Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия оперативных аппаратов следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы с криминальной милицией в профилактике рецидивной преступности'

Особенности взаимодействия оперативных аппаратов следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы с криминальной милицией в профилактике рецидивной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Некрасов А. П., Денисов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия оперативных аппаратов следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы с криминальной милицией в профилактике рецидивной преступности»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

С.А. Денисов*, А.П. Некрасов**

Особенности взаимодействия

оперативных аппаратов следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы с криминальной милицией в профилактике рецидивной преступности

Особое место в системе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы занимают следственные изоляторы. Они, являясь местами предварительного заключения, предназначены для того, чтобы исключить возможность для лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или заниматься преступной деятельностью, а также обеспечить исполнение приговора. Правовое положение содержащегося в СИЗО подследственного (обвиняемого, подсудимого), еще не признанного судом виновным в совершении преступления, иное, чем правовое положение осужденного, в отношении которого приговор вступил в законную силу.

Структура преступности в СИЗО изменяется в зависимости от социально-экономических и иных условий в стране. Анализ практики показывает, что к наиболее распространенным и опасным видам в преступлений СИЗО относятся убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, побеги, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, хулиганство, насильственные действия сексуального характера. Их удельный вес в структуре преступности в среднем ежегодно составляет 65-70%.

Убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в структуре преступности составляют 25-30%. Большинство из них совершается в камерах, как правило, с использованием холодного оружия (ножей) и других орудий преступлений (штырей, супинаторов и т.п.). Многие эти преступления носят ситуационный характер. Умысел на их совершение возникает у осужденных (заключенных) непосредственно перед посягательством, нередко под влиянием неблагоприятной ситуации, порожденной неправомерными действиями потерпевшего: оскорбление, попытка совершения насильственных действий сексуального характера, избиение, систематическое притеснение, кража продуктов питания и т.д. Вместе с тем совершению таких преступлений зачастую предшествуют обстоятельства, свидетельствующие о намерениях преступника. Обычно это выражается в угрозах убийством, побоях и истязаниях жертвы и т.д.

Побеги заключенных под стражу (осужденных) из СИЗО в структуре преступности составляют в среднем 33%. Из общего количества побегов 35% являются групповыми, которые имеют более тяжкие последствия, чем побеги, совершаемые в одиночку. Более 40% побегов приходится на выходные и праздничные дни, около 40% - на летний период. Свыше 60% побегов совершается из режимных зон путем преодоления основного ограждения и охранной сигнализации, во многих случаях с использованием подручных средств (находящиеся на территории доски, лестницы и т.п.). Более 30% побегов совершается непосредственно из камер путем перепиливания основных решеток, проломов стен (потолков), подкопов, как правило, после длительной подготовки.

Нередко побеги совершаются заключенными (осужденными) при выходе из камер на прогулку, уборку помещений, санобработку, а также с объектов хозяйственных работ и из медицинских учреждений органов здравоохранения. Имеют место случаи побегов из СИЗО обманным путем через КПП, способом подмены в период подготовки конкретных лиц к этапированию. Наметилась тенденция к увеличению побегов с нападением на работников охраны с целью завладения ключами от дверей корпуса и огнестрельным оружием.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершается в форме нападения на сотрудников администрации СИЗО. В последнее время в СИЗО увеличилось число захватов сотрудников и иных лиц в качестве заложников. В целях удовлетворения ультимативных требований преступники в ряде случаев оказывают давление на администрацию путем совершения садистских действий в отношении своих жертв, нанесения им побоев и причинения вреда здоровью. Такие преступные акции дезорганизуют нормальную деятельность СИЗО, деморализуют сотрудников, провоцируют наиболее агрессивно настроенную часть заключенных (осужденных) на активное сопротивление сотрудникам администрации. Одним

* Начальник кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

** Начальник кафедры уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.

из наиболее распространенных преступлений, совершаемых в СИЗО, является хулиганство. Оно присуще прежде всего лицам, содержащимся в многоместных камерах, и выражается в драках заключенных (осужденных), причинении вреда здоровью, сквернословии, бесчинстве, сопровождающимся дебошем, неподчинении сотрудникам СИЗО. Значительный процент хулиганств носит групповой характер. Большинство из них совершается ранее судимыми лицами молодежного возраста, у которых умысел на совершение преступлений формируется быстро, что затрудняет их профилактику оперативными возможностями.

