Научная статья на тему 'Сущности глобализации и детерминанты ее развития в свете метафизической методологии научных исследований'

Сущности глобализации и детерминанты ее развития в свете метафизической методологии научных исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПОТЕНЦИАЛЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕКА / INTERNAL AND EXTERNAL DETERMINANTS / GLOBALIZATION / METAPHYSICAL RESEARCH METHODOLOGY / POTENTIALS AND CONTRADICTIONS OF A HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Узилевский Геннадий Яковлевич, Макуев Руман Харонович

В статье выявляются присущие Человеку потенциалы и противоречия, раскрываются сущности глобализации в контексте метафизической методологии научных исследований и определяются ее внутренние и внешние детерминанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF GLOBALISATION AND THE DETERMINANTS OF ITS DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF METAPHYSICAL RESEARCH METHODOLOGY

The article reveals the inherent human potentials and contradictions, discloses the essence of globalization in the context of metaphysical research methodology, its internal and external determinants are defined.

Текст научной работы на тему «Сущности глобализации и детерминанты ее развития в свете метафизической методологии научных исследований»

УДК 316.421

УЗИЛЕВСКИЙ Г.Я., Сущности глобализации и МАКУЕВ Р.Х. детерминанты ее развития

в свете метафизической методологии научных исследований

В статье выявляются присущие Человеку потенциалы и противоречия, раскрываются сущности глобализации в контексте метафизической методологии научных исследований и определяются ее внутренние и внешние детерминанты.

Ключевые слова: внутренние и внешние детерминанты, глобализация, метафизическая методология научных исследований, потенциалы и противоречия Человека.

1. Введение

Научно-технический прогресс, начав шийся в середине ХХ столетия, вызвал множество сущностных изменений в жизни мирового сообщества1, которые привели к появлению и распространению ряда новых научных понятий. К ним относится и концепт "глобализация", оказывающий с 50-х годов прошлого столетия большое влияние на осмысление учеными происходящих в мире перемен.

Отметим возникновение в мировом сообществе мощной временной динамики общественных, политических, социальных и экономических процессов. Она привела к тому, что явления, отображающие эти процессы, сменяются иными феноменами, с новыми сущностями и внутренними формами по прошествии пяти лет. Выяснилось, что современная наука находится в глубоком кризисе, так как она изучает лишь объекты чувственного мира (ЧМ) как явления, не принимая во внимание динамику сущностно изменяющихся процессов, требующую

- методологического переосмысления существующих феноменологических представлений о космосе, природе, Человеке и созданном им социальном мире и

- перехода на системное использование триады "прошлое <—> настоящее <—> будущее".

Иными словами, необходим выход не только на изучение объектов умопостигаемого мира (УМ), которые задают становление, развитие, функционирование объектов ЧМ, но и на Homo

■/ как посредника между космосом и природой;

V как создателя науки, техники, новых технологий и

V противоречивого творца социального мира, включающего в себя общества, их институты, страны, регионы, города, сельские поселения и др.

Уместно сказать о том, что многими авторами подчеркивается связь между глобализацией как явлением и динамикой процессов в мировом сообществе2.

Можно утверждать, что настало время пересмотра феноменологических представлений о глобализации, имеющей долгую предысторию и приобретающую особую значимость в настоящее время3.

Из изложенного материала вытекают задачи данной статьи:

1)выявить потенциалы и противоречия Homo в свете метафизической методологии научных исследований;

2) раскрыть сущности глобализации с позиции метафизической методологии;

3) определить внутренние и внешние детерминанты развития глобализации.

2. Потенциалы и противоречия Человека с позиции метафизической методологии

2.1. Потенциалы Homo с позиции новой методологии

Метафизическая методология (см. сайт Г.Я. Узилевского) изучает объекты УМ, УМ и ЧМ, которые задают становление, развитие и функционирование объектов ЧМ и УМ. Человек и созданный им социальный мир4 определяются с помощью трех родовых понятий как эмпирические реальности; духовные, ментальные, социальные, пространственно-временные, материальные образования и сверхсложные системы. Как объекты исследования они изучаются в контексте всеобщего, особенного и единичного.

