Научная статья на тему 'Особенности идейно-политических и программных установок кадетов'

Особенности идейно-политических и программных установок кадетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
463
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / СВОБОДА / THE CADET / VALUES / INSTALLATIONS / FREEDOM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамхалов Ш. А.

В статье на основе анализа работ отечественных ученых описаны основные особенности идейно-политических и программных установок кадетов, сделан ряд выводов и предположений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IDEOLOGICAL AND POLITICAL AND PROGRAM INSTALLATIONS OF CADETS

In article on the basis of the analysis of works of domestic scientists the basic features of ideological and political and program installations of cadets are described, a number of conclusions and assumptions is made.

Текст научной работы на тему «Особенности идейно-политических и программных установок кадетов»

в котором устанавливается порядок проведения конкурсных торгов, выбора поставщиков и подрядчиков, графика работ и т.п.

Следует отметить, что кроме очевидных преимуществ схема проектного кредитования инноваций имеет и ряд отрицательных качеств для заёмщика. К ним относится повышенный процент по кредиту из-за высоких рисков, детальная проработка бизнес-плана, обусловливающая значительные прединвестиционных затраты, длительность периода рассмотрения инвестором заявки на кредит.

Представляется возможным выделить следующие характерные признаки банковского проектного кредитования инновационных проектов: во-первых, срок погашения кредита может быть достаточно продолжительным и включать период проектирования, строительства, освоения внедренных мощностей и период производственной деятельности, необходимый для накопления средств, покрывающих текущие затраты производства и позволяющих накопить ресурсы для погашения кредита; во-вторых, кредитные риски могут быть достаточно большими, вследствие чего требуется детальная проработка всех процедур, входящих в технологию кредитования инвестиционных проектов. В качестве основных направлений анализа при опенке инвестиционной кредитоспособности предприятия-заёмщика представляется возможным выделить следующие: инвестиционная привлекательность предприятия-заёмщика; имущественное обеспечение кредита; полнота и обоснованность разработки ТЭО и бизнес-плана инновационного проекта.

Изучение инвестиционной привлекательности предприятия, претендующего на получение долгосрочного кредита, является важнейшим направлением анализа, в рамках которого должно учитываться влияние ряда внешних и внутренних факторов. В составе внешних факторов, в первую очередь, должна быть дана оценка отрасли производства, к которой относится данный бизнес, репутация и конкурентоспособность её продукции на мировом рынке.

Использование схемы проектного кредитования, как правило, предполагает включение в кредитное соглашение предоставление заёмщику льготного периода выплаты основного долга, а иногда и процентов. Обычно льготный период равен продолжительности реализации проекта плюс время, требуемое для накопления первого платежа в погашение задолженности по кредиту. По обоюдному согласию кредитора и заёмщика кредитный договор может предус-

матривать выплату заёмщиком только ссудного процента, основная сумма долга в конце действия кредитного соглашения конвертируется в акции.

Общая сумма кредита на осуществление инновационного проекта складывается из двух основных величин: затраты на разработку и/или закупку и монтаж технологического оборудования и затрат на строительные работы. Однако, на современном этапе своего развития российская металлургия использует, в основном, «догоняющую» стратегию инновационного развития, что предполагает закупку по импорту инновационного оборудования. Именно эти закупки и являются основной целью кредита, и на этих вопросах были сконцентрированы исследования в данной диссертации применительно к их особенностям на металлургических предприятиях.

Финансирование развития отечественной промышленности со стороны банков требует не только концентрации капитала, укрепления потенциала отдельных банков, но и формирования банковских пулов, способных объединять ресурсы для поддержки проектов российских предпринимателей по усилению конкурентоспособности предприятий на основе инновационного обновления производства.

Литература

1. Аврашков Л.Я. и др. Инновационно-инвестиционное развитие предприятия металлургического комплекса: теория и практика. М., 2010.

2. Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.

3. Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. 2010.

4. Какаева Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. М., 2010.

5. Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.

6. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами. М., 2010.

7. Федоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.

ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ УСТАНОВОК КАДЕТОВ

Шамхалов Ш.А.

В статье на основе анализа работ отечественных ученых описаны основные особенности идейно-политических и программных установок кадетов, сделан ряд выводов и предположений.

Ключевые слова: кадет, ценности, установки, свобода

FEATURES OF IDEOLOGICAL AND POLITICAL AND PROGRAM INSTALLATIONS OF CADETS

Shamhalov Sh.

In article on the basis of the analysis of works of domestic scientists the basic features of ideological and political and program installations of cadets are described, a number of conclusions and assumptions is made.

Keywords: the cadet, values, installations, freedom

На рубеже Х1Х-ХХ веков, характеризовавшемся глубокими изменениями в социально-экономической и политической жизни страны, российский либерализм вступил в качественно новый этап своего развития. Его социально-философские и идейно-политические ценности, принципы и установки не только претерпели значительную трансформацию по сравнению с предшествующим этапом, но и были творчески осмыслены, переработаны отечественными мыслителями в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Именно тогда крупнейшие представители либерализма на основе некоторых идей своих предшественников в лице представителей консервативного либерализма и достижений своих западных коллег разработали наиболее интересные, значимые и оригинальные политико-правовые идеи и модели общественно-политического развития России.

Частью этого процесса стало идейное размежевание в либеральном лагере, результатом чего, наряду с консервативным направлением, представленным октябристами, занимавшими центристские позиции, на политическую авансцену выступили представители интеллигенции, выступившие с более радикальной программой переустройства государственно-политической системы России. Предложенные ими ценности, идеи и установки составили социально-философского и идейно-политического течения, получившего название нового или социального либерализма. В предлагаемой вниманию читателей статье предпринята попытка анализа ключевых, на взгляд автора, ценностей и идей этого течения с концентрацией внимания на тех из них, которые получили явное отражение в политической программе кадетов. В сугубо политико-правовом смысле именно эта партия предприняла наиболее далеко иду-

щую попытку реализации либеральных идей в России, когда появились реальные шансы мирной трансформации России по парламентскому пути.

Особенность нового этапа развития российского либерализма в целом и нового либерализма в частности состояла в том, что их приверженцы - широкий круг философов, юристов, историков, экономистов и социологов (Н.И. Кареев, С.И. Гессен, П.И. Нового-родцев, П.Н. Милюков, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский и др.) - стремились достичь синтеза идей российского и западноевропейского либерализма и демократического социализма при одновременном размежевании с марксистским ортодоксальным социализмом. В этой связи необходимо отметить, что для значительной части интеллигенции и интеллектуальной элиты того времени был характерен поворот от марксизма к либерально-реформистскому и религиозно-идеалистическому пониманию общества и общественно-исторического развития.

Ключевое место в мировоззрении кадетов занимали идеи конституционализма и парламентаризма, верховенства права, принципы гарантии основных конституционных прав граждан, разделения власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви власти, выборности высших органов государственной власти и др., т.е. все те идеи и принципы, которые были приняты в передовых демократических государствах того времени. В духе либерализма и правового государства были выдержаны остальные, вытекающие из названных базовых положений установки, касающиеся судебной системы, финансовой и экономической политики, местного самоуправления и автономии отдельных национальных образований. В этом же духе была выдержана их рабочая программа.

Взяв за основу разные социально-философские ориентиры (позитивизм и неопозитивизм - Н. И. Кареев, П. Н. Милюков, М. М. Ковалевский, психологический позитивизм - Л. И. Петражицкий, социологический позитивизм - С. А. Муромцев, неокантианство -Б. А. Кистяковский и др.), идеологи и руководители кадетов стремились синтезировать в единое целое идеи и ценности либерализма и социализма. Как отмечал Г. Аронсон, они пытались найти приемлемые для России «правовой режим, конституционное народное представительство, ответственное правительство, демократические свободы - без примеси реакции и без давления революции. Его задача сводилась к тому, чтобы помочь России найти средний путь политического развития и удачно проскользнуть между Сцил-лой реакции и Харибдой революции».1

