В.П. Сальников*, А.П. Некрасов**
Сущность взаимодействия исправительных учреждений с криминальной милицией в борьбе с преступностью
Основанием для взаимодействия сотрудников исправительных учреждений с криминальной милицией во всех случаях должны быть фактические данные о подготовке или совершении преступлений, предотвращение или раскрытие которых силами работников одного аппарата невозможно или затруднено. Помимо этого, поводом для взаимодействия может служить и информация, полученная оперативными аппаратами, свидетельствующая о необходимости проведения совместных мероприятий по предупреждению преступности.
Эти основания являются объективными, вытекающими из самой природы деятельности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью, и имеют свою правовую основу. Ее составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также совместные нормативные акты Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Российской Федерации. Так, в ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предписано «информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь». К правовым основам взаимодействия относится и ст. 84 УК РФ 1996 г., и другие нормативные акты, регулирующие деятельность оперативных аппаратов исправительных учреждений и криминальной милиции по борьбе с преступностью.
Таким образом, под взаимодействием следует понимать основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную по целям, месту и
времени деятельность оперативных аппаратов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в интересах совместного выполнения оперативно-служебных задач по борьбе с преступностью.
Изучение практики работы исправительных учреждений и теоретических обобщений по данной проблеме позволяет выделить условия, способствующие эффективному и целенаправленному взаимодействию:
а) строгое и неуклонное соблюдение законов и подзаконных нормативных актов, определяющих такое взаимодействие;
б) четкое разграничение прав и обязанностей субъектов взаимодействия;
в) своевременность, достоверность и полнота информации о ходе и результатах, полученных в процессе выполнения заданий, а также иных данных, представляющих интерес для взаимодействующих сторон;
г) своевременное и точное выполнение согласованных планов, мероприятий, а также заданий или просьб других аппаратов;
д) осуществление постоянного и действенного контроля за проведением совместных мероприятий. В этих целях целесообразно направлять в оперативные аппараты криминальной милиции копии инициативных сообщений. Это позволит оперативным аппаратам криминальной милиции следить за качеством поступающей на места оперативной информации, а также контролировать своевременность и полноту ее реализации;
е) координация работы руководителей взаимодействующих сторон. Это особенно важно в случаях, когда, например, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, удалены на значительные расстояния от горрайорганов внутренних дел, что осложняет координацию;
ж) изучение и распространение передового опыта работы по организации и осуществлению взаимодействия оперативных аппаратов, а также регулярное проведение взаимодействующими сторонами совместных занятий, тренировок, оперативно-штабных игр и учений.
Выполнение взаимодействующими сторонами этих условий позволит успешно решать сложные задачи по борьбе с преступностью. Но поскольку оперативная обстановка в ИУ и правоохранительных
* Начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, академик, вицепрезидент Российского союза юристов, заслуженный деятель науки Российской Федерации, генерал-лейтенант милиции.
** Начальник кафедры Уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
органах постоянно изменяется, то и процесс взаимодействия должен быть гибким и динамичным. При этом он является не только средством, обеспечивающим выполнение задач по борьбе с преступностью, но и одновременно необходимым условием повышения эффективности их деятельности. Именно таким путем можно сосредоточить количество сил и средств, необходимых по условиям оперативной обстановки для своевременного осуществления наиболее целесообразных мероприятий по борьбе с преступностью.
Проведение совместных мероприятий может быть временным или постоянным, в зависимости от сложности решаемых задач. Временное воздействие организуется и осуществляется для проведения отдельных, конкретных мероприятий, как правило, небольших, по обоюдной договоренности и документально отражается в специальных заданиях, а при необходимости - в специальном плане.
Постоянное взаимодействие предполагает комплексное использование сил и средств оперативных аппаратов по различным направлениям и на протяжении длительного периода. Такие мероприятия предусматриваются в планах работы этих аппаратов. Например, план по взаимодействию оперативных служб УВД Рязанской области под условным наименованием «Контакт» включает пять разделов:
I. Организационные вопросы. Здесь предусмотрен порядок обмена информацией между оперативными аппаратами, поступления в оперативные аппараты заданий, реализации информации.
