ESSENCE OF MANAGEMENT ECONOMY
1 2 3
Davydova A.V. , Sakharova A.D. , Timofeev R-А. (Russian Federation)
1Davydova Anastasia Vitalievna - Student;
2Sakharova Arina Dmitrievna - Student;
3Timofeev Roman Andreevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY, KAZAN
Abstract: the aim of the work was to identify the essence of management economics in an organization. For this, the definition of this concept was analyzed, the methods used in the implementation of managerial economics and the managerial skills that must be possessed are given. The result of the work is the definition of the place and functions of the management economy in the organization. Keywords: organization, risk, resource, demand, state.
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1 2 3
Давыдова А.В. , Сахарова А.Д. , Тимофеев Р.А. (Российская Федерация)
1 Давыдова Анастасия Витальевна - студент;
2Сахарова Арина Дмитриевна - студент;
3Тимофеев Роман Андреевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: целью работы было выявление сущности управленческой экономики в организации. Для этого было разобрано определение этого понятия, приведены методы, используемые при реализации управленческой экономики и навыки менеджера, которыми необходимо обладать. Результатом работы является определение места и функций управленческой экономики в организации. Ключевые слова: организация, риск, ресурс, спрос, государство.
Современная рыночная ситуация меняется быстрыми темпами, из чего можно сделать вывод, что для удержания своей позиции на рынке компания должна своевременно принимать правильные управленческие решения. Сегодня на рынке выигрывают те, кто при принятии таких решений опирается на влияние экономических законов, может предугадать последствия своих действий.
Факт того, что ресурсы ограничены, повышает важность принятия верного решения до максимума. В экономической науке присутствует специальный раздел, занимающийся вопросами принятия решений наилучшего распределения ограниченных ресурсов. Направление, которое обеспечивает основы для принятия решений с целью максимизации прибыли и повышения результативности деятельности носит название «Управленческая экономика».
Управленческая экономика неразрывно связана с такими экономическими дисциплинами, как: микроэкономика; макроэкономика; эконометрика; экономический анализ; инвестиционный менеджмент; финансы; экономика предприятия [1].
Управленческая экономика - способ применения теоретических положений экономической теории и результатов экономического анализа для принятия управленческих решений, включающих в себя рациональное использование ресурсов фирмы (предприятия, организации), с целью максимизации прибыли.
Организация может существовать в одной из трёх разновидностей экономики: традиционная, командная, рыночная. Однако, на сегодняшний день сложно сказать, что в том или ином государстве присутствует хоть одна из них в чистом виде. В большинстве стран на данный момент имеет место смешанная экономика, которая объединяет в себе составляющие всех трёх видов. Она предполагает присутствие определённой регулировки со стороны государства и наличие у производителей экономической свободы.
Государство, осуществляя антимонопольную, социальную, фискальную и другие виды политики, способствует экономическому росту страны и удовлетворению потребностей.
Основным хозяйствующим субъектом смешанной экономики считается фирма (предприятие, организация), которая самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы с целью получения прибыли.
Предметом управленческой экономики является деятельность руководства фирмы (предприятия, организации) по максимизации экономической эффективности организационного механизма на основе практического применения положений экономической теории и экономического анализа [2].
Одной из ведущих ролей в процессе управления производством играет система методов, ввиду которой осуществляется целенаправленное воздействие на среду внутри организации и учитываются воздействия внешней среды фирмы, например, государственное влияние, глобализация рынков и производства.
К методам управленческой экономики относятся: эмпирический, экономико-статистический, причинно-следственный (каузальный), моделирование (метод научной абстракции), метод функционального анализа, функциональный метод, экономико-математические методы, методы позитивного и нормативного анализа.
Эмпирический метод предполагает сбор информации посредством наблюдения за событиями, происходящими сами по себе, вне экспериментальной деятельности.
Экономико-статистический метод включает в себя обработку количественных данных о явлениях и процессах. Часто используются данные международной организации, платными источниками от фирм, изучающих рынок. Главная цель - повышение эффективности работы организации.
Каузальный или причинно-следственный метод занимается выявлением причинно-следственных связей между явлениями, их анализом с позиции качества, помогает выстроить логическую цепочку экономических категорий. Даёт возможность предусмотреть и растолковать экономические события даже при условии, что они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий.
Метод научной абстракции или моделирования, заключается в выделении наиболее значимых деталей. Метод позволяет разделять объект исследования и понять основные взаимосвязи.
Функциональный анализ изучает зависимость между экономическими показателями, объясняемую математическими формулами или графиками, используя для этого зависимость функция-аргумент для анализа и заключений.
Измерение количественных параметров взаимодействия явлений и разработка альтернативных вариантов достижения цели реализуемо с помощью функционального метода.
Описание экономических явлений на формализованном языке с использованием математических символов используется в экономико-математических методах. В них используются регрессионный анализ, математическое моделирование, линейное и нелинейное программирование, системный анализ. Метод выступает инструментом прогноза, планирования, управления и совершенствования различных сторон экономической деятельности предприятия [3].
Существует два метода, один из которых анализирует фактическое состояние экономики, а второй, в свою очередь, определяет фактические условия и экономические аспекты.
Менеджеры в процессе своей работы имеют дело с таким радом вопросов как:
1. Определение экономических условий на определенном рынке в условия конкурентной борьбы, в частности: рыночной структуре, условиях спроса и предложения, технологии государственного регулирования, международных аспектах, будущих условиях, макроэкономических факторах.
2. Имеет ли смысл фирме реализовывать свою деятельность в этом направлении?
3. Если имеет смысл, при каком уровне цен получится максимизировать экономическую прибыль и как снизить убытки в краткосрочном периоде?
