Научная статья на тему 'Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона'

Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2762
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / STRATEGIC PLANNING / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Раджабова Хамис Рашидовна

В статье исследуется содержание стратегического планирования развития регионов, отражающее своеобразие его объекта и субъекта, а также условий и факторов, определяющих конкурентные преимущества территорий. Раскрыто содержание функций стратегического планирования социальноэкономического развития субъектов. Дополнен состав принципов стратегического планирования территорий за счет включения следующих принципов: ориентации планов на получение эффекта динамической устойчивости социально-экономической системы региона. Рассмотрен международный опыт организации стратегического планирования экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF STRATEGIC PLANNING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

This article examines the content of the strategic planning of regional new, reflecting the uniqueness of its object and subject, as well as the conditions and factors that determine the competitive advantages of territories. Disclosure of the functions of a strategic planning of social and economic development entities. Supplemented by the composition of the principles of strategic planning areas to include the following principles: the orientation of plans to obtain the dynamical stability of the socio-economic system of the region. Considered international experience in strategic planning for economic development of regions.

Текст научной работы на тему «Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона»

РАДЖАБОВА Х.Р.

СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье исследуется содержание стратегического планирования развития регионов, отражающее своеобразие его объекта и субъекта, а также условий и факторов, определяющих конкурентные преимущества территорий. Раскрыто содержание функций стратегического планирования социально-экономического развития субъектов. Дополнен состав принципов стратегического планирования территорий за счет включения следующих принципов: ориентации планов на получение эффекта динамической устойчивости социально-экономической системы региона. Рассмотрен международный опыт организации стратегического планирования экономического развития регионов.

RADJHABOVA Н.Я.

SUMMARY OF STRATEGIC PLANNING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

This article examines the content of the strategic planning of regional new, reflecting the uniqueness of its object and subject, as well as the conditions and factors that determine the competitive advantages of territories. Disclosure of the functions of a strategic planning of social and economic development entities. Supplemented by the composition of the principles of strategic planning areas to include the following principles: the orientation of plans to obtain the dynamical stability of the socio-economic system of the region. Considered international experience in strategic planning for economic development of regions.

Ключевые слова: стратегическое планирование, экономическое развитие, региональная экономика.

Keywords: strategic planning, economic development, regional economics

На современном этапе стратегическое планирование все чаще применяется в качестве одного из основных инструментов регионального управления. Научно разработанные и обоснованные стратегические планы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют с минимальными затратами достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основой для создания эффективной сбалансированности социально-экономических систем. Необходимость планирования социально-экономического развития региона обусловлена тем, что наличие долгосрочного стратегического плана, включающего основные направления и ориентиры создания политически стабильного и устойчиво развивающегося общества, позволит региону выделить приоритетные направления развития и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на этих направлениях.

Сущность стратегического планирования социально-экономического развития региона можно рассматривать в трех плоскостях.

Во-первых, «собственно стратегическое планирование» понимается как документально представленное выражение о желаемом будущем социально -экономическом состоянии региона и о системе мер и ресурсов, используемых для приближения этого будущего.

Во-вторых, «стратегический план социально-экономического развития», трактуется как комплект документов, включающий собственно стратегический план и блок документов по его реализации - набор стратегических программ и конкретный план мероприятий по осуществлению экономического и социального развития региона.

В-третьих, «стратегический план как процесс», понимается как система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки стратегического плана региона и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение: стратегический план социально-экономического развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности и предусматривает выдвижение таких целей, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование социально-экономической системы региона в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Основополагающими принципами разработки стратегического плана социально-экономического развития региона должны являться: обоснование стратегических целей социально-экономического развития; ориентация на решение социальных задач, формирование высокоэффективной и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной экономики; взаимодействие различных форм собственности и хозяйствования; обеспечение открытости хода и результатов работ по формированию стратегического плана развития региона; учет глобальных мировых тенденций.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона должны включать: оценку достигнутого уровня социально-экономического развития региона; определение целей регионального развития; разработку концепции социально-экономического развития региона; мониторинг и анализ его эффективности и результативности, корректировку целей и методов достижения.

В результате четкого соблюдения принципов и этапов стратегического планирования, в конечном итоге реализация стратегического плана позволит достичь стабилизации экономической и социальной обстановки, сохранения производственного и кадрового потенциала, создания основ экономики рыночного типа, сочетающей предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирования предпосылок и условий для устойчивого развития хозяйственного комплекса региона.

Необходимо также отметить, что в процессе стратегического планирования регионального развития в современных условиях полезным может оказаться изучение зарубежного опыта в области прогнозирования и стратегического планирования, региональных и местных социально-экономических систем.

Возможность использования зарубежного опыта вытекает из существующих сходных проблем в области техники и технологии, экономики и социальной жизни, так как научно-технический прогресс и его пространственная диффузия идут практически по единому сценарию, в результате чего и в разных странах возникают сходные региональные проблемы, в частности, продолжающаяся дифференциация экономической и социальной жизни экономических районов, центра и периферии.