II. Работа с лицами, содействующими оперативным аппаратам на конфиденциальной основе.
III. Организация непрерывного контроля за лицами, освобождаемыми и освобожденными из органов, исполняющих наказания.
IV. Работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по склонению осужденных к явке с повинной.
Подведение итогов взаимодействия оперативных аппаратов. Оно проводится один раз в год с участием представителей всех взаимодействующих аппаратов и два раза в год по заданиям оперативных аппаратов криминальной милиции. Одновременно предусматривается обобщение практики взаимодействия.
При подготовке таких планов предварительно устанавливается необходимость взаимодействия, силы и средства, которые могут быть привлечены, а также целесообразные формы совместной деятельности. Инициатором в постановке комплексных задач может быть любой оперативный аппарат, если им будут достаточно и конкретно определены предложения о необходимости взаимодействия. К совместному планированию оперативных аппаратов предъявляется ряд требований, к основным из них можно отнести: конкретность, реальный учет сил и возможностей, актуальность планируемых мероприятий, реальность осуществления, преемственность планов, экономичность намеченных мероприятий.
В разработке и составлении планов совместных действий должны участвовать руководители либо представители тех оперативных аппаратов, которые будут принимать участие в проводимых мероприятиях. Так, оперативный аппарат учреждения и органа, исполняющего наказание, вправе поставить перед руководителями оперативных служб криминальной милиции вопрос о командировании в исправительные учреждения оперативных работников для осуществления совместного планирования оперативно-розыскных мероприятий. Комплексные планы совместных действий подлежат утверждению вышестоящими руководителями и должны, как правило, содержать указания на согласованность их между руководителями оперативных аппаратов. Так, план «Контакт», о котором говорилось выше, согласовывается с руководителями всех заинтересованных оперативных аппаратов и утверждается руководителями УВД, управлений юстиции области.
В процессе взаимодействия стороны должны сосредоточивать свои усилия, направленные на профилактику преступлений со стороны лиц как отбывших наказания, так и отбывающих его.
Успешная профилактика рецидивной преступности возможна лишь на основе совместных целенаправленных усилий, активного наблюдения за поднадзорными и лицами, по признакам судимостей подпадающими под действие Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в целях своевременного получения информации о замышляемых, подготавливаемых или совершенных этими лицами преступлениях, предупреждения и пресечения их преступной деятельности, розыска лиц, скрывающихся от правосудия.
В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы поисковая работа должна быть составной частью деятельности оперативных аппаратов. Ее следует проводить не только в связи с поступающими от органов внутренних дел ориентировками по конкретным делам, но и независимо от них, по инициативе оперативных работников указанных аппаратов.
Как справедливо отмечает В.И. Игнатенко, «...изучение образа жизни - это упреждающий способ борьбы с преступностью, особенно при своевременном и полном информационном обеспечении»1.
В основу работы по повышению эффективности профилактики
рецидивной преступности должно быть положено своевременное и полное информирование оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно- исполнительной системы соответствующих подразделений криминальной милиции. Такая информация позволяет лучше организовать предупредительно-профилактическую работу с этими лицами, заблаговременно подготовиться к их приему и принять конкретные меры по предупреждению рецидивной преступности со стороны лиц, освобожденных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны своевременно (не позднее чем за два месяца до освобождения) информировать соответствующие подразделения криминальной милиции о предстоящем освобождении осужденных, в отношении которых имеются сведения, свидетельствующие об их намерениях после освобождения совершить преступления. Информация должна содержать такие сведения, которые позволили бы заблаговременно подготовиться к приему освобожденного, а при наличии оснований быстро принять меры к предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления.
Как известно, стремясь к продолжению преступного образа жизни, многие лица, освобождаемые от уголовного наказания, стараются уйти из-под наблюдения горрайорганов внутренних дел. В связи с этим на последних возложена обязанность контроля за поведением этих лиц, оказание на них воспитательного воздействия и предупреждение преступлений с их стороны. По существу, такой административный надзор, устанавливаемый в соответствии с законом, является продолжением работы сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Оперативные аппараты исправительных учреждений не ограничиваются информацией об освобождении лиц, представляющих оперативный интерес для горрайорганов внутренних дел. Они должны осуществлять работу по выявлению замышляемых, подготавливаемых преступлений лицами, находящимися на свободе. Такие сведения можно установить через осужденных, во время свиданий с родственниками, из писем и т.д.
