УДК 325
СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Михалева О.М., Кашникова В.В.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
В статье рассмотрены понятие миграции, цель, причины, виды и последствия миграции. Изучены особенности законодательного регулирования миграционной политики в России. Проведен анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации, выявлены тенденции и перспективы развития миграционных процессов в государстве.
Ключевые слова: внутренняя миграция, международная миграция, миграционная политика, миграция населения.
10.22281/2542-169 7-2024-03-01-35-41
В России миграция закреплена законодательно в главном законе страны -Конституции. Так согласно ст. 27 Конституции, если человек законно находится на территории РФ, то он имеет право свободно передвигаться по территории страны, выбирать место жительства и пребывания, а также выезжать из страны. Пунктом 2 ст. 27 для гражданина России определено, что он может беспрепятственно возвращаться в РФ [1].
Цель, задачи, основные принципы и направления миграционной политики России определяет концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 и разработанная с учетом анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции [2].
Миграционная политика России направлена на «создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц, которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества» [3].
Цель миграционной политики России заключается в решении задач социально-экономического и пространственно-демографического развития страны, в повышении качества жизни населения страны и обеспечении безопасности государства и его граждан, а также в защите национального рынка труда, защите и сохранении русского языка, культуры и историко-культурного наследия народов России.
Принципы миграционной политики РФ представим на рисунке 1.
Миграционная политика Российской Федерации, как и любой другой страны, имеет свои особенности в плане ее формирования. И здесь следует учитывать определенные обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к процессу перемещения значительных масс людей. В процессе глобализации миграционные процессы оказывают значительное влияние на экономическую, политическую и социальную сферы.
На сегодняшний день в мире происходит постоянный, естественный и разносторонний процесс перемещения населения, в который вовлечены огромные массы людей (представителей всех национальностей, социальных групп и возрастов из разных уголков мира) и связанный с постоянной или временной переменой места жительства, этот процесс называется миграция населения [7, с. 89].
Сегодня миграция населения является основным аспектом, оказывающим влияние на изменение демографической ситуации, социальных отношений, культуры и экономического развития страны. Рассмотрим основные виды миграции населения (рис. 2).
Рисунок 2 - Основные виды миграции населения
Внутренняя миграция представляет собой перемещение людей внутри границ одного государства или территории. Данный вид миграции населения один из самых распространенных видов миграции, такая миграция может быть постоянной или временной [5, с.30]. Примером такой миграции может быть переселение людей из сельской местности в городскую или переселение из менее развитого региона в более развитый.
Рассмотрим основные причины внутренней миграции:
1. Переселение людей с целью найти оптимальные экономические возможности: из слаборазвитых или экономически депрессивных регионов люди переселяются в более процветающие регионы, где есть все необходимые условия для улучшения качества жизни и больше возможности для работы.
2. Профессиональное развитие и образование: часто молодые специалисты или студенты переезжают в другой город с целью повышения профессиональной деятельности или получения дополнительного образования.
3. Семейные или личные обстоятельства: люди могут переезжать в другие регионы или города с желанием забыть всё старое и начать новую жизнь в другом месте, или для возможности быть ближе к семье.
4. Природа и экологическая среда: чаще всего массовое перемещение населения из одного региона в другой происходит из-за экологических проблем, которые в свою очередь влияют на благоприятную жизнь человека.
Последствия внутренней миграции:
Внутренняя миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и общества.
1. Экономическое развитие: внутренняя миграция способствует экономическому развитию, так как люди переезжают из слаборазвитых регионов в регионы с лучшими экономическими возможностями, что тем самым приводит к созданию новых рабочих мест, росту производства и увеличению инвестиций.
2. Изменения в демографии: перемещение населения внутри страны влияет на демографический состав регионов, так как представители различных возрастных и
DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS
социальных групп выбирают разные места для жительства.