План всеобщего в Человеке образуют понятия "родовой человек" (РЧ) и "человеческий род"(ЧР)как ноуменальные эмпирические реальности УМ, план особенного - виды РЧ и ЧР как ноуменально-феноменальные эмпирические реальности УМ и ЧМ, план единичного - конкретный человек(КЧ) и конкретные социальные группы как феноменально-ноуменальные реальности ЧМ и УМ.

Подобным образом изучаются компоненты социального мира. В плане всеобщего объектами исследования являются их типы, в плане особенного - их виды и разновидности, в плане единичного - конкретные объекты изучаемого мира.

Космос и природа интерпретируются как эмпирические реальности; духовные, ментальные, пространственно-временные, материальные образования и сверхсложные системы. В отличие от Человека они изучаются в контексте всеобщего и единичного.

Интерпретация Homo с помощью трех родовых понятий и исследование его с позиции всеобщего, особенного и единичного содействовали выявлению присущих ему потенциалов:

1. Потенциалы РЧ и ЧР являются исходными моментами исследования социального мира и его компонентов и критериями оценки их деятельности.

2. Потенциалы РЧ и ЧР выступают как:

- системоопределяющие признаки выявления постоянных целей и свойств институтов социального мира и мирового сообщества на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также их конкретных задач и функций на краткосрочную перспективу;

- системообразующие признаки развития науки, культуры, цивилизации и др., задающие духовно-ориентированную и человеко-ориентированную направленность глобализации5.

3. Громадные духовные и интеллектуальные потенциалы символической личности РЧ предстают как источник и движущая сила развития социального мира и его компонентов.

4. Потенциал деятельности как эмпирической реальности; духовного, ментального, социального, пространственно-временного, материального образования и сверхсложной системы, изучаемый в контексте всеобщего, особенного и единичного, являет собой источник и движущую силу эволюции РЧ и ЧР, с одной стороны, социального мира и его компонентов, - с другой стороны6.

Анализ этих потенциалов вывел одного из авторов этой статьи на следующую особенность метафизической методологии: первичность Человека и вторич-ность созданного им социального мира и его компонентов7.

2.2. Присущие Человеку потенциальные и реальные противоречия

Обратимся ко второму родовому понятию, характеризирующему Homo

■ как посредника между космосом и природой;

■ как создателя науки, техники, новых технологий;

■ творца социального мира и его компонентов (см. 2.1)8.

Представленные в нем характеристики отображают соответственно Духовное, ментальное, социальное, пространственно-временное и материальное метафизические начала9, находящиеся не только в гармонии, взаимосвязи, взаимодействии и содействии друг другу, но и в состоянии потенциального противоречия в связи с их различной априорной заданностью. Отметим, что Духовное начало обусловливает

направленность развития и функционирования других метафизических начал.

Здесь мы имеем дело с третьим родовым понятием, характеризующим Человека как сверхсложную систему, компоненты и элементы которой находятся в потенциальной гармонии и потенциальном противоречии.

Рассмотрим духовную сферу РЧ и его видов, в которую входят такие образования, как нравственный идеал (НрИ), самость и мудрость. НрИ являет собой синтез этики, эстетики и деятельности. Эти компоненты, исследуемые метафизической методологией в контексте всеобщего и особенного, находятся в состоянии потенциальной гармонии и потенциального противоречия. Проявление потенциала данного образования в КЧ и конкретных социальных группах (единичное!) будет зависеть от соответствия внешней среды противоречивой природе Человека.

Самость представляет собой синтез альтруистического начала (АН) и эгоистического начала (ЭН), а мудрость - синтез духовности и методологии деятельности, живого созерцания и общения. Очевидно, что компоненты этих образований, изучаемые с позиции всеобщего и особенного, обладают потенциальной гармонией и потенциальным противоречием. Проявление потенциала самости и мудрости в конкретных людях также будет зависеть от внешней среды.

Отметим, что априорная противоречивая заданность присуща компонентам ментальной сферы РЧ и его видов, а также компонентам других систем этих образований.

