Научная статья на тему 'Сущностные характеристики и структурные компоненты социальной компетентности менеджеров'

Сущностные характеристики и структурные компоненты социальной компетентности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики и структурные компоненты социальной компетентности менеджеров»

Т. Г. Калугина

Министерство образования Челябинской области

Н. И. Терещук

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

Переход к рыночным отношениям в нашей стране кардинальным образом изменил требования к профессионально важным качествам менеджеров. В последнее время все больше внимание уделяется проблеме развития компетентности руководителей. От уровня профессиональной компетентности менеджера зависят конкурентоспособность и развитие предприятия, качество стратегического планирования, эффективность и результативность принимаемых решений.

Профессиональная компетентность, будучи многоаспектным феноменом, имеет сложную структуру, включающую многие составляющие. С точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности менеджера в современных условиях одним из важных аспектов его профессиональной компетентности выступает социальный аспект. Но несмотря на актуальность, большое число публикаций и исследований по проблеме развития социальной компетентности менеджеров, система формирования прочных теоретических знаний, умений и навыков в рассматриваемой нами сфере не создана.

На основе проведенного нами анализа существующих долгосрочных образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования и бизнес-образования в 15 вузах и 12 бизнес-школах России, а также изучения краткосрочных программ повышения квалификации менеджеров, мы пришли к выводу об отсутствии систематической и целенаправленной программы развития социальной компетентности менеджеров.

В целях повышения эффективности управления на предприятии необходимо создать систему формирования и развития руководителей, уделив при этом первостепенное значение развитию социальной компетентности менеджеров. Для этого необходимо определить и сущностное характеристики и структурные компоненты социальной компетентности менеджеров.

Деятельность менеджера определяется содержанием его взаимодействия с персоналом, которое в определенной степени носит субъект-субъектный характер. По существу, можно утверждать, что социальная компетентность менеджера является движущей силой его профессиональной деятельности.

В целом социальная компетентность указывает на наличие у менеджера уверенного поведения, при котором навыки в сфере социального взаимодействия автоматизированы, дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации и достигать эффективных результатов. Кроме того, социальная компетентность менеджера предполагает единство его теоретической и практической готовности к учету социальных аспектов в профессиональной деятельности.

Социальная компетентность менеджера в целом основывается на его индивидуальной способности к решению социальных проблем. В наиболее общем плане реализация такой способности характерна для специалистов, которые, как справедливо отмечают У. Пфингстен и Р. Хинтч, «строят свои взаимоотношения с другими людьми таким образом, что обеспечивается максимум позитивных и минимум негативных последствий для каждого человека, участвующего во взаимоотношениях» [1, с. 6].

Отсюда следует, что взаимодействие менеджера с другими людьми должно быть как минимум социально приемлемым, необходим поиск компромисса между индивидуальными целями менеджера и социальной приемлемостью. В соответствии с этим У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение «ког-

нитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [1, с. 3].

Из приведенного выше определения вытекают две важные сущностные характеристики социальной компетентности. Во-первых, социальная компетентность менеджера может быть определена лишь относительно, а именно — в зависимости от требований, предъявляемых внешней средой и внешними обстоятельствами, и в зависимости от его потенциала. Во-вторых, социальная компетентность связана с компромиссом между требованиями социума (или группы), в который входит менеджер, и его персональными потребностями. На этом основании можно утверждать, что социальная компетентность менеджера является ситуационно и персонально зависимым понятием.

Социальную компетентность нецелесообразно отождествлять только с социально ориентированными поступками и действиями, готовностью помочь, оказать управленческое содействие. Напротив, для социальной компетентности менеджера в большей степени характерна связь с индивидуальными целями субъектов профессиональной деятельности. Кроме того, социально компетентное поведение менеджера опирается на оценку эффективности профессиональной деятельности, является рациональным с точки зрения поставленной цели. Социальная компетентность основывается на способности менеджера в определенных условиях и ситуациях достигать своих целей и реализовывать свои планы с учетом ситуационных особенностей, с учетом потребностей и точек зрения различных субъектов профессиональной деятельности, вовлеченных в социально-профессиональное взаимодействие.

