N00 Г I N00 N IОЁАЁ0Г ио ТВ IАЁА1 I ОААЁи Г ио ЁА0АА I ВЁЁ ^АГ 0Ё Г А N I АоА ТАГ Г I 1 I АиАЙОАА А. Г. ГТаееТаа
А поаоиа аТаёедеЭо^опу УЭё+ёТй айааёаТеу жаТиёТ а ёа+апоаа ТпТаТё пТоеаёиТТ-аа!ТаЭаоё+апёТё аЭО'П'й ё т'аОёбё+апёТё ёаоааТЭёё ёёёаТоТа пТоёаёшйо пёожа. ВапмаоЭеаа^опу аЭО'П'й УЭТаёа!, паудаийо п пТаЭаТаТТТё жаТиёТТё. АТёадйааао-пу ТаТаоТаё! Тпои УаЭат шпёаТёу оаЭаёоаЭа, оаоТТёТаёё ё УЭТаТёжёоаёш Тпоё пТ-оёаёиТТё ЭааТой п жаГиёШё, а оаёжа дГа+ёТТпои ёпУТёидТааГёу ааГааЭГТаТ УТа-оТаа а УЭаёоёёа пТоёаёиГТё ЭааТой.
В любом обществе наглядно проявляется зависимость женщин от экономики, политики, духовной жизни общества. Это требует особого социального осмысления, выработки технологий и методики социальной работы. В результате экономических кризисов и социокультурных трансформаций именно женщины становятся наиболее слабо защищенной категорией населения и являются особым объектом социальной работы.
Женщина — 1) лицо, противоположное по полу мужчине; 2) лицо женского пола, вступившее в брачные отношения, рождающее детей; 3) взрослая, то есть совершеннолетняя, в отличие от девочки или девушки; 4) представитель социальной группы, характеризующейся гендерно обусловленной ролью, определенной диспозицией, самопрезен-тацией, социализацией и женской идентичностью [1, с. 71—72].
Основная причина выделения женского населения в качестве особой социально-демографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции, то есть способности к деторождению, что составляет основную причину трудностей в сочетании ими своих семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей. Кроме того, подчиненная роль женщин в полоролевом разделении труда, невозможность для подавляющего большинства женщин обеспечивать себя и детей собственным трудом привели к утверждению представлений об их неполноценности, об ограничении всей их жизнедеятельности исключительно семейным кругом, о «естественном биологическом предназначении» женщин [2, с. 103—104].
Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Спецификой деятельности социального работника является то, что в процессе своей деятельности он имеет дело с
девиантными, маргинальными слоями населения, лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. К сожалению, в силу ряда причин в эту же группу сегодня попадает значительная часть женщин, что дает основание определения их как особого и постоянного клиента социальных служб.
Можно выделить ряд параметров, вследствие которых женщину можно определить как объект социальной работы (рис.).
Сложность социальной работы с женщинами заключается в том, что эта работа связана с многочисленными противоречивыми процессами в обществе, культуре, непосредственно влияющими на положение женщин. Кроме того, существующее законодательство нередко находится в противоречии с реальной жизнью и не отвечает потребностям человека. Многие постановления и указы, касающиеся улучшения положения женщины, остаются декларацией, не соответствуют реалиям жизни.
Можно выделить причины проблемного социального самочувствия женщины: несовершенство, декларативность нормативноправовой базы в отношении социальной защиты женщины; недостаточное количество специализированных социальных служб,
призванных оказывать помощь женщине; доминирование гендерных стереотипов в обществе о женщине как слабой и беззащитной; дискриминация женщины в различных сферах жизнедеятельности; отсутствие желания либо возможности женщин бороться за свои права. Проблемы женщин касаются всех социальных проблем, характерных для современного общества. Все множество проблем, связанных с современной женщиной, можно разделить на следующие группы: социальноэкономические; социально-психологические; семейные; социально-медицинские. Приведем некоторые из них в качестве примера.