Относительно распространенным преступлением в СИЗО являются насильственные действия сексуального характера. Мотивами совершения этого преступления и других развратных действий как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых могут быть не только стремление удовлетворить половую страсть, но и хулиганские побуждения, месть, корысть и т.п.

Оперативным работникам необходимо иметь в виду, что большинство совершаемых в СИЗО преступлений тесно связаны с нарушениями режима содержания, в частности, изготовлением, проносом и хранением запрещенных предметов, азартных игр, установлением межкамерной связи и т.д.1

В сложной оперативной обстановке особую актуальность приобретает повышение уровня организации и правовой регламентации взаимодействия оперативных аппаратов следственных изоляторов и криминальной милиции в борьбе с преступностью, в т.ч. и профилактике рецидивной преступности. Объективная необходимость этого взаимодействия вызвана целым рядом причин, каковыми являются: общность целей и задач2, единство объекта оперативного воздействия, различные условия профессиональной деятельности, отнесенность оперативных аппаратов СИЗО и криминальной милиции к разным системам правоохранительных органов, объективная необходимость участия этих подразделений в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществления розыска скрывшихся преступников и без вести пропавших граждан, различие их компетенций, единство используемых ими сил, средств и методов, автономность выполнения своих функций и специализация их деятельности. Однако практика показывает, что зачастую оперативные аппараты СИЗО и криминальной милиции в силу ряда объективных и субъективных причин значительно обособляются друг от друга, что реальное обеспечение выполнения стоящих перед оперативными аппаратами задач не всегда достигается в полной мере. Отчасти это обусловлено тем, что деятельность оперативных аппаратов криминальной милиции оценивается по таким показателям, как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых на обслуживаемой ими территории. В свою очередь, понятие обслуживаемой территории для оперативного аппарата СИЗО не является однозначным. С одной стороны, это четко ограниченный линией внешней охраны периметр следственного изолятора, с другой - СИЗО как место предварительного заключения под стражу обслуживает определенные районы области (края), республики. В нем концентрируются лица, заключенные под стражу, прибывшие из этих районов, осуществляется их оперативная разработка как по заданиям оперативных аппаратов криминальной милиции, так и по инициативе оперативного аппарата следственного изолятора. Такие СИЗО являются одновременно и транзитно-пересыльными пунктами. С их помощью обеспечивается перемещение лиц, заключенных под стражу, и осужденных в места отбывания наказания, другие следственные изоляторы для производства судебно-следственных действий. Оперативное обслуживание этой категории лиц также осуществляется оперативными аппаратами СИЗО. 5% от общей численности содержащихся в соответствии с лимитом наполнения в СИЗО лиц представляют собой осужденных, оставленных в следственном изоляторе для работ по его хозяйственному обслуживанию. Таким образом, наряду с функциями предварительного заключения, СИЗО выполняет и функцию исправительного учреждения3 .

Указанная специфика деятельности следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы позволяет их оперативным аппаратам при минимальном использовании сил в максимально сжатые сроки получать оперативную информацию не только по тому региону, где находится СИЗО, но и по тем регионам и учреждениям, откуда следуют этапом транзитно-пересыльные заключенные под стражу и осужденные.

