Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. Д. БУТОВСКОГО'

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. Д. БУТОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание детей / физическое воспитание / всестороннее развитие личности / социально-педагогические условия / педагогическое наследие / педагогическая концепция / педаго-гические идеи / педагоги / education of children / physical education / comprehensive development of personality / social and pedagogical conditions / pedagogical heritage / pedagogical concept / pedagogical ideas / teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилавов Павел Аристиевич

В статье освещается деятельность А. Д. Бутовского, видного российского обществен-но-политического деятеля, ученого-педагога второй половины XIX столетия. На основе первоис-точников, ранее не использованных архивных документов и современной литературы изучены пе-дагогические идеи ученого. Цель статьи – анализ и обобщение проблемы воспитания и гармонич-ного развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского. Нами выделены социально-педагогические условия всестороннего развития личности, предлагаемые педагогом: разработка содержания образования в образовательных учреждениях; учет преподавателем психофизиологи-ческих особенностей детей определенного возраста и на этой основе создание оптимальных усло-вий для занятий физическими упражнениями; создание позитивных методик физического, ум-ственного, морально-этического, эстетического воспитания личности; целевой выбор содержания профессиональной подготовки педагогических кадров; пропаганда среди населения здорового об-раза жизни. Обозначены важнейшие содержательные направления физического воспитания. Обобщены взгляды ученого-педагога на идею гармонического развития личности средствами фи-зического воспитания. Изучена педагогическая концепция А. Д. Бутовского, в основе которой легли идеалы и ценности гуманизма. Выявлено, что педагогическая концепция основана на признании и обосновании огромного педагогического, воспитательного значения спорта. Таким образом, суть разработанной А. Д. Бутовским педагогической концепции состояла в том, чтобы превратить спорт в средство воспитания нового человека, здорового телом и духом, общительного и свободного. Спорт рассматривается им как средство воспитания, необходимое для интеллектуального, нрав-ственного, эстетического, социального развития человека, для того чтобы он был готов «к борьбе с жизненными невзгодами». Спортивное воспитание, т. е. воспитание, использующее спорт в каче-стве средства педагогического воздействия на личность, А. Д. Бутовский оценивал как самое эффек-тивное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилавов Павел Аристиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PERSONALITY UPBRINGING AND ALL-ROUND DEVELOPMENT IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF A. D. BUTOVSKY

The article highlights the activities of A. D. Butovsky, a prominent Russian social and political figure, a scientist and educationalist of the second half of the 19th century. The pedagogical ideas of the scien-tist are studied on the basis of primary sources, previously unused archival documents and modern litera-ture. The purpose of the article is to analyze and generalize the problem of personality upbringing and harmonious development in the pedagogical heritage of A. D. Butovsky. We have identified the following social and pedagogical conditions for the personality all-round development, offered by the educationalist: the development of the education content in educational institutions; creation of optimal conditions for physical training based on the teacher’s consideration of the psychophysiological characteristics of children of a certain age; creation of positive methods of physical, mental, moral, ethical, aesthetic personality upbringing; targeted choice of teaching personnel training content; healthy lifestyle promotion among the population. The most important areas of physical education are identified. The views of the scientist and educationalist on the idea of harmonious personality development by means of physical education are generalized. The pedagogi-cal concept of A. D. Butovsky, which is based on the ideals and values of humanism, is studied. It is re-vealed that the pedagogical concept is based on the recognition and substantiation of the enormous peda-gogical, educational significance of sport. Thus, the essence of the pedagogical concept developed by A. D. Butovsky was to turn sport into a means of educating a new person, who is sound of body and mind, sociable and free. The scientist considers sport as a means of upbringing that is necessary for the intellec-tual, moral, aesthetic, and social development of a person, in order for him to be ready “to fight the storms of life”. A. D. Butovsky evaluated sports upbringing, i.e. the upbringing using sports as a means of pedagogical impact on the personality, as the most effective upbringing.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. Д. БУТОВСКОГО»

УДК 37.037+37.022 ББК 4403(2)5-8

ГРНТИ 14.09.95

Код ВАК 5.8.1

Пилавов Павел Аристиевич,

кандидат педагогических наук, Луганский государственный педагогический университет; 291011, Россия г. Луганск,

ул. Оборонная, 2; e-mail: pilavov.p.a@mail.ru

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. Д. БУТОВСКОГО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание детей; физическое воспитание; всестороннее развитие личности; социально-педагогические условия; педагогическое наследие; педагогическая концепция; педагогические идеи; педагоги