© А. Г. Г ТаёёТаа, 2010
ВёпоТТё
1аЭа1аоЭи, м'Заааёу |эйёа жаТйёТо ёаё Таиаёо пТоёаёиТТё ЭааТои
Социально-экономические проблемы. К этой группе проблем женщин можно отнести: женскую безработицу, низкий уровень заработной платы и престижности профессии женщины, проблемы трудоустройства и материального неблагополучия, экономической зависимости женщины от мужчины, вынужденную миграцию, проблемы «двойной занятости», преступлений, дискриминации, экономического насилия по отношению к женщине.
Социально-бытовые проблемы. Эта группа включает такие проблемы женщин, как отсутствие жилья, проблемы обеспечения условий проживания женщин, освободившихся из мест лишения свободы, беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы женщин, проживающих в домах-интернатах и пансио-
натах, а также одиноких пожилых женщин и женщин-инвалидов, испытывающих трудности самообслуживания.
Семейные проблемы. Эта группа включает проблемы женщин в воспитании детей, проблемы разведенной женщины, послеразвод-ной и предразводной ситуации в семье, проблемы матерей детей-инвалидов, одиноких и несовершеннолетних матерей, проблемы семейного насилия, многодетности при материальном неблагополучии, бездетности, потери женщиной родных и близких, вдовство, проблемы семейных конфликтов.
Социально-медицинские проблемы. К данной группе относятся проблемы женщин пожилого возраста, инвалидов, временно потерявших трудоспособность, склонных к девиантному поведению (алкоголизм, наркома-
ния, проституция), бездетных, беременных женщин и выхаживающих грудных детей, женщин, подвергшихся насилию, ставших жертвами катастроф, терроризма.
Социально-психологические проблемы. В данной группе проблемы женщины связаны с ее специфическими чертами характера, эмоциональностью, тревожностью, подверженностью стрессам. Также это проблемы вынужденного отказа женщины от ряда социальных функций, ролей и статусов, проблемы одиночества, психологического насилия, проблемы женщин, потерявших родных и близких, проблемы искажения гендерной идентичности и полового самосознания.
Разумеется, все указанные проблемы и трудные жизненные ситуации женщин являются тесно взаимосвязанными между собой и выделение той или иной трудной жизненной ситуации, проблемы в определенную группу может быть лишь условным. Так семейные проблемы сказываются на эмоциональном благополучии женщины и на состоянии ее здоровья, порождают стрессы, депрессии, юридические проблемы, приводят к материальным проблемам, одинокому материнству, хозяйственно-бытовым проблемам, проблемам в воспитании детей, резкой реорганизации социальных и родственных связей и т. д.
К примеру, подавляющее большинство семей матерей-одиночек можно отнести к категории материально нуждающихся. И это неудивительно, во-первых, потому что доход неполной семьи составляет одна заработная плата матери, во-вторых, труд женщины зачастую оплачивается ниже, чем труд мужчины и это в тех случаях, когда одинокая мать работает и реально получает зарплату. Но нередки случаи, когда неполная семья, не имея трудового дохода, вынуждена жить лишь на государственные пенсии и социальные пособия. Ситуация становится еще более плачевной, когда одинокая мать воспитывает нескольких детей или ребенка-инвалида. Материальные трудности могут породить определенный психологический комплекс у членов неполной семьи. Помимо этого распад систем социального жизнеобеспечения — здравоохранения, образования, культурного развития, детского отдыха и т. д. — блокирует возможность для большинства женщин обеспечить успешный социальный старт своим детям, превращая их с самого начала в граждан второго сорта. У ребенка, когда он видит, что одет хуже остальных или не имеет того, что есть у других ребят, может сложиться комплекс неполноценности. Проблемами неполных семей в России являются: материальные, хозяйственно-бытовые, проблемы, связанные
с совмещением родительских и профессиональных ролей, нарушения в социализации детей, медико-социальные проблемы, особая реакция со стороны окружающих и др.