В целом, теоретики и идейные вожди кадетов более или менее существенно модифицировали принципы и установки европейского классического либерализма и, дополнив их такими правами, как социальное равенство, социальная защита, справедливость, признание гарантируемого права на прожиточный минимум и образование и др., разработали собственную модель социального либерализма. Суть этого нового течения состояла в обосновании необходимости обеспечения каждому гражданину «права на достойное существование».2 Таким образом, новый либерализм кадетов приобретал новый социальный смысл, поскольку, сохраняя принципы рыночной экономики, он одновременно был ориентирован на разрешение социального вопроса. «Среди тех прав, которые помещаются обыкновенно в современных декларациях, - писал один из ведущих теоретиков нового либерализма П.И. Новгородцев, - нет одного, которое по всем данным должно бы было найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование».3 Отвечая на вопрос, «что же такое «право на достойное человеческое существование»?» Новгородцев писал: сущность права состоит «в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы... Именно во имя ох-

раны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование».4 Иначе говоря, новые либералы дополнили перечень политических прав человека положительными правами на труд, образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, участие в культурной жизни и др.

Эти идеи и установки нашли отражение в Программе Конституционно-демократической партии, принятой на ее Учредительном съезде в Москве 12-18 октября 1905 г. Кадеты провозгласили своей целью изменение государственного строя России на путях ограничения вплоть до ликвидации самодержавия на основе конституционализма и парламентаризма, гарантирующих и защищающих права всех граждан, независимо от их социального положения, вероисповедания и национальности. Красной нитью через программу кадетов проходила идея самоценности человеческой личности и ее прав. Поэтому естественно, что одно из ключевых мест в ней занимало обеспечение основных конституционных прав граждан. «Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, - провозглашалось в п.1 Программы, - равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены». Это положение конкретизировалось в п.2, где говорилось: «Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами».5 Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона - судебной властью. Паспортная система упраздняется.

Исходя из того, что сохранение свободы личности требует максимального рассредоточения государственной власти, кадеты выступали за разделение власти на три самостоятельные, но тесно взаимосвязанные ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашался принцип, согласно которому народные представители избираются «всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола».6 Во всех ее проявлениях отменяется цензура. Особое внимание уделялось свободе слова и печати: «Каждый волен высказывать устно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена».7

Остальные, вытекающие из этих базовых положений установки, касающиеся судебной системы, финансовой и экономической политики, местного самоуправления и автономии отдельных национальных образований, были выдержаны в духе либерализма и правового государства. Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы.

По рабочему вопросу в программе выдвигались следующие требования: свобода рабочих союзов и собраний; право стачек; распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня; обязательное при посредстве государства страхование от болезни, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей и т.д.8

1 Аронсон Г. Русский либерализм и революция // Свободная мысль, 1992. № 7, с. 72.

2 Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства (Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX в.. СПб., 1908; Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6; Гессен С. И. Проблемы правового социализма // Современные записки. Париж, 1924. Т. 22.

3 Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. В кн.: П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995, с. 321.

4 Там же, с. 322-323/

5 Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907, с. XI.

6 Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907, с. XI - XIX.

7 ГАРФ. Ф. 579, оп. 1, Л. 2.

8 Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907, с. XI - XIX.

При всех возможных здесь оговорках ключевое место в программе кадетов занимал аграрный вопрос. В целом, этот раздел программы кадетов предусматривал наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по «справедливой» (нерыночной) оценке. В частности, предлагалось «увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев - государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке».9

О содержании и предназначениях этих документов можно составить представление, например, на основе одной выдержки из введения к проекту закона «О мерах к расширению и улучшению крестьянского землепользования»: «содействие правительства к приобретению земли на основании настоящего закона оказывается тем крестьянам и лицам других сословий, по своему быту не отличающихся от крестьян, для которых земледелие составляет основной источник средств к жизни и притом - лишь в мере действительной необходимости в видах удовлетворения насущных потребностей.10 Этот вопрос детально, во всех ракурсах исследован в отечественной исторической науке. Здесь отмечу лишь то, что целью аграрной реформы кадеты усматривали в том, чтобы «поставить отнюдь не всеобщее дополнительное наделение, а лишь устранение случаев редкого малоземелья среди того частноземледельческого населения, которое не нашло исхода из своей земельной нужды в подземледельческих заработках и в интенсификации своего хозяйства».11