АННОТАЦИЯ. В статье освещается деятельность А. Д. Бутовского, видного российского общественно-политического деятеля, ученого-педагога второй половины XIX столетия. На основе первоисточников, ранее не использованных архивных документов и современной литературы изучены педагогические идеи ученого. Цель статьи - анализ и обобщение проблемы воспитания и гармоничного развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского. Нами выделены социально-педагогические условия всестороннего развития личности, предлагаемые педагогом: разработка содержания образования в образовательных учреждениях; учет преподавателем психофизиологических особенностей детей определенного возраста и на этой основе создание оптимальных условий для занятий физическими упражнениями; создание позитивных методик физического, умственного, морально-этического, эстетического воспитания личности; целевой выбор содержания профессиональной подготовки педагогических кадров; пропаганда среди населения здорового образа жизни. Обозначены важнейшие содержательные направления физического воспитания. Обобщены взгляды ученого-педагога на идею гармонического развития личности средствами физического воспитания. Изучена педагогическая концепция А. Д. Бутовского, в основе которой легли идеалы и ценности гуманизма. Выявлено, что педагогическая концепция основана на признании и обосновании огромного педагогического, воспитательного значения спорта. Таким образом, суть разработанной А. Д. Бутовским педагогической концепции состояла в том, чтобы превратить спорт в средство воспитания нового человека, здорового телом и духом, общительного и свободного. Спорт рассматривается им как средство воспитания, необходимое для интеллектуального, нравственного, эстетического, социального развития человека, для того чтобы он был готов «к борьбе с жизненными невзгодами». Спортивное воспитание, т. е. воспитание, использующее спорт в качестве средства педагогического воздействия на личность, А. Д. Бутовский оценивал как самое эффективное воспитание.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Пилавов, П. А. Сущность воспитания и всестороннего развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского / П. А. Пилавов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 31-38.

Pilavov Pavel Aristiyevich,

Candidate of Pedagogy, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia

THE ESSENCE OF PERSONALITY UPBRINGING

AND ALL-ROUND DEVELOPMENT IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF A. D. BUTOVSKY

KEYWORDS: education of children; physical education; comprehensive development of personality; social and pedagogical conditions; pedagogical heritage; pedagogical concept; pedagogical ideas; teachers

ABSTRACT. The article highlights the activities of A. D. Butovsky, a prominent Russian social and political figure, a scientist and educationalist of the second half of the 19th century. The pedagogical ideas of the scientist are studied on the basis of primary sources, previously unused archival documents and modern literature. The purpose of the article is to analyze and generalize the problem of personality upbringing and harmonious development in the pedagogical heritage of A. D. Butovsky. We have identified the following social and pedagogical conditions for the personality all-round development, offered by the educationalist: the development of the education content in educational institutions; creation of optimal conditions for physical training based on the teacher's consideration of the psychophysiological characteristics of children of a certain age; creation of positive methods of physical, mental, moral, ethical, aesthetic personality upbringing; targeted choice of teaching personnel training content; healthy lifestyle promotion among the population. The most important areas of physical education are identified. The views of the scientist and educationalist on the idea of harmonious personality development by means of physical education are generalized. The pedagogical concept of A. D. Butovsky, which is based on the ideals and values of humanism, is studied. It is revealed that the pedagogical concept is based on the recognition and substantiation of the enormous pedagogical, educational significance of sport. Thus, the essence of the pedagogical concept developed by A. D. Butovsky was to turn sport into a means of educating a new person, who is sound of body and mind, sociable and free. The scientist considers sport as a means of upbringing that is necessary for the intellectual, moral, aesthetic, and social development of a person, in order for him to be ready "to fight the storms of life". A. D. Butovsky evaluated sports upbringing, i.e. the upbringing using sports as a means of pedagogical impact on the personality, as the most effective upbringing.

© Пилавов П. А., 2024

FOR CITATION: Pilavov, P. A. (2024). The Essence of Personality Upbringing and All-Round Development in the Pedagogical Heritage of A. D. Butovsky. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 31-38.

Начавшаяся специальная военная операция вскрыла массу изъянов в современной отечественной системе образования. Ориентация на западные стандарты, которые активно внедрялись с 90-х годов ХХ в., оказались нежизнеспособными и порой даже губительными.

Приходит осознание важности построения образовательной и воспитательной систем на идеях отечественных ученых-педагогов с использованием богатейшего историко-педагогического наследия нашей страны. Безусловно, одним из важнейших направлений является изучение вопросов всестороннего развития личности.

К теоретическому обоснованию и практической реализации воспитания и гармоничного развития человека как личности обращался ряд выдающихся мыслителей прошлого. Как социальный феномен идея воспитания личности рассматривалась в отечественной научной литературе со второй половины XIX века. В поисках образовательного идеала ученые исследовали вопросы воспитания в человеке высоких эстетических качеств сквозь призму религиозных идей (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский и др.); изучали человека как культурный феномен, размышляя о смысле его жизни и обосновывая цель и результаты образования (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. Н. Грановский, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский и др.); рассматривали личность как продукт социальных взаимоотношений (К. Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский, П. Д. Юркевич и др.).

