Научная статья на тему 'Сущностные характеристики нового либерализма как идейно-политической платформы кадетов'

Сущностные характеристики нового либерализма как идейно-политической платформы кадетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
588
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / НОВЫЙ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / RUSSIA / LIBERALISM / NEW OR SOCIAL LIBERALISM / CONSTITUTIONALISM / PARLIAMENTARIANISM / JURAL STATE / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / REFORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамхалов Шамиль Абдумуталибович

В статье предпринята попытка проанализировать основные идеи, ценности, принципы и установки нового, или социального, либерализма, служившего основой идейно-политической платформы Конституционно-демократической партии в думский период истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt to analyze the mail ideas, values and principles of new or social liberalism, which was the basis of ideological and political platform of Constitutional Democratic Party in the Duma period of Russian history, is undertaken in the article.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики нового либерализма как идейно-политической платформы кадетов»

Шамиль ШАМХАЛОВ

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОГО ЛИБЕРАЛИЗМА КАК ИДЕЙНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ КАДЕТОВ

В статье предпринята попытка проанализировать основные идеи, ценности, принципы и установки нового, ипи социального, либерализма, служившего основой идейно-политической платформы Конституционно-демократической партии в думский период истории России.

An attempt to analyze the mail ideas, values and principles of new or social liberalism, which was the basis of ideological and political platform of Constitutional Democratic Party in the Duma period of Russian history, is undertaken in the article.

Ключевые слова:

Россия, либерализм, новый ипи социальный либерализм, конституционализм, парламентаризм, правовое государство, права и свободы личности, реформирование; Russia, liberalism, new or social liberalism, constitutionalism, parliamentarism, jural state, human rights and freedoms, reformation.

ШАМХАЛОВ

Шамиль

Абдумуталибович —

старший

преподаватель

Историко-архивного

института РГГУ

shamhalov-shamil@

yandex.ru

Вначале ХХ в. в результате комплекса глубоких изменений, происшедших во всех сферах общественной и политической жизни страны, российский либерализм вступил в новый этап своего развития. Социально-философские и идейно-политические ценности, принципы и установки либерализма не только претерпели значительную трансформацию в сравнении с предшествующим этапом его развития, но и были творчески осмыслены, переработаны отечественными мыслителями в соответствии с новыми условиями общественной жизни.

Ключевую роль в разработке и распространении ценностей, принципов и установок этого течения общественно-политической мысли в России сыграл широкий круг философов, юристов, историков, экономистов и социологов, таких как П.И. Новгородцев, П.Н. Милюков, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский и др. Не соглашаясь с идеями традиционной и октябристской версий либерализма, ориентированных на реформирование общества сверху, приверженцы данного течения, тем не менее, разделяли с ними идеи конституционализма, парламентаризма, правового государства и др. Особенность этого течения состояла, в частности, в том, что его приверженцы стремились достичь синтеза идей российского и западноевропейского либерализма и демократического социализма при одновременном размежевании с марксистским ортодоксальным социализмом. Только в начале XX в. русский либерализм, по словам одного из видных его представителей П.Н. Милюкова, «мог постепенно сблизиться с демократическими и леворадикальными элементами»1.

В целом, теоретики нового течения более или менее существенно модифицировали принципы и установки европейского классического либерализма и, дополнив их такими правами, как социальное равенство, социальная защита, справедливость, признание гарантируемого права на прожиточный минимум и образование и др., разработали собственную модель социального либерализма. В результате либерализм кадетов приобретал новый социальный смысл, поскольку, сохраняя принципы рыночной экономики клас-

1 Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии, 1991, № 1, с. 137.

сического либерализма, он одновременно был ориентирован на разрешение социального вопроса.

Новое течение стало основой идейнополитической платформы Конституционно-демократической партии, или Партии народной свободы, которая предприняла далеко идущую попытку реализации либеральных идей в России. В центре исканий новых либералов стояли такие основополагающие вопросы, как судьбы нации и страны, преодоление векового разрыва между личностью, обществом и государством, гарантия прав и свобод личности, перспективы, пути, формы и средства реформирования государственного устройства России на путях перехода к конституционной монархии или парламентскому режиму, решение экономических и социальных проблем и др.

В условиях, когда перед либералами замаячили перспективы вхождения во власть, одним из направлений их интереса стала разработка конституционных проектов для России. Можно утверждать, что вершиной развития либеральной теоретической мысли дореволюционной России стало выдвижение теории правового государства и конкретного механизма ее реализации применительно к условиям российской действительности. Так, один из основателей партии кадетов, профессор Ф.Ф. Кокошкин в своем курсе лекций по общему государственному праву концентрировал внимание на раскрытии основных понятий о государстве и праве, общей теории государственного права, включая вопросы о юридической природе государства, о понятии суверенитета и его исторических корнях, государственных органах, функциях государственной власти.