На пример, система развития регионов, созданная в Японии, основывается на государственных планах развития территорий, которые составляются с начала 60-ых годов XX века на 10 лет. Основной задачей таких планов является: региональное размещение производительных сил; уменьшение хозяйственных диспропорций между различными экономическими районами; обеспечение равных социально-экономических условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; улучшение экологической обстановки.

При этом большое значение в региональной политике Японии играет ее экономической районирование. В целях планирования и прогнозирования развития производительных сил различными экономическими, правительственными и научными учреждениями территория Японии разбита на 10 экономических районов. Экономическое районирование в Японии служит не только основой экономического анализа, планирования развития префектур, городов, но несет и практическую нагрузку, определяет социально-экономическое развитие страны в целом. Это проявляется в следующих крупных направлениях: экономическое районирование служит основой для разработки утверждаемых правительством долгосрочных планов комплексного развития территории страны, а также других законодательных актов по региональному развитию; на основе схемы экономических районов действует финансовая и, прежде всего, налоговая системы, определяющие меры, обеспечивающие самофинансирование территорий.

Главными государственными органами, занимающимися разработкой и контролем исполнения региональных стратегических планов развития являются Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории при кабинете министров Японии. Первый разрабатывает основные направления развития экономики страны с учетом регионов, второй - конкретно региональные аспекты.

Значительная работа по разработке программ и планов по заказам правительственных и местных органов осуществляется частными научными и другими организациями. В последние годы в решении вопросов регионального развития усиливается роль местных органов управления - префектур. Прослеживается тенденция передачи в ведение местных властей на правах автономии решения всех вопросов развития территорий.

Для всех уровней власти в странах Западной Европы наиболее актуальны сегодня проблемы безработицы и социального партнерства. Планирование регионального развития должно решить основные социально-экономические проблемы.

В большей части программ развития фиксируются цели, задачи, определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития, проводится анализ SWOT (сильные и слабые места, возможности и опасности), формулируется стратегический план.

Стратегические планы дополняются планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий).

В Федеративной Республике Германия ответственность за проведение региональной политики возложена на земли.

Законодательное обеспечение региональной политики в Германии определяется федеральной конституцией, где выделены «общие задачи федерации и земель», в том числе задача «улучшения региональной экономической структуры», в рамках которой оба уровня по затратам выступают на паритетной основе. Одновременно действует федеральный рамочный закон о территориальном планировании, определяющий основные принципы, которым должны следовать земли в данной сфере.

В качестве основной функции федерального правительства в области региональной политики выделяют установление партнерских отношений с землями в рамках Совместной оперативной группы. Комитет по планированию определяет состав Совместной оперативной группы, разрабатывает проект ежегодного Генерального плана, а также приоритеты регионального развития. Проект Генерального плана содержит в себе меры и условия оказания необходимой помощи районам, карту районов, которые нуждаются в ней. Финансирование данной региональной политики осуществляется в равных долях с двух сторон: с одной стороны, Федеральным правительством и землей, с другой стороны Администрации земель несут ответственность за осуществление региональной политики. Помощь, которая предоставляется Совместной оперативной группой, направлена только на определенные территории, выделенные для поддержки. Карта подобных территорий согласовывается Плановым комитетом Совместной оперативной группы и утверждается Европейской комиссией. Такая карта регионов составляется обычно на несколько лет. Территории выбираются в ходе процесса, состоящего из трех фаз:

❖ каждая из территорий западногерманского рынка труда оценивается по ряду региональных экономических показателей. Далее эти территории группируются в порядке убывания по принципам региональных неравенств. Территории, которые получают наивысший ранг, включаются в список нуждающихся в поддержке Совместной оперативной группы;

❖ земли получают возможность немного изменить такую карту;

❖ указанные карты передаются на рассмотрение в Европейскую Комиссию.

Плановый комитет предоставляет подробный годовой Рамочный План, в котором указываются: территории, отмеченные на карте помощи, меры помощи, условия предоставления помощи и приоритеты регионального развития. План выпускается ежегодно, но при этом каждый входит в четырехлетний период, включающий тот год, когда план был согласован, и следующие два года. Таким образом, планы обеспечивают предсказуемость последующего планирования как минимум на следующие три года.

Задачи стратегического планирования регионального развития во Франции определяются законом по обустройству территории. Согласно закону регионы разрабатывают долгосрочные схемы развития территорий. Участие государства в региональном развитии осуществляется посредством системы пятилетних плановых контрактов «государство-регионы». Такие плановые контракты являются децентрализованным элементом национальной социально-экономической системы планирования. Законодательно плановые контракты были сформулированы в 1982 г., и представляли собой контрактные соглашения на несколько лет между государством и региональными властями.

Подготовка контрактов длится обычно до двух лет и включает в себя три этапа: правительство устанавливает приоритеты региональной политики; региональные префекты подготавливают проекты планов, получая при этом консультации у президента регионального совета и плановых комитетов; согласование подготовленных планов между регионами и государством.