Каждое сообщение о готовящемся преступлении (как за пределами учреждения и органа, исполняющего наказание, так и среди лиц, освобождающихся от наказания) тщательно проверяется, после чего немедленно направляется в заинтересованные аппараты органов внутренних дел. В свою очередь, оперативные аппараты криминальной милиции оказывают содействие в предупреждении и выявлении фактов подготовки преступлений со стороны осужденных. Получив такие сведения, оперативные работники криминальной милиции уведомляют об этом оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Уведомление должно быть кратким, содержать ссылку на источник информации, отражать характер замышляемого или подготавливаемого преступления, время, способ его совершения, сведения о соучастниках и другое. В свою очередь, оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны дать ответ, что направленное сообщение сыграло определенную роль в предупреждении, раскрытии преступления и в выполнении других задач, возложенных на оперативные аппараты. Криминальная милиция также оказывает помощь в выявлении и пресечении каналов проникновения к осужденным спиртных напитков, наркотических средств и других запрещенных предметов. Необходимость такого взаимодействия обусловлена тем, что в местах лишения свободы через родственников, знакомых и других граждан, проживающих в районе дислокации исправительных учреждений, проникает большое количество спиртных напитков, наркотических средств и других запрещенных предметов. Это отрицательно сказывается на оперативной обстановке и нередко порождает различного рода правонарушения. В этом случае сотрудники уголовно-исполнительной системы совместно с городскими и районными органами внутренних дел разрабатывают планы специальных мероприятий.
Одной из основных задач оперативных аппаратов органов внутренних дел является быстрое и полное раскрытие преступлений, что позволяет обеспечить неотвратимость справедливого наказания, исключить возможность привлечения к уголовной ответственности невиновных и препятствует безнаказанному совершению преступлений ранее судимыми. Тем самым реализуется принцип неотвратимости наказания за каждое совершенное преступление.
Достижение такого результата возможно лишь при четком взаимодействии оперативных аппаратов органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Главные усилия в этом направлении взаимодействующие аппараты направляют на:
- взаимное содействие раскрытию преступлений, совершенных осужденными как в расположении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, так и вне них;
- содействие аппаратам криминальной милиции в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до взятия их под стражу, а также иных преступлений, оставшихся нераскрытыми, оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- взаимное содействие розыску скрывшихся преступников.
Преступления, совершаемые в расположении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, раскрываются самими оперативными аппаратами учреждений и органов. К помощи
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
оперативных аппаратов криминальной милиции они прибегают лишь при раскрытии преступлений, субъектами которых являются не только осужденные, но и лица, находящиеся на свободе. По просьбе сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оперативные работники криминальной милиции, используя оперативные возможности, проводят совместные мероприятия по связям осужденных (в первую очередь это касается родственников, знакомых, соучастников по прошлым преступлениям и других лиц). В связи с этим оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы направляют в криминальную милицию по месту проживания интересующих их лиц задания на проверку. Со службами по борьбе с экономическими преступлениями оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы взаимодействуют при раскрытии фальшивомонетничества. В данном случае при обнаружении в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы фальшивых денег, поддельных ценных бумаг оперативные аппараты принимают меры к розыску лиц, изготавливающих их, а если эти «деньги» проникли из-за пределов исправительного учреждения, то сообщают в заинтересованный аппарат по борьбе с экономическими преступлениями.
В необходимых случаях оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы для решения стоящих перед ними задач используют помощь оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел, а также проводят оперативнорозыскные мероприятия, которые требуют специальных знаний.