Отечественная философия права изначально четко разграничивала общетеоретическое понятие правового государства и конкретно-социальные формы его воплощения в современной им политической практике. «Чистые государственные формы очень редко воплощаются в конкретной действительности как реальные факты, — писал Б.А. Кистяковский, — но они должны быть теоретически установлены в виде идеальных по своей законченности, полноте и совершенству типов»1. При этом значительное внимание уделялось обосно-

1 Кистяковский Б.А. Государство и личность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990, с. 150.

ванию принципов ограничения государственной власти признанием верховенства права и неотъемлемых и неприкосновенных прав личности. Продолжая традицию своих предшественников, неизменно обращавших внимание на неразвитость российского правосознания, либералы начала ХХ в. в качестве одной из задач своей политической деятельности постулировали необходимость развития народного правосознания. «Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, — писал Б.А. Кистяковский, — если они не находят себе опоры в общественном правосознании»2.

Наглядное представление о характере мировоззренческих и политических позиций кадетов можно представить на примере идей известного политического философа и правоведа того времени П.И. Новгородцева. В 1904 г. Новгородцев стал членом партии кадетов, а в 1917 г. был избран в состав ее ЦК. При поддержке конституционных демократов русский мыслитель избирался депутатом Государственной думы. Новгородцев — один из участников сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918), принципиально поддерживал концепцию «Вех» (1909).

Провозгласив необходимость поворота к философско-правовому идеализму, он стал признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России. В своих работах он концентрировал внимание на идее свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью. По мнению Новгородцева, «правовое государство имеет задачу простую и ясную» — достижение равенства и свободы, которые являются «основами справедливой жизни». Главным регулятором общественной жизни выступает политическая власть, которая утверждает начала законности, равенства и свободы. Популярную в тот период правовую концепцию Новгородцев называл «философией легального деспотизма», согласно которой основой права является государственная власть, утверждаемая на праве силы. При этом он был убежден в том, что «над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание, и свои руководящие

2 Там же, с. 159.

начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом: оно так же мало создает субстанциональные основы права, как мало создает оно драгоценные металлы, из которых чеканит монету»1.

По мнению политиков и теоретиков рассматриваемого течения, правовое государство должно обеспечивать не только личную и экономическую свободу, но и равенство возможностей, в особенности право на прожиточный минимум и на образование. Так, С.И. Гессен полагал, что если государство защищает солидарные интересы людей, то законодательные запреты приобретают характер справедливых предписаний. На этом основании либералы дополнили перечень прав человека положительными правами (на труд, образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, участие в культурной жизни и т.д.).

В сущности, комплекс этих и ряда других близких им идей легли в основу политической платформы кадетов, руководствуясь которой они проводили свою политику в Государственной думе всех четырех созывов, разумеется, внося в нее те или иные поправки в соответствии с конкретной ситуацией в стране и в самой Государственной думе. По вопросу о форме государственного строя в программе, в частности, говорилось: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», с министерством, ответственным перед «народным представительством» — одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права». Очевидно, что кадеты провозгласили своей целью изменение государственного строя России, переустройство российского общества на путях ограничения, вплоть до ликвидации, самодержавия на основе конституционализма и парламентаризма, гарантирующих и защищающих права всех граждан, независимо от их социального положения, вероисповедания и национальности.

Красной нитью через программу кадетов проходила идея самоценности человеческой личности и ее прав. Поэтому естественно, что одно из ключевых мест в ней занимало обеспечение основных кон-

1 Новгородцев П.И. Государство и право // http://www.kursach.com/biblio/0010022/609.htm

ституционных прав граждан. «Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, — провозглашалось в п. 1 Программы, — равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены». Это положение конкретизировалось в п. 2, где говорилось: «Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается»2.

Исходя из того, что защита прав и свобод личности требует максимального рассредоточения государственной власти, кадеты выступали за разделение власти на три самостоятельные, но тесно взаимосвязанные ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашался принцип, согласно которому народные представители избираются «всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола». Отменяется цензура во всех ее проявлениях. Особое внимание уделялось свободе слова и печати. Остальные вытекающие из этих базовых положений установки, касающиеся судебной системы, финансовой и экономической политики, местного самоуправления и автономии отдельных национальных образований, были выдержаны в духе либерализма и правового государства. Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы.

Кадеты отстаивали унитарный принцип государственного устройства России. При этом немаловажное значение имел п. 11 Программы, согласно которому «Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям, помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан, права свободного культурного самоопределения, как-то:

2 Программа Конституционно-демократической партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданнейшего доклада графа Витте. — М. : Государственная публичная историческая библиотека России, 2001, с. 56.

полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.»1. Констатировав эти положения, кадеты, тем не менее, будучи сторонниками унитарного государства, выступали против предоставления статуса автономии национальным меньшинствам, сделав исключение в этом вопросе для Польши и Финляндии, где автономия уже существовала. Всем остальным народам предлагалось культурно-национальное самоопределение, в частности право получения начального образования на родном языке, причем только начального, т.к. о дальнейшем образовании на национальных языках кадетская программа выражалась с сугубой осторожностью, делая оговорку: «по возможности». Русский язык должен был иметь статус государственного — быть «языком центральных учреждений, армии и флота»2. Только после Февральской революции 1917 г. кадеты внесли определенные изменения в свою национальную программу, считая возможным предоставление некоторым народностям права территориальной автономии.

В духе социального либерализма и политической демократии был выдержаны рабочая и аграрная программы кадетов.

Конституционно-демократическая партия представляла левый фланг российского либерализма. В структуре политических сил кадеты занимали место центра, ближе к левому флангу. Они делали ставку на реформы и компромиссы, отвергая крайности как слева, так и справа, и решительно отвергали революционный путь преобразования России, противопоставляя ему путь «мирного», «конституционного» развития, декларировали стремление «овладеть революционной стихией», ввести ее в русло «закономерной социальной реформы». Поэтому, представляя левое крыло либералов, кадеты стремились дистанцироваться как от правых, так и левых радикалов.

Однако при этом нельзя забывать тот факт, что на всех этапах развития либеральной общественной мысли в России не

1 Там же, с. 57.

2 Там же.

существовало единства взглядов по важнейшим вопросам государственного устройства. Естественно, не было единства и в самой Конституционно-демократической партии. Да и отдельно взятые ее руководители в зависимости от ситуации часто меняли свои позиции. Это отразилось как в идейно-политических воззрениях, так и в политической программе кадетов. В их лагере существовали как левое, так и правое крыло. Хотя партия стояла на левом фланге либерального движения и была социально ориентированной, тем не менее в позициях многих ее представителей присутствовали заметные элементы консерватизма. К ним относились, в частности, такие видные деятели, как П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др. По мнению С.Л. Франка, в общественной жизни необходимо стремиться к установлению равновесия между консерватизмом, «древними культурно-историческими жизненными чувствами и навыками» и творческой инициативой, «живой силой духовного творчества», т.е. к синтезу положительных ценностей консерватизма и либерализма и преодолению крайностей обоих3.

Другой известный теоретик отечественного либерализма П.Б. Струве претерпел сложную эволюцию своих философских и идейно-политических взглядов: от ревизии ортодоксального марксизма «изнутри», через разочарование в позитивизме — к идеализму. Он не признавал официальный консерватизм, «консервативную казенщину», принимая консерватизм лишь как культурноромантический идеал, «консервативную романтику» — миросозерцание, которое для него означает «возведенную в принцип “почвенность” и осознанное почитание отцов», восходящие к творчеству славянофилов, а следовательно, к религиозным, нравственным, культурным и иным национальным традициям4. Струве ставил своей целью соединить либеральное и национальное начала, добиться синтеза «основных мотивов либерализма» (свободы и прав личности, реформаторства) и консерватизма (сильной власти, порядка, преемственности, «почвы», государства, могущественного

3 Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992, с. 456, 460.

4 Струве П. На разные темы (1893-1901 гг.). -СПб., 1902, с. 204-205.

«внешне» и «внутренне»). Он сформулировал свое политическое кредо «национального либерала» так: «Я западник и потому — националист. Я западник и потому — государственник». Эта его позиция «национального либерализма» дополняется «духом национального европеизма», связанного с задачами национального строительства «Великой России» на общечеловеческих началах1.

0 противоречиях в лагере нового либерализма и кадетов наглядное представление можно получить на примере ряда появившихся в тот период сборников, таких как «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), которые вызвали огромный общественный резонанс, поскольку в них рассматривались ключевые проблемы, раздирающие российское общество, в т.ч. роль интеллигенции в общественно-политической жизни страны.

Идейный вдохновитель кадетов и бессменный руководитель их партии П.Н. Милюков, ставший главным выразителем идей нового либерализма, и его сторонники стремились объединить оба

1 Струве П. Б. РаМойса. Сб. статей за пять лет (1905—1910). — СПб., 1911, с. 116; Великая Россия. — М., 1911, кн. 2, с. 153—154.

крыла и тянуть их на центристские позиции. Милюков-историк, будучи западником, последовательно развивал тезис, согласно которому Россия идет в русле универсальных законов развития общества, но с запозданием по сравнению с Западной Европой. При этом он создал оригинальную концепцию русской истории, оказавшую заметное влияние на развитие отечественной исторической науки. В отличие от европейских авторов либерального толка, он был убежден в том, что в России по сравнению с европейскими странами государство играет гораздо большую роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии, становлении институтов гражданского общества.

Можно утверждать, что новый либерализм как самостоятельное социальнофилософское и идейно-политическое течение играл существенную роль в формировании и развитии общественнополитической мысли России. Уникальный шанс практической реализации их идей и проектов представился в результате революции 1905—1907 гг. и деятельности Государственной думы. Однако в силу целого комплекса факторов этот шанс не удалось реализовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.