Научная статья на тему 'Сущность заемного основного капитала транспортных компаний и вопросы характеристики его размера'

Сущность заемного основного капитала транспортных компаний и вопросы характеристики его размера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ / ОРУДИЯ ТРУДА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовк А. А., Вовк Ю. А.

В статье раскрывается сущность заемного основного капитала, как слагаемой основного капитала, находящегося в юридическом распоряжении транспортной компании и обосновывается порядок характеристики его размера. Поскольку определение размера заемного основного капитала затрагивает вопросы учета аренды орудий труда, то обосновываются направления совершенствования этого раздела бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the main debt capital, as element of the basic capital, which is in legal possession of the transport company and is the order of the characteristics of its size. Since the definition of the size of the debt of the basic capital raises questions of lease accounting instruments of labour, the justified directions improvement of this section of accounting.

Текст научной работы на тему «Сущность заемного основного капитала транспортных компаний и вопросы характеристики его размера»

Summary. The paper was formed methodical approach to evaluating the effectiveness of the financial restructuring of rail transport engineering.

Keywords: approach, formation, management, strategy, restructuring the company.

Рецензент д.е.н., професор У1ПА Прохорова В.В. Експерт редакцiйноï колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Уткна Ю.М.

УДК 657:656.2(075)

СУЩНОСТЬ ЗАЕМНОГО ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ И ВОПРОСЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕГО РАЗМЕРА

ВовкА.А., д.э.н., профессор (МГУПС), Вовк Ю.А., к.э.н., начальник отдела (ЦМ ОАО «РЖД»)

У статтi розкриваеться суттсть позикового основного капталу, як складовоI основного капталу, що знаходиться в юридичному розпоряджент транспортноI компанп i обгрунтовуеться порядок характеристики його розмiру. Остльки визначення розмiру позикового основного капталу зачтае питання облк оренди знарядь пращ, то обгрунтовуються напрями вдосконалення цього роздл бухгалтерського обл^.

Ключовi слова позиковий основний каптал, транспортш компани, знаряддя пращ, бухгалтерський

облк.

Анализ исследований и публикаций. Проблема оценки размера основного капитала транспортных компаний обусловлена тем, что в современных условиях нет возможности для характеристики размера заемного основного капитала. Мало того, в экономической литературе в настоящее время отсутствует понятие «заемный основной капитал» и вопросы раскрытия его сущности и порядка характеристики не рассматриваются даже в работах И.А.Бланка [1], в которых весьма подробно раскрываются вопросы управления заемным капиталом. Однако в условиях рыночных отношений предоставления займов в форме передачи в пользование орудий труда (основных средств и нематериальных активов) получила довольно широкое

распространение и поэтому понятие заемного основного капитала имеет право на

существование, подобно понятию «заемный оборотный капитал», что обосновано нами в работе [2].

Заемный основной капитал, по нашему мнению, нельзя понимать как определенный размер денежных средств, взятых взаймы и авансированных на орудия труда. Денежные средства, взятые взаймы, сразу же становятся собственностью получателя независимо от цели, на которую они использованы. Это обусловлено тем, что денежные средства не имеют печати собственности. Наличные денежные средства фактически принадлежат тому, в чьих руках они находятся, а безналичные - тому, кто имеет право ими распоряжаться. Поэтому в результате использования займов для инвестиций в форме

капитальных вложений осуществляется создание собственных орудий труда. Наряду с этим возможно получение денежных средств взаймы в форме материальных и нематериальных ценностей, обладающих свойством участвовать в процессе производства многократно - орудий труда, которые подлежат возврату именно в такой же форме. Такой вариант получения займа называется арендой (лизингом).

Выделение нерешенных частей общей проблемы, которым посвящается статья. Изучение порядка отражения в бухгалтерском учете арендованных орудий труда позволило установить, что определению размера заемного основного капитала организаций препятствует сложившийся порядок отражения в бухгалтерском учете этих операций, расчетов между арендодателями и арендаторами по поводу аренды, а также по поводу амортизации (восстановления) в денежной форме денежных средств, первоначально авансированных на арендованные орудия труда.