При раскрытии преступления часто используется такая форма взаимодействия, как проверка конкретных лиц по взаимным запросам оперативных аппаратов учреждений и органов уголовноисполнительной системы и криминальной милиции. В заданиях обязательно указываются следующие установочные данные:
- скрывают ли важные обстоятельства совершенного преступления (или не установленных следствием сообщников);
- причастен ли к совершению других, в т.ч. оставшихся нераскрытыми, преступлений;
- располагает ли данными о конкретных преступлениях, совершенных другими, предметах и документах, могущих быть вещественными доказательствами по уголовному делу, местах хранения и сбыта оружия или имущества, похищенного или нажитого преступным путем.
Кроме заданий по разработке осужденных, аппараты криминальной милиции, на территории которых дислоцируется исправительное учреждение, предоставляют им оперативные ориентировки о нераскрытых преступлениях. Это помогает целеустремленно проводить оперативно-розыскные мероприятия, быстро определять, какой аппарат органов внутренних дел информировать о полученных данных. Хорошо налаженное взаимное информирование оперативных аппаратов об оперативной обстановке позволяет своевременно и правильно оценивать поступающие сведения о ранее совершенных преступлениях, оставшихся нераскрытыми, и принимать необходимые меры к их раскрытию.
Сотрудники оперативных аппаратов криминальной милиции и учреждений и органов уголовноисполнительной системы совместно с другими частями и службами (начальниками отрядов, сотрудниками службы безопасности и т.д.) проводят работу по склонению осужденных к явке с повинной. Для этого используются различные силы и средства, имеющиеся в их распоряжении. При явке осужденного с повинной оперативный работник оформляет необходимые документы, которые после соответствующей проверки незамедлительно направляются в орган внутренних дел по месту совершения преступления. Последние обязаны проводить необходимые мероприятия по проверке заявления осужденного и о принятом решении сообщают оперативному аппарату учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
Важным элементом оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по борьбе с преступностью является розыскная работа, осуществляемая в целях установления разыскиваемых лиц, направленная на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Находясь на свободе, преступники нередко совершают еще более опасные и дерзкие преступления.
Ведущая роль в розыске бежавших осужденных и решении других розыскных задач принадлежит оперативным аппаратам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Они представлены своими структурными подразделениями на всех уровнях (центрального органа уголовно-исполнительной системы, территориального органа уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений и следственных изоляторов), располагают достаточно профессионально подготовленным оперативным составом, научно обоснованной системой организации и тактики розыскной работы.
При побеге осужденных начальники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы участвуют в проведении розыскных мероприятий по плану, заранее разработанному совместно с органами внутренних дел. В розыске участвуют все силы органов внутренних дел, дислоцированные в данном регионе.
Розыск бежавших осужденных строится на поэтапном вводе в действие различных сил, средств и методов, а также на использовании оперативно-розыскных возможностей органов внутренних дел, вплоть до осуществления розыска в масштабе всей страны. Весь этот процесс можно разделить на два этапа: первоначальные оперативно-розыскные мероприятия (местный розыск) и федеральный розыск. Федеральный розыск осуществляется в том случае, если преступник не был задержан при проведении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативные аппараты учреждений и органов уголовно- исполнительной системы в пределах своей компетенции осуществляют весь объем розыскной работы в порядке первоначальных действий. Если бежавший осужденный не был обнаружен, то заводится розыскное дело, которое передается в криминальную милицию для объявления розыска в масштабе всей страны.
Таким образом, взаимодействие является важным элементом работы органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по борьбе с преступностью. Оно, к сожалению, не имеет достаточной нормативной базы, однако в практике уже используются разнообразные его формы. Например, в Кировской области взаимодействие осуществляется на основе перспективных планов оперативно-розыскных мероприятий. В них, в частности, предусматривается:
- проведение рабочих встреч оперативных работников указанных оперативных аппаратов;
- определение основных методов и тактики взаимодействия;
- изучение нормативных актов, регламентирующих порядок взаимодействия;
- обмен информацией по предупреждению преступности, о нераскрытых преступлениях и об оперативной обстановке;
- формы контроля за реализацией намеченных мероприятий;
- меры по повышению ответственности руководителей оперативных аппаратов за ход и результаты совместной работы.
Выполнение вышеуказанных мероприятий дает положительные результаты. Ежегодно оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оказывается помощь подразделениям криминальной милиции в раскрытии около 300 преступлений, направляется около 400 сообщений о готовящихся преступлениях.