В целях своевременного выявления и устранения условий, способствующих совершению преступлений, в т.ч. ранее судимыми, необходима четкая система сбора, отработки и анализа оперативно значимой информации. Такую информацию можно получить с помощью проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также путем: обысков и технических осмотров камер, прогулочных дворов и других объектов; ознакомления с рапортами младших инспекторов отдела режима охраны; бесед о нарушениях режима заключенными (осужденными); бесед с последними; изучения материалов служебных расследований по фактам нарушений порядка несения службы сотрудниками учреждения и вступления их в недозволенные связи с заключенными (осужденными); изучения уголовных дел, возбужденных по поводу совершенных в СИЗО преступлений; анализа оперативно-профилактического учета лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений; состояния оперативно-розыскной работы, и т.д.

Необходимую информацию можно получить и в процессе рассмотрения вопросов, связанных с профилактикой правонарушений, на совещаниях сотрудников СИЗО, из сообщений оперативных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

аппаратов криминальной милиции, других учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов прокуратуры и суда.

Оперативные работники должны тщательно анализировать выявленные условия, способствующие совершению преступлений, принимать необходимые меры по их устранению. Одновременно с осуществлением общепрофилактических мероприятий необходимо принимать меры по своевременному выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и проведению с ними целенаправленной работы воспитывающего и предостерегающего характера.

Объектом профилактического воздействия в первую очередь являются заключенные (осужденные), от которых можно ожидать совершения преступлений. Их следует выявлять среди лиц: неоднократно судимых; уклонявшихся до привлечения к уголовной ответственности от следствия и суда или не имевших постоянного места жительства и рода занятий; входящих в различного рода группировки отрицательной направленности; нарушителей режима; поддерживающих связи с перечисленными категориями лиц.

Своевременно полученная и достаточно полная оперативно значимая информация о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений, позволяет правильно определить тактику профилактического воздействия. Это достигается путем индивидуально-воспитательной работы, наблюдения за ними младшими инспекторами отдела режима и охраны и лицами, сотрудничающими на конфиденциальной основе, выявления условий, отрицательно влияющих на их поведение, применения мер административного и дисциплинарного характера.

Профилактические мероприятия при правильной их организации и умелом проведении дают положительные результаты. Однако в силу тех или иных причин отдельные лица все же становятся на путь подготовки к совершению преступлений, в т.ч. и те, которые не попали в поле зрения оперативных работников. Поэтому в целях исключения возможности осуществления этими лицами преступных замыслов проводятся мероприятия по профилактике или пресечению преступлений.

В профилактике преступлений на всех стадиях большую роль играют лица, сотрудничающие на конфиденциальной основе, которые информируют оперативных работников о подготавливаемых преступлениях. Выявленное с помощью этих сил или иных возможностей лицо, замышляющее (подготавливающее) преступление, берется на оперативно-профилактический учет в целях активного проведения в отношении него оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Практика показывает, что лицо, замыслившее преступление, может осуществить свое намерение, находясь не только в СИЗО, но и вне него: при конвоировании к следователю, в суд, исправительное учреждение. Попытки совершить преступление предпринимаются лицами во время пребывания в ИВС, в кабинете следователя, в здании суда. Оперативным работникам необходимо учитывать это и проводить оперативно-розыскные мероприятия для выявления таких замыслов, выяснения обстоятельств, которыми могут воспользоваться преступники. Своевременное ориентирование начальников конвоев, оперативных работников криминальной милиции, следователей, позволяет принять соответствующие профилактические меры.

Своевременное выявление конкретных лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, должно обеспечиваться силами не только оперативных аппаратов, но и других служб на основе взаимодействия. Одним из решающих условий этого является хорошо поставленная информационная работа. Так, взаимодействие сотрудников оперативного аппарата и службы режима и охраны заключается не только в своевременном осуществлении наиболее важных мероприятий режимного характера (размещение вновь прибывших лиц, изъятие у заключенных (осужденных) запрещенных предметов и т.д.), но и во взаимном информировании по вопросам профилактики преступлений и нарушений режима. Оперативные работники информируют сотрудников службы режима и охраны о поступивших данных в отношении лиц, замышляющих (подготавливающих) преступления или совершивших нарушения режима. В связи с этим проводятся как оперативные мероприятия, направленные на пресечение преступных замыслов заключенных (осужденных), так и мероприятия по усилению надзора за ними. В свою очередь сотрудники службы режима и охраны информируют оперативных работников об обнаруженных преступных действиях заключенных (осужденных) и нарушениях режима.