Проблемы со здоровьем женщины также связаны с многочисленными трудностями жизнедеятельности, такими как: потеря прежнего социального статуса; построение адекватных отношений со здоровыми людьми; рождение детей и создание семьи; получение образования; трудоустройство; заниженная самооценка; зависимость от лекарств; трудности самообслуживания; материальные
проблемы. Так, например, женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни, часто подвергаются жестокому обращению. Причинами социально-психологических, социально-ме-
дицинских, семейных проблем женщин могут явиться социально-экономические проблемы общества, проявляющиеся в безработице, отсутствии возможности трудоустройства, дискриминации, насилия, преступлений, агрессии в отношении женщин в обществе — это одни из основополагающих социальных механизмов, при помощи которых женщин вынуждают занимать подчиненное положение в сфере экономики, политики, общественной жизни.
Проблемная ситуация, когда женщина становится объектом социальной работы вследствие девиантного поведения. Прежде мы отнесли женский алкоголизм, наркоманию, проституцию в разряд социально-медицинских проблем, но девиантное поведение женщин весьма негативно в своих видах и проявлениях, пагубно сказывается на судьбе как отдельной личности, семьи, так и общества в целом. Так среди причин возникновения девиантного поведения женщин можно выделить: социально-экономический кризис (обнищание значительной части общества, безработица, социальное расслоение, маргинализация общества); разрушение социокультурной среды (утрата многих конструктивных семейных ценностей, культурных традиций, разрушение положительных моральных и поведенческих норм в обществе, господство цинизма и социальной несправедливости); общее ухудшение состояния здоровья населения (ухудшение питания, отрицательное воздействие экологических факторов и радиации, недоступность квалифицированной медицинской помощи); доступность, относительная дешевизна и тотальная реклама табака и алкоголя, пропаганда насилия средствами массовой информации и шоу-бизнесом; пропаганда эротики кино- и видеофильмами, посредством чего обществу навязывается оп-
ределенная схема культуры, в которой унижается достоинство женщины.
Категории женщин, являющихся объектами социальной работы: вышедшие на пенсию; временно нетрудоспособные; женщины-инвалиды; безработные; несовершеннолетние матери; многодетные матери; одинокие матери; матери детей-инвалидов; беременные женщины; выпускницы детских домов и школ-интернатов; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беженцы и вынужденные переселенцы; подвергшиеся насилию в семье; находящиеся в местах лишения свободы; женщины без определенного места жительства; находящиеся в конфликте с семьей, близкими, родными; одинокие пожилые женщины, находящиеся в ситуации риска; проживающие в домах-интернатах, пансионатах; женщины из неполных семей; жертвы экономического, психологического, сексуального насилия; потерявшие родных и близких (вдовы); жертвы катастроф, дискриминации, преступлений, терроризма; разведенные, находящиеся в ситуации развода, предразводной и послераз-водной ситуации; страдающие алкоголизмом, наркоманией; испытывающие проблемы с воспитанием детей; занимающиеся проституцией; женщины-военнослужащие; женщины-транссексуалки.
Перечисленные выше факты проблемного социального самочувствия женщины и многообразия категорий женщин, являющихся объектом социальной работы доказывают, что использование гендерного подхода в практике социальной работы в начале нового столетия является сущностной необходимостью. На наш взгляд, применение гендерного подхода в социальной работе актуально по ряду причин:
1. Позволяет выявить объективные закономерности и субъективные факторы в социально-экономической, семейной, социальной, духовной, политической сферах жизнедеятельности женщин в сопоставлении с аналогичными процессами у мужчин.
2. Позволяет оценить любое планируемое социальное мероприятие, проект, программу с точки зрения их воздействия на мужчину и женщину.
3. Позволяет инкорпорировать проблему гендерного равенства в социальное законодательство, стратегии и программы социальной политики, технологии социальной работы.
4. Способствует выявлению факторов, вызывающих дискриминацию женщин, в сопоставлении с аналогичными процессами у мужчин в целях проведения более эффективной социальной работы и социальной политики.
5. Способствует выявлению социальных, статусных, классовых различий между мужчиной и женщиной и умению помочь нуждающимся в практике социальной работы с учетом этих различий.
6. Означает, что сами социальные работники при решении проблем клиентов должны исключать следование гендерным стереотипам о предназначении мужчины и женщины, дискриминацию по полу и субъективные представления о «должном» мужском или женском поведении.
Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда (несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии) на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы анти-дискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития.
