Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ'

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / КАЧЕСТВО / ЦЕЛЬ ОЦЕНКИ / ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ / КОНКУРЕНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / COMPETITIVENESS / PRODUCTS / QUALITY / ESTIMATION PURPOSE / ESTIMATION TASKS / COMPETITORS / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аппакова А.М., Идиятуллина И.И., Хисматуллина А.М.

В статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность продукции», сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность», рассматриваются основные составляющие конкурентоспособности продукции, а также раскрываются цели и задачи оценки конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE, AIM AND TASK OF PRODUCT COMPETITIVENESS’ ESTIMATION

The article analyzes the concept of " product competitiveness ", compares the concepts of "quality" and "competitiveness", considers the main components of products competitiveness and determines aim and tasks of product competitiveness’ estimation.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ»

УДК 658

Аппакова А.М. студент магистратуры Идиятуллина И.И. студент магистратуры Хисматуллина А.М., к.э.н.

доцент

кафедра экономики и управления Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет Российская Федерация, г. Нижнекамск СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация: в статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность продукции», сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность», рассматриваются основные составляющие конкурентоспособности продукции, а также раскрываются цели и задачи оценки конкурентоспособности продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция, качество, цель оценки, задачи оценки, конкуренты, потребители.

Appakova A.M.- Master's degree Student Idiyatullina I.I. - Master's degree Student Khismatullina A.M. - PhD in Economics, Associate Professor Departament of economics and business administration, Nizhnekamsk

chemical and technological institute (branch) Federal state budget educational institution of higher professional

education

Kazan national university of scienc Russian Federation, Nizhnekamsk NATURE, AIM AND TASK OF PRODUCT COMPETITIVENESS'

ESTIMATION

Annotation: the article analyzes the concept of" product competitiveness ", compares the concepts of "quality" and "competitiveness", considers the main components of products competitiveness and determines aim and tasks of product competitiveness ' estimation.

Key words: competitiveness, products, quality, estimation purpose, estimation tasks, competitors, consumers.

Российские и зарубежные ученые внесли значительный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория

конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, в дальнейшем развивалась Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азоевым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкурентоспособности, но и проблемы ее обеспечения.

Относительно недавнее развитие теории конкурентоспособности определил тот факт, что в нынешнее время общепризнанного понятия конкурентоспособности нет, и это понятие определяется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно имеет отношение.

В экономической науке конкурентоспособность представлена в общем виде и под ней подразумевается способность конкурировать с подобными объектами на определенном рынке, применяя конкурентные превосходства для достижения установленных целей 1.

Конкурентоспособность - непростая экономическая категория, которую можно рассматривать на уровне продукции, предприятия, отрасли, страны. В данной статье проанализируем понятие конкурентоспособности на уровне продукции.

М. Г. Долинский и И. А. Соловьев дают следующее определение конкурентоспособности продукции: это «характеристика продукции, которая отображает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия определенной социальной потребности, так и по расходам на ее удовлетворение». Данные авторы понятие конкурентоспособности сопоставляют с другой значительной технико-экономической категорией -качеством продукции2.

Авторами определены такие признаки конкурентоспособности как: сходство свойств качества и конкурентоспособности продукции; отличие свойств качества и конкурентоспособности продукции; формирование категории качества, позволяющее совершать оценку конкурентоспособности разнородной продукцииЗ.

И. А. Спиридонов выделяет, что определение конкурентоспособности продукции обширнее определения качества и соответствия техническим параметрам, которые только считаются одними из основных элементов конкурентоспособности4. Сравнение определений «качество» и «конкурентоспособность» свидетельствует об их тесной связи: одно представляется элементом другого. При этом качество выдвигается как абсолютный показатель, а конкурентоспособность - как относительный.

По нашему мнению, данные определения не считаются идентичными и между ними имеются принципиальные отличия. Ключевое отличие

1 Грибов В. Экономика предприятия. - СПб.: Питер, 2016. - С. 59.

2 Долинский М.Г., Соловьев И.А. Основы конкурентоспособности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.

73.

3 Долинский М.Г., Соловьев И.А. Основы конкурентоспособности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.

74.

4 Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. - М.: Академия, 2015. - С. 118.

заключается в следующем: качество продукции - это комплекс ее свойств; конкурентоспособность продукции - отношение людей, потребителей продукции к ее свойствам, их совокупности, к продукции как к таковой. В основе формирования данного отношения лежит оценка продукции и ее свойств потребителем, которая находится в зависимости от некоторых моментов. Во-первых, от степени свойств, которыми располагает продукция; во-вторых, от наличия продукции-конкурентов; в-третьих, от определенных обстоятельств, связанных с применением этой продукции.

