer information technologies, music teaching, teaching efficiency, information field.
С.П. Полозов, проф. каф. теории музыки и композиции Саратовской гос. консерватории им. Л. В. Собинова, г. Саратов, E-mail: [email protected]
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ
В статье обосновывается эффективность введения информационных технологий в процесс обучения музыке, использование которых способствует активизации восприятия, непроизвольному усвоению учебного материала, постоянному контролю, что приводит к качественной интериоризации новых знаний.
Ключевые слова: компьютерные информационные технологии, обучение музыке, эффективность обучения, информационное пространство.
Обучение является одним из самых интеллектуально насы- бой профессии связано с овладением большим количеством щенных видов деятельности человека. Сегодня обретение лю- разнообразных знаний и навыков. Соответственно, современ-