3. Социальные и культурные изменения: внутренняя миграция способствует культурному обмену и развитию мультикультурного общества, так как в процессе миграции все больше людей с различными культурными мировоззрениями, индивидуальными представлениями о ценностях, вероисповеданием, этническим происхождением и языком общения живут одном обществе, где взаимное уважение, признание культурных различий является основополагающим принципом и политической задачей.
4. Социальные проблемы: внутренняя миграция также может вызывать социальные проблемы, такие как перенаселение, нехватка жилья, проблемы доступа к образованию и здравоохранению, а также социальное неравенство.
Миграция населения между странами называется международной, связанной с переменой постоянного места жительства, гражданства или с пребыванием в другой стране более года, она может носить сезонный или маятниковый характер. Отличием международной миграции от внутренней главным образом является наличие факта пересечения государственной границы [6, с.35].
Основными причинами международной миграции населения являются следующие:
1. Экономические причины: чаще всего многие люди переселяются в поисках лучших экономических возможностей, более высокооплачиваемой работы и улучшения своего материального положения. Это обусловлено различиями в уровне заработной платы, ростом безработицы, неравномерным распределением ресурсов и перспективами для профессионального развития.
2. Политические причины: конфликты, войны, политические гонения и нарушения прав человека часто являются причиной массового переселения населения. Люди вынуждены покидать свои родные страны в поисках безопасности и защиты.
3. Социальные причины: социальные факторы, такие как дискриминация, неравенство, низкий уровень образования и доступа к здравоохранению, могут также стимулировать международную миграцию. Люди стремятся улучшить свои условия жизни и обеспечить лучшее будущее для себя и своих семей.
4. Экологические причины: изменение климата, природные бедствия и экологические проблемы приводят население к вынужденной миграции. Люди вынуждены покинуть свои родные места из-за неблагоприятных условий жизни и труда.
Последствия международной миграции:
1. Экономические последствия: международная миграция сопровождается экономическим развитием стран-получателей, так как мигранты вносят свой вклад в экономику с помощью рабочей силы, потребления и инвестиций. Но, она также может привести к низкооплачиваемым и неквалифицированным рабочим местам, демпингу заработной платы и неравенству на рынке труда.
2. Социокультурные последствия: миграция обогащает страны-получатели культурными традициями и новыми идеями. Но между тем это также может привести к социальным и культурным конфликтам.
3. Демографические последствия: международная миграция воздействует на демографическую структуру стран-отправителей и стран-получателей, включая изменение баланса полов, возрастной структуры и рождаемости. Она может приводить к увеличению населения в странах-получателях и уменьшению населения в странах-отправителях.
4. Политические последствия: миграция может привести к политическим разногласиям и спорам в странах-получателях, связанных с вопросами иммиграционной политики, гражданства и национальной идентичности. Она также влияет на политическую стабильность и отношения между странами [4,с.220].
Д.В. Вольвач (заместитель министра экономического развития России) отмечает, что приезд мигрантов решает одну из важных задач для российской экономики - обеспечивает кадрами рынок труда. По его мнению, вопрос привлечения иностранных граждан в Россию должен носить плановый и системный характер. Причем учет иностранцев и форма
предоставления государственных услуг в сфере миграции требуют максимальной цифровизации [4].
Под цифровизацией он понимает полный переход государственных услуг в сфере миграции в цифровые сервисы и мобильные приложения. «Это поможет повысить осведомленность иностранных граждан о преференциях и возможностях мигрантов в России, о правилах и ограничениях, которые действуют на территории нашей страны» - подчеркнул Дмитрий Вольвач. - На основе уже существующих внутренних реестров необходимо собрать максимально полный и корректный цифровой профиль иностранного гражданина, с помощью которого нам самим будет легче управлять миграционными процессами, совершенствовать систему аналитики и лучше понимать, как миграция влияет на нашу экономику и рынок труда».
Также он отмечает, что существенную роль в адаптации мигрантов должны играть российские регионы. Региональным компаниям следует формировать корректный спрос своих экономик на трудовые ресурсы и уровень подготовки приезжающих.