Законодательно плановые контракты четко устанавливают перечень мероприятий, срок исполнения и вид финансирования данных действий. Мероприятия, которые финансируются по контрактам, отличаются своим многообразием и включают большое число различных организаций и отделов. Плановые контракты классифицируются на четыре большие группы: физическая инфраструктура; программы согласованных действий в целях регионального развития, направленные на территории с особыми проблемами; обучение, проведение исследовательских работ, финансирование ВУЗов и т.д.; мероприятия по повышению занятости и экономического развития, нацеленные на улучшение бизнес-среды для малых предприятий путем предоставления грантов и консультаций.

Наряду с контрактами «государство-регион», сохранилась и используется другая подсистема: долгосрочные планы обустройства территории на 15 лет, актуализируемые каждые 5 лет.

Рассмотренный опыт планирования регионального развития зарубежных стран в совокупности с изучением современного состояния отечественной системы регионального планирования может оказать позитивное влияние на процесс стратегического планирования социально-экономического развития регионов России.

Так, введение такого понятия как «институт партнерства», используемого во Франции, в процесс стратегического планирования регионального

развития позволит исключить появление государственной монополии планирования, а так же четко определить структуру целей стратегического плана, ввиду непосредственного участия в процессе всех заинтересованных структур и слоев общества.

Опыт Германии интересен тем, что применение дополнений стратегического плана планами практического действия и планами мероприятий позволит охватить все важные направления социально - экономического развития региона. Но, необходимо избежать дублирования, посредством четко построенной и регламентированной иерархий планов. Для этого необходимо определить взаимосвязь стратегического плана с планами практического действия и планами мероприятий и установить приоритетность их реализации.

Целесообразно так же перенять практику привлечения научных и других организаций к разработке стратегических планов, которая имеет место быть в Японии. Данная практика позволит подойти к процессу стратегического планирования с различных сторон, что в свою очередь приведет к значительному увеличению внедрения инноваций в сфере управления и стратегического планирования социально-экономическим развитием региона. Привлечение сторонних научных и других организаций и экспертов будет способствовать повышению квалификации специалистов непосредственно занимающихся формированием и реализацией стратегического плана, а также его мониторингом, за счет обмена знаниями, опытом и информацией.

Однако необходимо отметить, что при оценке возможностей использования того или иного опыта и подготовке соответствующих рекомендаций целесообразно учитывать разницу в культурно-историческом и социально-экономическом развитии.

Важным фактором формирования стратегического плана регионального развития является внедрение новых технологий регионального планирования, которое становится невозможным без соответствующей подготовки и переподготовки кадров по вопросам регионального анализа социально-экономического развития, прогнозирования, планирования, проектного управления. Необходимо улучшить информированность работающих в этой сфере специалистов и создать для них возможность общения и обмена опытом на основе современных информационных технологий. Для решения этой задачи необходимо проведение на систематической основе учебно-практических семинаров, конференций по вопросам разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов с привлечением органов государственной власти и местного самоуправления. Это позволит выявлять существующие проблемы, распространять положительный опыт их решения.

Важным аспектом формирования качественного стратегического плана развития является создание единой системы государственного регионального планирования социально-экономического развития.

Стратегический план концентрируется на перспективах региона и должен выявлять ключевые факторы его развития. В этом случае он не является

комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее приоритетных для региона секторах.[9]

Следует обратить внимание на то, что отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона, снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона. Процедура стратегического планирования не допускает единообразного подхода, т.к. регионы отличаются по следующим характеристикам: уровню экономической активности; географическим характеристикам и природным ресурсам; экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности; социальной организации жизнедеятельности населения; политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.[11]

Резюмируя, можно сказать, что в результате формирования многоукладной экономики, все увеличивающейся динамики процессов во внешней среде на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления на основе мониторинга социально-экономических процессов, формирующиеся в единой цепочке целевых ориентиров, исходя из миссии региона и его целей.

_Литература_

1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики - М.: ГУВШЭ, 2000

2. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.-М., 1994. - 100 с.

3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. - М.: Юристь 2002.

4. Гичиев Н.С.. Раджабова Х.Р. Концепция регионального развития // Вестник молодых ученых Дагестана, №1, 2009. - Махачкала: Наука плюс, 2009. С. 64 - 69.

5. Гичиев Н.С.. Раджабова Х.Р. Методические подходы: к формированию модельной структуры программы социально - экономического развития региона // Региональный вестник молодых ученых - М..2009. - №1. С.14-16.

6. Гичиев Н.С.. Раджабова Х.Р. Инновации как стратегический фактор социально - экономического развития региона // Перспективы экономической интеграции прикаспийских государств и их регионов / Сборник материалов международной научно - практической конференции 24-25 ноября 2010г. - Махачкала: Наука ДНЦ. 2010. С.398 - 405.

7. Гичиев Н.С. Теории и факторы экономического роста // Региональные проблемы преобразования экономики.- Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН. №2, 2012.

8. Фатхутдинов Р.А Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд.-Спб.: Питер, 2005.- 448 с.

9. Федоров Н.В. Социальная ориентация стратегического планирования экономики региона// Социально-экономические проблемы развития образования в регионе/ Сб.науч. стат под ред. А.И. Сухарева и В.В. Козина. НИИ регионоло-гии при Мордов. Ун-те.-Саранск, 2004.

10. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. С.-Петербург: ИСЭП РАН, 1995. - С. 70.

11. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. -М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.