Следует отметить, что партия кадетов, как, впрочем, и подавляющее большинство российских партий того времени, представляла собой в организационном отношении довольно аморфное и неустойчивое политическое образование, подверженное в зависимости от политической ситуации значительным колебаниям. Этим и целым рядом других факторов объяснялось отсутствие среди кадетов единства по ряду важнейших вопросов относительно путей и форм реформирования государственного устройств важнейшим вопросам государственного устройства России. Это отразилось как в идейно-политических воззрениях, так и в политической программе кадетов. Об обоснованности данного тезиса наглядное представление можно получить на примере ряда появившихся в думский период истории Российской империи сборников, в которых рассматривались ключевые проблемы, раздирающие российское общество, в том числе роль интеллигенции в общественно-политической жизни страны. Основные споры и дискуссии по этим вопросам развернулись вокруг сборника «Вехи», опубликованный в 1909 году и составленный из статей М.О. Гершензона, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского. П.Б. Струве, С.Л. Франка, т.е. ведущих представителей партии кадетов. В статьях рассматривались кардинальные проблемы, связанные с историческими судьбами и перспективами развития России, правами и свободами личности, взаимоотношениями личности и общества, сущностью и предназначением религии и др.

Главный пафос статей состоял в критике интеллигенции. Под предлогом необходимости дистанцироваться от крайностей как либерализма, так и консерватизма (радикализма левых либералов, их «верхоглядного прогрессизма» и реакционности официальной казенщины), ряд называвших себя либералами мыслителей того времени предлагали создать противовес безгосударственному и безрелигиозному «отщепенству» (П. Б. Струве), «нигилистическому морализму» (С. Л. Франк) и «самообожествляющемуся героизму» (С. Н. Булгаков) русской интеллигенции, не способной освободить народ ни до, ни во время первой русской революции.

Резким обвинениям веховцев подверглась политическая позиция русской интеллигенции, занятая ею в революции 1905—1907 годов. Ей инкриминировались «максимализм целей и максимализм средств», склонность к «тотальному насилию», пренебрежение к инакомыслящим. Действительно, в этих обвинениях присутствовала определенная доля истины. Отсутствие в России открытой политической жизни, вековых демократических традиций, законов, закрепляющих права личности, неизбежно отражалось на взаимоотношениях между классами, политическими партиями и организациями. И все же эти обвинения веховцев в адрес русской

интеллигенции во многом были чрезмерными.

Естественно, многие представители русской интеллигенции и интеллектуальной элиты довольно резко отрицательно реагировали на идеи и аргументы, выдвинутые в статьях сборника. Это объясняется тем, что, как говорил Л.Н Толстой (который, кстати, отнюдь не симпатизировал интеллигенции), содержание статей «Вех» носит в основном отрицательный, разоблачительный характер, в них нет позитивной, творческой программы, которая бы отвечала на стоящие перед Россией вопросы.

В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие видные общественные, политические и религиозные деятели, ученые, писатели, публицисты. Достаточно назвать имена лидеров кадетской партии П. П. Милюкова, И. И. Петрункевича, князя Д.И. Шаховского, профессора Н.А. Гредескула, А.А. Кизеветтера, лидера партии демократических реформ, известного историка, правоведа, социолога М.М. Ковалевского, Е. Н. Трубецкого, Л.Н. Толстого, В.И. Ленина и многих других. Лидер кадетов П.Н. Милюков, резко полемизируя с авторами «Вех», отмечал, что позиция авторов статей обнаруживает «свою близость к тем совершенно однородным предложениям, которые исходят из рядов крайних правых политических партий».12 Эта мысль как бы подтверждалась тем, что в поддержку идей и политических оценок веховцев решительно высказались идеолог черносотенства А. Волынский, а также ряд консервативных изданий.