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации характеризуется следующими данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели миграционной ситуации в Российской Федерации [8]
Показатель 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Относительное отклонение, %
2022 г. к 2019 г. 2022 г. к 2021 г.
Прибывшие, всего 4749769 4120743 4277442 4195579 88,3 98
Из них: в пределах России 4048535 3526597 3609520 3465232 85,6 96
в т.ч. внутри регионов 1957306 1674878 1779678 1644181 84 92,4
в т.ч. из других регионов 2091229 1851719 1829842 1821051 87 99,5
из зарубежных стран 701234 594146 667922 730347 104,2 109,4
Выбывшие, всего 4464666 4014269 3847540 4133662 92,6 107,4
Из них: в пределах России 4048535 3526597 3609520 3465232 85,6 96
в т.ч. внутри регионов 1957306 1674878 1779678 1644181 84 92,4
в т.ч. в другие регионы 2091229 1851719 1829842 1821051 87,1 99,5
в зарубежные страны 416131 487672 238020 668430 160,6 280,8
Миграционный прирост, всего 285103 106474 429902 61917 21,7 14,4
Из них в результате миграционного обмена населением с зарубежными странами 285103 106474 429902 61917 21,7 14,4
Как показывают данные таблицы 1, большинство мигрантов, прибывших в Россию, приходится на 2019 год - это 4048535 человек. В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно сократились. Данные сокращения связаны с ограничительными мерами в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVГО-19. В 2022 году число прибывших в Россию возросло на 4% относительно 2021 года и составило 3465232 человек. Данный показатель на 14,4% меньше, чем в 2019 году.
Из зарубежных стран в нашу страну в 2022 году прибыло 730347 человек, что 4,2% больше чем в 2019 году. В 2020 году количество иммигрантов значительно сократилось относительно 2019 года, а с 2021 года начинает расти.
Из других регионов количество иммигрантов за рассматриваемый период снизилось, так если в 2019 году их количество составляло 2091229 человек, то к 2022 году оно
сократилось до 1821051 человек или на 13%.
В 2022 году всего выбывших мигрантов составило 4133662 человека, это на 7,4% меньше, чем в 2019 году и на 7,4 % больше, чем в 2021 году. Данные изменения могут быть связаны с автоматическим снятием с регистрационного учета эмигрантов.
Наглядно динамика прибывших в Россию и выбывших из нашей страны представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика прибывших в Россию и выбывших из РФ, чел. [8]
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное место жительство в зарубежные страны в 2022 году составило 668430 человек, что на 252299 человек больше, чем в 2019 году и на 430410 человек больше, чем в 2021 году.
Число выбывших в другие регионы в 2022 году - 1821051 человек, это на 12,9% меньше чем в 2019 году и на 1,5% меньше, чем в 2021 году. Такие изменения связаны с различными экономическими, политическими или личными причинами, например, переезд из малоразвитого региона в более развитый с целью найти работу и повысить качество своей жизни и т.п.
В последние годы величина чистой миграции преимущественно снизилась, опустившись в 2022 году до 4195579 человек. В 2021 году она увеличилась всего на 2%. Причиной такого изменения стало более полное предоставление информации о миграционных потоках территориальными органами МВД России.
Миграционный прирост за рассматриваемый период снизился на 78,3%, составив в 2022 году 61917 чел., когда в 2019 году он составлял 285103 чел. Данные изменения связаны в основном с миграционным обменом населением с зарубежными странами.
В целом можно отметить, что число прибывших в Россию за весь период исследования превышает число выбывших и имеет тенденцию к сокращению. Это говорит о гибкости современной миграционной политики России, отвечающей современным реалиям. Правильное управление миграционным процессом может способствовать экономическому и социальному развитию страны, для этого важен эффективный мониторинг мигрантов, обеспечение их социальной адаптации для создания безопасного и гармоничного общества. Также необходим анализ национальных и мировых миграционных проблем, апробация инновационных подходов в решении этих проблем для совершенствования регулирования миграционных процессов на государственном уровне.