Среди выдающихся ученых прошлого, наследие которых не утрачивает актуальности в современных условиях поиска новых педагогических подходов, обновления технологий и методов развития личности, выделяется военный педагог и спортивный функционер, один из учредителей и член Международного олимпийского комитета Алексей Дмитриевич Бутовский. Изучению его педагогического наследия посвящены труды таких отечественных исследователей, как: А. В. Барабанщикова, В. Н. Иванова, М. Д. Зубалий, М. Е. Булатова, В. У. Агеевец, Н. Н. Поднебеснова, Л. А. Финогенова, которые рассматривают его жизненный и творческий путь, анализируют вклад в развитие спортивного движения современности, обобщают идеи и практический опыт воспитания подрастающего поколения.

Цель статьи - анализ и обобщение проблемы воспитания и гармоничного развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: на начальном этапе исследования сущности воспитания и всестороннего развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского мы осуществили теоретический анализ, синтез, систематизацию и классификацию источников. Биографический метод позволил нам выявить роль отдельных общественных, культурно-образовательных явлений в становлении педагогической и просветительской деятельности А. Д. Бутовского. При помощи историко-ретроспективного метода мы осуществили анализ содержания и направления педагогической и просветительской деятельности ученого-педагога.

Мир российского образования всегда был густо населен, лично насыщен. Его наполняли упорные борцы за выполнение образовательных директив и педагогические мечтатели, вечные «декабристы без декабря», православные педагоги, убежденные атеисты и коллективисты, сторонники развивающего обучения и свободного воспитания, марксисты и космисты, шко-лоцентристы и выразители социальной педагогики. При этом в отечественной педагогической традиции на протяжении веков находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями [2, с. 145].

А. Д. Бутовский принадлежит к ряду выдающихся ученых, педагогов и государственных деятелей, которым выпало жить и работать в эпоху социально значимых изменений. Период второй половины XIX - начала XX столетий на территории Российской империи характеризовался оживлением общественной мысли в вопросах образования, формирования нового человека, осмысления образовательно-воспитательного идеала, которые были крайне актуальны и потому обозначены как «вопросы жизни». Проблема поиска цели, содержания и задач «общечеловеческого образования», которое базируется на гуманистических идеях воспитания и гармоничного развития личности, отражена в творчестве представителей передовой педагогической мысли обозначенного периода (В. М. Бехтерев, М. И. Демков, А. В. Духнович, П. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, П. Ф. Лес-гафт, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Д. Юркевич).

В плеяде прогрессивных педагогов вто-

рой половины XIX - начала XX столетий особое место занимает А. Д. Бутовский, который один из первых осознал необходимость создания специальной образовательной программы гуманистической, воспитательной и оздоровительной направленности. Так, анализируя историю развития физического воспитания в историко-педагогической ретроспективе, он отмечает, что именно в Древней Греции духовное и физическое развитие человека находились в таком гармоническом единстве, которого не было впоследствии ни в одну историческую эпоху. Физическое здоровье, красота тела, сила, ловкость, выносливость ценились в Древней Греции ничуть не меньше, чем духовное развитие, красноречие или художественные способности. Педагог заключает: «Ни один народ в мире посредством осуществления гармонии духовного и телесного развития не достиг таких великих результатов, как греки» [7, с. 359]. По мнению А. Д. Бутовского, уже в Древнем Риме мы не наблюдаем такой гармонии в физическом и духовном воспитании личности. Ученый отмечает, что древние римляне высоко ценили физические упражнения, но только с точки зрения их практического применения, в частности для укрепления здоровья и в военной подготовке. Что же касается периода Средневековья, то ученый заключает: «Принцип гармоничного воспитания человека был утрачен для школы на много столетий» [6]. И только в эпоху Возрождения появляются философы, ученые, общественные деятели, заговорившие о свободном, гуманном образовании, при котором христианская религиозность сочеталась бы с идеей гармоничного развития личности на основах, заложенных великими философами древности. Рабле, Монтень, Лютер, Цвингли и др. подчеркивали, что воспитывать нужно не только тело, не только душу, но и человека целиком, приучать воспитанников к труду, закалять их против всех превратностей жизни. Однако, по мнению А. Д. Бутовского, средневековые схоластические приемы воспитания оставили такой глубокий след в истории, что, несмотря на значительные изменения, которые произошли в педагогических взглядах, и сегодня наблюдаются следы средневекового происхождения [7, с. 373-374].

Только в конце XVIII в. в школьной практике появляется система физических упражнений, получившая название гимнастики. А. Д. Бутовский подчеркивает, что эта новая гимнастика отличалась от древнегреческой и по содержанию, и по характеру упражнений. Она не получила того огромного государственного значения, которое имела гимнастика в древнем мире. Однако,

несмотря на это, считает ученый, введение гимнастики в качестве учебной дисциплины в практику работы общеобразовательной школы было большой победой прогрессивной педагогической общественности над школьной рутиной, так как школа впервые принимала на себя новую обязанность - заботу о физическом образовании своих воспитанников. Не менее значимым считает он и то, что вместе с гимнастикой в работу школы вошли и подвижные игры, дающие детям возможность удовлетворить их естественную потребность в движении, которые долгое время воспринимались многими педагогами лишь как повод для шалостей и устройства беспорядков.

