Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ'

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / Российская Федерация / виды медицинской помощи / задачи системы здравоохранения / управление системой здравоохранения / healthcare / Russian Federation / types of medical care / tasks of the healthcare system / management of the healthcare system

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матюшкина Ирина Алексеевна, Ильюшина Анна Сергеевна

В статье рассмотрены сущность и роль здравоохранения, роль здравоохранения в обеспечении качества и уровня жизни населения, различные подходы к определению термина «здравоохранения». Особое внимание авторами статьи уделено изучению структуры системы здравоохранения России, а также основные органы власти и медицинские учреждения, осуществляющие управление системой здравоохранения. В процессе исследования в статье выявлено, что структура системы здравоохранения имеет сложный и многоуровневый вид, который включает в себя различные формы медицинских учреждений, органы контроля и управления их деятельности, виды и уровни предоставления медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, STRUCTURE AND FEATURES OF THE MANAGEMENT OF THE HEALTHCARE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the essence and role of healthcare, the role of healthcare in ensuring the quality and standard of living of the population, various approaches to the definition of the term "healthcare". The authors of the article pay special attention to the study of the structure of the Russian healthcare system, as well as the main authorities and medical institutions that manage the healthcare system. In the course of the research, the article revealed that the structure of the healthcare system has a complex and multilevel form, which includes various forms of medical institutions, control and management bodies of their activities, types and levels of medical care.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ»

УДК 614.23

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

Матюшкина И.А., Ильюшина А.С. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассмотрены сущность и роль здравоохранения, роль здравоохранения в обеспечении качества и уровня жизни населения, различные подходы к определению термина «здравоохранения». Особое внимание авторами статьи уделено изучению структуры системы здравоохранения России, а также основные органы власти и медицинские учреждения, осуществляющие управление системой здравоохранения. В процессе исследования в статье выявлено, что структура системы здравоохранения имеет сложный и многоуровневый вид, который включает в себя различные формы медицинских учреждений, органы контроля и управления их деятельности, виды и уровни предоставления медицинской помощи.

Ключевые слова: здравоохранение, Российская Федерация, виды медицинской помощи, задачи системы здравоохранения, управление системой здравоохранения.

DOI 10.22281/2542-169 7-2024-03-02-17-24

Отрасль здравоохранения играет одну из ключевых ролей в созидании и развитии экономического состояния как всей страны в целом, так и отдельно взятых регионов. Население, получающее своевременную, квалифицированную и высокотехнологическую медицинскую помощь - основная цель государства на пути к достижению высоких результатов социально- экономического состояния страны.

Уровень развития и показатели здоровья населения являются основными характеристиками для составления полноценной картины и оценки уровня благосостояния страны. Здоровая нация является залогом человеческого капитала и имеет непосредственное влияние на способность достигать лучших результатов в обучении, работе, повышении уровня демографии и других общественно важных направлениях. Благодаря развитию системы здравоохранения снижаются такой показатель как смертность, увеличивается продолжительность жизни и качество жизни людей с ограниченными возможностями.

По данным статистики снижение или потеря национального здоровья (такие как заболеваемость, смертность, инвалидность) ведут к неизбежным изменениям влекущим за собой экономический ущерб выражаемый в снижении уровня ВВП примерно на 6,5 %.

Исходя из вышеперечисленных факторов развитие системы здравоохранения является приоритетным в целях достижения высокого уровня социального благополучия населения, повышения уровня воспроизводства и трудового потенциала. Для достижения данных результатов Российская Федерация уделяет особое внимание охране здоровья посредством разработок различного рода проектов, совершенствования нормативно-правовой базы, обучения высококвалифицированных специалистов, повышение качества медицинского оборудования и т д. Сущность здравоохранения частично отражена в понятии здравоохранения. «Здравоохранение - это система, направленная на создание и укрепление здоровья нации, каждого человека, поддержание активной долголетней жизни граждан, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья».

В Указе Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» отражены основные задачи стоящие перед системой здравоохранения в РФ. Ключевыми из них являются:

- модернизирование медицинской отрасли путем обновления зданий объектов здравоохранения, приобретение оборудования, улучшения клинико-лабораторных исследований, расширения возможностей экстренной медицины, повсеместное внедрение роботомедицыны, и т д;

- разработка системы мотивации и заинтересованности к ведению здорового образа

жизни, в особенности молодежи, трудоспособного населения страны, с целью снижения развития заболеваний ( в том числе профессиональных), повышение уровня грамотности в области ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

- повышение уровня контроля за медицинской сферой во всех отраслях ее деятельности, в том числе совершенствование законодательной базы и нормативно-правового регулирования;

- создание единой государственной информационной системой в области здравоохранения, взаимодействующей как между объектами здравоохранения, так и с другими смежными субъектами (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и другими);

- способствование ускорению развития научной деятельности в отрасли здравоохранения включающую в себя фундаментальные и прикладные науки и применение достигнутых результатов на практике

Здравоохранение в целом рассматривается как единая государственная система, имеющая единую цель, состоящая из отдельных отраслей и направлений деятельности.