Формирование целей статьи

(постановка задачи). В связи с этим целью статьи является обоснование порядка расчета размера заемного основного капитала, а также принципов отражения в учете аренды (лизинга) орудий труда.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Поскольку заемный основной капитал по существу не отличается от собственного, то его размер также можно определять только в среднем за период по формуле:

© Вовк А.А., Вовк Ю.А.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 39, 2012

ОкЗ = ОсОТЗ + (СНП + СРБП + СГП + СИО + СД ) fEа.з /100,

где Ос . -остаточная стоимость заемных (арендованных) орудий труда, в среднем за период, млн руб.;

СНП, СРБП, СГП, СИО, СД -размер капитала, соответственно, в форме незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, изделий отгруженных (выполненных работ и оказанных услуг), денежных средств, в среднем за период, млн руб.;

удельный вес издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, воплощенных в заемных

где ОсОТСЗ-остаточная стоимость собственных и заемных орудий труда, в среднем за период, млн.руб.;

СНП, СРБП, СГП, СИО, СД -размер капитала, соответственно, в форме незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, изделий отгруженных (выполненных работ и оказанных услуг), денежных средств, в среднем за период, млн руб.;

^асз - удельный вес издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, авансированных на собственные и заемные орудия труда, в издержках производства компании, %.

Действующая система учета основных средств, как одного из видов орудий труда, предполагает составление арендодателем при передаче объектов в аренду внутренней записи по счету 01 «Основные средства» или отражение этой операции в инвентарной картотеке и перемещение инвентарной карточки объекта в раздел «Основные средства, переданные в аренду». По нашему мнению, такое отражение операции, имеющей более глубокий смысл: образование кредиторской задолженности арендатора равной остаточной стоимости объекта, а также уменьшение стоимости имеющихся в наличии собственных орудий труда, поэтому принятое отражение операции является явно некорректным, поскольку искажает ее сущность.

В современной экономической литературе эти вопросы не обсуждаются, поскольку, наверное, считаются решенными правильно и полностью, хотя при этом отсутствует обоснование порядка оценки орудий труда, передаваемых в аренду (лизинг). Нет также научно обоснованного решения вопросов отражения в учете издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, воплощенных в объектах, переданных в аренду (лизинг).

(1)

орудиях труда, в издержках производства транспортной компании, %.

Следовательно, для определения размера заемного основного капитала необходимо иметь данные об остаточной стоимости заемных орудий труда и издержках по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, воплощенных в них.

Размер основного капитала транспортной компании в целом можно определять путем суммирования собственного и заемного основного капитала Ок = ОкС + ОкЗ или на основе расчета по формуле

(2)

В результате изучения теории и практики отражения операций по аренде (лизингу) орудий труда приходим к выводу о необходимости существенного изменения взглядов: на аренду (лизинг), как явление; на порядок учета издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, воплощенных в объектах, переданных в аренду (лизинг); на сущность платы за аренду (лизинг) и на ее источники.

Исходным пунктом в формировании объективного понимания аренды орудий труда, по нашему мнению, должно быть то, что арендодатель после возврата их из аренды должен получить в свое распоряжение от арендатора: объекты, изношенные в соответствии с истекшим сроком полезного использования; денежные средства в возмещение их износа - в размере издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, воплощенных в орудиях труда за период нахождения объектов в аренде, а также доход от сдачи орудий труда в аренду. Это вполне логично следует из того, что аренда (лизинг) орудий труда - ссуда, предоставляемая, в форме зданий, сооружений и т.п. При этом важно понимать, что арендодатель не сдавая орудия труда в аренду (лизинг), а используя производительно, имел бы на конкретный момент: изношенные в такой же степени объекты; денежные средства в размере издержек по амортизации (восстановлению) в денежной форме денежных средств, авансированных на эти объекты и прибыль от их использования. Т.е. то же, что и при сдаче орудий труда в аренду. Поэтому можно уверенно утверждать, что действующий порядок ведения расчетов за орудия труда, переданные в аренду (лизинг) имеет существенные изъяны и к тому же не выгоден арендодателю: он получает денежные средства, соответствующие размеру средств, принявших денежную форму в процессе

Ок = ОсОТС З +(СНП + СРБП + СГП + СИО + СД ) fEа.сз /100,

Вкник економжи транспорту 1 промисловост № 39, 2012

амортизации как плату за аренду, но не получает в виде дохода части прибыли, полученной арендатором; и выгоден арендатору, который не передает часть полученного им дохода (прибыли) арендодателю в качестве платы.