Анализ ряда научных исследований показывает, что, с одной стороны, социальная компетентность осваивается менеджером применительно к определенным ситуациям и ее зачастую трудно перенести на другие ситуации. С другой стороны, социальная компетентность связана с личностью менеджера и поэтому имеет «надситуационный» характер. Это противоречие У. Пфингстен и Р. Хинтч предлагают разрешать, рассматривая социальную компетентность не как применение определенной способности (общей, не зависящей от ситуации или черты личности), а как реализацию социальной подготовленности, которая приобретается (усваивается) применительно к конкретным ситуациям [1].

Основные социальные способности приобретаются, как правило, уже в ходе профессиональной подготовки. Однако этого обычно бывает недостаточно для осуществления эффективной управленческой деятельности. Управленческая деятельность в значительной степени зависит от способностей менеджера успешно решать различные проблемы (деловые и личные) и конфликты в группах с различной социальной структурой. В силу рыночных отношений функционирования предприятий и организаций, разнообразия требований к социально компетентному поведению в различных условиях, особую важность приобретает готовность менеджера к расширению и развитию своей социальной компетентности.

Опираясь на анализ точек зрения различных научных школ, а также учитывая особенности управленческой деятельности, под социальной компетентностью менеджера мы понимаем такую целостную характеристику профессиональной деятельности, в которой отражены его способности эффективно выстраивать свое взаимодействие с различными субъектами в зависимости от сложившейся ситуации и в соответствии с принятыми на данный момент в социуме и организации нормами, стандартами и правилами поведения.

Анализ научной литературы показывает, что существуют различные подходы к структурированию социальной компетентности менеджеров. В.Н. Мясищев считает, что социальную компетентность менеджера целесообразно рассматривать на трех взаимосвязанных и в то же время взаимопересекающихся уровнях (аспектах): взаимо-

действие с собой, взаимодействие с коллегами (группой), взаимодействие с коллективом (обществом) [2].

Первый аспект социальной компетентности менеджера отражает особенности его эмоционально-волевой регуляции. Второй аспект, характеризующий взаимодействие менеджера с коллегами (группой), раскрывает широкие возможности для реализации способов социального взаимодействия менеджера с различными субъектами профессиональной деятельности. Наконец, ключевой характеристикой социальной компетентности менеджера на уровне взаимодействия с коллективом (обществом), является его социальная ответственность (рис. 1).

Рис. 1. Социальная компетентность менеджера на уровнях взаимодействия с собой, с группой и коллективом

Социальная компетентность менеджера может иметь и другую структурную интерпретацию, если принимать во внимание то обстоятельство, что проявляющиеся во взаимодействии с различными субъектами профессиональной деятельности способности менеджера основываются на его знаниях, умениях и навыках, а также мотивации и опыте менеджера. В этом случае социальная компетентность, как справедливо отмечает И. А. Зимняя, может включать следующие характеристики:

- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

- владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);

- опыт в проявлении компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результаты проявления компетентности (эмоционально-волевой аспект) [3].

Х. Хершген в своем исследовании обосновывает, что в структуре социальной компетентности достаточно выделить три взаимосвязанных уровня (аспекта), которые можно обозначить как подконструкции, — когнитивная, эмоциональная и конативная компетентности [4].

К каждому уровню (подконструкции) могут быть отнесены единичные способности, которые играют основную роль как в реализации, так и в освоении социального компетентного поведения (рис. 2).

Третий подход к определению структуры социальной компетентности, на наш взгляд, точнее отражает сущностные особенности профессиональной деятельности менеджера, вовлеченного в социально-профессиональное взаимодействие с различными субъектами. При этом, однако, мы считаем целесообразным сделать некоторые уточнения. Так как социально приемлемое поведение менеджера обеспечивается не только формированием и выражением чувств, адекватных ситуации, но и стремлением регули-

ровать их проявление, то эмоциональный аспект социальной компетентности следовало бы дополнить регулятивным и назвать его «эмоционально-волевой и регулятивный аспект». Кроме того, конативный аспект социальной компетентности, предполагающий вербальные и невербальные способности менеджера и их необходимое сочетание, следовало бы назвать действенно-практическим.