Особенно острую критику вызвали призывы веховцев к покаянию интеллигенции. Здесь нельзя не отметить тот факт, что почти все авторы веховских статей сами прошли через грехопадение в марксизме и иных социалистических «измах». Как и многие другие известные отечественные мыслители, П. Струве в 90-х годах прошел через увлечение марксизмом, под влиянием которого были написаны его первые работы, посвященные экономическому и социальному развитию России. Другими словами, призывы к покаянию в равной степени могли быть адресованы и самим веховцам.

Политические позиции кадетов в значительной степени определялись социальной базой их партии. Больше половины ее членов составляли профессора, юристы, публицисты, земские деятели, т.е. те, которых называли цветом российской интеллигенции. Не случайно, кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и созвездие имен в руководстве партии. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что позиция Шмуэля Галая, который считал, что кадеты являлись «партией, представляющей нужды и интересы всех слоев русского общества и особенно низших классов (следовательно, как это и было в действительности, интересы всей страны)», и что «в период наивысшей их популярности, начиная с избирательной кампании в первую Думу и до ее роспуска, рядовой состав кадетской партии как бы воспроизводил строение русского общества, так как большинство ее членов составляли приказчики, мелкие чиновники, рабочие и крестьяне»,13 не подтверждаются реальными данными.

Можно сказать, что для российских либералов в целом и новых либералов в частности установление тесных связей с народными массами, поиски социальной базы оказались сложной, в некотором смысле неразрешимой проблемой. Вся история российского либерализма полна попыток практического решения этой проблемы главным образом с помощью реформ. Однако, как представляется, его идеологам и политикам, в конечном счете, не удалось заручиться теми масштабами поддержки широких слоев народных масс, которая была бы достаточна для реализации предлагаемых ими идей и проектов.

Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы представляла левый фланг российского либерализма. В структуре политических сил кадеты занимали место центра ближе к левому флангу. Выступая перед делегатами учредительного съезда, Милюков утверждал: «наша программа - наиболее левая из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами западной Европы». С такой оценкой можно согласиться, если лидер партии подразумевал первый раздел программы, посвященный основным правам граждан. В данный раздел, как выше указывалось, были внесены пункты о равноправии всех российских граждан, без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку. Программа провозглашала неприкосновенность личности и жилища. Право на свободу передвижения также нашло свое место в кадетской программе.

Каждый гражданин также должен был иметь право выезда за границу. «Паспортная система упраздняется», - в этой короткой фразе выразилось отношение либеральной интеллигенции к столь привычному для российского сердца «паспорту, полицейскому участку и принудительному попечению со стороны старшего дворника». В государстве, где православие являлось государственной религией, кадеты выступили с проповедью свободы совести и вероисповедания. Кадетская программа провозглашала права на свободу мысли и слова. Не будет преувеличением сказать, что первый раздел кадетской программы являлся квинтэссенцией либеральных идей, своего рода сводом тех надежд и мечтаний, которыми жили несколько поколений русских либералов.

Если раздел о гражданских правах содержал четкие и оточенные формулировки, то раздел о государственном строе производил совсем иное впечатление. Милюков откровенно признавал, что при утверждении этого раздела все важнейшие принципиальные вопросы намеренно «были обойдены или затушеваны в программных формулировках». Программа не давала ответ на вопрос, выступают ли кадеты за монархию или за республику. Первый пункт раздела о государственном строе гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется Основным законом». Не предрешая вопроса о монархическом или республиканском строе, лидеры кадетов рассчитывали сохранить в своих рядах сторонников и того и другого направления. Вскоре местные комитеты Конституционно-демократической партии решительно высказались за монархию. На II съезде партии программный пункт о государственном устройстве был сформулирован более определенно: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией». В таком виде данный пункт оставался неизменным до марта 1917 г., когда VII съезд кадетов принял решение о необходимости введения в России республиканского строя.