В основание педагогической концепции А. Д. Бутовский положил идеалы и ценности гуманизма, который своей высшей целью имеет максимальное развитие всех возможностей и способностей человеческой личности. При этом он исходил из того, что в обществе будущего должен властвовать гуманизм. Именно гуманизм должен спасти человечество и обеспечить его будущее.

Ориентируясь на гуманистические идеалы, А. Д. Бутовский доказывает в своих работах, что человек должен быть свободен от догм, ему должно быть обеспечено равенство и достоинство. По мнению А. Д. Бутовского, только познав самого себя, человек может и должен найти равновесие между осознанными действиями и бессознательными реакциями на происходящее вокруг. Кроме того, он считал, что картезианское разделение тела и души - двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведут к дисгармонии человека.

В решении главной проблемы - создании гуманистического общества - важную роль А. Д. Бутовский отводит спорту. Познакомившись с теми системами образования, которые были в Англии, в Европе, Германии, А. Д. Бутовский больше всего был поражен тем значением, которое в этих системах придается спорту. В 1880-е и 1890-е гг. по заданию военного ведомства России он неоднократно выезжает в Европу, где изучает преподавание гимнастических дисциплин в учебных заведениях. Это позволило ему получить достаточно широкое представление об организации и содержании проводимой в этих странах работы в области физического образования.

Педагог побывал в Британии, Франции, Германии. Английская система физического воспитания понравилась ему больше других. Он отмечал, что она более независима для построения и не была столь жесткой и военизированной, как, к примеру, немец-

кая. Подобное обстоятельство становится понятно, если учитывать тот факт, что Алексей Дмитриевич не только полагал физическое воспитание как средство подготовки военных, но и считал, что у него огромный потенциал и в гражданской сфере, как у средства гармоничного развития общества1.

Разработанная им педагогическая концепция как раз и основана на признании и обосновании огромного педагогического, воспитательного значения спорта. При этом, как писал сам А. Д. Бутовский, всю жизнь ему пришлось сражаться с «тройной чепухой», «с тремя чрезвычайно сильными предубеждениями»: «Первое заключалось в том, что спорт предназначен только для англичан; второе - спорт убивает учебу, интеллектуал не может быть гимнастом и наоборот; третье - люди, занятые ручным трудом, не должны заниматься спортом, так как это им совершенно не нужно» [3, с. 30].

Практически все работы А. Д. Бутовского посвящены обоснованию важного педагогического значения спорта, доказательству положения о том, что он является не роскошью, а «источником внутреннего совершенствования, вне зависимости от работы или профессии. Это всеобщее достояние. Обойтись без спорта невозможно» [4, с. 41].

Главная задача, которую ставил А. Д. Бутовский, состояла в том, чтобы обосновать многостороннюю социальную значимость спорта, как с точки зрения отдельной личности, так и в плане взаимоотношения людей, наций, народов, стран.

Особенно важное значение А. Д. Бутовский придавал обоснованию положения о ценности спорта не только для физического совершенствования и здоровья, но также для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он постоянно подчеркивал, что включение спорта в систему воспитания не только улучшает здоровье и физические качества человека, но также (что более важно) делает его лучшим гражданином, более честным, более опти-

1 Российский государственный военно-исторический архив (г. Москва). Ф.-400 «Главный штаб» Оп. 12 Ед. хран. 23656. Бутовский Алексей Дмитриевич. Полный

послужной список Генерала для особых поручений при

Главном управлении военно-учебных заведений, числящегося при армейской пехоте генерал-лейтенанта Бутовского. Лл. 104-127; Центральный государственный исторический архив (г. Киев). Ф.-294 «Канцелярия Киевского отдельного цензора» Оп. 1 Дело 28. Сообщение главного управления по делам печати от

4 июля 1867 г. О предоставлении права Академии наук, духовным академиям православного ведомства и университетам выписывать из-за границы научные книги без предварительного просмотра их иностранной цензурой, 217 л. Л. 11.

мистичным и сильным духом. Спорт вырабатывает в человеке гармоничное равновесие, обеспечивающее личную свободу и ответственность, формирует жизненную силу, стремление к познанию, чувство прекрасного. Спорт - это средство, с помощью которого индивидуум может достичь гармонизации двух видов силы - мышечной и духовной, что дает ему возможность обрести физическое здоровье и духовную гармонию [5, с. 268].

А. Д. Бутовский доказывал, что спорт способен формировать «...энергию, инициативу, силу и физическое здоровье», «характер и укреплять нравственные силы» [4, с. 44], а также инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям, а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и гармоничному развитию взрослого человека. Спортивная тренировка, по его мнению, должна стать составной частью общего развития личности.

Важное значение в обосновании высокой педагогической ценности спорта имеет положение, которое А. Д. Бутовский формулирует так: «Образовывать не означает воспитывать».