В настоящее время все более актуальной становится борьба с организованными формами преступности. Оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оказывают определенную помощь криминальной милиции. Так, ими ежегодно выявляется и ставится на учет свыше десятка группировок осужденных отрицательной направленности и поддерживающих воровские традиции «авторитетов». На «авторитетов» составляются списки, которые в порядке информации регулярно направляются в подразделения криминальной милиции и органы безопасности.
Оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы тесно взаимодействуют с криминальной милицией в вопросах явки с повинной и по другим вопросам, влияющим на состояние рецидивной преступности.
Учитывая важность взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, следует пересмотреть функции и задачи МВД, УВД, а также горрайорганов и подразделений внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в борьбе с преступностью.
Правовой основой взаимодействия является Инструкция об организации взаимодействия Министерства внутренних дел и уголовно-исполнительной системы ФСИН России в сфере оперативнорозыскной деятельности.
Взаимодействие органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы строится на принципах соблюдения законности, равноправного партнерства и взаимопомощи, обеспечения конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, плановости, системности и коллегиальности принятия решений, затрагивающих общие интересы.
Основные задачи взаимодействия, которые решаются в названном нормативном акте, следующие:
- выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы;
- выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными и лицами, заключенными под стражу, до прибытия в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
- выявление противоправных намерений осужденных, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- выявление противоправных намерений осужденных и арестованных, направленных на активное противодействие законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима отбывания наказания, а также получение информации о лицах, предпринимающих действия со свободы, направленные на противоправное поведение осужденных и арестованных, содержащихся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, совершивших побег из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также по розыску и задержанию лиц, совершивших побег из учреждения или органа уголовноисполнительной системы;
- оказание в пределах установленной компетенции взаимной помощи при осуществлении оперативно-розыскных и иных мероприятий;
- использование запросов о проверке по оперативно-справочным и криминалистическим учетам, проведении криминалистических исследований и экспертиз;
- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической и иной оперативно-профилактической информацией, представляющей взаимный интерес;
- осуществление совместных мер по совершенствованию нормативно- правовой базы по борьбе с преступностью.
В целях обеспечения координации взаимодействия оперативных аппаратов органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышения его эффективности и решения неотложных вопросов, возникающих в процессе оперативно-розыскной деятельности, следует регулярно, по мере необходимости, но не реже одного раза в год, проводить совместные совещания руководителей органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их оперативных аппаратов. На совещаниях подводятся итоги взаимодействия, могут вноситься предложения по совершенствованию этой работы, проекты программ, планов совместной деятельности и решаться иные вопросы, требующие предварительного обсуждения и совместного решения. Решения совещаний и меры по их реализации могут оформляться совместными приказами, распоряжениями для исполнения оперативными аппаратами взаимодействующих сторон.
1 Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних. Рязань, 1996. С. 70-71.
З.П. Шхагапсоев*
Основания предъявления гражданского иска в уголовном судопроизводстве
Новые социально-экономические и политико-правовые условия, складывающиеся сегодня в нашей стране, развитие рыночных отношений, повышают значение конституционно закрепленных имущественных прав личности. Государство, признав человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), должно обеспечить надлежащий уровень их защищённости, отвечающий международным требованиям. Поэтому в настоящее время так важно создать надежный механизм восстановления имущественных отношений, нарушенных преступлением. Если не будет эффективного правовосстановительного механизма, то не будут защищены права и свободы граждан. Таким образом, важнейшая проблема отечественного уголовного процесса состоит в совершенствовании правового механизма восстановления имущественных и иных общественных отношений, нарушенных преступной деятельностью.
Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам, обязаны прежде всего принять меры по защите прав и законных интересов граждан, потерпевших от преступлений. Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Нарушение противоправным деянием прав личности влечет возникновение у государства дополнительных обязанностей перед потерпевшим и побуждает правоохранительные органы к правовосстановительной деятельности по возмещению вреда, причиненного преступлением. В уголовно-процессуальном праве для этого существует специальный правовой институт гражданского иска в уголовном деле.
* Начальник Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД России, кандидат юридических наук.