Медицинские работники СИЗО имеют возможность путем осмотра выявлять алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов, а также лиц, страдающих теми или иными отклонениями в психике, и своевременно сообщать об этом в оперативный аппарат. Кроме того, они могут оказать содействие в зашифровке оперативно-розыскных мероприятий.

Взаимодействие оперативного аппарата и специального отдела предполагает изучение и правильное размещение вновь прибывших заключенных (осужденных), выявление среди их «однодельцев» лиц, не имеющих до ареста постоянного места жительства и определенных занятий, а также других категорий лиц, от которых вероятнее всего можно ожидать совершения преступления.

Быстрое раскрытие преступлений, совершенных в СИЗО, способствует не только профилактике преступлений, но укреплению правопорядка в целом. Однако раскрытие преступлений, совершенных заключенными (осужденными) как в период содержания в СИЗО, так и до их ареста, имеет свои особенности. В СИЗО большинство преступлений носит очевидный характер, то есть либо точно известны совершившие их лица, либо имеются подозрения. При этом основная задача оперативных

работников сводится к получению доказательств и обеспечению привлечения виновных к уголовной ответственности. Отсюда первостепенное значение приобретают меры по сохранению следов преступления, а также задержание и изоляция виновных или подозреваемых.

Реализация названных мер достигается оперативной готовностью сотрудников СИЗО к действиям по раскрытию преступлений, которая включает разработку типовых планов с учетом конкретных видов преступлений. Планы предусматривают участие в раскрытии преступлений всех сотрудников СИЗО, их предварительное обучение действиям на случай обнаружения того или иного преступления. Например, младший инспектор службы режима и охраны обязан подать сигнал тревоги и обеспечить охрану места происшествия, а при побеге заключенных (осужденных) он, кроме того, должен принять меры по их задержанию.

Начальник СИЗО как орган дознания вправе возбудить уголовное дело и поручить проведение неотложных следственных действий оперативным работникам. Они, в свою очередь должны незамедлительно принять меры, препятствующие сокрытию или уничтожению следов преступления. В этих целях по согласованию с лицом, осуществляющим следственные действия, освобождается камера, в которой совершено преступление, и обеспечивается надежная изоляция содержащихся в ней лиц. Данная мера позволяет опросить очевидцев, потерпевших, подозреваемых, исключить в дальнейшем их сговор, а затем провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений.

Наряду с оперативно-розыскными мероприятиями должны приниматься и иные меры, в частности, изучение личных дел потерпевших, подозреваемых, очевидцев, данных оперативнопрофилактического учета, анализ материалов проверок по фактам нарушения режима и др. Как правило, проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с соблюдением принципа наступательности позволяет раскрыть «по горячим следам» совершенные в СИЗО преступления.

Рассматривая особенности раскрытия преступлений, совершенных заключенными (осужденными) до их ареста, следует отметить, что эта работа занимает важное место в деятельности оперативных аппаратов СИЗО.

Прежде всего, задание оперативных аппаратов криминальной милиции должно поступить в СИЗО заблаговременно, до прибытия туда подозреваемого в совершении преступления заключенного (осужденного). Задание должно быть мотивированным и содержать необходимые установочные и иные данные о личности заключенного (осужденного), четко сформулированные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий («скрывает важные обстоятельства совершенного преступления», «причастен к другим нераскрытым преступлениям», «имеет неустановленных сообщников», «знает места нахождения скрывшихся преступников, хранения оружия, имущества и ценностей, похищенных или нажитых преступным путем, предметов и документов, которые могут стать доказательствами по делу», «знает о преступлениях, совершенных другими лицами»). Кроме того, в задании должны быть ответы и на такие вопросы: в каком направлении проводить комплекс оперативно розыскных мероприятий, какие вопросы при этом следует выяснить и т.д.