Понятие «система здравоохранения» рассматривалась различными авторами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представляет отрасль здравоохранения как состоящую из «всех организаций, институтов, ресурсов и людей, основной целью которых является улучшение здоровья, включающую в себя персонал, финансовые средства, информацию, предметы снабжения, транспортные средства, коммуникацию, а также общее руководство и управление» В дополнение к определению такая система должна быть доступной по финансовым возможностям для всего населения и быстрореагирующей.

Некоторые авторы рассматривают систему здравоохранения как совокупность всех имеющихся видов медицинских организаций, не взирая на их формы собственности. Так Т.В. Ерохин рассматривает систему здравоохранения как совокупность всех уровней медицинской отрасли от органов управления до учреждений. Такой же формулировки придерживается и В.П. Новоселов, но при этом разделяет систему здравоохранения на следующие уровни: федеральный, ведомственный, региональный.

Исходя из вышеперечисленных определений, можно отметить, что система здравоохранения является линейной, имеющей определенную иерархию и вертикальную модель подчинения власти, подразделяющейся на управление на федеральном и региональных уровнях, включающая в себя также модель частной системы здравоохранения.

На рисунке 1, представленная действующая структура национальной системы здравоохранения.

государственные

организации здравоохранения

Система здравоохранения

1 г

муниципальные

организации здравоохранения

частные организации здравоохранения

органы управления здравоохранением

Рисунок 1 - Действующая структура национальной системы здравоохранения РФ

Данная структура состоит из ряда уровней (элементов).

Первый уровень - это организации здравоохранения государственного уровня, контроль за деятельностью которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в первую очередь те которые относятся к федеральной или региональной собственности.

Второй уровень - организации здравоохранения муниципального уровня. Эта

категория включает медицинские организации, учредителями которых являются органы местного самоуправления, только находящихся в собственности муниципалитета;

Третий уровень - частные организации здравоохранения. К данной категории относятся медицинские учреждения, функционирующие на коммерческой основе, находящиеся на правах частной собственности, предоставляющие медицинские услуги различного характера не противоречащих законодательству Российской Федерации;

Четвертый уровень - органы государственной власти, осуществляющие управление системой здравоохранения.

На рисунке 2 представлены органы управления здравоохранением.

Министерство здравоохранения РФ

1 -----+ 1 1 1 1

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучий человека (Роспотребнадзор) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) Федеральна я служба по труду и занятости (Роструд)

1 1 непосредственное ----функциональное

Территориальные управления Роспотребнадзора Территориальные управления Росздравнадзора Территориальные фонды ОМС

Органы управления здравоохранением субъектов РФ

Государственные организации здравоохранения Муниципальные организации здравоохранения Организации здравоохранения частных форм собственности

Рисунок 2 - Система управления здравоохранением в России

На общегосударственном уровне управлением системы здравоохранения занимается Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России), ключевой задачей которого является создание нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление медицинской помощи, утверждение механизмов регламентирующих методы диагностики и лечения, порядок получения разрешений на ведение медицинской деятельности, а также контроль и регулирование деятельности органов государственной власти, занимающихся управлением здравоохранения.

DOAJ

Рассмотрим ключевые задачи, которые закреплены за ключевыми элементами системы управления здравоохранением в России.

Одним из важных участников системы регулирования сферы здравоохранения является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Это орган исполнительной власти, созданный с целью проведения контроля санитарно-эпидемиологической обстановки для защиты прав человека на рынке продовольствия и формирования условия для достижения безопасности человека. На данный момент деятельность данного органа направлена на:

- контроль за соблюдением установленных законодательством РФ требований регламентирующих санитарно-эпидемиологическое обеспечение граждан;

- контроль за возникновением и распространением инфекционных заболеваний, исследование причин их появления;

- выдача лицензий на отельные виды деятельности в соответствии с нормами установленными законодательством РФ;

- проведение мероприятий направленных на предупреждение заболеваний (иммунопрофилактика)

- техническое регулирование и т.п.