А. Д. Бутовский дает положительный ответ на актуальный для родителей и педагогов вопрос о том, «можно ли при развитии ребенка избежать дисбаланса между физическим и интеллектуальным развитием». Наиболее эффективным средством в этом он считает спорт. Интеллект, развиваясь, должен находить опору в физическом теле. К тому же спорт помогает развивать такие качества, как инициатива, твердость духа, решительность. Все эти качества необходимо культивировать у ребенка с самого нежного возраста, и роль спорта здесь трудно переоценить.

А. Д. Бутовский постоянно подчеркивает в своих работах важное значение активных занятий спортом для формирования и совершенствования характера, воли, энергии. Он писал: «Молодой человек, долгое время занимавшийся физическими и умственными тренировками, несомненно, будет лучше подготовлен для той большой игры, которой является общественная жизнь». 15 годами позже он так оценивает достигнутые в этом плане результаты: «Физические упражнения, введенные мною, изменили характер молодых людей, у которых раньше не было случая заниматься физкультурой. Для не очень прозорливого зрителя физические последствия тренировок - единственные, которые он легко видит и будет благосклонно созерцать. Это, однако, лишь внешнее проявление молодо-

сти, - это помешать разброду, царящему в воображении и удерживать ее если не в состоянии игнорирования, то в состоянии безразличия по отношению ко всему, что может пробудить преждевременную чувственность (сенсуализм)». Кроме того, именно спорт «позволяет юноше сравниться с мужчиной, занимает его ум и вносит рациональное зерно в его воображение» [8, с. 122].

А. Д. Бутовский отмечает трудность в обосновании положения о влиянии спорта на интеллектуальные способности и нравственность человека. И все же А. Д. Бутовский считал, что можно привести определенные аргументы, доказывающие позитивное влияние занятий спортом на эти качества. В частности, он обращает внимание на то, что «предел возможностей, минимум и максимум любого спортсмена определяется слаженностью работы мышц и воли. Достичь предела можно путем постоянной работы, самоотдачи и самосовершенствования. Чтобы преуспеть, спортсмену необходимы не только энергия и настойчивость в достижении цели, но и хладнокровие, трезвый расчет, наблюдательность, размышление. Таким образом, спорт закладывает в человеке ростки интеллектуальных и моральных качеств» [8, с. 128].

Значительное внимание А. Д. Бутовский уделял обоснованию обучения и воспитания как одного из мощных факторов формирования личности. При этом такие дидактические категории, как «развитие», «воспитание», «образование», ученый рассматривал в неразрывной связи, единстве и взаимосвязи. Так, развитие личности рассматривается педагогом как процесс позитивных изменений индивидуальных способностей человека через деятельность, познания окружающего мира, других людей, самого себя.

Воспитание понимается ученым как процесс целенаправленного развития в человеке определенных качеств, самосознания, характера, поведения и ценностных ориентаций, стремления к совершенствованию. Образование трактуется А. Д. Бутовским как интегративный педагогический процесс, направленный на «поддержку равновесия в воспитании духовной и физической природы человека» [6, с. 385].

Осмысление историко-философской сущности воспитательного идеала античности позволило А. Д. Бутовскому расширить понимание единства телесного и духовного личностных начал. Рассматривая личность как биосоциальное существо, ученый был уверен, что образовательный процесс может охватывать жизнедеятельность человека во всех формах ее проявления (физической, психической, духовно-нравственной и эсте-

тической). В соответствии с этим А. Д. Бутовский разделил направления педагогического влияния на умственное, духовное, физическое, эстетическое воспитание и развитие личности.

К содержанию умственного воспитания он относил развитие «находчивости», «остроты суждения». Духовность человека ученый отождествлял с такими понятиями, как «самоутверждение», «традиции», «гражданственность». Нравственное воспитание трактуется педагогом как процесс развития уважения к другой личности, формирования благородства, трудолюбия, дисциплинированности, твердой воли.

Физическое воспитание, по мнению А. Д. Бутовского, отображается в таких константах, как «здоровье», «сноровка», «сила», «выносливость», «активность» (присутствие духа в каком-либо деле). Эстетические устремления личности педагог связывал с общечеловеческими идеалами красоты, художественных способностей, пластичности и утонченности [7, с. 359].

Следует отметить, что А. Д. Бутовский, отстаивая необходимость всестороннего и гармоничного развития личности, ключевым концептом педагогической теории определял телесное (физическое) воспитание. Обосновывая значимость физического воспитания личности, ученый использовал понятие «физическое образование», под которым понимал «развитие общих способностей двигательного аппарата», необходимого человеку в каком-либо виде деятельности.

Главная цель физического образования, по мнению А. Д. Бутовского, заключается в формировании здоровой личности, способной владеть и сознательно руководить своими мыслями и поступками, рационально выполнять какую-либо работу, действовать умело и энергично, анализировать и делать выводы, творчески мыслить. Также понятие «здоровье» рассматривается педагогом как социокультурная ценность каждой отдельной личности и на этой основе - всего государства [11].