Социальная работа с женщинами в современных условиях требует переосмысления ее характера, технологий и продолжительности. Это обусловлено тем, что:
— во-первых, стратегии социальной помощи в отношении женщин в современной практике социальной работы выстроены таким образом, что женщина остается пассивным реципиентом социальной помощи, то есть помощь оказывается в основном на уровне компенсаций. Активная стратегия социальной защиты, выражающаяся в актуализации жизненных сил женщины, развитии независимости, приобретении навыков и умений по самозащите, получении хорошо оплачиваемой работы, мало эффективна. Между тем требуется не просто включение женщин в систему социальной защиты путем денежных компенсаций, но и учет факторов, влияющих на их самореализацию и самоактуализацию;
— во-вторых, с одной стороны, в направлениях социальной работы имплицитно содержится гендерный фактор, а с другой — не учитывается. Использующиеся технологии и методы социальной работы в настоящее время слабо учитывают, либо вообще не учитывают, гендерный подход в социальной работе, хотя одну и ту же трудную жизненную ситуацию мужчины и женщины переживают по-разному. Безусловно, социальная работа
по своей сути и механизмам должна быть гендерно-чувствительной, дифференцированной: одним женщинам она должна помочь преодолеть барьеры на пути достижения с мужчинами равного статуса, другим — максимально облегчить исполнение роли «работающей матери», а кому-то дать максимальную возможность посвятить себя семье. Социальная работа в этом направлении должна проявиться как политика выбора, вариативности и множественности;
— в-третьих, существующие механизмы социальной политики (и как следствие направления социальной работы) способствуют моделированию патриархальных ценностей и установок в обществе, гендерных стереотипов (мужчина — сильный, женщина — слабая), ведущих к снижению социальной ак-
тивности и профессиональной успешности женщин. Это обусловливает дискриминацию женщин, инициирует патриархальную модель распределения социальных ролей, разделения труда в домашнем хозяйстве и на рабочем месте между мужчиной и женщиной;
— в-четвертых, порог получения социальных услуг для женщин по сравнению с мужчинами не одинаков. Сегрегация по половому признаку на рынке труда, низкий уровень заработной платы женщин по сравнению с мужчинами, поляризация в распределении по профессиям и социальному статусу затрудняют доступ женщин ко многим социальным услугам, предоставляемым через системы труда и занятости, здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. акад. РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Изд-во РГСУ, 2008. — 412 с.
2. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие в вопросах и ответах / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М. : Ин-т соц. работы, 1996. — 233 с.
ОАЁО I ви N I ОЁАЕи I I Е ОВдАЁ I I МОЁ ААОАЕ А в I ММЁЁ О. А. МТёТаиааа
А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу тма) 1а пп ЭТппёёпёП Тайапоаа Та
Взаимоотношения между миром детей и миром взрослых являются диалектическими: они не только дополняют, но и отрицают друг друга. В современном российском обществе сложность и противоречивость данных взаимоотношений дополнены уникальными социальными ситуациями. В истории России новое поколение всегда было по численности больше предыдущего. Сегодня просматривается противоположная тенденция: в возрастной структуре общества уменьшается доля детей и молодежи, растет удельный вес пожилых людей. Структурные изменения сопровождаются усугублением расхождений в ценностных ориентациях между поколениями. Разрыв между поколениями многозначен.
иа баёо|Эй тоёаёипё оудаё1 тоё ааоаё а таЭа-1аёЭТ-, 1ёёЭТ- ё ТадТоЭТаТуо.
Современная социокультура создает условия для сознательного, быстрого и разнообразного приобщения детей к достижениям современной цивилизации. Однако для некоторых из них данное приобщение принимает асоциальные формы, о чем свидетельствует возрастание субкультуры социально уязвимого детства.
Дети вследствие своего социального статуса являются наиболее социально уязвимой категорией населения. Своеобразие детства может быть адекватно понято только в том случае, если во внимание принимаются как нормальное его функционирование, так и всякого рода сбои и дисфункции. Решение этой задачи имеет, очевидно, не только теоре-
© 0. А. ЫТёТаиааа, 2010