В то же время необходимо отметить несколько ограниченный характер предложенной структуры социальной компетентности, так как в ней отсутствует рефлексивнооценочный компонент, с помощью которого менеджер сопоставляет свои действия и поступки с правилами и нормами, принятыми в организации либо с ожиданиями окру-

Рис. 2. Социальная компетентность на когнитивном, эмоциональном и конативном уровнях

В таком случае появляется возможность отразить в структуре социальной компетентности менеджера не только наличие вербальных и невербальных способностей (в их целесообразном сочетании), но и опыт проявления соответствующих способностей в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. На основании этого можно выделить три аспекта проявления социальной компетентности менеджера в реальной практике управленческой деятельности: когнитивный, мотивационно-регулятивный (включающий в себя эмоционально-волевой и рефлексивно-оценивающий) и действеннопрактический. В каждом из выделенных аспектов социальной компетентности проявляются вполне конкретные доминирующие способности, определяющие социальную направленность профессиональной деятельности менеджера.

Учитывая особенности управленческой деятельности менеджера, следует подчеркнуть, что особое значение приобретает:

- готовность к взаимопониманию с различными субъектами профессиональной деятельности;

- способность действовать инициативно и устанавливать контакты;

- способность устанавливать доверительные отношения с коллегами и подчиненными;

- способность устанавливать совместные цели, решать совместные задачи;

- готовность отказаться от концентрации только на индивидуальных интересах;

- готовность отвечать за последствия как своих, так и совместных с другими субъектами действий.

Способность к управлению конфликтами, как известно, заключается в своевременном выявлении конфликтных ситуаций, поиске и проверке способов урегулирова-

ния и активном применении механизмов разрешения. Данная способность тесно связана с пониманием и применением менеджером механизмов управления конфликтами и в соответствии с Х. Хершгеном может быть поделена на три вида: разрешение конфликтов через организационные структуры; определение механизмов разрешения конфликтов; формы влияния на поведение участников конфликтов [4].

Исходя из анализа научной литературы, а также собственного опыта управленческой деятельности, можно утверждать, что требование к способности менеджера управлять конфликтами возрастает с переходом на более высокие уровни организационной иерархии. Менеджеры высшего уровня управления (топ-менеджеры) должны быть в состоянии разработать оптимальную, с точки зрения организационных и индивидуальных целей, стратегию разрешения как тех конфликтных ситуаций, в которых они участвуют сами, так и тех, в которых участвуют их подчиненные.

Способность менеджера к работе в команде предопределяет социально компетентное поведение менеджера. Работа в команде представляет особую форму кооперации, для которой характерны координация работы участников, вероятность возникновения конфликтов, интенсивная координация между всеми участниками. Следовательно, способность к работе в команде тесно связана со способностями к кооперации, коммуникации и участию в конфликтах. Можно выделить некоторые положения, которые, в конечном счете, связаны с индивидуальными способностями как менеджера, так и членов команды:

- постоянный и непрерывный коммуникационный обмен между членами команды;

- поддержка разработанного решения всеми членами команды;

- самостоятельность действий членов команды;

- рационализация через внутреннее разделение труда;

- равноправие членов команды как специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что для социально компетентного поведения менеджера необходим определенный минимум всех этих способностей, которые могут быть как ненаблюдаемыми, так и наблюдаемыми. В зависимости от социальнопрофессиональной ситуации, субъектов профессионального взаимодействия, их целей и понимания проблемы основное значение может иметь ролевая гибкость, или способность к коммуникации, а также другие социальные способности менеджера. При этом роль различных способностей менеджера в проявлении социальной компетентности ситуационно обусловлена. На основе сущностных характеристик и структурных компонентов социальной компетентности менеджеров нами уточнены и обоснованы основные этапы развития исследуемой компетентности менеджеров, которые обусловлены уровнями имеющихся социальных знаний, коммуникативных умений и мотивационно-регулятивных качеств менеджера.

Список литературы

1. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining Sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.

2. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М.: МПСИ, 2003.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании: Автор. версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1987.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.