Исходя из обозначенных положений, формирование ценностного отношения к здоровью, по мнению А.Д. Бутовского, может базироваться на следующих основных принципах образовательного процесса: взаимосвязи обучения и воспитания; лич-ностно ориентированного подхода к воспитанникам; социального взаимодействия; единства требований и уважения к личности ребенка; доступности; активности и сознательности; свободы творческой самореализации и самоактуализации личности; педагогической поддержки.

А. Д. Бутовский был уверен, что аксиологическая сущность физического образо-

вания состоит в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения, повышении работоспособности детей и подростков, развитии их эстетических идеалов и эстетичных чувств, в формировании готовности полноценно реализовать себя в обществе. Педагог считал, что сохранение и укрепление здоровья - это процесс комплексный, интегрированный, систематический и последовательный, содержательный аспект которого направлен на приумножение физических сил и психических возможностей личности, формирование ответственного поведения к личному здоровью. Согласно такому пониманию, формирование здорового образа жизни молодого поколения А. Д. Бутовский рассматривал как сложный процесс биосоциального развития личности; движущую силу, активизирующую процесс самопознания, самовоспитания, самосовершенствования детей и молодежи; неотъемлемую часть целостного образовательно-воспитательного процесса школьного образования [9; 12].

Это позволило ученому обозначить важные содержательные направления физического воспитания ученической молодежи:

1) обеспечение двигательной активности детей и подростков;

2) организация рационального режима дня и питания;

3) соблюдение правил личной гигиены;

4) закаливание;

5) формирование культуры чувств и поведения учеников.

Следовательно, с позиции А. Д. Бутовского, физическое развитие личности как системный процесс управления двигательными и физическими качествами индивида является важным фактором и предпосылкой качественных изменений в психической, интеллектуальной, духовно-нравственной и эстетической сферах личности.

Важную роль в формировании гармонично развитой личности А. Д. Бутовский отводил методам воспитания. Приоритет он отдавал практическим методам, направленным на формирование деятельностного опыта ребенка. В связи с этим педагог обосновал важность общеразвивающих и гимнастических упражнений, подвижных и спортивных игр, плавания, фехтования, речи, мимики, танцев и ручного труда для формирования гармонично развитой личности. Прогрессивные идеи педагога отражены в таких его трудах, как «Советчик для внеклассных занятий» (1888), «Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах» (1889), «Проект организации подвижных игр в области физического образования в кадетских корпусах» (1889),

«Проект инструкции для обучения пению и музыки в кадетских корпусах» (1889), «Ручной труд и телесное развитие» (1901).

Изучение и анализ европейских образовательных традиций, обобщение педагогических идей отечественных педагогов и личный опыт практической деятельности позволили А. Д. Бутовскому обозначить социально-педагогические условия всестороннего гармоничного развития личности.

Организация полноценного образовательного процесса, в котором целенаправленно развивается индивидуальность ученика, по мнению ученого, предусматривает:

1) разработку содержания образования в образовательных учреждениях;

2) учет преподавателем психофизиологических особенностей детей определенного возраста и на этой основе - создание оптимальных условий для занятий физическими упражнениями;

3) создание позитивных методик физического, умственного, морально-этического, эстетического воспитания личности;

4) целевой выбор содержания профессиональной подготовки педагогических кадров;

5) пропаганда среди населения здорового образа жизни [7].

Анализируя достаточно плачевное, по мнению А. Д. Бутовского, общее состояние физического образования в современной ему России, он отмечает, что «Происходит это у нас от чрезвычайно скептического взгляда на необходимость телесных упражнений и от полного незнакомства с практикой и методикой этого дела» [6, с. 389]. Он справедливо считает, что для правильной организации физического образования в России нужны прежде всего высококвалифицированные педагоги, которые понимали бы всю ценность и значение физического образования и сумели бы донести это до своих учеников. Он сформулировал свои взгляды на то, какими теоретическим и практическими знаниями должен обладать учитель физического образования: «1. Обучать телесным упражнениям может только человек, сам умеющий их делать и сам испытавший на себе все значение повторительной работы как со стороны усвоения навыка, так и со стороны общего его психофизиологического влияния. 2. Так как произвольная физическая работа человека находится в тесной связи с жизнедеятельностью всего организма и оказывает на эту жизнедеятельность более или менее ясно выраженное влияние, то преподаватель телесных упражнений должен быть достаточно знаком с этим влиянием, чтобы разумно пользоваться им для правильного физического развития и для здоровья учеников.