Кадеты всячески подчеркивали, что Партия народной свободы не есть партия буржуазная, что она внеклассовая партия, отвечающая интересам всех слоев населения, рассматривающая и разрешающая вопросы государственной и народной жизни с точки зре-

ния общегосударственного и общенародного блага. Они делали ставку на реформы и компромиссы, отвергая крайности как слева, так и справа. Они решительно отвергали революционный путь преобразования России и противопоставляли ему путь «мирного», «конституционного» развития, декларировали стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы». По их мнению, переворот можно предотвратить путем своевременных уступок, компромиссов, реформ. Поэтому, представляя левое крыло либералов, кадеты стремились дистанцироваться как от правых, так и левых радикалов.

Эта установка особенно отчетливо стала проявляться после разгона второй Государственной Думы в период так называемой тре-тьеиюньской монархии. В тот период партия переживала состояние кризиса и развала. По признанию Милюкова, кадеты перестали существовать как организационное целое. На 5-м съезде они отказались от самостоятельной разработки законопроектов и стали на путь «серьёзной критики» проектов правительства и «внесения в них улучшений». Съезд постановил пойти в 3-й Думе на союз с октябристами и дать «решительный отпор» левым, если они будут срывать работу в Думе. Свою роль в 3-й Думе, куда они с большими потерями (54 депутата), кадеты определили словами «ответственная оппозиция» (в отличие от оппозиции «безответственной» — социал-демократах, использовавших Думу в агитационных целях). В этом контексте интерес представляет замечание Милюкова, сделанное летом 1909 на обеде у лорд-мэра Лондона: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией его величества, а не его величеству». Заявление было одобрено конференцией кадетов в ноябре 1909.

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что в целом мировоззрение кадетов, их ценности, идеи и программные установки при всех возможных здесь оговорках, стали квинтэссенцией интеллектуального багажа левого крыла российского либерализма, внесшего существенный вклад в развитие общественно-политической мысли России в один из поворотных периодов ее истории.

9 ГАРФ. Ф. 579, оп. 1, Д. 892.

10 Там же. Ф. 579, оп. 1, Д. 888, л.1

11 Там же.

12 П.Н. Милюков. Интеллигенция и историческая традиция. http://www.yabloko.ru/Themes/History/millyukov_int34.html.

13 Галай Ш. Конституционалисты-демократы и их критики // Вопросы истории. 1991, №12, с. 6.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПРОЕКТА

Романников А.Н., кандидат экономических наук, Теселкина Е.С., аспирант,

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

Данная статья предлагает к рассмотрению математическую модель проекта, которая позволяет не только оптимизировать проект по соотношению затрат и времени выполнения, но и учитывать риски проекта и опыт менеджмента.

Ключевые слова: управление проектом, сетевое моделирование, математическая модель.

MATHEMATICAL MODEL PARAMETER OPTIMIZATION PROJECT

Romannikov A., Ph.D., Teleskina E., The post-graduate student,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

This article proposes to consider a mathematical model of the project, which allows not only optimized vat project on the balance of costs and time to run, but also take into account the risks of the project and management experience.

Keywords: project management, network sim-ulation, mathematical model.

Управление проектами стало предпочтительной стратегией ведения бизнеса, и тому есть множество свидетельств. Крупные корпорации провели широкомасштабные акции по корпоративному управлению проектами (РМ) и основали центры управления проектами, которые предназначены для создания среды, способствующей успеху РМ. Небольшие фирмы тоже стараются не отставать в этой гонке за лидерами. Данное явление носит всеобъемлющий характер: к традиционным областям использования РМ присоединяются такие представители новой экономики, как высокие технологии и телекоммуникации.[1]

Искусство и наука управления проектом состоит в поиске оптимального соотношения между сроками и расходами.[2] Немаловажным фактором эффективности проекта является его надежность, т.к. компромисс важно не только найти, но и обеспечить его выполнение без нарушения запланированных сроков.

Обычно на стадии планирования основное внимание уделяют решению вопроса более быстрого выполнения операций проекта за счет увеличения интенсивности использования ресурсов, влекущего за собой изменение стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.