Анализ определений «качество» и «конкурентоспособность» дает возможность сделать вывод: для покупателя качество продукции считается непременной характеристикой, но ещё не достаточной для принятия решения о покупке именно данной продукции; конкурентоспособной оказывается та продукция, которая удовлетворяет потребности покупателя наилучшим образом, т.е. является наилучшей с учетом качества, цен на продукцию конкурентов и условий послепродажного обслуживания.

Российскими авторами широко применяется подход к определению конкурентоспособности, базирующийся на сопоставлении качественных и стоимостных характеристик. В. Д. Андрианов под конкурентоспособностью продукции понимает «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих ее успех на внутреннем и внешнем рынке» 5.

На наш взгляд наиболее раскрыто определение конкурентоспособности продукции в работе Х.А. Фасхиева, где само определение звучит следующим образом: «конкурентоспособность продукции - это оцененное потребителем свойство продукции превосходить в некоторый момент времени без убытка производителю по качественным и ценовым данным аналоги в определенном сегменте рынка» 6. Понятие принимает во внимание время, расположение потребителя к продукции, баланс цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к определенному рынку или его сегменту.

Таким образом, обобщая, можно сказать, что большая часть авторов в дефиниции конкурентоспособности продукции приходят к тому, что это комплекс качественных и экономических характеристик продукции. То есть конкурентоспособность рассматривается в двухмерной плоскости, где основное место имеет изготовление продукции и ее продажа, без учета психологических особенностей потребителя.

По нашему мнению, на конкурентоспособность продукции оказывает влияние не только ее качество и ценовые показатели, но и такие данные как бренд, имидж, престиж продукции, которые нельзя причислить ни к качественным, ни к ценовым. Так как потребитель, принимая решение о приобретении той или иной продукции, часто дает предпочтение известной,

5 Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. -№ 3. - С. 14.

6 Фасхиев Х.А. Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 113.

«раскрученной», «модной» торговой марке.

Такие характеристики, как бренд, имидж, престижность продукции выражают непосредственное воздействие на уровень размера продаж. А размер продаж в свою очередь показывает преимущество продукции над продукцией конкурентов.

Поэтому, отталкиваясь от вышеизложенного, под конкурентоспособностью продукции мы будем понимать способность продукции превосходить в некоторый промежуток времени на определенном рынке аналоги продукции по качественным, ценовым характеристикам, а также характеристикам товарной марки.

То есть конкурентоспособность продукции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

1. Ценовая конкурентоспособность продукции, которая включает соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов, действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов и привлекательность для потребителей системы скидок.

2. Качество продукции. Сюда относятся функциональность, надежность, удобство эксплуатации продукции, наличие дополнительных функций, удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией.

3. Престижность продукции. Сюда можно отнести известность торговой марки, бренд. В этом случае большое влияние оказывает реклама и различные маркетинговые мероприятия по позиционированию и продвижению продукции на рынке.

Оценка конкурентоспособности продукции является одним из основных факторов управления организацией, так как является методологической базой для выявления путей повышения конкурентоспособности организации в целом. Следовательно, в современных условиях экономической конкуренции, увеличивается потребность в оценке конкурентоспособности продукции и формирующих ее факторов на различных уровнях управления.

Оценка конкурентоспособности продукции начинается с определения цели исследования:

- если нужно выяснить положение данной продукции в ряду аналогичной, то достаточно провести прямое сравнение по важнейшим параметрам;

- если целью исследования является оценка перспектив сбыта продукции на конкретном рынке, то в анализе должны применяться данные, содержащие сведения о продукции, которая выйдет на рынок в перспективе, а также данные об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности считается анализ рыночных условий, который

должен проводиться регулярно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации.

Задачи оценки конкурентоспособности продукции, следующие:

- оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

- изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

- разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Таким образом, конкурентоспособность продукции - это такой уровень ее экономических, технических и рабочих параметров, который дает возможность выстоять соперничество (конкуренцию) с другой аналогичной продукцией на рынке. Помимо этого, конкурентоспособность -сравнительная характеристика продукции, включающая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей касательно обнаруженных запросов рынка или качеств другой продукции.

Она оценивается способом сравнения параметров анализируемой продукции с параметрами, нужными покупателю, или с параметрами продукции-образца. Сопоставляемые параметры должны проявляться в равных величинах измерения. По каждой из групп параметров ведется сопоставление, демонстрирующее насколько данные параметры близки к отвечающему параметру потребности.

Использованные источники:

1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. -№ 3. - С. 12-16.

2. Грибов В. Экономика предприятия. - СПб.: Питер, 2016. - 324 с.

3. Долинский М.Г., Соловьев И.А. Основы конкурентоспособности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 214 с.

4. Портер М. Конкуренция. - М.: Сфера, 2003. - 348 с.

5. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. - М.: Академия, 2015. - 267 с.

6. Фасхиев Х.А. Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 107-122.

7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: Академия, 2017. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.