Ему надо также иметь сведения по анатомии для наглядной проверки результатов упражнения и сведения в оказании первой помощи при возможных случайностях. 3. Учитель должен иметь совершенно ясное представление о каждом преподаваемом им упражнении со стороны его образовательного значения. Он должен понимать цель его изучения, его место в системе общего физического образования и должен уметь вести его так, чтобы эта цель достигалась с наименьшим затруднением для ученика и с наибольшей выгодой для его физического развития. Для этого он должен иметь некоторые специальные сведения в приемах и способах обучения; он должен уметь классифицировать учебный материал, с одной стороны - соответственно различным родам работы, с другой - по степени его трудности, располагая его в течение всего урока, так и в каждом уроке, в такой последовательности, чтобы воспитанник переходил от более легкого к более трудному...» [7, с. 378].

Во многих своих работах А. Д. Бутовский акцентировал внимание на необходимости создания учебных заведений для подготовки педагогов физического образования, в которой бы ставились и решались теоретические и практические вопросы физического образования и воспитания. Он подчеркивал, что учение о физическом образовании нужно постоянно развивать, что нужна своя отечественная школа физического образования и воспитания. Только если такая школа возникнет в России, то со временем, путем выбора и переработки лучшего из того, что было создано европейскими странами в области физического образования, в России может возникнуть своя эклектическая система физического образования, которая со временем станет народной системой. И когда такая система возникнет, подчеркивает ученый, тогда только можно будет сказать, что вопрос физического образования в России решен удо-

влетворительно [13].

А. Д. Бутовский был разносторонним человеком, педагогом, ученым, который изучал жизненно важные вопросы, проблемы образования и воспитания, государственные законы и реформы. Его идеи отражены в разработке концепции усовершенствования личности (в единстве цели, принципов, содержания, способов и условий организации образовательного пространства).

Выводы исследования. Таким образом, анализ теоретических идей и практического опыта А. Д. Бутовского позволяет утверждать, что проблема формирования гармонично развитой личности была ключевой в его педагогическом наследии. Рассматривая образование и воспитание как процесс развития сущностных сил человека, ученый обосновал его цель; задачи (воспитание физически, психически и социально здорового человека, способного полноценно реализовать себя в обществе); принципы; содержательные направления (интеллектуальное, физическое и духовно-нравственное усовершенствование индивида) и социально-педагогические условия (взаимосвязь образовательного пространства и социокультурной среды; комплексный поход к изучению личности; интеграция физического, интеллектуального, нравственного развития человека; разработка учебно-методического обеспечения оптимального образовательного процесса; профессионализм педагогов; системное осуществление медико-гигиенических мероприятий среди населения). Результатом усовершенствования личности, по мнению ученого, является сознательное отношение к личному здоровью, что проявляется в стремлении к валеологическому образованию, саморазвитию физических качеств и психических свойств, самозащите, самовоспитанию, культурно-нравственной саморегуляции поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков, А. В. История отечественной и зарубежной педагогики : учеб. пособие. Часть 3 / А. В. Барабанщикова, В. Н. Иванов. - Голицыно : ВИ ПВ РФ, 1995. - 236 с. - Текст : непосредственный.

2. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография / М. В. Богуславский. - М. : ФГНУ ИТИП РАО ; Издательский центр ИЭТ, 2012. - 434 с. - Текст : непосредственный.

3. Бутовский, А. Д. Вопросы физического воспитания и спорта на Международном конгрессе в Брюсселе, летом 1905 года / А. Д. Бутовский. - СПб., 1906. - [4], X, 252 с. - Текст : непосредственный.

4. Бутовский, А. Д. Воспитание органов чувств / А. Д. Бутовский. - Текст : непосредственный // Педагогический сборник. - 1905. -№ 1. - С. 40-51.

5. Бутовский, А. Д. Домашние меры против искривления стана. Приложение / А. Д. Бутовский. -Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1: Система шведской педагогической гимнастики / сост. С. Н. Бубка, М. М. Булатова. - Киев, 2009. - С. 267-276.

6. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Методика. 1. Что такое физическое образование / А. Д. Бутовский. - Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. - Киев : Олимп. л-ра, 2009. - С. 384-401.

7. Бутовский, А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Методика. 2. Физическое образование в древности и в Средние века / А. Д. Бутовский. - Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. - Киев : Олимп. л-ра, 2009. - С. 357-383.

8. Бутовский, А. Д. Обучение письму и почерку / А. Д. Бутовский. - Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 4 т. Т. 4 / сост. С. Н. Бубка, М. М. Булатова. - Киев, 2009. - С. 115-139.

9. Зельман, Т. А. Д. Бутовский / Т. Зельман. - Текст : непосредственный // Нива. - 1906. - № 33. -С. 525.

10. Зубалий, Н. Сотрудничество А. Д. Бутовского с Пьером де Кубертеном в начале зарождения современного спортивного движения / Н. Зубалий. - Текст : непосредственный // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 121-125.

11. История физической культуры : учеб. пособ. для ин-тов физич. культ. / под ред. В. В. Столбова. -М. : ФиС, 1975. - 234 с. - Текст : непосредственный.

12. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун ; пер. с венгерского И. П. Абрамова ; под общей ред. В. В. Столбова. - М. : Радуга, 1982. - 399 с. - Текст : непосредственный.