Еще одним участником системы управления здравоохранения является орган, который имеет территориальные представительства во всех регионах РФ и осуществляют свою деятельность через них. Это Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Основными сферами контроля данного органа являются соблюдение требований по социальному обслуживанию населения, фармакологический рынок государственные стандарты медицинской продукции.

Росздравнадзор через территориальные органы осуществляет контроль за произведением медицинских экспертиз; контроль за определением потери профессиональной возможности работать в следствии получения травм и заболеваний на производстве; реабилитация людей с ограниченными возможностями, проведение медико-социальной экспертизы; контроль за полным оборотом лекарственных средств, включающих их доклинические исследования на качество, а также их производство, распределение, эффективность потребления и т.д. Именно Росздравнадзор занимается выдачей лицензий на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав). В область полномочий данного органа входит управление государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития); услуги курортного значения; экспертизы в области психиатрии; организация протезно-ортопедической медицины; реабилитация людей с ограниченными возможностями; гарантии для социально незащищенных категорий граждан; координирование донорства крови. Также Росздрав координирует деятельность Всероссийского центра медицины катастроф.

Важное значение для развития отрасли здравоохранения играет Росмедтехнология (Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи). Отрасль здравоохранения является одной из наиболее высокотехнологичных отраслей. Данный орган регулирует государственное имущество, связанное с внедрением высокотехнологичных методов диагностики здоровья человека и применения современных медицинских технологий. Конкретными задачами являются непосредственная разработка и применение высокотехнологичной медицины, во всех сферах; организация заграничного лечения пациентов; осуществление обучения медицинских сотрудников в ординатуре, аспирантуре и докторантуре для возможности реализации применения современной высокотехнологической медицинской помощи.

Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России). Узкопрофильная служба, занимающаяся контролем и надзором в санитарно-эпидемиологической области. Включает в себя контроль за работниками с особо опасными условиями труда;

Таким образом, вышеперечисленные службы осуществляют контроль, надзор и

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

управление за всей системой здравоохранения, охватывая все области деятельности сферы.

Вся система здравоохранения РФ направлена на оказание медицинской помощи населению РФ и по своим видам они подразделяются:

1. Первичная медико-санитарная помощь.

Основная категория медицинской помощи входящей в систему здравоохранения, включающая в себя широкий спектр осуществляемых мероприятий связанных с диагностикой и лечением заболеваний, их предупреждением и профилактикой, реабилитацией и восстановлением, ведением беременностей, а также включающей в себя программы по ликвидации санитарно-гигиенической безграмотности населения и повышению уровня здорового образа жизни граждан. Данный вид медицинской помощи предоставляется гражданам в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического и больничного типа.

2. Специализированная медицинская помощь.

Эта категория медицинской помощи предоставляется в специализированных медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического и больничного типа. Специализированная медицинская помощь направлена на активное внедрение и применение современных методов лечения и диагностики на основе высокотехнологичной помощи, а также создание новых методов восстановления человека.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь.

Категория медицинской помощи, в процессе оказания которой применяются новейшие, уникальные методы лечения на клеточном уровне, с максимальной ресурсоемкостью и использованием роботизации, генной инженерии и иных информационных технологий. Минздравом России утверждается реестр видов высокотехнологичной медицинской помощи, на основе которого учреждения здравоохранения могут оказывать данный вид медицинской помощи населению.

4. Скорая медицинская помощь.

Вид первичной медицинской помощи, основными характеристиками которой является экстренность и непрерывность (круглосуточность). Оказывается гражданам, в случае внезапных заболеваний, не предполагающих отлагательства, стихийных бедствиях, катастрофах, преднамеренных самоповреждениях, внезапных родах и иных случаях. Предоставляется бригадами скорой помощи, выезжающими на специализированных машинах на дом или на место происшествия.

5. Паллиативная медицинская помощь.

Совокупность медицинских действий, применяемые к неизлечимо больным пациентам и членам их семей, с целью облегчения их состояния, избавления от боли и улучшения качества жизни. Для оказания этого вида медицинской помощи медицинский работник должен иметь специализированное профильное образование.

В зависимости от условий предоставления медицинская помощь подразделяется:

1. За пределами медицинской организации, когда помощь должна быть оказана пациенту бригадой скорой помощи в том месте, где случился находится человек, в том числе при транспортировке или перевозке больного в транспортном средстве.

2. Амбулаторно. К данному виду относится оказание медицинской помощи при вызове медицинского работника на дом, прохождение лечения в дневном стационаре и иных случаях, не предусматривающих постоянного медицинского наблюдения за пациентами и оказания им помощи.

3. В условиях стационара. Вид медицинской помощи, оказываемой под постоянным контролем и непрерывным лечением пациента.