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 : [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. - Текст : электронный // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Российская Федерация. Указы Президента РФ. Указ Президента РФ от 31.10.2018 №622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» - Текст: электронный. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» - Текст: электронный // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/259e33be7736b57036467f128672f0c e6ca81f9d/
4. Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/ . -Текст : электронный.
5. Мкртчян, Н. В. Внутренняя миграция как ресурс развития России: социально-экономические эффекты, издержки и ограничения : доклад / Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская, К. И. Казенин. - Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 76 с. — (Научные доклады: социальная политика). - ISBN 978-5-850006-190-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1405743/. - Режим доступа: по подписке.
6. Пустошинская, О. С. Политические процессы: миграция и конфликты : учебное пособие / О.С. Пустошинская. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 98 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-012893-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1215144 .- Режим доступа: по подписке.
7. Региональное управление и развитие территорий в условиях цифровой экономики: учебное пособие / О.В. Бабич, И.В. Игольникова, И.А. Матюшкина, Л.С. Митюченко, О.М. Михалева. - Курск: «Университетская книга», 2023. - 239 с.
8. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. -Обновляется в течение суток. - URL: https://rosstat.gov.ru/. - Текст: электронный.
Сведения об авторах
Михалева Ольга Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. E-mail: [email protected]
Кашникова Валерия Владимировна - студент 1 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. E-mail: lera.kashnikova@inbox. ru
UDC 325
MODERN MIGRATION POLICY OF RUSSIA
Mikhaleva O.M., Kashnikova V.V.
Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk
The article discusses the concept of migration, the purpose, causes, types and consequences of migration. The features of the legislative regulation of migration policy in Russia are studied. The analysis of the current migration situation in
the Russian Federation has been carried out, trends and prospects for the development of migration processes in the state have been identified.
Keywords: internal migration, international migration, migration policy, population migration.
References
1. The Russian Federation. Laws. The Constitution of the Russian Federation: the text with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020 : [adopted by popular vote on 12/12/1993]. - Text : electronic // Legal reference system ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /.
2. The Russian Federation. Decrees of the President of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation dated 10/31/2018 No. 622 (ed. dated 05/12/2023) "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019 - 2025" - Text: electronic. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986
3. The Russian Federation. Laws. Federal Law No. 109-FZ of 07/18/2006 (latest edition) "On Migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation" -Text: electronic // Legal Reference system ConsultantPlus. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/259e33be7736b57036467f128672f0c e6ca81f9d/
4. Ministry of Economic Development of the Russian Federation: official website - 2023. -URL: https://www.economy.gov.ru / . -Text : electronic.
5. Mkrtchyan, N. V. Internal migration as a resource for Russia's development: socioeconomic effects, costs and limitations : a report / N. V. Mkrtchyan, Yu. F. Florinskaya, K. I. Kazenin. - Moscow : Publishing House "Delo" RANEPA, 2020. - 76 p. — (Scientific reports: social policy). - ISBN 978-5-850006-190-6. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1405743 /. - Access mode: by subscription.
6. Pustoshinskaya, O. S. Political processes: migration and conflicts : a textbook / O.S. Pustoshinskaya. — Moscow : INFRA-M, 2021. — 98 p. — (Higher education). - ISBN 978-5-16012893-1. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1215144 .- Access mode: by subscription.
7. Regional management and development of territories in the digital economy: a textbook / O.V. Babich, I V. Igolnikova, I.A. Matyushkina, L.S. Mityuchenko, O.M. Mikhaleva. - Kursk: "University Book", 2023. - 239 p.
8. Federal State Statistics Service. - The official website. - Updated during the day. - URL: https://rosstat.gov.ru /. - Text: electronic.
Author's information
Mikhaleva Olga Mikhailovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. E-mail: [email protected]
Kashnikova Valeria Vladimirovna is a 1st year student of the field of study 38.03.01 Economics of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia. E-mail: [email protected]