Изложенное указывает на необходимость проявления в социальном мире такой особенности метафизической методологии, как Верховенство Духовного метафизического начала, НрИ, самости и мудрости над коллективной и индивидуальной ментальностью.

Данная особенность на практике становится весьма актуальной в новом столетии в связи с выявлением в духовной сфере РЧ и его видов безнравственных архетипов и вырожденного естественного отбора, которые вызвали возникновение в ней следующих реальных противоречий:

между высшими нравственными принципами10 и безнравственными архетипами11;

■/ между высшим творческим половым отбором и подбором и вырожденным естественным отбором12.

3. Сущности глобализации в свете метафизической методологии

В 2.1 социальный мир был раскрыт нами как эмпирическая реальность; духовное, ментальное, социальное, пространственно-временное, материальное образование и сверхсложная система. Была показана правомерность его исследования в контексте всеобщего, особенного и единичного. В этой связи мировое сообщество как компонент социального мира полезно интерпретировать и изучать подобным образом. Поскольку обладающая своей историей глобализация отображает универсальные характеристики этих объектов исследования, есть смысл изучать ее с позиции метафизической методологии научных исследований.

В отличие от социального мира и мирового сообщества мы определяем ее как эмпирическую реальность; духовное, ментальное, социальное, пространственно-временное, материальное образование и процесс. При этом правомерно изучать ее в контексте всеобщего, особенного и единичного, используя триаду "прошлое <—> настоящее <—> будущее".

Глобализация как эмпирическая реальность являет собой совокупность постоянно усложняющихся универсальных характеристик социального мира и мирового сообщества. В этом состоит ее видовое отличие от регионализации, отображающей особенности регионов социального мира и мирового сообщества.

Второе родовое понятие, отображающее проявление в глобализации потенциалов духовного, ментального, социального, пространственно-временного и материального метафизических начал, представляет собой эволюционно отобранные программы, языки и коды, которые, развиваясь в настоящем, связывают его с будущим.

Процесс как третье родовое понятие глобализации включает в себя находящиеся в постоянном развитии потенциалы РЧ, ЧР, символической личности РЧ и

деятельности, изучаемой с позиции всеобщего (см. 2.1).

Интерпретируя глобализацию в контексте трех родовых понятий, мы, по сути дела, вышли на взаимосвязанную совокупность ее постоянно развивающихся сущностей, заслуживающих своего изучения с позиции метафизической методологии.

Поскольку глобализация является сверхсложным объектом исследования, политологам есть смысл перейти к разработке управления направляемым развитием социального мира, мирового сообщества и их институтов13 на основе триады "прошлое < —> настоящее <—> будущее".

Раскрытие природы глобализации говорит о полезности перехода политологии на новый этап ее развития, состоящий в синтезе новой методологии с результатами изучения данного объекта исследований на основе феноменологических методологий и методов.

4. Внутренние и внешние детерминанты развития глобализации

4.1. Внутренние детерминанты развития глобализации

В статье А. Ждановой были раскрыты три периода развития глобализации в мире:

1. Период 1950-1990 гг., отличавшийся проявлением данного процесса в отдельных сферах жизни; определения не претендовали на всесторонний охват явления.

2. Период 1990-2000 гг. Определения преимущественно носят экономический характер. Глобализация распространяется в различные сферы общественной жизни.

3. Период 2000-2012 гг. Глобализация рассматривается в комплексе всех сфер жизнедеятельности и интерпретируется как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции14.

Нетрудно заметить, что за 60 с небольшим лет глобализация стала интенсивно изучаемым процессом социального мира и мирового сообщества. Однако феноменологические представления о данном процессе затруднили исследователям раскрытие его внутренних и внешних детерминант.

В этой связи раскрытые в 2.1 потенциалы Homo, изучаемого в контексте всеобщего с позиции метафизической методологии, полезно трактовать как первую внутреннюю детерминанту развития глобализации.

Рассмотрим наследие П.К. Анохина, который установил, что

♦ деятельность КЧ априорно направлена в будущее и на получение результата;

♦ ему присущи принцип опережающего отражения действительности и реальное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего в процессе реализации цели и получения результата;

♦ прошлое обусловливает настоящее и задает будущее15.