Исходя из вышеперечисленных классификаций, можно обоснованно сказать, что система здравоохранения в РФ предоставляет всестороннюю и необходимую во всех случаях жизни медицинскую помощь своим гражданам.

На данный момент здравоохранение РФ составляет систему, состоящую из четырех уровней лечебно-профилактической помощи.

DOAJ

Первый уровень. Сюда входят та категория медицинских учреждений, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь гражданам в городской и сельской местности. К данному уровню относятся такие учреждения как поликлиника, женские консультации, травмпункты, участковые сельские больницы. Суть работы данных учреждений заключается в предоставлении амбулаторно-профилактической помощи и проведения консультаций на конкретной территории. Медицинские учреждения первого уровня выполняют основную задачу по проведению всех видов профилактических мероприятий, оказания врачебной помощи около 75 процентам пациентов, которые обратились с острыми заболеваниями и хроническими обострениями.

Второй уровень. В данный уровень входят медицинские учреждения, оказывающие медицинскую помощь в городах или районах. Большая часть таких учреждений представлена городскими и районными больницами, роддома, дневные стационары, учреждения санаторного типа и реабилитационно-восстановительного назначения, специализированные образовательные учреждения.

Третий уровень. Региональные медицинские учреждения республиканского, краевого, областного значения. К данному типу относятся масштабные, с отделениями различных профилей больницы, способные оказать высококвалифицированную медицинскую помощь врачами от 20 до 30 специальностей. Сюда входят акушерские стационары, предназначенные для женщин с различного рода патологическими отклонениями как в процессе беременности, так и в период до и после беременности. Медицинские учреждения такого типа оснащены реанимационными центрами, отделениями интенсивной терапии, центры реабилитации и восстановления, перинатальной медицины и т.д.

Четвертый уровень. Это уровень медицинских учреждений федерального и межрегионального масштаба. В сферу их деятельности входит проведение лечебных мероприятий более сложного и дорогостоящего уровня. Входят в состав научных центров, медицинских академий, высших медицинских образовательных учреждений и федеральных клинических учреждений. А также в состав данного уровня входят узкопрофильные диспансеры туберкулезного, кожно-венерологического, психоневрологического и наркологического типов.

На основании вышеперечисленных уровней лечебно-профилактической помощи, на всей территории РФ действуют медицинские учреждения, способные оказать как первую медицинскую помощь, так и высококвалифицированное медицинское обслуживание.

Таким образом, в данной статье была рассмотрена сущность системы здравоохранения в РФ, состоящая в оказании квалифицированной медицинской помощи на всей территории нашей страны, и в ее полной доступности для каждого гражданина. Структура системы здравоохранения имеет сложный и многоуровневый вид, включающий в себя различные формы медицинских учреждений, органы контроля и управления их деятельности, виды и уровни предоставления медицинской помощи.

Список использованных источников

1. Земцов А.Г. Здравоохранение как стратегия социально-экономического развития Могилеской области / А.Г.Земцова //В сборнике: II Махмутовские чтения. Современные тренды социально-экономического развития региона. сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2023. - С. 201-205. - Текст : непосредственный.

2. Козя, И.Я. Система государственного регулирования в сфере здравоохранения: нормативно-правовой подход / И.Я. Козя. - Текст: непосредственный // Международный научный журнал «Вестник науки». - 2023. - Т.4. - №1(58). - С. 4-7.

3. Маслов, Е.А. Управление качеством в сфере здравоохранения / Е.А. Маслов., О.М. Сярдова - Текст : непосредственный // Экономика и социум. 2021. - № 4-2 (83). - С. 157-159.

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" - Режим доступа : свободный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/79a83c72aef407a8cdaf9833b43c530

c7344bc07/.

5. Моисеев, В. В. Здравоохранение в России : история и современность /

B. В. Моисеев. - Москва :Директ-Медиа, 2023. - 244 с. : ил. - (Современная Россия). -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=702330. -.

- ISBN 978-5-4499-3732-2. - Текст : электронный.

6. Новоселов С.В. Теоретические аспекты развития системы здравоохранения / С.В. Новоселов.- Текст : непосредственный // Современные научные исследования и инновации.-

2022. - № 1. - С. 5-7.

7. Матюшкина, И. А. Роль фармацевтического рынка в национальной экономике / И. А. Матюшкина, В. В. Княгинина // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 1(126). -

C. 347-349.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фадеева Е.Ю. Перспективы стратегического развития здравоохранения в России / Е.Ю. Фадеева. -Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 4 (117). - С. 194-198.