По нашему мнению, передача орудий труда в аренду (лизинг) должна осуществляться по остаточной стоимости, поскольку в учете арендатора должен отражаться реальный размер арендных обязательств. Арендодатель также должен отражать в учете реальную задолженность по аренде (лизингу), т.е. должен отражать в учете остаточную стоимость арендованных орудий труда.

На размер остаточной стоимости, определяемой на момент передачи объектов арендодателю и на момент возврата собственнику (арендодателю) должны составляться

бухгалтерские записи, и эта стоимость орудий труда должен быть основой при решении спорных вопросов в суде.

В настоящее время арендодатель, не использующий объекты орудий труда, переданные в аренду, начисляет амортизацию, но не включает ее в издержки производства, а на ее размер, с учетом накладных расходов и расходов по обслуживанию этих объектов предъявляет счета арендатору, отражая операции на счете «Продажи». Арендатор, получив счета, увеличивает общехозяйственные расходы по элементу «прочие расходы». Т.е. амортизация (восстановление) в денежной форме денежных средств, воплощенных в арендованных орудиях труда в учете по элементу издержек «амортизация» не отражается. В итоге источник финансов на обновление этих орудий труда не создается, хотя денежные средства, предназначенные на эти цели, собственник получает в порядке платы за аренду (лизинг). Конечно, в условиях рыночных отношений собственник вправе распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Он может авансировать денежные средства в производство только руководствуясь желанием увеличить масштабы производства, а, следовательно, и массу получаемой прибыли. Других побуждений к этому действию в условиях господства частной собственности у него нет.

При принятом подходе к процессу амортизации (восстановления) в денежной форме денежных средств, первоначально авансированных на орудия труда, придается совершенно не свойственная ему функция, быть основой для определения платы за аренду. Однако самый главный недостаток принятого порядка отражения передачи орудий труда в аренду (лизинг) заключается в том, что операции, осуществляемые с объектами отражаются в учете с искажением их сущности [3, С. 150-158]. В результате данные учета и отчетность не характеризуют размер

финансов, находящихся в юридическом

распоряжении транспортных компаний, когда имеет место получение (передача) орудий труда в аренду (лизинг).

При составлении записей в учете необходимо придерживаться следующих

положений. Арендатор должен вернуть арендодателю (собственнику) объекты по остаточной стоимости, сложившейся на момент возврата, и перечислить ему денежные средства в возмещение износа объектов в размере разницы между остаточной стоимостью на момент получения и остаточной стоимостью на момент возврата.

Осуществлять амортизацию

(восстановление) в денежной форме денежных средств должен арендатор, как организация, использующая орудия труда, и включать в издержки производства по элементу издержек «амортизация». После окончания срока договора, арендатор возвращает арендодателю объекты по остаточной стоимости, сложившейся на этот момент. Если другое не предусмотрено договором, то арендатор должен предавать арендодателю денежные средства, накопленные в результате начисления амортизации.

Кроме того, за пользование орудиями труда арендатор должен выплачивать арендную плату, определяя ее в соответствии с договором аренды (лизинга) исходя из размера дохода, получаемого благодаря использованию арендованных орудий труда.

Записи на счетах должны осуществляться по принципу двойной записи, на основе первичных документов, составленных на основе приказов. Такое серьезное внимание к этим операциям обусловлено тем, что за передачу орудий труда в аренду организация имеет право требовать уплаты дохода, а за получение в аренду орудий труда обязана производить оплату, которая должна отражаться на балансовых счетах. Естественно при правильном отражении в учете операций аренда частично потеряет привлекательность.