Задание, отвечающее названным требованиям, позволяет оперативным работникам качественно провести весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений4. Оказывая содействие подразделениям криминальной милиции в раскрытии преступлений, оперативные аппараты СИЗО создают предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления, что в конечном итоге положительно влияет на профилактику общей и в частности рецидивной преступности.

Представляющая оперативный интерес информация, полученная в СИЗО, в письменном виде направляется заинтересованным подразделениям криминальной милиции в установленном порядке. Сведения, имеющие важное значение для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, передаются немедленно.

Направляемая в подразделения криминальной милиции оперативная информация, а также явки с повинной осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, проверяется оперативными аппаратами органов внутренних дел в срок не более 30 суток с момента ее поступления. О результатах проверки в письменной форме информируется оперативный аппарат СИЗО. В случае подтверждения в ответе сообщается номер уголовного дела, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой оно возбуждено.

При неполучении в указанный срок ответов о результатах проверки протоколов явок с повинной и инициативных сообщений оперативный аппарат СИЗО ставит в известность об этом руководителя органа внутренних дел, в адрес которого направлялись материалы, для принятия соответствующих мер к исполнителю с последующим уведомлением оперативного аппарата СИЗО.

Таким образом, повышение эффективности взаимодействия оперативных аппаратов и криминальной милиции является важным аспектом совершенствования деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в профилактике общей преступности, в т.ч. рецидивной.

Взаимодействие оперативных аппаратов СИЗО и криминальной милиции представляет собой многоуровневую, адекватную оперативной обстановке систему организационных, управленческих,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, в совокупности обеспечивающих успешное решение задач, возложенных на оперативные аппараты Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Современное состояние взаимодействия оперативных аппаратов СИЗО и криминальной милиции требует более эффективного урегулирования видов, форм и пределов совместной деятельности вышеуказанных субъектов, распределения их прав и обязанностей при осуществлении служебных взаимоотношений.

1 См.: Предупреждение и раскрытие преступлений оперативными аппаратами органов, исполняющих наказания: Учебник для учебных заведений МВД РФ. Рязань, 1993. С. 301.

2 См.: Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Ст. 1, 2) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

3 См.: Уголовно-исполнительный кодекс РФ (Ст. 84) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст.

198.

4 См.: Предупреждение и раскрытие преступлений оперативными аппаратами органов... С. 311-313.

А.П., Некрасов*

Борьба с рецидивной преступностью только на основе принципа законности

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Общая цель социальной политики, определенная Конституцией, имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.

Одно из таких направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она отражает интересы граждан России и призвана обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государственная политика, направленная на борьбу с преступностью и отправление правосудия, отражает интересы всего общества и государства в целом.

Политику в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, органов представительной власти и управления, а также правоохранительных, судебных органов и органов прокуратуры по профилактике, своевременному пресечению правонарушений, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, и исполнению наказаний в отношении осужденных. Политика государства в указанной сфере многопланова. Ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную и уголовно-исполнительную.

Цели политики в сфере исполнения наказания - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении уголовного наказания и при применении к осужденным основных средств исправления. В конечном итоге деятельность исправительных учреждений оказывает существенное влияние на политику в области борьбы с преступностью в целом, т.к. является по сути последней стадией реализации уголовного (уголовно-исполнительного) закона.

Перейдем от общих положений к частным вопросам. Никто не будет спорить с тем, что в стране в настоящее время имеется достаточно разработанная система уголовного и уголовноисполнительного законодательства, создана разветвленная сеть специальных органов и учреждений, в т.ч. правоохранительных, исполняющих наказания и иных, возглавляемых ведомствами и министерствами. Преступник, попадая в машину правосудия (в широком смысле понятия), в

* Начальник кафедры уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.