9. Матюшкина, И. А. Цифровая трансформация предприятий обрабатывающей промышленности / И. А. Матюшкина, М. Ю. Серегина // Экономика. Социология. Право. -

2023. - № 2(30). - С. 19-25.

10. Шабунова, А. А. Российское здравоохранение: проблемы управления и эффективность: монография / А.А. Шабунова и др.; под общ. ред. А.А. Шабуновой. -Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2021. - 244 с. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1019469. - Режим доступа: по подписке.

11. Швец, Ю. Ю. Теоретические основы методологии социально-экономической безопасности системы здравоохранения : монография / Ю. Ю. Швец. - Москва : Первое экономическое издательство, 2021. - 382 с. - ISBN 978-5-91292-382-1. - Текст : электронный.

- URL: https://znanium.com/catalog/product/1974338. - Режим доступа: по подписке.

Сведения об авторах

Матюшкина Ирина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. E-mail: vuyakova@yandex. ru Ильюшина Анна Сергеевна - студент 1 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. E-mail: [email protected]

UDC 614.23

THE ESSENCE, STRUCTURE AND FEATURES OF THE MANAGEMENT OF THE HEALTHCARE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Matyushkina I.A., Ilyushina A.S. Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article examines the essence and role of healthcare, the role of healthcare in ensuring the quality and standard of living of the population, various approaches to the definition of the term "healthcare". The authors of the article pay special attention to the study of the structure of the Russian healthcare system, as well as the main authorities and medical institutions that manage the healthcare system. In the course of the research, the article revealed that the structure of the healthcare system has a complex and multilevel form, which includes various forms of medical institutions, control and management bodies of their activities, types and levels of medical care.

Keywords: healthcare, Russian Federation, types of medical care, tasks of the healthcare system, management of the healthcare system.

References

1. Zemtsov A.G. Healthcare as a strategy of socio-economic development of the Mogilev

region / A.G.Zemtsova //In the collection: II Makhmut readings. Modern trends of socio-economic development of the region. collection of materials of the International scientific and practical Conference. 2023. - pp. 201-205. - Text : direct

2. Kozya, I.Ya. The system of state regulation in the field of healthcare: a regulatory approach / I.Ya. Kozya. - Text: direct // International scientific journal "Bulletin of Science". -2023. - T.4.- №1(58). - Pp. 4-7.

3. Maslov, E.A. Quality management in the field of healthcare / E.A. Maslov., O.M. Syardova - Text : direct // Economy and society. 2021. - № 4-2 (83). - Pp. 157-159.

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 12/31/2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" - Access mode : free. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/79a83c72aef407a8cdaf9833b43c530 c7344bc07/.

5. Moiseev, V. V. Healthcare in Russia: history and modernity / V. V. Moiseev. - Moscow : Direct-Media, 2023. - 244 p. : ill. - (Modern Russia). - Access mode: by subscription. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=702330 . -. - ISBN 978-5-4499-3732-2. - Text : electronic.

6. Novoselov S.V. Theoretical aspects of the development of the healthcare system / S.V. Novoselov. - Text : direct // Modern scientific research and innovation.- 2022. - No. 1. - pp. 5-7.

7. Matyushkina, I. A. The role of the pharmaceutical market in the national economy / I. A. Matyushkina, V. V. Knyaginina // Economics and entrepreneurship. - 2021. - № 1(126). - Pp. 347349.

8. Fadeeva E.Yu. Prospects of strategic development of healthcare in Russia / E.Yu. Fadeeva. -Text : direct // Economics and entrepreneurship. - 2021. - № 4 (117). - Pp. 194-198.

9. Matyushkina, I. A. Digital transformation of manufacturing enterprises / I. A. Matyushkina, M. Y. Seregina // Economy. Sociology. The right. - 2023. - № 2(30). - Pp. 19-25.

10. Shabunova, A. A. Russian healthcare: management problems and efficiency: monograph / A.A. Shabunova et al.; under the general editorship of A.A. Shabunova. - Vologda : FGBUN VolSC RAS, 2021. - 244 p. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1019469 . - Access mode: by subscription.

11. Shvets, Yu. Yu. Theoretical foundations of the methodology of socio-economic security of the healthcare system : monograph / Yu. Yu. Shvets. - Moscow : First Economic Publishing House, 2021. - 382 p. - ISBN 978-5-91292-382-1. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1974338 . - Access mode: by subscription.

Author's information

Matyushkina Irina Alekseevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. E-mail: vuyakova@yandex. ru

Ilyushina Anna Sergeevna - 2nd year student of the direction of preparation 38.04.01 Economics orientation of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.