Исходя из того, что необходимо обеспечить корректное определение размера собственного и заемного основного капитала организации на счете 01 «Основные средства» следует отражать собственные орудия труда, используемые как таковые. В связи с этим нуждается в совершенствовании порядок отражения в учете операций по передаче орудий труда на консервацию, поскольку после консервации они теряют статус орудий труда и становятся просто объектами. Вследствие того, что стоимость орудий труда, передаваемых на консервацию весьма существенна, а операции передачи на консервацию и возврата обратно имеют важные юридические и экономические

Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 39, 2012

последствия, то в рыночных условиях эти операции следует отражать на балансовых счетах на основе принципа двойной записи. Экономические последствия передачи орудий труда на консервацию заключаются в том, что с момента консервации объектов прекращается начисление амортизации (восстановления) в денежной форме денежных средств первоначально, авансированных на эти орудия труда. В связи с этим необходимо усиливать контроль над своевременностью и правильностью отражения этих операций, поскольку с ними связано объективное начисление амортизации и

налогообложение. Насколько важно образование фондов амортизации и учет их использования свидетельствует ситуация сложившаяся в экономике страны с воспроизводством основного капитала. Кроме того при передаче орудий труда на консервацию, происходит уменьшение капитала, авансированного в производственную

деятельность, что также должно получить отражение в финансовой отчетности.

Для обеспечения отражения операций по передаче орудий труда на консервацию и обратно, которые не следует рассматривать весьма упрощенно: как внутреннее перемещение объектов, предлагается ввести в план счетов балансовый счет « Объекты на консервации». Аналитический учет по этому счету, как и по

другим счетам, следует вести в разрезе видов орудий труда.

Выводы исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении. Такое совершенствование бухгалтерского учета орудий труда и финансового учета капитала и на основе этого финансовой отчетности, позволит достаточно объективно характеризовать размер заемного основного капитала, а также размер и структуру всего основного капитала и капитала, авансированного в производственную

деятельность транспортных компаний,

характеризовать их финансовое состояние и эффективность деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. / И.А. Бланк - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003 .- 448с.

2. Вовк А.А. Характеристика размера заемного основного капитала транспортных компаний / А.А.Вовк, Ю.А. Вовк // «Экономика железных дорог». - 2012. - № 3. - С. 76-83.

3. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте; Учебник для вузов железнодорожного транспорта/А.П. Красов, А.А. Вовк и др. Под ред. проф. А.П. Красова. -М. :ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008.-672 с.

Аннотация. В статье раскрывается сущность заемного основного капитала, как слагаемой основного капитала, находящегося в юридическом распоряжении транспортной компании и обосновывается порядок характеристики его размера. Поскольку определение размера заемного основного капитала затрагивает вопросы учета аренды орудий труда, то обосновываются направления совершенствования этого раздела бухгалтерского учета.

Ключевые слова.: заемный основной капитал, транспортные компании, орудия труда, бухгалтерский учет.

Summary. The article reveals the essence of the main debt capital, as element of the basic capital, which is in legal possession of the transport company and is the order of the characteristics of its size. Since the definition of the size of the debt of the basic capital raises questions of lease accounting instruments of labour, the justified directions improvement of this section of accounting.

Keywords: debt capital assets, transportation companies, tools, accounting.

Рецензент д.э.н., професорМГУПС СоколовЮ.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Боровик Ю.Т.

УДК 658.310

СУТН1СТЬ, ЗМ1СТ ТА СП1ВВ1ДНОШЕННЯ ПОНЯТЬ КОМПЕТЕНТН1СТНОГО П1ДХОДУ ДО ОЦ1НКИ ПРАЦШНИКШ

Водолажська Т.О., астрант (ХНАДУ)

Розглянуто визначальт поняття компетентшсного тдходу до ощнки пращвниюв та встановлено cmeeidHomeHm i eidMmmcmi мiж ними. Уточнено суттсть поняття компетенцй пращвниюв шляхом врахування быьш повного перелк його складових та обгрунтовано ïx 3Mirn. Здтснено групування складових компетенцй пращвника..

Ключов1 слова: компетенттсть, компетенцй' прац1вника

© Водолажська Т.О.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 39, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.