4. Каким образом использовать ресурсы фирмы для сохранения конкурентного преимущества?
5. Какие существуют риски?
Из этого существует система, в которой взаимодействуют субъект и объект для достижения определенных результатов, состоящая из таких элементов как:
1) субъект менеджмента, осуществляющий управленческое влияние в пределах организации для реализации целей и задач.
2) объект менеджмента или все то, на что направленно влияние субъекта в организации для реализации целей и задач.
Одним из главных интересов управленческой экономики выступает способ взаимодействия фирмы с обществом. Роль фирмы состоит в распределении ограниченных ресурсов труда и капитала, и управлении процессом их обработки для того , чтобы представить на рынке полезные товары и услуги. Для своего процветания фирма должна иметь эффективную стратегию, обеспечивающую рациональное планирование. Частные фирмы, работающие в условиях конкуренции на рынке, должны эффективно распределять свои ресурсы [4].
Благодаря использованию инструментов управленческой экономики значительно повышается качество управленческих решений.
Управленческая экономика неразрывно связана с другими экономическими дисциплинами: микроэкономикой, макроэкономикой, экономикой предприятия, бухгалтерским учетом, маркетингом, финансами, эконометрикой, экономическим анализом. Их инструментарий используется для обоснования управленческих решений.
В управленческой экономике есть как общенаучные, так и индивидуальные, применяемы только в данной науке, методы. К общенаучным методам относят индукцию и дедукцию, анализ и синтез, эмпирический и причинно-следственный методы.
Менеджер должен уметь:
• управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; разрабатывать корпоративную стратегию;
• экономически правильно формулировать постановку задач и конкретно формализовать в виде соответствующей экономико-управленческой модели на основе положений экономического анализа и показателей;
• уметь собирать необходимые статистические данные, обрабатывать их, анализировать и предоставлять в требуемой для информационного обзора и/или аналитического отчета форме;
• применять методы управленческого и финансового анализа для оценки деловых ситуаций на уровне предприятия, учитывать их связь с критериями рыночного хозяйствования на макроуровне;
• анализировать финансовую отчетность;
• осуществлять внешнюю диагностику деятельности предприятия с точки зрения его конкурентоспособности;
Обладать такими навыками как:
• разработка программы организационного развития и изменений и обеспечение их реализацию;
• использование методов экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
• оценка производственного потенциала предприятия, факторов роста производства и реализации на товарных рынках;
• анализ конкурентной среды объекта управления;
• оценка эффективности управленческих решений.
Управленческая экономика определяет поведение фирмы на конкурентных рынках в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также на монополистических, олигополистических рынках и на рынке монополистической конкуренции.
Именно управленческая экономика занимается вопросами эффективности и окупаемости инвестиций, оценкой инвестиционных рисков, управлением рентабельности деятельности, эффективностью использования капитала организации, управлением финансовой устойчивостью и платежеспособностью, процессы инновационного развития, безопасность экономической деятельности и конкурентоспособность ее субъектов. Она связана с микроэкономикой и изучает такие элементы микроэкономической теории как теории фирм, потребительского поведения, производства и затрат, структуру рынка, теории конкуренции и цены.
Методы и инструментарий анализа, использующиеся в управленческой экономике, предоставляет теория принятия решений. К ним относят:
• численный метод и алгебраический анализ;
• оптимизация;
• статистическая оценка и прогнозирование;
• анализ рисков и неопределенности;
• дисконтирование и метод временной оценки стоимости денег.
Они используются в определенной ситуации и могут быть срочно задействованы для понимания актуальности, а не оговариваться отдельно от существующей проблемы. Однако управленческая экономика больше фокусирует своё внимание на аспектах поведения потребителей, чем сотрудников [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая экономика отвечает за такие аспекты жизни организации, как управленческие решения по распределению ресурсов, экономическое содержание фирмы и оптимальное принятие решений, альтернативные модели поведения фирмы, экономические цели фирмы, оптимальные решения для достижения экономических целей, влияние концепций спроса и предложения на управленческие решения о цене и распределении ресурсов, использование спроса и предложения в прогнозировании. Так же эта сфера экономики затрагивает вопросы эластичности спроса и её влияние на факторы производства оценка и прогнозирования спроса, значение издержек в управленческих решениях, функция издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде и влияние конкуренции на принятие решений менеджерами. Управленческая экономика формирует глубокие знания закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения фирм в условиях рынка, умения оценивать и прогнозировать макроэкономическую динамику для разработки адекватной стратегии развития фирмы [6].
Список литературы /References
1. Рыбина З.В. Управленческая экономика: учебное пособие / З.В. Рыбина. 2-е изд. Москва; Директ-Медиа, 2018. 443 с.
2. Асадуллин Р.Г. Основы управленческой экономики предприятия (фирмы): учебное пособие / Асадуллин Р. Г. Москва Инфра-М, 2016. 423 с.
3. Понятие управленческая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scicenter.online/osnovy-ekonomiki-scicenter/ponyatie-upravlencheskaya-ekonomika-140525.html/ (дата обращения: 25.09.2021).
4. Управленческая экономика (бакалавриат): учебное пособие / М: НИУ ВШЭ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита (Нижний Новгород). М.: 2019/2020.
5. Теслюк Л.М. Управленческая экономика (магистратура): учебное пособие / Л.М. Теслюк. М: Кафедра экономики природопользования. М., 2015.
6. Управленческая экономика как основа формирования поведения менеджера в конкурентной среде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studref.com/654154/ekonomika/upravlencheskaya_ekonomika_osnova_formirovaniya_poved eniya_menedzhera_konkurentnoy_srede/ (дата обращения: 18.09.2021).