Интерпретация полученных результатов в контексте новой методологии говорит о том, что триада "прошлое <—> настоящее <—> будущее", эволюционно возникшая и развивающаяся в РЧ, ЧР и их видах, задается КЧ и конкретным социальным группам и может быть использована для исследования глобализации. В пользу такого утверждения говорит переосмысленная в контексте метафизической методологии модель Бейеса-Налимо-ва16. Данную триаду мы рассматриваем как вторую внутреннюю детерминанту глобализации.

К третьей внутренней детерминанте глобализации следует отнести противоречивую природу Человека, которой присущи не только потенциальные, но и реальные противоречия. Фундаментальное их исследование будет содействовать осознанию и развитию изучаемого нами объекта.

Другими внутренними детерминантами развития глобализации могут стать априорно заданные потенциалы космоса и природы, требующие их выявления и изучения во благо людям.

4.2. Внешние детерминанты развития глобализации

Обратимся к научно-техническому прогрессу (НТП). Его развитие стало осуществляться одновременно с началом нового периода глобализации. Суть НТП состояла в последовательном переходе на технологии, основанные на автоматизации, информатизации и интеллектуализации производственных и других процессов. Содействуя проявлению и развитию творческой интеллектуальной деятельности людей, новые средства стали быстро распространяться по планете, ибо по своей сути они стали человеко-ориентиро-ванными. Промышленность, сельское

хозяйство и экономика испытывают все большую потребность в творческих профессионалах, склонных к коллективизму и кооперации. Их количественный и качественный рост оказал стимулирующее влияние на исключительно быстрое обновление выпускаемой продукции в виде программ и технологий.

Создавая новые производительные силы, Человек менялся и сам. Одновременно изменялись общественные и производственные отношения:

♦ экономика товаров трансформировалась в экономику товаров и услуг, что вызвало

- возникновение большого количества малых инновационных фирм;

- возрастание роли методов, способов, приемов и установок, задающих развитие большого, среднего и малого бизнеса;

- возникновение в реальном секторе экономики (РСЭ) развитых стран нового класса деловых организаций, нацеленных на коллективное творческое саморазвитие с учетом верховенства общефирменных духовных ценностей;

- синтез различных видов собственности (акционерной, государственной, интеллектуальной, личной, общественной, частной и др.);

- возникновение в РСЭ индикаторов новой общественно-экономической формации;

♦ индустриальная цивилизация с ее постмодернистскими представлениями о жизни стала спонтанно переходить в лич-ностно-ориентированную постиндустриальную цивилизацию, для которой постепенно становится ведущим постмодерн, поскольку КЧ благодаря новой деятельности превращается в творца17.

Подчеркнем,что человеко-ориентиро-ванные технологии, становясь неотъемлемой частью внутренней среды в различных государственных и общественных учреждениях и организациях, проникая в жилища граждан, города и сельские поселения развитых стран, содействовали становлению и формированию в них социально-технологического мира18.

Изложенные выше результаты спонтанной реализации НТП мы рассматриваем как первую внешнюю детерминанту развития глобализации.

Второй внешней детерминантой развития глобализации является мощная динамика общественных, политических, социальных и экономических процессов (см. параграф 1). Отметим, что исследователи глобализации не обратили должного внимания на данную эмпирическую реальность.

К третьей внешней детерминанте развития глобализации мы относим финансовый сектор экономики (ФСЭ) развитых стран. Благодаря новым информационным технологиям он превратился в виртуальное образование, нацеленное на получение баснословных прибылей на основе мгновенного перемещения капиталов и создания кратковременных финансовых "пузырей".

Возникла антиномия между реальным сектором развитых стран, устремленным в будущее и на получение реальных результатов, важных для улучшения жизни людей, и виртуальным сектором экономики, замкнутым на самое себя и на получение сверхприбылей. Ее полезно рассматривать как четвертую внешнюю детерминанту нашего объекта исследования.