13. Павловский, И. Ф. Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса (1840-1890 гг.). По официальным данным / И. Ф. Павловский. - Полтава : Типография губернского правления, 1890. -360 с. - Текст : непосредственный.

14. Пилавов, П. А. Понятие «культура здоровья» в теории А. Д. Бутовского: предпосылки и основные факторы формирования / П. А. Пилавов. - Текст : непосредственный // Образование Луганщины: теория и практика. - 2021. - № 4 (23). - С. 52-55. - EDN RTTSNV.

15. Пилавов, П. А. Сущность воспитания и всестороннего развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского / П. А. Пилавов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 10-17.

REFERENCES

1. Barabanshchikov, A. V., Ivanov, V. N. (1995). Istoriya otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogiki [History of National and Foreign Pedagogy]. Part 3. Golitsyno, VI PV RF. 236 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Boguslavsky, M. V. (2012). Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalii [The History of Pedagogy: Methodology, Theory, Personalities]. Moscow, FGNU ITIP RAO, Izdatel'skii tsentr IET. 434 p.

3. Butovsky, A. D. (1906). Voprosy fizicheskogo vospitaniya i sporta na Mezhdunarodnom kongresse v Bryussele, letom 1905 goda [Issues of Physical Education and Sport at the International Olympic Congress in Brussels, Summer 1905]. Saint Petersburg. 252 p.

4. Butovsky, A. D. (1905). Vospitanie organov chuvstv [Sensory Organs Training]. In Pedagogicheskii sbornik. No. 1, pp. 40-51.

5. Butovsky, A. D. (2009). Domashnie mery protiv iskrivleniya stana. Prilozhenie [Home Measures Against Spinal Curvature. Appendix]. In Sobranie sochinenii: v 4 t. Vol. 1: Sistema shvedskoipedagogicheskoi gimnasti-ki. Kiev, pp. 267-276.

6. Butovsky, A. D. (2009). Iz chtenii po istorii i metodike telesnykh uprazhnenii. Metodika. 1. Chto takoe fizicheskoe obrazovanie [From Readings on the History and Methodology of Bodily Exercises. Method 1. What is Physical Education?]. In Sobranie sochinenii: v 4 t. Vol. 2. Kiev, Olimpiiskaya literatura, pp. 384-401.

7. Butovsky, A. D. (2009). Iz chtenii po istorii i metodike telesnykh uprazhnenii. Metodika. 2. Fizicheskoe obrazovanie v drevnosti i v Srednie veka [From Readings on the History and Methodology of Bodily Exercises. Method 2. Physical Education in Ancient Times and in the Middle Ages]. In Sobranie sochinenii: v 4 t. Vol. 2. Kiev, Olimpiiskaya literatura, pp. 357-383.

8. Butovsky, A. D. (2009). Obuchenie pis'mu i pocherku [Teaching Writing and Handwriting]. In Sobranie sochinenii: v 4 t. Vol. 4. Kiev, pp. 115-139.

9. Zelman, T. (1906). A. D. Butovskii [A. D. Butovsky]. In Niva. No. 33, p. 525.

10. Zubaly, N. (2007). Sotrudnichestvo A. D. Butovskogo s P'erom de Kubertenom v nachale zarozhdeniya sovremennogo sportivnogo dvizheniya [Cooperation between A. D. Butovsky and P. De Coubertin at the Beginning of the Modern Olympic Movement Origin]. In Nauka v olimpiiskom sporte. No. 2, pp. 121-125.

11. Stolbov, V. V. (Ed.). (1975). Istoriya fizicheskoi kul'tury [The History of Physical Education]. Moscow, FiS. 234 p.

12. Kun, L. (1982). Vseobshchaya istoriya fizicheskoi kul'tury i sporta [Universal History of the Physical Training and Sports]. Moscow, Raduga. 399 p.

13. Pavlovsky, I. F. (1890). Istoricheskii ocherk Petrovskogo Poltavskogo kadetskogo korpusa (1840—1890 gg.). Po oftsial'nym dannym [Historical Sketch of the Petrovskiy Cadet Corps in Poltava (1840-1890). According to Official Statistics]. Poltava, Tipografiya gubernskogo pravleniya. 360 p.

14. Pilavov, P. A. (2021). Ponyatie «kul'tura zdorov'ya» v teorii A. D. Butovskogo: predposylki i osnovnye faktory formirovaniya [The Concept of "Culture of Health" in the Theory of A. D. Butovsky: Prerequisites and Main Factors of Formation]. In Obrazovanie Luganshchiny: teoriya i praktika. No. 4 (23), pp. 52-55. EDN RTTSNV.

15. Pilavov, P. A. (2024). Sushchnost' vospitaniya i vsestoronnego razvitiya lichnosti v pedagogicheskom nasledii A. D. Butovskogo [The Essence of Education and Comprehensive Development of Personality in the Pedagogical Heritage of A. D. Butovsky]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 10-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.