Реальное проявление в мировом сообществе данной антиномии привело к мировому финансовому и экономическому кризису (МФЭК), который провоцировал кризис нравственности и разрастание духовно-нравственной болезни на плане-те19. Данный кризис выступает как пятая внешняя детерминанта глобализации. Его внутренним истоком является гиперболизация ЭН в деятельности ФСЭ, вдохновляемая теорией эгоистического экономического человека А. Смита. Внешним истоком МФЭК является неадекватная природе Homo капиталистическая формация, вышедшая на заключительный этап своего развития.

Выявление внутренних и внешних детерминант глобализации с позиции метафизической методологии свидетельствует о необходимости перехода политологии на новый этап ее развития, заключающийся в синтезе новой методологии с результатами НИР, посвященных этому объекту исследований в контексте феноменологических методологий и методов.

5. Заключение

В данной статье были решены следующие задачи:

1) выявлены присущие Homo потенциалы и противоречия в свете метафизической методологии научных исследований;

2) раскрыты сущности глобализации с позиции метафизической методологии;

3) определены внутренние и внешние детерминанты развития глобализации.

Мы полагаем, что возникшая спонтанно мощная динамика общественных, политических, социальных процессов указывает на необходимость отказа от гиперболизации феноменологических представлений о явлениях чувственного мира с выходом на признание политологами

- первичности Человека, изучаемого с позиции всеобщего, особенного и единичного, и вторичности социального мира, мирового сообщества и глобализации;

- Верховенства Духовного метафизического начала, нравственного идеала, самости и мудрости над коллективной и индивидуальной мудростью.

1.Узилевский Г.Я. Влияние научно-технического прогресса на переосмысление международных процессов во втором десятилетии XXI века // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 197-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См., например, Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. М., 2008. С. 442-449.

3 Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. М., 2005. С. 166-284.

4 Термин "социальный мир" взят нами из монографии "Волков Ю.Г Человек как космопла-нетарный феномен». Ростов н/д., 1993. Глава 3.

5 Несомненно, что количество признаков может быть увеличено.

6 Узилевский Г.Я. Метафизическая методология научных исследований и природа управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 4. С. 63-65.

7 Узилевский Г.Я. Об истоках, потенциале и возможном пути построения общества мудрости в России // Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. Орел, 2011. С. 16.

8 В этой связи подчеркнем, что в процессе эволюции с Человека были сняты ограничения на духовную, ментальную и интимную жизнь.

9 Эти начала образуют первый уровень Универсума планеты Земля. См.: Узилевский Г.Я.

Об истоках, потенциале и возможном пути построения общества мудрости в России // Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. Орел, 2011. С. 20-22.

10 Высшие нравственные принципы включают в себя три диады: доброта и красота; ответственность и свобода; любовь и творчество. Первый их компонент являет собой АН, второй компонент - ЭН.

11 В безнравственные архетипы входят: алчность, безответственность, жадность, а также зависть, ненависть, раболепие и др.

12 Узилевский Г.Я. Человек, духовное начало, духовность и управление нравственно ориентированным развитием социальных институтов в свете метафизической методологии научных исследований // Человек и управление нравственно ориентированным развитием социальных институтов. Орел, 2010. С. 44-48.

13 Узилевский Г.Я. Об истоках, потенциале и возможном пути построения общества мудрости в России // Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. Орел, 2011. С. 61-65.

14 Жданова А.М. Подходы к определению понятия "глобализация" // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 106-109.

15 Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. С. 27-124.

16 Узилевский Г.Я. Управление направляемым развитием социально-технологического мира с позиции обновленной модели Бейеса-Налимова / Г.Я. Узилевский, В.Г. Шуметов // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. Параграф 3.

17 См. подробно: Узилевский Г.Я. Человек, научно-технический прогресс и образование в управленческой парадигме XXI века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 2. С. 80-81.

18 Узилевский Г.Я. Управление направляемым развитием социально-технологического мира с позиции обновленной модели Бейеса-Налимова / Г.Я. Узилевский, В.Г. Шуметов // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. Параграф 1.

19 Узилевский Г.Я. Сущность, индикаторы, факторы, отправные пункты выбора пути для преодоления духовно-нравственной болезни общества / Г.Я. Узилевский, А.А. Харченко // Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. Орел, 2011. С. 206-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.